Файл: Васильцов Э.А. Бесконтактные уплотнения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Материал поверхности вала, соприкасающегося с манжетой манжетно-винтового уплотнения, влияет в основном на эластич­ ность манжеты. В этих условиях наиболее практичным могут ока­ заться материалы с хорошей теплопроводностью: медь, золото, алюминий, серебро и т. д.

Опыты, описание которых приведено в работах [14, 25], по­ казывают, что посеребренная поверхность вала в значительной степени улучшает эксплуатационные характеристики уплотнений такого типа.

31. К о м б и н и р о в а н н ы е т а г н и т н о - ж и д н о с т н ы е

у п л о т н е н и я

Рассмотренные выше конструкции комбинированных уплотне­ ний разработаны на основе использования бесконтактных уплот­ нений статического и динамического действий с различными ти­ пами контактных. Это накладывает определенные требования на технологию их изготовления, отражается на условиях их работы

иобслуживания, на сроках службы как самого уплотнения, так

ивсего агрегата в целом. В этой связи представляется интересным рассмотреть такие схемы комбинированных уплотнений, которые были бы лишены недостатков, связанных с использованием кон­ тактных уплотнений в качестве рабочих или в качестве стояноч­ ных. Таким уплотнением является уплотнение магнитно-жидкост­ ного типа.

Общеизвестен тот факт, что в случае заполнения какого-либо пространства, например внутреннего пространства стеклянной трубы, ферромагнитной жидкостью и помещения этой трубы в поле действия постоянных магнитов, указанная ферромагнитная жидкость займет все внутреннее пространство трубы и разделит ее на две полости. В зависимости от магнитной проницаемости ферро­ магнитной жидкости, магнитного сопротивления материала трубы и напряженности магнитного поля эти полости могут находиться под действием различного давления или вакуума. Тем самым прин­ ципиально возможно создание контактного магнитного уплотне­ ния, различные полости которого, разделенные ферромагнитной жидкостью, находятся под действием различного по величине давления при условии наличия постоянного или переменного ма­ гнитного поля некоторой напряженности. В зависимости от свойств материала, замыкающего магнитный поток, например в зависи­ мости от материала уплотняемого вала, могут быть разработаны два вида конструкций магнитно-жидкостного уплотнения —'Для магнитного (рис. 90, а) и для немагнитного (рис. 90, б) валов [69 ].

В первом случае магнитные силовые линии, создаваемые магни­ том 3, замыкаются через вал установки и удерживают ферромаг­ нитную жидкость 5 в зазоре между кольцевой пластиной 4 и ва­ лом 1. Во втором случае ферромагнитная жидкость 5 удержи­ вается в зазоре, образованном фасонными поверхностями кольце­

152


вых пластин 2 и 4. Как в первом, так и во втором случаях ферро­ магнитная жнДкость замыкает силовые линии и удерживается ими в состоянии равновесия даже при наличии вращения вала и на­ личии перепада давлений между уплотняемой полостью и наруж­ ным помещением.

Магнитно-жидкостные уплотнения обладают следующими до­ стоинствами:

1) в области рабочих условий они могут обеспечить полное отсутствие утечек жидкости через зону уплотнения;

2)поверхностный контакт между вращающимся •элементом уплотнения и неподвижной его частью осуществляется жидкостью,

врезультате чего фактически отсутствует износ соприкасающихся поверхностей уплотнения;

3)элементы поверхности уплотнения не требуют тщательной обработки и полировки и могут быть выполнены по более низкому классу точности;

V 2 3 4

' Ä

3

'//

1

4)

Рис. 90. Схемы магнитно-жидкостного уплотнения [58 ]

источ­

уплотнение не требует подачи смазки от внешнего

ника;

у

 

поскольку в период работы магнитно-жидкостного

уплот­

5)

нения фактически отсутствует унос ферромагнитной жидкости, то перезарядка уплотнения указанной жидкостью не требуется;

6)работа магнитно-жидкостного уплотнения возможна при от­ носительно высоких частотах вращения вала;

7)уплотнение магнитно-жидкостного типа обладает некоторой демпфирующей способностью и способно воспринимать радиаль­ ные нагрузки на вал;

8)уплотнение магнитно-жидкостного типа обладает самовосстанавливаемостыо.

Эффективность магнитно-жидкостных уплотнений во многом зависит от свойств ферромагнитной жидкости, а следовательно, от свойств основной жидкости и характеристик взвешенных частиц, находящихся в ней и сообщающей ей ферромагнитные свойства.

Для получения оптимального уплотняющего действия и обес­ печения стабильности характеристик уплотнения в течение всего времени 'его эксплуатации ферромагнитные частицы должны иметь -высокую магнитную проницаемость при большой напряженности

153


магнитного

поля; быть

износостойкими и коррозпониостойкпми

и не иметь способности к коагуляции.

Поэтому

в качестве

наполнителей основнойсреды стремятся

использовать исключительно мелкие магнитные частицы различи

ных металлов,

способных образовывать

коллоидные

растворы

в жидкостном

наполнителе. Размеры

частиц для

магнитно­

жидкостных уплотнений обычно не должны превышать вели­ чины ІО "4— ІО "5 мм.

В качестве ферромагнитного порошка может быть использовано карбонильное железо с частицами сферической формы. Для уве­ личения коррозионной стойкости железо может быть легировано

хромом. В качестве жидкости

магнитно-жидкостных уплотнений

 

 

 

 

 

обычно

используются

мине­

 

 

2

3

 

ральные масла

(t

=

40-ь70°С),

 

 

 

 

 

 

 

 

трансформаторные

масла

(I =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

различные

 

 

 

 

 

70-ь 100° С)

 

 

 

 

 

 

кремннйорганнческпе

соедине­

 

 

 

 

 

ния.

При этом вязкость среды,

 

 

 

 

 

наполненной

ферромагнитными

 

 

 

 

 

частицами,

должна

быть

дос­

 

 

 

 

 

таточно

высокой — порядка

 

 

 

 

 

100 сП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

настоящее время уже раз­

 

 

 

 

 

работаны

магнитно-жидкостные

 

 

 

 

 

уплотнения

 

выдерживающие

Рис.

91. Комбинированное магнитно­

температуру

до 150° С и обес­

 

жидкостное уплотнение

 

печивающие

нулевую

утечку

 

 

 

 

 

жидкости

при

перепаде давле­

 

 

 

 

 

ния 0,7 кгс/см2. Указанные па­

 

 

 

 

 

раметры

работы

 

уплотнений

рассматриваемого типа еще недостаточны для

широкого

исполь­

зования их в машинах и

аппаратах.

Однако уже и эти данные

говорят о том, что при определенных условиях

работы указанных

машин, уплотнения этого типа могут быть

с

успехом использо­

ваны

в машиностроении,

особенно в

тех

случаях,

когда

они

используются р комбинации с бесконтактными динамическими или статическими уплотнениями, снижающими величину давле­ ния' перед контактным магнитно-жидкостным уплотнением.

На рис. 91 показана схема комбинированного уплотнения, со­ стоящего из уплотнения статического действия (кольцевого уплот­ нения с кольцевыми цилиндрическими канавками) и магнитно­ жидкостного уплотнения. Вал установки 1 выполнен из двух половин таким образом, что его вторая часть имеет немагнитные свойства. В этом случае в зоне немагнитного вала удается раз­ местить кольцевой магнит 2, выполненный, например, из кера­ мического материала. Кольцевой магнит располагают так, чтобы один из его полюсов касался полости а, заполненной ферромагнит­ ной жидкостью 3. Вал уплотнения 1 и его корпус имеют цилиндри-

154


ческне кольцевые выточки, увеличивающие сопротивление пере­ току жидкости на участке от патрубка подвода уплотняемой жидкости 5 до отводящего патрубка 4. Размеры статического уплот­ нения и величину отводящего патрубка следует выбирать из усло­ вия обеспечения в камере б перед магнитно-жидкостным уплотне­ нием давления, не превышающего 1 кгс/см2. Следует отметить, что в случае повышенной частоты вращения вала удерживающая спо-

Рис. 92. Комбинированное магнитно-жидкостное уплот­ нение

собность' магнитно-жидкостного уплотнения падает примерно на 20% (для п = 800 об/мин) по сравнению-с удерживающей способ­ ностью указанного уплотнения в статическом положении (п = 0).

При использовании комбинированных уплотнений это умень­ шение удерживающей способности магнитно-жидкостного уплот­ нения компенсируется увеличением сопротивления предшествую­ щего ему бесконтактного уплотнения. В тех же случаях, когда имеющийся' в уплотняемой камере перепад давления не может быть компенсирован сопротивлением статического уплотнения, последнее с успехом может быть заменено динамическим уплот­ нением (рис. 92).

СПИСОК Л И ТЕ Р А ТУР Ы

1. А л ь т ш у л ь А . Д .

Гидравлические потери па трение в трубопрово­

дах. М .— Л ., Госэнергоиздат,

1963, 256 с.

 

 

2.

Авиационные центробежные насосные агрегаты. Под ред. Г. М . Заслав­

ского. М ., «Машиностроение»,

1967, 256 с.

Авт.: Л . С . Арннушкин, Р. Б. Абра­

мович, А . Ю . Поликовский и др.

 

 

3.

В о р о х о в А. М. ,

Г а н ш и и

А. С. ,

Д о д о н о в Н . Т. Волокни­

стые и

комбинированные сальниковые набивки.

М ., «Машиностроение», 1966,

312с.

4.Б и л л е А . В. Уплотнительная техники в условиях космоса. — В кн.:

Проблемы современной

уплотнительной техники. М ., «Мир»,

1967, с. 32—48.

5. В а с и л ь ц о в

Э . А ., Р а б и н о в и ч

Ю . Р . К вопросу об определе­

нии коэффициента сопротивления кольцевых

зазоров. — В

сб. трудов Лен-

НИИхиммаша № 4 «Исследование и конструирование аппаратов с герметическим

приводом». Л ., «Машиностроение», 1969, с. 77— 87.

 

6. В а с и л ь ц о в Э. А. , Р а б и н о в и ч Ю . Р . Полные

круговые ха­

рактеристики лабиринтно-вихревых уплотнений. — В сб. трудов

ЛенНИИхим-

маша № 4 «Исследование и конструирование аппаратов с герметическим при­

водом».

Л ., «Машиностроение»,

1969, с. 87—96.

 

7.

В а с и л ь ц о в

Э . А .,

Н е в е л и ч В. В. Герметические электрона­

сосы. Л ., «Машиностроение», 1968, 260 с.

 

8.

В и ш н е в с к и й Н . Е .., Г л у х а н о в Н. П. , К о в а л е в И . С .,

Аппаратура высокого давления

с герметическим

приводом. Л .— М ., Машгиз,

I960,- 248 с.

 

 

 

9.

В о р и Ч а у .

Теоретический анализ

уплотнений со спиральными

канавками при турбулентном режиме. — В сб. трудов АОГ1М «Проблемы трения и смазки». Т. 91, серия F, № 4. М, «Мир», 1969, с. 81—92.

10. В е й н а н д . Гидродинамическое уплотнение с винтовой манжетой. — В сб. трудов АОИ М «Проблемы трения и смазки». Т . 90, серия F, № 2. М ., «Мир», 1968, с. 142— 157.

11.Г о л у б е в А . И . Лабиринтные насосы для химической промышлен­ ности. М ., Машгиз, 1961, 76 с.

12.Г о л у б е в А . И . Современные уплотнения вращающихся валов. М ., Машгиз, 1963, 216 с.

13.Г о л у б е в А . И . Разработка трехступенчатого лабиринтно-торцового

уплотнения. — В сб. трудов ВНИИгидромаша «Гидромашиностроение». М ., «Энергия», 1969, с. 202— 209.

14. Д ж о н с Р . Некоторые вопросы уплотнения газовых турбин. — В кн.: Проблемы современной уплотнительной техники. М ., «Мир», 1967, с. 89— Ю2.

15.Д о р ф м а н Л . А . Гидродинамическое сопротивление и теплоотдача вращающихся тел. М ., Физматгиз, 1966, 260 с.

16.Д е г а. Итоги работ по усовершенствованию герметичных манжетных

уплотнений кромочного

типа. — В сб. трудов

АО И М

«Проблемы трения и

смазки». Т. 90, серия F, №

2. М ., «Мир», 1968,

щ 66— 85.

17. 3 а д о р с к и й

В .

М . Уплотнения валов насосов. — «Химическое и

нефтяное машиностроение»,

1965, № 3, с. 41— 42.

 

18. 3 о р ь я и Л .

А .,

А б д у р а ш и д о в С .

А . Об определении

коэффициента сопротивления в зазоре между разгрузочным диском и кор­ пусом насоса. — «Химическое и нефтяное машиностроение», 1962, № 12,

с.9— 11.

19.3 о т о в В. А . Классификация уплотнительных устройств. — «Стандар­

тизация», № 9, 1962, с. 17— 21.

20.3 о т о в В . А . Исследование винтоканавочных уплотнений. — «Вестник машиностроения», № 10, 1959, с. 3—9.

21.И в а н о в а Н . Г. Влияние сил инерции смазки на характеристики под­ шипников скольжения. — В кн.: Развитие гидродинамической теории смазки

подшипников быстроходных машин. М ., А Н СССР , 1962, с. 174—206.

22. К л а й н В . Д ж . Подобие и приближенные методы. М ., «Мир», 1968, 302 с.

156


23. К о ж е в и и к о в а Е . II.

Исследование гидравлических сопротивле­

ний узких щелей. — В сб. трудов ВИГМ «Исследование гидромашин». Вып. X X JV .

М ., Машгиз, 1959,

с. 77—92.

 

24. К е т о л а,

М а к ■ Г р ы о .

Распределение давления, сопротивление

трения и расходные характеристики для частично смоченного вращающегося диска. — В сб. трудов АОИ М «Проблемы трения и смазки». Т. 30, серия F, № 2. М ., «Мир», 1968, с. 86— 102.

25.К у р т н и В . и др. Методы уплотнения вращающихся устройств в ва­ кууме. — В кн.: Проблемы современной уплотнительной техники. М ., «Мир», 1967, с. 48— 61.

26.Л о м а к и и А . А . Центробежные и осевые насосы. Л ., «Машинострое­ ние», 1966, 364 с.

27.

Л о й ц я н с к и й Л . Г. Механика жидкости и газа. М ., «Наука»,

1970, 904 с.

28.

М а к к р ю, М а к X ь ю. Теоретическое и экспериментальное исследо­

вание

работы вннтокаиавочного уплотнения в ламинарном и турбулентном ре­

жиме.

— В сб. трудов АОИ М «Теоретические основы инженерных расчетов».

Т. 87,

серия D, № 1. М ., «Мир», 1965, с. 183— 196.

29.М а к а р о в Г. В . Уплотнительные устройства. Л ., «Машиностроение», 1965, с. 158.

30.М а р ц и н к о в с к и й В . А . Гидродинамика и прочность центробеж­

ных насосов. М ., «Машиностроение»,

1970, 271 с.

 

31.

М о т р а м А . В. Т .,

С а и л и Л . Г. Уплотнения в ракетных двигате­

лях на жидком топливе. — В

кн.: Проблемы современной уплотнительной тех­

ники. М ., «Мир»,

1967, с.

15—32.

 

 

32.

М я с к о в с к и й

Е .

Г. Лабиринтно-винтовое уплотнение. — «Хими­

ческое

и нефтяное машиностроение»,

1964, № 15, с. 11— 12.

 

33.

Н и к о л а е в Л . К- Насосы пищевой промышленности. М .,

«Пищевая

промышленность»,

1972, с. 220.

 

 

34.

О в с я н н и к о в

Б.

Н. ,

Б о р о в с к и й Б . Н . Теория

й расчет

турбонасосных агрегатов жидкостных

ракетных авиадвигателей. М .,

«Машино­

строение», 1971, 540 с. 220.

 

 

 

35.

О с т и н

Р . М .,

Ф и ш е р

М . Д ж . Гидростатические уплотнения пи­

тательных насосов для паровых котлов. — В кн.: Проблемы современной уплот­ нительной техники. М ., «Мир», 1967, с. 377— 405.

36.С а й м о н с . Геометрия вала — главный фактор в работе масляных

уплотнений. — В сб. трудов АОИ М «Проблемы трения и смазки». Т. 30, серия F, № 2, М ., «Мир», 1968, с. 42— 57.

37. С т а с ю л я в и ч. у с И . К ., С у р в и н а В . Ю ., А ш м а н т и с Л . А. Гидравлическое сопротивление в трубе с винтообразной канавкой.— «Энерго­

машиностроение», 1964,

№ 10, с.

45.

38. С п е р р о у Е .,

Л и н

С . Развитие ламинарного течения и падение

■ давления в начальном участке кольцевого канала. — В сб. трудов АОИ М , «Теоре­ тические основы инженерных расчетов». Т . 86, серия D, № 4. М ., «Мир», 1964,

с.155— 163.

39.С т е й р. Влияние геометрии канавки на рабочие характеристики винтоканавочного уплотнения. — В сб. трудов АОИ М «Энергетические машины и

установки». Т. 90г"серия А , № 4. М ., «Мир»,

1967, с. 170— 171.

40.

С т е п а н я н ц

Л . Г. Учет инерционных членов в гидродинамической

теории

смазки. — В

сб.

трудов

Л П И «Техническая гидромеханика», № 198.

М — Л .,

Машгиз, 1958, с. 99— 106.

 

41.

У и л к о к,

Б ь е р к л и ,

Ч е н г .

Расчет малозазорных уплотнений

с плавающими башмаками для компрессоров сверхзвуковых реактивных двига­ телей. — В сб. трудов АО И М «Проблемы трения и смазки». Т . 90, серия F , № 2. М ., «Мир», 1967, с. 231— 245.

42.X о л а н К- Уплотнения в машиностроении. — В кн.: Проблемы совре­ менной уплотнительной техники. М ., «Мир», 1967, 344 с.

43.Ч е н г, Ч о у, У и л к о к. Поведение гидростатических и гидродинами­ ческих бесконтактных торцовых уплотнений. — В сб. трудов А О И М «Проблемы трения и смазки». Т. 90, серия F, № 2. М ., «Мир», 1968, с. 246—259.

157