Файл: Мельников А.Т. Научные исследования в промышленности Японии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
можностями науки и техники и ограниченным практиче ским 'использованием их и способствовал техническому отставанию Японии от ряда других промышленно разви тых капиталистических стран.
В ^первые годы после войны, когда прекратился военныі'Гспрос п промышленное производство оказалось временио парализованным, сильно сократились и научные исследования. Объекты исследований, которые имели важное значение во время войны, потеряли свое значе ние в послевоенный период, а недостаток высококачест венных материалов для исследований, общий недостаток электроэнергии в стране, трудности со_хр&л.ствами связи еще более ухудшили условия для проведения научных ис следований и теоретических разработок в Японии.
В этот период отсутствовали также средства для на лаживания научно-исследовательской и опытно-конструк торской работы в промышленности. Японские компании неохотно шли на финансирование научных исследований, так как не имели ясного представления о том, как в даль нейшем будет развиваться японская экономика. Так, соб ственные расходы компаний на научные исследования и технические разработки в промышленности в 1946— 1948 гг. сократились до минимума и составляли всего лишь 770 млн. пен (1150 млн. нем по ценам 1955 г.), что примерно в 66 раз меньше, чем в 1942 г. [82, 123]. Значи тельная часть этой суммы приходилась на шесть крупных компаний в химической и электротехнической промыш ленности, расходовавших на научные исследования не многим больше 100 млн. иен каждая [108, 231]. Расходы Министерства просвещения на научно-исследовательскую работу в университетах и научно-исследовательских ор ганизациях были незначительными и не превышали 0,2% бюджета министерства [98, 297].
В обстановке развертывания широкого демократиче ского движения, в котором активное участие приняли и японские ученые, в крупных городах Японии были созда ны общества демократических ученых (Минсюсюги кагакуся кекай), которые объединили более 10 тыс. предста вителей различных областей науки. Среди ученых развер нулось движение за использование науки в мирных це лях [108, 236].
Под давлением демократических миролюбивых сил американская оккупационная администрация вынуждена
2 Нак. 1G8 |
17 |
была в 1946— 1949 гг. провести реорганизацию старой си стемы руководства наукой. Эта реорганизация коснулась, в частности, Совета по научным исследованиям (Гакудзюцу кэнкю кайги) и Японской ассоциации по развитию науки и техники (Нихон гакудзюцу синкокай), которые являлись важными органами руководства и управления наукой [27, 215; 124, 1970, № 3, 167].
Функции первого из этих органов перешли к создан ному в 1949 г. Научному совету Японии [108, 18], а Япон ская ассоциация по развитию науки и техники была пре образована в частный научный орган. Японская Академия наук подверглась некоторой «чистке», а ее функции также перешли к Научному совету Японии. «Чистка» ограничи лась удалением некоторых членов из ее состава. С 1955 г. Академия наук стала существовать самостоятельно как орган, подведомственный Министерству просвещения.
Был ликвидирован ряд японских научно-исследова тельских организаций и учреждений, в том числе комите ты по стимулированию научных исследований при уни верситетах, различные научные организации при мини стерствах, осуществлявшие исследовательские програм мы в области производства нового вооружения.
Подлежали принудительному разделу научно-иссле довательские институты и лаборатории, находившиеся в совместном ведении государства и частных корпораций, проводивших во время войны исследования в области авиации, военного судостроения и других производств. В первые годы после войны были намечены к демонтажу вместе с другими промышленными объектами около 30 крупных научно-исследовательских институтов и вспо могательных учреждений, занимавшихся во время войны теоретическими исследованиями в области химических и биологических наук. (В 1947— 1949 гг. политика репара ционных изъятий была прекращена. Демонтажу подверг лось лишь оборудование небольшой части военных арсе налов.)
Все это повлекло за собой серьезное сокращение си стемы государственных и частных научно-исследователь ских институтов, организаций и учреждений и, соответст венно, сужение базы научных исследований. Согласно данным «Белой книги по исследованиям», в результате* проведенных выше мероприятий число научно-исследова тельских организаций сократилось почти вдвое [82, 126],
18
Японии было запрещено_заниматься исследованиями и разработка,ми в области авиации, электротехники, ра кетостроения и атомной энергии, были также ограничены исследования в черной металлургии, в машиностроении, в химической и других важных отраслях промышленного производства [108, 254; 27, 201].
Научно-экономический отдел штаба оккупационных войск в конце 1945 г. установил контроль над деятельно стью существующих 'государственных и частных научных центров, лабораторий и университетов, чтобы предотвра тить скрытую разработку военной тематики. Была разра-
б О Т а н а с и с т е м а О Т Ч еТ Н О С Т И ГОСу п я р г т д р н и ы ѵ » я у н .ц-Н .ѵ гір -
га’нов по организации и направлению исследовательских работ в Японии. В отчетности предусматривались количе ство используемых ученых, тематика исследований, пла ны исследовательской работы и другие вопросы [90, 297].
Американские оккупационные власти захватили боль шое количество запатентованных и незапатентованных изобретений по важным направлениям науки и техники. находившихся в ведении Патентного управления Японии, в руках частных корпораций и университетов, и запретили использование в стране иностранных патентов и лицен зий. Значительную часть японских изобретений, находив шихся в сейфах государственных научных органов и мо нополий и представлявших военный интерес, американцы зясекретили. Няибп.пре пенные пятенты, чрртеж.н-.и_ и.ауц-- ная информация были вывезены r__СШ А. (В 1947— 1949 гг. в СШ А стали публиковать бюллетени о патентах и научных исследованиях. Было рассекречено большое количество патентов, изъятых у японского военного мини-/ стерства и промышленных корпораций в области военно го и гражданского производства.)
Система классификации патентов была подвергнута коренному пересмотру. В новой системе были отражен!: только те виды техники, которые разрешалось использо вать в определенных отраслях японской промышленно сти. Все эти пействия имели целью прилети ригтрму ня-. учных исследований в Японии в соответствие с общей политикой СШ А , направленной на экономическое и техническое ослабление Японии как конкурента.
Американские оккупационные власти использовали также крупные японские научно-исследовательские орга низации в различных областях науки и техники в интере-
2* 19
сах американских монополий. Следует отметить, что И Ö настоящее время на американцев продолжает работать ряд японских научно-исследовательских институтов и ла бораторий. Так, заказы американских военных ведомств выполняют более 40 японекихГ уннверснтетов~Ті~~научноисследовательских институтов, в том ТТГсле Т5~государственных университетов, 13 частных и 12 -пауч но-и селедовательских институтов.
Однако, несмотря на ряд административных мер аме риканских властей, японское правительство и монополии предприняли соответствующие шаги, чтобы но возможно сти сохранить основу научно-технических исследований (важные научные организации и основное ядро научных кадров). С этой целью сразу же после капитуляции опре деленная часть научно-исследовательских организаций и лабораторий была реорганизована и объединена в науч ные комплексы в распределена по различным министерст вам, другая часть, проводившая во время войны иссле дования в области развития новых отраслей и новой тех ники, оставаясь номинально в собственности государства, была передана частным фирмам, научно-исследователь ским институтам и университетам..
Был сохранен ряд научных организаций, находивших ся во время войны в подчинении военного и военно-мор ского министерств, в частности Научно-исследователь ский институт военных наук (Рикугун кагану кэнкюсё) и Технологический военно-морской институт (Кайгун гидзюцу кэнкюсё). В 50-х годах, во время войны в Корее, научные организации, находившиеся ранее в ведении во енного и морского министерств, возобновили свою дея тельность. Кроме того, при Управлении национальной обороны были образованы новые научные учреждения, в частности Научно-исследовательский институт оборон ной техники, Научно-исследовательский центр техниче ских исследований, Институт электроники м техники при военной академии и Научно-исследовательский центр по разработке управляемых снарядов. Определенная часть институтов и лаборагорий, подлежащая роспуску, была сохранена под другим названием и законсервирована. Так, например, Научно-исследовательский авиационный институт (Коку гидзюцу кэнкюсё), подлежащий расфор мированию, был переименован в Институт физико-хими ческих исследований (Рикагаку кэнкюсё) и придан
20
Министерству Железнодорожного транспорта, Технологи ческий институт Токийского университета (Токио дайгаку котику кэнкюсё) был переименован в Префектур ал ьный научно-исследовательский институт, Институт физикохимических исследований Токийского университета (Рикагаку кэнкюсё), который во время войны являлся цен тром координации научных исследований, был переиме нован в Акционерное общество развития научных иссле дований (Кабусики кайся кагаку иэикю кёкай). С 1949 г. все эти научно-исследовательские институты стали функ ционировать под своими прежними названиями [27, 212—213].
В частных корпорациях, где штат научных работников сохранялся еще ііа уровне военного времени, наиболее квалифицированная часть научных сотрудников была рассредоточена в научных отделах и секторах исследова тельских центров, на заводских предприятиях и в учреж дениях.
Часть ученых была переключена на выполнение иссле довательских программ, связанных преимущественно с восстановлением отдельных производств и со строитель ством американских военных баз в Японии, другая часть была использована для проведения научных исследова ний и разработок в области производства сельскохозяй ственных удобрений и в медицине в связи с общим недо статком после войны продовольствия и медикаментов. Продолжались, хотя и в незначительных масштабах, ис следования и .в области физических, химических, матема
тических |
и других |
наук. |
В этот |
период |
госѵларственная политика в области |
науки и техники была направлена к тому, чтобы при су ществующем научно-техническом уровне сохранить опре деленные коллективы квалифицированных ученых и ин женеров и значительно расширившуюся за время войны научно-техническую базу (к концу войны капиталовоору женность в расчете на одного ученого выросла почти вдвое по сравнению с довоенным периодом) [129, № 10, 1958, 35; 98, 292].
Анализируя состояние материально-технической базы в Японии после войны, журнал «Кагаку то гидзюцу» в редакционной статье, озаглавленной «Послевоенное со стояние японской науки», писал, что, несмотря на мно гие отрицательные стороны в организации и развитии
21
науки и техники во время войны, военная экономика соз дала определенную техническую базу научных исследова ний, разработала систему 'использования научной инфор мации, систему руководства и управления научными ис следованиями, подготовила значительное количество ква лифицированных научных кадров, непосредственно уча ствовавших в создании военной и гражданской продукции, и расширила связь между наукой и производством [126, 1967, № 5, 14].
Научно-технический потенциал, действовавший в ус ловиях войны, явился одним из важных факторов пос левоенного развития науки и техники и освоения дос тижений мировой науки. Он способствовал быстрому техническому обновлению и развитию японской про мышленности.
Японский экономист Мицуо Такэтани отмечал, что Япония была бы не в состоянии обеспечить в послевоен ный период высокие темпы промышленного производ ства, осваивать иностранную технику и технологию и развивать свои собственные научные исследования, если бы не имела подготовленные во время войны научные кадтдл_научно-техническую базу [106, 194].
{ а 1949^.. американские оккупационные власти изме нили свою политику в отношении Японии. Стали отменяться различные ограничения, сдерживавшие до этого предпринимательскую деятельность. В 1950 г, была вос- г.таноплена—внешняя торговля на частной основе [27, 327]. Bjm o разрешено проводить научные исследования в_ ряде отраслей, в частности в чёрной металлургии, в общем машиностроении, в химической и судостроитель ной промышленности.
С конца 1949 г. стали восстанавливаться расформи рованные и разукрупненные в период «декартелизации» научные организации и учреждения. Процесс восста новления шел во всех отраслях экономики. Научно-ис следовательские организации в промышленности, тор говле и других отраслях восстанавливались как под но выми, так и под старыми наименованиями.
Большое влияние на этот процесс оказали слияния и объединения японских компаний. Особенно интенсив но шел процесс восстановления прежних военно-про мышленных компаний, и в первую очередь компаний, занятых выполнением американских военных заказов
22
или связанных с американским капиталом. Возросла роль коммерческих банков в связи с повышением удель ного веса кредита в капитале компаний. Послевоенная концентрация производства и капитала способствовала восстановлению и наращиванию экономической и тех-
ни |
“ щи японских монополий. |
стигло |
производство тяжелой промышленности до- |
среднего уровня L934r=JLQ36__rr., а к началу |
1951 г. довоенный уровень промышленного производства в стране был превзойден; был достигнут довоен ный уровень национального дохода.
По мере укрепления экономических позиций япон ских монополий, оживления спроса на внутреннем рын ке и возобновления внешней торговли японский моно полистический капитал приступил к обновлению уста ревшего промышленного оборудования. Стали быстро расти капиталовложения в промышленность, и особенно в отрасли первого подразделения. Почти 70% инвести ций в оборудование приходилось на металлургическую, химическую, машиностроительную промышленность.
После подписания сепаратное мирного договора и отмены оккупационного режима
перед японскими монополиями встала задача привести экономику страны в соответствие с новыми условиями и избавиться от тех проявлений отсталости, которые мешали ее развитию. Основным направлением этой по литики стал курс на развитие и коренную реконструк цию тяжелой и химической промышленности, подведе
ние |
под экономику страны современной индустрии |
[48, |
9]. |
Послевоенное обновление экономики и преодоление ее технической отсталости обусловило большую заинте ресованность японских предпринимателей в разверты вании научно-исследовательской и опытно-конструктор ской работы в промышленности. Наметилясь тякжр три.
дениия к закупке патентов и лицензий на передовые технологические прптіессы и иеппльзовяние их в важ
ных отраслях производства.
'Значительно увеличилась сумма расходов на науч ные исследования и разработки. К началу 50-х годов доля этих расходов составляла около 1% к националь ному доходу [82, 123]. Подавляющая часть их направ лялась в научно-исследовательские институты и лабора
тории крупных компаний, имевших исследовательские программы и научно-техническую базу. Начали созда ваться государственные и частные органы по организа ции и стимулированию научных исследований.
В начале 50-х годов японское правительство разра ботало план развития национальной экономики, одно временно оно утвердило первую послевоенную програм му развития научных исследований на 1954— 1959 гг., рекомендованную Научным советом Японии [86, 3—58].
Программа предусматривала меры по обеспечению благоприятных условий для восстановления и модерни зации имевшихся государственных и частных научноисследовательских институтов и лабораторий и созда ния новых, сосредоточения сил и средств на тех направ лениях научно-технического прогресса, которые являют
fся решающими для быстрого развития важнейших от |
||
I |
раслей промышленности. |
задачи: |
В программе были поставлены следующие |
||
|
привлекать в промышленность достижения зарубеж |
|
|
ной науки и техники, сокращать цикл исследований и |
|
|
быстро внедрять в практику результаты исследований; |
|
|
осуществлять комплексные исследования, начиная от |
|
|
фундаментальных и прикладных исследований |
до вво |
да в эксплуатацию и использования результатов иссле дований;
обеспечивать наиболее тесную координацию иссле довательской работы государственных и частных науч но-исследовательских организаций в важных отраслях промышленности (металлургической, машиностроитель ной и химической).
Для осуществления этих задач предусматривались увеличение ассигнований на науку и подготовка квали фицированных научных и инженерных кадров в про мышленности. К 1959 г. намечалось увеличить расходы на научные исследования по всем отраслям экономики до 1,5% к национальному доходу и удвоить число науч ных работников.
Эта программа положила начало послевоенному раз витию промышленных научно-технических исследо ваний.