Файл: Сочивко В.П. Человек и автомат в гидросфере очерки системотехники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
использования для строительства подводного дома мяг ких оболочек, другие имеют медико-физиологическую направленность, третьи тяготеют к донной геологораз ведке и т. д. Например, летом 1969 г. на дне сухумской бухты был установлен подводный дом «Садко-3» (рис. 12), состоящий из трех отсеков-этажей. Первый этаж — водо лазный, второй и третий — жилые помещения. Глубина
Рис. 11. Подводные сооружения в программах «Садко», «Спрут», «Черномор», «Ихтиандр».
погружения составляла около 25 м, хотя можно было опу стить подводное жилище и на втрое большую глубину. Про грамма экспериментов на станции «Садко-3» включала прежде всего испытание всех систем, обеспечивающих жизнедеятельность в подводном доме, исследования по био акустике, наблюдение за медико-физиологическим состоя нием гидронавтов. Выполнение программы потребовало комплексного участия большого коллектива людей, пред ставляющих ряд организаций страны: лаборатории под водных исследований Ленинградского, гидрометеорологи;, ческого института, Института медико-биологических проб-1“ лем Министерства здравоохранения СССР, Акустического института АН СССР и Морской научной станции.
2 В. П. Сочнвко Гое. публичней 17
каучно - TexKtt
библио , гач ■-< СС е р
ЭКЗЕМПЛЯР
Ч И Т А Л Ь Н О Г О ЗА Л А
Для проведения биоакустических исследований в усло виях, приближенных к естественным, около подводного дома «Садко-3» был создан специальный вольер из капро новых сетей, натянутых на металлический каркас, объе мом 300 м3, куда были запущены черноморские акулыкатраны, морские коты и другие рыбы.
Общее количество подводных сооружений в разных странах исчисляется десятками. По ряду основных харак теристик подводных сооружений может быть составлена сводная таблица, дающая общее представление о дости жениях в этой области (табл. I).
Ж.-И. Кусто на вопрос, какое судно он хотел бы иметь для океанологических исследований, не задумавшись
18
ю
*
Название
«Преконти- нент-1» *
«Преконти- нент-2»
«Силэб-Ь
«Силэб-2»
«Глокэс»
«Преконти- нент-3»
«Карибское мо-
ре»
«Ихтиандр-66» «Садко-1» «Спрут-1» «Ихтиандр-67»
Основные характеристики подводных сооружений
|
|
Глубинапо гружениям, |
гЭ |
|
Годуста новки |
\о |
|
|
О cj |
||
Страна |
|
|
о |
|
|
S 2 |
|
|
|
|
=Г . |
|
|
|
УО2 |
Франция |
1962 |
10 |
25 |
Франция |
1963 |
61, |
3 |
11 |
93 |
||
США |
1964 |
и 28 |
70 |
58,5 |
|||
США |
1965 |
62 |
130 |
Англия |
1965 |
10 |
12 |
Франция |
1965 |
100 |
100 |
Куба |
1966 |
15 |
5,5 |
и ЧССР |
1966 |
|
6,8 |
J x c e p |
11 |
||
СССР. |
1966 |
25 |
14 |
СССР |
1967 |
10,5 |
4 |
СССР ' |
1967 |
12 |
30 |
Числоков отсе
1
2
7
4
4
2
6
1
‘2
1
1
4
Колнчество гидронавтов |
, |
сутки |
|
Продолжи тельность погружения |
Связь |
||
|
|
|
с поверхностью |
2 |
7 |
Телефон |
и |
те- |
1 |
1 |
левидение |
|
|
7 |
30 |
То же |
|
|
4 |
и 7 |
Телефон, |
теле- |
|
и |
||||
|
|
видение и |
радио |
|
30 |
15 |
(через буй) |
|
|
То же |
|
|
||
2 |
7 |
Телефон |
и |
те- |
6 |
23 |
левидение |
теле- |
|
Телефон, |
||||
|
|
видение, |
телеме- |
|
2 |
3 |
Телефон |
|
|
3 и 2 |
3 |
» |
|
|
2 |
1 |
» |
|
|
2 |
2 |
|
|
|
12 |
7 |
Телефон, |
теле- |
и5 видение, телеме трия
Таблица 1
Расположение служб обеспечения
На надводных судах и на берегу На надводных
судах То же
На судах и на берегу
На берегу
»»
»»
»»
»»
»»
»»
из
го
о
Название
«Хеброс-67» «Медуза-1» «Садко-2» «Черномор-1» «Ихтиандр-68»
«Медуза-2» «Мальтер-1» «Тектайт-1»
«Атлантида «Гельголанд» «Черномор-2»
«Садко-3» «Спрут-3»
Страна |
устаГод новки |
Глубинапогружения, м |
|
|
|
|
|
1 |
Болгария |
1967 |
10 |
Польша |
1967 |
24 |
СССР |
1967 |
25 |
СССР |
1968 |
12 |
СССР |
1968 |
12 |
|
' |
|
Польша |
1968 |
25 |
ГДР |
1968 |
8 |
США |
1969 |
15 |
Италия |
1969 |
12 |
ФРГ |
1969 |
20 |
СССР |
1969 |
24 |
СССР |
1969 |
25 |
СССР |
1969 |
26 |
Общий объ ем, ма |
Число отсе- 1ков |
Количество гидронавтов |
Продолжи тельность погружения, сутки |
18 |
1 |
2 |
7 |
? |
1 |
2 |
4 |
28 |
2 |
2 |
7 |
Ф |
2 |
20 |
5 |
15,3 |
2 |
4 |
4 |
9 |
1 |
3 |
7 |
? |
2 |
2 |
3 |
70 |
7 |
4 |
60 |
— |
— |
12 |
25 |
43 |
10 |
' 4 |
14 |
60 |
3 |
4 |
15 |
30 |
3 |
3 |
14 |
5 |
1 |
3 |
1 |
Продолжение табл. 1
Связь |
Расположение |
с поверхностью |
служб обеспечения |
Телефон |
|
На берегу |
|
» |
|
» |
» |
» |
|
» |
» |
» |
теле- |
» |
» |
Телефон, |
» |
» |
|
видение, |
телеме- |
|
|
трия |
|
|
|
Телефон |
|
» |
» |
» |
|
» |
|
Телефон, |
теле- |
» |
» |
видение, |
телеме- |
|
|
трия |
|
» |
» |
— |
|
||
— |
|
» |
» |
Телефон, |
теле- |
» |
» |
метрия |
|
|
|
То же |
|
» |
» |
Телефон |
|
» |
У) |
* Станция состояла из двух сооружений, расположенных на разных глубинах.
ответил: «Большую подводную лодку». Подводные суда (рис. 13) окажут большую услугу исследователям гидро сферы; они же совершенно необходимы для освоения бо-
Рис. 13. Общий вид батискафа.
гатств океана — для разведки и добычи руд, нефти, газа, для подводной транспортировки грузов в сложной ледовой обстановке, для проведения спасательных работ, для
Рис. 14. Исследовательская подводная лодка «Северянка».
подводной археологии и даже для подводного туризма как одной из перспективных форм отдыха (начало было положено в 1964 г., когда во время Щвейцарской нацио нальной выставки тысячи ее посетителей смогли ознако миться с глубинами Женевского озера через иллюмина торы мезоскафа «Огюст Пикар»).
21
и
s
*
et
О
Ч
rat
О
га(
О
S
а
о к а |
что |
Следует |
напомнить, |
||||||||
24s |
первой |
в мире на |
|||||||||
як £ я |
учно-исследовательской |
||||||||||
о £ 1 |
|||||||||||
0 C3n |
подводной |
лодкой |
ста |
||||||||
ла |
наша |
«Северянка» |
|||||||||
11*о |
|||||||||||
(рис. |
14, 15, 16), |
пере |
|||||||||
1 |
|
и |
|||||||||
ѵо'—1н |
данная |
советским воен |
|||||||||
|
|
о |
|||||||||
ГЗСЧS' |
но-морским флотом пол |
||||||||||
Г |
З |
||||||||||
|
• - а* |
ностью |
в ведение |
уче- |
|||||||
сх* >, |
|||||||||||
|
о zj |
ных-ихтиологов. |
|
|
|||||||
I |
м га |
|
|
||||||||
4J 2 О, |
|
Однако обычная под |
|||||||||
водная |
лодка имеет не |
||||||||||
а о 5 |
достаточно |
|
большую |
||||||||
Ü л |
а |
|
|||||||||
ЙЯс |
|
||||||||||
|
|
|
глубину |
погружения.- |
|||||||
|
|
|
Поэтому в |
ряде |
|
стран |
|||||
|
|
|
спроектированы |
специ |
|||||||
|
|
|
альные |
глубоководные |
|||||||
*- |
|
\0 са |
лодки. Одна |
из них — |
|||||||
|
отечественный |
глубоко |
|||||||||
0 н 2-0 |
водный |
аппарат |
«Се |
||||||||
|
а) |
о |
|||||||||
«ОКЕ? |
вер-2» |
позволяет |
иссле |
||||||||
1f ë f |
|||||||||||
э н * |
дователям |
погружаться |
|||||||||
|
I |
к и |
|||||||||
-*<=• « I |
на, |
глубину до |
2000 м |
||||||||
5 |
.. к «о |
||||||||||
о |
^ |
с |
и, |
используя |
возмож |
||||||
* з 5 . |
|||||||||||
|
S о ь |
ность отличного |
манев |
||||||||
«оп2 |
|||||||||||
|-й § |
рирования, |
наблюдать |
|||||||||
и ° * |
за |
движением |
косяков |
||||||||
ag^й<= |
рыб и работой |
орудий |
|||||||||
11 |
лова, |
вести наблюдения |
|||||||||
О СО.. |
донной местности, |
брать |
|||||||||
о о |
у |
пробы |
грунта |
и |
т. д. |
||||||
О. >і н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
tag |
|
Уникальный |
экспе |
||||||||
- гас |
|
||||||||||
a “*я |
римент |
был |
проведен |
||||||||
о |
1 Я |
||||||||||
а |
|
~ |
летом |
1969 г., |
когда от |
||||||
С «о л |
|||||||||||
|
^ |
Ч |
берегов Флориды (США) |
||||||||
|
сх |
||||||||||
и ... |
га |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
га л, |
н |
отправился в подводное |
|||||||||
сх |
оя |
||||||||||
2 |
О § |
плавание |
научно-ис |
||||||||
|
|
|
|||||||||
|
|
|
следовательский |
|
ко |
||||||
S ob |
рабль |
|
«Бен Франклин» |
||||||||
Oh V |
(«РХ-15»). Это |
|
подвод |
||||||||
д о а |
|
||||||||||
« S*со |
ное судно |
(рис. |
17) вы |
||||||||
О) |
|
||||||||||
О |
полнено по замыслу Ж. |
||||||||||
4N , |
|||||||||||
' .„3 |
Пикара фирмой |
«Грум- |
|||||||||
|
а я |
||||||||||
' |
я |
сх |
ман». |
|
Водоизмещение |
||||||
о н |
|
||||||||||
|
н о |
|
|
|
|
|
|
|
|
22
судна 146 т, длина корпуса 17 м, экипаж — шесть человек (в первое плавание .отправился смешанный экипаж, в состав которого вошли швейцарские и американские исследователи). Отличительной особенностью судна явля ется то, что оно предназначено для свободного дрейфа под водой на разных глубинах. Первое свое плавание судно совершило в водах Гольфстрима на глубинах от 200 до 700 м и прошло около 1500 миль от Палм-Бич до юговосточных берегов Канады.
Рис. 16. Гидронавт-исследователь «Северянки» ведет научный поиск.
Во время плавания, а вернее, дрейфа проводились океанологические исследования по широкой программе: измерялась температура воды, ее соленость, скорость течения, проводилось стереофотографирование морского дна, исследовались психофизиологические характеристики членов экипажа. Продолжительность дрейфа 'составила около месяца. Находясь на глубине 200 м, экиікіж всту пил в связь с космическим кораблем «Аполлон11» (через судно сопровождения «Прайватир», с которым поддержи валась телефонная связь по акустическому каналу).
Скорость дрейфа иногда превышала 3 узла. На глу бинах около 250 м наблюдалась значительная качка на внутренних волнах. Однажды было отмечено нападение крупной меч-рыбы. Через иллюминаторы гидронавты видели гигантскую медузу со щупальцами, длина которых составляла' около 10 м.
23
К настоящему времени, созданы и проектируются десятки подводных судов. Одни из них — малютки с эки пажем один-два человека, например «Дип Квест» амери канской фирмы «Локхид» с погружением на глубину 2000 м и более для проведения подводных исследований. Другие— огромные подводные супертанкеры, например лодки-тан
Рис. 17. Подводный исследовательский ко рабль «РХ-15».
керы компании «Дженерал дайнэмикс» водоизмещением до 170 000 т с подводной скоростью до 18 узлов, которые предлагаются для транспортировки нефти снефтеразработок Аляски к восточному побережью США. Подводный транспорт имеет ряд преимуществ перед надводными судами. Он может функционировать при любой погоде, так как на некоторой глубине вода остается относительно спокойной в любой шторм. Подводный танкер может, плавать под ледяным куполом и в сложной ледовойобста новке, обходясь без помощи ледоколов при любой толщине ледяных полей. На подводное судно не воздействует ветер, обледенение и другие неблагоприятные факторы. Более то го, гидродинамические расчеты показывают, что благодаря отсутствию волнового сопротивления, которое пропорцио
24