Файл: Хныкин В.Ф. Гидровскрышные работы на карьерах горнорудной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ческих

свойств

пород,

формы

режущих элементов

и от

скорости

вращения

фрезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. М. Шкундин

[24] рекомендует

определять удельную мощ­

ность

привода

в

зависимости

от производительности

фрезы и

свойств

разрабатываемых

пород.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У д е л ь н а я м о щ н о с т ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

привода

р а з р ы х л и т е л я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(квт)

на 1 м 8 / ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

производительности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фрезы

 

Пески

рыхлые

неслежавшиеся

 

 

0,2—0,3

 

Пески

слежавшиеся,

пески

гравелнстые,

супеси,

 

 

 

иловатые пески, лёсс, пески с прослойками плов

 

 

 

или

суглинков

 

 

 

 

 

0,35—0,45

Суглинки тяжелые

 

 

 

 

0,45—0,60

Глины

легкие,

нежирные

 

 

 

0,60—0,75

Глины

плотные

 

 

 

 

.

0,75—0,90

Скальные мягкие

породы

 

 

 

0,90—1,20

Конструкция

фрезы

должна

обеспечивать

требуемую

произво-

. дптельность при минимальном расходе мощности двигателя .

Располагая ножи

фрезы

относительно всасывающего отверстия и

оси ее вращения

под определенным углом,

можно

добиться,

чтобы

фреза,

помимо резания

пород,

перемещала

их в зону всасывания .

Такие

фрезы

предназначаются

дл я разработки

связных

пород.

К ним относятся отвальные и п л у ж н ы е фрезы Калининского

поли­

технического

института

и С п б Ц И И И С а .

 

 

 

§4. СНИЖЕНИЕ АБРАЗИВНОГО ИЗНОСА ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

При гидравлической разработке горных пород детали оборудования гидромеханизации (рабочие колеса и улитки земле­ сосов, бронедиски, уплотнительные кольца, трубопроводы и т. д.) постоянно находятся в контакте с твердыми частицами горной породы, что приводит к их абразивному износу. Наиболее интен­ сивно этот процесс наблюдается при разработке абразивных гра- вийно-галечных и песчаных пород.

Интенсивность износа

гидравлического оборудования

зависит

от многих факторов . К

первой группе можно отнести

факторы,

которые характеризуют физико-механические свойства материалов,

находящихся во взаимодействии с породами

в период абразивного

износа.

Среди них прежде всего необходимо отметить

твердость

частиц

транспортируемой

породы,

а т а к ж е

их

размеры,

окатан -

ность и

износостойкость

материала,

из которого

изготавливаются

трубопроводы и детали гидравлического оборудования. К о второй группе факторов, характеризующих режим гидротранспортирова­ ния, а следовательно, механизм взаимодействия частиц породы с поверхностью деталей гидравлического оборудования и процесс гидроабразивного износа, следует отнести скорость транспортиро­ вания пульпы, ее консистенцию, угол встречи частиц с позерх-


ностью деталей гидравлического оборудования, явления

кавита­

ции, происходящие при определенных условиях в землесосах.

Степень окатанности характеризует, насколько сглажены

острые

ребра и вершины частиц транспортируемой породы. Высшим пре­

делом

окатанности

является ш а р о о б р а з н а я форма.

Обычно сте­

пень

окатанности

частиц оценивают на глаз. Д л я

определения

твердости транспортируемых частиц удобнее всего пользоваться шкалой Мооса.

В табл . 23 приведено распределение пород по степени абразнвности в зависимости от окатанности и твердости их частиц.

о тізедняячастіїстьМоокале

4

5

6

7

Пески среднезерннстые с частицами

хорошо окатан­ ными

та 2

К

S х

о> л

 

81

СО

 

* 5

 

£ н

О £

 

X Я

0,25

0,5

0,75

0,5

0,75

1,0

0,75

1,0

1,5

1,00

1,5

2,0

Пески крупнозернистые с частицами

S i

2 1

га

н

ага~

0 3

I s

о н ?

s § «

1

1

в 1

S ь

 

п

1

 

0,5

0,75

1,0

0,75

1,0

 

1,5

1,0

1,5

 

2,0

1,26

2,0

 

3,0

Т а б л и ц а

23

Песчано-гравнмная

смесь

 

с частицами

 

 

!

 

 

X

 

хорошо окатан­ ными

і

5

 

ей

 

й 3

 

а

=

5 s

 

і

=

н

 

 

S н

о |

Я

 

 

 

К

0,75

1,0

1,5

1,0

1,5

2,0

1,25

2,0

3,0

1,5

3,0

5,0

В результате абразивного взаимодействия частиц породы и деталей гидравлического оборудования трущиеся поверхности постепенно истираются. Характер взаимодействия частиц породы с изнашиваемыми поверхностями землесосов зависит от грануло­ метрического состава транспортируемой породы. При перекачке

песка в первую

очередь износу подвергаются бронедиски, выход­

ные кромки лопаток рабочих колес,

а при

перекачке

гравийных

пород — входные

кромки лопаток рабочих колес, узел

уплотнения

на всасывающей

стороне и улитка

(корпус)

землесоса. Износо­

стойкость металла зависит от его прочности, твердости и вязкости, причем способность металла выдерживать ударные нагрузки при изготовлении деталей землесосов и их эксплуатации является важнейшей его характеристикой. В землесосе относительное пере­ мещение его деталей и перекачиваемой породы происходит с боль­ шой скоростью. Это является причиной больших ударных нагрузок, поэтому при изготовлении землесосов необходимо применять стали повышенной ударной вязкости или специальные покрытия, обла­ д а ю щ и е такими ж е свойствами.

•Под интенсивностью изнашивания принято понимать потерю некоторого количества материала с единицы площади изнашивае ­ мой поверхности в единицу времени. Процесс абразивного износа иногда характеризуется потерей веса отдельных деталей гидрав - . лического оборудования, отнесенной к определенному объему


транспортируемой породы. Наблюдения за работой гидроустано­

вок, выполненные на различных предприятиях треста

Гидромеха­

низация Министерства энергетики и электрификации

С С С Р , по­

казали, что общий износ деталей землесосов при гидротранспор-

тированни

гравийных пород

на

карьерах

составляет

I

т металла

 

 

 

 

 

 

на

50 ООО м 3

породы,

а

 

при

гидротранс­

Ж SO

 

 

 

 

 

портировании

песчаных

 

п о р о д I

т

ме­

 

 

 

 

 

 

талла

на

200 000

м 3 породы.

Наибольше ­

 

 

 

 

 

 

му

износу

подвергаются

рабочие

 

колеса

 

 

 

 

 

 

и

корпуса

землесосов.

П о

данным

экс­

 

 

 

 

 

 

периментальных исследований, износ ра­

 

SO 120 180 2W 300

бочего

колеса

составляет

I

кг

металла

 

на

180

м 3

гравийных пород, а износ кор­

Время чистой работы, ч

пуса землесоса I кг

металла на

75 м 3

Рис.

38.

Изменение

коэф­

породы.

При

 

гидротранспортировании

песчаных

пород

интенсивность износа де­

фициента

полезного

дейст­

талей

землесоса

 

несколько

снижается,

вия землесоса 500-60 в за­

 

составляя

дл я

корпуса

 

землесоса

I

кг

висимости

от

продолжи­

 

тельности его работы в пес­

металла

на

320

м 3

транспортируемого

 

чаных

породах

материала .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Происходящее

при

абразивном

изно­

се изменение геометрических - размеров деталей

землесоса

 

приво­

дит к изменению его рабочих параметров, снижению

расчетного

напора

и производительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На

рис. 38

приведены

результаты

исследования

снижения

к. п. д. землесоса

500-60

в зависимости от продолжительности ра­

боты при

гидротранспортировании

 

песчаных

пород.

И з

рис.

38

 

 

 

 

 

 

видно,

что

через

120

ч

чистой

работы

 

 

 

 

 

 

землесоса

его к. п. д. снизился примерно

 

 

 

 

 

 

на

8%,

а

через

180 ч — на

15%.

Н а б л ю ­

 

 

 

 

 

 

дения за работой землесоса 500-60 пока­

 

 

 

 

 

 

зали, что

через

 

280

ч

 

чистой

работы

 

 

 

 

 

 

износ рабочего колеса достиг значитель­

 

 

 

 

 

 

ной величины, поскольку

вес

его

 

умень-

0

20

W

ВО 80 100 шился

на 25—30%. Это привело в конеч-

 

по~ьем породы, тыс. мг

Н о м счете

к

снижению

к. п. д. землесоса

Рис.

39.

Изменение

к. п. д.

на

30% от первоначальной

величины.

 

 

Н а

рис. 39 показана

зависимость

из­

землесоса

12Р-7

в

зависи­

 

мости

от

объема

перерабо­

менения к. п. д. землесоса

12Р-7 от объ­

 

танной

породы

ема переработанных

гравийно-песчаных

 

 

 

 

 

 

пород. К а к

видно из

этого

графика,

по­

строенного

по

данным

экспериментальных

исследований

[ 2 5 j ,

после того

как через землесос было

пропущено

100 тыс. м 3

породы,

его к. п. д. вследствие абразивного износа снизился примерно на

30%. В .результате износа отдельных, деталей землесоса

произво­

дительность

по пульпе, напор и консистенция снизились

на

50%,

. а удельный

расход электроэнергии возрос более чем в

2

раза .

В процессе эксплуатации землесоса 2 Р - П в результате

посте-


пенного износа отдельных его деталей снижается его напорная характеристика (рис. 40) [26]. Относительное уменьшение произ­ водительности землесоса по пульпе вследствие износа его детален

при перекачке

гравийных пород

со

средней консистенцией

пульпы

14%

составляет

примерно 20%, а при более

 

неблагоприятных

условиях 40%.

Ухудшение

расходной

характеристики

землесоса

из-за износа его

деталей приводит к снижению производитель­

ности гидроустановки по поро-

 

 

 

 

 

 

 

де на 20—40% уже после про­

Sod. ст.

 

 

 

 

 

пуска

30

тыс.

м 3

гравелистых

 

 

 

 

 

 

 

пород.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальные

наблюдения

 

 

 

 

 

 

 

за износом

деталей

землесосов

 

 

 

 

 

 

 

20Р-11 позволили

 

установить

 

 

 

 

 

125

150 T,v

сроки

службы

каждой

детали

 

 

 

 

 

в зависимости

от физико-меха­

Рис. 40.

Изменение

напора

землесоса

нических

свойств

и

количества

20Р-1ІМ в зависимости от продолжитель­

породы,

пропущенной

землесо­

 

 

ности его работы

 

 

сом,

и

от

других

 

факторов.

 

 

 

 

 

 

 

Д а н н ы е

об

износе

деталей

землесосов,

изготовленных

из

сталь­

ного литья,

приведены

в табл .

24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 24

 

 

 

 

 

 

О б ъ е м

породы (тыс . м 3 ) , перекачиваемой

до полного износа

Л б р а з я в н о с т ь

 

 

 

 

 

 

 

 

у п л о т н и т е л ь -

броневого диска

к р ы ш к и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

породы

 

 

к о р п у с а

 

рабочего'

ко­

ного и

уста ­

 

 

 

 

 

 

 

 

землесоса

 

леса

 

новочного

п е р е д н е й

 

заднеіі

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

колец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,25

 

 

 

300

 

 

120

 

120

 

180

 

300

0,50

 

 

 

150

 

 

 

60

 

60

 

90

 

150

0,75

 

 

 

100

 

 

 

40

 

40

 

60

 

100

 

1,00

 

 

 

75

 

 

 

30

 

30

 

45

 

75

1,25

 

 

 

60

 

 

 

25

 

25

 

36

 

60

1,50

 

 

 

50

 

 

 

20

 

20

 

30

 

50

2,00

 

 

 

38

 

 

 

15

 

15

 

23

 

38

3,00

 

 

 

26

 

 

 

11

 

11

 

15

 

26

5.00

 

 

 

15

 

 

 

6

 

 

6

 

9

 

15

Интересные данные были получены при наблюдениях за изно­ сом землесосов 20Р-11, которые были проведены на одном из

карьеров

К М А в течение трех сезонов. Н а б л ю д е н и я м и

установ­

лено, что

на гидровскрышных р а з р а б о т к а х приходится

выполнять

большой объем работ по замене изношенных деталей землесосов.

Так, число изношенных корпусов землесосов, потребовавших

пол­

ной замены,

в первый сезон составило 44, во второй 43, в

тре­

тий 57, а

число изношенных колес — соответственно 52, 57

и 80.

Объем породы, пропущенной одним корпусом землесоса (улит-, кой), в первый сезон составил 28, во второй 46,3, в третий —


42,2

тыс.

м3 , а одним рабочим колесом — соответственно 23,7; 35

и 30

тыс.

м3 .

Смена и восстановление изношенных деталей являются длитель­ ными и трудоемкими операциями. Это приводит к большим затра ­ там рабочей силы, простоям оборудования и снижению коэффи­ циента использования рабочего времени гидроустановок. Поэтому снижение интенсивности износа деталей землесосов имеет большое

практическое

значение.

К

мероприятиям по снижению интенсивности износа различ­

ных

деталей

гидравлического оборудования относятся повышение

износостойкости материалов, из которых изготовляются детали; снижение скоростей движения пульпы в проточных каналах зем­ лесосов за счет снижения скорости вращения рабочего колеса и напора в одном агрегате, увеличения проходных сечений канала землесоса; выбор таких режимов транспортирования гидросмесей, при которых обеспечивается минимальный износ оборудования.

Существенным недостатком большинства 'выпускаемых в на­ стоящее время землесосов является то, что д л я изготовления их деталей используются низколегированные стали (25Л, 35Л, 5 5 Л ) , имеющие малое сопротивление абразивному изнашиванию . Опыт эксплуатации землесосов 20Р-11 на гидровскрышных работах треста Гидромеханизация Министерства энергетики и электрифи­

кации

С С С Р при

гпдротранспортировании гравийно-песчаных

по­

род с

содержанием

 

гравия

до

80%

показал,

что

рабочие

колеса

этих

землесосов

из

стали

35Л

в среднем работают лишь около

80

ч,

а затем выходят из строя.

Таким

образом,

в

течение

месяца

на

гидроустановке

приходится

 

менять

 

рабочее

колесо

четыре-

пять

раз. Д л я

увеличения

срока службы

рабочих

колес

землесо­

сов 20Р-11 были проведены испытания новых конструкций с утол­

щенными

лопатками,

а т а к ж е

 

со вставными лопатками, изготов­

ляемыми из стали Г-13Л и из спецстали

4 0 Х Г С Н Л .

 

 

 

 

 

Рабочие колеса

землесосов

 

20Р-11

с

утолщенными

лопатками

оказались

примерно

в

2—2,5

раза

более

износостойкими

по

сравнению с обычными конструкциями рабочих колес.

 

 

 

 

Применение

рабочих

колес,

диски

которых

были

изготовлены

из

стали

45Л,

а

вставные

лопатки

из

более

прочной

стали —

Г-13Л, позволило

 

получить

примерно

такие

ж е

результаты,

что

и при

опытах с утолщенными

лопатками .

 

 

 

 

 

 

 

 

Более

высокие

показатели

были

достигнуты

при

испытании

рабочего

колеса,

изготовленного из

спецстали

4 0 Х Г С Н Л .

Это

ко­

лесо при гидротранспортировании гравийно-песчаной пульпы ра­

ботало без замены

336 ч и пропустило

58 тыс. м 3

породы.

 

Всесоюзным

научно-исследовательским

институтом

нерудной

промышленности

( В Н И И Н е р у д )

было

предложено

для

изготов­

ления рабочих

колес

землесосов

применять

марганцовистую сталь

с добавкой хрома

Г13Х2Л, которая

характеризуется

повышенной

износостойкостью

и

надежностью

работы

деталей

землесоса

при

ударных нагрузках.

Рабочее колесо

землесоса диаметром

1250

мм