Файл: Цыганков И.И. Технико-экономический анализ производства сборного железобетона.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б а л ок на двух

заводах (200

мг площади цеха на

четы­

ре формопоста

и '390 м- на

два формопоста) . Р а з н и ц а в

величине

цеховых

расходов

составляет

в этом

случае

более

1

руб/м3

продукции

(результаты

обследования) .

Д л я

пересчета

количества

коротких

стендов или

си­

ловых

форм

с

небольшой

площади,

занимаемой

 

ими,

на весь пролет

УТП необходима технологическая плани­

ровка

хотя

бы

на

стадии

проектных

предложений.

Во

многих случаях д л я предварительного технико-экономи­ ческого анализа можно воспользоваться проектами ана­ логичных производств с учетом особенностей, вытекаю­ щих из различных способов армирования и применения тех пли иных классов арматурных сталей (размещение установок д л я электронагрева арматуры, линии заготов­ ки проволоки и п р я д е й ) .

Влияние учета трудовых затрат и затрат на содер­

жание и эксплуатацию. При малом

количестве коротких

стендов или силовых форм возможности

рационального

использования о б с л у ж и в а ю щ е й

их

бригады

или звена

с н и ж а ю т с я

(нельзя

ни

убавить

рабочих,

ни

обеспечить

полную их

загрузку

в

течение

цикла ф о р м о в а н и я ) . П о

мере увеличения количества формовочных постов легче организовать нормальную загрузку членов бригады, ис­ пользуя их на выполнении большего количества смеж­ ных операций. Следовательно, при пересчете малого по объему стендового производства на всю п л о щ а д ь УТП-1 нельзя увеличивать состав бригады пропорционально увеличению количества формовочных постов, необходим проверочный расчет трудоемкости производства по дан ­

ным

хронометражных

наблюдений. Ошибка, составляю ­

щ а я

1 чел.-смену (3

чел.-сутки), может повысить себе­

стоимость годового объема изделий на 5000 руб., что равнозначно неправильному использованию примерно 20% производственной площади пролета.

Количество пропарщиков зависит от уровня органи­ зации производства, и отношение этого количества к об­ щему числу рабочих формовочной бригады может ме­

няться

в довольно

больших

пределах

(один

пропарщик

на бригаду

от

4

д о 30 человек) .

 

 

 

Существуют

 

различные

методы расчетов

з а т р а т

на

содержание

и

эксплуатацию

оборудования,

а т а к ж е

це­

ховых

расходов.

Распространенный

способ

исчисления

общезаводских

 

и

цеховых

расходов

пропорционально

заработной

л л а т е

рабочих

приводит

к тому, что

д л я

20


м а л о м е х а н и з и р о в а н н ых производств себестоимость продукции искусственно завышается и такие производ­ ства оказываются в худших условиях по сравнению с более механизированными . Это объясняется тем, что .за­ траты на содержание и эксплуатацию здания цеха, за­

работная

плата

цехового административно-управленче­

ского персонала

и некоторые другие статьи

цеховых

расходов

практически не связаны

с количеством

рабочих

на

линии.

 

 

 

 

 

 

Взаимосвязь

технологических

переделов

и операций.

В

зависимости от вида а р м а т у р ы

и бетона,

способа пе­

реработки арматуры и приготовления бетонной смеси характер отношений между формовочным цехом и ар ­ матурным и бетоносмесителы-іым цехами может менять­ ся. При армировании стержневой арматурой основная работа по заготовке сварных к а р к а с о в и напрягаемой арматуры выполняется в арматурном цехе. К а р к а с ы мо­ гут поступать в формовочный цех отдельными элемен­ тами или в готовом виде. В зависимости от этого меня­ ются трудоемкость и количество рабочих в бригадах формовочного цеха.

При проволочном или прядевом армировании вся работа по заготовке арматуры ведется, как правило, в формовочном цехе.

Наконец, возможны и такие случаи, ікогда арматур ­ ные элементы доставляются на предприятие в готовом

виде и

з а т р а т ы

на

их изготовление

скрыты

в

отпускной

стоимости

полуфабриката .

 

 

 

 

 

 

Видом

применяемого

цемента

и

жесткостью

бетон­

ной смеси

определяются

не только

технология

формо­

вочного

цеха

(режимы

тепловой

обработки,

потребное

количество

камер

твердения и ф о р м ) ,

но и

з а т р а т ы бе-

тоносмесительиого

цеха,

зависящие

 

от

цикла

перемеши­

вания .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким

образом,

исследуя д а ж е

способы

формования,

нельзя

з а б ы в а т ь о возможном изменении характера вза­

имосвязи м е ж д у отдельными переделами завода при пе­

реходе формовочного цеха

на другую

технологию

или

на использование

других

материалов

и полуфабрика ­

тов.

 

 

 

 

Одна из характерных особенностей определения тех­

нико-экономических

показателей технологических

опе­

раций — выявление взаимосвязи рассматриваемой опе­ рации с остальными в едином производственном про-

21


цессе. Недоучет этого обстоятельства может привести к искажениям результатов исследования. Так, одним про­

ектным

институтом

был

выполнен расчет

эффективно­

сти пневмотранспорта бетонной смеси в

кассеты

в

со­

поставлении

с доставкой

в бадьях . В основу расчета

бы­

ло

положено

следующее .

При

доставке

бетона в

бадь­

ях

требуются

электрокар

и мостовой к р а й ,

работающий

на

этой

операции

40%

своего

рабочего

времени.

 

Д л я

крапа нужны пути (подкрановые балки и рельсы с кре ­

плениями) . В расчетах приняты амортизация и

з а т р а т ы

иа ремонт крапа п подкрановых

путей

(40% отчислений)

только для случая подачи бетона в бадьях.

 

М е ж д у

тем,

если рассмотреть кассетный

пролет в

целом,

то

оказывается, что

наличие

и

количество к р а ­

нов в

пролете

не зависят

от

системы

подачи

бетона.

Амортизационные отчисления и расходы на ремонт кра­

нов

будут одинаковы и при подаче бетона в бадьях и

при

пневмоподаче, несмотря на то, что

во втором слу­

чае краны используются менее интенсивно.

Аналогичная ошибка допускается в расчетах трудо­

вых

з а т р а т

на выполнение операции.

Принято считать,

что

если в

результате интенсификации

рассматриваемой

операции трудоемкость изготовления продукции снизи­

лась на столько-то, общая трудоемкость

изготовления

изделий уменьшится

па ту

ж е величину.

На самом де­

ле общие трудовые

затраты

могут быть

снижены толь­

ко в том случае, если на данном производстве в резуль­ тате интенсификации труда высвобождается какое-то количество рабочих. Иначе снижение трудоемкости от­ дельной операции приведет к увеличению скрытого про­ стоя.

Влияние косвенных операций. Д л я того чтобы разо­ браться в многообразии внутренних (относящихся к дан­ ной линии) факторов и взаимосвязи причин, обусловли­ вающих экономику рассматриваемого производства, не­

обходимо ввести понятие «косвенная операция»

(про­

цесс,

ф а к т о р ) . Не

следует понимать,

что эта

операция

м а л о в а ж н а ,

просто

 

она

не

определяет

сущности

рас­

сматриваемой операции или принятого способа

формо­

вания.

Н а п р и м е р ,

если

анализируется

способ

уплотне­

ния бетонной смеси, то косвенными операциями

являют­

ся заготовка и у к л а д к а

стержневой

напрягаемой

арма ­

туры.

При

изучении

способа

армирования

(пакетами

прядей, непрерывной

навивкой) косвенными

операциями

22


кроме прочих могут быть укладка и уплотнение бетон­ ной смеси, если способ армирования не влияет па тех­ нологию бетонирования. На эффективности способа анкеровання и н а т я ж е н и я арматуры не о т р а ж а ю т с я за­ траты, связанные с бетонированием.

Таким образом, при анализе способов формования рассматриваемые технологические линии д о л ж н ы быть поставлены в оптимальные условия не только за счет устранения факторов, перечисленных выше. Зачастую неэкономичными являются некоторые из косвенных опе­ раций или причин, которые хотя и не определяют осо­ бенностей, данной технологии, но могут серьезно ухуд­ шить технико-экономичеокие показатели работы линии. Кроме арматурных, к таким операциям при анализе фор­

мования относятся чистка форм

скребком

или с ж а т ы м

воздухом, механическая или

ручная смаэка

форм, пода­

ча бетонной смеси к формовочным постам и др .

Значительные искажения

в

расчеты эффективности

способа формования нередко вносят не приведенные в сопоставимый вид технологические отходы арматуры . Величина отходов проволочной и прядевой арматуры на длинных стендах может колебаться от 4 до 20% толь­ ко в зависимости от конструкции их опорных устройств, способа анкероваипя и размещения форм на линии. От­ ходы а р м а т у р ы на коротких стендах обычно составляют 3—4%, но могут достигать и 16%.

Сюда ж е следует отнести несоответствие в доставке материалов: например, линия заготовки прядепакетов находится рядом со стендом или прядепакеты подаются через весь пролет; в последнем случае удлиняется и опе­

рация

доставки, и

продолжительность

арматурных ра­

бот на

стенде.

 

 

Имеет значение

несоответствие в

характеристиках

машин и агрегатов; так, несоответствие емкости бето­ ноукладчика и потребности бетона для данного форму­ емого изделия может привести к потере рабочего време­ ни на повторные заправки бетоноукладчика.

Выше говорилось о линии, обслуживаемой тихоход­

ным .козловым краном,

цикл формования на которой со­

ставил

28 мин

(вместо

нормативных 15 мин

при мосто­

вых

к р а н а х ) .

Подобное

нарушение

технологии

принимается в о . в н и м а н и е

только при анализе конкрет­

ного производства, но его нельзя учитывать при опреде­ лении оптимальной технологии, когда рассматривается

23


экономическая эффективность различных способов про­ изводства.

Влияние конструктивных особенностей изделий.

Сопоставимость способов производства зачастую нару­ шается в связи с конструктивными различиями изделий, изготовляемых на сравниваемых линиях, и особенностя­ ми предъявляемых к этим изделиям требований в раз ­ мерах, объеме бетона, расчетной нагрузке, виде и клас ­ се применяемой арматурной стали; в требованиях к ка ­ честву отделки поверхности и к степени заводской го­ товности и т. д.

Панели н а р у ж н ы х стен в зависимости от марки лег­ кого бетона и требований к теплозащите имеют различ­ ную толщину, а в зависимости от способа тепловой об­ работки — различную степень влажности бетона. Это

сказывается на

трудоемкости

и

длительности

выполне­

ния

технологических операций,

цикле

формования,

ве­

се

форм,

типе

применяемых

машин, а в ряде случаев

(как в примере с различной

влажностью

бетона)

и

на

эксплуатационных з а т р а т а х

(сушка

з д а н и я ) .

 

 

 

 

Трудность нахождения интересующих производств с

полностью

сопоставимыми

изделиями

возрастает,

если

эти изделия изготовляются не в массовом

порядке.

 

2.2. Обеспечение условий сопоставимости

 

 

 

при технико-экономических

исследованиях

 

 

 

Приведение рассматриваемых производств в сопос­

тавимый вид — в е д у щ а я и

р е ш а ю щ а я

часть

технико-

экономических

исследований;

оно

занимает

основную

долю времени,

затрачиваемого

на

обработку

получен­

ных материалов, и предъявляет немало дополнительных

требований

к деятельности

инженера,

занимающегося

сбором исходных данных. Технико-экономическая

оцен­

ка способов

производства

д о л ж н а

выполняться

специ­

алистом, хорошо з н а к о м ы м

с технологией.

 

 

К

основным условиям

обеспечения

сопоставимости

при

решении

задач общего

п о р я д к а 1 относятся

следую­

щие:

 

 

 

 

 

 

 

'!

1. Ц е н ы на сырье и материалы

и стоимость

доставки

данного материала на

завод сборного железобетона дол­

ж н ы

быть одинаковые

д л я

всех

случаев.

 

 

1 См. Руководство по технико-экономической оценке способов формования бетонных и железобетонных изделий

24