Файл: Баришполов В.Ф. Строительство наружных тепловых сетей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 3
деления во время эксплуатации месторасположения по строенных тепловых сетей величина привязки не должна превышать 20 м.
При разбивке трассы определяют места и размеры будущих траншей, котлованов для камер и компенсатор ных ниш. Контуры их обсыпают мелом, известью, шла ком. Обсыпка, таким образом, обозначает размеры тран-
|
|
Т А Б Л И Ц А 1 |
НАИБОЛЬШАЯ ДОПУСТИМАЯ КРУТИЗНА ОТКОСОВ ТРАНШЕИ |
||
И КОТЛОВАНОВ В ГРУНТАХ ЕСТЕСТВЕННОЙ |
ВЛАЖНОСТИ |
|
1 ,5 |
4Глубина выемки в м, ДО |
|
3 |
5 |
Грунта
Угол между на правлением от коса и горизон талью в град |
Отношение высо ты откоса ж его заложению |
Угол между на правлением от коса и горизон талью в град |
Отношение высо ты откоса к его заложению |
Угол между на правлением от коса я горизон талью в град |
Отношение высо ты откоса к его заложению |
Насыпные . . . |
56 |
1:0,67 |
45 |
1:1 |
38 |
1:1,25 |
|
Песчаные и гра- |
|
|
|
|
|
|
|
велистые влажные |
63 |
1:0,5 |
45 |
1:1 |
45 |
1:1 |
|
(ненасыщенные) . |
|||||||
Глинистые: |
|
76 |
1:0,25 |
56 |
1:0,67 |
50 |
- 1:0,85 |
супесь . . . |
|||||||
суглинок . . |
90 |
1:0 |
63 |
1:0,5 |
53 |
1:0,75 |
|
глина . . . |
90 |
1:0 |
76 |
1:0,25 |
63 |
1:0,5 |
|
Лёссовый |
су- |
90 |
1:0 |
63 |
1:0,5 |
63 |
1:0,5 |
х о й ................. |
|||||||
Моренные: |
|
|
|
|
|
|
|
песчаные и су- |
76 |
1:0,25 |
60 |
1:0,57 |
53 |
1:0,75 |
|
песчаные . . |
|||||||
суглинистые . |
78 |
1:0,2 |
63 |
1:0,5 |
57 |
1:0,65 |
|
П р и м е ч а н и я : |
1. При напластовании |
различных |
видов грун |
та крутизну откоса для всех пластов надлежит назначать по более слабому виду грунта.
2.Ширина полок и крутизна откосов траншей для совмещенной прокладки трубопроводов должны назначаться проектом.
3.Крутизна откосов для моренных грунтов установлена для
районов Крайнего Севера европейской части СССР при наличии сильно выраженного структурного сцепления (цементации) и при разработке их без предварительного рыхления взрывным способом.
4. К насыпным грунтам относятся грунты, пролежавшие в отва лах менее 6 месяцев и не подвергавшиеся искусственному уплотне нию (проездом, укаткой и т. п.).
24
шей поверху и определяет границы их разработки. При определении размеров траншеи учитывается ее устрой ство: в креплениях или в откосах. Если траншея устра ивается с откосами, то по СНиП ПІ-Б.1-71 определяют угол откоса, который зависит от глубины выемки и ка тегории грунта. Зная тип прокладки и, следовательно, ширину траншеи понизу, определяют ее границы по верху.
Для грунтов, не указанных в табл. 1, при глубине выемки более 5 м или при неблагоприятных гидрогео логических условиях крутизна откосов траншей и кот лованов должна устанавливаться по проекту. .
При прокладке труб на мачтах или на эстакадах раз мечают места выемки грунта под фундаменты опор. При переходах (закрытым способом) под трамвайными и железнодорожными путями, при пересечении дорог и площадей, при прокладках под строениями обозначают места разработки рабочих котлованов, в которых будет установлено оборудование для продавливания труб, а также приемных котлованов. ■
Место входа труб в помещение следует определять по наружным привязкам, а затем по привязкам внутри помещения проверять правильность разбивки снаружи. Проверка производится по чертежам на подвальную прокладку.
. Все эти разметки в подготовительный период необ ходимы для того, чтобы грунт из котлованов и компен саторных ниш был выбран экскаватором своевременно, так как возвращение экскаватора к пропущенным мес там в городских условиях не всегда возможно.
После того как разбивка трассы произведена и кон туры разработки траншеи и котлованов определены, следует сравнить заданное в проекте направление трас сы с фактически полученным после разбивки (в натуре) для выявления ошибок в размерах привязок- (проектных или при разбивке) и недопустимых в связи с этими ошибками приближений трассы тепловых сетей к лини ям застройки, фундаментам зданий, ранее проложен ным сооружениям и коммуникациям. При обнаружении подобных ошибок трассу размечают повторно. Неточ ность может произойти-из-за ошибки в проекте (случай редкий, но иногда встречающийся) или из-за недоста точного внимания, небрежности при перенесении разме
25
ров привязок с чертежа на местность. И в том и дру гом случае своевременный контроль весьма необходим.
При неправильной разбивке на местности трассы тепловых сетей искажаются расчеты компенсации от дельных участков труб, учтенные в проекте, что приво дит к изменению распределения усилий на неподвижные опоры, возникновению перенапряжений в теплопроводе и может вызвать нарушение прочности конструкций опо ры или даже разрыв стыков или арматуры теплопрово да и выход всей сети из строя.
При прокладке тепловых магистралей в период «ну левого цикла» следует обращать особое внимание на красные линии застройки. Бывают случаи, когда тепло вую магистраль прокладывают в недопустимой близо сти от красной линии застройки проектируемого строе ния. Иногда нарушаются расстояния от тепловой сети до существующих строений.
Произвольные изменения направления трассы могут привести к образованию острых углов на поворотах, что недопустимо.
Неточно проложенные тепловые сети могут занять место, предназначенное для прокладки в будущем ка ких-либо коммуникаций (например, ливнестока). Если по ряду причин эти коммуникации невозможно переме стить в другое место, приходится перекладывать тепло провод. Уменьшение при прокладке тепловых сетей существующих нормативов для расстояний между под земными коммуникациями является нежелательным, а иногда и недопустимым.
При неправильно перенесенной с проекта в натуру трассе тепловых сетей создаются трудности для буду щих проектно-изыскательских работ.
Установка ограждений. В целях безопасного произ водства работ в городских нередко стесненных услови ях строительную площадку (траншею) ограждают забо ром из инвентарных щитов на стойках. Высота огражде ния должна быть не менее 1,2 м. Ограждают также места складирования материалов, если они вынесены за общее ограждение строительной площадки (траншеи), что заранее должно быть предусмотрено проектом про изводства работ. На ограждении указывают наимено вание строящей организации.
Щиты, ограждающие траншеи и котлованы в черте
26
города, должны быть окрашены, как правило, в зеленый цвет. Ограждение делают сплошным, без просветов. Во время производства строительно-монтажных работ иног да ограждение частично снимают (на отдельных участ ках теплотрассы), но сразу лее после окончания работ на этих участках его следует восстановить. Оборачивае мость сборного ограждения из щитов выше, чем устроен ного из отдельных досок непосредственно на месте его установки. Ограждение из щитов удобно при сборке и разборке, его легче транспортировать. При работах на проезжих частях иногда устанавливают ограждения типа
ОРУД.
Чтобы деревья, кустарники, люки, водосточные ре щетки, лотки, кбверы не были засыпаны грунтом, их ограждают деревянными щитами и коробами. При этом к люкам и кбверам должен быть обеспечен свободный подход. На улицах, дорогах, площадях и прочих участ ках с интенсивным движением транспорта после устрой ства ограждения устанавливают предупредительные надписи.
Установка сигнального и рабочего освещения. При производстве строительно-монтажных работ в вечерние и ночные часы место работы должно быть освещено све тильниками или прожекторами в соответствии с нор мами.
Строительство тепловых сетей производится, как правило, в черте города, и поэтому для освещения места производства работ обычно используют существующие городские электролинии. Но в отдельных случаях для освещения объекта приходится прокладывать воздуш ные линии электропередачи, а иногда электрокабели.
В качестве источника электроснабжения используют также передвижные или сборно-разборные электростан ции малой мощности. Учитывая линейно-протяженный характер строительства тепловых'сетей, удобнее пользо ваться передвижными, а не сборно-разборными элек тростанциями.
На переходах через дороги, улицы, площади и про чие участки с интенсивным движением транспорта ус танавливают сигнальное освещение. Красные фонари должны быть хорошо видны при любой погоде и с любого места подъезда к траншее.
Расчистка полосы для |
прокладки |
тепловых сетей. |
В основе поточного метода |
заложена |
прежде рсего не |
27
прерывность работы, обеспечение фронта работ и др. Так, например, для изоляционных работ должны быть смонтированы теплопроводы; для монтажа труб и сва рочных работ должно быть подготовлено основание ка нала (если трубы свариваются в траншее) или очищено место для размещения труб вдоль траншеи (при свар ке вне траншеи). Для устройства основания строитель ных конструкций, ограждающих теплопровод, должны быть своевременно разработаны траншеи и котлованы, а это возможно только в том случае, если обеспечена свободная полоса и расчищена территория.
При расчистке полосы в городских условиях приход дится пересаживать или вырубать деревья и кустарник, снимать заборы, разбирать различные сооружения на спортивных площадках, территориях детских садов и на хозяйственных дворах, переносить воздушные электроли нии и даже в отдельных случаях сносить здания.
Снятый растительный слой должен быть использо ван при восстановлении зеленых насаждений. Заключе ние о качестве и пригодности растительного слоя опре деляется организацией, занимающейся благоустрой ством.
Зеленые насаждения пересаживают весной до рас пускания почек, осенью после опадания листвы или зимой; это следует учитывать при составлении ППР. Необходи мо максимально сохранять зеленые насаждения при пе ресадке с участков, отведенных под строительство. Де ревья, остающиеся на участке строительства, следует беречь: нельзя на них опирать плиты, блоки и прочие из делия.
Расчищенная полоса должна быть достаточных раз меров для размещения на ней материалов, отвалов грунта и для устройства проездов. В соответствии с тре бованиями по технике безопасности следует, при необ ходимости, производить планировочные работы в.местах установки в рабочее положение строительных механиз мов (кранов, экскаваторов и пр.). В состав работ по расчистке полосы входит устройство креплений фунда ментов строений, попадающих в опасную зону (вблизи траншей и котлованов). Эти работы должны быть отра жены в ППР.
В стесненных городских условиях расчистка полосы для прокладки теплопроводов во избежание лишних за трат должна производиться на основе ППР. Монтаж
28
ная зона, а также места для складирования материа лов должны определяться из' условий наименьшего сно са заборов, пересадки деревьев, уборки территорий и прочих дополнительных работ, сопутствующих основ ным. После окончания всех строительно-монтажных ра бот территория должна быть приведена в первоначаль ное состояние.
До начала основных работ необходимо выполнить работы по переустройству подземных сооружений и ком муникаций, попадающих на трассу.
При перекладке существующих, как и при проклад ке новых подземных теплопроводов, работы должны про изводиться с наименьшим нарушением усовершенство ванных покрытий. Поэтому перекладку следует осуще ствлять до начала или во время реконструкции и благоустройства улиц, площадей и прочих городских тер риторий.’Сроки реконструкции и нового строительства должны быть заранее увязаны между заинтересован ными организациями.
При перекладках большого количества подземных сооружений, которые уложены параллельно друг другу -и на небольших расстояниях друг от друга, следует уст раивать коллекторы, в которых, укладываются вместе различные подземные коммуникации. На перекладку, как и на новое строительство, проект предварительно согласовывается со всеми заинтересованными в строи тельстве организациями.
Перекладка должна производиться по проекту при условии максимальной сохранности материалов и кон струкций. Все эти работы контролируют организации, эксплуатирующие перекладываемые сооружения и ком муникации.
Разборка дорожных оснований и покрытий. В город ских условиях очень часто приходится разбирать (раз рушать) дорожные одежды при подготовке полосы для прокладки тепловых сетей. Наиболее распространенным типом дорожных одежд в городе является асфальтобе тонное покрытие на щебеночном, бетонном или булыж ном основании.
Разбирают эти покрытия механизированным или ме ханическим способом. При механизированном способе одежды разбирают пневматическим инструментом — от бойными молотками или лопатами, работающими от ста ционарных или передвижных компрессорных станций.
29
Иногда применяют электромолотки. При механическом способе используют автобетоноломы на базе автомаши ны МАЗ-200, рыхлители на базе трактора С-80 или С-100, землеройно-фрезерные машины (ЗМФ) и экска ваторы с обратной лопатой.
Выбор способа зависит от объема работ и типа раз бираемой одежды дорожных покрытий. При небольших объемах и относительно слабом щебеночном основании используются пневматические отбойные молотки, лопаты и электромолотки; при больших объемах возможно ис пользование экскаваторов. При этом по контуру траншеи прорубают пневматическими лопатами или прорезают баровыми установками борозды, ограничивающие зону раз борки покрытия. Асфальтобетонные покрытия на бетон ном основании толщиной до 20 см разрушают автобетоноломами и рыхлителями. Использование в этом случае пневмо- и электроинструмента малопроизводительно. Три толщине бетонного основания свыше 20 см применя ют рыхлитель.
Кромки снятого асфальтобетона следует выравни вать пневматическими лопатами, чтобы в плане снятое покрытие имело прямолинейное’ очертание; это необхо димо для качественного восстановления дорожных одежд. Ширина разбираемых дорожных покрытий дол жна быть равна ширине проектируемой траншеи повер ху плюс 20—50 см: по 10 см в обе стороны при разбор ке асфальтобетонного покрытия на булыжном или бе тонном основании и по 25 см в обе стороны от бровок при разборке булыжного покрытия. Это уширение необ ходимо для того, чтобы бетонные, булыжные и прочие основания и покрытия не нависали над траншеей и не образовывали «козырьков», представляющих опасность для работающих в траншее. Снятые асфальт, булыж ные. и бортовые камни складывают в стороне, противо положной отвалу грунта, на расстоянии не менее 1,5 м от бровки траншеи, а затем передают организации, экс плуатирующей дороги. •
В последнее время для разборки дорожных одежд широко применяют высокопроизводительную землерой но-фрезерную машину ЗФМ-2300 (рис. 2) непрерывного действия, предназначенную для разработки мерзлых грунтов и твердых пород.
ЗФМ-2300 состоит из навесного оборудования, смон тированного на задней стенке заднего моста бульдозе
30
ра Д-494. Рабочим органом является полый вал с при варенными к нему по винтовой линии держателями. На концах держателей установлены карманы, в которых за креплены 24 сменных зуба-клыка, расположенных по винтовой линии, для того чтобы в грунте одновременно
Рис. 2. Землеройно-фрезерная машина
находилось не более трех клыков. Это создает достаточ ное усилие для резки крепких мерзлых грунтов и твер
дых пород.
Машина работает методом крупного скола, который достигается расстановкой клыков по окружности рабо-' чего органа. При большой глубине промерзания грунт разрабатывают послойно с глубиной одного прохода до 0,35 м. Разрыхленный грунт и взломанный асфальт пе ремещаются бульдозерным ножом в отвал или к месту погрузки на автотранспорт.
Машину ЗФМ-2300 применяют для разработки мерз лых грунтов, рыхления различных твердых пород, взла мывания асфальтобетонных и булыжных покрытий, уст ройства корыта при восстановлении дорог, расчистки фронта работ от мусора и снега, засыпки траншей и кот лованов, планировки поверхности.
31