Файл: Мельников А.Т. Научные исследования в промышленности Японии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в ведущих лабораториях японских компаний «Тосиба дэнкн», «Мацусита дэнки», «Хнтатн дэнкп», «Нихон дэнки» и опыт их работы заслуживают внимания зару­

бежных фирм

[124, 1972,

№ 6, 184].

Л Японские

компании,

занимающие господствующее

I положение в электронной

промышленности, пользуются

j большой экономической поддержкой государства. Зна- j чительная часть исследований и разработок в области электроники выполняется по государственным заказам для военных целей. Интерес японских компаний к во­ енной тематике объясняется также стремлением к по­ лучению устойчивой прибыли, не связанной со стихией рынка. Электронная аппаратура, созданная в японских лабораториях, все в больших масштабах закупается американскими фирмами и используется в американ­ ских наземных станциях связи и координационных космических центрах, причем установка и налажива­ ние этой аппаратуры производится японскими специа­

листами. Японская электронная аппаратура исполь­ зуется и на американских космических кораблях. Так, на корабле «Аполлон» данные о жизнедеятельности чле­ нов экипажа регистрировались с помощью японской ап­ паратуры [94, 120—293].

Заметных успехов добились японские научно-иссле­ довательские учреждения в области судостроения. В Японии строятся самые крупные торговые суда в ми­

ре, в частности крупнейшиет.

в мире

танкеры дедвейтом

326 тыс. г и выше. В

1970 г.

начата

постройка судов

дедвейтом свыше 400 тыс.

Планируется в 1975 г. на­

чать

строительство

танкеров

грузоподъемностью

1 млн.

т

[77, 185].

 

 

 

 

 

 

 

Научно-исследовательские лаборатории крупных су­ достроительных компаний в настоящее время большое внимание уделяют строительству атомных судов. По рас­ четам японских экономистов, в связи с ростом грузо­ подъемности судов, увеличением скорости хода, контей­ неризацией линейных перевозок грузов использование атомных энергетических установок становится экономи­ чески более выгодным. В июле 1970 г. спущено на воду первое атомное судно «Муцу» водоизмещением 8,3 тыс. г [14, 1970, 245]. Намечено строительство второго атомного судна-контейнеровоза с энергетической установкой мощ­ ностью 100 тыс. л. с. [20, 1971, 137]. Большое внимание

118


уделяется автоматизации рабочих процессов на судах, что позволяет существенно сократить состав экипажа и сни­

зить .издержки эксплуатационных расходов.

г.

достигло

Производство

судов

в

Японии в

1970

ЙО,8 млн.

бр.-рег. т

13

раз больше,

чем

в

1955 п, и

 

 

в 5~ разбольше объема производства судов в Швециибр.-,

имеющейрег.

развитое судостроение) [124,

1972, № 5, 76].

В 1972 г. в Японии было спущено на воду

12,3 млн.

г [И15, 1973, № 8, 83].

Совершенствуется технология строительства. В япон­ ском судостроении широко применяются крупносекцион­ ные и крупноблочные методы постройки судов с одно­ временным развитием поточно-позиционных форм орга­ низации работы на стапелях. Этот метод позволяет зна­ чительно сократить общую продолжительность построй­ ки судов. Достигнут определенный прогресс в широком использовании в судостроении электронно-вычислитель­ ных машин, в частности в области проектно-технических расчетов, управления производственными процессами и обработки информации.

Серьезным направлением технического прогресса в судостроении является разработка и исследование но­ вых и наиболее перспективных материалов. За послед­ нее время все шире применяются при постройке средних и мелких судов синтетические материалы, в частности пластмассы. Переход на новую технологию строитель­ ства судов позволяет судостроительным компаниям зна­ чительно сокращать издержки производства, увеличи­ вать прибыли и захватывать рынок мелкого и среднего судостроения. В связи со строительством крупных судов среди средств радионавигации разработан и внедрен в судостроение следящий радар для обнаружения целей на далеком расстоянии, получивший признание за рубежом.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в автомобильной промышленности концентри­ руются в основном в пяти крупных автомобильных ком­ паниях: «Тоёта дзилося». «Ниссан дзидося», «Тоё когё», «Мицубиси язи лося». «Исудзу дзидося» [2U, 1971, 24б]. На долю этих компаний приходится более 70% всех ис­ следовательских программ и примерно половина всего научно-исследовательского персонала, занятого в иссле­ дованиях и разработках в отрасли.

Здесь ведутся интенсивные исследования и экспери-

Н9



ментальные работы по созданию автомобилей с ротор­ ным двигателем. Наибольших успехов в этом добились научно-исследовательские лаборатории японской фирмы «Тоё когё», которая уже в 1968 г. начала коммерческое производство таких машин. В 1970 г. фирма ежемесячно выпускала около 7 тыс. автомобилей с роторными дви­ гателями и рассчитывает в ближайшее время довести

производство таких автомобилей до 11 — 15 тыс. ,в месяц [131, 1970, № 6, 17].

Достижения фирмы вызывают особый интерес, по­ скольку роторные двигатели в определенной степени удовлетворяют требованиям обезвреживания выхлопных газов, что особенно важно в условиях сильного загряз­ нения окружающей среды в Японии. Из других техни­ ческих новинок японских научно-исследовательских ор­ ганизаций и лабораторий частных компаний в области автомобилестроения следует указать на разработку кон­ струкции рулевого управления, для производства кото­ рого автомобильная компания «Тоёта дзидося» построи­ ла завод. Технические новинки японских конструктор­ ских организаций приобретают автомобильные компа­ нии ряда стран, в том числе «Дженерал моторе» (ку­ пившая в 1970 г. лицензию за 50 млн. долл.), «Карти

Райт»

(СШ А)

и «Альфа-Ромео» (Италия). Имеется

также

большой

прогресс в разработке собственных

конструкций машин с электродвигателями. Автомобили с электродвигателями использовались для обслужива­ ния всемирной выставки Экспо-70 в г. Осака в 1970 г. Эти машины, хотя и имеют еще сравнительно ограни­ ченную область использования, завоевывают все боль­ шую популярность.

В металлургической промышленности достигнут зна­ чительный прогресс в разработке и использовании в производстве такой сложной аппаратуры, как система автоматического управления доменным процессом с по­ мощью электронно-вычислительных устройств. Разрабо­ тан также новый метод применения легирующих эле­ ментов с целью улучшения качества стали. Этот процесс позволяет достигнуть существенного улучшения каче­ ства материалов и уменьшает почти на 50% количество требуемого для этого алюминия. На базе различных новшеств в области технологии производства получены новые сорта стали, обладающие свойством выдерживать

120


большие растяжения. Указанные свойства делают воз­ можным применение новой марки стали в различных отраслях промышленности — от автомобилестроения и судостроения до ракетостроения [118, 1971, № 12, 16].

К серьезным достижениям в области производства легких металлов можно отнести, в частности, сокраще­ ние расхода электроэнергии при электролизе алюминия, углетермическую обработку алюминия, в черной метал-

водства стального листа.

Серьезные научно-исследовательские работы ведутся в приборостроении. Рост экономического значения при­ боростроения обусловлен возрастающей экономической ролью сферы исследований и разработок и процессом индустриализации науки, увеличением количества и сложности различных контрольных и регулирующих эле­ ментов производственного оборудования. Обеспечение научного производства передовой техникой стало объек­ тивной необходимостью и основным направлением повы­ шения производительности труда в науке. Наиболее быстрый рост научного приборостроения (приборов, ис­ пользуемых в качестве самостоятельных научных инст­ рументов, например спектрометров, микроскопов, спект­ рофотометров и др.) происходит в отраслях точного ма­ шиностроения, в частности в научно-исследовательских организациях и лабораториях, связанных с этой отраслью и производящих продукцию, отличающуюся особой точностью, надежностью, качеством исполнения. Благодаря интенсивным исследовательским разработкам японские компании совершенствуют технологию изготов­ ления существующей научной аппаратуры и создают но­ вую. В настоящее время приборостроение становится одной из наиболее доходных статей японской промыш­

ленности.

В химической промышленности следует отметить раз­ работку технологии производства новых полимерных материалов, например синтетического волокна (винилон и другие), которые выгодно отличаются по своему каче­ ству от подобных материалов, производимых в других странах; разработку процесса изопрена, полимеризация которого дает многообещающие результаты для исполь­ зования его как одного из видов сырья для шинных заводов. В актив результатов исследований можно впи-

121

еать также организацию производства ісмпературостонких пластических масс, отличающихся высокими меха­ ническими качествами, процессы полимеризации хлор­ винила, производство полиэтилена высокого давления, расширение сферы применения пластических масс. По­ лучены также многие другие важные химические про­ дукты (пленки, лакокрасочные защитные покрытия).

Первостепенное значение придается исследованиям, ведущим к получению редких металлов, новых огнеупо­ ров, керамических диэлектриков и др. Осуществлению этих задач способствует дальнейшее развитие совмест­ ных исследований частных и государственных научных учреждений и организаций, создание новых научных центров и лабораторий и их техническая модернизация. В результате использования нового технического обору­ дования в научных организациях и лабораториях ком­ паний химической промышленности старые технологиче­ ские процессы по производству ацетальдегида, ацетона, бутанола, октанола, винилхлорида были на 73% заме­ нены новыми, что значительно повысило производитель­ ность труда в этих отраслях и расширило объем произ­ водства [147, 16.11.1969].

Все большее значение в научных исследованиях при­ обретает проблема использования ресурсов океанов и морей, особенно минеральных, в связи с большой зави­ симостью Японии от внешних источников сырья.

Японское правительство и монополии разработали десятилетний план (1969— 1978 гг.) исследования океа­ на и использования его ресурсов, который вступил в действие 1 октября 1969 г. Планом предусмотрена коор­ динация под эгидой Совета по океанологии работ мно­ гих государственных учреждений и ведомств в этой об­ ласти. В соответствии силаном предполагается усилиями ряда министерств (транспорта, внешней торговли и про­ мышленности, связи и др.) обеспечить совершенствова­ ние технологии подводного бурения на нефть и подгото­ вить подводную наблюдательную станцию для океано­ логических наблюдений и экспериментов, а также технику подводных исследований, основанную на приме­ нении лазеров, длинноволновой радиотехники, роботов с дистанционным управлением, водолазной техники.

Освоение океана предполагается вести по следующим направлениям: использование промышленного сырья и

122