Файл: Сочивко В.П. Человек и автомат в гидросфере очерки системотехники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экспедиции в море Лаптевых уточнили границы под­ водных россыпей касситерита (оловянной руды) и провели опытную его добычу и обогащение. Основываясь на резуль­ татах экспедиций был разработан проект морского гор­ ного предприятия, которое должно в ближайшее время вступить в строй.

Богатыми оловом могут оказаться Селяхская губа в море Лаптевых, районы мыса Святой Нос и пролива Дмитрия Лаптева и южная часть побережья острова Ляховского. Для разработки этих арктических оловянных россыпей предложен проект специального судна, на борту которого разместятся все горно-обогатительное оборудо­

вание и жилищно-бытовые помещения'

для рабочих.

Если же на судне установить серийную

атомную энер­

гетическую установку, то это обеспеч'ит

автономность

плавания до двух лет, а избыток горячей воды, исполь­ зуемой в установке, позволит плавучему горному комби­ нату добывать концентрат руды круглогодично.

В 1969 г. Московский горный институт получил сухо­ грузное судно «Тура», которое было переоборудовано в исследовательское судно, предназначенное для разведки подводных месторождений, экспериментальной добычи и обогащения полезных ископаемых и испытаний новой морской горно-обогатительной техники. Во время экспе­ диции на этом судне в Японском море в 1969—1970 гг. были обнаружены и опробованы подводные россыпи касситерита в районе бухт Хунтаеза, Чинсяндзу-Судзухэ,

Сяуху и других.

'

Можно упомянуть также

об экспедициях в Черном

море, в ходе которых уточнено размещение магнетитовых песков в прибрежной полосе в районе Батуми и отрабо­ тана технология подводной добычи. По данным Инсти­ тута металлургии АН Грузии, полученный концентрат можно использовать в производстве чугуна в доменных печах Руставского металлургического завода вместе с ру­ дой, поступающей с Дашкесканского рудника. Разработка подводной россыпи представляет большой интерес в связи с истощением современных карьеров этого рудника.

Таким образом, отечественный и мировой опыт пока­ зывает, что шельф морей и океанов может поставлять сов­ ременной индустрии значительные запасы железа, титана, циркония, олова, золота, платины, алмазов и вольфрама. Как в нашей стране, так и за рубежом широко ведутся работы по разработке промышленной технологии и спе­

47


циального оборудования для подводной добычи полезных ископаемых. Уже созданы принципиально новые системы - глубоководного бурения (рис. 24 и 25). Десятки фирм заняты конструированием технологического оборудова­ ния для добычи руды с глубин от 40 до 200 м. Читателя, интересующегося перспективами промышленного исполь­ зования гидросферы, можно адресовать к специальной литературе [30], освещающей неисчерпаемые возможности океана в обеспечении человечества разнообразным сырьем, а также смелые планы принципиально новых технологи­ ческих решений, проекты специальных надводных и подводных исследовательских, поисковых и горно-обога­ тительных судов. Здесь важнее остановиться на следую­ щем. Достаточно очевидна многоаспектность обсуждаемой проблемы. Каждая из ее составляющих представляет собой сложную задачу, и лишь совместное успешное их решение обеспечит действительно промышленное, совре­ менное использование гидросферы. Укажем некоторые нз этих составляющих.

Всякая промышленность, в том числе и подводная, начинается со строительства. Имеющийся небольшой опыт подводного строительства плотин, нефтепроводов, газопроводов, причалов и других сооружений нужда­ ется в существенном расширении, так как должны воз­ расти и масштабы строительства, и объем выполняемых работ, и номенклатура возводимых конструкций. Ведь помимо сооружений, обеспечивающих нужды производства, технологического преобразования добываемого сырья, складирования и т. п., потребуются подводные соору­ жения энергетических, например атомных, служб, сани­ тарно-гигиенических служб, а также сооружения, обеспе­ чивающие проживание, отдых и досуг гидронавтов.

На рис. 26 схематически показано расположение служб технического обеспечения относительно простой подвод­ ной станции.

Сложность осуществления подводной разведки и добычи полезных ископаемых усугубляется необходимостью орга­ низации последующей технологической переработки мно­ гих видов добываемого сырья по месту добычи.

Вряд ли окажется целесообразным обеспечивать под­ водную промышленность энергией, подаваемой с суши, тем более что потенциальные источники энергии — атом­ ные станции — целесообразно упрятать под воду. Помимо собственно энергетических здесь возникают и многочис-

4S

Рис, 24. Буровая океанская установка.

4 В. П. Сочнвко


ленные сопутствующие проблемы: обеспечение радиа­ ционной безопасности, отвод избытков тепла, нейтрали­ зация сильных искусственных полей и т. д.

Для успешного решения указанных задач необходимо использование специальных видов подводного транспорта, например подводных рудовозов (рис. 27). Многообразие потребных больших и малых судов хорошо иллюстрирует заключительная глава книги известных конструкторов и

Рис. 25. Буровая на океанском дне у мыса Ферра.

популяризаторов подводного судостроения М. Н. Диоми­ дова и А. Н. Дмитриева [26]. С расширением практиче­ ских работ в гидросфере количество типов используемых подводных судов еще более возрастет. На рис. 28 схемати­ чески изображен буксируемый остров-вышка. Имеются проекты самоходных судов такого рода.

В процессе промышленного освоения гидросферы возникает необходимость организации аварийно-спаса­ тельной службы. Некоторый опыт спасения подводных лодок военно-морских сил, а также ряд трагедий, имев­ ших место при проведении подводных исследований, показывают, что организация аварийно-спасательных работ представляет достаточно сложную проблему.

50

Большие трудности встречаются при обеспечении подводных работ системами связи, наблюдения и навига­ ции. Ряд приборов, входящих в эти системы, предполагает участие человека, который снимает показания приборов,

Рис. 26. Подводная станция «Ихтиандр-67» и ее береговое техниче­ ское обеспечение.

1 — трансформаторная подстанция; 2, 10, 11 — меднко-физиологпческне ла­ боратории; 3, 8, 9, 15,16 — компрессоры низкого и высокого давления; 4 — лебедка; 5 — передвижная электростанция; 6 — распределительный пункт электроэнергии; 7 — пункт зарядки аквалангов; 12 — кинофотолаборатория; 13 — ремонтная мастерская; 14 — барокамера; 17 — пульт управления; 18 — мастерская точных приборов и электроники; 19 — плавсредства; 20 — подводные светильники; 21 — подводный дом-лаборатория; 22 — подводная

телеустановка.

дает им должную интерпретацию и принимает те или иные решения. Значительная часть приборов предназна­ чена для автоматизации систем приема, преобразования, запоминания и использования информации. Сложность

4*

51


и многоплановость ' логико-информационных систем, обеспечивающих подводные работы, делают необходимой их комплексную автоматизацию с широким использова­ нием специализированных и многопрограммных электрон­ но-вычислительных машин.

Несмотря на некоторую независимость больших глу­ бин от состояния поверхности моря, прогноз погоды и гидрометеорологическая служба в целом имеют чрезвы­ чайно важное значение для проведения исследований в гидросфере и для ее промышленного использования. Достаточно напомнить, как велика роль размещаемых на

9

Рис. 27. Ныряющий рудовоз «Моби Дик».

/ — атомный реактор; 2 — бункера вместимостью 30 000 т руды; 3 — раз­ грузочный ленточный конвейер; 4 — резервуары; 5 — помещение для команды; 6 — туннель; 7 — загрузочный ленточный конвейер; 8 — помещение кон­ трольно-измерительной аппаратуры; 9 — перископ; 10 — турбины и двига­ тели; 11 — редуктор.

надводных судах или на берегу обеспечивающих служб, работа которых зависит от погодных условий. Известно, что долговременный прогноз погоды достоверен лишь в том случае, если он учитывает большое количество факторов и охватывает большие территории. Эффективное гидроме­ теорологическое обеспечение должно охватывать весь Мировой океан и предполагает использование искусст­ венных спутников Земли, океанических автономных радиоII гидроакустических буев и т. д.

При решении задач, связанных с широким промышлен­ ным освоением гидросферы, с неизбежностью возникает проблема комплексного учета возможностей человека. Эта проблема слагается из огромного числа составляющих, связывающих ее с медициной, психологией, санитарией, гигиеной и рядом других наук.

Плох тот хозяин, который не думает о завтрашнем дне. Человек должен стать рачительным хозяином гидросферы. Это предполагает щедрое финансирование исследований в

52

области общей океанологии, физики и биофизики океана. Ряд этих исследований может дать результаты, которые

пригодны для немедленного ис­

 

 

пользования, либо смогут быть

 

 

использованы

в недалеком бу­

 

 

дущем. Однако должны широ­

 

 

ко

разворачиваться

и

те

ис­

 

 

следования, которые лежат в

 

 

сфере «чистой» ' науки

и .

на­

 

 

правлены

на фундаментальное,

 

 

всестороннее

познание

гидро­

 

 

сферы.

 

 

 

 

краткий

обзор

 

 

 

Заканчивая

 

 

промышленного

использования

 

 

гидросферы,

следует отметить,

 

 

что в Директивах XXIV съез­

 

 

да КПСС отражено указание о

 

 

развертывании поисково-разве­

 

 

дочных работ в морях' и океа­

 

 

нах. Это подтверждает важ­

 

 

ность

и

значимость

данной

 

 

проблемы.

 

названная пробле-^

 

 

 

Однако

 

 

ма выходит за пределы инте­

 

 

ресов и возможностей не толь­

 

 

ко

отдельных

 

ведомств, но и

 

 

отдельных стран. Она встает

 

 

перед человечеством в делом.

 

 

Эту мысль очень четко сфор­

 

 

мулировал

директор

Инсти­

 

 

тута биологии и президент Со­

 

 

юза ученых Болгарии академик

 

 

К- Братанов: «В оставшиеся

 

 

десятилетия

XX века начнется

Рис. 28. Буксируемый ост­

невиданное

наступление

на

ров-вышка.

океан,

в

котором

заключены

1 — платформа;

2 — вышка;

все виды ресурсов. Мировой

3 — подъемны!!

механизм; 4 —

лаборатория;

5 , 7 — балласт;

океан — это

общее

достояние

воздухом; 8 — якорь-цепь и ка­

человечества,

и я

просто

не

6 — резервуар

с газолином и

бели.

представляю себе, как можно

разрозненными и раз­

серьезно говорить о его освоении

общенными

силами отдельных стран» Ч

ч1

 

1 См. «Лит. газета»,

1969, 19

ноября.

 

53


Г л а в а в т о р а я

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

. . .Во всех подходах к. общей теории систем существует та­ кая опасность: мы получили новый компас для научного мышле­ ния, но очень трудно продраться между Сциллой тривиаль­ ности и Харибдой лоокных неологизмов.

Л. фон Берталанфи

Самого беглого ознакомления с проблемой освоения гидросферы достаточно для того, чтобы сделать заключе­ ние о ее сложности. В поле зрения сразу попадают и технические, и органические, и даже социальные системы. Положение осложняется тем обстоятельством, что такие различные аспекты проблемы, как технический, биоло­ гический, психофизиологический и другие, должны на определенной стадии рассматриваться во взаимосвязи.

Следует отметить, что исторически в нашей стране изучение гидросферы осуществлялось комплексно. Так, в 1923 г. по инициативе Ф. Э. Дзержинского была создана экспедиция подводных работ особого назначения — зна­ менитый ЭПРОН, который очень скоро стал комплексным центром аварийно-спасательных судоподъемных, водо­ лазных и опытных подводных работ. ЭПРОН был центром, объединяющим специалистов по водолазному делу и физиологов, а также ученых других специальностей. Уже в 1930 г. по инициативе ЭПРОНа на кафедре физиоло­ гии Военно-медицинской академии под руководством академика Л. А. Орбели и при участии Е. М. Крепса начались комплексные физиологические исследования, связанные с погружением на большие глубины.

Практически каждая крупная морская экспедиция изучает одновременно физические, геологические, хими­ ческие, биологические процессы и явления и их взаимные связи. В наши дни к этому добавляются еще и кибер нети-

54

ческие, медицинские, психофизиологические и другие исследования. Возникает естественный вопрос: возможен ли единый методологический подход к подобному сверх­ сложному комплексу исследований? В известной мере на роль такого общего метода изучения сложных систем претендует системный анализ, основанный на так назы­ ваемой общей теории систем (все употребляемые здесь термины пока не являются общепринятыми).

В самом общем виде системный анализ можно охарак­ теризовать как метод изучения сложных систем, который основан на диалектико-материалистических принципахкомплексного рассмотрения явлений. Однако инженерупрактику такой общей характеристики явно недостаточно. Поэтому в данной главе мы кратко рассмотрим основные положения теории систем, придерживаясь, по возможности,

наименее спорных

положений этой весьма интересной,

но дискуссионной

науки.

Отдельные положения общей теории систем все еще остаются предметом подробного обсуждения. Однако ряд результатов теории уже нашел применение в инженерной практике. Речь идет об использовании некоторых идей общей теории систем при разработке автоматизированных систем управления (АСУ). В этих случаях объектом анализа является системотехнический комплекс — целост­ ная система технического назначения, которая требует системного подхода для решения возникающих задач.

При известной относительности даваемых здесь оценок, можно отметить, что теория системотехнических комплек­ сов уже нашла практическое подтверждение — в промыш­ ленности, на транспорте, в различных отраслях хозяйства широко применяются АСУ. Успехам внедрения АСУ во все сферы народного хозяйства в значительной степени способствуют прогрессивные плановые начала социалисти­ ческой системы.

Конкретным примером построения АСУ, прямо отно­ сящимся к тематике данной книги, является разработка системы управления торговым флотом СССР. Необходи­ мость в такой системе диктуется тем, что советский торго­ вый флот стал одной из самых сложных отраслей народ­ ного хозяйства. По общему тоннажу он занимает ведущее место в мире. Советские суда посещают порты 87 стран мира.

Одна из задач, возложенных на АСУ Министерства морского флота СССР, связана с необходимостью опти­ мально планировать работу морского транспорта на теку­

55