ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
чине несколько превышающее давление р в камере высокого дав ления А . Переток жидкости в этом случае из указанной камеры по торцовому зазору 8Т между торцовыми поверхностями вращаю щихся лопаток лопастного уплотнения 6 и торцовой поверхностью статора 17 в камеру низкого давления Б невозможен, поэтому работа торцового уплотнения в этот период нецелесообразна. Это, помимо всего прочего, приводит и к тому, что торцовые поверх ности контактного уплотнения оказываются без смазки. Во время работы установки на регулирующие шарики 4 действуют центро бежные силы, отжимающие их к периферии. При достижении валом определенных чисел оборотов центробежные силы, действу ющие на регулирующие шарики, достигают такой величины, что они уже способны переместить их к периферии по наклонным па зам 15 подвижного корпуса уплотнения 8, на величину I от ци линдрической поверхности втулки 3. В результате этого втулка 3, сжимая пружину 13, перемещается слева направо на расстояние t, что и приводит к размыканию контактных поверхностей торцо вого уплотнения.
Другой тип уплотнения, использующего для своей работы дав ление, развиваемое рабочим колесом насоса, представлен на рис. 86. Оно выполнено в соответствии с авторским свидетель ством № 247787 и предназначено для уплотнения валов переме шивающих устройств реакционных аппаратов и других хими ческих установок. В рассматриваемой конструкции - с целью снижения износа контактирующих поверхностей колец 8 и 9 тор цового уплотнения предусматривается автоматическое их разделе ние. С этой целью торцовое уплотнение снабжено плавающим
поршнем |
10 |
с камерой |
Б , |
которая трубопроводом |
2 |
соединена |
|
с напорным |
патрубком |
вспомогательного насоса |
12 |
автономного |
|||
контура. |
|
3 |
|
|
|
|
|
Герметический электропривод перемешивающего устройства 7 |
состоит из статора и ротора, установленного на валу /. Полость ротора заполнена чистой перемешиваемой жидкостью. Для предо хранения элементов статора от контакта с этой жидкостью в кон струкции применена экранирующая гильза 4, отделяющая ста торную полость от роторной. Лабиринтный насос 12 осуществляет циркуляцию чистйй жидкости по автономному контуру, чем обес печивается осевая и радиальная устойчивость ротора электро привода, а также отвод тепла от нагретых элементов системы.
Комбинированное уплотнение, отделяющее рабочее простран ство реактора (полость А) от рабочего пространства автономного контура, состоит из торцового уплотнения и лабиринтно-вихре вого уплотнения 11. Торцовое уплотнение имеет плавающий пор шень 10, на котором установлено неподвижное уплотнительное кольцо 9. Вращающееся уплотнительное кольцо торцового уплот нения 8 помещено на специальной втулке, закрепленной на валу /. Поршень 10 и гибкий элемент — сильфон 6 образуют рабочую камеру торцового уплотнения. Верхний торец сильфона 6 при-
10* |
147 |
варен или припаян к плавающему поршню 10, а нижний — к на ружной части электропривода. Рабочая камера Б торцового уплот нения соединена каналом 5 и трубопроводом 2 с зоной нагнетания лабиринтного насоса 12. При включении привода лабиринтный насос 12 создает давление в камере В и отжимает плавающий пор шень 10 вниз до упора. Ротор электропривода под действием
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
Рис. |
8G. |
Герметический |
привод к |
реакторам |
||
гидростатических |
и |
гидромеханических |
сил |
в разгрузочном |
||||||
диске |
13 |
всплывает. При этом ротор электропривода поднимается |
||||||||
вверх, |
8а плавающий |
поршень |
10 |
опускается |
вниз в результате |
|||||
чего между |
контактирующими поверхностями торцового уплот |
|||||||||
нения |
|
и |
9 |
образуется гарантированный торцовый зазор, и сле |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
довательно, в процессе работы агрегата отсутствует износ этих поверхностей, а значит увеличивается срок службы всей уста новки в целом.
148
При выключении привода вал двигателя останавливается; дав ление в рабочей системе падает и ротор опускается на диск 13. Ввиду того, что рабочие зазоры /гх и /г3 выбираются из расчета h r > /г2, то в этом случае осуществляется плотный контакт тор цовых поверхностей уплотнительных колец 8 и 9, чем и обеспе чивается надежное разъединение реакционной зоны А аппарата от рабочей зоны автономного контура. Наличие в системе комби нированного уплотнения бесконтактного лабиринтно-вихревого уплотнения 11, выполненного на плавающем поршне 10, обеспечи вает определенное сопротивление перетоку жидкости из полости электропривода в реакционную зону А . Этим достигается наличие перепада давления, отжимающего плавающий поршень 10 вниз до упора, и обеспечивается минимум утечек среды из полости элек тропривода в реакционное пространство А .
3 0 . К о м б и н и р о в а н н ы е м а н ж е т н о - в и н т о в ы е
у п л о т н е н и я
Одной из наиболее интересных попыток создания комбиниро ванных уплотнений, использующих достоинства как контактных, так и бесконтактных уплотнений, является создание и внедрение
в практику |
машиностроения |
|
манжетно-винтовых |
уплотнений. |
||||||||||||
На рис. 87 показаны этапы конст |
|
|
|
|
||||||||||||
руирования манжетно-винтовых уп |
|
|
|
|
||||||||||||
лотнений |
[46]. |
|
|
|
|
|
|
|
а) |
|
|
|
|
|||
Существующие в настоящее время |
|
|
|
|
||||||||||||
манжетные |
|
уплотнения (рис. 87, |
|
|
|
|
|
|||||||||
работают |
при |
незначительных |
пере |
|
|
|
|
|||||||||
падах |
давления, |
так |
как зона кон |
|
|
|
|
|||||||||
такта неподвижного элемента уплот |
|
|
|
|
||||||||||||
нения с вращающимся |
валом |
|
очень |
|
|
|
|
|||||||||
незначительна. Для увеличения пере |
|
|
|
|
||||||||||||
пада |
давления, |
удерживаемого уп |
|
|
|
|
||||||||||
лотнением, |
|
в |
|
ряде |
конструкций |
|
|
|
|
|||||||
(рис. 87, |
б) |
используются манжетные |
|
|
|
|
||||||||||
уплотнения, |
имеющие |
цилиндричес |
|
|
|
|
||||||||||
кую |
уплотнительную |
поверхность |
|
|
|
|
||||||||||
с винтовой |
|
нарезкой. |
Для увеличе |
|
|
|
|
|||||||||
ния жесткости в таких уплотнениях |
|
|
|
|
||||||||||||
иногда используют |
цилиндрическую |
|
|
|
|
|||||||||||
пружину |
(рис. 87, |
в), |
а для умень |
Рис. |
87. |
Этапы |
изменения кон |
|||||||||
шения |
потерь |
на |
трения — винто |
|
|
|
|
|||||||||
вую нарезку |
выполняют на |
|
кони |
струкций |
ний |
|||||||||||
ческой поверхности (рис. 87, |
г). |
По |
манжетных уплотне |
|||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||
следняя модификация получила наи |
|
|
|
|
||||||||||||
большее распространение в технике. |
|
|
|
/ |
||||||||||||
Конструкция манжетно-винтового уплотнения такого типа из |
||||||||||||||||
вестна |
в СШ А |
под |
названием |
уплотнения |
«дайнасил» (рис. 88). |
\149
Перенос винтовой нарезки (угол наклона нарезки — а) с вращаю щегося вала на неподвижную поверхность манжеты исключил проблемы, связанные'с вопросами выполнения оптимальной формы и профиля нарезки и, помимо всего прочего, позволяет сохранить малые радиальные зазоры между вращающимися и неподвижными элементами манжетно-винтового уплотнения. Естественно, такое решение, в силу особенностей работы бесконтактных винтовых уплотнений рассмотренных выше, приводит к увеличению эффек тивности манжетно-винтового уплотнения на 15—20%. Как пока зали специальные исследования, проведенные в СШ А рядом фирм, уплотнения типа «дайнасил» исключительно хорошо работают
Рис. 88. Манжетно-винто |
Рнс. 89. Манжетно-винтовое |
вое уплотнение типа «дайна |
уплотнение типа «хелихсил» |
сил» |
|
в динамических условиях [10, 16]. Однако уплотнительная спо собность такой конструкции манжетно-винтового уплотнения в ста тическом положении (п = 0) весьма мала, так как в этом случае зона контакта цилиндрического участка манжеты с цилиндриче ской поверхностью вала имеет вырезы, соответствующие профилю нарезки винтовой линии в радиальном сечении. Эксперименталь ными исследованиями ряда фирм.было найдено, что для ликвида ции этого дефекта необходимо обеспечить непосредственный кон такт всего числа выступов винтовой нарезки с цилиндрической по верхностью вращающегося вала на протяжении не менее чем 600°.
Для улучшения конструкции манжетно-винтового уплотнения предлагается, например, на одной из конических поверхностей неподвижной манжеты выполнять многозаходную винтовую на резку с углом наклона а, состоящую из множества параллельных геликоидальных участков. При этом, по крайней мере, только две из указанных нарезок касаются кольцевого цилиндриче ского участка 1, не прорезая его (рис. 89). Манжетно-винтовое
150
уплотнение выполняется таким образом, чтобы любое радиальное сечение пересекало не менее трех вершин винтовой линии. Таким образом, налицо стремление сохранить в целости в конструкции манжетно-винтового уплотнения кольцевой цилиндрический уча сток 1 неподвижной манжеты 2, являющейся основным уплотни тельным элементом манжетного контактного уплотнения и пере нести всю тяжесть работы по увеличению сопротивления пере
току |
уплотняемой среды |
на |
нарёзной |
конический |
участок |
||||
-неподвижной манжеты, |
обеспечив |
тем |
самым |
сопротивле |
|||||
ние |
указанному |
перетоку в |
статическом состоянии |
(п = |
0) |
||||
за |
счет непосредственного |
контакта |
между |
неподвижным |
|||||
цилиндрическим |
пояском |
манжеты и |
цилиндрической поверх |
||||||
ностью вала. Уплотнение такого типа |
получило |
в СШ А наз |
|||||||
вание «хелихсил». |
|
|
|
|
|
|
|
|
Размеры уплотнительных элементов в этом уплотнении вы браны таким образом, чтобы в процессе работы через сплошную цилиндрическую кромку 1 манжеты 2 протекало лишь незначи тельное количество жидкости, необходимой для отвода тепла от губок неподвижной манжеты и для смазки ее поверхностей. Во время остановки вращающегося вала кольцевая цилиндрическая кромка в результате эластичности материала и жесткости кольце вой пружины 3 обжимает вал и обеспечивает высокую степень уплотнения.
В настоящее время еще не накоплен достаточный материал по долговечности, надежности и эффективности манжетно-винтовых уплотнений. Однако проведенный анализ наиболее распростра ненных за рубежом типов уплотнений показывает, что в ряде областей техники, особенно для уплотнений подшипников качения, манжетно-винтовые уплотнения с успехом могут быть использо ваны, в результате чего резко может .быть увеличена долговеч ность работы подшипникового узла машин и. аппаратов.
Представленные в настоящей работе конструкции манжетно винтовых уплотнений являются лишь первой попыткой конструк тивного объединения манжетных и винтовых уплотнений.. Однако эта попытка, хотя и основана на использовании ряда неправиль ных положений (применение неоптимальных форм, типов и эле ментов нарезки), дала такие положительные результаты, которые обеспечили широкое внедрение манжетно-винтовых уплотнений в машины и аппараты ведущих зарубежных фирм.
Для увеличения срока службы таких уплотнений особое вни мание следует уделять двум факторам: качеству обработки по верхности вала и материалу поверхности вала в зоне действия уплотнения.
На основании данных, приведенных в работе [36], можно сде лать заключение о том, что любые отклонения вала'от круглой цилиндрической формы и наличие неровностей на его поверх ности требуют повышенной, по сравнению с оптимальной, сил прижатия уплотнения к валу.
151