Файл: Сочивко В.П. Человек и автомат в гидросфере очерки системотехники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
Экспедиции в море Лаптевых уточнили границы под водных россыпей касситерита (оловянной руды) и провели опытную его добычу и обогащение. Основываясь на резуль татах экспедиций был разработан проект морского гор ного предприятия, которое должно в ближайшее время вступить в строй.
Богатыми оловом могут оказаться Селяхская губа в море Лаптевых, районы мыса Святой Нос и пролива Дмитрия Лаптева и южная часть побережья острова Ляховского. Для разработки этих арктических оловянных россыпей предложен проект специального судна, на борту которого разместятся все горно-обогатительное оборудо
вание и жилищно-бытовые помещения' |
для рабочих. |
Если же на судне установить серийную |
атомную энер |
гетическую установку, то это обеспеч'ит |
автономность |
плавания до двух лет, а избыток горячей воды, исполь зуемой в установке, позволит плавучему горному комби нату добывать концентрат руды круглогодично.
В 1969 г. Московский горный институт получил сухо грузное судно «Тура», которое было переоборудовано в исследовательское судно, предназначенное для разведки подводных месторождений, экспериментальной добычи и обогащения полезных ископаемых и испытаний новой морской горно-обогатительной техники. Во время экспе диции на этом судне в Японском море в 1969—1970 гг. были обнаружены и опробованы подводные россыпи касситерита в районе бухт Хунтаеза, Чинсяндзу-Судзухэ,
Сяуху и других. |
' |
Можно упомянуть также |
об экспедициях в Черном |
море, в ходе которых уточнено размещение магнетитовых песков в прибрежной полосе в районе Батуми и отрабо тана технология подводной добычи. По данным Инсти тута металлургии АН Грузии, полученный концентрат можно использовать в производстве чугуна в доменных печах Руставского металлургического завода вместе с ру дой, поступающей с Дашкесканского рудника. Разработка подводной россыпи представляет большой интерес в связи с истощением современных карьеров этого рудника.
Таким образом, отечественный и мировой опыт пока зывает, что шельф морей и океанов может поставлять сов ременной индустрии значительные запасы железа, титана, циркония, олова, золота, платины, алмазов и вольфрама. Как в нашей стране, так и за рубежом широко ведутся работы по разработке промышленной технологии и спе
47
циального оборудования для подводной добычи полезных ископаемых. Уже созданы принципиально новые системы - глубоководного бурения (рис. 24 и 25). Десятки фирм заняты конструированием технологического оборудова ния для добычи руды с глубин от 40 до 200 м. Читателя, интересующегося перспективами промышленного исполь зования гидросферы, можно адресовать к специальной литературе [30], освещающей неисчерпаемые возможности океана в обеспечении человечества разнообразным сырьем, а также смелые планы принципиально новых технологи ческих решений, проекты специальных надводных и подводных исследовательских, поисковых и горно-обога тительных судов. Здесь важнее остановиться на следую щем. Достаточно очевидна многоаспектность обсуждаемой проблемы. Каждая из ее составляющих представляет собой сложную задачу, и лишь совместное успешное их решение обеспечит действительно промышленное, совре менное использование гидросферы. Укажем некоторые нз этих составляющих.
Всякая промышленность, в том числе и подводная, начинается со строительства. Имеющийся небольшой опыт подводного строительства плотин, нефтепроводов, газопроводов, причалов и других сооружений нужда ется в существенном расширении, так как должны воз расти и масштабы строительства, и объем выполняемых работ, и номенклатура возводимых конструкций. Ведь помимо сооружений, обеспечивающих нужды производства, технологического преобразования добываемого сырья, складирования и т. п., потребуются подводные соору жения энергетических, например атомных, служб, сани тарно-гигиенических служб, а также сооружения, обеспе чивающие проживание, отдых и досуг гидронавтов.
На рис. 26 схематически показано расположение служб технического обеспечения относительно простой подвод ной станции.
Сложность осуществления подводной разведки и добычи полезных ископаемых усугубляется необходимостью орга низации последующей технологической переработки мно гих видов добываемого сырья по месту добычи.
Вряд ли окажется целесообразным обеспечивать под водную промышленность энергией, подаваемой с суши, тем более что потенциальные источники энергии — атом ные станции — целесообразно упрятать под воду. Помимо собственно энергетических здесь возникают и многочис-
4S
Рис, 24. Буровая океанская установка.
4 В. П. Сочнвко
ленные сопутствующие проблемы: обеспечение радиа ционной безопасности, отвод избытков тепла, нейтрали зация сильных искусственных полей и т. д.
Для успешного решения указанных задач необходимо использование специальных видов подводного транспорта, например подводных рудовозов (рис. 27). Многообразие потребных больших и малых судов хорошо иллюстрирует заключительная глава книги известных конструкторов и
Рис. 25. Буровая на океанском дне у мыса Ферра.
популяризаторов подводного судостроения М. Н. Диоми дова и А. Н. Дмитриева [26]. С расширением практиче ских работ в гидросфере количество типов используемых подводных судов еще более возрастет. На рис. 28 схемати чески изображен буксируемый остров-вышка. Имеются проекты самоходных судов такого рода.
В процессе промышленного освоения гидросферы возникает необходимость организации аварийно-спаса тельной службы. Некоторый опыт спасения подводных лодок военно-морских сил, а также ряд трагедий, имев ших место при проведении подводных исследований, показывают, что организация аварийно-спасательных работ представляет достаточно сложную проблему.
50
Большие трудности встречаются при обеспечении подводных работ системами связи, наблюдения и навига ции. Ряд приборов, входящих в эти системы, предполагает участие человека, который снимает показания приборов,
Рис. 26. Подводная станция «Ихтиандр-67» и ее береговое техниче ское обеспечение.
1 — трансформаторная подстанция; 2, 10, 11 — меднко-физиологпческне ла боратории; 3, 8, 9, 15,16 — компрессоры низкого и высокого давления; 4 — лебедка; 5 — передвижная электростанция; 6 — распределительный пункт электроэнергии; 7 — пункт зарядки аквалангов; 12 — кинофотолаборатория; 13 — ремонтная мастерская; 14 — барокамера; 17 — пульт управления; 18 — мастерская точных приборов и электроники; 19 — плавсредства; 20 — подводные светильники; 21 — подводный дом-лаборатория; 22 — подводная
телеустановка.
дает им должную интерпретацию и принимает те или иные решения. Значительная часть приборов предназна чена для автоматизации систем приема, преобразования, запоминания и использования информации. Сложность
4* |
51 |
и многоплановость ' логико-информационных систем, обеспечивающих подводные работы, делают необходимой их комплексную автоматизацию с широким использова нием специализированных и многопрограммных электрон но-вычислительных машин.
Несмотря на некоторую независимость больших глу бин от состояния поверхности моря, прогноз погоды и гидрометеорологическая служба в целом имеют чрезвы чайно важное значение для проведения исследований в гидросфере и для ее промышленного использования. Достаточно напомнить, как велика роль размещаемых на
9
Рис. 27. Ныряющий рудовоз «Моби Дик».
/ — атомный реактор; 2 — бункера вместимостью 30 000 т руды; 3 — раз грузочный ленточный конвейер; 4 — резервуары; 5 — помещение для команды; 6 — туннель; 7 — загрузочный ленточный конвейер; 8 — помещение кон трольно-измерительной аппаратуры; 9 — перископ; 10 — турбины и двига тели; 11 — редуктор.
надводных судах или на берегу обеспечивающих служб, работа которых зависит от погодных условий. Известно, что долговременный прогноз погоды достоверен лишь в том случае, если он учитывает большое количество факторов и охватывает большие территории. Эффективное гидроме теорологическое обеспечение должно охватывать весь Мировой океан и предполагает использование искусст венных спутников Земли, океанических автономных радиоII гидроакустических буев и т. д.
При решении задач, связанных с широким промышлен ным освоением гидросферы, с неизбежностью возникает проблема комплексного учета возможностей человека. Эта проблема слагается из огромного числа составляющих, связывающих ее с медициной, психологией, санитарией, гигиеной и рядом других наук.
Плох тот хозяин, который не думает о завтрашнем дне. Человек должен стать рачительным хозяином гидросферы. Это предполагает щедрое финансирование исследований в
52
области общей океанологии, физики и биофизики океана. Ряд этих исследований может дать результаты, которые
пригодны для немедленного ис |
|
|
|||||||||
пользования, либо смогут быть |
|
|
|||||||||
использованы |
в недалеком бу |
|
|
||||||||
дущем. Однако должны широ |
|
|
|||||||||
ко |
разворачиваться |
и |
те |
ис |
|
|
|||||
следования, которые лежат в |
|
|
|||||||||
сфере «чистой» ' науки |
и . |
на |
|
|
|||||||
правлены |
на фундаментальное, |
|
|
||||||||
всестороннее |
познание |
гидро |
|
|
|||||||
сферы. |
|
|
|
|
краткий |
обзор |
|
|
|||
|
Заканчивая |
|
|
||||||||
промышленного |
использования |
|
|
||||||||
гидросферы, |
следует отметить, |
|
|
||||||||
что в Директивах XXIV съез |
|
|
|||||||||
да КПСС отражено указание о |
|
|
|||||||||
развертывании поисково-разве |
|
|
|||||||||
дочных работ в морях' и океа |
|
|
|||||||||
нах. Это подтверждает важ |
|
|
|||||||||
ность |
и |
значимость |
данной |
|
|
||||||
проблемы. |
|
названная пробле-^ |
|
|
|||||||
|
Однако |
|
|
||||||||
ма выходит за пределы инте |
|
|
|||||||||
ресов и возможностей не толь |
|
|
|||||||||
ко |
отдельных |
|
ведомств, но и |
|
|
||||||
отдельных стран. Она встает |
|
|
|||||||||
перед человечеством в делом. |
|
|
|||||||||
Эту мысль очень четко сфор |
|
|
|||||||||
мулировал |
директор |
Инсти |
|
|
|||||||
тута биологии и президент Со |
|
|
|||||||||
юза ученых Болгарии академик |
|
|
|||||||||
К- Братанов: «В оставшиеся |
|
|
|||||||||
десятилетия |
XX века начнется |
Рис. 28. Буксируемый ост |
|||||||||
невиданное |
наступление |
на |
ров-вышка. |
||||||||
океан, |
в |
котором |
заключены |
1 — платформа; |
2 — вышка; |
||||||
все виды ресурсов. Мировой |
3 — подъемны!! |
механизм; 4 — |
|||||||||
лаборатория; |
5 , 7 — балласт; |
||||||||||
океан — это |
общее |
достояние |
воздухом; 8 — якорь-цепь и ка |
||||||||
человечества, |
и я |
просто |
не |
6 — резервуар |
с газолином и |
||||||
бели. |
|||||||||||
представляю себе, как можно |
разрозненными и раз |
||||||||||
серьезно говорить о его освоении |
|||||||||||
общенными |
силами отдельных стран» Ч |
ч1 |
|||||||||
|
1 См. «Лит. газета», |
1969, 19 |
ноября. |
|
53
Г л а в а в т о р а я
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
•
. . .Во всех подходах к. общей теории систем существует та кая опасность: мы получили новый компас для научного мышле ния, но очень трудно продраться между Сциллой тривиаль ности и Харибдой лоокных неологизмов.
Л. фон Берталанфи
Самого беглого ознакомления с проблемой освоения гидросферы достаточно для того, чтобы сделать заключе ние о ее сложности. В поле зрения сразу попадают и технические, и органические, и даже социальные системы. Положение осложняется тем обстоятельством, что такие различные аспекты проблемы, как технический, биоло гический, психофизиологический и другие, должны на определенной стадии рассматриваться во взаимосвязи.
Следует отметить, что исторически в нашей стране изучение гидросферы осуществлялось комплексно. Так, в 1923 г. по инициативе Ф. Э. Дзержинского была создана экспедиция подводных работ особого назначения — зна менитый ЭПРОН, который очень скоро стал комплексным центром аварийно-спасательных судоподъемных, водо лазных и опытных подводных работ. ЭПРОН был центром, объединяющим специалистов по водолазному делу и физиологов, а также ученых других специальностей. Уже в 1930 г. по инициативе ЭПРОНа на кафедре физиоло гии Военно-медицинской академии под руководством академика Л. А. Орбели и при участии Е. М. Крепса начались комплексные физиологические исследования, связанные с погружением на большие глубины.
Практически каждая крупная морская экспедиция изучает одновременно физические, геологические, хими ческие, биологические процессы и явления и их взаимные связи. В наши дни к этому добавляются еще и кибер нети-
54
ческие, медицинские, психофизиологические и другие исследования. Возникает естественный вопрос: возможен ли единый методологический подход к подобному сверх сложному комплексу исследований? В известной мере на роль такого общего метода изучения сложных систем претендует системный анализ, основанный на так назы ваемой общей теории систем (все употребляемые здесь термины пока не являются общепринятыми).
В самом общем виде системный анализ можно охарак теризовать как метод изучения сложных систем, который основан на диалектико-материалистических принципахкомплексного рассмотрения явлений. Однако инженерупрактику такой общей характеристики явно недостаточно. Поэтому в данной главе мы кратко рассмотрим основные положения теории систем, придерживаясь, по возможности,
наименее спорных |
положений этой весьма интересной, |
но дискуссионной |
науки. |
Отдельные положения общей теории систем все еще остаются предметом подробного обсуждения. Однако ряд результатов теории уже нашел применение в инженерной практике. Речь идет об использовании некоторых идей общей теории систем при разработке автоматизированных систем управления (АСУ). В этих случаях объектом анализа является системотехнический комплекс — целост ная система технического назначения, которая требует системного подхода для решения возникающих задач.
При известной относительности даваемых здесь оценок, можно отметить, что теория системотехнических комплек сов уже нашла практическое подтверждение — в промыш ленности, на транспорте, в различных отраслях хозяйства широко применяются АСУ. Успехам внедрения АСУ во все сферы народного хозяйства в значительной степени способствуют прогрессивные плановые начала социалисти ческой системы.
Конкретным примером построения АСУ, прямо отно сящимся к тематике данной книги, является разработка системы управления торговым флотом СССР. Необходи мость в такой системе диктуется тем, что советский торго вый флот стал одной из самых сложных отраслей народ ного хозяйства. По общему тоннажу он занимает ведущее место в мире. Советские суда посещают порты 87 стран мира.
Одна из задач, возложенных на АСУ Министерства морского флота СССР, связана с необходимостью опти мально планировать работу морского транспорта на теку
55