ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 0
ходится отливать отдельно, после чего присоединять к из
делию. Пайка |
металлов, |
которая получила |
широкое |
рас |
|
пространение |
в |
наше |
время, оказывается, |
древнейший |
|
технологический |
процесс, насчитывающий |
несколько |
ты |
сячелетий. Раскопки царских гробниц на территориях древних Вавилона и Египта со всей несомненностью дока зали это.
Чем ж е паяли древние, какой материал для этого упо требляли? То ж е золото и его сплав с серебром. Можно по думать, что это имеет лишь историческое значение: древ ние не знали железа и многих других металлов, они «вы нуждены» были пользоваться для пайки золотом. Да и золото тогда еще не обрело своей функции выразителя стоимости, чем оно стало впоследствии. Можно прибавить к этому, что и добывать золото в те времена было легче: существовала, если так можно выразиться, «золотая цели на». Однако и современная промышленность вовсе не от казывается от пайки золотом, несмотря на его высокую стоимость и обилие других материалов для этих целей. Технически чистое золото (99,6%) используется в про мышленности в качестве припоя, имеющего, правда, огра ниченную область применения. В восстановительной ат мосфере или вакууме золото в контакте с чистой медью
прочно к |
ней присоединяется; |
под давлением происходит |
|
диффузия |
(проникновение) |
молекул одного |
металла |
в другой, |
причем процесс идет |
при температурах, |
значи |
тельно более низких, чем температура плавления каждо го из этих металлов или ж е любого из этих сплавов. Та кие соединения называют в технике «золотыми печатями», используют их при изготовлении некоторых типов радио ламп. Прочность их, конечно, ниже, нежели у соединений,
полученных путем плавления, |
но она все ж е |
достаточна |
для того, чтобы противостоять |
напряжениям, |
возникаю |
щим при работе вакуумных насосов. Любопытно, что древ ние мастера нашли способ снизить температуру плавления золотого припоя. Д л я этого они изготовляли золотой по рошок и затем отжигали его с угольной пылью. При этом поверхность золотых крупинок насыщалась углеродом, происходила так хорошо известная в наше время цемен тация. В итоге образовывался золотоуглеродистый сплав, обладающий более низкой, чем чистое золото, температу рой плавления; он и использовался в качестве материала припоя.
44
Неизвестно, знал ли об этом искусстве древних масте
ров фрунцузский |
химик Ä. Муассан, когда он |
обратился |
к исследованию |
по выяснению растворимости |
углерода |
в золоте. Его эксперименты показали, что в расплавленном золоте могут растворяться лишь небольшие количества уг лерода; при охлаждении сплава большая часть углерода выкристаллизовывается в виде графита. Этот вопрос по сле него изучали многие исследователи, и их работы пол ностью подтвердили выводы французского химика.
В X X в. не только вакуумная, но и атомная промыш ленность нуждается в золоте в качестве материала. Уско ритель элементарных частиц представляет собой, грубо говоря, огромнейшую камеру — трубу, свернутую в баран ку. Ч е м большее разрежение удается создать в такой тру бе, тем более длительна «жизнь» элементарных частиц в
ней. Н о в такой |
«баранке» имеются окна, рукава, отводы, |
стыки. Все это |
требует сварки. Труба изготавливается из |
нержавеющей стали, выплавленной в вакууме. Внутренняя ее поверхность отполировывается до зеркального блес ка, так как полированная поверхность лучше держит раз режение. Удержать вакуум в такой «баранке» исключи тельно трудно. Сварные ш в ы всегда могут иметь включе ния газа, что может затруднить исследование. Использу ется сварка аргоновая, но и этого недостаточно. Р я д уплот няющих колец и шайб изготавливается из мягкого и плас тичного, незаменимого для таких целей металла — золота.
Чистейшим ж е золотом паяют стыки на камере и |
трубах. |
|
С использованием золота удалось получить |
вакуум значе |
|
ния миллиардных долей атмосферного. |
|
|
То, что золото — мягкий металл, в некоторых |
случаях |
|
является незаменимым качеством, в других |
ж е — создаю |
щим большие затруднения. Известно, например, что в прежние времена банковские кассиры считали (и пере считывали) золотые монеты на бархатной или суконной подстилке, которую потом сжигали д л я того, чтобы вос пользоваться оставшимся н а бархате (или сукне) золотом. Весьма показателен в этом смысле бизнес одного предпри имчивого американца, о котором сообщалось в печати в 1893 г. Делец приобрел в городе Филадельфии старую цин ковую кровлю церкви, уплатив за нее 3000 долларов. Соскоблив с кровли краску он стал владельцем изрядного количества мусора. Однако после сожжения этого мусора из золы было выбрано 7,5 кг чистого золота, что не только
45
покрыло затраты, но и дало 5 ООО долларов чистой прибы ли. Хитрец, оказывается, обратил внимание на то, что цер ковь, крышу которой он решил приобрести, расположена по соседству с монетным двором. Рассеиваемое там пыле видное золото вытягивалось вентиляционными установка ми в дымовую трубу и, оказавшись на улице, осаждалось на стенках и крыше как самого монетного двора, так и со седних зданий, одним из которых и являлась церковь. Когда удачливость дельца была предана широкой гласно
сти, то немедленно были приняты срочные меры. |
С кры |
||
ш и монетного |
двора |
стали собирать воду в бочки, |
оттуда |
ее пропускали |
через |
шерстяные одеяла, и таким |
образом |
большая часть уносимого в трубу золота возвращалась в распоряжение монетного двора.
Старые мастера изготовляли из золота тончайшую фольгу. Раскатав в валках пластинку золота до толщины писчей бумаги, они укладывали ее между тонкими плен ками, снятыми с бычьей печени, и осторожно проковыва ли. После многократного повторения такой операции до стигалась толщина золотого листа равная 0,00001 мм. Т а к а я пленка просвечивала зеленоватым цветом. Золотая фольга использовалась для золочения икон, церковной ут вари, золотых обрезов книжных переплетов и т. д. Прак тиковалось также вытягивание золота в тончайшие нити. И м и расшивались парадные одежды царских и духовных особ.
Золото использовали (и используют) ювелиры и зуб ные техники. Мягкость и пластичность золота — прекрас
ные качества для работы с ним, однако |
в |
эксплуатации |
|
зуб из чистого золота будет по меньшей |
мере невыгоден, |
||
так как он очень быстро сомнется и изотрется. |
Поэтому |
||
стоматологи используют не чистое золото, |
а его |
сплавы |
|
с серебром. В зависимости от содержания |
серебра такие |
||
сплавы отличаются цветом: при 20—40% |
серебра |
зелено |
|
вато-желтый, при 50 % — бледно-желтый |
и т. д. |
|
Используя сплав золота с серебром, ювелиры и зубные техники научились добавочно упрочнять его термической обработкой. В этом отношении золото ведет себя очень любопытно. Хорошо известен процесс закалки стали. Ме талл нагревают до определенной температуры и затем бы стро охлаждают. Это сообщает ему твердость. Дл я того чтобы снять закалку, металл повторно нагревают и ох лаждают медленно — это отжиг. Сплав золота с медью ве-
46
дет себя в этих процессах диаметрально противоположно: при быстром охлаждении ои приобретает мягкость и плас тичность, а при медленном отжиге, наоборот, — твердость и хрупкость. Такую же картину мояшо наблюдать и у сплавов золота с серебром.
Ч е м |
объяснить такое необычное поведение золота? |
Вопрос |
этот, конечно, был предметом изучения металлур |
гов. Выяснилось, что золото при затвердевании после плав ки образует кристаллы, состоящие из неправильных мно гоугольников. Кристаллы эти можно обнаружить, подверг нув поверхность золотого слитка слабому травлению в течение 30—60 мин царской водкой, разбавленной равным объемом воды. В небольших быстро охлаждаемых слитках образуются кристаллы с неправильными очертаниями. При прокатке слитков кристаллы удлиняются и расслаива ются. Отжиг вызывает дробление кристаллов. При темпе ратуре около 200° С происходит рекристаллизация. При медленном понижении температуры кристаллы остаются мелкими, что и придает твердость. При резкой смене тем ператур размер новых кристаллов увеличивается, и грани зерен сглаживаются, чем увеличивается пластичность, но снижается твердость золота. Рекристаллизация может ид
ти и при пониженных температурах — порядка |
всего лишь |
|
80° С, но в этих условиях процесс |
протекает |
медленно, и |
для его завершения требуется 100 |
ч. |
|
Различные кристаллические формы того или иного хи мического элемента называются аллотропией. Классичес кий пример аллотропии — графит и алмаз. Элемент один и тот ж е — углерод. Разница в структуре кристаллической решетки этих двух (химически одинаковых) веществ об условливает резкое различие в их свойствах: графитовый сердечник так мягок, что оставляет след на бумаге, а ал маз — твердое природное вещество. Много бед в свое вре мя принесла так называемая «оловянная чума», явление, при котором прекрасные полновесные слитки олова без ви димой причины превращались в груды серого порошка. Это, как оказалось, не что иное, как переход одной крис таллической формы олова в другую.
Трудами ученых установлено, что золото также «не едино», оно может существовать в различных кристалли ческих формах. Если под воду поместить амальгаму нат рия и растворить в ней кусочек золота, то вся жидкость окрасится в темно-фиолетовый цвет. Стоит подкислить ее
47
соляной кислотой, и золото выпадает из нее в виде черно го осадка. Этот осадок легче растворяется в цианистых щелочах, чем обычное золото, но не амальгамируется рту тью. После нагревания такое золото будет по своим свой ствам полностью отвечать первоначально полученному фиолетово-красному порошку. Восстановлением сернистой кислотой растворов хлорного, хлористого, бромного, броми стого или йодистого золота удалось получить три различ ные кристаллические структуры, которые соответственно были названы — обычное золото, альфа-золото и бета-зо лото.
Эти аллотропические формы могут переходить друг в друга, и при этом наблюдается определенный термический эффект. Так, альфа-золото при своем превращении в золо то обычное выделяет 8,2 кал. Бета-золото, как было выяс нено спектроскопическими исследованиями, еще не было получено в чистом состоянии. Е м у всегда сопутствовали примеси альфа-золота, серебра, меди, свинца, железа или других металлов. Однако оно явственно отличается от дру гих кристаллических форм золота. Об этом прежде всего говорит более низкий, чем у альфа-золота, коэффициент диамагнетизма. При нагреве до 300° С бета-золото перехо дит в альфа-золото.
Растворяя в азотной кислоте золотосеребряный сплав, ученый Генрио получал золото коричневого цвета. Можно
было предположить, что найдена еще |
одна кристалличес |
|||
к а я |
форма |
золота. Однако оказалось, что это |
не что иное, |
|
как |
смесь |
альфа- и бета-золота. Т а к а я |
смесь |
неустойчива |
в интервале температур 300—650° С, она стремится перей ти целиком в альфа-форму. Если привести в соприкосно вение с размягченным коричневым золотом пластинку аль фа-золота, то процесс перехода из одной кристаллической структуры в другую резко ускоряется. В точности такое ж е явление, как при «заражении» оловянной чумой «здо ровых» оловянных слитков! Легко растворить коричневое золото в растворе горячей соляной кислоты и хлорного зо лота; при охлаждении жидкости можно наблюдать выпа дение красивых кристалликов золота, резко отличающих
ся друг от друга по своей форме: одни — тетраэдры, |
дру |
гие — ромбические додекаэдры. |
|
Золото диамагнитно. Его пластинка, помещенная |
меж |
ду полюсами магнита, стремится принять положение не вдоль, а поперек магнитных силовых линий. «Чародею
48