ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 0
цесс, открытый им, еще не был |
фотографическим |
в |
сов |
|||
ременном понимании этого слова. Он и назывался |
дагерро |
|||||
типией. С его помощью можно было получить |
|
только |
||||
одно изображение. Если требовалось 10 экземпляров |
сним |
|||||
ка, то необходимо было и 10 раз |
экспонировать. Н и |
о |
ка |
|||
ком размножении дагерротипа не могло быть и речи. |
|
|||||
Разрешить эту последнюю задачу удалось |
английско |
|||||
му ученому Г. Ф. Тальботу. Его |
исследования относятся |
|||||
к тому ж е времени, но он не торопился |
с их |
опубликова |
||||
нием H потому испытал горечь |
известия |
о том, |
что |
его |
||
опередили. |
|
|
|
|
|
|
Тальбот внимательно изучал все, что к тому |
времени |
|||||
было известно в химии о светочувствительности |
серебря |
|||||
ных солей. Первые негативные изображения |
были |
полу |
чены им не на металлических пластинках, а на бумаге, покрытой слоем свежеосажденного хлористого серебра.
Чувствительность |
такого слоя |
оставляла |
желать |
лучше |
||
го — иногда д а ж е |
многочасовое экспонирование |
не |
дава |
|||
ло желаемых |
результатов. |
|
|
|
|
|
Об этих |
затруднениях изобретателя |
стало |
известно |
|||
знаменитому |
химику Г. Дэви, |
и он нашел н у ж н ы м |
сооб |
щить ему, что йодистое серебро гораздо чувствительнее, чем хлористое. Тальбот приступил к опытам в соответст
вии |
с рекомендациями |
Дэви, и тут натолкнулся на то, |
|
что |
избыток йодистого |
калия прекращает светочувстви |
|
тельность серебряных |
солей. Это наблюдение |
позволило |
|
ему |
разработать процесс закрепления изображения, по |
||
лученного на бумаге. Изобретатель погрузился |
в изуче |
ние физико-химических процессов, и как раз в это время поступило сообщение об открытии Дагера. Во Француз скую академию наук Тальбот направил сообщение о сво их достижениях, где указывал, что располагает тремя за крепляющими изображение веществами: крепким рас твором хлористого натрия, йодистым калием н третьим, особенно хорошо действующим, которое было рекомендо вано ему Д. Ф. Гершелем и которое он пока вынужден держать в секрете. Секрет свой он открыл в марте І839г . Третье вещество оказалось гипосульфитом. Оно и сейчас применяется в фотографии в качестве закрепителя. Тогда
ж е изобретатель |
сообщил и об |
особой |
чувствительности |
||
бромосеребряной |
бумаги. |
|
|
|
|
На первых |
порах процесс |
Тальбота |
все |
ж е уступал |
|
дагерротипии, |
но |
н а п р я ж е н н е й ш а я работа |
изобретателя |
104
давала все новые и новые плоды. Он открыл проявляю щее действие галловой кислоты и ввел много других усо
вершенствований в фотографический |
процесс. Но глав |
|
ное, что дало развитие фотопроцессу, |
было изобретение |
|
Тальботом негатива, с которого можно |
переснимать лю |
|
бое количество копий. Негатив был бумажным, |
прозрач |
|
ность придавалась ему путем наващивания . |
|
|
Может возникнуть вопрос, какой же чудак |
Тальбот, |
почему он делал свои негативы бумажными, неужели так трудно было додуматься до нанесения бромсеребряного слоя на стеклянную пластинку? В том то и дело, что до думаться было несложно, и нет оснований предполагать, что такая мысль не приходила Тальботу в голову, но вы
полнить это было тогда весьма непросто. Ведь |
для |
этого |
||||
нужно было листовое стекло, а первый |
опыт |
получения |
||||
его машинным способом относится лишь к |
1857 г., |
при |
||||
чем из-за целого ряда |
трудностей |
он и |
не |
получил |
рас |
|
пространения. Механизация в |
производство |
листового |
||||
стекла, удешевившая |
его, пришла |
лишь |
к началу X X в., |
а до этого простой оконный лпст стоил очень дорого и был редкостью.
Так были заложены основы фотографии, дальнейшее совершенствование которой объединенными усилиями химиков, физиков-оптиков, конструкторов пошло гигант скими шагами.
Нашему поколению события гражданской войны в Соединенных Штатах Америки кажутся далеким исто рическим прошлым, о котором можно иметь представле
ние |
только |
по |
записям живших в то время людей. Од |
||||
нако |
с тех |
пор |
сохранились |
документы и не письменные, |
|||
а |
заснятые |
фотоаппаратом. |
В 1861 |
г. некий М. Брэди |
|||
с огромнейшим |
фургоном, в котором были |
т я ж е л а я каме |
|||||
ра |
с штативом, |
ванны с химикалиями |
и |
другие инстру |
менты, путешествовал вдоль фронта, стараясь «снять по беду». Два слова президента Линкольна «Пропустите Брэди» на бланке Белого дома служили самоотвержен ному первому «официальному» фотокорреспонденту про
пуском. |
Т а к |
для истории сохранились бесценные доку |
менты |
того |
времени — несколько тысяч фотоснимков. |
Среди.них был найден и портрет отважного вождя италь янского народа Гарибальди. Это отнюдь не было первым применением фотографии на войне. Неизвестный дагерротипист заснял еще в 1846 г. вступление американских оккупационных войск в Мексику.
105
В тоіі же гражданской войне в Соединенных Штатах с привязанного аэростата производились удачные фото снимки расположения неприятельских сил. Позже аэро фотосъемка стала одним из важнейших средств пе только военной, но и геологической разведки.
Конечно, от первых дагерротипов до современных сним ков фотография проделала огромнейший путь. Металли ческие пластинки заменены были на бумажные, затем на стеклянные, ' а потом и на целлюлозную пленку. От мо крых эмульспй перешли к сухому слою. Светочувствитель ность стала такова, что позволяет делать тысячи сним ков в секунду, фотоаппараты стали миниатюрными. Но ос нова фотографии — светочувствительность серебряных со лей осталась прежней. Аэрофотосъемка — только частный случай применения фотографии. Возможности ее неисчер паемы. Она используется в фотодокументацип, в кримина листике, в астрономии, рентгеноскопии, биологии, метал лографии, конструкторских бюро — трудно и перечислить все ее примепеппя.
С определенного момента фотография стала движу щейся: родилась новая отрасль промышленности — кине матография. Кино долго называли «Великим немым». И этот «Великий немой» заговорил; заговорил с помощью серебра: звукозапись фиксируется на тон же киноленте, на том же светочувствительном серебряном слое.
Фото- и кинопромышленность стали крупнейшими по требителями серебра. Если в 1931 г. на них в США рас
ходовалось |
около 146 т металлического серебра, то в 1943 г. |
у ж е 438 г, |
а к 1958 г. эта потребность выросла до 933 т. |
Успехи |
исследований в области атомной энергии поз |
волили разработать способ реставрации старых фотогра фий. К а к сообщает один из французских журналов, это прикладное искусство не столь у ж и сложно по исполне нию. Потерявшую вид фотографию подвергают облучению нейтронами, и серебро, которым «вычернен» снимок, пре вращается в свой коротко ж и в у щ и й радиоактивный изо топ. В течение нескольких минут серебро испускает лучи. Если в этот период на фотографию наложить мелкозерни стый негатив, то на нем получится изображение более чет кое, чем было на оригинале. Нет никаких сомнений, что новому способу принадлежит большое будущее.
Светочувствительность серебряных солей нашли воз можность использовать не только в фотографии или кине-
106
матографии. Из США и Г Д Р почти одновременно посту пили публикации об универсальных защитных очках. Стекла этих очков изготовлены из прозрачных эфиров цел люлозы, в которых растворены небольшие количества галогепндов серебра. При нормальном освещении такие оч ки пропускают около половины световых лучей, когда же интеисивность последних увеличивается, то соли серебра претерпевают изменение, и «пропускная способность» оч ков падает до 5—10%. Процесс этот, однако, обратимый: с уменьшением интенсивности освещения очки вновь «про светляются». Такое светочувствительное стекло намерева ются использовать не только в защитных очках, но и в вет ровых стеклах автомобилей.
ПОКРЫТИЯ И ПРИПОИ
Серебро — металл. Оно обладает свойствами, присущи ми этому разряду элементов: блеском, ковкостью, тепло проводностью, электропроводностью. О том, к а к исполь зовали с древнейших времен отражательную способность серебра, рассказано выше. Правда, в неполированном ви де серебро имеет матовый оттенок, в значительной степе ни поглощающий световые лучи. Серебряный слой доволь но быстро тускнеет от присутствия в воздухе незначи тельных количеств сероводорода. Но от этой неприятности нетрудно уберечься: на серебряный слой наносят тончай шую пленку родия, цвет которого почти не отличается от серебра.
Не |
только на |
стекло наносится серебряное |
покрытие, |
а и на |
керамику |
и на металл. В производстве |
художест |
венных и ювелирных изделий, в часовой промышленности такой процесс занимает большое место.
Способы нанесения серебряных покрытий различны: гальваническое серебрение, серебрение амальгамами, ме таллизация, катодное распыление и даже серебряная фо льга.
Серебро очень пластичный металл, из него можно по
лучать |
листки толщиной всего 0,25 |
микрона. Нанесением |
|
тонкого |
слоя серебра на разлігчные |
керамические |
изделия |
им придают металлический отблеск — люстр. |
|
||
Наибольшее значение и распространение, конечно, по |
|||
лучили |
гальванические покрытия серебром. И х |
ценность |
|
не только в хорошей отражательной |
способности, но преж- |
107
де всего в достаточной химической стойкости, электропро водности, а также прекрасном сцеплешш с основным ме таллом и эластичности, позволяющей накладывать слои значительной толщины.
Серебро устойчиво по отношению к действию щелочей, органических и некоторых минеральных кислот. Поэтому серебряные покрытия имеют широкое применение в хими ческой промышленности. Внутренние стенки многих тру бопроводов, змеевиков, конденсаторов, резервуаров, авто клавов, реакторов и других аппаратов и приборов покры вают серебром, как защитным металлом.
В аккумуляторных батареях со щелочным электроли том некоторые детали подвергаются опасности воздейст вия на них едкого к а л и или натра высокой концентрации; в то же время детали эти должны обеспечивать электри ческий контакт с другнми деталями. Лучшего материала для покрытия их, чем серебро, обладающее и устойчиво стью к щелочам, и прекрасной электропроводностью, не су ществует.
С древнейших времен серебро (как и золото) исполь зовалось как металл пайки. Входпт оно п сейчас в состав
специальных припоев. Существует много более |
дешевых |
i l общеизвестных (распространенных) припоев, |
но сереб |
ряным в технике — особое место ввиду того, что они об разуют не только прочные и плотные, но и коррозионностойкие соединения. Нет, конечно, смысла использовать серебряные припои для пайки кастрюль или ведер, но су довые трубопроводы котлов высокого давления, трансфор маторы, собирательные электрические ш и н ы в таком при пое очень нуждаются . Общеизвестны марки серебряных припоев ПСр 10, ПСр 12, ПСр 25. Ц и ф р а указывает на процентное содержание серебра, основная ж е масса спла ва состоит из меди. Первый из них предназначен для пай ки бытовых приборов. Второй — для пайки патрубков, штуцеров, коллекторов и другой арматуры из меди и мед ных сплавов, в которых процент ее свыше 58. Это туго плавкие или твердые припои. Ч е м выше требования к прочности и коррозионной стойкости паяного шва, тем с большим процентом содержания серебра используется припой. В отдельных случаях в технике применяют при пои с содержанием серебра 70%. В связи с дефицитностью олова широко применяют мягкий свинцово-серебряный припой. Н а первый взгляд это покажется нелепостью: «ме-
J08