Файл: Казаков Б.И. Благородные металлы служат человеку.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

того чтобы оградить содержимое от тепловых потерь через излучение.

Нанесение тонкого слоя серебра на поверхность стекла не обязательно осуществляется восстановлением его из аммиачных солей. С пе меньшим успехом это можно де­ лать металлизацией или у ж е упоминавшимся катодным распылением.

ЖЕЛТОЕ СТЕКЛО

Мастеров многовекового искусства стекловарения мало интересовали способы нанесения серебра на поверхность. Они вводили его в состав шихты для придания стеклу ори­ гинальной окраски. Первоначально это преследовало лишь художественные, декоративные цели, по со временем по­ требовались сигнальные стекла и светофильтры для раз­ личных научных исследований.

Весьма непросто оказалось получить стекло желтого цвета. Дело в том, что в стекольной шихте в небольших количествах всегда присутствуют окислы железа, которые придают стеклу зеленоватый оттенок. Чтобы избавиться от этого оттенка, часто уничтожают налагаемую ими ок­ раску введением добавочных компонентов. Однако эти же окислы железа можно использовать для получения желтой окраски. Д л я дешевых сортов стекла такой краситель вполпе приемлем, но для более качественных пе годится пз-за непостоянства окраски. Проводя процесс варки таким об­ разом, чтобы образовались сульфиды железа, можно дос­ тичь желтой окраски, однако при этом возникает ряд за­ труднений. П л а м я в печи обязательно должно быть вос­ становительным, присутствие селитры не допускается, не­ обходимо строго следить за верхним пределом температу­ ры варки, иначе будут выделяться окись углерода и серни­ стый газ; но д а ж е при соблюдении этих жестких условий полученное стекло, как правило, имеет желтый цвет с ко­ ричневым оттенком.

Д л я окраски свинцовых стекол сернистые соединения совершенно непригодны, так-как в нропессе варки обра­ зуется сернистый свинец черпого цвета. Получают желтое стекло путем введения в шихту окиси церия, но окраска поп этом получается не чистая, а с коричневым оттенком. Долгое время окраска стекла в желтый цвет достигалась труднее, чем в любые другие цвета.

7*

99


П ри приготовлении так называемого золотого рубина обратили внимание на то, что иногда окраска получается красная, но с желтоватым оттенком. Исследования пока­ зали, что режим варки здесь ни при чем — все дело в се­ ребре, которое находилось в виде небольших примесей к золоту. Так, серебро начали вводить в стекло для полу­

чения желтого цвета. Вводится оно в шихту в виде

азот-

носеребряной соли из расчета 0,15—0,20% серебра

от ве­

са песка. Пр и варке происходит разложение этой

соли,

и выделившееся металлическое серебро в мелкодисперс­

ном

состоянии

распределяется в стекломассе.

Сваренное

стекло остается

бесцветным, но при повторном

обогреве

(уже

в готовом

изделии), так называемой «наводке», оно

приобретает интенсивную золотисто-желтую окраску. Высококачественные свинцовые стекла окрашиваются серебром с гораздо большей легкостью, чем обычные. Ес­ ли на 100 кг песка ввести в шихту 200—255 г металличе­

ского серебра, то стекло

получится непрозрачное (глу­

хое) . соломенно-желтого

цвета.

Сказать, что окраска стекла серебром проводится без затруднений, было бы неверным, однако несомненно, что этот металл во многом разрешил проблему создания ж е л ­ того стекла, особенно свинцового. Одновременным введе­ нием в шихту серебра н золота (в разных соотношениях) получают оранжевое стекло разных оттенков.

Чистый и яркий желтый цвет получается при окраске стекла ураповыми соединениями. Однако стекло, окра­ шенное с их помощью, отличается заметной флуоресцен­ цией, что далеко но всегда требуется. Желтое стекло вы­ сокого качества получается при введепип в шпхту смеси серебра с ураном.

Любопытен способ окраскп

стекла

серебром

не при

варке, а в готовом пзделии, но т а к ж е

с внедрением

метал­

ла в его массу. Это так называемый

«способ

цементации»

нли

«протравной». Поверхность

обычного стекла

покры­

вают

смесью из глины или охры с добавкой

серебряной

соли,

после чего,

придерживаясь

определенного

режима,

стекло нагревают.

Когда слой

охры

будет

ѵдалеи, то

стекло окажется окрашенным в желтый цвет. Этим спосо­ бом можно окрасить стекло п но по всей его поверхности,

аня отдельном, строго определенном участке.

На заводах технического стекла возникает необходи­ мость маркировать каяодый лист сталинита (закаленного

100


стекла).

К а к нанести печать, чтобы она

сохранилась

на

месте,

свидетельствуя

о пройденном

технологическом

процессе? Изготовляется

мастика, составной частью

ко­

торой является азотнокислое серебро. П р и прохождении закалочной печи органические части мастики выгорают, а серебро «въедается» в поверхность листа, оставляя полу­ прозрачную, но несмываемую печать.

ФОТО И КИНО

 

 

 

Сегодня без преувеличения можно

сказать, что

фото-

II кинопромышленность как одного из

трех китов

своей

основы имеют ' светочувствительные

серебряные

 

соли.

Может показаться на первый взгляд странным ут­

верждение, что прообразом фотографии является

силуэт­

ный портрет, и все ж е оно не лишено

основания.

Теневое

изображение не дает представления о чертах изображае­ мого лица, но оно в точности воспроизводит контур, и де­ лает это не живописец, а свет. Но свет мог дать не только теневое, а и четкое красочное изображение. Великий ху­ дожник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи был и ве­ ликим ученым своего времени. Оп одним из первых обра­ тил внимание на то, что если в ставне окна сделать не­ большое отверстие, то на стене, противоположной окну, появятся изображения внешних предметов. Физик Джио - вании Порта, заинтересованный этим явлением, вставил в отверстие закрытого ставня стекло-чечевицу и получил еще лучшие изображения. Переносная камера-обскура, сконструированная им же, расширила возможности «светописания». Этот примитивный прибор и был предком фотоаппарата.

Камера-обскура сразу нашла себе практическое при­ менение. Перед ней помещали какой-нибудь предмет, яр ­ ко освещали его, и полученное на задней стенке изобра­ жение зарисовывали. Свет «рисовал» очень четко, но созданное им изображение не сохранялось, и мечтой фи ­ зиков и химиков стало закрепление «нарисованного» светом. Камеры-обскурьі самых различных размеров вскоре стали общедоступным прибором, который можно было купить в лавке. Одни покупали их для развлечения, другие для копирования рисунков и чертежей.

Изобретателем фотографии считают Л. Ж . Дагера. За­ слуги его неоспоримы, но необходимо отметить, что не

101


один on работал над вопросом получения и закрепления светового изображения. В одно время с ним такую работу велп и другие изобретатели, и развитие фотографии обя­ зано результатам труда нескольких исследователей.. Од­ новременность таких поисков объясняется успехами хи­ мии, установившей к тому времени светочувствительность серебряных солей.

По

профессии Дагер был художником. Весьма прилич­

ный доход давала ему устроенная

им для

широкого обо­

зрения

публики

диорама. Меняя

картины

и освещение,

Дагер

добивался

замечательного

зрелища.

И з у ч а я свето­

вые эффекты, художник пришел к мысли, что с помощью света можно творить чудеса, и задался целью закрепить световое изображение. Все чаще он бросал кисть и углуб­ лялся в исследования. Диораму в конце концов пришлось

оставить — не

хватало времени.

 

 

В

период

напряженнейшей работы

Дагер

узнал, что

над

этим ж е

во

Франции

работает

другой

изобрета­

тель — отставной

полковник

Н. Ньепс.

К а к

оказалось,

полковник пришел к этому, исходя из другого увлечения. Его заинтересовал недавно изобретенный способ лито­ графии. Он завел себе литографскую мастерскую, но безуспешно старался разыскать литографский камень. Затратив на поиски камня большие деньги, Ньепс решил

попытаться

заменить его металлическими

пластинками,

на которых

хотел получить изображения

с помощью ка­

меры-обскуры. Посеребренную медную пластинку он по­

крыл лаком из

асфальта,

растворенного в

лавандовом

масле. Экспонируя в течение 6—8

ч изображение через

камеру-обскуру,

Ньепсу на

такой

пластпнке

удалось по­

лучить негатив. Протравливая кислотой засвеченные места, изобретатель создал то, что мы сейчас называем клише. Воодушевленный успехом, он стал размножать гравюры, для чего, предварительно сделав прозрачными, помещал поверх светочувствительной пластинки и дли­ тельно освещал их. Этот способ он назвал гелиографией. Встретившись, изобретатели договорились о совместной работе, что нашло отражение в письменном договоре. Ус ­ пеха не было долгое время.

Сохранился

рассказ о том, что жена художника

Даге-

ра пришла

в

слезах к известному химику Ж . Б .

Дюма

и горячо просила его вернуть ее м у ж а к краскам и

палит­

ре — убедить

в

бесплодности химических экспериментов

102


по закреплению световых изображений. Хотя

безутешная

супруга

художника

говорила

о том,

что

муж

ее

близок

к умопомешательству, Дюма

не виял

ее

мольбам.

Прои­

зошло обратное: ученый

ознакомился

с работами

Дагера

i l рекомендовал

ему

продолжать

изыскание, так

как, по

его мнению,

художник

стоит

на

пороге

замечательного

открытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кому

как

не

маститому

химику,

знающему

лучше

других светочувствительность серебряных солей, мог по­ верить Дагер?

Есть упоминание о том, как Дагеру удалось отыскать правильный путь. Как-то он оставил ложку на покрытой иодом серебряной пластинке. Под действием света изо­ бражение ложки появилось на пластинке. Об этом он со­ общил Ньенсу, и тот попытался воспроизвести опыт. Од­ нажды это ему удалось, но повторные попытки ни к чему ие привели. Партнер Дагера вскоре умер. Опять «случай» привел художника к новому открытию. На одной из осве­ щенных иодосеребряных пластинок, запертых в темный шкаф, Дагер обнаружил четкое изображение. Он сообра­

зил, что

проявляющее действие оказали

пары

какого-то

вещества,

и стал помещать новые экспонированные пла­

стинки в

шкаф, одиовременио вынимая

оттуда

находив­

шиеся там вещества. Когда было удалено все, изображе­

ние

иа пластинке

продолжало

проявляться.

Осмотрев

после

этого ш к а ф более тщательно, он

обнаружил

в углу

его блюдечко с ртутью. Так был

найден первый

прояви­

тель — пары ртути.

 

 

 

 

 

Работы Дагера

совместно с сыном

Ньепса

продолжа­

лись еще долго и требовали больших средств. Располагая уже ощутимыми результатами, изобретатели пытались заинтересовать коммерсантов, но дельцы «рисование све­ том» посчитали слишком «темным делом». Дело создания фотопроцесса было завершено с помощью знаменитого физика и астронома Д. Ф. Араго, который доложил об изобретении на заседании Французской академии наук и указал, что такое дело не может быть передано в част­

ные руки, оно должно стать достоянием государства,

на­

рода, человечества.

Одобренный

королем,

законопроект

о поддержке Дагера

обсуждался

палатой

депутатов.

Из

240 пэров Франции только три проголосовали против.

Совместно с Ньепсом-сыном Дагер блестяще

разре­

шил задачу закрепления световых изображений,

но про-

103