Файл: Сочивко В.П. Человек и автомат в гидросфере очерки системотехники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
Как ни велика роль датчиков автоматической системы, структурно и функционально в достаточно сложном авто мате доминирует совокупность устройств, обеспечивающих управление. Полная автоматизация функций управления,
исключающая |
участие человека-оператора, |
имеет |
место |
в автономных |
автоматах — роботах. Роботы |
могут |
быть |
как стационарными, так и мобильными системами, пере мещающимися в пространстве.
Широкий класс автоматов составляют устройства, функционирующие с участием человека. В ряде случаев
Рис. 33. Подводный аппарат с дистанционным управлением.
1 — шар гайдропа; 2 — гайдропиая лебедка; 3 — кормовая ртутная цистерна; 4 — двнжнтельный комплекс горизонтального хода; 5 — гребной двигатель вертикального хода; 6 — носовая ртутная цистерна; 7 — мягкая цистерна уравнительной системы; 8 — манипулятор; 9 — контейнер.
это участие ограничивается дистанционным управлением и телеконтролем за поведением автомата. Система такого рода показана на рис. 33. Информационные связи чело века-оператора и автомата осуществляются обычным обра зом. Сигналы управления от человека к автомату посы лаются нажатием кнопок, клавишей, перемещением пе далей, вращением штурвалов и т. д. Информация от авто мата к человеку поступает в виде сигналов включения табло, цифровой индикации, телевизионного изображе ния и др.
Другой класс образуют автоматы, трансформирующие моторную деятельность человека. Проект одной из таких систем иллюстрирует рис. 34. На нем изображен батиандр [26], манипуляторы которого воспроизводят движения рук
7 |
. П . С о ч н в к о |
человека-оператора. |
Как показали |
работы |
последних |
лет, информацию о |
разнообразных |
движениях |
рук, ног |
и туловища человека можно получить с помощью датчиков, регистрирующих биопотенциалы мышечной активности. Только за счет соответствующих изменений знака и вели чин коэффициентов усиления возможно уменьшение (в микроманипуляторах), точное воспроизведение (в ма нипуляторах) или увеличение и усиление (в макромани-
Рис. 34. Батиандр, механические руки которого воспроизводят мани» пуляции рук человека-оператора.
1 — входной люк; 2 — приборный щит; 3 — баллоны с кислородом; 4 — бати сфера; 5 — клешни; 6 — энергетический блок; 7 — аварийный аккумулятор; 8 — осветительная фара; 9 — механические руки; 10 — антенна гидролока
тора кругового обзора.
пуляторах) отдельных или всех фрагментов движений че ловека-оператора.
В современных автоматизированных системах заметна тенденция многофункционального использования отдель ных звеньев. Например, единая бортовая вычислительная машина может обеспечить решение как основных задач, так и частных логических и вычислительных задач для специализированных цифровых устройств обработки ин формации.
В настоящее время достаточно мощные электронновычислительные машины устанавливаются не только на больших судах, где они решают сложные задачи управле-
98
имя силовыми, энергетическими и другими установками системы комплексной автоматизации судна, но и на отно сительно малых судах. Например, на американском ба тискафе «Триест-2» установлена специальная элект ронно-вычислительная машина, обеспечивающая точное управление движением аппарата при обследовании морского дна с навигационной ошибкой, не превышаю
щей 3 м.
Многообразие используемых автоматов затрудняет четкую классификацию их по какому-либо из признаков. Исключение составляет, пожалуй, признак, определяющий поведение системы. Проводя аналогию с поведением орга нических систем, можно классифицировать технические автоматизированные системы следующим образом. Раз личают:
1) систему со стереотипным поведением (их поведение соответствует таксисам1 и безусловным рефлексам орга нических систем);
2)обучающиеся системы (их поведение соответствует классическим условным рефлексам органических систем, обучению по методу проб и ошибок);
3)системы искусственного интеллекта (критерии соот
ветствия здесь очень приблизительны, как это будет по казано в параграфе, специально посвященном данному
классу систем).
Возможна и другая классификация типов поведения, например учитывающая возможности самоорганизации, предвидения, особенности выработки и принятия реше
ния и т. д.
Кибернетикой достигнуты значительные теоретические и практические успехи. Даже в тех случаях, когда теория не позволяет сформулировать алгоритм сложного поведе ния автомата в изменяющейся обстановке, часто удается найти практическое решение задачи. Одним из путей поиска решений является так называемое эвристическое программирование, под которым понимается составление программ для электронно-вычислительных машин, осно ванное на предварительном изучении прецедентов реше ния рассматриваемой задачи, например органическими
1 Таксисы — движения подвижных простейших организмов, яв ляющиеся реакцией на определенные раздражения и направленные к источнику раздражения (положительный таксис) или в обратную от него сторону (отрицательный таксис). По виду источника раздражения различают, фототаксис, хемотаксис и др.
7 * |
99 |
системами. В конечном итоге находится, не алгоритм, а эвристика. Это уже позволяет составить программу.
Следует отметить, что эвристическое программирование не гарантирует нахождения решения, его единственность или оптимальность. Однако в ряде задач этот метод хо рошо зарекомендовал себя, например при составлении расписаний и графиков движения, когда оптимальный результат трудно найти- из-за необходимости перебрать огромное число вариантов и приходится в короткое время находить пусть не лучший, но удовлетворяющий некото рым условиям вариант расписания (графика). С исполь зованием эвристического программирования успешно промоделированы и столь сложные мыслительные про цессы, как выбор консультантом такого совета (рекомен дации) из множества возможных, который с точки зрения здравого смысла мог бы быть назван хорошим.
Другой путь автоматизации сложного поведения успешно развивает классическая теория автоматического регулирования и управления. Учитывая недостаточность априорной информации, в автомат закладывают способ ность совмещать в определенном смысле изучение объекта и управление им. Управляющие воздействия носят двойственный характер. Они служат средствами изуче ния, познания объекта и одновременно являются вход ными сигналами, направляющими автомат к желаемому состоянию. Это так называемое дуальное управление.
Далеко не все' возможности современной теории авто матического управления практически используются при автоматизации подводных работ, при разработке автомати зированных систем управления подводными аппаратами и судами. Вместе с тем как в нашей'стране, так и за рубе жом успешно решаются такие сложные задачи, как под водное картографирование, проведение спасательных опе раций на больших глубинах, подводная сборка и разборка сложных конструкций, морская геологическая разведка, добыча полезных ископаемых со дна моря и т. д.
Подводные автономные и дистанционно управляемые автоматы могут быть разделены на два типа: перемещаю щиеся по дну и плавающие. На рис. 35 схематически изображен американский подводный робот «Рум», гусе ничный движитель которого обеспечивает перемещение его по грунту [28, 56]. В передней части автомата рас положена «рука» манипулятора. Визуальное наблюдение, которое ведется по четырем телевизионным камерам, поз-
іоо
воляет контролировать перемещение робота по дну и про цесс манипулирования «рукой». В верхней части автомата расположен полусферический сканирующий гидролокатор, который служит дополнением к телекамерам и позволяет обнаруживать препятствия, получать представление об окружающем рельефе на значительном расстоянии. Авто мат связан с надводным судном питающим кабелем. По этому же кабелю обеспечивается двусторонняя связь
Рис. 35. Самоходный подводный робот «Рум».
автомата с человеком-оператором, находящимся на-борту судна.
Фирмой «Рейнольдс Интернейшенел» в 1964 г. по строена специальная подводная лодка «Алюминот». Управ ление лодкой осуществляет один человек с помощью авто матической системы. Лодка снабжена универсальным ма нипулятором для работы на дне моря и комплектом съем ных инструментов, вставляемых в манипулятор.
Манипуляторами вооружены подводные аппараты-типа «Дипстар» (рис. 36). Французский Институт нефти рас полагает телеуправляемым подводным аппаратом «Теле нот», который предназначен для наблюдения, киносъемки- и осуществления телеманипуляций [56]. Аппарат «Теле нот» является относительно сложной системой, состоящей из надводной кабины управления и контроля и собственно подводного аппарата «Теленот», имеющего благодаря поплавкам, нулевой вес. Надводная и подводная части соединены многожильным кабелем, с помощью которого
101;
осуществляется как снабжение энергией, так и постоянная связь между командным пунктом управления и подводной частью системы.
Движение подводного аппарата происходит при по мощи трех винтов, два из которых обеспечивают переме щение в горизонтальной плоскости и один — в вертикаль ной (погружение и подъем аппарата). В систему входит навигационная аппаратура, аппаратура телепередачи дан-
Рис. 36. Манипулятор подводного аппарата «Днпстар».
ных на поверхность, телеиндикаторы давления, фикси рующие глубину погружения аппарата, и ультразвуко вые глубиномеры, определяющие расстояние аппарата от дна. Глубиномер связан с системой управления работой винтов таким образом, что обеспечивается поддержание постоянного расстояния аппарата от морского дна. Теле управляемый манипулятор состоит из опорного рычага, исполнительного органа, захватного устройства и трех домкратов, управление которыми производится с помощью сервомеханизмов. Манипулятор рассчитан на осуществле ние простых операций (перемещение грузов, захват пред метов со дна и т. п.). Грузоподъемность манипулятора составляет 50 кгс. Усилие сжатия захватного устройства регулируется в пределах от 5 до 90 кгс.
В «Теленоте» предусмотрено применение ультразвуко вой системы для обнаружения объектов, находящихся вне
102
радиуса действия телевизионной системы, а также для точ ной ориентации аппарата относительно надводного судна и морского дна при погружении.
Оригинальные разработки подводных автоматов про водит Лаборатория техники подводных исследований Института океанологии АН СССР, в которой создан под водный манипулятор «Краб», вооруженный телевизион ным устройством наблюдения. Характеристика ряда ди станционно управляемых подводных автоматов и автоном ного автомата «Аида» дана в табл. 3.
Было бы неправильно утверждать, что все проблемы автоматического манипулирования уже решены. Как говорилось выше, современные манипуляторы не способны полностью заменить руки человека. Вместе с тем основ ные операции манипулирования, такие, как захват твер дых объектов, ориентация их в пространстве, установка деталей на определенное место, уже выполняются дей ствующими автоматами. На очереди повышение гибкости манипуляторов.
Большой интерес вызывают программы исследований, направленные на создание так называемых киборгов — кибернетических организмов (этот термин ввели амери канские инженеры Р. Макгоуэн и П. Оверхаге). Киборг — это техническая система, поведение которой программи руется непосредственно мозгом человека-оператора, при чем команды управления, формируемые мозгом, должны восприниматься киборгом, минуя промежуточное их пре образование в форму словесных или моторных воздействий. Таким образом, киборги знаменуют эру появления авто матов, угадывающих желания, в то время как автоматы предыдущего поколения только исполняли их. Уместно отметить, что впервые конструктивные идеи такого рода устройств были высказаны Л. Л. Мясниковым Т На воз можность и необходимость создания подобных систем неоднократно указывал академик И. И. Артоболевский, который считает, что наибольшие резервы ускорения всех производственных процессов заключены в возможности передачи машине мысленных распоряжений.
В настоящее время ведутся разработки специальных устройств, получивших название экзоскелетонов (внешние скелеты) [28]. Устройства такого рода, не стесняя дви-1
1 Л. Л. М я с н к к о в. Говорящие, читающие и слушающие авто маты. М., «Знание», 1957.
103
Название
«Аида»
«Солярис»
Характеристика подводных автоматов |
Таблица 3 |
Основное назначение |
Техническое вооружение |
Военные исследования океана. Ма |
Датчики, самописцы, фотоаппаратура, ча |
гнитные и акустические измерения. Из |
совые механизмы |
мерение радиоактивности, силы тяжести, |
|
морских течений. Подводная фотосъемка. |
|
Взятие образцов грунта |
|
Обнаружение и поднятие затонувших |
|
предметов весом до 900 кг (в воде). |
|
Ремонт подводного кабеля |
|
Предельная глубина по гружения, м
1000
200
«Рум»
«Мермут-2 *»
«Мобот»
«Автонетикс»
ДПМ
Различные работы на морском дне с дистанционным управлением по кабе лю-с удалением от берега до 9,5 км со скоростью передвижения по дну до
4,5 км/ч
Подъем затонувших торпед и других предметов
Исследование морского дна и различ ные работы на дне
Поиск и подъем затонувших торпед, ракет и других предметов
Подъем и перенос предметов. Сложные ремонтно-строительные операции
3000
150
300
2000
400
* Усовершенствованный проект «Мермут-3» обеспечивает глубину погружения автомата 360 м.