Файл: Баришполов В.Ф. Строительство наружных тепловых сетей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

скольку оно более устойчиво, чем сборное. Неровность основания может вызвать перекосы канала. Если между основанием строительных конструкций, ограждающих теплопровод, и подземными коммуникациями (газопро­ водом, канализацией, водопроводом, водостоком и пр.), пересекаемыми теплопроводом, расстояние меньше нор­ мативного, возникает опасность разрушения коммуника­ ций в результате давления на них строительных конст­ рукций тепловых сетей. В этих случаях следует устанав­ ливать разгрузочные арки.

Невыполнение тех или иных условий при строитель­ стве тепловых сетей может снизить прочность и устойчи­ вость конструкций против расчетных. Например, верти­ кально установленные при монтаже стены канала накло­ няются после засыпки. Это происходит в результате плохого уплотнения пазух между стенами канала и тран­ шеи перед засыпкой.

Следует иметь в виду, что изменения в период строи: тельства глубины заложения конструкций по сравнению с проектной могут вызвать необходимость применения кон­ струкций других типов. Так, например, плиты перекрытия каналов и камер рассчитаны на определенную нагрузку, величина которой зависит и от высоты засыпки, поэто­ му при изменении глубины заложения потребуются пли­ ты с другими показателями прочности. Неподвижность теплопровода относительно канала достигается установ­ кой щитовых опор (между двумя компенсаторами). Сум­ марное осевое усилие на опору от двух труб достигает десятков, а порой и сотен тони. Поэтому прежде всего опора должна быть прочной (бетон марки 150). Щитовые неподвижные опоры-устанавливают в каналах и. камерах (в пределах камер или в стенах).

Основание под опорой должно быть особенно проч­ ным, поскольку осадка опоры может привести к аварии. Поэтому в месте установки щитовой неподвижной опоры подсыпку лучше всего выполнять из песка или песчаного грунта, политого водой и уплотненного.

В газифицированных районах, где возможна утечка газа из проложенных в земле газопроводов, принимают­ ся меры по защите зданий от проникания в них газа че­ рез каналы тепловых сетей. Для этого в каналах уста­ навливают герметические перегородки (приблизительно через каждые 100 м канала), разделяющие канал на от­ секи и тем самым исключающие движение газа по кана­

10

лу. В качестве герметических перегородок служат-и щи­ товые неподвижные опоры (тогда необходимость в уст­ ройстве других герметических перегородок отпадает). Когда щитовые опоры устанавливают в местах, где тре­ буется полная герметичность, отверстия для стока слу­ чайно попавших в канал вод, предусмотренные действу­ ющими нормалями, не устраивают. Для удаления воды из канала в этих случаях с той или другой стороны от не­ подвижной опоры (в зависимости от уклона канала) ус­ танавливают люки, через которые вода, скапливающаяся у опор, удаляется насосами. Люки используют также для осмотра неподвижных опор или эксплуатации теплопро­ вода.

Если в месте входа теплопровода в здание не преду­ смотрена установка щитовой опоры, устанавливают га­ зонепроницаемые сальники.

3. Способы прокладки тепловых сетей

Тепловые сети в основном прокладывают в пределах города, поэтому теплопровод желательно располагать под землей, чтобы не затруднять движение транспорта и не нарушать архитектурный ансамбль городских за­ строек.

Подземная прокладка может быть открытой — в траншеях и скрытой — бестраншейной, применяемой сравнительно редко и на небольших по длине участках трассы. В некоторых сдучаях совмещают прокладку раз­ личных коммуникаций (тепловой сети, водопровода и т. д.) в одной траншее, что дает возможность более ра­ ционально использовать механизмы, транспорт, креп­ ления.

Наиболее распространенная прокладка в траншеях связана со значительными трудностями: большим объе­ мом земляных работ, усложняющих строительство, осо­ бенно в зимних условиях; производством работ в город­ ских нередко стесненных условиях из-за ранее уложенных в земле коммуникаций и сооружений; сложностью кон­ струкций подземных прокладок; необходимостью строи­ тельства камер или павильонов над камерами для разме­ щения арматуры и линейного оборудования; попаданием

в.каналы и продолжительным стоянием в них грунтовых

иповерхностных вод и, следовательно, увлажнением теп­ лоизоляции и преждевременным ее разрушением; нали­ чием блуждающих токов, вызывающих коррозию труб.

П


Эксплуатировать теплопровод под землей также доволь­ но сложно.

Бестраншейную подземную прокладку применяют при переходах под железнодорожными и трамвайными путя­ ми; под зданиями, не имеющими подвалов; при пересече­ нии дорог и улиц; под площадями и прочими местами, разрабатывать грунт на которых или невозможно, или недопустимо. При этом виде прокладки теплопроводов не нарушаются покрытия дорог, проездов, улиц, площа­ дей и т. д.

При надземной прокладке теплопровод монтируют на высоких или низких опорах, металлических, бетонных, железобетонных. Опорами служат мачты, эстакады, кронштейны, отдельные конструкции мостов при перехо­ дах через водные преграды и железнодорожные пути. В просадочных грунтах тепловые сети прокладывают по железобетонным сваям.

В условиях города надземная прокладка малоприме­ нима. Обычно этим способом прокладывают сети на тер­ ритории промышленных предприятий и за городом. Целе­ сообразен этот способ при высоком уровне стояния грун­ товых вод и в районах вечной мерзлоты.

При надземной прокладке нет необходимости в стро­ ительстве камер, так как арматура и оборудование теп­ лопровода доступны для осмотра. Однако для магист­ ральных задвижек', спускных и воздушных устройств предусматривают утеплительные ящики, а в отдельных случаях (при прокладках на низких опорах) для разде­ лительных задвижек строят небольшие павильоны.

Этот способ имеет свои недостатки: затрудняется уст­ ройство проездов; конструкции, защищающие теплопро­ вод, подвергаются разрушающему воздействию атмос­ ферных осадков, ветра, солнечных лучей и т. п.; увеличи­ вается опасность замерзания теплоносителя в трубах в зимний период при вынужденных перерывах в работе теплопровода.

4. Типы прокладок тепловых сетей

Подземные прокладки тепловых сетей делятся на два типа: канальные и бесканальные. Каналы бывают непро­ ходными, полупроходными и проходными.

Размеры каналов в поперечном сечении зависят от диаметра и количества прокладываемых в одном канале

12

труб, мест прокладки и глубины заложения. Например, под усовершенствованным покрытием или при глубине заложения труб свыше 3 м (до оси теплопроводов) реко­ мендуется устройство полупроходных и проходных ка­

налов.

Выбор типа прокладки, как и способа, зависит от . местных условий: видов грунтов, нагрузок на ограждаю­ щие строительные конструкции, мест прокладки.

Чтобы осмотреть и отремонтировать теплопровод в непроходном канале, необходимо вскрыть дорожные одежды и снять плиты. В проходном или полупроходном канале ремонт можно произвести не вскрывая канала (находясь в нем). Однако стоимость прокладки проход­ ных и полупроходных каналов выше стоимости проклад­ ки непроходных, так как строительные размеры полупро­ ходных и проходных каналов больше, а материал (кир­ пич, товарный и сборный бетон) применяется тот же. Часто для полупроходных и проходных каналов приме­ няют железобетон.

Прокладки рабочих труб в асбестоцементных, бетон­ ных и железобетонных трубах и в стальных футлярах от­ носятся к канальным прокладкам, если между теплоизо­ ляцией и оболочкой имеется воздушная прослойка.

Кбесканалы-іым прокладкам относятся тепловые сети

сармопенобетонной, битумоперлитной, асфальтокерамзи­

тобетонной и асфальтоизольной изоляцией..

5. Сооружения на тепловых сетях

Для размещения арматуры и линейного оборудования (задвижек, сальниковых компенсаторов, воздушных и спускных устройств, манометров и термометров, перемы­ чек, грязевиков, насосов) сооружаются теплофикациош ные камеры.

Вентиляционные шахты устраиваются для вентиля­ ции каналов.

Для контроля за работой дренажа и для очистки дре­ нажных труб при засорах устанавливаются дренажные колодцы. Наряду с устройством дренажа строят насос­ ные станции перекачки дренажных вод.

• Как при надземной, так и при подземной прокладке трубопроводов сооружаются павильоны, в которых уста­ навливается линейное оборудование и приборы автома­ тики. При подземной прокладке павильоны выполняют

13


в виде надстройки над теплофикационными камерами, в которой размещают запорную арматуру и насосы, если установить их в подземной части камер из-за отсутствия свободного места невозможно.

I При резко меняющемся рельефе местности и возник­ новении в связи с этим значительных перепадов тепло­ провода необходимо строить шахты.

Г л а в а II. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

К общим подготовительным работам относятся': об­ работка технической и финансовой документации; со­ ставление проекта производства работ (ППР); составле­ ние заявок на материалы, механизмы, приспособления и инструмент; устройство подъездных путей; строительство временных сооружений (бытовых помещений и складов); подготовка мест для складирования материалов; достав­ ка на объект основных строительных материалов. К под­ готовительным работам, непосредственно связанным со строительством тепловой сети, относится подготовка к началу земляных, каменных, бетонных и железобетон­ ных, монтажно-сварочных, опрессовочных и изоляцион­ ных работ.

От степени подготовки зависит своевременное начало основных работ на данном объекте, ритмичность и тех­ нологическая последовательность операций. В городских стесненных условиях четкое выполнение подготовитель­ ных работ гарантирует безопасное строительство и нор­ мальную работу транспорта (при пересечении дорог и трамвайных путей). Своевременно выполненные пе­ ресадка деревьев, устройство подъездных путей, раз­ борка дорожных оснований и покрытий снижают стои­ мость строительства в целом. Правильное определение мест для складирования материалов, подготовка склад­ ских площадок, обеспечение объекта строительными ма­ териалами первой необходимости способствуют дальней­ шей нормальной работе по прокладке теплопровода.

Подготовительные работы (в зависимости от приня­ того графика строительства) могут производиться или сразу на всем объекте, или поочередно на отдельных участках, когда основные работы уже начались. Но в лю­ бом случае подготовительные работы (как общие, так и

14

непосредственно связанные с основными работами) дол­ жны выполняться своевременно и обеспечивать тем са­ мым фронт работ для прокладки тепловой сети.

Все подземные прокладки теплопроводов связаны с разработкой грунта; при открытой прокладке разраба­ тывают траншеи, а при закрытой — приемный и рабочий котлованы для продавливания футляров. Если сети про­ кладывают надземным способом на бетонных, железобе­ тонных или металлических опорах (мачтах и эстакадах), то для фундаментов также необходимо разрабатывать котлованы. Только для прокладки ответвлений (вводов) по подвалам (когда теплопровод монтируется на крон­ штейнах по стенам) не требуется разработка грунта. По­ этому подготовка объекта к производству основных ра­ бот заключается, по существу, в подготовке местности (на которой проектируется прокладка тепловых сетей) к земляным работам, поскольку они выполняются первы­ ми из всех видов основных работ.

1. Составление проекта производства работ

Проекты производства работ (ППР) должны разра­ батываться в строгом соответствии со СНиП Ш-Г.6-62, СНиП Ш-А.6-62* (изд. 1968 г.), противопожарными пра­ вилами, правилами Госгортехнадзора и санитарными нормами. Составлять ППР следует после ознакомления в натуре с местом намечаемого строительства, так как разрыв во времени между выпуском рабочих чертежей и началом работ может быть значительным и за этот пе­ риод трасса тепловых сетей может измениться: на ней могут быть установлены заборы, высажены деревья и ку­ старники, устроены газоны, построены временные (или постоянные) сооружения, проложены (или заасфальтиро­ ваны ранее проложенные) дороги и т. п.

Всостав ППР входят следующие документы:

1)схема строительного генерального плана, на кото­ рой показаны:

трасса проектируемых тепловых сетей со всеми соору­ жениями;

расположение временных помещений (складов, быто­ вок) ;

расположение временных и постоянных дорог, пеше­ ходных и проезжих мостов, подъездов к траншее и

15


складским помещениям, проездов для строительных ме­ ханизмов и машин, проходов для населения;

места отвалов грунта с указанием участков разработ­ ки траншей механизмами и вручную, с откосами и в кре­ плениях;

расположение складских площадок и места размеще­ ния материалов, оборудования и изделий вдоль траншеи; места установки ограждения траншеи — с двух сто­

рон на всем ее протяжении; трасса временного водопровода, отопительных трубо­

проводов для бытовых помещений, отвода дождевых вод, расположение сети освещения и размещение санузлов;

участки, на которых необходимо водоудаление (от­ крытый водоотлив, строительное глубинное водопонижение, попутный дренаж);

расположение действующих и проектируемых подзем­ ных сооружений и коммуникаций, пересекающих проек­ тируемый теплопровод или находящихся рядом с ним;

места установки строительных механизмов; радиус действия кранов;

поперечные размеры траншей с указанием типа кре­ пления стен;

места крепления фундаментов строений, расположен­ ных вблизи траншей и котлованов;1

2)график производства работ (линейный или сете­ вой), отображающий последовательность ведения работ на отдельных участках трассы и сроки выполнения по ви­ дам работ согласно принятой технологии строительства;

3)ведомость поставки материалов, включающая ос­ новные материалы и оборудование, с указанием сроков поступления их на строительную площадку;

4)технологические карты, составляемые на работы, для которых типовые решения неприемлемы (сложные участки), а также на работы, производимые новыми ме­ тодами; технологические карты на строительство тепло­ вых сетей содержат: данные по рекомендуемому составу рабочих и по основным видам строительно-монтажных работ; указания по производству работ; указания по тех­ нике безопасности; расчет потребности в строительных машинах и механизмах, оборудовании, инвентаре, инст­

рументе и приспособлениях; схемы разработки грунта; таблицы объемов работ и расхода материалов; указания по контролю качества работ; нормы времени и расценки;

16

5)рабочие чертежи индивидуальных временных уст­ ройств и приспособлений;

6)график движения рабочих по профессиям и разря­

дам;

7)график работы основных строительных механизмов (экскаваторов и кранов);

8)решения по охране труда и технике безопасности.

Впояснительной записке к ППР дается краткая ха­ рактеристика проектируемого теплопровода (протяжен­ ность, диаметр, условия прокладки и пр.); указываются начальные и конечные сроки строительства; обосновы­ ваются принятые методы работ наотдельных участках теплопровода; приводится расчет количества необходи­ мых механизмов и транспортных средств; указывается сметная стоимость работ, наименование заказчика, гене­ ральных подрядчиков, исполнителей; приводятся реше­

ния по безопасному производству работ и охране труда; указываются особенности работ в зимних условиях; да­ ются решения по освещению рабочих мест, проездов, про­ ходов, по санитарно-гигиеническому обслуживанию ра­ ботающих на строительстве, по выполнению противопо­ жарных мероприятий.

В пояснительной записке отмечается, что все работы следует производить в соответствии с действующими тех­ ническими условиями на строительство тепловых сетей, правилами по технике безопасности и охране труда, при­ нятой технологией строительных работ. Особо указыва­ ется, что производить работы в охранной зоне высоко­ вольтных линий электропередач (если по данному про­ екту такие работы производятся) можно только с разре­ шения эксплуатирующих ЛЭП организаций.

В этой записке указывается, что в местах пересечения тепловых сетей с подземными сооружениями и коммуни­ кациями, вблизи фундаментов зданий и в прочих опас­ ных местах грунт следует разрабатывать вручную, а под­ земные коммуникации (телефон, электрокабели и т. п.) заключать в короб; определяется последовательность разработки и засыпки траншей по участкам.

При составлении ППР необходимо учесть, что начи­ нать работу следует с наиболее сложных мест прокладки тепловых сетей, т. е. переходов под железнодорожными и трамвайными путями, пересечений улиц, дорог и проез­ дов, участков с высоким уровнем грунтовых вод, водных преград, участков продавливания футляров и т. д. В та-

2—979

,—

- _ -----------------------17

 

Гос. пуоіичмзя

г

 

I

научно-тсхнкчесчая

 

I б и б ли о т е ка С О С .Р f


ких местах, как правило, в большей степени используют­ ся механизмы и приспособления. Концентрация средств на сложных участках теплотрассы создает ритмичность строительства по всему объекту в целом.

Обычно в городских условиях тепловую сеть при пе­ реходах через улицы, дороги и т. п. прокладывают в две захватки; вначале вскрывают одну половину дороги, ос­ тавляя другую свободной для проезда, а затем, после окончания строительно-монтажных работ, засыпки тран­ шеи и обеспечения проезда, разрывают вторую половину проезжей части. При такой последовательности не тре­ буется перекрывать движение транспорта на пересекав-' мых тепловыми сетями проездах.

На уличных магистралях и площадях работы долж­ ны производиться в сжатые сроки. В городских условиях не следует растягивать фронт работ — лучше работать на коротких участках (захватках).

ВППР должны быть указаны способы разработки грунта, мероприятия по технике безопасности при ото­ греве и рыхлении мерзлых грунтов, меры по сохранности подземных сооружений и коммуникаций, пересекаемых тепловыми сетями или расположенных параллельно трассе, в непосредственной от нее близости. Обязательно должно быть отмечено, какие деревья подлежат вырубке или пересадке и какие следует ограждать.

Врайонах новых застроек подземные коммуникации,

ив том числе теплопроводы, прокладывают после плани­ ровочных работ на строительной площадке в период «нулевого цикла» — до начала производства основных

работ по возведению зданий. Исключением является про­ кладка тепловых сетей в пониженных местах с последую­ щей подсыпкой (более 1 м).

Нередко трасса теплопровода проходит вдоль крас­ ных линий застройки, в этом случае следует заранее согласовать график работы со строителями, чтобы скла­ дированный материал для строительства домов (пере­ городки, блоки, плиты и пр.) или подкрановые пути не явились причиной задержки строительства тепловых се­ тей. Совмещенный график должен быть составлен таким образом, чтобы строительство тепловых сетей опережало строительство домов или производилось после окон­ чания строительства домов и снятия подкрановых путей.

Теплопроводы относятся к линейно-протяженным со­

18

оружениям, и строительство их должно осуществляться поточным методом.

Для беспрепятственного поточного производства ра­ бот большое значение имеет предварительное выполненние всех работ, связанных с подготовкой территории для

Рис. 1. Последовательность работ

/ — разработка

траншей; 2 — подчистка основания

и стен

траншеи;

3 — устрой­

ство основания

под строительные

ограждающие

конструкции; 4 — установка

опорных камней, монтаж и

сварка

труб; 5 — устройство

тепловой

изоляции;

5 — установка стен канала;

7 — перекрытие канала; 8 — гидроизоляция строи­

тельных конструкций; 9 — засыпка траншеи и планировка

 

 

прокладки тепловых сетей. До начала основных работ должны быть переложены подземные сооружения и ком­ муникации, попадающие в зону прокладки тепловых сетей.

В комплекс работ по строительству тепловых сетей входят земляные, каменные, бетонные, железобетонные, монтажно-сварочные, испытательные, теплоизоляцион­ ные, гидроизоляционные, противокоррозионные, плотнич­ ные и другие виды работ. Эти работы производятся комп­ лексными бригадами, оснащенными в достаточной мере механизмами и транспортом.

Поточное строительство высокопроизводительно, если строго осуществляется график строительства и соблюда­ ется технологическая последовательность работ (рис. 1).

В основе графика производства, работ заложены ос­ новные работы. Однако качество строительства тепловых сетей оценивается как итог всех видов работ: подготови­ тельных, основных-и вспомогательных. Так, например, тепловые сети не могут считаться законченными, если засыпка траншеи и котлованов плохо выполнена или - если не восстановлены сооружения на трассе, не посеяна трава, не высажены деревья, кустарники и пр., т. е. не восстановлено все то, что было нарушено перед произ­

2 *

19