ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
жит различная смачиваемость материалов. Измельченная руда вместе с водой перемешивается в специальных ма шинах, куда добавлены и так называемые флотореагенты. Частицы минералов покрываются при этом тонкой плен кой флотореагента и благодаря этодіу не смачиваются во дой. Воздух, подающийся в машину, образует большое ко личество пузырьков, всплывающих на поверхность. Флото реагенты имеют двоякое назначение: одни служат для образования пленки на частицах золота и некоторых мине ралов, другие для создания пены. Наиболее распростра ненным флотореагентом первого назначения является ксантат, а второго — сосновое масло. Частицы золота, по крытые пленкой, прилипают к воздушным пузырькам и поднимаются на поверхность, образуя (вместе с частица ми некоторых минералов) пену, которую собирают специ альными приспособлениями; пустая же порода, смоченная водой, остается в машине во взвешенном состоянии. Ч е м меньше частицы золота, тем легче они флотируются. Кру пные частицы предварительно отделяются на концентра ционных столах.
ПИРОМЕТАЛЛУРГИЯ ЗОЛОТА |
|
|||
К а к можно видеть |
из |
всего сказанного, извлечение зо |
||
лота |
характеризуется |
не |
пирометаллургическими |
процес |
сами |
(«пиро» — огонь), |
т. е. выплавкой, как у |
большин |
ства металлов, а гидрометаллургическим. Однако в неко торых случаях пирометаллургическая обработка как пред варительный процесс при добыче золота бывает просто не обходимой. Н и амальгамацией, ни цианированием извлечь из руды золото не удается, если присутствие меди в ней превышает 0,5%. Из такой руды приходится извлекать золото выплавкой (совместно с медью и серебром). При сутствие в руде больших количеств мышьяка, сурьмы и се ры также затрудняет гидрометаллургические процессы. Выплавка металла при этом необязательна, но необходим предварительный обжиг руды, при котором эти нежела тельные компоненты выгорают. Следует заметить, что при менимо это лишь к богатым рудам, так как обжиг в зна чительной мере удорожает процесс извлечения. Сущест вуют и такие руды, которые в любом случае должны под вергаться обжигу.
38
Золото вступает в соединение с некоторыми элемен тами. Пример тому — процессы цианирования и хлорина ции. В природе золото встречается не всегда самородным: некоторые австралийские руды, например, пе поддаются ші амальгамации, ни цианированию, так как золото в них уже прочпо связано редким элементом теллуром. Иногда встречаются и руды, в которых золото соединено с селе ном. Д л я таких руд предварительный обжиг неизбежен. Теллур и селен при этом отгоняются в виде двуокиси, а зо лото в виде металла остается в огарке.
Еще в 1837 г. П. П. Аносовым был разработан и пред ложен пирометаллургический способ извлечения золота из россыпей. Сущность метода заключалась в восстанов лении окислов железа при плавке песков с высоким содер жанием золота. Драгоценный металл переходил в выпла вившийся при этом чугун. По сравнению с промывкой этот
способ давал в десятки раз более высокий |
выход золота. |
Из золотоносного чугуна золото извлекалось |
растворением |
его в кисл( а. |
|
Возникает вопрос, почему сейчас не используют метод Апосова в процессах золотоизвлеченпя? Только потому, что современные методы более рациональны. Д л я того времени метод Аносова представлял несомненный интерес, но тогда им в нужной мере ие воспользовались, а впослед ствии были разработаны более удобные и рентабельные для переработки больших объемов руды или песков мето ды, причем многие из них рассчитаны и на малые содер жания золота.
ЗОЛОТО ИЗ ВОДЫ
Золото может быть рассеяно не только в горных по родах, но и в морской воде. По подсчету белорусского уче ного Н. Ф. Ермоленко, каждый ее кубометр содержит шесть миллионных долей грамма золота. Несмотря на то что концентрация золота в морской воде столь незначи тельна, общее его количество в морях и океанах таково, что на каждого жителя Земли приходится по два кило грамма. Попытки извлечения драгоценного металла из морской воды проводились еще в начале нашего века. Од нако установки для этого требовались сложные, а золото добывалось в ничтожных количествах: экономически про цесс себя ие оправдывал.
39
Советские ученые А. Даванков и В. Лауфер сделали попытку разрешить этот вопрос с помощью ионообменных смол. Сконструированный ими прибор сотрудник Инсти тута океанологии С. Дембовский применил на экспедици онном судне, и ему удалось добыть из морской воды не сколько миллиграммов золота.
Учеными была синтезирована смола, которая улавли вала золото и серебро в таких количествах, что их вес сос тавлял 200 (для золота) и 300 (для серебра) процентов от веса самой смолы. Проводилось это в несколько этапов. При прохождении воды через смолу происходил ионообмен. Затем ионы серебра и золота в порах смолы восста навливались до металла при обработке смолы гидросуль фитом натрия. Этот металл отлагался в порах, а смола вновь обретала ионообменные свойства. Так повторялось до тех пор, пока поры смолы не закупоривались полностью восстановленным металлом. Такие смолы оказались неза менимым средством против потерь металла с промывными водами на ювелирных фабриках. Первоначально подобные установки были встречены с недоверием, но когда они в тщательно проведенных испытаниях зафиксировали вы ход более 90%, то ученым была поручена разработка промышленного извлечения золота из промывных вод юве лирных фабрик Москвы, Ленинграда, Таллина, Одессы, Свердловска, Риги, Харькова и других городов нашей страны.
ПРОБИРНОЕ ИСКУССТВО
Степень очистки металла, содержание его в руде, про цент извлечения, ювелирная проба — все это требует са мого тщательного контроля, без которого нет возможности правильно наладить процессы геологоразведки, добычи, извлечения, плавки. Золотые изделия, найденные архео логами, показывают, что древние металлурги добивались высокой степени чистоты золота. Оказалось, что в много вековой практике обратили внимание на то, что восстанов ленный свинец собирает золото и серебро, отделяя их та ким образом от неблагородных металлов. Веркблей, как назывался такой сплав, получался после обжига «намерт во». Проводя последующую плавку в окислительной ат мосфере, получали смесь драгоценного металла и окислов свинца. Кем и когда найден был способ разделепия такой
40
смеси, до сего времени не установлено, но как это делали еще египетские ж р е ц ы — известно. Плавку проводили в горшках из костяной золы, и при этом окись свинца вса сывалась в его стенки, причем еще и увлекала за собой случайные примеси. Оставался лишь сплав золота и се ребра. Разделение этих металлов основано на том, что при обработке «крепкой водкой» — азотной кислотой растворя ется только серебро.
Определение количественного содержания золота в руде и сплавах или, наоборот, содержания примесей в зо лоте составляет предмет так называемого пробирного ис кусства. Великий английский ученый И. Ньютон, которого все знают как открывателя многих законов физики и ме ханики, 25 лет руководил работами на Лондонском монет ном дворе. Его методы пробирного искусства лежат в ос нове современных. С постановкой дела в лондонском Тауэ ре по опробованию золота в 1698 г. ознакомился Петр I и ввел пробирное искусство в России. Методику опробо вания руд на золото, серебро и другие металлы сообщал М. В. Ломоносов в книге «Первые основания металлургии или рудных дел». Сущность пробирного процесса — в об жиге руды в лабораторных печах, плавке со свинцовыми соединениями и отделении золота и серебра с по мощью чашечек из костяной золы (купелирование). В на ше время аналитическая химия располагает самыми со вершенными методами исследования. Можно было бы ожи дать поэтому, что такое древнее искусство окажется безнадежно устарелым. Однако оно не теряет своего зна чения. Причина в том, что оно оперирует с большими про
бами (100—200 г), определяя при этом количества в |
0,5; |
1; 2 мг золота с большей точностью и быстротой, чем |
это |
удается определить современными аналитическими ме тодами.
К а к ж е в общих чертах проводят опробование на бла городные металлы в пробирных лабораториях? После из мельчения золотоносной (сереброносной, платиноносной) породы ее подвергают плавке в специальных печах. Основ
ными видами плавки являются шерберная и тигельная. |
|
В первом случае навеска исследуемого вещества |
(это мо |
жет быть не только порода, но и шлак и металл) |
помеща |
ется в небольшую чашечку из |
огнеупорной глины — шер - |
||
бѳр. Туда ж е помещаются зерна чистого свинца |
и |
флюс |
|
(обычно бура) . Плавка ведется |
окислительная, т. |
е. |
с до- |
41
ступоы воздуха. При этом благородные металлы |
собирают |
|
ся в свинце, а компоненты руды окисляются и |
переходят |
|
в шлак. |
|
|
При тигельной плавке в состав шыхты входит не |
||
металлический свинец, а его окись — глет, а также |
восста |
|
новители (древесный уголь, мука, отруби, винный |
камень |
и т. д.). Глет при нагреве восстанавливается до свинца. Последний смачивает только чистые металлы, но не их окиси. Чистыми металлами в пробе будут только благо
родные. Все остальное с помощью буры переходит |
в |
шлак. |
В обоих случаях получают веркблей — сплав |
|
свинца |
с благородными металлами, который в последующей опе рации подвергают купелированию.
К благородным относятся и металлы платиновой груп пы. Казалось бы, приемы пробирного искусства полностью применимы и к их опробованию. Однако следует сказать,
что хотя общий |
ход таких процессов и схож, по |
он имеет |
и существенные |
отличия. Некоторые платиновые |
металлы |
не образуют сплавов со свинцом, а только в известной сте
пени им смачиваются. Поэтому па них |
предпочтительнее |
|
тигельную плавку делать с хлорпстым |
серебром |
и содой. |
В последнем случае получают так называемый |
серебрис |
тый веркблей. Окислительную плавку можно вести лишь тогда, когда опробуются платина, палладий п родий, три остальных металла группы в этих условиях частично или полностью окисляются и переходят в шлак. Поэтому ког да имеют в виду определение всех платиновых металлов, то плавку ведут восстановительную, при которой три пос ледних металла собираются свинцом, а три первых сереб ром. Температурный режим в таких случаях выше, чем при определении золота и серебра.
ЗОЛОТО В Т Е Х Н И К Е
СВОЙСТВА ЗОЛОТА И ЕГО СПЛАВОВ |
|
|
|
|
|||
«Паспортные данные» золота таковы: плотность |
19,3; |
||||||
температура |
плавления |
1063° С; |
температура |
кипения |
|||
2966° С; |
твердость по минералогической шкале 2,5; |
элект |
|||||
рическое |
сопротивление |
0 , 0 2 4 - Ю - 4 |
ом/см. |
Несмотря на |
|||
эти неплохие |
данные, существует (и очень |
прочное) |
мне |
||||
ние, что |
золото само по |
себе — один из самых малополез |
|||||
ных для |
техники металлов. Из золота, — говорят |
инжене- |
42
ры, — машину не сделаешь, даже если бы оно стоило бас нословно дешево. Так ли это?
До последпих дней трудно было оспаривать такое мне ние; трудно потому, что не было таких запросов у техни ки, какие появились в наше время.
Золото с древнейших времен служило материалом для драгоценных поделок и украшений. Из золота изготовляли чаши, кубки, кувшины, вазы. Известно, что золото очень мягкий металл, легко поддающийся расплющиванию в тон чайшие пластинки и листочки. Но этого далеко не доста точно, чтобы изготовить кувшин. Его надо отлить в фор ме. Нельзя не восхищаться искусством литейщиков древ ности. Ацтекские мастера отливали из золота птиц с дви гающимися языком, головой и крыльями или обезьянок с подвижными конечностями и головой. Отливки, изобра жающие рыб, имели чешуйки из золота и серебра на од ном и том ж е изделии. Много таких памятников искусства древних мастеров погибло от алчности конкистадоров, без жалостно переплавлявших их в слитки. Кое-что все ж е сохранилось и является гордостью музеев мира, в том чис ле и Государственного Эрмитажа в Ленинграде.
К а к ацтекские мастера отливали такие дивные изде лия, можно судить по описаниям, которые дошли до на шего времени. Ацтекские ювелиры лепили модель из гли
ны, |
покрывали ее |
слоем воска, после чего |
накладывали |
||
на |
нее еще один |
слой |
глины. Такие |
формы |
обжигались, |
и воск выплавлялся из |
них, образуя |
полости, в точности |
воспроизводящие модель. Метод, к которому пришли лишь в двадцатом столетии. Отливка после освобождения ее от формы шлифовалась, а для придания ей блеска погружа лась в ванну из квасцов. (И это у народа, который погиб из-за того, что не был знаком с огнестрельным оружием!) Все это требовало очень большого умения и навыка, зна ния строгих температурных режимов, за которыми следить можно было только глазом, без всяких приборов; необхо димо было умело подобрать нужные сорта глины и песка для изготовления моделей и форм. Замечательные произ ведения искусства из золота оставлены нам не только ац теками, но и египтянами, вавилонянами, скифами, инду сами и многими другими народами.
Однако конфигурация того или иного изделия, хотя бы того ж е кувшина, может и не позволить мастеру отлить его целиком. Некоторые части (например, ручки) при-
43