Файл: Сушкова Н.Д. Бумажные мешки. Производство, свойства и применение мешочной бумаги и мешков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мешки с внутренним дублированным слоем предназначаются иод гранулированный суперфосфат, с внутренним битумирован­ ный — под селитру. Наиболее удобные размеры мешков сшитых открытых: 100X42 см; склеенных открытых 92X50X13 см и закры­ тых 84X50X13 см. Эти мешки при стандартном испытании с це­ ментом выдерживают 7—90 сбросов.

При затаривании, хранении и транспортировании минеральных удобрений дублированные мешки повреждаются меньше, чем би­ тумированные, о чем свидетельствуют табл. 38, 41.

 

 

Т а б л и ц а 38

Результаты испытания мешков у потребителей [171]

 

 

Количество поврежденных

Вид продукта

мешков, %

дублированных

битумированных

 

Суперфосфат гранулированный

2 ,6

9,0

Селитра аммиачная

3,8

9,8

Нитрофоска

4,7

16,8

Мочевина синтетическая

4,0

2 ,6 *

* Загружена в два 4-слойных мешка из непропитанной бумаги.

При длительном хранении гигроскопические продукты увлаж­ няются в дублированных мешках значительно меньше, чем в битумированных.

Л а м и н и р о в а н н ы е м е шк и — 4—5-слойные, сшитые и склеенные, содержат один-два слоя бумаги с полиэтиленовым по­ крытием. Наиболее распространены в СССР мешки открытые сши­ тые размерами 100X42, 100X53,5 и 100X52 см и закрытые скле­ енные размером 84X50X13 см. Ламинированная бумага употреб­ ляется, как правило, во втором слое, считая снаружи или изнутри мешка.

Ламинированные 5-слойные мешки размером 100X50 см (типа «подушки») при стандартном испытании с цементом на аппарате

Т а б л и ц а 39

Результаты испытания бумажных мешков в условиях эксплуатации

 

Масса

Количество поврежден-

 

пых мешков, %

Вид продукта

продукта,

ламиниро-

битумиро-

 

кг

 

ванных

ванных

Мочевина синтетическая

37

2,7

8.0

Селитра аммиачная

50

4,8

__

Суперфосфат гранулированный

50

8,5

17,5

155


Петухова выдерживают в среднем 60 сбросов (от 7 до 120). Про­ верка качества этих мешков у потребителей подтвердила получен­ ные результаты: ламинированные мешки, заполненные минераль­ ными удобрениями, в условиях эксплуатации повреждаются значи­ тельно реже, чем битумированные (табл. 39).

МЕШКИ РАЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

А р м и р о в а н н ы е м е ш к и довольно сложны в изготовлении и дороги, поэтому применяются они редко и только в особо слож­ ных условиях. Сведений о качестве армированных мешков в лите­ ратуре почти нет.

Изготовление и испытание 4—5-слойных армированных мешков на отечественных предприятиях было проведено ВНИЭКИТУ и ВНПОбумпромом.

Армированная нитями бумага употреблялась для наружного слоя сшитых и склеенных мешков. В зависимости от назначения для внутреннего слоя использовали мешочную бумагу разных ви­ дов: непропитанную в мешках для продовольствия, цемента, син­ тетической мочевины; битумированную — для аммиачной селитры; дублированную — для суперфосфата.

Наблюдения показали, что имеющееся оборудование принципи­ ально пригодно для изготовления армированных мешков разных конструкций (правда, скорость изготовления армированных меш­ ков меньше, чем битумированных). Исключение составляют закры­ тые сшитые мешки, трубки для которых очень плохо отсекаются, потому что на выступах клапанов нити не всегда разрезаются. Для

Т а б л и ц а 40

Характеристика прочности армированных мешков

Тип мешков

Размеры, см

 

пар­

до их

 

Число слоев

Количество

тий мешков, испытанных

разрыва

Количество выдержанных сбросов

мини­ мальное

макси­ мальное

среднее

 

 

 

Сшитые мешки

 

 

 

 

Открытые

100 X 42

4

2

1

47

13-18

То же

100 X 42

5

5

3

81

18-46

 

Склеенные мешки

 

 

 

 

 

92 X 50 X 13

4

2

3

22

13

Закрытые

92 X 50 X 13

5

7

15

71

28-58

84 X 50 X 13

4

2

7

43

19-22

То же

84 X 50 X 13

5

3

26

108

50-70

6 5 X 4 9 , 5 X 9

5

6

9

74

23-47

156


массового изготовления армированных закрытых мешков с узким дном (под цемент) необходимо наличие специального дноклеильного агрегата усиленной конструкции, способного выдерживать более высокие нагрузки при формировании дна.

Результаты испытания армированных мешков с 50 кг цемента на сбрасывание по стандартному методу приведены в табл. 40.

Повышенная прочность склеенных мешков по сравнению с сши­ тыми в данном случае обусловлена более равномерным качеством армированной бумаги повторной выработки. Подавляющее боль­ шинство армированных 5-слойных мешков получилось прочнее ана­ логичных битумированных, выдерживающих в среднем около 2 0 — 30 сбросов.

Испытания у потребителей показали, что при затаривании про­ дукции армированные мешки почти не повреждаются. При транс­ портировании в нормальных условиях и соблюдении правил погру­ зочно-разгрузочных работ количество разорванных мешков не пре­

вышает допустимых пределов

(табл.

41).

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 41

Результаты испытания сшитых мешков при железнодорожных перевозках

 

и разгрузке вагонов

 

 

 

 

Количество поврежденных мешков, %

 

 

при нормальных

при нарушении правил и сбрасывании

 

условиях разгрузки

мешков с высоты > 2 м

Вид мешков

вагонов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наполнение

 

 

 

суперфос­

селитра

суперфосфат

селитра

мочевина

 

фат

 

 

 

 

Армированные 5-слойные

1,0

0,3

4,0

4,3

3,2

Дублированные 5-слой-

3,6

Не испыты-

12,0

16,4

ные

4,6

4,9

вались

20,0

Не испыты-

Битумированные

20,5

5-слойные

 

Не испытывались

 

вались

Непропитанные 6-слой-

 

 

20,0

ные

 

 

 

 

 

В случае нарушения правил эксплуатации и при сбрасывании

мешков с минеральными удобрениями с высоты более 2

м при раз­

грузке вагонов число

поврежденных

мешков резко увеличивается-

(см. табл. 38). Однако армированные мешки в тех же условиях повреждаются реже, чем контрольные непропитанные, битумиро­ ванные и дублированные. Отмечается разный характер поврежде­ ний мешков: у армированных открытых мешков разрушается верх­ ний шов, прошитый после заполнения продукцией, у остальных меш­

ков разрывается бумага.

Склеенные армированные мешки дополнительно испытывались, на прочность при сбрасывании сразу после заполнения аммиачной селитрой (46,5 кг) (табл. 42).

15Г


 

 

 

Т а б л и ц а 42

Результаты испытаний склеенных мешков

 

 

(по данным ВНИЭКИТУ)

 

 

 

Числ(0 сбросов, выдержанных мешками до разрыва

Число и распределение слоев в мешке

максимальное

 

 

минимальное

среднеё

5 слоев Б—М—М—М—Б

1

7

3 , 6

4 слоя А—М—М—Б

2

7

4 , 6

5 слоев А—М—М—М—Б

6

2 0

1 2 ,1

Пр и м е ч а н и е . А — армированная бумага, Б — битумированная бумага марки Б, М — мешочная непропитанная бумага М-80.

Данные табл. 42 подтверждают, что армированные мешки прочнее обычных битумированных.

Испытания доказали пригодность выбранной конструкции и размеров клапанных мешков для упаковки аммиачной селитры, мо­ чевины, соды и цемента на одно-трехрожковых расфасовочных ма­ шинах. Для упаковки соды на автоматах карусельного типа конст­ рукция клапана оказалась недостаточно прочной и требует дора­ ботки.

Опытные перевозки продуктов в армированных мешках, прове­ денные в различных по тяжести условиях, а именно: прямые пере­ возки на расстояние от 2 до 5 тыс. км и смешанные перевозки с перегрузкой на баржи, автомашины и гужевой транспорт и вы­ грузкой на причалы портов Дальнего Востока, показали, что арми­ рованные мешки являются наиболее прочными из всех существу­ ющих в настоящее время мешков и дают наименьшее число по­ вреждений.

По данным Стерлитамакского содово-цементного комбината, число повреждений непропитанных мешков с содой достигает 10%. По данным, представленным из районов Крайнего Севера и Даль­ него Востока, количество поврежденных армированных мешков составляло от 1,4 до 3%, причем наличие нитей снижало до мини­ мума россыпь продукта.

Армированные мешки рекомендуются для отгрузки соды на экс­

порт, цемента

в районы Крайнего Севера и

отдаленные

районы

при смешанных перевозках.

б у м а г и

широко

М е ш к и

из м и к р о к р е п и р о в а н н о й

применяются под цемент, удобрения, продовольствие, легкие про­ дукты, бытовые отходы [174—176].

Разработаны методы изготовления мешков, позволяющие со­ кратить расход бумаги. Мешки для удобрений состоят из трех слоев микрокрепированной бумаги массой 80 г/м2, из которых внут­ ренний слой покрыт пленкой полиэтилена толщиной 15 мкм. Такие мешки финская фирма «Типпи Ой» вырабатывает для арктических условий взамен 5-слойных мешков с двумя битумированными сло­

158


ями из обычной бумаги. При сбрасывании с высоты 1,3 м на ис­ пытательном аппарате эти мешки выдержали 8 сбросов; мешки из обычной бумаги выдерживают только 3 сброса.

Мешки из двух слоев непропйтанной микрокрепированной бу­ маги массой 80 г/м2 под продовольствие усиливают особыми про­ кладками в углах и на ребрах, и они становятся прочнее 3-слой­ ных мешков из обычной бумаги той же массы.

Микрокрепированная бумага для мешков под цемент применя­ ется в разных вариантах (табл. 43) [175]. Чаще всего употребля­ ются 3-слойные мешки из бумаги массой 80 г/м2, которые в со­ поставимых условиях выдерживают 10 сбросов до разрыва вместо 3—4 сбросов, характерных для обычной бумаги.

 

 

 

Т а б л и ц а 43

Количество поврежденных мешков на каждые 1000 шт. при перевозках цемента

 

Обычные

Микрокрепированные мешки

Перевозка цемента

мешки

3 слоя,

2 слоя,

2 слоя,

 

(3 слоя, 80 г/м1)

 

80 г/мг

100 г/м2

90 г/мг

На цементном заводе

7

0

1

2

По железной дороге

10

7

4

11

При доставке

11

10

2

2

И т о г о

28

17

7

15

Мешки из микрокрепированной бумаги можно изготовлять на том же самом оборудовании, что и другие виды мешков. Однако для успешной его работы желательно иметь бумагу массой не ниже 75 г/м2 (лучше 80—90 г/м2), иначе снижается скорость машин

на 20—30%.

Под мусор шведская фирма «Биллеруд» предлагает большие

однослойные мешки

с широким

дном (25 см)

емкостью 0,125 м?

из микрокрепированной влагопрочной бумаги массой

ПО г/м2

[175,

176].

м е шк и

служат для

упаковки

влажных

В л а г о п р о ч н ы е

грузов или сыпучих материалов, подвергающихся увлажнению при транспортировании главным образом водным путем. Они могут быть открытого или закрытого типа, сшитые или склеенные, исполь­ зуются для сбора бытовых отходов, для затаривания цемента, кар­ бамида, ядохимикатов и других материалов.

Вырабатываются влагопрочные мешки на обычном оборудова­ нии, за исключением мешков очень большого размера. Все слои мешков или только наружный и внутренний, прилегающий к про­ дукту, изготовляются из влагопрочной бумаги, полученной с ис­ пользованием карбамидной смолы или латекса синтетического каучука и окрашенной в зеленый или иной цвет. Наряду с влаго­ прочной бумагой возможно применение других видов бумаги: не­ пропитанной для средних слоев, дублированной битумом или

15»