Файл: Казаков Б.И. Благородные металлы служат человеку.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

жит различная смачиваемость материалов. Измельченная руда вместе с водой перемешивается в специальных ма­ шинах, куда добавлены и так называемые флотореагенты. Частицы минералов покрываются при этом тонкой плен­ кой флотореагента и благодаря этодіу не смачиваются во­ дой. Воздух, подающийся в машину, образует большое ко­ личество пузырьков, всплывающих на поверхность. Флото­ реагенты имеют двоякое назначение: одни служат для образования пленки на частицах золота и некоторых мине­ ралов, другие для создания пены. Наиболее распростра­ ненным флотореагентом первого назначения является ксантат, а второго — сосновое масло. Частицы золота, по­ крытые пленкой, прилипают к воздушным пузырькам и поднимаются на поверхность, образуя (вместе с частица­ ми некоторых минералов) пену, которую собирают специ­ альными приспособлениями; пустая же порода, смоченная водой, остается в машине во взвешенном состоянии. Ч е м меньше частицы золота, тем легче они флотируются. Кру­ пные частицы предварительно отделяются на концентра­ ционных столах.

ПИРОМЕТАЛЛУРГИЯ ЗОЛОТА

 

К а к можно видеть

из

всего сказанного, извлечение зо­

лота

характеризуется

не

пирометаллургическими

процес­

сами

(«пиро» — огонь),

т. е. выплавкой, как у

большин­

ства металлов, а гидрометаллургическим. Однако в неко­ торых случаях пирометаллургическая обработка как пред­ варительный процесс при добыче золота бывает просто не­ обходимой. Н и амальгамацией, ни цианированием извлечь из руды золото не удается, если присутствие меди в ней превышает 0,5%. Из такой руды приходится извлекать золото выплавкой (совместно с медью и серебром). При­ сутствие в руде больших количеств мышьяка, сурьмы и се­ ры также затрудняет гидрометаллургические процессы. Выплавка металла при этом необязательна, но необходим предварительный обжиг руды, при котором эти нежела­ тельные компоненты выгорают. Следует заметить, что при­ менимо это лишь к богатым рудам, так как обжиг в зна­ чительной мере удорожает процесс извлечения. Сущест­ вуют и такие руды, которые в любом случае должны под­ вергаться обжигу.

38


Золото вступает в соединение с некоторыми элемен­ тами. Пример тому — процессы цианирования и хлорина­ ции. В природе золото встречается не всегда самородным: некоторые австралийские руды, например, пе поддаются ші амальгамации, ни цианированию, так как золото в них уже прочпо связано редким элементом теллуром. Иногда встречаются и руды, в которых золото соединено с селе­ ном. Д л я таких руд предварительный обжиг неизбежен. Теллур и селен при этом отгоняются в виде двуокиси, а зо­ лото в виде металла остается в огарке.

Еще в 1837 г. П. П. Аносовым был разработан и пред­ ложен пирометаллургический способ извлечения золота из россыпей. Сущность метода заключалась в восстанов­ лении окислов железа при плавке песков с высоким содер­ жанием золота. Драгоценный металл переходил в выпла­ вившийся при этом чугун. По сравнению с промывкой этот

способ давал в десятки раз более высокий

выход золота.

Из золотоносного чугуна золото извлекалось

растворением

его в кисл( а.

 

Возникает вопрос, почему сейчас не используют метод Апосова в процессах золотоизвлеченпя? Только потому, что современные методы более рациональны. Д л я того времени метод Аносова представлял несомненный интерес, но тогда им в нужной мере ие воспользовались, а впослед­ ствии были разработаны более удобные и рентабельные для переработки больших объемов руды или песков мето­ ды, причем многие из них рассчитаны и на малые содер­ жания золота.

ЗОЛОТО ИЗ ВОДЫ

Золото может быть рассеяно не только в горных по­ родах, но и в морской воде. По подсчету белорусского уче­ ного Н. Ф. Ермоленко, каждый ее кубометр содержит шесть миллионных долей грамма золота. Несмотря на то что концентрация золота в морской воде столь незначи­ тельна, общее его количество в морях и океанах таково, что на каждого жителя Земли приходится по два кило­ грамма. Попытки извлечения драгоценного металла из морской воды проводились еще в начале нашего века. Од­ нако установки для этого требовались сложные, а золото добывалось в ничтожных количествах: экономически про­ цесс себя ие оправдывал.

39


Советские ученые А. Даванков и В. Лауфер сделали попытку разрешить этот вопрос с помощью ионообменных смол. Сконструированный ими прибор сотрудник Инсти­ тута океанологии С. Дембовский применил на экспедици­ онном судне, и ему удалось добыть из морской воды не­ сколько миллиграммов золота.

Учеными была синтезирована смола, которая улавли­ вала золото и серебро в таких количествах, что их вес сос­ тавлял 200 (для золота) и 300 (для серебра) процентов от веса самой смолы. Проводилось это в несколько этапов. При прохождении воды через смолу происходил ионообмен. Затем ионы серебра и золота в порах смолы восста­ навливались до металла при обработке смолы гидросуль­ фитом натрия. Этот металл отлагался в порах, а смола вновь обретала ионообменные свойства. Так повторялось до тех пор, пока поры смолы не закупоривались полностью восстановленным металлом. Такие смолы оказались неза­ менимым средством против потерь металла с промывными водами на ювелирных фабриках. Первоначально подобные установки были встречены с недоверием, но когда они в тщательно проведенных испытаниях зафиксировали вы­ ход более 90%, то ученым была поручена разработка промышленного извлечения золота из промывных вод юве­ лирных фабрик Москвы, Ленинграда, Таллина, Одессы, Свердловска, Риги, Харькова и других городов нашей страны.

ПРОБИРНОЕ ИСКУССТВО

Степень очистки металла, содержание его в руде, про­ цент извлечения, ювелирная проба — все это требует са­ мого тщательного контроля, без которого нет возможности правильно наладить процессы геологоразведки, добычи, извлечения, плавки. Золотые изделия, найденные архео­ логами, показывают, что древние металлурги добивались высокой степени чистоты золота. Оказалось, что в много­ вековой практике обратили внимание на то, что восстанов­ ленный свинец собирает золото и серебро, отделяя их та­ ким образом от неблагородных металлов. Веркблей, как назывался такой сплав, получался после обжига «намерт­ во». Проводя последующую плавку в окислительной ат­ мосфере, получали смесь драгоценного металла и окислов свинца. Кем и когда найден был способ разделепия такой

40

смеси, до сего времени не установлено, но как это делали еще египетские ж р е ц ы — известно. Плавку проводили в горшках из костяной золы, и при этом окись свинца вса­ сывалась в его стенки, причем еще и увлекала за собой случайные примеси. Оставался лишь сплав золота и се­ ребра. Разделение этих металлов основано на том, что при обработке «крепкой водкой» — азотной кислотой растворя­ ется только серебро.

Определение количественного содержания золота в руде и сплавах или, наоборот, содержания примесей в зо­ лоте составляет предмет так называемого пробирного ис­ кусства. Великий английский ученый И. Ньютон, которого все знают как открывателя многих законов физики и ме­ ханики, 25 лет руководил работами на Лондонском монет­ ном дворе. Его методы пробирного искусства лежат в ос­ нове современных. С постановкой дела в лондонском Тауэ ­ ре по опробованию золота в 1698 г. ознакомился Петр I и ввел пробирное искусство в России. Методику опробо­ вания руд на золото, серебро и другие металлы сообщал М. В. Ломоносов в книге «Первые основания металлургии или рудных дел». Сущность пробирного процесса — в об­ жиге руды в лабораторных печах, плавке со свинцовыми соединениями и отделении золота и серебра с по­ мощью чашечек из костяной золы (купелирование). В на­ ше время аналитическая химия располагает самыми со­ вершенными методами исследования. Можно было бы ожи­ дать поэтому, что такое древнее искусство окажется безнадежно устарелым. Однако оно не теряет своего зна­ чения. Причина в том, что оно оперирует с большими про­

бами (100—200 г), определяя при этом количества в

0,5;

1; 2 мг золота с большей точностью и быстротой, чем

это

удается определить современными аналитическими ме­ тодами.

К а к ж е в общих чертах проводят опробование на бла­ городные металлы в пробирных лабораториях? После из ­ мельчения золотоносной (сереброносной, платиноносной) породы ее подвергают плавке в специальных печах. Основ­

ными видами плавки являются шерберная и тигельная.

В первом случае навеска исследуемого вещества

(это мо­

жет быть не только порода, но и шлак и металл)

помеща­

ется в небольшую чашечку из

огнеупорной глины — шер -

бѳр. Туда ж е помещаются зерна чистого свинца

и

флюс

(обычно бура) . Плавка ведется

окислительная, т.

е.

с до-

41


ступоы воздуха. При этом благородные металлы

собирают­

ся в свинце, а компоненты руды окисляются и

переходят

в шлак.

 

 

При тигельной плавке в состав шыхты входит не

металлический свинец, а его окись — глет, а также

восста­

новители (древесный уголь, мука, отруби, винный

камень

и т. д.). Глет при нагреве восстанавливается до свинца. Последний смачивает только чистые металлы, но не их окиси. Чистыми металлами в пробе будут только благо­

родные. Все остальное с помощью буры переходит

в

шлак.

В обоих случаях получают веркблей — сплав

 

свинца

с благородными металлами, который в последующей опе­ рации подвергают купелированию.

К благородным относятся и металлы платиновой груп­ пы. Казалось бы, приемы пробирного искусства полностью применимы и к их опробованию. Однако следует сказать,

что хотя общий

ход таких процессов и схож, по

он имеет

и существенные

отличия. Некоторые платиновые

металлы

не образуют сплавов со свинцом, а только в известной сте­

пени им смачиваются. Поэтому па них

предпочтительнее

тигельную плавку делать с хлорпстым

серебром

и содой.

В последнем случае получают так называемый

серебрис­

тый веркблей. Окислительную плавку можно вести лишь тогда, когда опробуются платина, палладий п родий, три остальных металла группы в этих условиях частично или полностью окисляются и переходят в шлак. Поэтому ког­ да имеют в виду определение всех платиновых металлов, то плавку ведут восстановительную, при которой три пос­ ледних металла собираются свинцом, а три первых сереб­ ром. Температурный режим в таких случаях выше, чем при определении золота и серебра.

ЗОЛОТО В Т Е Х Н И К Е

СВОЙСТВА ЗОЛОТА И ЕГО СПЛАВОВ

 

 

 

 

«Паспортные данные» золота таковы: плотность

19,3;

температура

плавления

1063° С;

температура

кипения

2966° С;

твердость по минералогической шкале 2,5;

элект­

рическое

сопротивление

0 , 0 2 4 - Ю - 4

ом/см.

Несмотря на

эти неплохие

данные, существует (и очень

прочное)

мне­

ние, что

золото само по

себе — один из самых малополез­

ных для

техники металлов. Из золота, — говорят

инжене-

42


ры, — машину не сделаешь, даже если бы оно стоило бас­ нословно дешево. Так ли это?

До последпих дней трудно было оспаривать такое мне­ ние; трудно потому, что не было таких запросов у техни­ ки, какие появились в наше время.

Золото с древнейших времен служило материалом для драгоценных поделок и украшений. Из золота изготовляли чаши, кубки, кувшины, вазы. Известно, что золото очень мягкий металл, легко поддающийся расплющиванию в тон­ чайшие пластинки и листочки. Но этого далеко не доста­ точно, чтобы изготовить кувшин. Его надо отлить в фор­ ме. Нельзя не восхищаться искусством литейщиков древ­ ности. Ацтекские мастера отливали из золота птиц с дви­ гающимися языком, головой и крыльями или обезьянок с подвижными конечностями и головой. Отливки, изобра­ жающие рыб, имели чешуйки из золота и серебра на од­ ном и том ж е изделии. Много таких памятников искусства древних мастеров погибло от алчности конкистадоров, без­ жалостно переплавлявших их в слитки. Кое-что все ж е сохранилось и является гордостью музеев мира, в том чис­ ле и Государственного Эрмитажа в Ленинграде.

К а к ацтекские мастера отливали такие дивные изде­ лия, можно судить по описаниям, которые дошли до на­ шего времени. Ацтекские ювелиры лепили модель из гли­

ны,

покрывали ее

слоем воска, после чего

накладывали

на

нее еще один

слой

глины. Такие

формы

обжигались,

и воск выплавлялся из

них, образуя

полости, в точности

воспроизводящие модель. Метод, к которому пришли лишь в двадцатом столетии. Отливка после освобождения ее от формы шлифовалась, а для придания ей блеска погружа­ лась в ванну из квасцов. (И это у народа, который погиб из-за того, что не был знаком с огнестрельным оружием!) Все это требовало очень большого умения и навыка, зна­ ния строгих температурных режимов, за которыми следить можно было только глазом, без всяких приборов; необхо­ димо было умело подобрать нужные сорта глины и песка для изготовления моделей и форм. Замечательные произ­ ведения искусства из золота оставлены нам не только ац­ теками, но и египтянами, вавилонянами, скифами, инду­ сами и многими другими народами.

Однако конфигурация того или иного изделия, хотя бы того ж е кувшина, может и не позволить мастеру отлить его целиком. Некоторые части (например, ручки) при-

43