Файл: Крылов К.А. Повышение износостойкости деталей самолетов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.07.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
коррозией достигается при натяге около 40 мкм. Дальнейшее же увеличение иатяга не ведет к снижению повреждаемости пальцев и поверхностей отверстий главного шатуна, а для других пар опти мальная величина натяга может быть иной. Поэтому определять ее следует экспериментально исходя из условий -нагружения па ры при эксплуатации.
В малоподвижных соединениях полезными оказываются лако вые и клеевые пленки, покрытия на основе графита и дисульфида молибдена, специальные битумные, нейритовые, а также фторо пластовые и иные прокладки и т. д. В определенных условиях эф фективными против фреттинг-коррозпи являются поверхностные об работки: фосфатирование, оксидирование, анодирование детален из алюминиевых сплавов. Эти виды обработок, разобщая контакти рующие поверхности, иногда полностью устраняют фреттинг-кор- розию между стальной деталью и из алюминиевого сплава.
Хорошие результаты дают некоторые гальванические покрытия свинцом, оловом, кадмием. Широко распространенное хромовое покрытие, по-видимому, не 'предотвращает фіреттинг-коррозпп.
Обобщая используемые на практике, а также рекомендуемые в литературе методы защиты от фреттинг-коррозии, можно выделить следующие основные направления повышения износостойкости де талей, работающих при малых взаимных перемещениях:
1. Предотвращение относительного проскальзывания контакти рующих деталей за счет увеличения нормальной нагрузки или уменьшения тангенциальной силы. Это может быть достигнуто увеличением затяжки болтов, увеличением натяга при прессовых посадках и т. д.
2. Предотвращение сродства металлов контактирующих деталей путем применения в паре разнородных по свойствам металлов, создания поверхностных слоев, не склонных к адгезионному взаи модействию, осаждения на поверхность одной из деталей пары тонкого слоя мягкого металла — медных сплавов, олова, серебра, золота, свинца, индия и т. д., а также путем пассивации исходно го металла или нанесенного слоя гальванического покрытия.
3. Уменьшение коэффициента трения в паре путем применения смазок, металлических мыл, лаковых пленок на основе синтетиче ских смол, композиций с дисульфидом молибдена и т. д.
Целесообразнее, по-видимому, применять пластичные смазки, так как жидкие масла при тех скоростях перемещения поверхно стей, которые имеют место при фреттинге, не могут устранить пол ностью непосредственный контакт металлов.
Применяя пластичную смазку, следует иметь в виду, что со временем она может выдавливаться из зоны контакта, высыхать, терять свои свойства, что ухудшает ее защитное действие против фреттинг-коррозии.
4. Разделение контактирующих поверхностей сопряженных де талей прокладками: паронитовыми, резиновыми, фторопластовыми и т. д. Иногда, как это бывает, например, при перевозке дюралю миниевых листов, полезными могут быть прокладки из мягкой бу
136
маги. Пока прокладка не повреждена и разделяет поверхности, ад гезионное взаимодействие между ними не может возникнуть. За дача состоит, следовательно, в обеспечении длительной сохранно сти прокладки в узле.
5. Повышение твердости поверхностного слоя деталей путем их термической, химико-термической или механической обработки. Твердые поверхности пластически деформируются труднее. При возникновении адгезионного взаимодействия уменьшается вырыв частиц металла, а если он и будет, то частицы будут меньше по размеру, так как для твердого материала меньше будет сте пень упрочнения. Твердые поверхности будут меньше страдать от абразивного действия вырванных частиц.
Для предохранения контактирующих поверхностей от фреттпнгкоррозин рекомендуют пропускать через зону контакта электриче ский ток определенной плотности и добиваться за счет химических реакций, протекающих непосредственно в зоне контакта, получе ния мягких продуктлп износа и т. д. [33].
Систематизация опубликованных в литературе предложений по предупреждению фреттинг-коррозии и их классификация при ведены в работе А. Я- Алябьева [6]. В этой работе показано, что для рационального выбора метода борьбы с фреттинг-коррозией необходимо определить ведущий процесс, приводящий к поврежде нию поверхностей, а затем уже принимать те или иные меры ло кализации или полного устранения фреттинг-коррозии.
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
|
|
||
1. А й н б ни д е р |
С. Б., К л о к о в а |
Э. Ф. |
О механизме |
возникновения |
||
сцепления при холодной сварке металлов. |
Рига, |
«Известия |
АН |
ЛССР», 1954, |
||
№ 10, |
87, с. і13—>128. |
Влияние несоосности сопрягаемых |
детален шлицевого |
|||
2. |
Б а к и и ге м Э. |
соединения на его прочность. М., «Машиностроение», 1961, т. 67, № 12, с. 19—'25,
т. 68. -V“ 1, с. 10—15. |
Авиационные |
топлива, |
смазочные |
материалы и спе |
|
3. А к с е н о в |
А. Ф. |
||||
циальные жидкости. М., «Транспорт», 1970. 256 с. |
Т е р е х и н |
В. II. и др. Ус |
|||
4. А к с е н о в |
А. Ф., |
Л и т в и н о в |
А. А., |
тановки и методы -для исследования противоизносных свойств и контактно-тер мической стабильности реактивных топлив. В кн.: Эксплуатационные свойства авиационных топлив, Киев, Труды КИИ ГА, 1969, с. 25—34.
5. А к с е н о в А. Ф„ Л и т в и н о в А. А., Б о р о д и и А. Е. и др. Не которые результаты исследования путей повышения износостойкости деталей топливных агрегатов, работающих при трешш качения в топливных средах. В' кн.: Повышение износостойкости и срока службы машин. Сб. статей. Вып. 2, Киев, КИИ ГА, 1970, с. 5—7.
6. А л я б ь е в А. Я.'Методы защиты деталей от фреттинг-коррозин. В кн.: Надежность и долговечность авиационных газотурбинных двигателей. Сб. ста
тен. Вып. 1, Киев, КИИ ГА, 1971, с. 58—62. |
Исследование |
||
7. А л я б ь е в |
А. Я., |
К р ы л о в К. А., К л ю ч к о М. Г. |
|
фрегтннг-коррозип |
в узле |
кривошипно-шатунного механизма |
авиадвигателя |
АШ-624'IP. В кн.: Прикладная механика. Вып. 3. Киев, КИИ ГА, 1970, с. 59—63' 8. А л я б ь е в А. Я., К р ы л о в К. А., О н о п р и е н к о В. П. Влияние внешних факторов на фреттинг-коррозшо ар.м«о-железа и стали. В кн.: Надеж
ность и долговечность авиационных газотурбинных |
двигателей. Вып. 1. Киев, |
|
КИИ ГА, 1971, с. 51—55. |
Гидравлические приводы летательных аппаратов. М., |
|
9. Б а ш т а Т. М. |
||
«Машиностроение», 1967. |
496 с. |
Г. С. Исследование пит |
10. Б е з б ор о д ы< о |
М. Д., К р и в о ш е и н |
тинга на четырехшариковой машине. В кн.: Трение и износ в машинах. Сб. ста
тей. Вып. 16. АН СССР, 1962, с. 5—23. |
|
|
|
|
с. |
|
||||
11. В е н т ц е л ь |
Е. С. |
Теория вероятностей. М., «Наука», 1964. 571 |
и |
|||||||
Ій. В и н о г р а д о в а |
И. Э. |
Присадки к |
маслам для |
снижения |
треиия |
|||||
износа. М„ Гостоптехиздат, 1963. НО с. |
|
|
деталей |
самолетов. |
||||||
13. Г а р к у н о в |
Д. |
Н. |
Повышение износостойкости |
|||||||
М., Оборонгиз, 1960. 139 с. |
К р а г е л ь с к и й |
■ |
|
|
|
|
|
|||
14. Г а р к у н о в |
Д. |
Н., |
И. В. Об атомарном схватыва |
|||||||
нии материалов при |
трении. М., |
Доклады |
АН |
СССР. Т. 113, 1957, |
№ |
2, |
||||
с. 326—327. |
Д. |
Н., |
К р а г е л ь с к и й И. |
В., |
П о л я к о в |
А. |
А. |
|||
15. Г а р к у н о в |
.Избирательный перенос в узлах треиия. М., «Транспорт», 1969. ЮЗ с.
:138
16. |
Ге-ннч Б. А., |
К у з н е ц о в |
В. Г., А к б а ш е в Б. 3. Предотвра |
|
щение |
фреттинг-кОіррозші в буксах |
с роликовыми |
подшипниками. — «Труды |
|
ВНИИ железнодорожного транспорта», 1959. Выи. 171, с. 67—90. |
||||
17. |
Г е р а с и м о в а |
Н. Н. Влияние некоторых |
технологических факторов |
на срок службы шариковых радиальных подшипников. В кн.: Качество поверх
ности детален машин. Сб. статен. Вып. 5. АН СССР, |
1961, с. 5—8. |
|
Г8. Г е р ц б а х |
И. Б., Ко р д о п е к и ü X. Б. |
Модели отказов. М., «Со |
ветское радио», 1966. |
166 с. |
|
19.Ко л е г о Н. Л. Технологические мероприятия, по борьбе с износом в машинах. Киев, Маштиз, 1961. 191 с.
20.Г о л е г о Н. Л. Схватывание металлов в высоком вакууме. — «Авто
матическая сварка», 1965, № 3, с. 18—20. |
устранения. |
|||
21Г. Г ол его |
Н. Л. |
Схватывание |
в машинах и методы его |
|
Киев, «Техника», 1965. 230 с. |
|
|
||
22. Г о л е г о |
Н. Л. |
Внешние признаки видов изнашивания деталей машин. |
||
Киев, РИО КИ ГВФ, 1961, 133 с. |
А. Я., Ш е в е л я В. В. |
и др. Повре |
||
2ß. Г о л е г о |
Н. Л., |
А л я б ь е в |
ждение авиационных детален при фреттннг-коррознп. В кн.: Вопросы повыше
ния надежности и долговечности деталей и узлов |
авиационной |
техники. |
Сб. |
|||||
статен. Вып. 1. Киев, КИИ ГА, 1969, с. 176—187. |
|
|
|
|
||||
24. |
Д е р я г и н |
Б. В. |
Что такое трение? АН СССР, 1963. 229 с. |
М., |
||||
25. |
Д е м к и и |
Н. Б. |
Контактирование |
шероховатых |
поверхностей. |
|||
«Наука», 1970. 228 с. |
Качество поверхности |
деталей |
авиационного |
мото- |
||||
26. |
Д ь я ч е н к о |
П. Е, |
||||||
р'а. АН СССР, 1946. 71 с. |
|
В. Э., |
Ч и р к о в а |
Е. А. |
Зави |
|||
27. |
Д ь я ч е н к о |
П. Е., В а й н ш т е й н |
||||||
симость |
износа металлов от |
мнкрогеометрни |
поверхности. В кн.:-Трение и износ |
вмашинах. Т. I. АН СССР, 1947, с.. 258—266.
28.Е л и н Л. В. Прочность масляной пленки и износ металлов при не совершенной смазке. В кн.: Т-реиие и износ в машинах. Сб. статей. Вып. 5. АН
СССР, 1950, с. 5—17. |
Взаимное |
внедрение |
поверхностных слоев металлов, как |
||||||
29. Е л и и Л. В. |
|||||||||
одна из причин изнашивания при несовершенной |
смазке. В кн.: Трение |
и износ |
|||||||
в машинах. Сб. статен. Вып. 13. АН СССР, 1959, с. 48—58. |
|
|
|||||||
30. Е л и з а в е т и н |
М. А., |
С а т е л ь |
Э. А. |
Технологические способы по |
|||||
вышения долговечности машин. М., «-Машиностроение», 1969. 400 с. |
машин. |
||||||||
'31. З а й ц е в |
А. К. |
Основы учения о |
трении, износе |
и смазке |
|||||
М.-Л., Машгиз, 1947. Ч. II. 220 с. |
|
И. А. |
Усталость металлов при контакт |
||||||
32. И в а н о в а |
В. С., |
Од н и г |
|||||||
ном трении. ^Известия» АН СССР, ОТН, 1937, № 1, с. 95—102. |
|
||||||||
33. Усталость и хрупкость металлических материалов. |
М., «Наука», 1968. |
||||||||
215 е. Авт.: Иванова В. С., |
Гуревич С. Е., |
Копьев И. М., Кудряшов В. Г. и др. |
|||||||
34.- К а м е и ев |
Н. А. |
Выбор и |
получение |
оптимальной чистоты |
поверх |
ности хромированных цилиндров двигателей. Труды семинара по качеству по верхности. АН СССР, 1955, с. 17—29.
-35. К а щ е е в |
В. |
И. Разрушение поверхности металла в зависимости от |
||||
угла удара абразивной |
частицы. — «Журнал технической физики», т. XXV, 1955, |
|||||
вып. 13, с. 13—17. |
|
|
|
|
|
|
36. К л е м у ш и н |
|
Ф. М. |
К вопросу расчета на износ деталей судовых дви |
|||
гателей внутреннего |
сгорания. — «Судостроение», |
1963, № 7, с. 56—59. |
||||
іЗ>7. К л ей с И. Р. Некоторые исследования |
по абразивной эрозии. Реферат |
|||||
докторской диссертации. Таллин, 1971. 44 с. |
|
|||||
38. К о р а б л е в |
|
А. И. |
Влияние некоторых конструктивных и сборочных |
|||
факторов |
на условия |
|
работы зубчатых (шлицевых) соединений, Рига, Труды |
|||
РИИ ГА, |
1965' вы-п. 53, 55. с. 34—47, 45—76. |
|
||||
39. К о р а б л е в |
|
А. И. |
Особенности изнашивания шлицев в дисковых тор |
мозных фрикционных муфгах, нагружаемых знакопеременным крутящим момен том. Ри-га, Труды РИИ ГА, 1968, вып. М8, с. 64—76.
40. ІК о с т е ц-к и й Б. И. Сопротивление изнашиванию деталей машин. М. — Киев, .Машгиз, 1959. 478 с.
139
41. |
К о с т е ц к и іі |
Б. И. |
Трение, |
смазка н износ в машинах. Киев, « |
|||
ника», 1970. 394 с. |
|
|
|
|
|
||
43. |
|
О подборе присадок к смазочным маслам. В кн.: Теория смазочного |
|||||
действия |
іі новые материалы. М., «Наука», 1965, с. 57—60. Авт.: Костеиклй |
Б. И., |
|||||
Натансон |
М. Э., Скарчемкои К. 3., |
Топеха |
П. К. |
1968 |
|||
43. |
К р а г е л ь с к и й |
И. В. |
Трение и |
износ. М., «Машиностроение», |
|||
480 с. |
:К р а г е л ь с к п н |
И. В. |
Об |
усталостной природе износа твердых |
тел. |
||
44. |
В кн.: Вопросы механической усталости. М., «Машиностроение», 1964, с. 355—369. 45. К р ы л о в К. А. Определение износа гильз цилиндров и поршневых колец авиационных двигателей. В кн.: Определение износа деталей машин за
короткие периоды работы. М., «Машиностроение», 1965, с. 22'—29.
46. К р ы л о в |
К. А. |
Противонзносные |
свойства масла, содержащего твер |
||||||||||
дые присадки. — «-Вестник машиностроения», |
1964, № 12, с. 28—30. |
|
металлов |
||||||||||
47. К р ы л о в |
К. А. |
Установка для исследования схватывания |
|
||||||||||
при возвратно-вращательном движении. — «Заводская лаборатория», |
1960, |
№ 6, |
|||||||||||
с. 764—765 |
К. |
А., |
X а й м з о н |
М. |
Е. |
Прогнозирование износа |
кон |
||||||
48. К р ы л о в |
|||||||||||||
кретного экземпляра шлицевого соединения. |
М., |
Труды |
ГосНИИ |
ГА, |
1972, |
||||||||
вып. 77, с. 32:—40. |
|
В. Д., |
К а щ е е в |
В. Н. |
Твердость |
металлов |
н их |
из |
|||||
49. К у з н е ц о в |
|
||||||||||||
нос в потоке абразивных |
частиц. — «Инженерно-физический |
журнал», |
том |
II, |
|||||||||
Минск, АН БССР. 1959. № ,ю. с. 93—96. |
|
и долговечность |
золотниковых |
и |
|||||||||
50. Л о з о в с к и й |
В. Н. |
Надежность |
|||||||||||
плунжерных пар. М., «Машиностроение», 1971. 230 с. |
|
стальных |
деталей. |
||||||||||
51. Л о з о в с к и й |
В. |
Н. |
Фрикционное |
латунирование |
|
В кн.: Передовой научно-технический и производственный опыт. М.. ЦИНДИМаш, 1961, вып. 6.
52. Л о ц м а н о в |
|
Г. |
С., |
К P ы л о в |
К. А., |
В е р х о в и и |
Л. Г. Восстанов |
||||||||||
ление бронзовых |
втулок |
гальванодиффузиопным методом при |
ремонте. — «Лис |
||||||||||||||
ток технической |
информации». Рига, 1971, ЛатТІНТИ. 5 с. |
|
|
хода. |
М, |
«Ма |
|||||||||||
53. - Ма л ь це в |
В. Ф. |
Роликовые |
механизмы свободного |
||||||||||||||
шиностроение», 1968. 416 с. |
|
Х р у щ о в |
|
М. М. |
Исследование |
изнашива |
|||||||||||
54. М а т в е е в с к и й |
Р. М., |
|
|||||||||||||||
ния деталей шарнира |
при |
отсутствии |
смазки. — «Вестник |
машиностроения». |
|||||||||||||
1959. № 7, с. 42—45. |
|
|
Р. М. |
Температурная |
стойкость |
граничных смазоч |
|||||||||||
55. М а тв е е в с к іі и |
|||||||||||||||||
ных слоев и твердых |
смазочных |
покрытий при |
трений металлов |
п сплавов. М., |
|||||||||||||
«Наука». 1971. 226 с. |
|
|
Р. М. Температурный метод оценки предельной |
||||||||||||||
56. М а т в е е в с к и и |
|||||||||||||||||
смазочной способности |
машинных масел. АН СССР, 1957, |
143 с. |
|
|
Киев, |
||||||||||||
57. Н о с о в с к и й |
И. Г. Влияние газовой |
среды |
на |
износ |
металлов |
||||||||||||
«Техника», 1968. 179 с. |
|
М. |
С., |
А н д р е е в с к и й |
В. М. |
Влияние |
факторов |
||||||||||
58. Ос т р о в с к и . й |
|||||||||||||||||
внешнего воздействия |
на |
фреттингостойкость |
стальных |
пар. |
|
В |
кн.: |
Расчет и |
|||||||||
конструирование горных машин. М., «Недра», |
1969, с. 21—33. |
|
|
|
|
|
|||||||||||
59. П іі н е г и н |
С. В. |
Контактная |
прочность |
в |
машинах. |
М., |
«Машино |
||||||||||
строение», 1965. 191 с. |
В. А., |
З р е л о в |
В. Н. |
Абразивные |
свойства |
мнкроза- |
|||||||||||
60. ' П и с к у н о в |
|
||||||||||||||||
грязнений и продуктов окисления реактивных |
|
топлив. — «Химия |
и технология |
||||||||||||||
топлив и масел», 1965, № 5, с. 49—51. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
61. П р о н и к о в |
|
А. |
С. |
Методика |
расчета |
сопряжений |
|
на |
изнашивание |
на примере нецентрально нагруженных дисков. В кн.: Основные вопросы надеж ности и долговечности машин. М, MATH, 1969, с. 107—11117.
62. П р о н и к о в А. С. Классификация и расчет сопряжений деталей ма шин на изнашивание. В кн.: Трение п износ в машинах. Сб. статей. Выл. 11, АН СССР. 1956, с. 121—181.
63. Проект терминологии «Геометрия поверхностей деталей машин» и «Из нашивание в машинах». В кн.: Трение и износ в машинах. Сб. статен. Вып. 17, АН СССР, 1962, с. 223—232.
140