Файл: Васильцов Э.А. Бесконтактные уплотнения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

выбраны в пределах оптимальных значений, обеспечивающих ма­ ксимальную уплотнительную способность динамических уплотне­ ний. Поэтому выбор геометрических характеристик винтовых уп­ лотнений осуществляют методом последовательных приближений. Определяя, например, по оптимальному значению ß01IT величину осевого шага

Soc

ß o n T >

которую округляют до ближайшего целого значения 5оС и по за­ висимости (104) уточняют угол наклона винтовой линии ß.

Этот метод осуществляется последовательно до тех пор, пока приемлемым выбором величины S'oc не обеспечится достаточно оптимальные ßonT и zonT как для нарезки на втулке, так и для нарезки на винте.

Г Л А В А VI

К О М Б И Н И Р О В А Н Н Ы Е У П Л О Т Н Е Н И Я

'Анализ работы бесконтактных уплотнений показывает, что по

сравнению

с контактными они обладают большей

надежностью

в работе,

имеют более длительный срок службы,

не нуждаются

в обслуживании, имеют малое тепловыделение и значительную демпфирующую способность как от радиальных (для уплотнений радиального типа), так и от осевых (для уплотнений торцового типа) вибраций. Эти особенности делают бесконтактные уплотне­ ния незаменимыми при уплотнении валов быстроходных машин и агрегатов. Однако наличие утечек жидкости через эти уплотне­ ния в случае неподвижного вала ограничивает диапазон их при­ менимости. Для расширения этого диапазона оказывается полез­ ным использовать комбинированные уплотнения, состоящие из контактных и бесконтактных.

Особенности работы и некоторые конструкции комбинирован­ ных уплотнений рассмотрены ниже.

2 8 . К о м б и н и р о в а н н ы е б е с к о н т а н т н ы е и к о н т а н т н ы е у п л о т н е н и я

Наиболее известными, традиционными типами контактных уплотнений являются сальниковые уплотнения, поэтому этот тип уплотнений наиболее часто используется и в комбинации с бес­ контактными уплотнениями.

На рис. 80 представлена конструкция комбинированного уплот­ нения, разработанного в соответствии с патентом ФРГ для аппа­ ратов с быстроходными перемешивающими устройствами. Вал аппарата 1 установлен на двух опорно-упорных подшипниках качения 9. На валу насажена вращающаяся втулка 8. К фланцу 2 аппарата крепится корпус уплотнения 3, имеющий неподвижную кольцевую втулку 5, камеру сальникового уплотнения с сальни­ ковой набивкой 7, камеру 6 для ее охлаждения и патрубок 4 для отвода протечек уплотняемой жидкости.

141


Основная особенность рассматриваемой конструкции заклю­ чается в том, что сальниковое уплотнение работает в ней в течение всего периода эксплуатации машины или аппарата. Поэтому срок службы агрегата (машины) зависит в основном от срока службы этого уплотнения. Применение в этой конструкции бесконтактных уплотнений лишь уменьшает давление перед сальниковой набив­ кой до пределов, допускающих ее использование. Этим удается в значительной степени расширить диапазон использования саль­ никовых уплотнений, однако срок службы уплотнений этого типа

 

 

зависит

лишь

от

конст­

 

 

руктивных

характеристик

 

 

сальникового

уплотнения

 

 

и

физико-химических

 

 

свойств

его набивки.

 

 

На

рис.

 

81

показана

 

 

комбинация манжетного и

 

 

винтового уплотнений, в

 

 

которой использованы ос­

 

 

новные

принципы

конст­

 

 

руирования

 

 

контактных

 

 

манжетных

 

и бесконтакт­

 

 

ных винтовых уплотнений.

 

 

Манжетное

 

 

уплотнение,

 

 

используемое

рассмат­

 

 

риваемой1

 

 

конструкции,

 

 

представляет

собой

ман­

 

 

жету

 

 

обычного

типа,

 

 

поджимаемую ' к

вращаю­

 

 

щемуся

 

валу

кольцевой

 

 

пружиной

2.

В отличие от

Рис. 80.

Схема комбинированного уплотне­

общеизвестных

конструк­

ния (патент Ф РГ 1001069)

ций

манжетных

уплотне­

 

 

ний, в

которых зона вала

 

 

в точке контакта с цилинд­

 

 

рической

 

 

поверхностью

манжеты отполирована (V 9), рассматриваемая конструкция имеет в указанной зоне контакта винтовые канавки, образованные путем штамповки, травления, пароструйной обработки, резания и т. д. Винтовые канавки при вращении вала способствуют возникнове­ нию сил, противодействующих утечкам жидкости из уплотняемой камеры в рабочее помещение.

Экспериментальные исследования уплотнения этого типа с точки зрения отработки его оптимальной конструкции, обеспе­ чивающей минимум утечек жидкости через зону уплотнения и ми­ нимальные потери мощности, показали, что оптимальными пара­ метрами нарезки являются: а) угол подъема спиральной линии

нарезки

а

=

30-^45°;

б) ширина

канавки нарезки на

валу

а =

=

0,100-^-0,175 мм;

в) ширина

цилиндрической

кольцевой

 

142


кромки манжеты b — 0,38-г-0,75 мм; г) число заходов нарезки г = 3-5-6.

Рассмотренная конструкция комбинированного уплотнения по­ лучила довольно широкое распространение в машинах н аппара­ тах, выпускаемых различными фирмами СШ А, где 'она известна под названием уплотнения типа.«хайдросил» [10].

Однако, несмотря на большую известность и рекламу этого типа уплотнения, тщательный анализ его работы показывает, что наряду с положительными достоинствами оно обладает и при­ сущими только ему недостатками. Эти недостатки проявляются обычно при пуске и остановке агрегата, когда центробежные силы, отжимающие губку манжеты от поверхности вращающегося вала

Рис. 81.

Манжетно­

Рис. 82. Манжетно-вин­

винтовое

уплотнение

товое уплотнение фир­

 

 

мы «Даймлер — Бенц»

с винтовой нарезкой, уменьшаются, в результате чего под дей­ ствием эластичности материала манжеты и натяжения кольцевой ■ пружины, губка начинает прижиматься к поверхности вращаю­ щегося вала и изнашиваться. Износ поверхности губки будет тем больше, чем длительнее будет режим пуска и остановки машины или аппарата и чем чаще в течении срока службы уплотнения будут производиться остановки машины. Таким образом для ма­ шин, процесс эксплуатации которых связан со значительным ко­ личеством пусков и остановок (подкачивающие химические насосы и компрессоры, реакторы и перемешивающие устройства перио­ дического действия и т. д.), применять уплотнения типа «хайдро­ сил» нецелесообразно.

Для расширения области применения комбинированных уплот­ нений фирма «Даймлер— Бенц» (ФРГ) уменьшила глубину винто­ вой нарезки на вращающемся валу установки. В разработанной ею конструкции комбинированного уплотнения (рис. 82) поверх­

143

ность вала тщательно шлифуется п полируется, после чего на эту поверхность с помощью специального инструмента наносятся не­ глубокие геликоидальные риски, не образующие замкнутой вин­ товой линии. Сборка уплотнения осуществляется так, чтобы ци­ линдрическая часть губки манжеты устанавливалась на некотором расстоянии от края геликоидальных рисок. Во время работы ци­ линдрическая часть поверхности манжеты 3, соприкасающаяся

Рис. 83. Комбинированное уплотнение

с поверхностью вала, изнашивает и отшлифовывает эту поверх­ ность до полного исчезновения геликоидальных рисок. В резуль­ тате такой приработки манжеты и вала геликоидальные риски остаются лишь с внешней 1 и с внутренней 2 сторон контактной цилиндрической линии [42]. Область применения этих уплотне­ ний ограничена областью небольших давлений, поскольку имею­ щиеся в его конструкции геликоидальные риски не являются оптн-

Рис. 84. Уплотнение с двусторонней винтовой нарезкой

мальными. Работают эти уплотнения с расширяющимся кониче­ ским зазором и не могут обеспечить значительное противодействие перетоку -уплотняемой среды через уплотняемую зону. Тем не менее использование их вполне оправдано при уплотнении узлов подшипников качения.

На рис. 83 показано комбинированное уплотнение [17], со­ стоящее из контактного манжетного уплотнения 1 и бесконтакт­ ного лабиринтно-вихревого уплотнения 2. Лабиринтно-вихревое

144


уплотнение, смонтированное непосредственно на валу насоса, вы­ полнено с трапецеидальной нарезкой и имеет длину 82 мм при радиальном зазоре 0,3—0,4 мм и шаге нарезки равном 4,2 мм. Конструкция уплотнения такого типа обеспечивает удовлетвори­

тельную работу насосап

при давлении в уплотняемой камере до

10 кгс/см2'при условии работоспособности манжетного

уплотне­

ния (как в статическом

0, так и в динамическом

п

>

0 состоя­

 

 

ниях) лишь в пределах удерживаемого давления (до 3,5 кгс/см2). В ряде случаев у-плотнения такого типа выполняют с двусто­ ронней винтовой нарезкой (рис. 84). При этом винтовая нарезка может создавать в центральной части уплотнения как разрежение, так и давление, а также может иметь неравномерную глубину по

длине уплотнения.

2 9 . К о м б и н и р о в а н н ы е б е с к о н т а к т н ы е и с т о я н о ч н ы е у п л о т н е н и я

В связи с тем, что конг жтные и бесконтактные уплотнения, используемые в комбинированных бесконтактных и стояночных уплотнениях, должны обеспечивать уплотнительный эффект в раз­ личные периоды эксплуатации машин или аппарата, то в их кон­ струкциях должны быть предусмотрены специальные элементы, выключающие из работы те из уплотнений, работа которых в этот период нерациональна. При этом указанные элементы должны ра­ ботать автоматически в зависимости от частоты вращения вала.

В настоящее время известно большое количество схем, обеспе­ чивающих отключение контактных уплотнений из работы при до­ стижении валом установки определенных частот вращения. Однако для конструкторов наибольший интерес должны представить лишь те схемы, в которых использован эффект действия центробежных сил на элемент, отключающий контактное уплотнение от работы или включающий его в работу, а также схемы, в которых для ука­ занных действий использовано гидравлическое давление от уста­ новленного на валу агрегата рабочего колеса насоса. Известно, что величины центробежных сил и гидравлическое давление про­ порциональны квадрату частоты вращения вала, поэтому они могут быть использованы для обеспечения указанных действий.

На рис. 85 представлена конструкция комбинированного уплот­ нения, состоящего из динамического лопастного и стояночного торцового уплотнения [2]. Рассматриваемое уплотнение предна­ значено для обеспечения герметичности камеры Б относительно рабочей среды, заполняющей под давлением р камеру А установки. Уплотнение состоит из вала 1 с установленным на нем фигурным корпусом 12, имеющим на своей периферии лопастное уплотне­ ние 6, смонтированное с гарантированным зазором 5Т относительно статора установки 17. Корпус 12 поджимается гайкой 2 к торцо­ вому бурту вала 1 через цилиндрическую втулку 14 и втулку 3, имеющую плоский торец с отшлифованной поверхностью С. Кор-

10 Э . А. Васнльцов

145

 


пус

12

 

 

 

 

 

8,

расточку,

 

в

которую

входит

 

по­5

 

 

имеет цилиндрическую

 

 

движный

корпус уплотнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.

 

 

 

 

с закрепленной на нем вращаю­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

щейся втулкой 7 торцового уплотнения. Неподвижная втулка

 

 

 

 

 

9,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ниж­

торцового уплотнения установлена в корпусе агрегата

 

 

 

 

 

 

13,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

имеет цилиндри­

ней своей части подвижный корпус уплотнения

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

ческий выступ служащий для центровки на нем цилиндрической

пружины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

на цилин­

 

которая с другой стороны центрируется

 

дрическом

выступе

 

вращающегося корпуса

 

 

 

10,

 

 

 

 

 

 

Цилиндриче­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ская втулка

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

имеет в левой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

своей

 

части

паз

 

 

 

 

8,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в кото­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рый входит выступ

 

подвиж­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ного корпуса

уплотнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

благодаря12

 

чему

 

последний1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вращается совместно

с

кор­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пусом

12

 

и валом

 

 

и имеет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

возможность осевого

переме­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щения

 

 

относительно

кор­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пуса

 

8

 

 

на

 

величину

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутренняя

 

 

поверхность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15,

 

 

корпуса

уплот­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подвижного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нения

 

имеет

 

шлифованные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пазы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

сов­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

образующие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

местно

с

 

торцовой

поверх­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ностью

 

 

втулки

 

 

сужаю­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щееся к наружному диаметру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

конусное

 

 

 

 

 

 

4.

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пространство,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

котором

 

установлены регу­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лирующие шарики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В статическом положении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(/г =

0;

 

 

13

 

 

 

половина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

верхняя

 

 

 

7 7 ////////////7 /Г 1 7

 

 

рисунка)

 

 

цилиндрическая

Рис.

85. Комбинированное уплотнение [2 ]

пружина

 

 

 

отжимает

под­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вижный

 

корпус уплотнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 влево

 

до упора вращаю­

 

8

 

 

 

 

 

 

 

12

щейся

 

и неподвижной L

вту­

лок торцового уплотнения. Между подвижным корпусом уплотне­

ния

 

и вращающимся корпусом

 

образуется осевой зазор

При

этом регулирующие шарики 4 отжимаются от периферии к оси вра­ щения вала 1 вплоть до непосредственного контакта с.цилиндриче­ ской поверхностью втулки 3. Контакт торцовых поверхностей втулок 5 и 7 торцового уплотнения и неподвижного контактного уплотнения 16 с внешней цилиндрической поверхностью подвиж­ ного корпуса уплотнения 8 препятствует проникновению рабочей среды из-камеры высокого давления А в камеру низкого давле­

ния Б .

В рабочем положении (п > 0; нижняя половина рисунка) при достижении валом определенного числа оборотов лопастное уплот­ нение 6 развивает; на внешнем своем диаметре давление по вели­

146