Файл: Нечаев М.А. Техника безопасности и противопожарная техника в городском газовом хозяйстве учеб. пособие для техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тилен получается при действии воды. Взрыв ацетилена может произойти также вследствие распада его малоустойчивых моле­ кул. Опасность взрыва усугубляется в присутствии некоторых веществ, особенно окислов меди.

Ацетилен доставляют на место работ в баллонах или выра­ батывают из карбида кальция в ацетиленовых генераторах.

Баллоны с ацетиленом перевозят с соблюдением следующих правил безопасности:

транспортные средства должны быть рессорными; баллоны следует укладывать на два соединенных между со­

бой бруса с вырезанными в них полукруглыми гнездами на под­ кладки из мягкого материала (войлок, толстые веревки или резина) так, чтобы баллоны не ударялись друг о друга;

перевозить баллоны надо с навернутыми на вентили за­ глушками и с навинченными до отказа колпаками, обращенны­ ми в одну сторону;

в летнее время баллоны должны быть защищены от солнеч­ ных лучей;

при погрузке и разгрузке нельзя сбрасывать баллоны и уда­ рять их друг о друга.

Нельзя разбрасывать баллоны или оставлять их без надзора на улице, дворе или ремонтной площадке. Во избежание паде­ ния устанавливать их надо на стойке или прикреплять к стене разъемными хомутами-скобами. Перемещение баллонов на не­ большие расстояния можно производить путем перекантовки в слегка наклонном положении. На значительные расстояния бал­ лоны переносят на специальных носилках или перевозят в за­ крепленном виде на ручных тележках с резиновыми шинами.

Аналогичные меры предосторожности надо соблюдать и с кислородными баллонами. Кроме того, надо иметь в виду боль­ шую опасность контакта кислорода с маслами. Поэтому перед установкой на кислородные баллоны редукторов надо убедиться в отсутствии на них следов масел, так как их наличие может привести к взрыву.

Карбид кальция для производства ацетилена в генераторах

поставляют в железных барабанах. При

раскупорке

бараба­

нов из-за возможности наличия в них взрывоопасной

ацетиле-

но-воздушной омеси запрещается применять

стальные

молотки

и зубила, удары которых могли бы вызвать опасное искрообразование. Из барабанов карбид пересыпают в сухую плотно закрывающуюся тару или закрывают отверстия в их крышках мешками с сухим песком. Барабаны и другую тару с карбидом надо оберегать от влаги. Часто карбид пересыпают в бидоны с крышками, уплотненными резиновыми прокладками. Открывать такие бидоны следует осторожно, так как могут произойти вспышка и выброс карбидной пыли. Поэтому в таких случаях рекомендуется надевать очки.


• После опорожнения барабанов или бидонов надо тщательно удалять из них .карбидную пыль, а порожнюю тару хранить в сухом виде под навесом при проветривании. •

С карбидной пылью надо соблюдать особую осторожность, так как она мгновенно реагирует с влагой, в связи с чем может произойти взрыв ацетилено-воздушной смеси. Нельзя, как это иногда делают, высыпать пыль в карбидный ил. Пыль надо постепенно разлагать небольшими порциями в ба.ках с водой в безопасном месте, вдали от огня.

Ацетиленовые генераторы и баллоны нельзя ставить в жи­ лых домах или помещениях, где имеется открытое пламя или возможно его появление. Генераторы ставят не ближе 10 м от открытого огня или места ведения резки и сварки.

Для предотвращения проникания

пламени

в генератор при

обратном

ударе от

газовой

горелки

служат

водяные затворы.

В зимних

условиях

водяной

затвор

во избежание замерзания

наполняют раствором поваренной соли или хлористого кальция. Перед зажиганием горелки водяной затвор продувают ацети­ леном.

При газовой резке и сварке необходимо перед началом ра­ боты и через каждые 2—3 я во время работы проверять уро­ вень воды в водяном затворе генератора, не допуская его сни­ жения.

Перед зажиганием газовую горелку, а также подводящие к ней шланги необходимо продуть. Зажигая горелку, следует сначала открыть кран подачи кислорода, а затем кран подачи ацетилена. При тушении горелки следует, наоборот, первым закрыть кран подачи ацетилена. При такой последовательности операций предотвращается опасность проникания пламени в ге­ нератор.

Увеличивать давление ацетилена в генераторе путем нагруз­

ки колокола и допускать повышение температуры воды

в

нем

свыше 50°С не разрешается. При низкой температуре

воздуха

генератор надо утеплить, а в случае замерзания отогреть

па­

ром или горячей водой.

 

 

Карбидный ил из генератора надо собирать в отдельные вы­

гребные ямы или зарывать его в землю в стороне от

места

работ.

 

 

Если сварщик или резчик должен подойти к генератору, то горелку надо оставить у места работы, а также убедиться в том, что одежда не тлеет от искры.

При тушении пожара в помещениях, где находится карбид

кальция,

не допускается применять воду. 'Можно пользовать­

ся сухим

песком, но лучшие результаты дает применение угле-

кислотных огнетушителей.

В стационарных условиях, например в мастерских, вполне возможно и еще более безопасно применение для резки металла природного газа.


§ 5. Техника безопасности

при электродуговой сварке

 

 

При ремонтных

работах на 'городских

газопроводах, когда

использование мощных и высокопроизводительных

механизмов

не всегда возможно

и целесообразно, широко применяют руч­

ную електродуговую

сварку. При ведении

сварки

важно защи­

тить людей от светового и теплового излучения электрической дуги и от расплавленного металла. Большую опасность пред­ ставляет поражение сварочным током большой силы.

Сварщик должен вести сварку в брезентовых рукавицах, закрывая лицо щитком или, лучше, шлемом из малотеплопро­ водного материала, не загорающегося от искр и не пропус­ кающего ультрафиолетовые лучи. В передней части щитка или шлема делают прямоугольный вырез с рамкой, в которую вста­ вляют светофильтр из специального темного стекла. Для защи­ ты от брызг металла светофильтры с наружной стороны покры­ вают обыкновенным стеклом.

Подручные электросварщиков, а также газосварщики поль­ зуются для защиты глаз очками шоферского типа с темными стеклами. Пользование случайными видами темных стекол не допускается, так как это может повредить зрение. Электросвар­ щик не должен зажигать сварочную дугу, не предупредив об этом своих подручных и не опустив шлем на лицо.

Сварщики обеспечиваются спецодеждой из плотного брезен­ та, пропитанного для повышения огнестойкости специальными составами. Брюки надевают навыпуск, чтобы они покрывали ботинки. В одежде не должно быть мест, где могли бы задер­ жаться искры, поэтому, если брюки имеют отвороты, их надо опустить или подвернуть вниз. .Карманы рекомендуется закры­ вать клапанами. Сварщики должны помнить, что незастегнутая одежда, распущенные волосы могут загореться от искр и брызг металла, вызвав ожоги. При сварке газопровода, находящегося под газом, сварщик должен надеть теплозащитный асбестовый костюм.

Для обеспечения электробезопасности, особенно при работе в сырых местах, сварщики должны работать в диэлектрических галошах. Зимой сварщики должны надевать валенки.

Для сохранения изоляции сварочных кабелей и обеспечения электробезопасности кабели надо помещать в резиновые трубки. Куски сварочных кабелей надо соединять не узлами, а нако­ нечниками с помощью болта и гайки с последующей изоляцией места соединения. Кабели, находящиеся под током, нельзя пе­ реносить, подвешивать к металлоконструкциям и газопроводам, так как последние могут оказаться под током при недостаточно надежной изоляции кабелей. Во избежание поражения током надо заземлять сварочный агрегат, а также свариваемые трубы.



При резке и сварке металла образуются вредные газы и па­ ры окислов металлов, поэтому если работы производятся в за­ крытом месте или внутри газопроводов, надо обеспечивать на­ дежную вентиляцию рабочегоместа. При работах на открытом месте рабочие должны находиться с наветренной стороны по отношению к месту выделения газов, образующихся при работе или выделяющихся из газопроводов.

§ 6. Безопасное ведение ремонта

битумной изоляции

Подготовка стальных труб к изоляции и наложение на них изолирующих покрытий являются важными работами, от кото­ рых во многом зависит длительная сохранность и, следователь­ но, безопасность эксплуатации подземных газопроводов. Эти работы надо выполнять тщательно, применяя проверенные ма­ териалы и руководствуясь указаниями СНиП и правил безопа­ сности. Особенно высокие требования к защите подземных га­ зопроводов предъявляются при применении тонкостенных стальных труб.

Перед изоляцией наружную поверхность труб очищают от грязи и ржавчины. Затем на нее нанося? грунтовку (праймер): раствор битума в автомобильном бензине (не этилированном). Уже сам характер материалов, используемых для приготовления грунтовки, указывает на необходимость соблюдения противопо­ жарной безопасности. При приготовлении, транспортировании и применении грунтовки следует соблюдать те же меры безо­ пасности, что и при использовании бензина.

При приготовлении битумной мастики котлы с битумом надо устанавливать на ровном месте, очищенном от травы, бумаж­ ных мешков и остатков пролитого битума. На случай возмож­ ного воспламенения следует иметь огнетушитель и кошму. Во время приготовления мастики битум нагревается в котлах до температуры 180—200°С, поэтому во избежание сильных ожогов надо остерегаться разбрызгивания и проливания Ъитума. Нель­ зя переполнять мастикой черпаки, ведра и лейки, так как из переполненной емкости можно вылить горячий битум на ноги. Как правило, все емкости наполняют не более чем на 3 Д их объема.

При транспортировании горячей мастики следует остерегать­ ся ожогов из-за ее расплескивания. Поэтому бачки с мастикой

необходимо перевозить на устойчивых тележках и плотно

за­

крытых крышками. Переноска мастики допускается

лишь

на

небольшое расстояние. На пути от котла с битумной

мастикой

до места ремонта изоляции не должно быть

никаких

предметов.

 

 

Если необходимо передать ведро с горячей мастикой от од­ ного рабочего к другому, то нельзя делать это из рук в руки.