Файл: Баришполов В.Ф. Строительство наружных тепловых сетей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

деления во время эксплуатации месторасположения по­ строенных тепловых сетей величина привязки не должна превышать 20 м.

При разбивке трассы определяют места и размеры будущих траншей, котлованов для камер и компенсатор­ ных ниш. Контуры их обсыпают мелом, известью, шла­ ком. Обсыпка, таким образом, обозначает размеры тран-

 

 

Т А Б Л И Ц А 1

НАИБОЛЬШАЯ ДОПУСТИМАЯ КРУТИЗНА ОТКОСОВ ТРАНШЕИ

И КОТЛОВАНОВ В ГРУНТАХ ЕСТЕСТВЕННОЙ

ВЛАЖНОСТИ

1 ,5

4Глубина выемки в м, ДО

3

5

Грунта

Угол между на­ правлением от­ коса и горизон­ талью в град

Отношение высо­ ты откоса ж его заложению

Угол между на­ правлением от­ коса и горизон­ талью в град

Отношение высо­ ты откоса к его заложению

Угол между на­ правлением от­ коса я горизон­ талью в град

Отношение высо­ ты откоса к его заложению

Насыпные . . .

56

1:0,67

45

1:1

38

1:1,25

Песчаные и гра-

 

 

 

 

 

 

велистые влажные

63

1:0,5

45

1:1

45

1:1

(ненасыщенные) .

Глинистые:

 

76

1:0,25

56

1:0,67

50

- 1:0,85

супесь . . .

суглинок . .

90

1:0

63

1:0,5

53

1:0,75

глина . . .

90

1:0

76

1:0,25

63

1:0,5

Лёссовый

су-

90

1:0

63

1:0,5

63

1:0,5

х о й .................

Моренные:

 

 

 

 

 

 

 

песчаные и су-

76

1:0,25

60

1:0,57

53

1:0,75

песчаные . .

суглинистые .

78

1:0,2

63

1:0,5

57

1:0,65

П р и м е ч а н и я :

1. При напластовании

различных

видов грун­

та крутизну откоса для всех пластов надлежит назначать по более слабому виду грунта.

2.Ширина полок и крутизна откосов траншей для совмещенной прокладки трубопроводов должны назначаться проектом.

3.Крутизна откосов для моренных грунтов установлена для

районов Крайнего Севера европейской части СССР при наличии сильно выраженного структурного сцепления (цементации) и при разработке их без предварительного рыхления взрывным способом.

4. К насыпным грунтам относятся грунты, пролежавшие в отва­ лах менее 6 месяцев и не подвергавшиеся искусственному уплотне­ нию (проездом, укаткой и т. п.).

24


шей поверху и определяет границы их разработки. При определении размеров траншеи учитывается ее устрой­ ство: в креплениях или в откосах. Если траншея устра­ ивается с откосами, то по СНиП ПІ-Б.1-71 определяют угол откоса, который зависит от глубины выемки и ка­ тегории грунта. Зная тип прокладки и, следовательно, ширину траншеи понизу, определяют ее границы по­ верху.

Для грунтов, не указанных в табл. 1, при глубине выемки более 5 м или при неблагоприятных гидрогео­ логических условиях крутизна откосов траншей и кот­ лованов должна устанавливаться по проекту. .

При прокладке труб на мачтах или на эстакадах раз­ мечают места выемки грунта под фундаменты опор. При переходах (закрытым способом) под трамвайными и железнодорожными путями, при пересечении дорог и площадей, при прокладках под строениями обозначают места разработки рабочих котлованов, в которых будет установлено оборудование для продавливания труб, а также приемных котлованов. ■

Место входа труб в помещение следует определять по наружным привязкам, а затем по привязкам внутри помещения проверять правильность разбивки снаружи. Проверка производится по чертежам на подвальную прокладку.

. Все эти разметки в подготовительный период необ­ ходимы для того, чтобы грунт из котлованов и компен­ саторных ниш был выбран экскаватором своевременно, так как возвращение экскаватора к пропущенным мес­ там в городских условиях не всегда возможно.

После того как разбивка трассы произведена и кон­ туры разработки траншеи и котлованов определены, следует сравнить заданное в проекте направление трас­ сы с фактически полученным после разбивки (в натуре) для выявления ошибок в размерах привязок- (проектных или при разбивке) и недопустимых в связи с этими ошибками приближений трассы тепловых сетей к лини­ ям застройки, фундаментам зданий, ранее проложен­ ным сооружениям и коммуникациям. При обнаружении подобных ошибок трассу размечают повторно. Неточ­ ность может произойти-из-за ошибки в проекте (случай редкий, но иногда встречающийся) или из-за недоста­ точного внимания, небрежности при перенесении разме­

25

ров привязок с чертежа на местность. И в том и дру­ гом случае своевременный контроль весьма необходим.

При неправильной разбивке на местности трассы тепловых сетей искажаются расчеты компенсации от­ дельных участков труб, учтенные в проекте, что приво­ дит к изменению распределения усилий на неподвижные опоры, возникновению перенапряжений в теплопроводе и может вызвать нарушение прочности конструкций опо­ ры или даже разрыв стыков или арматуры теплопрово­ да и выход всей сети из строя.

При прокладке тепловых магистралей в период «ну­ левого цикла» следует обращать особое внимание на красные линии застройки. Бывают случаи, когда тепло­ вую магистраль прокладывают в недопустимой близо­ сти от красной линии застройки проектируемого строе­ ния. Иногда нарушаются расстояния от тепловой сети до существующих строений.

Произвольные изменения направления трассы могут привести к образованию острых углов на поворотах, что недопустимо.

Неточно проложенные тепловые сети могут занять место, предназначенное для прокладки в будущем ка­ ких-либо коммуникаций (например, ливнестока). Если по ряду причин эти коммуникации невозможно переме­ стить в другое место, приходится перекладывать тепло­ провод. Уменьшение при прокладке тепловых сетей существующих нормативов для расстояний между под­ земными коммуникациями является нежелательным, а иногда и недопустимым.

При неправильно перенесенной с проекта в натуру трассе тепловых сетей создаются трудности для буду­ щих проектно-изыскательских работ.

Установка ограждений. В целях безопасного произ­ водства работ в городских нередко стесненных услови­ ях строительную площадку (траншею) ограждают забо­ ром из инвентарных щитов на стойках. Высота огражде­ ния должна быть не менее 1,2 м. Ограждают также места складирования материалов, если они вынесены за общее ограждение строительной площадки (траншеи), что заранее должно быть предусмотрено проектом про­ изводства работ. На ограждении указывают наимено­ вание строящей организации.

Щиты, ограждающие траншеи и котлованы в черте

26


города, должны быть окрашены, как правило, в зеленый цвет. Ограждение делают сплошным, без просветов. Во время производства строительно-монтажных работ иног­ да ограждение частично снимают (на отдельных участ­ ках теплотрассы), но сразу лее после окончания работ на этих участках его следует восстановить. Оборачивае­ мость сборного ограждения из щитов выше, чем устроен­ ного из отдельных досок непосредственно на месте его установки. Ограждение из щитов удобно при сборке и разборке, его легче транспортировать. При работах на проезжих частях иногда устанавливают ограждения типа

ОРУД.

Чтобы деревья, кустарники, люки, водосточные ре­ щетки, лотки, кбверы не были засыпаны грунтом, их ограждают деревянными щитами и коробами. При этом к люкам и кбверам должен быть обеспечен свободный подход. На улицах, дорогах, площадях и прочих участ­ ках с интенсивным движением транспорта после устрой­ ства ограждения устанавливают предупредительные надписи.

Установка сигнального и рабочего освещения. При производстве строительно-монтажных работ в вечерние и ночные часы место работы должно быть освещено све­ тильниками или прожекторами в соответствии с нор­ мами.

Строительство тепловых сетей производится, как правило, в черте города, и поэтому для освещения места производства работ обычно используют существующие городские электролинии. Но в отдельных случаях для освещения объекта приходится прокладывать воздуш­ ные линии электропередачи, а иногда электрокабели.

В качестве источника электроснабжения используют также передвижные или сборно-разборные электростан­ ции малой мощности. Учитывая линейно-протяженный характер строительства тепловых'сетей, удобнее пользо­ ваться передвижными, а не сборно-разборными элек­ тростанциями.

На переходах через дороги, улицы, площади и про­ чие участки с интенсивным движением транспорта ус­ танавливают сигнальное освещение. Красные фонари должны быть хорошо видны при любой погоде и с любого места подъезда к траншее.

Расчистка полосы для

прокладки

тепловых сетей.

В основе поточного метода

заложена

прежде рсего не­

27

прерывность работы, обеспечение фронта работ и др. Так, например, для изоляционных работ должны быть смонтированы теплопроводы; для монтажа труб и сва­ рочных работ должно быть подготовлено основание ка­ нала (если трубы свариваются в траншее) или очищено место для размещения труб вдоль траншеи (при свар­ ке вне траншеи). Для устройства основания строитель­ ных конструкций, ограждающих теплопровод, должны быть своевременно разработаны траншеи и котлованы, а это возможно только в том случае, если обеспечена свободная полоса и расчищена территория.

При расчистке полосы в городских условиях приход дится пересаживать или вырубать деревья и кустарник, снимать заборы, разбирать различные сооружения на спортивных площадках, территориях детских садов и на хозяйственных дворах, переносить воздушные электроли­ нии и даже в отдельных случаях сносить здания.

Снятый растительный слой должен быть использо­ ван при восстановлении зеленых насаждений. Заключе­ ние о качестве и пригодности растительного слоя опре­ деляется организацией, занимающейся благоустрой­ ством.

Зеленые насаждения пересаживают весной до рас­ пускания почек, осенью после опадания листвы или зимой; это следует учитывать при составлении ППР. Необходи­ мо максимально сохранять зеленые насаждения при пе­ ресадке с участков, отведенных под строительство. Де­ ревья, остающиеся на участке строительства, следует беречь: нельзя на них опирать плиты, блоки и прочие из­ делия.

Расчищенная полоса должна быть достаточных раз­ меров для размещения на ней материалов, отвалов грунта и для устройства проездов. В соответствии с тре­ бованиями по технике безопасности следует, при необ­ ходимости, производить планировочные работы в.местах установки в рабочее положение строительных механиз­ мов (кранов, экскаваторов и пр.). В состав работ по расчистке полосы входит устройство креплений фунда­ ментов строений, попадающих в опасную зону (вблизи траншей и котлованов). Эти работы должны быть отра­ жены в ППР.

В стесненных городских условиях расчистка полосы для прокладки теплопроводов во избежание лишних за­ трат должна производиться на основе ППР. Монтаж­

28


ная зона, а также места для складирования материа­ лов должны определяться из' условий наименьшего сно­ са заборов, пересадки деревьев, уборки территорий и прочих дополнительных работ, сопутствующих основ­ ным. После окончания всех строительно-монтажных ра­ бот территория должна быть приведена в первоначаль­ ное состояние.

До начала основных работ необходимо выполнить работы по переустройству подземных сооружений и ком­ муникаций, попадающих на трассу.

При перекладке существующих, как и при проклад­ ке новых подземных теплопроводов, работы должны про­ изводиться с наименьшим нарушением усовершенство­ ванных покрытий. Поэтому перекладку следует осуще­ ствлять до начала или во время реконструкции и благоустройства улиц, площадей и прочих городских тер­ риторий.’Сроки реконструкции и нового строительства должны быть заранее увязаны между заинтересован­ ными организациями.

При перекладках большого количества подземных сооружений, которые уложены параллельно друг другу -и на небольших расстояниях друг от друга, следует уст­ раивать коллекторы, в которых, укладываются вместе различные подземные коммуникации. На перекладку, как и на новое строительство, проект предварительно согласовывается со всеми заинтересованными в строи­ тельстве организациями.

Перекладка должна производиться по проекту при условии максимальной сохранности материалов и кон­ струкций. Все эти работы контролируют организации, эксплуатирующие перекладываемые сооружения и ком­ муникации.

Разборка дорожных оснований и покрытий. В город­ ских условиях очень часто приходится разбирать (раз­ рушать) дорожные одежды при подготовке полосы для прокладки тепловых сетей. Наиболее распространенным типом дорожных одежд в городе является асфальтобе­ тонное покрытие на щебеночном, бетонном или булыж­ ном основании.

Разбирают эти покрытия механизированным или ме­ ханическим способом. При механизированном способе одежды разбирают пневматическим инструментом — от­ бойными молотками или лопатами, работающими от ста­ ционарных или передвижных компрессорных станций.

29


Иногда применяют электромолотки. При механическом способе используют автобетоноломы на базе автомаши­ ны МАЗ-200, рыхлители на базе трактора С-80 или С-100, землеройно-фрезерные машины (ЗМФ) и экска­ ваторы с обратной лопатой.

Выбор способа зависит от объема работ и типа раз­ бираемой одежды дорожных покрытий. При небольших объемах и относительно слабом щебеночном основании используются пневматические отбойные молотки, лопаты и электромолотки; при больших объемах возможно ис­ пользование экскаваторов. При этом по контуру траншеи прорубают пневматическими лопатами или прорезают баровыми установками борозды, ограничивающие зону раз­ борки покрытия. Асфальтобетонные покрытия на бетон­ ном основании толщиной до 20 см разрушают автобетоноломами и рыхлителями. Использование в этом случае пневмо- и электроинструмента малопроизводительно. Три толщине бетонного основания свыше 20 см применя­ ют рыхлитель.

Кромки снятого асфальтобетона следует выравни­ вать пневматическими лопатами, чтобы в плане снятое покрытие имело прямолинейное’ очертание; это необхо­ димо для качественного восстановления дорожных одежд. Ширина разбираемых дорожных покрытий дол­ жна быть равна ширине проектируемой траншеи повер­ ху плюс 20—50 см: по 10 см в обе стороны при разбор­ ке асфальтобетонного покрытия на булыжном или бе­ тонном основании и по 25 см в обе стороны от бровок при разборке булыжного покрытия. Это уширение необ­ ходимо для того, чтобы бетонные, булыжные и прочие основания и покрытия не нависали над траншеей и не образовывали «козырьков», представляющих опасность для работающих в траншее. Снятые асфальт, булыж­ ные. и бортовые камни складывают в стороне, противо­ положной отвалу грунта, на расстоянии не менее 1,5 м от бровки траншеи, а затем передают организации, экс­ плуатирующей дороги. •

В последнее время для разборки дорожных одежд широко применяют высокопроизводительную землерой­ но-фрезерную машину ЗФМ-2300 (рис. 2) непрерывного действия, предназначенную для разработки мерзлых грунтов и твердых пород.

ЗФМ-2300 состоит из навесного оборудования, смон­ тированного на задней стенке заднего моста бульдозе­

30

ра Д-494. Рабочим органом является полый вал с при­ варенными к нему по винтовой линии держателями. На концах держателей установлены карманы, в которых за­ креплены 24 сменных зуба-клыка, расположенных по винтовой линии, для того чтобы в грунте одновременно

Рис. 2. Землеройно-фрезерная машина

находилось не более трех клыков. Это создает достаточ­ ное усилие для резки крепких мерзлых грунтов и твер­

дых пород.

Машина работает методом крупного скола, который достигается расстановкой клыков по окружности рабо-' чего органа. При большой глубине промерзания грунт разрабатывают послойно с глубиной одного прохода до 0,35 м. Разрыхленный грунт и взломанный асфальт пе­ ремещаются бульдозерным ножом в отвал или к месту погрузки на автотранспорт.

Машину ЗФМ-2300 применяют для разработки мерз­ лых грунтов, рыхления различных твердых пород, взла­ мывания асфальтобетонных и булыжных покрытий, уст­ ройства корыта при восстановлении дорог, расчистки фронта работ от мусора и снега, засыпки траншей и кот­ лованов, планировки поверхности.

31