Файл: Казаков Б.И. Благородные металлы служат человеку.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лпров ученые узнали о способах изготовления различных сплавов. Но наблюдая, как из двух металлов получается сплав, обладающий новыми, подчас неожиданными свой­ ствами, философы сделали роковую ошибку — пришли к выводу, что металлы могут превращаться один в дру­ гой. Эта мысль увлекла философов, и в своих учениях они всячески развивали ее. Коль скоро материи могут быть приданы различные свойства, то, считали они, возможно придать ей и те свойства, которые имеет золото. Материи, например, можно придать свойства хлеба, которых не име­ ет мука; вероятно, возможно найти такое вещество, кото­ рое может обращаться в золото точно так же, как мука превращается в хлеб или камень (железная руда) в желе­ зо. Если отнестись снисходительно к ученым тех далеких времен, то нельзя им отказать в логичности рассуждения пли последовательности мышленпя.

К а к у ж е говорилось, продукт переработки золота египтяне называли «хюме». Отсюда, надо полагать, про­ изошло и название искусства изготовлять металлы — «хюмейа», а люди, занятые этим делом, стали называться «хюмейтпс». Так во втором веке нашей эры вошло в оби­ ход слово «химия».

Философы древности писали очень много сочинений о превращениях металлов. Особенно популярными были различные «откровения», которые приписывались грече­

ским или египетским

богам,

например Гермесу,

Тоту,

Изиде, Осирису. У ж е

в V в. н.

э. философ Зосима

писал,

что «священное искусство» возникло не путем размыш ­ ления, наблюдения и труда человека, а имеет неземное происхождение: из любви к земным женщинам боги от­ крыли людям тайну изготовления золота и серебра. Ссы­ лались и на «сочинения» смертных. Естественно, что и в этом случае никаких подлинников никогда не суще­

ствовало. Химию все больше и больше окутывал

мисти­

ческий

туман.

Практические

результаты

связывались

с волей

богов,

с расположением

небесных

светил

и т. д.

Насколько тверда была тогда уверенность в возмож­ ности искусственного получения золота, можно видеть из того, что знаменитый римский ученый Плиний в своей многотомной «Естественной истории» говорит, что золо­ то можно получить из камня «опермента». Ж а д н ы й к бо­ гатствам император Калигула сжег колоссальные количе­ ства этого минерала и, конечно, ничего не. получил. Пли-

24


нпй, правда, проявил здесь уверенность, что золото мо­ жет быть подобным другому металлу в руде. В заблуж­ дение ввел его яркий золотистый цвет минерала, который,

являясь

мышьяковистым соединением

(ауриппгмеит),

к золоту

никакого отношения не имеет.

Хотя Плиний

ошибся сам, да еще и был неверно понят, но его утверж­ дение было большим предвидением. В наше время изве­ стны не только чистое золото, но и некоторые его при­

родные химические

соединения (с

теллуром, с селеном).

В конце I I I в.

н. э. египтяне

восстали против Рима.

Бывший в то время у власти император Диоклетиан же ­ стоко подавил восстание. Опасаясь, что в будущем среди

египтян снова

может вспыхнуть

возмущение, он решил

предотвратить

эту

возможность.

Египтяне, — рассуж­

дал он, — владеют

искусством превращения неблагород­

ных металлов в золото и серебро; используя свои знания, они могут умножить свои богатства и, располагая деньга­

ми,

добиться

в восстании успеха. Секреты

этого искусст­

ва

записаны

в книгах. Надо

сжечь книги

и тем

самым

лишить египтян возможности разбогатеть. По

приказу

императора

было уничтожено

множество древних

книг...

В 529 г. император Юстиниан, продолжая «традиции» своих свирепых предшественников, запретил всякие за­ нятия химией, объявив ее «черной магией» и «богопро­ тивном делом».

РАСЦВЕТ АЛХИМИИ

 

 

 

Все северное

побережье Африки и Испанию в

V I I —

V I I I

вв. н. э. завоевали арабы. К ученым арабы

относи­

лись

с большим

уважением. Чернила ученого, — говори­

ли они, — столь

ж е

достойны уважения,

как и кровь му­

ченика; рай столько

ж е существует для

тех, кто

хорошо

владеет пером, сколько для тех, кто пал от меча. Арабы добавили к слову «химия» приставку «ал», и с того вре­ мени она стала известна как «алхимия». Никакого скры­ того смысла в этой приставке нет, это то же, что дер, ди,

дас в немецком языке или ле

и л я

во французском.

 

Среди алхимиков прочно

укоренилось

представление

о золоте как о «совершенном»

металле. Природа стремит­

ся к совершенству, — рассуждали

они, — продукт

этого

стремления — золото. В некоторых

случаях

какие-то

при-

25


чины помешали довести до конца созидание золота, и тог­ да получились неблагородные металлы. Ученый в своей лаборатории должен завершить не оконченное природой

дело, довести

неблагородные металлы

до

совершенства

и превратить их в золото.

 

 

Постепенно

сложилось убеждение,

что

для того, что­

бы осуществить чудодейственное превращение, нужно воспользоваться особым веществом — «философским кам ­ нем». На отыскание этого способа и направились усилия алхимиков. Кстати, почему «философский»? В те далекие времена понятие «философ» было синонимом понятия

«ученый». В 1680 г., например

(уже значительно

позже

описываемого времени), ученый И. Бехер получил

пламя

светильного газа и назвал его

«философским

светом»

в знак того, что свет открыт человеком ученым. Так что понятие «философский камень» означало средство, веще­

ство

для

превращения металлов,

полученное

учеными.

К а к

у ж е

сказано, научные

данные

того времени

перепле­

тались с самой безудержной

мистикой. В результате этого

мифический «философский камень» стали наделять и дру­ гими замечательными свойствами: способностью про­ длять жизнь, исцелять от болезней и дая^е давать бес­ смертие, стали называть его также эликсиром или пана­ цеей.

Надо заметить, что в адрес алхимиков, поглощенных розыском философского камня, направлялись и критиче­

ские

замечания. Великий таджикский ученый

X — X I

вв.

Абу

али ибн Сина, или Авиценна,

создал классификацию

наук

и стремился возродить интерес к изучению приро­

ды,

оживить исследовательскую

творческую

мысль,

за­

давленную тогда гнетом богословия. Он критически пере­ работал достижения предшествующей ему науки и при­ вел в систему современные ему знания. В арабском мире его называли «шейхом науки». Важнейшие сочинения ученого «Медицинский канон» и «Книга исцелений» пе­ реводились неоднократно и изучались как в его время, так и не одно столетие спустя. «Канон», например, вы­ держал 30 изданий. Но что сказал этот ученый о превра­ щении металлов? «Книга исцелений» передавала его

взгляды

на

состав и

образование металлов

и минералов;

в ней он

высказался

вполне

определенно:

«Возможность

превращать

металлы

один

в

другой никогда

не была

яс­

на для меня. Наоборот, я

считаю это невозможным,

так

2G

 

 

 

 

 

 

 


к ак нет путей для перевода одного металлического тела в другое».

Охваченные стремлением найти путь к отысканию способа изготавливать золото, европейские алхимикп не захотели прислушаться к голосу Авиценны. Разве непо­ грешим и не может ошибаться Авиценна? Разве великие Гебер и Разес не считали возможным превращение ме­ таллов?

Алхимикам казалось, что легче всего превратить в зо­

лото ртуть и

свинец — металлы с

высоким

удельным ве­

сом. Алхимик

X I I I в. Р. Л у л л хвастливо восклицал

перед

изумленными

слушателями: «Если

бы море

было из

рту­

ти, я превратил бы его в золото!». А в X V столетии ал­ химик Д. Риплей написал сочинение «Книга 12 дверей», названное так потому, что в нем давался рецепт приго­

товления «философского

камня»,

предусматривающий

12 операций. Нет нужды

говорить,

что ни один из таких

«рецептов» не оправдал возложенных на него надежд.

Появилось множество шарлатанов,

выдававших себя за

ученых. Б у р н ы й

успех таких «золотых дел проходимцев»

объяснялся тем,

что владетельные

особы ішязья, кур­

фюрсты, короли — надеялись с их

помощью пополнить

свою истощенную казну. Но разоблачение следовало за разоблачением, и вскоре слово «алхимия» стало в какойто мере синонимом жульничества. И все же, несмотря ни на что, вера в чудодейственный «философский камень» жила еще очень и очень долго.

НА ПЕРЕПУТЬЕ

В X V I столетии в Европе прославился своими рабо­ тами профессор Базельского университета Парацельс. Он рассматривал человеческий организм как химическую лабораторию, а болезнь — к а к нарушение деятельности такой лаборатории. Парацельс не вступил в открытую борьбу с алхимиками, но утверждал, что целью химии должно быть не превращение неблагородных металлов в золото, а отыскание лекарств. С Парацельса начался пе­ риод так называемой ятрохимии — химии медицинской, фармацевтической.

В 1666 г. была основана Французская академия наук. Один из ее членов Н. Лемери, обладая глубокими позна­ ниями в области химии, был в то ж е время и замечатель-

21,


ным популяризатором. Отбросив все туманные и запутан­

ные высказывания

предшествующих

ученых,

он читал

свои лекции не на латинском, а на

французском

языке.

Химия, — говорил он, — так полезна,

что

нужно

старать­

ся

сделать ее

более

ясной, чем она была

до сих

пор. Ж е ­

л а я

подвести

черту

под неудачными

попытками

превра­

щения металлов, Лемери писал: «Жадность, которая во все времена была свойственна людям, заставляла алхими­ ков отыскивать средство делать золото». И далее: «Алхи­

мия — это

искусство без искусства, она вначале

лжет,

в середине

работает и

кончает

нищетой!» Можно

было

подумать,

что алхимии

пришел

конец. «Научные»

сооб­

щения алхимиков после этого всерьез нигде не принима­

лись. Тем не менее

алхимики

не

оставляли своей

идеи,

не так-то легко было отказаться

от многовековой мечты.

В конце X V I I I

столетия

известный английский

уче­

ный Д. Прис продемонстрировал перед лондонской публи­ кой несколько «превращений» и папечатал отчет о своих опытах, подтвержденный свидетельством многих знатных

особ. Английский король не удержался от соблазна

и по­

ж е л а л приобрести изготовленные

Присом золотые

слит­

ки. Прис был членом Лондонского

Королевского общества

(английская Академия н а у к ) . Можно себе представить, какой переполох произвело это сообщение: один из чле­

нов

общества

в

своих

работах

показывает

совершенно

противоположное

тому,

что как

очевидное отстаивает са­

мо

общество!

Приса вызвали

и предложили

повторить

свои опыты перед специально пзбраниой ученой комис­ сией. Прис пытался уклониться от публичной демонстра­ ции, говоря, что израсходовал весь запас философского камня . Но ученые настаивали, и ему пришлось принять­ ся за дело. Ничего путного, конечно, из его опытов не вышло. Все друзья и собратья по обществу с презрением отвернулись от ученого, которого тщеславие заставило шогрешить против истины. Отвергнутый всеми, Прис от­ равился .

Но не только в X V I I I , но и в X I X столетии в различ- •ных городах Европы продолжали существовать различ­ ные общества алхимиков. В Вестфалии, например, в 1790 г. организовалось обширное «Герметическое обще­

ство»

(от имени бога Гермеса), которое

просуществовало

вплоть

до 1819 г. Ч л е н ы таких обществ

отнюдь

не соби­

рались мошенничать. Они продолжали с жяром

остаивать

28