Файл: Мельников А.Т. Научные исследования в промышленности Японии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

войны, превышали 2/з бюджетных расходов. Они были относительно более высокими, чем в СШ А и Англии, а 'инвестиции на расширение и обновление отраслей, свя­ занных с военным производством, достигали 26—28% валового накопления [92, 317]. Государственная поддерж­ ка в виде кредитов и субсидий способствовала наращи­ ванию основного капитала и расширению военного про­ изводства в этих отраслях.

Быстро развивались в годы войны судостроение и авиастроение, занявшие первые места в стоимости воен­ ной продукции. За счет крупных капиталовложений в военную и тяжелую промышленность 'были значительно расширены производственные мощности машиностроения (в частности танкостроения, электромашиностроения), металлургической промышленности и созданы новые от­ расли по производству цветных п легких металлов. Раз­ вивались предприятия химии, сернокислотные, хлорные, содовые и другие производства. В этих отраслях .быстро увеличивался научно-исследовательский аппарат и про­ изводились широкие научные эксперименты.

Расширение производственного аппарата военной про­ мышленности Японии достигалось за счет разрушения основного капитала в отраслях легкой промышленности, обслуживавших гражданские нужды. Так, ввиду дефици­ та сырья почти 80% всех мощностей хлопчатобумажной промышленности были превращены в лом для металлур­ гической промышленности [90, 345—358]. В тяжелом по­ ложении оказалась и такая отрасль японской промыш­ ленности, как пищевкусовая. К концу войны число ее предприятий сократилось почти вдвое. Устаревшее обо­ рудование и недостаток материалов в научных институ­ тах и лабораториях невоенных отраслей понижали эф­ фективность научных исследований и разработок. Зако­ ны, принятые во время войны, вообще запрещали производить капиталовложения в основной капитал от­ раслей производства, не связанных с войной.

Однако расширение основного капитала в военных отраслях проходило в значительной степени на старой технической основе и не сопровождалось существенной реконструкцией производства. Поэтому к концу войны большая часть его морально устарела, физически изно­ силась и требовала либо серьезного обновления, либо полной замены. Так, в станкостроительной промышленио-

19

сти к концу войны в фирмах, работавших на нужды вош ны, было учтено и подготовлено к ремонту около 150 тыс. или 25% всех станков, имевшихся в стране к моменту капитуляции Японии. Фактически же до конца войны было отремонтировано всего лишь 7,8 тыс. станков, или 5% станков, нуждавшихся в ремонте [137, 20.III .1946]. К началу 50-х годов примерно 2/з всех станков станочно­ го парка, установленных на средних и крупных предприя­ тиях, имели возраст более 10 лет [97, 1961, 362].

В отраслях черной металлургии к концу 1947 г. около половины производственных мощностей в доменном п мартеновском производстве и 3/,| прокатного оборудова­ ния крупного профиля имели возраст свыше 11 лет [32, 31]. В сталепрокатной промышленности, на предприя­ тиях по производству толстого листа для военного кораб­ лестроения, значительная часть оборудования (48%) была установлена задолго до войны [125, 1955, № 15, 34].

Серьезный физический и моральный износ претерпело и оборудование химических заводов. Положение ослож­ нялось тем, что значительная часть оборудования хими­ ческой промышленности состояла из импортных машин и агрегатов, закупленных еще до войны.

Японское судостроение также нуждалось в серьезной технической реконструкции материально-технической ба­ зы научных исследований. В ряде научных институтов и лабораторий технические средства для научных экспери­ ментов не обновлялись с начала войны.

Таким образом, к концу войны в ряде отраслей про­ мышленности основной капитал оказался значительно морально и физически изношенным и требовал серьезного обновления. Японский экономист Е. Хосино пишет: «Япон­ ская экономика за время войны получила однобокое и уродливое развитие. Это обусловило техническое отставание важнейших отраслей японского промышленного пронзвояства» [109. 76].

Эіто отставание сохранялось в течение ряда лет после окончания войны. Так, еще в 1949 г. вновь произведенная стоимость в обрабатывающей промышленности Японии составляла в среднем в год на одного занятого 363 тыс. иен, т. е. в 2,3 раза меньше, чем в Англин, и в 7,3 раза, чем в СШ А [82, 21].

Отставание Японии было еще более заметно на фоне научно-технического прогресса в других промышленно

11


развитых капиталистических странах, технический уро­ вень которых после войны значительно вырос. В ряде капиталистических стран ,в промышленности была внед­ рена автоматика, использовалась электроника. Широкое применение получили качественные стали, сплавы лег­ ких металлов. Появились новые методы обработки мате­ риалов, методы штамповки, литья под давлением, скоро­ стной электросварки. Дальнейшее развитие получили электрохимия, химия органического синтеза и т. д.

Состояние научных исследований

Во время войны в связи с необходимостью решения ряда военно-стратегических проблем резко повысился интерес монополий и государства к вопросам развития науки. Необходимость развертывания в короткие сроки военного производства, в частности производства самоле­ тов, подводных и надводных военных кораблей, новых артиллерийских систем, потребовала значительного уве­ личения объема научных исследований и разработок и, соответственно, капиталовложений в науку.

По данным технического управления при кабинете премьер-министра, в 1942— 1944 гг. в японской промыш­ ленности насчитывалось 770 институтов и лабораторий, связанных .с научными исследованиями и разработками, или почти в два раза больше, чем в 1934— 1936 гг. Число научных работников выросло с 15 тыс. в 1936 г. до 50 тыс. в 1944 г. Среднегодовые расходы на научные исследова­ ния в 1942— 1944 гг. составляли 590 млн. иен (80 млрд, иен в цепах 1955 г.). Из этой суммы 400 млн. иен направ­ лялось на расширение существующих научных институ­

тов и лабораторий

и строительство

новых и 190 млн.

иен — на все

другие

нужды [82, 125].

Научные

исследования проводили

государственные

лаборатории и научно-исследовательские институты, под­ чиняемые Министерству вооруженных сил, и многие науч­ ные центры крупных монополий. Согласно данным Сове­ та экономической стабилизации, в 1944 г. насчитывалось 424 научно-исследовательских института и центра круп­ ных компаний различных отраслей, занимавшихся иссле­ дованиями в области вооружения. На их долю приходи­ лись почти все государственные контракты и около 70% средств, ассигнуемых на научные исследования.

12


До окончания второй мировой войны государству при­ надлежала главная роль в субсидировании научно-иссле­ довательских институтов и лабораторий, которые зани­ мались военными исследованиями. На его долю приходи­ лось более 60% всего объема исследовательских работ и почти половина .всех научных работников [подсчитано по: 82, 125].

Государство, как крупнейший потребитель промыш­ ленной продукции, проводило научные исследования в первую очередь в тех отраслях промышленности, которые имели особо важное значение для ведения войны: в ме­ таллургии, судостроении и общем машиностроении.

Частные корпорации организовывали и проводили научные исследования и разработки .по заказам военного министерства и в то же время широко использовали науч­ ные результаты государственных университетов и научноисследовательских институтов.

Важнейшие исследования находились под контролем Научно-технического совета (Кагаку гидзюцу сингикай). В Совет, возглавлявшийся премьер-министром, входили 183 представителя от армии и флота, государственных органов, университетов, научно-исследовательских инсти­ тутов и частных корпораций.

В этот период были созданы крупные научно-исследо­ вательские институты при университетах, в частности Научно-исследовательский институт горючего (Нэнрё кагаку кэнкюсё) и Научно-исследовательский институт по промышленной электронике (Дэнси кагаку кэнкюсё) при Токийском университете, Научно-исследовательский институт авиационной медицины (Кокуигаку кэнкюсё) и Научно-исследовательский институт металлов (Киндзоку дзайрё кэнкюсё) при университете Нагоя, занимавшиеся исключительно военными исследованиями и подготовкой научных кадров. В 1943 г. было образовано Националь­ ное общество развития науки (Кагаку хококукай). Обще­ ство должно было оказывать поддержку научным иссле­ дованиям и наблюдать за внедрением в производство новейших изобретений и научных достижений [27, 193].

В 1944 г. был образован ряд консультативных и испол­ нительных органов по руководству наукой и техникой, та­ ких, как Комитет по мобилизации исследований (Кэнкю дойн иинкай), Комитет по использованию научных до­ стижений в армии и флоте (Риккайгун гидзюцу унъё

13

Иинка-й) и другие. Однако такая многоступенчатая систе­ ма управления научными организациями себя не оправ­ дала. Отсутствие согласованности в подборе научной тематики и дублирование работ и, как следствие этого, распыление средств для научных исследований и разра­ боток сделали невозможным ее дальнейшее существова­ ние [108, 219].

ß целом в период войны материально-техническая ба­ за научных исследований и разработок в Японии была расширена, преимущественно в военной области, хотя в значительной степени это расширение происходило на старой технической основе.

Научно-исследовательская работа во время войны проводилась главным образом в тех сферах науки и тех­ ники, которые служили целям дальнейшего наращива­ ния военно-промышленного .потенциала Японии. Большое внимание уделялось исследованиям по ядерной физике. Экспериментальные работы в этой области проводились в физико-химическом институте Рикэн, где в 1936 г. был сконструирован и установлен циклотрон. Широкие иссле­ дования проводились по созданию управляемых снаря­ дов. Были изобретены торпеды нового типа. Большие успехи были достигнуты в области военного судострое­ ния. Строились крупные крейсеры, авианосцы, мощные линкоры, подводные лодки. В феврале 1945 г. было за­ кончено строительство большой подводной лодки (.водо­ измещением 5,7 тыс. г ). Была построена также сверхма­ лая подводная лодка «Кайрицу», используемая против американских крупных военных кораблей. Значительная часть технических новинок в области вооружения после капитуляции Японии была захвачена американскими во­ оруженными силами и отправлена в СШ А [68, 1964, 506— 507; 140, 10.Х. 1945].

Крупные исследования и разработки проводились в области производства заменителей отдельных видов про­ мышленного и энергетического сырья: синтетической неф­ ти, искусственного волокна и др. В 1943 г. была создана крупнейшая в Японии Ассоциация по научным исследова­ ниям в области химии, в которую вошли 29 химических научно-исследовательских организаций. Ассоциация про­ вела широкие исследования в области производства хи­ мической продукции для военных нужд. В 1944 г. Ассо­ циация была реорганизована в Ассоциацию неорганиче­

14


ской химии при Управлении химических исследований военного министерства [27, 187]. После войны преврати­ лась .в крупнейший центр исследований в области химии.

Япония развертывали научные исследования, поль­ зуясь по традиции научными идеями, заимствованными у других стран. Еще в период подготовки к войне япон­ ские фирмы активно использовали научно-технические достижения ряда .промышленно развитых капиталистиче­ ских стран, прежде всего СШ А и Германии.

Научные исследования и разработки, в частности в области производства синтетического горючего и синте­ тического каучука, проводились с помощью немецких па­ тентов и лицензий. Японские монополии получали от немецких фирм лицензии на производство авиационного бензина из угля, приобретали лицензии и пользовались консультацией американских компаний «Вестингауз» и «Стандард ойл оф Нью-Джерси» по производству маг­ нитной стали, высокооктанового бензина и д-р. Вплоть до начала второй мировой войны Япония заключала много­ численные лицензионные соглашения на производство но­ вой продукции и введение новой технологии производства в ряде отраслей. Правда, отдельные эксперименты, осо­ бенно в области производства синтетического горючего, сначала не были успешными, так как японские ученые еще не имели достаточного опыта в этой области, но они послужили основой для более успешного освоения и про­ изводства этой продукции уже в ходе второй мировой войны.

Вторая мировая война изолировала Японию от внешних рынков и закрыла легальные пути к ознакомлению с развитием мировой техники, что явилось серьезным пре­ пятствием для научных исследований в важных отрас­ лях военной промышленности, а также оказало влияние на техническое отставание Японии от других промышлен­ но развитых капиталистических стран.

Во время войны Япония продолжала получать науч­ но-техническую информацию лишь из фашистской Герма­ нии. Однако немецкие монополии и военные круги стара­ лись держать в тайне от своего союзника наиболее важную информацию, касавшуюся производства новых средств вооружения, и лишь незначительная часть ее по­ падала в руки японцев. Технические связи Японии и Гер­ мании продолжались почти до капитуляции фашистской

Германии. Что касается техники, импортированной из Германии главным образом для отраслей авиационной и судостроительной промышленности, то она из-за трудно­ стей связи (морские пути были блокированы, а авиа­ транспорт того времени играл вспомогательную роль) по­ ступала в Японию в незначительном количестве.

В ряде отраслей, таких, как авиационная промыш­ ленность и производство вооружения, научные исследова­ ния в значительной степени ограничивались копировани­ ем иностранных образцов той техники, которая импорти­ ровалась в Японию еще в годы подготовки к войне. Н а­ пример, в авиационной промышленности в производстве пропеллеров для самолетов во время войны пользовались двумя основными типами, а именно довоенной американ­ ской конструкции «Гамильтон стапдард» п германской конструкции «УДМ », причем почти не делалось попыток оригинальной их переработки [102, 221]. Многие японские авиационные моторы н воздушные винты были изготовле­ ны по американским чертежам, приобретенным по лицен­ зиям в довоенные годы. Правда, имелись и собственные конструкторские разработки. Так, конструкторское бюро военно-морского флота разработало во время войны 53 основных модели с 112 вариантами на моторы и про­ пеллеры к новейшим самолетам, а научно-исследователь­ ские и экспериментальные лаборатории армии — 37 ос­ новных моделей и 164 варианта. Однако только неболь­ шая часть их доводилась до стадии производства.

Промышленные корпорации, выполнявшие государст­ венные заказы на военные исследования и разработки, за­ нимались одновременно и производством гражданской продукции, но эти исследования были весьма ограничен­ ны и составляли не более 10—15% всех разработок в про­ мышленности [27, 193].

Милитаризация науки, используемой главным обра­ зом для создания новых средств разрушения, т. е. непро­ изводительно с точки зрения поступательного развития общества, приводила к сужению научных исследований во многих отраслях гражданского производства. Попутно использовавшиеся в этих отраслях полезные открытия составляли весьма незначительную часть по сравнению с общими масштабами расходуемых средств и сил. Та­ кой однобокий характер научных исследований, естест­ венно, увеличивал разрыв между потенциальными воз­

16