Файл: Сушкова Н.Д. Бумажные мешки. Производство, свойства и применение мешочной бумаги и мешков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
подачи и прошивает тамбурным (цепным) швом с максимальной скоростью 2000 стежков в минуту. Шов получается достаточно плотный, и такие мешки можно использовать для затаривания даже порошковидных материалов.
Пленочные открытые мешки можно зашивать, если толщина пленки не ниже 2 0 0 мкм, иначе прочность шва недостаточна. Обычно такие мешки закрывают термосваркой, но порошковидные материалы загрязняют кромки и сварка затрудняется. Поэтому для очистки краев пленки делают специальные щеточные приспо собления.
При использовании мешков с вкладышами усовершенствован ные машины сначала заваривают внутренний слой из пластмассо вой пленки, а затем запечатывают горячим расплавом наружные бумажные слои.
Горячие расплавы дают непроницаемый шов и могут нано ситься в момент запечатывания или заранее. В последнем случае расплав разогревают горячими металлическими пластинами уку порочных машин или горячим воздухом. Второй способ лучше и более распространен.
Мешки типа «pinch bottom» снабжают «косынками», вставлен ными в горловину и заклеиваемыми горячими расплавами [166].
В закрытые мешки сыпучие продукты подаются принудительно шнеком или сжатым воздухом.
Шнековая подача материала наиболее проста, но производи тельность оборудования невелика. Кроме того, хрупкие продукты могут повреждаться шнеком.
Применение сжатого воздуха позволило создать более произ водительные расфасовочные машины, но требования к прочности мешков увеличились. Воздух при небольшом давлении (при мерно 2 кгс/см2) подается в нижнюю часть наполняющего бункера, и сыпучие материалы, например цемент, в смеси с воздухом приоб ретают повышенную текучесть. Для правильного использования ем кости мешка необходимо удалять из него избыток воздуха, что до стигается использованием: мешков с перфорацией стенок в районе клапана; наполняющих устройств с принудительным отсосом; валь цов с регулируемым прижимом, через которые пропускают запол ненный мешок.
Чрезмерное увеличение скорости заполнения мешков не только усложняет конструкцию оборудования и затрудняет обслуживание, но и снижает надежность упаковки. Большую производительность наполняющих машин целесообразно достигать соединением одина ковых установок в один агрегат.
Для упаковки цемента в закрытые мешки применяют 2—4-шту- церные аппараты Бейтса, на которых мешок поддерживается взве шивающим седлом, и карусельные (вращающиеся 12—14-штуцер- ные) машины, где мешки наполняются в подвешенном состоянии и затем автоматически снимаются с патрубка на ленточный транс портер. Производительность карусельной машины достигает 2000 мешков в час. Применение карусельных машин вызывает не
146
обходимость усиления прочности мешков, главным образом в рай оне клапана.
Зернистые материалы (сахарный песок, зерно диаметром 20 мм и др.) засыпаются при свободном падении в закрытые мешки, под вешенные на наклонные патрубки машины и поддерживаемые на клонными взвешивающими седлами. Клапан мешков открывается сжатым воздухом. Производительность машин 150 мешков в час при загрузке 50 кг продукта с объемной массой 0,6—1,1 г/сж3.
В перспективе — повышение степени автоматизации всех опера ций при затаривании сыпучих грузов. Вновь создаваемые машины извлекают пустые мешки поштучно из штабеля, раскрывают их и надевают на наполнительный штуцер.
СКЛАДИРОВАНИЕ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ
Мешки, заполненные продукцией, направляются на склад или на погрузку в вагоны (автомашины) по стационарным и перед вижным транспортерам чаще всего ленточного типа. Производи тельность транспортеров в час 1 2 0 0 — 2 0 0 0 мешков, заполненных 50 кг продукта.
Механизации погрузочно-разгрузочных работ уделяется очень много внимания [167]. Стационарный транспортер располагают, как правило, вдоль склада, а перпендикулярно ему устанавливают консольные реверсивные транспортеры, способные подниматься, опускаться и поворачиваться вокруг вертикальной оси, обеспечи вая подачу (или разгрузку) мешков в любую часть штабеля. По ступающие на консольный транспортер мешки поочередно повора чиваются на угол 90°, что позволяет укладывать их крест-накрест, обеспечивая хорошую устойчивость штабеля. Такой склад могут обслуживать двое рабочих и один оператор.
Мешки в механизированном складе укладывают в штабеля вы сотой 30—50 ярусов. Каждые 10—12 рядов обязательно разделя ются досками. Устойчивость штабеля повышается, если мешки предварительно пропускать через вальцы для удаления воздуха и (или) подвергать поверхностной обработке с целью повышения ко эффициента трения.
Ходить по мешкам допускается только в отдельных случаях, применяя деревянные настилы и мягкую обувь.
Подача мешков в автотранспорт может производиться при по мощи передвижного ленточного транспортера, консольная разгру зочная часть которого вводится в кузов автомобиля, или телеско пическим конвейером, поворачивающимся в пределах до 180° в горизонтальной плоскости.
Загрузка мешков в вагоны удобна с использованием передвиж ного погрузчика на колесном ходу или стационарного подъемника, состоящего из питающего конвейера, перпендикулярного железно дорожному полотну, и передвижного транспортера, способного вы двигаться вперед внутрь вагона (до 2 ж) и поворачиваться в го ризонтальной плоскости на угол до 10 0 °.
10* |
147 |
Мешки укладывают в вагоны в 10—14 ярусов вплотную к тор цевым стенкам и на расстоянии 10—15 см от боковых стенок во избежание повреждения мешков. На внутренних стенках вагонов не должно быть гвоздей, крюков, острых концов досок и т. п.
В каждый вагон с грузом |
целесообразно помещать |
до 10— |
15 пустых открытых мешков |
для перезатаривания |
рассыпан |
ного продукта в случае повреждения мешков при транспорти ровании.
С целью повышения сохранности мешков и снижения потерь упакованной продукции рекомендуется укладывать мешки на под
доны.
Унификация размеров поддонов значительно облегчает погру зочно-разгрузочные работы и уменьшает транспортные расходы. В европейских странах приняты поддоны 800X1200 мм, а для мор ских перевозок 1600X1200 мм. Особенно удобно использовать под доны, если мешки направляются не прямо к потребителю, а пре терпевают несколько перевалок при погрузке, например на склад, в железнодорожные вагоны, на автомашины и снова на склад.
На поддоны мешки укладывают в 6 —10 ярусов и иногда объе диняют в один пакет, обвязывая лентами различного вида или за ворачивая в усадочную пленку. В большинстве случаев применяют плоские деревянные поддоны, реже стоечные.
Кроме деревянных поддонов, применяются поддоны из прессо ванного листового картона или бумаги, но эти поддоны требуют специальных приспособлений к автопогрузчикам.
Для погрузки мешков на суда и баржи применяются краны и система из ленточных конвейеров, вертикального подъемника и спирального спуска. Вертикальный подъемник представляет собой _ два параллельных ленточных транспортера, один из которых при водной, а другой приводится в движение от первого. Подъемник подвешивается к концу питающего транспортера и вместе с ним передвигается по длине и Ширине судна. Ленты приводного кон вейера выполнены с выпуклой поверхностью, имеющей шевронный рисунок. Мешки обжимаются двумя лентами подъемника и пода ются на судно. Скорость движения лент 0,9 м/с. Производитель ность 600 мешков в час. Спиральный спуск заканчивается ролико вой платформой с небольшим телескопическим конвейером на
конце.
В процессе работы вся система конвейеров может передви гаться вдоль причала. Высота подъема и опускания груза может регулироваться [168].
МЕШКИ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Бумажные мешки служат для предохранения сыпучих грузов от потерь при транспортировании и хранении. Практика показала, что при нормальных условиях эксплуатации повреждается не более 3—5% мешков. Вероятность разрывов возрастает с увеличением количества перевалок в пути. Далеко не все мешки разрываются
148
до полного высыпания груза, однако достоверных статистических сведений о потерях продукции на разных этапах использования мешков почти не имеется.
Минимальное количество повреждений (в пределах 0—1%) на блюдается в процессе заполнения мешков с одновременной погруз кой на транспортер. При транспортировании рвется около 1—3% мешков в зависимости от условий перевозок. По эксперименталь ным данным Бургшталлера и Крауса [13], при перевозках цемента автомобильным транспортером повреждается 0 ,8 % мешков, желез нодорожным 1%, водным 4,1%, смешанным (водный + железнодо рожный) 4,7%.
Самыми сложными считаются дальние морские перевозки, при которых мешки должны выдерживать очень высокие нагрузки
вразных климатических условиях. Мешки в трюмах, уложенные
ввысокие штабеля (обязательно с прокладками из досок), подвер гаются значительным перегрузкам во время штормов и увлажня ются при конденсации влаги. Поэтому для морских перевозок гру зов применяют наиболее прочные, шестислойные сшитые мешки, которые иногда помещают внутрь джутовых.
Влияние числа слоев на прочность мешков Т. Тэнк-Нильсен
[14]характеризует данными, полученными при морских перевозках сахара в бумажных мешках емкостью 50 кг:
Количество слоев в м еш ке..................................... |
4 |
5 |
6 |
|||
Количество разорванных мешков, % |
...................4,9 |
2,0 |
1,5 |
|||
Из каждого десятого |
поврежденного |
мешка |
груз высыпается |
|||
полностью. |
, |
с |
мешками |
количество по |
||
При нарушении правил обращения |
врежденных мешков значительно увеличивается. Наиболее частые причины, вызывающие повреждение мешков, следующие: высокая температура затариваемой продукции; избыточное наполнение; не исправность оборудования для заполнения (или укупорки) и транс портных средств; случайные падения при погрузочно-разгрузочных работах; резкие изменения температуры и влажности окружающей среды, сопровождающиеся изменением свойств затаренной продук
ции.
Срок службы большинства бумажных мешков невелик: от не скольких недель до года. Только в некоторых случаях продукция хранится в мешках несколько лет.
Известно, что в процессе старения бумаги происходит ее гид ролиз и окисление. С повышением температуры, кислотности и влажности окружающей среды, загрязненности воздуха (главным образом сернистым газом), увеличением интенсивности облучения и длительности хранения деструкция бумаги усиливается. При этом изменяется цвет бумаги, снижается степень полимеризации целлюлозы, падает сопротивление излому, повышается жесткость. В бумаге в первую очередь деструктируется лигнин, гемицеллю лозы и низкомолекулярные фракции целлюлозы.
149