Файл: Нечаев М.А. Техника безопасности и противопожарная техника в городском газовом хозяйстве учеб. пособие для техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
Рукавицы могут приклеиться к ведру, а мастика |
расплескаться |
|||
и причинить ожоги. Для передачи |
ведра |
один |
рабочий осто- |
„ |
рожно ставит его на землю, а |
другой |
берет |
поставленное |
|
ведро. |
|
|
|
|
Тушить воспламенившиеся битум или мастику водой недо пустимо из-за бурного вскипания воды, попавшей на горячий битум, и разбрызгивания последнего. В елучае воспламенения надо закрыть битумный котел крышкой, а топку под котлом погасить, забросав ее песком или землей. Для тушения горя щего битума можно применять огнетушители. Котлы с горячим битумом или мастикой воизбежание ее вспенивания и выбра сывания .надо защищать от дождя и снега.
С битумными мастиками могут |
работать только |
обученные |
и проинструктированные рабочие, |
обеспеченные |
брезентовой |
спецодеждой, предохраняющей от ожогов (куртками, брюками, покрывающими верх сапог, и рукавицами).
С точки зрения техники безопасности и по противопожарным соображениям крайне желателен переход на изоляцию газо проводов наклейкой на них готовых изолирующих лент, напри мер полихлорвиниловой или, лучше, полиэтиленовой.
Г л а в а IX
ЛИКВИДАЦИЯ АВАРИЙ
ИПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ
§1. Виды аварий
иорганизация аварийной службы
Аварией в газовом хозяйстве является неожиданное наруше ние нормальной работы газопроводов и арматуры, газового оборудования, а также использующих газ агрегатов. Взрывы газовоздушной смеси в помещении, в топке и борове или в ко лодце также являются авариями. При аварии или в результате ее могут быть несчастные случаи с людьми, а также пожары и разрушения зданий и оборудования. Несчастные случаи могут быть не только при аварии. Например, ожоги при воспламене нии газа или появление в воздухе помещения продуктов непол ного сгорания газа могут обусловить несчастные случаи, не от разившись, однако, на работе газопроводов и газового оборудо вания.
Главными причинами несчастных случаев и аварий в городоком газовом хозяйстве, как показывает опыт, являются:
утечки газа из подземных газопроводов в результате их механических повреждений или разрушения почвенной (элек трохимической) коррозией и блуждающими токами;
утечки газа через поврежденную или не закрытую арматуру газопроводов и газовых приборов;
нарушения требований техники безопасности или отсутствие защитных и спасательных средств при газоопасных работах и пуске газа;
пользование газовыми ванными водонагревателями и отопи тельными печами при закрытых шиберах или плохой тяге;
неполное сгорание таза на неотрегулированных газовых го релках бытовых приборов или прекращение горения вследствие недосмотра или заливания горелок кипящей водой или пищей; нарушения указаний инструкций при розжиге газовых горе
лок отопительных котлов и печей; отсутствие или недостаточная вентиляция помещений, где
сжигается газ и находятся газопроводы и газовое оборудование; переполнение емкостей и баллонов сжиженного газа. Основными условиями для предотвращения аварий, пожа
ров, взрывов и несчастных случаев в газовом хозяйстве явля ются:
тщательный профилактический надзор за состоянием газо проводов, газового оборудования и.приборов;
предотвращение возможности скопления газовоздушной сме си в помещениях, подвалах, колодцах, а также топках и бо ровах;
исключение возможности появления в газовоздушной среде пламени или искр;
обеспечение полного сгорания газа и предотвращение скоп ления продуктов его неполного сгорания;
надежная работа устройства вентиляции и отвода продуктов сгорания газа;
полное и точное соблюдение требований правил и предпи саний Госгортехнадзора и Газовой инспекции, «Правил техни ческой эксплуатации и техники безопасности в газовом хозяй стве РСФСР», а также действующих в данном газовом хозяй стве инструкций.
При ликвидации аварии прежде всего надо обеспечить бе зопасность людей и принять меры к локализации и полной лик видации аварии.
Ликвидация аварий в городском газовом хозяйстве произ водится силами аварийной или аварийно-диспетчерской служб Горгаза, располагающими аварийным транспортом, квалифи цированными работниками и необходимым оснащением для аварийных, спасательных и газоопасных работ.
Аварийная служба Горгаза дежурит круглые сутки и может быть вызвана по телефону: в городах, где имеются автомати ческие телефонные станции, по телефону 04. Если аварийная служба имеет другой номер телефона, то он должен быть зазаписан на видном месте и известен всем потребителям газа.
Аварийные вызовы в городском газовом хозяйстве делают •в следующих случаях:
появление запаха газа в домах, снабжаемых и не снабжае мых газом,или в подвалах;
утечки газа из подземных и домовых газопроводов; резкое понижение или повышение давления в городских га
зовых сетях;
внезапное прекращение подачи газа; удушье или отравление людей газом и продуктами его
сгорания; пожар в доме и у потребителей, снабжаемых газом;
взрыв и воспламенение газа.
Аварийные заявки, сделанные личной явкой или по телефо ну, принимает дежурный диспетчер Аварийно-диспетчерской службы, записывает ее в журнал регистрации заявок на вызовы, выписывает наряд и вручает его исполнителю под расписку. Ко личество направляемых по вызову работников и необходимое для выполнения работы оснащение определяются в зависимости
от характера заявки. |
, |
|
|
|
Получив сообщение о запахе газа |
в помещении, подвале |
или |
||
в колодце, |
диспетчер Аварийной службы дает указание сооб |
|||
щившему |
о мерах, которые |
следует |
немедленно принять |
для |
предотвращения аварии или несчастного случая.
Для быстрой доставки к месту аварии ремонтной бригады с необходимым инвентарем, инструментами и защитными средст вами служат специально оборудованные аварийные автомобили хорошей проходимости и с достаточной мощностью. Хорошо за рекомендовал себя автомобиль ГАЗ-63, заменяемый ныне ма шиной ГАЗ-66.
По правилам Госгортехнадзора СССР аварийный автомо биль должен выехать не позже чем через 5 мин после вызова, имея все необходимое оснащение. К моменту выезда на аварий ном автомобиле должны находиться планы газопроводов у мес та аварии с необходимыми привязками к местным ориентирам и другим сооружениям, схемы расстановки арматуры и мест на хождения сварных стыков газопроводов.
На аварийном автомобиле должно находиться следующее основное оборудование: воздушный компрессор для питания пневматических-инструментов, сварочный агрегат для электро дуговой сварки, насосный агрегат для откачки воды из котлова нов и колодцев, вентиляционная установка для проветривания колодцев, прожекторы для освещения места работ. На прицепе или под кузовом автомобиля перевозятся баллоны с кислородом и ацетиленом или сжиженным газом для резки.
Внутри фургона автомобиля в ящиках под верстаком и под сиденьями хранятся инструмент и материалы для ликвидации аварии, средства пожаротушения и оказания первой помощи, аккумуляторные лампы, хомуты, прокладки, электроды, свароч ная проволока, изоляционная лента, крепежные детали и пр.
§ 2. Основные приемы локализации
иликвидации аварий
Вслучае аварии в городском хозяйстве первой задачей яв
ляется ее |
локализация, т. е. осуществление таких |
мероприятий |
и работ, |
которые ограничили бы распространение |
газа и воз |
можные размеры последствий аварии, а главное, предотвратили бы несчастные случаи.
При утечках газа или его прорывах из поврежденных газо проводов необходимо прежде всего удалить пострадавших, если они есть, оказать им первую помощь и выключить аварийный участок газопровода с помощью отключающих устройств (зад вижек,, кранов, гидрозатворов или гидравлических задвижек). Если на данном газопроводе отключающих устройств нет или они неисправны, а установка заглушки невозможна, могут быть применены другие методы аварийного выключения, например:
закупорка газопровода введением через просверливаемые в нем отверстия резиновых камер, надуваемых негорючим газом или воздухом, или вдавливанием внутрь труб небольшого диа-
"метра через полые буры густых смазок, |
полностью |
закрываю |
||
щих на время ремонта сечение поврежденного газопровода; |
||||
сплющивание или пережим трубы до |
места |
повреждения, |
||
что возможно при применении резиновых |
шлангов |
или |
тонко |
|
стенных труб небольшого диаметра. Возможен |
такой |
способ |
||
прекращения прохода газа и при трубах |
из некоторых |
синте |
||
тических материалов, пластичных или способных |
|
приобретать |
||
пластичность при нагреве; |
|
|
|
|
введение в газопровод негорючих газов, например азота или углекислого газа, что возможно иногда сделать через имею щиеся на газопроводах свечи или патрубки различного назначе ния: для манометров, для отбора проб газа, для присоединения запальников и переносных горелок и т. п. Этот способ применим главным образом на газопроводах сжиженных газов для прек ращения их горения у места аварии. На распределительных городских газопроводах этот способ, как правило, не применяет ся, так как появление инертных газов у горелок бытовых по требителей газа вызовет прекращение горения газа со всеми дальнейшими опасными последствиями.
Для быстрого ознакомления с местными условиями и схемой газопроводов, с их отключающими устройствами аварийная бригада должна располагать соответствующей технической до кументацией.
Прибыв на место аварии, необходимо удалить всех лиц, не участвующих в ее ликвидации, а также потушить или убрать источники огня или искр, которые могут послужить причиной воспламенения или взрыва газовоздушной смеси. Затем надо найти место утечки газа «ли повреждения газопровода путем
осмотра, обмыливали*, по запаху или применением газоинди каторов.
Относительно просто решается задача локализации аварии на местных газопроводах —ответвлениях: надо быстро выклю чить отключающие устройства, отделяющие потребителя от ра спределительных газовых смесей.
Гораздо труднее отыскать места утечек газа и повреждений газопроводов, а также локализовать аварии в условиях сложной системы разветвленных и часто закольцованных городских газо вых сетей, находящихся под дорожным покровом улиц и пере плетающихся с большим числом других подземных коммуника ций. Некоторые из этих комАгукикаций могут явиться путями распространения газа, который может появиться на довольно значительном расстоянии от места аварии или утечки и притом в таких местах, где может и не быть газопроводов и где, по этому, трудно было ожидать его появления. Промерзание грун та в зимнее время затрудняет выход газа на поверхность земли, что еще более осложняет уточнение места утечки.
Особенно легко распространяется газ по системам канали зации, работающим неполным сечением, или по каналам тепло трассе, появляясь в совершенно неожиданных местах. Отыскание места утечки газа при этих условиях становится особенно зат руднительным.
Одним из основных способов отыскания места утечки газа на подземных газопроводах является проверка загазованности ко лодцев соседних подземных коммуникаций и подвалов бли жайших зданий.
При необходимости производят бурение для определения анализом или газоиндикаторами содержания газа в скважинах. Чем выше содержание газа в воздухе, забираемом из скважин, тем ближе, можно полагать, будет эта скважина к месту утечки.
Наличие контрольных трубок способствует быстрому отысканию - места повреждения газопровода и утечки газа. Когда место утечки газа будет уточнено, надо, пользуясь исполнительной схемой подземных газопроводов, определить отключающие уст ройства, которые следует перекрыть для ликвидации аварии.
Для быстрой ликвидации утечки впредь до ремонта газопро вода могут применяться аварийные хомуты. На место сквозного повреждения трубы накладывают прокладку из прочного и гиб кого материала, например листового свинца или фибры, зажи маемой через стальную .накладку с помощью хомута с болтами, охватывающего трубу.
На газопроводах высокого давления применение таких хо мутов не допускается.