Файл: Цыганков И.И. Технико-экономический анализ производства сборного железобетона.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
б а л ок на двух |
заводах (200 |
мг площади цеха на |
четы |
||||||||
ре формопоста |
и '390 м- на |
два формопоста) . Р а з н и ц а в |
|||||||||
величине |
цеховых |
расходов |
составляет |
в этом |
случае |
||||||
более |
1 |
руб/м3 |
продукции |
(результаты |
обследования) . |
||||||
Д л я |
пересчета |
количества |
коротких |
стендов или |
си |
||||||
ловых |
форм |
с |
небольшой |
площади, |
занимаемой |
|
ими, |
||||
на весь пролет |
УТП необходима технологическая плани |
||||||||||
ровка |
хотя |
бы |
на |
стадии |
проектных |
предложений. |
Во |
многих случаях д л я предварительного технико-экономи ческого анализа можно воспользоваться проектами ана логичных производств с учетом особенностей, вытекаю щих из различных способов армирования и применения тех пли иных классов арматурных сталей (размещение установок д л я электронагрева арматуры, линии заготов ки проволоки и п р я д е й ) .
Влияние учета трудовых затрат и затрат на содер
жание и эксплуатацию. При малом |
количестве коротких |
||||||
стендов или силовых форм возможности |
рационального |
||||||
использования о б с л у ж и в а ю щ е й |
их |
бригады |
или звена |
||||
с н и ж а ю т с я |
(нельзя |
ни |
убавить |
рабочих, |
ни |
обеспечить |
|
полную их |
загрузку |
в |
течение |
цикла ф о р м о в а н и я ) . П о |
мере увеличения количества формовочных постов легче организовать нормальную загрузку членов бригады, ис пользуя их на выполнении большего количества смеж ных операций. Следовательно, при пересчете малого по объему стендового производства на всю п л о щ а д ь УТП-1 нельзя увеличивать состав бригады пропорционально увеличению количества формовочных постов, необходим проверочный расчет трудоемкости производства по дан
ным |
хронометражных |
наблюдений. Ошибка, составляю |
щ а я |
1 чел.-смену (3 |
чел.-сутки), может повысить себе |
стоимость годового объема изделий на 5000 руб., что равнозначно неправильному использованию примерно 20% производственной площади пролета.
Количество пропарщиков зависит от уровня органи зации производства, и отношение этого количества к об щему числу рабочих формовочной бригады может ме
няться |
в довольно |
больших |
пределах |
(один |
пропарщик |
||||
на бригаду |
от |
4 |
д о 30 человек) . |
|
|
|
|||
Существуют |
|
различные |
методы расчетов |
з а т р а т |
на |
||||
содержание |
и |
эксплуатацию |
оборудования, |
а т а к ж е |
це |
||||
ховых |
расходов. |
Распространенный |
способ |
исчисления |
|||||
общезаводских |
|
и |
цеховых |
расходов |
пропорционально |
||||
заработной |
л л а т е |
рабочих |
приводит |
к тому, что |
д л я |
20
м а л о м е х а н и з и р о в а н н ых производств себестоимость продукции искусственно завышается и такие производ ства оказываются в худших условиях по сравнению с более механизированными . Это объясняется тем, что .за траты на содержание и эксплуатацию здания цеха, за
работная |
плата |
цехового административно-управленче |
||||
ского персонала |
и некоторые другие статьи |
цеховых |
||||
расходов |
практически не связаны |
с количеством |
рабочих |
|||
на |
линии. |
|
|
|
|
|
|
Взаимосвязь |
технологических |
переделов |
и операций. |
||
В |
зависимости от вида а р м а т у р ы |
и бетона, |
способа пе |
реработки арматуры и приготовления бетонной смеси характер отношений между формовочным цехом и ар матурным и бетоносмесителы-іым цехами может менять ся. При армировании стержневой арматурой основная работа по заготовке сварных к а р к а с о в и напрягаемой арматуры выполняется в арматурном цехе. К а р к а с ы мо гут поступать в формовочный цех отдельными элемен тами или в готовом виде. В зависимости от этого меня ются трудоемкость и количество рабочих в бригадах формовочного цеха.
При проволочном или прядевом армировании вся работа по заготовке арматуры ведется, как правило, в формовочном цехе.
Наконец, возможны и такие случаи, ікогда арматур ные элементы доставляются на предприятие в готовом
виде и |
з а т р а т ы |
на |
их изготовление |
скрыты |
в |
отпускной |
|||||
стоимости |
полуфабриката . |
|
|
|
|
|
|
||||
Видом |
применяемого |
цемента |
и |
жесткостью |
бетон |
||||||
ной смеси |
определяются |
не только |
технология |
формо |
|||||||
вочного |
цеха |
(режимы |
тепловой |
обработки, |
потребное |
||||||
количество |
камер |
твердения и ф о р м ) , |
но и |
з а т р а т ы бе- |
|||||||
тоносмесительиого |
цеха, |
зависящие |
|
от |
цикла |
перемеши |
|||||
вания . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким |
образом, |
исследуя д а ж е |
способы |
формования, |
|||||||
нельзя |
з а б ы в а т ь о возможном изменении характера вза |
имосвязи м е ж д у отдельными переделами завода при пе
реходе формовочного цеха |
на другую |
технологию |
или |
|
на использование |
других |
материалов |
и полуфабрика |
|
тов. |
|
|
|
|
Одна из характерных особенностей определения тех |
||||
нико-экономических |
показателей технологических |
опе |
раций — выявление взаимосвязи рассматриваемой опе рации с остальными в едином производственном про-
21
цессе. Недоучет этого обстоятельства может привести к искажениям результатов исследования. Так, одним про
ектным |
институтом |
был |
выполнен расчет |
эффективно |
||||||
сти пневмотранспорта бетонной смеси в |
кассеты |
в |
со |
|||||||
поставлении |
с доставкой |
в бадьях . В основу расчета |
бы |
|||||||
ло |
положено |
следующее . |
При |
доставке |
бетона в |
бадь |
||||
ях |
требуются |
электрокар |
и мостовой к р а й , |
работающий |
||||||
на |
этой |
операции |
40% |
своего |
рабочего |
времени. |
|
Д л я |
крапа нужны пути (подкрановые балки и рельсы с кре
плениями) . В расчетах приняты амортизация и |
з а т р а т ы |
|||||||
иа ремонт крапа п подкрановых |
путей |
(40% отчислений) |
||||||
только для случая подачи бетона в бадьях. |
|
|||||||
М е ж д у |
тем, |
если рассмотреть кассетный |
пролет в |
|||||
целом, |
то |
оказывается, что |
наличие |
и |
количество к р а |
|||
нов в |
пролете |
не зависят |
от |
системы |
подачи |
бетона. |
Амортизационные отчисления и расходы на ремонт кра
нов |
будут одинаковы и при подаче бетона в бадьях и |
||
при |
пневмоподаче, несмотря на то, что |
во втором слу |
|
чае краны используются менее интенсивно. |
|||
Аналогичная ошибка допускается в расчетах трудо |
|||
вых |
з а т р а т |
на выполнение операции. |
Принято считать, |
что |
если в |
результате интенсификации |
рассматриваемой |
операции трудоемкость изготовления продукции снизи
лась на столько-то, общая трудоемкость |
изготовления |
||
изделий уменьшится |
па ту |
ж е величину. |
На самом де |
ле общие трудовые |
затраты |
могут быть |
снижены толь |
ко в том случае, если на данном производстве в резуль тате интенсификации труда высвобождается какое-то количество рабочих. Иначе снижение трудоемкости от дельной операции приведет к увеличению скрытого про стоя.
Влияние косвенных операций. Д л я того чтобы разо браться в многообразии внутренних (относящихся к дан ной линии) факторов и взаимосвязи причин, обусловли вающих экономику рассматриваемого производства, не
обходимо ввести понятие «косвенная операция» |
(про |
||||||||||
цесс, |
ф а к т о р ) . Не |
следует понимать, |
что эта |
операция |
|||||||
м а л о в а ж н а , |
просто |
|
она |
не |
определяет |
сущности |
рас |
||||
сматриваемой операции или принятого способа |
формо |
||||||||||
вания. |
Н а п р и м е р , |
если |
анализируется |
способ |
уплотне |
||||||
ния бетонной смеси, то косвенными операциями |
являют |
||||||||||
ся заготовка и у к л а д к а |
стержневой |
напрягаемой |
арма |
||||||||
туры. |
При |
изучении |
способа |
армирования |
(пакетами |
||||||
прядей, непрерывной |
навивкой) косвенными |
операциями |
22
кроме прочих могут быть укладка и уплотнение бетон ной смеси, если способ армирования не влияет па тех нологию бетонирования. На эффективности способа анкеровання и н а т я ж е н и я арматуры не о т р а ж а ю т с я за траты, связанные с бетонированием.
Таким образом, при анализе способов формования рассматриваемые технологические линии д о л ж н ы быть поставлены в оптимальные условия не только за счет устранения факторов, перечисленных выше. Зачастую неэкономичными являются некоторые из косвенных опе раций или причин, которые хотя и не определяют осо бенностей, данной технологии, но могут серьезно ухуд шить технико-экономичеокие показатели работы линии. Кроме арматурных, к таким операциям при анализе фор
мования относятся чистка форм |
скребком |
или с ж а т ы м |
|
воздухом, механическая или |
ручная смаэка |
форм, пода |
|
ча бетонной смеси к формовочным постам и др . |
|||
Значительные искажения |
в |
расчеты эффективности |
способа формования нередко вносят не приведенные в сопоставимый вид технологические отходы арматуры . Величина отходов проволочной и прядевой арматуры на длинных стендах может колебаться от 4 до 20% толь ко в зависимости от конструкции их опорных устройств, способа анкероваипя и размещения форм на линии. От ходы а р м а т у р ы на коротких стендах обычно составляют 3—4%, но могут достигать и 16%.
Сюда ж е следует отнести несоответствие в доставке материалов: например, линия заготовки прядепакетов находится рядом со стендом или прядепакеты подаются через весь пролет; в последнем случае удлиняется и опе
рация |
доставки, и |
продолжительность |
арматурных ра |
бот на |
стенде. |
|
|
Имеет значение |
несоответствие в |
характеристиках |
машин и агрегатов; так, несоответствие емкости бето ноукладчика и потребности бетона для данного форму емого изделия может привести к потере рабочего време ни на повторные заправки бетоноукладчика.
Выше говорилось о линии, обслуживаемой тихоход
ным .козловым краном, |
цикл формования на которой со |
||||
ставил |
28 мин |
(вместо |
нормативных 15 мин |
при мосто |
|
вых |
к р а н а х ) . |
Подобное |
нарушение |
технологии |
|
принимается в о . в н и м а н и е |
только при анализе конкрет |
ного производства, но его нельзя учитывать при опреде лении оптимальной технологии, когда рассматривается
23
экономическая эффективность различных способов про изводства.
Влияние конструктивных особенностей изделий.
Сопоставимость способов производства зачастую нару шается в связи с конструктивными различиями изделий, изготовляемых на сравниваемых линиях, и особенностя ми предъявляемых к этим изделиям требований в раз мерах, объеме бетона, расчетной нагрузке, виде и клас се применяемой арматурной стали; в требованиях к ка честву отделки поверхности и к степени заводской го товности и т. д.
Панели н а р у ж н ы х стен в зависимости от марки лег кого бетона и требований к теплозащите имеют различ ную толщину, а в зависимости от способа тепловой об работки — различную степень влажности бетона. Это
сказывается на |
трудоемкости |
и |
длительности |
выполне |
||||||||
ния |
технологических операций, |
цикле |
формования, |
ве |
||||||||
се |
форм, |
типе |
применяемых |
машин, а в ряде случаев |
||||||||
(как в примере с различной |
влажностью |
бетона) |
и |
на |
||||||||
эксплуатационных з а т р а т а х |
(сушка |
з д а н и я ) . |
|
|
|
|||||||
|
Трудность нахождения интересующих производств с |
|||||||||||
полностью |
сопоставимыми |
изделиями |
возрастает, |
если |
||||||||
эти изделия изготовляются не в массовом |
порядке. |
|
||||||||||
2.2. Обеспечение условий сопоставимости |
|
|
|
|||||||||
при технико-экономических |
исследованиях |
|
|
|
||||||||
Приведение рассматриваемых производств в сопос |
||||||||||||
тавимый вид — в е д у щ а я и |
р е ш а ю щ а я |
часть |
технико- |
|||||||||
экономических |
исследований; |
оно |
занимает |
основную |
||||||||
долю времени, |
затрачиваемого |
на |
обработку |
получен |
ных материалов, и предъявляет немало дополнительных
требований |
к деятельности |
инженера, |
занимающегося |
|||||
сбором исходных данных. Технико-экономическая |
оцен |
|||||||
ка способов |
производства |
д о л ж н а |
выполняться |
специ |
||||
алистом, хорошо з н а к о м ы м |
с технологией. |
|
|
|||||
К |
основным условиям |
обеспечения |
сопоставимости |
|||||
при |
решении |
задач общего |
п о р я д к а 1 относятся |
следую |
||||
щие: |
|
|
|
|
|
|
|
'! |
1. Ц е н ы на сырье и материалы |
и стоимость |
доставки |
||||||
данного материала на |
завод сборного железобетона дол |
|||||||
ж н ы |
быть одинаковые |
д л я |
всех |
случаев. |
|
|
1 См. Руководство по технико-экономической оценке способов формования бетонных и железобетонных изделий
24