Файл: Мельников А.Т. Научные исследования в промышленности Японии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
в ведущих лабораториях японских компаний «Тосиба дэнкн», «Мацусита дэнки», «Хнтатн дэнкп», «Нихон дэнки» и опыт их работы заслуживают внимания зару
бежных фирм |
[124, 1972, |
№ 6, 184]. |
Л Японские |
компании, |
занимающие господствующее |
I положение в электронной |
промышленности, пользуются |
j большой экономической поддержкой государства. Зна- j чительная часть исследований и разработок в области электроники выполняется по государственным заказам для военных целей. Интерес японских компаний к во енной тематике объясняется также стремлением к по лучению устойчивой прибыли, не связанной со стихией рынка. Электронная аппаратура, созданная в японских лабораториях, все в больших масштабах закупается американскими фирмами и используется в американ ских наземных станциях связи и координационных космических центрах, причем установка и налажива ние этой аппаратуры производится японскими специа
листами. Японская электронная аппаратура исполь зуется и на американских космических кораблях. Так, на корабле «Аполлон» данные о жизнедеятельности чле нов экипажа регистрировались с помощью японской ап паратуры [94, 120—293].
Заметных успехов добились японские научно-иссле довательские учреждения в области судостроения. В Японии строятся самые крупные торговые суда в ми
ре, в частности крупнейшиет. |
в мире |
танкеры дедвейтом |
|||
326 тыс. г и выше. В |
1970 г. |
начата |
постройка судов |
||
дедвейтом свыше 400 тыс. |
Планируется в 1975 г. на |
||||
чать |
строительство |
танкеров |
грузоподъемностью |
||
1 млн. |
т |
[77, 185]. |
|
|
|
|
|
|
|
Научно-исследовательские лаборатории крупных су достроительных компаний в настоящее время большое внимание уделяют строительству атомных судов. По рас четам японских экономистов, в связи с ростом грузо подъемности судов, увеличением скорости хода, контей неризацией линейных перевозок грузов использование атомных энергетических установок становится экономи чески более выгодным. В июле 1970 г. спущено на воду первое атомное судно «Муцу» водоизмещением 8,3 тыс. г [14, 1970, 245]. Намечено строительство второго атомного судна-контейнеровоза с энергетической установкой мощ ностью 100 тыс. л. с. [20, 1971, 137]. Большое внимание
118
уделяется автоматизации рабочих процессов на судах, что позволяет существенно сократить состав экипажа и сни
зить .издержки эксплуатационных расходов. |
г. |
достигло |
||||||
Производство |
судов |
в |
Японии в |
1970 |
||||
ЙО,8 млн. |
бр.-рег. т |
(в |
13 |
раз больше, |
чем |
в |
1955 п, и |
|
|
|
в 5~ разбольше объема производства судов в Швециибр.-, |
||
имеющейрег. |
развитое судостроение) [124, |
1972, № 5, 76]. |
В 1972 г. в Японии было спущено на воду |
12,3 млн. |
г [И15, 1973, № 8, 83].
Совершенствуется технология строительства. В япон ском судостроении широко применяются крупносекцион ные и крупноблочные методы постройки судов с одно временным развитием поточно-позиционных форм орга низации работы на стапелях. Этот метод позволяет зна чительно сократить общую продолжительность построй ки судов. Достигнут определенный прогресс в широком использовании в судостроении электронно-вычислитель ных машин, в частности в области проектно-технических расчетов, управления производственными процессами и обработки информации.
Серьезным направлением технического прогресса в судостроении является разработка и исследование но вых и наиболее перспективных материалов. За послед нее время все шире применяются при постройке средних и мелких судов синтетические материалы, в частности пластмассы. Переход на новую технологию строитель ства судов позволяет судостроительным компаниям зна чительно сокращать издержки производства, увеличи вать прибыли и захватывать рынок мелкого и среднего судостроения. В связи со строительством крупных судов среди средств радионавигации разработан и внедрен в судостроение следящий радар для обнаружения целей на далеком расстоянии, получивший признание за рубежом.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в автомобильной промышленности концентри руются в основном в пяти крупных автомобильных ком паниях: «Тоёта дзилося». «Ниссан дзидося», «Тоё когё», «Мицубиси язи лося». «Исудзу дзидося» [2U, 1971, 24б]. На долю этих компаний приходится более 70% всех ис следовательских программ и примерно половина всего научно-исследовательского персонала, занятого в иссле дованиях и разработках в отрасли.
Здесь ведутся интенсивные исследования и экспери-
Н9
ментальные работы по созданию автомобилей с ротор ным двигателем. Наибольших успехов в этом добились научно-исследовательские лаборатории японской фирмы «Тоё когё», которая уже в 1968 г. начала коммерческое производство таких машин. В 1970 г. фирма ежемесячно выпускала около 7 тыс. автомобилей с роторными дви гателями и рассчитывает в ближайшее время довести
производство таких автомобилей до 11 — 15 тыс. ,в месяц [131, 1970, № 6, 17].
Достижения фирмы вызывают особый интерес, по скольку роторные двигатели в определенной степени удовлетворяют требованиям обезвреживания выхлопных газов, что особенно важно в условиях сильного загряз нения окружающей среды в Японии. Из других техни ческих новинок японских научно-исследовательских ор ганизаций и лабораторий частных компаний в области автомобилестроения следует указать на разработку кон струкции рулевого управления, для производства кото рого автомобильная компания «Тоёта дзидося» построи ла завод. Технические новинки японских конструктор ских организаций приобретают автомобильные компа нии ряда стран, в том числе «Дженерал моторе» (ку пившая в 1970 г. лицензию за 50 млн. долл.), «Карти
Райт» |
(СШ А) |
и «Альфа-Ромео» (Италия). Имеется |
также |
большой |
прогресс в разработке собственных |
конструкций машин с электродвигателями. Автомобили с электродвигателями использовались для обслужива ния всемирной выставки Экспо-70 в г. Осака в 1970 г. Эти машины, хотя и имеют еще сравнительно ограни ченную область использования, завоевывают все боль шую популярность.
В металлургической промышленности достигнут зна чительный прогресс в разработке и использовании в производстве такой сложной аппаратуры, как система автоматического управления доменным процессом с по мощью электронно-вычислительных устройств. Разрабо тан также новый метод применения легирующих эле ментов с целью улучшения качества стали. Этот процесс позволяет достигнуть существенного улучшения каче ства материалов и уменьшает почти на 50% количество требуемого для этого алюминия. На базе различных новшеств в области технологии производства получены новые сорта стали, обладающие свойством выдерживать
120
большие растяжения. Указанные свойства делают воз можным применение новой марки стали в различных отраслях промышленности — от автомобилестроения и судостроения до ракетостроения [118, 1971, № 12, 16].
К серьезным достижениям в области производства легких металлов можно отнести, в частности, сокраще ние расхода электроэнергии при электролизе алюминия, углетермическую обработку алюминия, в черной метал-
водства стального листа.
Серьезные научно-исследовательские работы ведутся в приборостроении. Рост экономического значения при боростроения обусловлен возрастающей экономической ролью сферы исследований и разработок и процессом индустриализации науки, увеличением количества и сложности различных контрольных и регулирующих эле ментов производственного оборудования. Обеспечение научного производства передовой техникой стало объек тивной необходимостью и основным направлением повы шения производительности труда в науке. Наиболее быстрый рост научного приборостроения (приборов, ис пользуемых в качестве самостоятельных научных инст рументов, например спектрометров, микроскопов, спект рофотометров и др.) происходит в отраслях точного ма шиностроения, в частности в научно-исследовательских организациях и лабораториях, связанных с этой отраслью и производящих продукцию, отличающуюся особой точностью, надежностью, качеством исполнения. Благодаря интенсивным исследовательским разработкам японские компании совершенствуют технологию изготов ления существующей научной аппаратуры и создают но вую. В настоящее время приборостроение становится одной из наиболее доходных статей японской промыш
ленности.
В химической промышленности следует отметить раз работку технологии производства новых полимерных материалов, например синтетического волокна (винилон и другие), которые выгодно отличаются по своему каче ству от подобных материалов, производимых в других странах; разработку процесса изопрена, полимеризация которого дает многообещающие результаты для исполь зования его как одного из видов сырья для шинных заводов. В актив результатов исследований можно впи-
121
еать также организацию производства ісмпературостонких пластических масс, отличающихся высокими меха ническими качествами, процессы полимеризации хлор винила, производство полиэтилена высокого давления, расширение сферы применения пластических масс. По лучены также многие другие важные химические про дукты (пленки, лакокрасочные защитные покрытия).
Первостепенное значение придается исследованиям, ведущим к получению редких металлов, новых огнеупо ров, керамических диэлектриков и др. Осуществлению этих задач способствует дальнейшее развитие совмест ных исследований частных и государственных научных учреждений и организаций, создание новых научных центров и лабораторий и их техническая модернизация. В результате использования нового технического обору дования в научных организациях и лабораториях ком паний химической промышленности старые технологиче ские процессы по производству ацетальдегида, ацетона, бутанола, октанола, винилхлорида были на 73% заме нены новыми, что значительно повысило производитель ность труда в этих отраслях и расширило объем произ водства [147, 16.11.1969].
Все большее значение в научных исследованиях при обретает проблема использования ресурсов океанов и морей, особенно минеральных, в связи с большой зави симостью Японии от внешних источников сырья.
Японское правительство и монополии разработали десятилетний план (1969— 1978 гг.) исследования океа на и использования его ресурсов, который вступил в действие 1 октября 1969 г. Планом предусмотрена коор динация под эгидой Совета по океанологии работ мно гих государственных учреждений и ведомств в этой об ласти. В соответствии силаном предполагается усилиями ряда министерств (транспорта, внешней торговли и про мышленности, связи и др.) обеспечить совершенствова ние технологии подводного бурения на нефть и подгото вить подводную наблюдательную станцию для океано логических наблюдений и экспериментов, а также технику подводных исследований, основанную на приме нении лазеров, длинноволновой радиотехники, роботов с дистанционным управлением, водолазной техники.
Освоение океана предполагается вести по следующим направлениям: использование промышленного сырья и
122