Файл: Сочивко В.П. Человек и автомат в гидросфере очерки системотехники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
Одна из причин сложности выявления составляющих моторной деятельности человека заключается в следу ющем. В ходе практической деятельности в центральной нервной системе возникает система временных связей или динамических стереотипов \ являющихся основой навыка. В результате движения оператора доводятся до автома тизма, что позволяет ему сосредоточить внимание на цели действия, а не на способе его выполнения.
К сожалению, практики часто не задумываются над всеми тонкостями задачи организации моторной деятель ности оператора. Именно в результате этого проектиру емые ими системотехнические комплексы имеют органы управления, которые инженерные психологи в насмешку называют органами утомления. Однако неоправдана и другая крайность, когда, стремясь снизить утомляемость оператора, добиваются того, что органы управления пере мещаются без всяких ощутимых усилий. В результате этого оказывается затрудненной анализаторная деятель ность мышечного аппарата. Она ограничивается лишь пространственной ориентацией, в то время как для эффек тивного функционирования двигательного анализатора необходимы сигналы обратной связи, возникающие как результат преодоления некоторого сопротивления органов управления при их перемещении.
Инженерная психология и эргономика отработали четкие рекомендации по оптимизации моторной деятель ности. Они основаны на научных данных об особенностях
.действия мышечного аппарата. Так, известно, что человекоператор осуществляет перемещение органов управления «к телу» быстрее, чем «от тела». Однако точность переме щения органов управления во втором случае выше, чем в первом. Перемещения по горизонтали осуществляются быстрее, чем по вертикали. Вращательные движения пра вой рукой удобнее осуществлять против часовой стрелки, левой — по часовой стрелке. Скорость выбора ответной реакции из ряда возможных зависит от числа ее измере ний, т. е. различных признаков (направления движения, величины усилия и т. д.).1
1 Динамический стереотип — устойчиво закрепившаяся система условных нервных связей, обеспечивающих определенную интенсив ность и последовательность реакций организма на воздействия внешней среды. Образуется при достаточно длительном воздействии системы одних и тех же раздражителей (внешнем стереотипе).
ІО1 |
147 |
Другим важным фактором, влияющим на эффектив ность моторной деятельности, является степень ^совмести мости стимула и реакции», что особенно отчетливо обна руживается в зависимости времени реакции от простран ственного расположения органов управления. В инженер ной психологии показано, что скорость реакции может быть увеличена, если расположение органов управления находится в строгом соответствии с расположением инди каторных элементов, иначе говоря, если имеется струк турная общность сенсорного и моторного полей. При ма ксимальном их сближении время реакции может ока заться независимым от количества передаваемой инфор мации.
Эргономика рекомендует менять последовательность операций при монотонной деятельности, а также изме нять темп однообразных продолжительных работ.
Именно стремление оптимизировать моторную деятель ность определило разработку рекомендаций по активному отдыху типа производственной гимнастики. Примени тельно к особенностям деятельности оператора в системо техническом комплексе эти идеи нашли свое выражение в конструировании так называемых динамических кресел. Динамическое кресло имеет подвижные элементы — под локотники, упоры для ног, спинку и даже встроенные эспандеры. Это позволяет оператору, практически не пре рывая вахту, в нужные моменты времени проделать ком плекс упражнений для повышения общего тонуса орга низма и устранения всех отрицательных последствий дли тельного пребывания в операторском кресле.
Практически разработаны и более оригинальные спо собы снятия усталости — заполнение помещения легкими отрицательными ионами, использование тонизирующих запахов, которые усиливают приток крови к головному мозгу и сердцу и обостряют зрительные ощущения, а также ряд других мер.
По понятным причинам вначале основное внимание уделялось оптимизации моторной деятельности операто ров, занятых на производстве. Лишь в последние годы появились работы, в которых рассматривается оператор системотехнического комплекса летательных аппаратов и космических кораблей. Очевидно, что эти исследования и практическая реализация полученных результатов имеют колоссальное значение и для оптимизации деятель ности операторов, работающих в условиях гидросферы.
148
Профотбор и обучение
•
Знание действия зависит от знания причини и заключает в себе последнее.
Б. Спиноза
При отборе кандидатов для выполнения той или иной работы всегда учитывают индивидуальные особен ности людей. Отбор операторов системотехнических ком плексов, предназначенных для работы в гидросфере, представляет особенно трудную и ответственную задачу. Однако и прошедшие отбор операторы нуждаются в обу чении, на первом этапе которого ставится цель привития основных навыков, необходимых оператору для выпол нения его обязанностей. Но обучение на этом не заканчи вается. Оно продолжается на протяжении всего периода работы оператора в системотехническом комплексе. Поэтому -научный подход к проектированию системотех нических комплексов должен предусматривать создание возможностей для продолжения обучения операторов, совмещенного с выполнением ими текущих обязанностей. Излагаемый в данном параграфе материал не является руководством по профессиональному отбору. Здесь будут рассмотрены только некоторые моменты, позво ляющие представить себе специфику рассматриваемой проблемы.
В психике различных людей имеется много общего, что позволяет говорить о психике личности вообще. Вместе с тем психика каждого человека сугубо индиви дуальна. Например, в достаточно большой группе про фессионалов можно выявить два типа работников. Одни работники предпочитают заниматься однообразным тру дом и положительно реагируют на монотонность работы. Другие, наоборот, при выполнении однообразного труда быстро начинают ощущать некоторую подавленность. Поразительным является факт, выявленный инженерной психологией, о своего рода предрасположенности отдель
ных |
индивидуумов к созданию аварийной ситуа |
ции |
[11]. |
Хотя при профотборе индивидуальные особенности человека в той или иной мере учитывались всегда, при осуществлении профотбора приходилось полагаться глав
149
ным образом на интуицию и опыт. На современном этапе профотбор основывается на более объективных, строгих методах, значительно снижающих опасность неудачного выбора. Один из методов профотбора предполагает ши рокое применение так называемых тестов х. К использо ванию тестов существует различное отношение. В довоен ные годы тесты скомпрометировали себя в результате попыток некоторых исследователей использовать их для получения безапелляционных оценок, на что тестовая проверка в принципе не рассчитана. В настоящее время разработаны тесты, хорошо оправдывающие себя в кон кретных задачах профотбора. Одни из этих тестов прямо характеризуют профессиональную пригодность оператора, другие дают опосредованную характеристику испытуе мого.
Перспективным является использование при профот боре средств и методов вычислительной техники н кибер нетики. В качестве примера можно указать на использо вание методов теории опознания образов для класси фикации состояний оператора. Предложенные методы могут служить не только для контроля за деятельностью операторѣ в системе человек—машина, но и для профес сионального отбора операторов.
Может показаться, что использование специальных ме тодов и технических средств профотбора излишне удоро жает подготовку операторов. Например, расходы на пол ную подготовку одного космонавта, по американским данным, в среднем составляют 1 млн. долларов, причем основные затраты идут на разработку и производство тренажеров и другой аппаратуры, обеспечивающей воз можность тренировки и общей подготовки космонавтов. Однако не следует забывать, что текущая профессиональ ная деятельность операторов в ряде случаев обходится
слишком дорого, чтобы экономить |
на их |
подготовке. |
||
Так, |
по данным печати в США для |
|
работы |
одного водо |
лаза |
в течение 20 мин расходуется |
несколько тысяч дол |
ларов.
До сих пор мы говорили об операторах, подготавли ваемых для работы в системе человек—машина. Совре-1
1 Тест — стандартизованное задание, результат выполнения кото рого соотносится с заранее определенным эталоном оценки психофизио логических и личностных характеристик, а также способов действия человека.
150
менные системотехнические комплексы зачастую являются настолько сложными системами, что рано или поздно воз никнет, по-видимому, институт операторов-испытателей, подобно тому как существует институт летчиков-испыта- телей, осваивающих новую авиационную технику. Ясно, что требования к профотбору такой категории операторов будут особенно высокими.
При подготовке операторов все шире используются принципы программированного обучения. В настоящее время программированное обучение представляет собой разветвленное научное направление, имеющее собствен ную теорию, множество частных методик и большое коли чество специальных технических средств.
Одним из способов программированного обучения опе раторов является подготовка их по методике «конкретных случаев» на функциональных макетах оборудования или на специальных тренажерах.
Помимо технических аспектов обучения оператора необходим учет и психофизиологических факторов. Уме лое и грамотное использование первичных и высших потребностей человека-оператора может значительно по высить эффективность функционирования человеко-ма шинных систем. В ходе подготовки оператор должен освоить элементы научной организации своего труда. Он должен знать, что при всяком переучивании, связан ном со значительным изменением ситуации, новая после довательность операций должна осваиваться по возмож ности равномерно с целью выработки устойчивой привыч ной последовательности (динамического стереотипа).
Все инструкции, предназначенные для оператора, должны быть написаны в соответствии с алгоритмом его деятельности и отвечать требованиям инженерной пси хологии. Очень важен не только подбор точных тер минов, но и оформление инструкций в виде специальных альбомов с указателями, иллюстрациями, сквозными от верстиями, вкладышами, цветовым оформлением листов и т. д.
Кажется банальной идея поощрения оператора. Здесь часто ссылаются на опыт американцев. Так, эксперимент Р. Шваба показал, что если человек, ухватившись за пе рекладину, без особого стимула может провисеть t сек, то при попытках улучшить чей-нибудь рекорд он сможет провисеть 3t сек, а за денежное вознаграждение в не сколько долларов Ы сек. Однако этот примитивный
151
подход к сложной проблеме наград и наказаний в моти вации поведения может повлечь за собой и негативные результаты. Экспериментальной психологии известны факты, когда именно стремление к получению вознагра ждения определяло появление тех ошибок, которые в про тивном случае не возникли бы.
Выше мы говорили о том, что обучение оператора должно продолжаться непрерывно. Для реализации этой идеи в системотехнических комплексах должны быть выполнены необходимые приспособления и устройства, способствующие обучению оператора в ходе текущей его деятельности. Это широкий набор технических средств от всякого рода шильдиков до оргатехникн системотехни ческих комплексов и даже вычислительной техники, вхо дящей в комплекс, например устройств ввода типа «све товое перо» и машинной памяти.
§ 16.
Бионические аспекты построения человеко-машинных систем
•
Когда люди моделируют человеческий организм, машины, которые они выбирают для этой цели, всегда являются отра жением своей эпохи.
Кш Е. Шеннон, Д . М аккарти
Бионика имеет прямое отношение к рассматривае мым в этой книге вопросам. Читателя, интересующегося бионикой моря, можно адресовать к книге [68]. Ниже мы остановимся только на некоторых вопросах бионики, достаточно близко примыкающих к проблемам инженер ной психологии.
Одним из важнейших этапов проектирования человекомашинных систем с учетом требований инженерной психо логии является распределение функций между человеком и машиной. Конструктор во многих случаях не слишком склонен доверять звену «человек» проектируемого системо технического комплекса. Однако, как говорилось выше, полностью устранить это звено из современных системо технических комплексов вряд ли удастся. В ряде работ делались попытки дать полный перечень функциональных возможностей человека, превосходящих соответствующие
152
возможности автомата. Несколько упрощая сложную в целом картину, можно указать следующие достоинства, присущие человеку:
1. Человек может осуществлять оценку ситуаций, что пока недоступно для приборов. Правда, в этих оценках он может быть субъективен и может ошибаться. Кроме того, и приборы в свою очередь могут регистрировать то, что не в состоянии уловить человек. Измерения, осу ществляемые с помощью приборов, исключают ошибки, допускаемые человеком, обеспечивают быструю регистра цию параметров, а часто и одновременную их обра ботку.
2.Человек может истолковывать, интерпретировать данные уже в процессе йх регистрации.
3.Человек может обнаруживать сигналы в условиях сильных шумов.
4. Человек легко |
приспосабливается |
к меняющимся |
||
(в определенных пределах) условиям; |
он |
способен |
дей |
|
ствовать в условиях |
возникновения |
необычных |
ситу |
аций.
5. Человек превосходит современные автоматы по спо собностям опознания, классификации, идентификации сигналов.
6. Вне конкуренции находится способность человека к индуктивному мышлению — способность делать заклю чения об общем состоянии исходя из отдельных симптомов и признаков. Сюда же можно присоединить оригиналь ность мышления человека, которая проявляется в способ ности находить новые, порой совершенно неожиданные решения проблемы.
7.Человек способен учиться на опыте, изменять свое поведение с учетом результатов ранее происходивших событий.
8.Человек может анализировать сложные ситуации,
выделять основные моменты, игнорируя второстепенные события и факты.
9. Человек часто требует меньших затрат, чем обору дование. Оператор в период вахты не нуждается или мало нуждается в обслуживании.
Наряду с перечисленными достоинствами можно ука зать некоторые негативные моменты использования чело века в системотехническом комплексе. Кроме того, можно отметить и ряд достоинств, присущих автомату, таких, как быстрота реакции, многоканальность, объективность,
153