ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
Рнс. |
46. |
Варианты |
||
соединения |
якоря |
с |
||
якорной |
цепью: |
|
||
а — веретено |
якоря, |
|||
скоба |
якоря, |
скоСа |
||
концевая, |
|
концевое |
||
звено |
без |
распорки, |
||
увеличенное |
звено |
о |
||
распоркой, |
о б щ и е |
|||
звенья |
с распорками; |
|||
б — веретено |
якоря, |
|||
скоба |
якоря, |
конце |
вое звено |
без рас |
||
порки, |
увеличенное |
||
звено |
с |
|
распор |
кой, |
соединительное |
||
звено, |
общие |
звенья |
сраспорками; в —
веретено |
якоря, |
ско |
ба якоря, |
якорная |
|
скоба Кентера, |
об |
щие звенья с распор
ками, |
соединитель |
ное |
звено Кентера, |
общие звенья с рас
порками; |
г — вере |
|||
тено |
якоря, |
|
скоба |
|
якоря, |
якорная |
ско |
||
ба |
Кентера, |
соеди |
||
нительное звено |
Кен |
|||
тера, |
общие |
звенья |
||
с |
распорками, |
верт |
||
люг, |
соединительное |
|||
звено |
Кентера, |
об |
щие звенья с рас
порками; |
д — вере |
||||
тено |
якоря, |
|
скоба |
||
якоря, |
|
якорная |
ско |
||
ба Кентера, |
вертлюг, |
||||
соединительное |
звено |
||||
Кентера, |
общие |
зве |
|||
нья |
с |
|
распорками; |
||
е — веретено |
|
якоря, |
|||
скоба-вертлюг |
|
якоря, |
|||
увеличенное |
звено с |
||||
распоркой, |
соедини |
||||
тельное |
|
звено |
Кен |
||
тера, |
|
общие |
звенья |
сраспорками
Ґк
Обычно |
считают, |
что проволочный |
канат — изобретение средних |
веков. |
Но |
|
это не так. |
При раскопках в Помпеях |
ученые нашли 4,5 м проволочного |
каната, |
|||
состоящего |
из трех |
бронзовых стренден по 19 проволок диаметром |
0,7 |
мм |
в |
каждой. По-видимому, жители города использовали бронзовый трос на лебедке колодца. В древних рукописях есть указания на то, что в Китае проволочные канаты применялись при строительстве висячих мостов полторы тысячи лет назад.
Заметим, что до изобретения вальцевания проволоку в древности изготавли вали кузнечным способом: тонкие листы металла вручную разрезались на узкие
полосы. Кусок золотой, проволоки, полученной в результате такого |
кропотливого |
|
труда, найден при раскопках в Ниневии. Когда-то золотая проволока |
служила |
|
древним головным украшением. |
|
|
Первое в истории упоминание о прокатке проволоки мы находим |
в рукопис |
|
ной книге вестфальского монаха Феофила (1100 год), а сведения |
о |
первой по |
пытке прокаливания протянутой проволоки для устранения ее жесткости встре
чаются в письменных источниках XV века. В исторической морской |
литературе |
|||||
нет каких-либо источников, свидетельствующих об |
использовании |
проволочных |
||||
тросов как якорных канатов до начала XIX века. В период Средневековья про |
||||||
волочные канаты применялись для |
строительства |
замков |
и |
крепостей. В |
шахтах |
|
и рудниках Европы металлические |
тросы появились лишь |
в |
начале |
XIX |
века. |
Раньше всего промышленное производство проволочных тросов началось в Анг
лии. |
В 1832 году англичане для свивания металлического |
троса применили |
ста |
|
нок, |
на котором вили обычные пеньковые тросы. Первую |
в мире |
специальную |
|
установку для металлического троса построил австрийский |
инженер |
Вурм в |
Ве |
не. Сначала проволочные тросы изготавливали |
из железа, прокаленного на дре |
||||||
весном угле. Предел сопротивления на |
разрыв |
у |
этих тросов не |
превышал |
|||
30—40 /сгс/лш2 . Изобретения |
Бессемера |
и Сименса-Мартена |
позволили увели |
||||
чить эту цифру |
до 70 кгс/мм1. |
Сейчас |
у наиболее |
прочных |
стальных |
тросов со |
|
противление на |
разрыв — 240 |
KZCJMM2. |
|
|
|
|
|
Однако каким бы прочным ни был стальной |
трос, для постановки |
судна |
на |
||||||
якорь на глубине свыше 3000 метров он не годится: оборвется |
под своим весом. |
||||||||
Поэтому для глубоководных якорных стоянок применяют |
особый, |
конический |
|||||||
трос и специальные якорные лебедки. И здесь рекорд принадлежит |
советскому |
||||||||
экспедиционному кораблю «Витязь» [37]. В |
апреле 1957 года, |
в |
Международ |
||||||
ный |
геофизический |
год, это замечательное |
судно |
для выполнения |
научных |
опы |
|||
тов |
стало на якорь |
в Тихом океане на глубине |
7690 м. В |
мае |
того |
же |
года |
«Витязь» отдал якорь у южной части Курило-Камчатской впадины, на глубине
9600 метров. Дл я этих рекордных |
постановок понадобился трос крестовой свив |
||||||||||
ки, состоящий из отдельных кусков длиной от 950 до 4400 м. Диаметр |
состав |
||||||||||
ных |
кусков |
троса |
уменьшался от 25 до 14 мм. Общий |
вес его превысил 15 т. |
|||||||
На |
глубину |
9600 |
м было |
вытравлено |
12,8 км троса. При этом |
использовалось |
|||||
два |
адмиралтейских якоря |
весом |
250 и 300 кг, разнесенные один |
от другого на |
|||||||
50 и. Вместо брашпиля работала |
глубоководная |
якорная |
лебедка, |
созданная еще |
|||||||
в 1947 году советскими инженерами Я. Л . Немцем и И. П. Крутиковым. |
|||||||||||
Максимальная |
глубина, |
на которой |
стало |
на |
якорь |
иностранное |
судно,— |
||||
7503 м. На |
этой |
глубине в июле |
1956 |
года |
отдало якорь французское |
исследо |
вательское судно «Калипсо», которым тогда командовал Кусто. Вместо сталь ного конического троса французы использовали найлоновый канат.
Дальнейшее продолжение рассказа о цепях и синтетических тросах застави ло бы нас выйти за рамки рассматриваемой темы и нарушило бы течение на шего повествования. Мы коснулись этого вопроса, поскольку якорь как приспо собление немыслим без соединяющих его с судном цепи или троса.
РУССКИЕ ЯКОРЯ
|
«ВЕЛИКОЕ ПРИЛЕЖАНИЕ И КРАЙНЕЕ ИСКУССТВО» |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
«Соль, пенька |
и |
воск»—эти слова |
мы |
помним |
со |
школьной |
скамьи. |
Таков |
|||||||||
|
незамысловатый |
перечень товаров, которыми торговала Древняя Русь. |
Позднее |
||||||||||||||||
|
к ним |
добавился |
хлеб, лес, пушнина |
и лен. Мы |
настолько |
привыкли |
считать |
||||||||||||
|
старую Россию аграрной державой, что порой удивляемся: неужели задолго до |
||||||||||||||||||
|
Петра |
I |
Россия |
вывозила |
на |
внешний |
рынок железо, |
причем |
железо, |
которое |
|||||||||
|
славилось на всю Европу? Его брали полосами и в виде изделий: топоров, ле |
||||||||||||||||||
|
мехов |
и |
пр. Входившие в этот список |
якоря, сделанные из «болотного железа», |
|||||||||||||||
|
славились так же, как и русские соболя. Недопустимую ошибку делают те |
ис |
|||||||||||||||||
|
торики, |
которые |
считают, |
что, |
мол, металлургия |
|
в нашей стране |
стала |
разви |
||||||||||
|
ваться |
|
со |
времен |
Петра. |
Русские |
умели |
изготавливать |
железо |
задолго |
|||||||||
|
до него, а что касается железных якорей, то, несомненно, их ковали |
еще |
до |
||||||||||||||||
|
крещения Руси. Об этом свидетельствуют многие экспонаты, собранные краеве |
||||||||||||||||||
|
дами, рассказывают народные былины. Возникновение якорного производства на |
||||||||||||||||||
|
Руси теряется в глубине веков. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
Своими якорными мастерами когда-то славились Ярославль, Вологда, Казань, |
|||||||||||||||||
|
Городец, Воронеж, Лодейное Поле, многие города Урала. Например, |
якорные |
|||||||||||||||||
|
мастера Ярославля и Вологды отковали около ста «больших двоерогих |
якорей» |
|||||||||||||||||
|
для кочей морской флотилии, построенной по приказу Бориса Годунова для пла |
||||||||||||||||||
|
вания |
в |
Ледовитом |
океане. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Иногда |
считают, |
что |
в свое время |
якорями |
славилась |
Тула. Это — ошибка. |
|||||||||||
|
В Туле никогда не занимались ковкой якорей. Она знаменита более тонкими и |
||||||||||||||||||
|
изящными поковками. В 1667 году, когда Россия строила свой первый большой |
||||||||||||||||||
|
корабль для плавания по Волге и Каспийскому морю, тульские мастера |
отказа |
|||||||||||||||||
|
лись ковать для него якоря. Кузнецы в селе Дединово, где строился «Орел»-^ |
||||||||||||||||||
|
трехмачтовый парусник длиной 24,5 м, также заявили, что сами они этого |
де |
|||||||||||||||||
|
лать |
не |
умеют, |
а единственный в селе якорный |
мастер |
занят |
изготовлением |
||||||||||||
|
языка к Большому Успенскому колоколу. Вызванные из Коломны кузнецы |
тоже |
|||||||||||||||||
|
не |
согласились ковать якоря, |
и мастеров |
пришлось выписать |
из |
Казани. Они-то |
|||||||||||||
|
и |
сделали |
для |
«Орла» |
два |
больших |
якоря со штоками и четыре якоря-кошки [6]. |
||||||||||||
|
|
Еще |
до Петра якорное производство широко развернулось на берегах Волги. |
||||||||||||||||
42 |
Веками |
это |
ремесло |
процветало в Нижегородской губернии. Из |
путевых |
записок |
русских академиков живописи Г. Г. и Н. Г. Чернецовых, которые сто двадцать пять лет назад совершили путешествие по великой русской реке, мы узнаем, что якоря делали главным образом в Городце:
«Городец прежде был городом и резиденцией князей |
Городецких |
и даже |
имел своих епископов. Теперь это только значительное |
село. Ковка |
якорей и |
колокольных языков составляет значительный промысел жителей. Якоря делают весом от тридцати фунтов до восьмидесяти пудов. В Городце с окрестными де ревнями в течение года выковывают одних якорей до двадцати тысяч пудов».
Развернувшееся при Петре I отечественное кораблестроение, в результате ко торого Россия получила 895 кораблей, повлекло за собой быстрое развитие куз
нечного дела. Петр лично установил |
жесткие |
правила |
испытания |
производимого |
||
в стране железа. И скоро русский металл не имел равного себе |
по качеству |
во |
||||
всем мире. |
|
|
|
|
|
|
Якоря для кораблей Азовского флота, построенного |
Петром |
в |
Воронеже, |
|||
отковали кузнецы, собранные со всех |
концов |
России. Особым указом |
Петр |
за |
претил им ковать какие-либо изделия, кроме относящихся к флоту, и обязал мо
настыри оплачивать их работу. Поставлять якоря |
должны |
были и |
кузницы |
||||
первых |
русских |
заводчиков — Демидова, Бутената, |
Нарышкина, |
Борина |
и |
Ари |
|
стова. |
Позже в |
Новгородской и Тамбовской губерниях были |
учреждены |
«ка |
|||
зенные |
железные заводы», а близ Ладожского озера начались |
изыскательские |
|||||
работы по определению месторождений железной руды. |
|
|
|
|
|||
Якоря для первых фрегатов петровского флота, |
которые |
строились |
в 1702 го |
||||
ду на |
реках Свирь и Паша, ковались в Олонце (Лодейное |
Поле). Железо, по |
лучаемое из олонецкой «болотной руды», ценилось в Европе наравне со знаме нитым «шведским железом» и славилось гибкостью, хорошей ковкостью и чрез
вычайной вязкостью. Кроме того, оно легко |
сваривалось: |
чистые |
поверхности |
двух кусков железа, нагретых до появления |
искр, от удара |
молота |
или сильно |
го давления соединялись в^ одну массу [12]. |
А это свойство немаловажно. Вот |
наглядный пример. Якоря для кораблей обеих камчатских экспедиций Беринга— Чнрнкова (1725—1742 годы) пришлось везти через всю Сибирь на оленях. По скольку такая поклажа оказалась не под силу хрупким животным, у готовых к
отправке якорей отбивали рога. Части |
якоря везли |
через Сибирь |
по |
отдельно |
сти, и уже на берегу Тихого океана, во |
временных |
кузницах рога |
снова прива |
|
ривали к веретену. Деревянные штоки делали, конечно, из подручных |
материа |
|||
лов на месте. |
|
|
|
|
Такие сделанные из «болотного железа» якоря по прочности во |
много раз |
превосходили английские, ибо в России для выделки железа в печи клали дре
весный уголь, |
а пудлинговые печи топили дровами. В Англии же на |
изготовле |
ние железа в |
печи шел каменный уголь и кокс, содержащие серу |
и фосфор, |
которые снижали качество железа. Идущее на изготовление якорей русское двух-
сварочное железо по |
своему |
качеству превосходило английское |
трехсварочное. |
||||||||
Под |
ударами молота |
«болотное |
железо» |
хорошо наклёпывалось, |
и при |
очеред |
|||||
ном |
нагреве — отжиге — у |
него |
легко |
восстанавливалась |
прежняя |
мягкость. |
|||||
О том, |
что |
русские |
якоря |
пользовались |
за границей большим спросом, можно |
||||||
судить |
из |
многих документов |
петровского времени. Вот, например, письмо рус |
||||||||
ского |
посла в Дании |
Василия |
Долгорукова Петру I от 8 |
марта |
1718 года: |
«...Есть здесь в магазейнах Вашего Величества якоря корабельные, которым роспись при сем вложена; также есть пушечные станки и картечь. И понеже я