Файл: Нечаев М.А. Техника безопасности и противопожарная техника в городском газовом хозяйстве учеб. пособие для техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рукавицы могут приклеиться к ведру, а мастика

расплескаться

и причинить ожоги. Для передачи

ведра

один

рабочий осто-

рожно ставит его на землю, а

другой

берет

поставленное

 

ведро.

 

 

 

 

Тушить воспламенившиеся битум или мастику водой недо­ пустимо из-за бурного вскипания воды, попавшей на горячий битум, и разбрызгивания последнего. В елучае воспламенения надо закрыть битумный котел крышкой, а топку под котлом погасить, забросав ее песком или землей. Для тушения горя­ щего битума можно применять огнетушители. Котлы с горячим битумом или мастикой воизбежание ее вспенивания и выбра­ сывания .надо защищать от дождя и снега.

С битумными мастиками могут

работать только

обученные

и проинструктированные рабочие,

обеспеченные

брезентовой

спецодеждой, предохраняющей от ожогов (куртками, брюками, покрывающими верх сапог, и рукавицами).

С точки зрения техники безопасности и по противопожарным соображениям крайне желателен переход на изоляцию газо­ проводов наклейкой на них готовых изолирующих лент, напри­ мер полихлорвиниловой или, лучше, полиэтиленовой.

Г л а в а IX

ЛИКВИДАЦИЯ АВАРИЙ

ИПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ

§1. Виды аварий

иорганизация аварийной службы

Аварией в газовом хозяйстве является неожиданное наруше­ ние нормальной работы газопроводов и арматуры, газового оборудования, а также использующих газ агрегатов. Взрывы газовоздушной смеси в помещении, в топке и борове или в ко­ лодце также являются авариями. При аварии или в результате ее могут быть несчастные случаи с людьми, а также пожары и разрушения зданий и оборудования. Несчастные случаи могут быть не только при аварии. Например, ожоги при воспламене­ нии газа или появление в воздухе помещения продуктов непол­ ного сгорания газа могут обусловить несчастные случаи, не от­ разившись, однако, на работе газопроводов и газового оборудо­ вания.

Главными причинами несчастных случаев и аварий в городоком газовом хозяйстве, как показывает опыт, являются:

утечки газа из подземных газопроводов в результате их механических повреждений или разрушения почвенной (элек­ трохимической) коррозией и блуждающими токами;

утечки газа через поврежденную или не закрытую арматуру газопроводов и газовых приборов;


нарушения требований техники безопасности или отсутствие защитных и спасательных средств при газоопасных работах и пуске газа;

пользование газовыми ванными водонагревателями и отопи­ тельными печами при закрытых шиберах или плохой тяге;

неполное сгорание таза на неотрегулированных газовых го­ релках бытовых приборов или прекращение горения вследствие недосмотра или заливания горелок кипящей водой или пищей; нарушения указаний инструкций при розжиге газовых горе­

лок отопительных котлов и печей; отсутствие или недостаточная вентиляция помещений, где

сжигается газ и находятся газопроводы и газовое оборудование; переполнение емкостей и баллонов сжиженного газа. Основными условиями для предотвращения аварий, пожа­

ров, взрывов и несчастных случаев в газовом хозяйстве явля­ ются:

тщательный профилактический надзор за состоянием газо­ проводов, газового оборудования и.приборов;

предотвращение возможности скопления газовоздушной сме­ си в помещениях, подвалах, колодцах, а также топках и бо­ ровах;

исключение возможности появления в газовоздушной среде пламени или искр;

обеспечение полного сгорания газа и предотвращение скоп­ ления продуктов его неполного сгорания;

надежная работа устройства вентиляции и отвода продуктов сгорания газа;

полное и точное соблюдение требований правил и предпи­ саний Госгортехнадзора и Газовой инспекции, «Правил техни­ ческой эксплуатации и техники безопасности в газовом хозяй­ стве РСФСР», а также действующих в данном газовом хозяй­ стве инструкций.

При ликвидации аварии прежде всего надо обеспечить бе­ зопасность людей и принять меры к локализации и полной лик­ видации аварии.

Ликвидация аварий в городском газовом хозяйстве произ­ водится силами аварийной или аварийно-диспетчерской служб Горгаза, располагающими аварийным транспортом, квалифи­ цированными работниками и необходимым оснащением для аварийных, спасательных и газоопасных работ.

Аварийная служба Горгаза дежурит круглые сутки и может быть вызвана по телефону: в городах, где имеются автомати­ ческие телефонные станции, по телефону 04. Если аварийная служба имеет другой номер телефона, то он должен быть зазаписан на видном месте и известен всем потребителям газа.

Аварийные вызовы в городском газовом хозяйстве делают •в следующих случаях:


появление запаха газа в домах, снабжаемых и не снабжае­ мых газом,или в подвалах;

утечки газа из подземных и домовых газопроводов; резкое понижение или повышение давления в городских га­

зовых сетях;

внезапное прекращение подачи газа; удушье или отравление людей газом и продуктами его

сгорания; пожар в доме и у потребителей, снабжаемых газом;

взрыв и воспламенение газа.

Аварийные заявки, сделанные личной явкой или по телефо­ ну, принимает дежурный диспетчер Аварийно-диспетчерской службы, записывает ее в журнал регистрации заявок на вызовы, выписывает наряд и вручает его исполнителю под расписку. Ко­ личество направляемых по вызову работников и необходимое для выполнения работы оснащение определяются в зависимости

от характера заявки.

,

 

 

Получив сообщение о запахе газа

в помещении, подвале

или

в колодце,

диспетчер Аварийной службы дает указание сооб­

щившему

о мерах, которые

следует

немедленно принять

для

предотвращения аварии или несчастного случая.

Для быстрой доставки к месту аварии ремонтной бригады с необходимым инвентарем, инструментами и защитными средст­ вами служат специально оборудованные аварийные автомобили хорошей проходимости и с достаточной мощностью. Хорошо за­ рекомендовал себя автомобиль ГАЗ-63, заменяемый ныне ма­ шиной ГАЗ-66.

По правилам Госгортехнадзора СССР аварийный автомо­ биль должен выехать не позже чем через 5 мин после вызова, имея все необходимое оснащение. К моменту выезда на аварий­ ном автомобиле должны находиться планы газопроводов у мес­ та аварии с необходимыми привязками к местным ориентирам и другим сооружениям, схемы расстановки арматуры и мест на­ хождения сварных стыков газопроводов.

На аварийном автомобиле должно находиться следующее основное оборудование: воздушный компрессор для питания пневматических-инструментов, сварочный агрегат для электро­ дуговой сварки, насосный агрегат для откачки воды из котлова­ нов и колодцев, вентиляционная установка для проветривания колодцев, прожекторы для освещения места работ. На прицепе или под кузовом автомобиля перевозятся баллоны с кислородом и ацетиленом или сжиженным газом для резки.

Внутри фургона автомобиля в ящиках под верстаком и под сиденьями хранятся инструмент и материалы для ликвидации аварии, средства пожаротушения и оказания первой помощи, аккумуляторные лампы, хомуты, прокладки, электроды, свароч­ ная проволока, изоляционная лента, крепежные детали и пр.


§ 2. Основные приемы локализации

иликвидации аварий

Вслучае аварии в городском хозяйстве первой задачей яв­

ляется ее

локализация, т. е. осуществление таких

мероприятий

и работ,

которые ограничили бы распространение

газа и воз­

можные размеры последствий аварии, а главное, предотвратили бы несчастные случаи.

При утечках газа или его прорывах из поврежденных газо­ проводов необходимо прежде всего удалить пострадавших, если они есть, оказать им первую помощь и выключить аварийный участок газопровода с помощью отключающих устройств (зад­ вижек,, кранов, гидрозатворов или гидравлических задвижек). Если на данном газопроводе отключающих устройств нет или они неисправны, а установка заглушки невозможна, могут быть применены другие методы аварийного выключения, например:

закупорка газопровода введением через просверливаемые в нем отверстия резиновых камер, надуваемых негорючим газом или воздухом, или вдавливанием внутрь труб небольшого диа-

"метра через полые буры густых смазок,

полностью

закрываю­

щих на время ремонта сечение поврежденного газопровода;

сплющивание или пережим трубы до

места

повреждения,

что возможно при применении резиновых

шлангов

или

тонко­

стенных труб небольшого диаметра. Возможен

такой

способ

прекращения прохода газа и при трубах

из некоторых

синте­

тических материалов, пластичных или способных

 

приобретать

пластичность при нагреве;

 

 

 

 

введение в газопровод негорючих газов, например азота или углекислого газа, что возможно иногда сделать через имею­ щиеся на газопроводах свечи или патрубки различного назначе­ ния: для манометров, для отбора проб газа, для присоединения запальников и переносных горелок и т. п. Этот способ применим главным образом на газопроводах сжиженных газов для прек­ ращения их горения у места аварии. На распределительных городских газопроводах этот способ, как правило, не применяет­ ся, так как появление инертных газов у горелок бытовых по­ требителей газа вызовет прекращение горения газа со всеми дальнейшими опасными последствиями.

Для быстрого ознакомления с местными условиями и схемой газопроводов, с их отключающими устройствами аварийная бригада должна располагать соответствующей технической до­ кументацией.

Прибыв на место аварии, необходимо удалить всех лиц, не участвующих в ее ликвидации, а также потушить или убрать источники огня или искр, которые могут послужить причиной воспламенения или взрыва газовоздушной смеси. Затем надо найти место утечки газа «ли повреждения газопровода путем


осмотра, обмыливали*, по запаху или применением газоинди­ каторов.

Относительно просто решается задача локализации аварии на местных газопроводах —ответвлениях: надо быстро выклю­ чить отключающие устройства, отделяющие потребителя от ра­ спределительных газовых смесей.

Гораздо труднее отыскать места утечек газа и повреждений газопроводов, а также локализовать аварии в условиях сложной системы разветвленных и часто закольцованных городских газо­ вых сетей, находящихся под дорожным покровом улиц и пере­ плетающихся с большим числом других подземных коммуника­ ций. Некоторые из этих комАгукикаций могут явиться путями распространения газа, который может появиться на довольно значительном расстоянии от места аварии или утечки и притом в таких местах, где может и не быть газопроводов и где, по­ этому, трудно было ожидать его появления. Промерзание грун­ та в зимнее время затрудняет выход газа на поверхность земли, что еще более осложняет уточнение места утечки.

Особенно легко распространяется газ по системам канали­ зации, работающим неполным сечением, или по каналам тепло­ трассе, появляясь в совершенно неожиданных местах. Отыскание места утечки газа при этих условиях становится особенно зат­ руднительным.

Одним из основных способов отыскания места утечки газа на подземных газопроводах является проверка загазованности ко­ лодцев соседних подземных коммуникаций и подвалов бли­ жайших зданий.

При необходимости производят бурение для определения анализом или газоиндикаторами содержания газа в скважинах. Чем выше содержание газа в воздухе, забираемом из скважин, тем ближе, можно полагать, будет эта скважина к месту утечки.

Наличие контрольных трубок способствует быстрому отысканию - места повреждения газопровода и утечки газа. Когда место утечки газа будет уточнено, надо, пользуясь исполнительной схемой подземных газопроводов, определить отключающие уст­ ройства, которые следует перекрыть для ликвидации аварии.

Для быстрой ликвидации утечки впредь до ремонта газопро­ вода могут применяться аварийные хомуты. На место сквозного повреждения трубы накладывают прокладку из прочного и гиб­ кого материала, например листового свинца или фибры, зажи­ маемой через стальную .накладку с помощью хомута с болтами, охватывающего трубу.

На газопроводах высокого давления применение таких хо­ мутов не допускается.