Файл: Сочивко В.П. Человек и автомат в гидросфере очерки системотехники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
называют по-разному: финишный эффект, интеллекту альная форма страха, псевдофизиологическая паника и т. п. Это нервное напряжение обусловлено ожиданием предстоящего подъема,, связанного с декомпрессией, — самого ответственного и опасного этапа в эксперименте. Напряженность финишного этапа проявляется по-раз ному: в умеренном беспокойстве, нарочитом спокойствии, повышенной собранности, возбуждении и даже веселье.
С момента выхода на поверхность в организме проис ходит новая перестройка — начинается период реадап тации. Сразу после выхода у гидронавтов отмечается кратковременное нарушение координации движений, восприятия цвета и предметов окружающей обстановки. Ощущается необычная контрастность видения отдельных предметов. Реадаптация занимает до трех суток и проте кает тяжелее, чем адаптация к подводным условиям. Это объясняется, по-видимому, тем, что в результате предшествующей адаптации к условиям подводного по мещения и к факторам жизнедеятельности под водой организм использовал основные резервы и его возможности
приспосабливаться к новым условиям несколько сни зились.
Повторная перестройка сопровождается неустойчи востью пульса и дыхания, уменьшением потребления кислорода, ростом числа лейкоцитов крови, уменьшением выделения некоторых гормонов. Отмечается общая сла бость, потеря аппетита, повышенная утомляемость. Сила проявления «реакции выхода» и ее продолжительность зависят от степени различий между экспериментальными и нормальными условиями, продолжительности погруже
ния, |
быстроты перехода от одних |
условий |
к другим. |
Так, |
по экспериментальным данным, |
после |
60-суточных |
испытаний в камере, в которой имитировались условия, сходные с условиями глубоководного погружения, астенизация (проявляющаяся в общей слабости, утомляемости, потере интереса к своей деятельности и т. п.) сохранялась около 60 суток.
Выше была дана далеко не полная картина, характе ризующая особенности психофизиологического воздей ствия гидросферы на человека. Можно предвидеть наре кания читателя-инженера, недовольного тем, что картина эта получилась несколько расплывчатой. Инженер при вык к более четкому анализу рассматриваемых систем. Однако нельзя забывать о следующем. Во-первых, чело
91
век как объект исследования чрезвычайно сложен и его изучение представляет огромные трудности, связанные с необычайной изменчивостью практически всех психо физиологических параметров. Во-вторых, слишком велико количество факторов, оказывающих воздействие на орга низм и психику человека в гидросфере. Их полный учет и точная оценка значимости каждого фактора — дело будущего. Даже если обратиться к сравнительно простым ситуациям обычной производственной деятельности, из давна изучаемым инженерной психологией и эргономикой, то и здесь огромный накопленный опыт представлен недо статочно систематизированным набором результатов кон кретных психофизиологических исследований. В этом легко убедиться, обратившись к монографиям по инже нерной психологии, вышедшим в самое последнее время [33] (справедливость требует отметить, что это хорошо понимают специалисты по инженерной психологии, кото рые выдвигают в качестве важнейшей задачу обобщения результатов и выработки общеметодологической концеп ции).
Тем не менее изложенного достаточно для того, чтобы представить себе, в чем заключаются основные психо физиологические барьеры, создаваемые гидросферой, и каковы возможные пути их преодоления.
Г л а в а ч е т в е р т а я
АВТОМАТ В ГИДРОСФЕРЕ
•
Мы знаем, что на все вопросы типа «Может ли машинаделать это?» должен быть дан ответ «Да».
у . Р. Эшби
В настоящее время взгляды на то, что называть автоматом, существенно расходятся. Автоматом называют и простейшее устройство отключения электромеханизмаот судовой силовой сети при значительном скачке напря жения, и сложнейший многоканальный оптимизатор, наилучшим образом управляющий ходом технологичес кого процесса динамичного и разветвленного производ ства.
Будем для определенности разделять автоматы на два класса. К первому классу можно отнести все те относи тельно простые приборы, которые реализуют вполне детерминированные функции регулирования и переклю чения. Ко второму классу, классу высших автоматов, следует причислить автоматизированные системы, для которых характерны адаптация х, самоорганизация, опоз нание, принятие решения, использование эвристик123 и эвристическое программирование, прогнозирование ис хода и др., что характеризует интеллектуальную дея тельность высокоорганизованной логико-информацион ной системы.
1 Адаптация — приспособление системы к изменениям внешней среды. '
3 Эвристика — метод (или совокупность методов) решения задачи, алгоритм оптимального решения которой неизвестен или не существует. Использование эвристики может и не привести к цели и во всех случаях не гарантирует оптимального решения.
93
Будем по аналогии с органическими системами струк турно расчленять автоматизированные системы на три части: сенсорную S (входную), центральную А (логичес кую) и эффекторную R (выходную), как показано на рис. 32. Для каждой из этих трех частей могут быть приведены характеристики.
Обычно, сравнивая характеристики биологических и технических систем, подчеркивают преимущества пер вых. Однако это не всегда соответствует действительному положению вещей. Например, принято считать непревзой денной чувствительность рецепторных устройств живых организмов. На самом же деле чувствительность приборов может быть гораздо выше. В гидросфере, как известно, основным каналом передачи информации является аку-
Рис. 32. Основные структурные элементы автоматических систем.
Пунктиром показаны обратные связи.
стический канал. Достижения в разработке акустических приборов можно охарактеризовать словами крупней шего специалиста в области морской акустики академика Л. М. Брехрвских: «Чтобы дать представление о чувстви тельности современных акустических приборов, скажу, что они способны в принципе обнаружить в глубинах океана, на расстоянии в несколько километров, крошеч ный пузырек воздуха и даже определить его величину» Ч Сенсорная система морских животных такими возмож ностями не обладает.
Весьма ограниченными были возможности централь ной (логической) части всякого автомата в докибернети ческий период развития теории и техники автоматического управления. В последнее десятилетие положение резко изменилось. Вот уже много лет продолжается и далека от завершения дискуссия о потенциальных возможностях
автомата. |
развитии |
|
Я. 3. |
Цыпкин [73] выделил три периода в |
|
теории |
автоматического управления: период |
детерми- |
1 Л. |
М. Б р е X о в с к и X. Слушая океан. — «Известия», 1968, |
3 декабря.
94
низма, период стохастичности и период адаптации. Смена периодов происходила постепенно — методы последу ющего зарождались в течение предыдущего периода. Сей час одновременно используются методы, характерные для всех трех периодов, что расширяет потенциальные воз можности автоматов.
Однако стремление к автоматизации в отдельных слу чаях оказывается неоправданным. Суть дела достаточно хорошо характеризуется известной шуткой такого содер жания. На совете одной американской фирмы рассматри вается проект управляющей машины. В машине недостает комплекта устройств, которые обеспечивали бы ее надеж ную работу и адаптацию в непредвиденных ситуациях. После длительных и жарких споров и обсуждений один из присутствующих заявляет: «Такое устройство есть!» Следует вопрос: «Вес конструкции?» Ответ: «Килограм
мов |
80». .— «Недурно. Потребляемая |
мощность?» — |
«Ватт |
600». — «Превосходно. Время отладки?» — «Пол |
|
года» — «Что это за чудо?» — «Человек, |
сэр». |
Приведенная шутка достаточно точно характеризует недооценку проектировщиками возможностей человекаоператора.
Функционирование высших автоматов помимо сбора и обработки информации в подавляющем большинстве случаев включает в себя некоторую исполнительную дея тельность. Широко известны успехи теории и техники автоматического управления по созданию роботов-мани- пуляторов.. Некоторые из них будут рассмотрены в этой главе. Однако несмотря на все достижения в этой области, руки человека-гидронавта остаются вне конкуренции. Их пока нельзя заменить полностью никакими механи ческими устройствами и приспособлениями.
§ 8 .
Реальные возможности автомата
*
•
Действия счетной машины гораздо больше напоминают чело- 4 веческое мышление, чем все то, что способны делать животные. Однако она не делает ничего, что могло бы наводить на мысль о наличии у нее свободной воли.
Б. Паскаль
I
Каково бы ни было основное целевое назначение авто мата (преобразование вещества, энергии, информации), во всех случаях автомат является прежде всего информа
95
ционной системой. Такая система состоит [68] из трех основных блоков (устройств): входного, блока централь ного преобразования и выходного (см. рнс. 32).
Начнем оценку реальных возможностей |
автомата |
с рассмотрения входного блока — рецепторного |
(сенсор |
ного) устройства. |
|
Функции информационного контакта автомата с внеш ней средой выполняют датчики. Их ассортимент практи чески безграничен и продолжает расширяться из года в год. Теоретически не существует величин,'необходимых для использования в системах автоматического управ ления, которые нельзя было бы измерить. На практике дело обстоит несколько сложнее.
Во-первых, практика построения систем автоматичес кого управления непрерывно выдвигает такие требования
к датчикам, которые часто заставляют обращаться к инже нерному использованию новых сложных физико-хими ческих процессов и явлений. Во-вторых, наряду с отно сительно простыми (примитивными) датчиками разраба тываются и все шире внедряются непримитивные датчики систем автоматического управления — перцептроны, адалины и другие электронные опознающие устройства [64, 65]. В отличие от примитивных датчиков опозна ющие устройства реализуют процессы качественно более сложные, чем элементарная реакция на изменение пара метров, а именно процессы различения, идентификации, классификации. В-третьих, используемые в гидросфере автоматы находятся в невыгодном положении по сравне нию с «наземными» собратьями, так как получение инфор мации об окружающей обстановке осложняется особенно стями водной среды. Например, под водой крайне затруд нено получение информации по оптическому каналу боль шой протяженности. Видимость под водой, не превышает нескольких метров, хотя с появлением лазеров, работа ющих в сине-зеленой части спектра, и открывается принци пиальная возможность передачи светового сигнала на расстояние в несколько сот метров. Наибольшим по про тяженности каналом передачи сигналов под водой яв ляется акустический канал. В гидроакустических систе мах дальность определяется мощностью передатчика и условиями распространения акустического луча. При благоприятных условиях распространения дальность мо жет исчисляться сотнями километров.
96