Файл: Коваленко И.Н. Полумарковские модели в задачах проектирования систем управления летательными аппаратами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
основы
ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ
СПРАВОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИНЖЕНЕРА-КОНСТРУКТОРА
Р е д к о л л е г и я
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, д-р техн. наук, проф. Б. А. Рябов;
заслуженный деятель науки и техники РСФСР,
д-р техн. наук, |
проф. |
А. С. Ш а т а л о в ; |
|
д-р |
техн. наук, |
проф. |
В. А. Б о д н е р; |
д-р |
техн. наук, |
проф. |
Ю. И. Т о п ч е е в |
И.Н. КОВАЛЕНКО,
Г.К. МОСКАТОВ,
Е. Ю. БАРЗИЛОВИЧ
ПОЛУМАРКОВСКИЕ
МОДЕЛИ В ЗАДАЧАХ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ
Москва
«МАШИНОСТРОЕНИЕ»
197 3
К56 УДК 629.7(05) : 517.001.2(082)
Коваленко И. Н. , Москатов Г. К-, Барзилович Е. Ю. Полумарковские модели в задачах проектирования систем управ ления летательными аппаратами. М., «Машиностроение», 1973, стр. 176.
В книге рассмотрены марковские процессы с конечным или счетным множеством состоянии, полумарковские процессы вложенные цепи Маркова, процессы восстановления. Дана элементарная теория оптимальной остановки для случайной последовательности, служащая основанием некоторых мето дов оптимального управления.
Результаты теоретических исследований применены для ре шения отдельных задач, возникающих при проектировании и. обслуживании систем управления летательными аппаратами.
Приведены методы расчета надежности адаптивных авто пилотов, определения необходимого объема буферной памяти БЦВМ, оптимизации профилактического обслуживания САУ, управления посадкой групп самолетов, организации дозаправ ки самолетов в воздухе. Для иллюстрации методов расчета приведены соответствующие примеры.
Книга предназначена для^инженеров, занимающихся про ектированием систем автоматического управления летатель ными аппаратами.
Табл. 12. Ил. 40. Список лит. 71 назв.
^ 331-215
215-73
038(01)—73
© Издательство „Машиностроение“- 1973г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая книга посвящена изложению математичес кого подхода к решению ряда задач проектирования и организации обслуживания систем управления летатель ными аппаратами. Этот подход основан на теории массо
вого обслуживания и теории полумарковских случайных процессов. .' „ -
Работы А. А. Маркова рб.••«испыта^р^е^язанных в цепь», легли в основу общей теорий случайных процес сов. Заслуживают также упоминания исследования «непрерывных вероятностей» французского математика Бателье, получившие прочную логическую основу лишь после ооздания теоретико-множественной системы по строения основ теории вероятностей. Общая теория марковских процессов и их классификация были даны
А.Н. Колмогоровым в 1930 г.
Теория массового обслуживания возникла в начале
XXв. на базе задач телефонии. Позже выяснилось, что
аналогичные или весьма близкие к ним задачи воз никают иа транспорте, при автоматизации технологи ческих процессов, в теории исследования операций и в других областях науки и техники.
В монографии А. Я. Хинчина [46] были обобщены дос тигнутые к середине текущего столетия результаты в те ории массового обслуживания (ТМО) и этой теории да на строгая научная основа. Заменив разного рода эврис
тические рассуждения, применявшиеся предыдущими - -~> авторами, строгим методом в рамках теории случайных процессов, А. Я. Хинчнн классифицировал схемы массо вого обслуживания. Следующим важным результатом явился метод вложенных цепей Маркова, созданный Д. Кендаллом и изложенный теперь почти во всех кни гах по теории массового обслуживания (например, [14 и 19]). Данным методом решено большинство задач ТМО.
Для справок, кроме упомянутых выше работ, рекомен дуются книги [6, 9, 12, 34, 36, 71].
В настоящее время в теории массового обслуживания рассматриваются следующие основные системы и направ ления: системы с приоритетным обслуживанием и с раз делением времени; системы с ограничениями из длину очереди, на время пребывания требований® системе либо на время их ожидания; системы с групповым обслужива
5
нием либо с групповым поступлением требований; систе мы с приборами ограниченной надежности; статистичес кие методы восстановления характеристик систем по на блюдению различных случайных величин, связанных с процессом обслуживания.
Строгое математическое определение схем и задач теории массового обслуживания, которое удовлетворяло бы математиков и специалистов прикладных наук, в нас тоящее время вряд ли возможно. Это объясняется тем, что методы теории массового обслуживания тесно пере плетаются с методами других разделов теории вероятнос тей и теории случайных процессов. Многие авторы пред лагают обобщенные математические схемы для описания функционирования систем массового обслуживания. Повидимому, процесс создания таких схем будет и впредь развиваться. Это направление представляется весьма перспективным, если учесть, что современные вычисли тельные машины дают возможность алгоритмизировать решение широких классов математических задач. Послед нее относится не только к численным методам, ио и к выводу формул.
Выбранный в книге математический аппарат в значи тельной мере предопределил и круг решаемых практи ческих задач, связанных с созданием высоконадежных адаптивных систем управления летательными аппарата ми, регламентацией их проверок, управлением посадкой групп самолетов, заправкой самолетов топливом в воз духе.
Гл. I (за исключением 1.1 и 1.3) написал И. Н. Ко валенко; гл. II, III и 1.1 и 1.3 — Г. К. Москатоів; гл. IV—
Е.Ю. Барзнлович; в 4. 5 воспроизводится работа [6]. Авторы выражают глубокую признательность д-ру
техн. наук, проф. Ю. И. Топчееву за рекомендации по содержанию книги, а также благодарность чд.-корр. АН Литовской ССР, проф. Б. И. Григелионису за цен ные замечания по содержанию первой главы книги.
Отзывы и замечания высылать по адресу: Москва, Б-78, 1-й Басманный пер., 3, издательство «Машино строение».
Г л а в а I
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. ОПТИМАЛЬНАЯ ОСТАНОВКА ПРОЦЕССА НАБЛЮДЕНИЙ
1.1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Рассмотрим основные понятия теории массового об служивания в простейших предпосылках, используемые в излагаемых ниже задачах проектирования систем уп равления ЛА.
Каналом обслуоюивашія называется вся совокупность технических средств, а также людей, обеспечивающих обслуживание одной заявки. Функционирование каждого канала характеризуется временем, которое затрачивается на обслуживание одной заявки. Это время является слу чайным.
В простейших системах, описываемых марковскими процессами с конечным или счетным множеством состоя ний, рассмотрением которых мы ограничимся в данном параграфе, время обслуживания распределено по экспо ненциальному закону с параметром ц. Это означает, что если в момент времени tK происходит обслуживание за явки, но она еще не обслужена до конца, то закон рас пределения оставшегося времени обслуживания не зави сит от того, сколько времени продолжалось обслужива ние до момента і\;. Иногда говорят о «потоке обслужива нии», действующих на заявку, хотя каждая заявка мо жет быть обслужена только один раз.
Будем считать, что:
'1) все каналы системы имеют одинаковую интенсив ность потока обслуживаньи р = (1Д0бс) ;
2)заявка может обслуживаться любым из п каналов,
т.е. любой из п каналов доступен для заявки. Символом Аше обозначено математическое ожидание
времени обслуживания.
7
Для правильного обслуживания необходимо знать то, что обслуживается, а также все черты чередования по ступающих заявок. Поэтому изучение системы массового обслуживания (СМО) начинается с анализа структуры входящего потока заявок. При этом заявки отличаются друг от друга только моментами поступления на обслу живание.
Интенсивность стационарного пуассоновского потока заявок X определяется средним интервалом времени £ между поступлением двух заявок:
|
|
7 |
|
|
|
|
Эффективность |
(успешность) работы |
СМО зависит |
||
от параметров X, р, п и от дисциплины обслуживания, ко |
|||||
торая определяет порядок распределения |
заявок между |
||||
свободными каналами: поведение заявок, |
попавших |
в |
|||
* • |
• |
|
0 0 0 |
0 |
00 |
входящий поток |
|
выходящий лоток |
|||
|
|
Кана по/ |
|
|
|
|
|
Очередь |
|
|
|
Рис. |
1. I. Обобщенная |
структурная схема системы |
массового |
обслу |
|
|
|
живания с ожиданием |
|
|
|
СМО на обслуживание, закон образования очереди, по ведение заявки, попавшей в очередь, н т. п. {36].
Основная задача теории массового обслуживания — установление -с необходимой точностью зависимости между характером потока заявок, числом каналов, их производительностью, дисциплиной обслуживания и эф фективностью обслуживания.
Системы массового обслуживания можно разделить на разомкнутые и замкнутые. Отличительной чертой ра зомкнутой СМО является то, что источник потока заявок в систему не входит и его состояние не анализируется (рис. 1. 1). Примером многоканальной разомкнутой сис темы является аэропорт с несколькими взлетно-посадоч ными полосами (ВПП) и входящим потоком взлетов и посадок самолетов.
8
В замкнутой СМО число источников заявок ограниче но и интенсивность входящего потока зависит от состоя ния источников, обусловленного работой самой системы. Источник заявок является элементом СМО. Число клиен тов такой системы ограничено числом каналов обслужи вания. Пример — квазистационарная система автомати ческого регулирования. В период отработки рассогласо вания (обслуживания заявки) новые заявки не поступают.
В разомкнутой СМО каждое вновь поступившее тре бование, застав все каналы занятыми, становится на оче редь. Если требование поступает в СМО, когда есть сво бодный канал, то оно сразу принимается на обслужи вание.
Рассмотрим показатели эффективности СМО разомк нутого типа в установившемся режиме.
1. Приведенная плотность входящего потока:
СЕ |
^обс* |
(1.1) |
н-
2. Вероятность того, что все обслуживающие каналы
свободны:
Г п—1
|
А, LS kl |
|
|
( 1. 2) |
|
(л — |
1)! (л — |
а) |
|
где п — число каналов. |
|
|
|
|
3. |
Вероятность того, что занято обслуживанием k ка |
|||
налов: |
|
|
|
|
|
k\ |
К |
К й. |
(1.3) |
|
|
|
|
4. Вероятность того, что все каналы заняты обслужи ванием:
jt= |
-А; — < і - |
•(1.4) |
(л — 1)!(л — а) |
п |
|
5. Среднее время ожидания требованием начала об служивания:
10 * = - ^ - ; |
— < 1 . |
(1.5) |
л — а |
п6 |
|
6. Средняя длина очереди: |
|
|
v = \ t О Ж * |
(1.6) |
9