Файл: Баришполов В.Ф. Строительство наружных тепловых сетей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 3
скольку оно более устойчиво, чем сборное. Неровность основания может вызвать перекосы канала. Если между основанием строительных конструкций, ограждающих теплопровод, и подземными коммуникациями (газопро водом, канализацией, водопроводом, водостоком и пр.), пересекаемыми теплопроводом, расстояние меньше нор мативного, возникает опасность разрушения коммуника ций в результате давления на них строительных конст рукций тепловых сетей. В этих случаях следует устанав ливать разгрузочные арки.
Невыполнение тех или иных условий при строитель стве тепловых сетей может снизить прочность и устойчи вость конструкций против расчетных. Например, верти кально установленные при монтаже стены канала накло няются после засыпки. Это происходит в результате плохого уплотнения пазух между стенами канала и тран шеи перед засыпкой.
Следует иметь в виду, что изменения в период строи: тельства глубины заложения конструкций по сравнению с проектной могут вызвать необходимость применения кон струкций других типов. Так, например, плиты перекрытия каналов и камер рассчитаны на определенную нагрузку, величина которой зависит и от высоты засыпки, поэто му при изменении глубины заложения потребуются пли ты с другими показателями прочности. Неподвижность теплопровода относительно канала достигается установ кой щитовых опор (между двумя компенсаторами). Сум марное осевое усилие на опору от двух труб достигает десятков, а порой и сотен тони. Поэтому прежде всего опора должна быть прочной (бетон марки 150). Щитовые неподвижные опоры-устанавливают в каналах и. камерах (в пределах камер или в стенах).
Основание под опорой должно быть особенно проч ным, поскольку осадка опоры может привести к аварии. Поэтому в месте установки щитовой неподвижной опоры подсыпку лучше всего выполнять из песка или песчаного грунта, политого водой и уплотненного.
В газифицированных районах, где возможна утечка газа из проложенных в земле газопроводов, принимают ся меры по защите зданий от проникания в них газа че рез каналы тепловых сетей. Для этого в каналах уста навливают герметические перегородки (приблизительно через каждые 100 м канала), разделяющие канал на от секи и тем самым исключающие движение газа по кана
10
лу. В качестве герметических перегородок служат-и щи товые неподвижные опоры (тогда необходимость в уст ройстве других герметических перегородок отпадает). Когда щитовые опоры устанавливают в местах, где тре буется полная герметичность, отверстия для стока слу чайно попавших в канал вод, предусмотренные действу ющими нормалями, не устраивают. Для удаления воды из канала в этих случаях с той или другой стороны от не подвижной опоры (в зависимости от уклона канала) ус танавливают люки, через которые вода, скапливающаяся у опор, удаляется насосами. Люки используют также для осмотра неподвижных опор или эксплуатации теплопро вода.
Если в месте входа теплопровода в здание не преду смотрена установка щитовой опоры, устанавливают га зонепроницаемые сальники.
3. Способы прокладки тепловых сетей
Тепловые сети в основном прокладывают в пределах города, поэтому теплопровод желательно располагать под землей, чтобы не затруднять движение транспорта и не нарушать архитектурный ансамбль городских за строек.
Подземная прокладка может быть открытой — в траншеях и скрытой — бестраншейной, применяемой сравнительно редко и на небольших по длине участках трассы. В некоторых сдучаях совмещают прокладку раз личных коммуникаций (тепловой сети, водопровода и т. д.) в одной траншее, что дает возможность более ра ционально использовать механизмы, транспорт, креп ления.
Наиболее распространенная прокладка в траншеях связана со значительными трудностями: большим объе мом земляных работ, усложняющих строительство, осо бенно в зимних условиях; производством работ в город ских нередко стесненных условиях из-за ранее уложенных в земле коммуникаций и сооружений; сложностью кон струкций подземных прокладок; необходимостью строи тельства камер или павильонов над камерами для разме щения арматуры и линейного оборудования; попаданием
в.каналы и продолжительным стоянием в них грунтовых
иповерхностных вод и, следовательно, увлажнением теп лоизоляции и преждевременным ее разрушением; нали чием блуждающих токов, вызывающих коррозию труб.
П
Эксплуатировать теплопровод под землей также доволь но сложно.
Бестраншейную подземную прокладку применяют при переходах под железнодорожными и трамвайными путя ми; под зданиями, не имеющими подвалов; при пересече нии дорог и улиц; под площадями и прочими местами, разрабатывать грунт на которых или невозможно, или недопустимо. При этом виде прокладки теплопроводов не нарушаются покрытия дорог, проездов, улиц, площа дей и т. д.
При надземной прокладке теплопровод монтируют на высоких или низких опорах, металлических, бетонных, железобетонных. Опорами служат мачты, эстакады, кронштейны, отдельные конструкции мостов при перехо дах через водные преграды и железнодорожные пути. В просадочных грунтах тепловые сети прокладывают по железобетонным сваям.
В условиях города надземная прокладка малоприме нима. Обычно этим способом прокладывают сети на тер ритории промышленных предприятий и за городом. Целе сообразен этот способ при высоком уровне стояния грун товых вод и в районах вечной мерзлоты.
При надземной прокладке нет необходимости в стро ительстве камер, так как арматура и оборудование теп лопровода доступны для осмотра. Однако для магист ральных задвижек', спускных и воздушных устройств предусматривают утеплительные ящики, а в отдельных случаях (при прокладках на низких опорах) для разде лительных задвижек строят небольшие павильоны.
Этот способ имеет свои недостатки: затрудняется уст ройство проездов; конструкции, защищающие теплопро вод, подвергаются разрушающему воздействию атмос ферных осадков, ветра, солнечных лучей и т. п.; увеличи вается опасность замерзания теплоносителя в трубах в зимний период при вынужденных перерывах в работе теплопровода.
4. Типы прокладок тепловых сетей
Подземные прокладки тепловых сетей делятся на два типа: канальные и бесканальные. Каналы бывают непро ходными, полупроходными и проходными.
Размеры каналов в поперечном сечении зависят от диаметра и количества прокладываемых в одном канале
12
труб, мест прокладки и глубины заложения. Например, под усовершенствованным покрытием или при глубине заложения труб свыше 3 м (до оси теплопроводов) реко мендуется устройство полупроходных и проходных ка
налов.
Выбор типа прокладки, как и способа, зависит от . местных условий: видов грунтов, нагрузок на ограждаю щие строительные конструкции, мест прокладки.
Чтобы осмотреть и отремонтировать теплопровод в непроходном канале, необходимо вскрыть дорожные одежды и снять плиты. В проходном или полупроходном канале ремонт можно произвести не вскрывая канала (находясь в нем). Однако стоимость прокладки проход ных и полупроходных каналов выше стоимости проклад ки непроходных, так как строительные размеры полупро ходных и проходных каналов больше, а материал (кир пич, товарный и сборный бетон) применяется тот же. Часто для полупроходных и проходных каналов приме няют железобетон.
Прокладки рабочих труб в асбестоцементных, бетон ных и железобетонных трубах и в стальных футлярах от носятся к канальным прокладкам, если между теплоизо ляцией и оболочкой имеется воздушная прослойка.
Кбесканалы-іым прокладкам относятся тепловые сети
сармопенобетонной, битумоперлитной, асфальтокерамзи
тобетонной и асфальтоизольной изоляцией..
5. Сооружения на тепловых сетях
Для размещения арматуры и линейного оборудования (задвижек, сальниковых компенсаторов, воздушных и спускных устройств, манометров и термометров, перемы чек, грязевиков, насосов) сооружаются теплофикациош ные камеры.
Вентиляционные шахты устраиваются для вентиля ции каналов.
Для контроля за работой дренажа и для очистки дре нажных труб при засорах устанавливаются дренажные колодцы. Наряду с устройством дренажа строят насос ные станции перекачки дренажных вод.
• Как при надземной, так и при подземной прокладке трубопроводов сооружаются павильоны, в которых уста навливается линейное оборудование и приборы автома тики. При подземной прокладке павильоны выполняют
13
в виде надстройки над теплофикационными камерами, в которой размещают запорную арматуру и насосы, если установить их в подземной части камер из-за отсутствия свободного места невозможно.
I При резко меняющемся рельефе местности и возник новении в связи с этим значительных перепадов тепло провода необходимо строить шахты.
Г л а в а II. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
К общим подготовительным работам относятся': об работка технической и финансовой документации; со ставление проекта производства работ (ППР); составле ние заявок на материалы, механизмы, приспособления и инструмент; устройство подъездных путей; строительство временных сооружений (бытовых помещений и складов); подготовка мест для складирования материалов; достав ка на объект основных строительных материалов. К под готовительным работам, непосредственно связанным со строительством тепловой сети, относится подготовка к началу земляных, каменных, бетонных и железобетон ных, монтажно-сварочных, опрессовочных и изоляцион ных работ.
От степени подготовки зависит своевременное начало основных работ на данном объекте, ритмичность и тех нологическая последовательность операций. В городских стесненных условиях четкое выполнение подготовитель ных работ гарантирует безопасное строительство и нор мальную работу транспорта (при пересечении дорог и трамвайных путей). Своевременно выполненные пе ресадка деревьев, устройство подъездных путей, раз борка дорожных оснований и покрытий снижают стои мость строительства в целом. Правильное определение мест для складирования материалов, подготовка склад ских площадок, обеспечение объекта строительными ма териалами первой необходимости способствуют дальней шей нормальной работе по прокладке теплопровода.
Подготовительные работы (в зависимости от приня того графика строительства) могут производиться или сразу на всем объекте, или поочередно на отдельных участках, когда основные работы уже начались. Но в лю бом случае подготовительные работы (как общие, так и
14
непосредственно связанные с основными работами) дол жны выполняться своевременно и обеспечивать тем са мым фронт работ для прокладки тепловой сети.
Все подземные прокладки теплопроводов связаны с разработкой грунта; при открытой прокладке разраба тывают траншеи, а при закрытой — приемный и рабочий котлованы для продавливания футляров. Если сети про кладывают надземным способом на бетонных, железобе тонных или металлических опорах (мачтах и эстакадах), то для фундаментов также необходимо разрабатывать котлованы. Только для прокладки ответвлений (вводов) по подвалам (когда теплопровод монтируется на крон штейнах по стенам) не требуется разработка грунта. По этому подготовка объекта к производству основных ра бот заключается, по существу, в подготовке местности (на которой проектируется прокладка тепловых сетей) к земляным работам, поскольку они выполняются первы ми из всех видов основных работ.
1. Составление проекта производства работ
Проекты производства работ (ППР) должны разра батываться в строгом соответствии со СНиП Ш-Г.6-62, СНиП Ш-А.6-62* (изд. 1968 г.), противопожарными пра вилами, правилами Госгортехнадзора и санитарными нормами. Составлять ППР следует после ознакомления в натуре с местом намечаемого строительства, так как разрыв во времени между выпуском рабочих чертежей и началом работ может быть значительным и за этот пе риод трасса тепловых сетей может измениться: на ней могут быть установлены заборы, высажены деревья и ку старники, устроены газоны, построены временные (или постоянные) сооружения, проложены (или заасфальтиро ваны ранее проложенные) дороги и т. п.
Всостав ППР входят следующие документы:
1)схема строительного генерального плана, на кото рой показаны:
трасса проектируемых тепловых сетей со всеми соору жениями;
расположение временных помещений (складов, быто вок) ;
расположение временных и постоянных дорог, пеше ходных и проезжих мостов, подъездов к траншее и
15
складским помещениям, проездов для строительных ме ханизмов и машин, проходов для населения;
места отвалов грунта с указанием участков разработ ки траншей механизмами и вручную, с откосами и в кре плениях;
расположение складских площадок и места размеще ния материалов, оборудования и изделий вдоль траншеи; места установки ограждения траншеи — с двух сто
рон на всем ее протяжении; трасса временного водопровода, отопительных трубо
проводов для бытовых помещений, отвода дождевых вод, расположение сети освещения и размещение санузлов;
участки, на которых необходимо водоудаление (от крытый водоотлив, строительное глубинное водопонижение, попутный дренаж);
расположение действующих и проектируемых подзем ных сооружений и коммуникаций, пересекающих проек тируемый теплопровод или находящихся рядом с ним;
места установки строительных механизмов; радиус действия кранов;
поперечные размеры траншей с указанием типа кре пления стен;
места крепления фундаментов строений, расположен ных вблизи траншей и котлованов;1
2)график производства работ (линейный или сете вой), отображающий последовательность ведения работ на отдельных участках трассы и сроки выполнения по ви дам работ согласно принятой технологии строительства;
3)ведомость поставки материалов, включающая ос новные материалы и оборудование, с указанием сроков поступления их на строительную площадку;
4)технологические карты, составляемые на работы, для которых типовые решения неприемлемы (сложные участки), а также на работы, производимые новыми ме тодами; технологические карты на строительство тепло вых сетей содержат: данные по рекомендуемому составу рабочих и по основным видам строительно-монтажных работ; указания по производству работ; указания по тех нике безопасности; расчет потребности в строительных машинах и механизмах, оборудовании, инвентаре, инст
рументе и приспособлениях; схемы разработки грунта; таблицы объемов работ и расхода материалов; указания по контролю качества работ; нормы времени и расценки;
16
5)рабочие чертежи индивидуальных временных уст ройств и приспособлений;
6)график движения рабочих по профессиям и разря
дам;
7)график работы основных строительных механизмов (экскаваторов и кранов);
8)решения по охране труда и технике безопасности.
Впояснительной записке к ППР дается краткая ха рактеристика проектируемого теплопровода (протяжен ность, диаметр, условия прокладки и пр.); указываются начальные и конечные сроки строительства; обосновы ваются принятые методы работ наотдельных участках теплопровода; приводится расчет количества необходи мых механизмов и транспортных средств; указывается сметная стоимость работ, наименование заказчика, гене ральных подрядчиков, исполнителей; приводятся реше
ния по безопасному производству работ и охране труда; указываются особенности работ в зимних условиях; да ются решения по освещению рабочих мест, проездов, про ходов, по санитарно-гигиеническому обслуживанию ра ботающих на строительстве, по выполнению противопо жарных мероприятий.
В пояснительной записке отмечается, что все работы следует производить в соответствии с действующими тех ническими условиями на строительство тепловых сетей, правилами по технике безопасности и охране труда, при нятой технологией строительных работ. Особо указыва ется, что производить работы в охранной зоне высоко вольтных линий электропередач (если по данному про екту такие работы производятся) можно только с разре шения эксплуатирующих ЛЭП организаций.
В этой записке указывается, что в местах пересечения тепловых сетей с подземными сооружениями и коммуни кациями, вблизи фундаментов зданий и в прочих опас ных местах грунт следует разрабатывать вручную, а под земные коммуникации (телефон, электрокабели и т. п.) заключать в короб; определяется последовательность разработки и засыпки траншей по участкам.
При составлении ППР необходимо учесть, что начи нать работу следует с наиболее сложных мест прокладки тепловых сетей, т. е. переходов под железнодорожными и трамвайными путями, пересечений улиц, дорог и проез дов, участков с высоким уровнем грунтовых вод, водных преград, участков продавливания футляров и т. д. В та-
2—979 |
,— |
- _ -----------------------17 |
|
|
■ |
Гос. пуоіичмзя |
г |
|
I |
научно-тсхнкчесчая |
|
I б и б ли о т е ка С О С .Р f
ких местах, как правило, в большей степени используют ся механизмы и приспособления. Концентрация средств на сложных участках теплотрассы создает ритмичность строительства по всему объекту в целом.
Обычно в городских условиях тепловую сеть при пе реходах через улицы, дороги и т. п. прокладывают в две захватки; вначале вскрывают одну половину дороги, ос тавляя другую свободной для проезда, а затем, после окончания строительно-монтажных работ, засыпки тран шеи и обеспечения проезда, разрывают вторую половину проезжей части. При такой последовательности не тре буется перекрывать движение транспорта на пересекав-' мых тепловыми сетями проездах.
На уличных магистралях и площадях работы долж ны производиться в сжатые сроки. В городских условиях не следует растягивать фронт работ — лучше работать на коротких участках (захватках).
ВППР должны быть указаны способы разработки грунта, мероприятия по технике безопасности при ото греве и рыхлении мерзлых грунтов, меры по сохранности подземных сооружений и коммуникаций, пересекаемых тепловыми сетями или расположенных параллельно трассе, в непосредственной от нее близости. Обязательно должно быть отмечено, какие деревья подлежат вырубке или пересадке и какие следует ограждать.
Врайонах новых застроек подземные коммуникации,
ив том числе теплопроводы, прокладывают после плани ровочных работ на строительной площадке в период «нулевого цикла» — до начала производства основных
работ по возведению зданий. Исключением является про кладка тепловых сетей в пониженных местах с последую щей подсыпкой (более 1 м).
Нередко трасса теплопровода проходит вдоль крас ных линий застройки, в этом случае следует заранее согласовать график работы со строителями, чтобы скла дированный материал для строительства домов (пере городки, блоки, плиты и пр.) или подкрановые пути не явились причиной задержки строительства тепловых се тей. Совмещенный график должен быть составлен таким образом, чтобы строительство тепловых сетей опережало строительство домов или производилось после окон чания строительства домов и снятия подкрановых путей.
Теплопроводы относятся к линейно-протяженным со
18
оружениям, и строительство их должно осуществляться поточным методом.
Для беспрепятственного поточного производства ра бот большое значение имеет предварительное выполненние всех работ, связанных с подготовкой территории для
Рис. 1. Последовательность работ
/ — разработка |
траншей; 2 — подчистка основания |
и стен |
траншеи; |
3 — устрой |
||
ство основания |
под строительные |
ограждающие |
конструкции; 4 — установка |
|||
опорных камней, монтаж и |
сварка |
труб; 5 — устройство |
тепловой |
изоляции; |
||
5 — установка стен канала; |
7 — перекрытие канала; 8 — гидроизоляция строи |
|||||
тельных конструкций; 9 — засыпка траншеи и планировка |
|
|
прокладки тепловых сетей. До начала основных работ должны быть переложены подземные сооружения и ком муникации, попадающие в зону прокладки тепловых сетей.
В комплекс работ по строительству тепловых сетей входят земляные, каменные, бетонные, железобетонные, монтажно-сварочные, испытательные, теплоизоляцион ные, гидроизоляционные, противокоррозионные, плотнич ные и другие виды работ. Эти работы производятся комп лексными бригадами, оснащенными в достаточной мере механизмами и транспортом.
Поточное строительство высокопроизводительно, если строго осуществляется график строительства и соблюда ется технологическая последовательность работ (рис. 1).
В основе графика производства, работ заложены ос новные работы. Однако качество строительства тепловых сетей оценивается как итог всех видов работ: подготови тельных, основных-и вспомогательных. Так, например, тепловые сети не могут считаться законченными, если засыпка траншеи и котлованов плохо выполнена или - если не восстановлены сооружения на трассе, не посеяна трава, не высажены деревья, кустарники и пр., т. е. не восстановлено все то, что было нарушено перед произ
2 * |
19 |