Файл: Крылов К.А. Повышение износостойкости деталей самолетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

коррозией достигается при натяге около 40 мкм. Дальнейшее же увеличение иатяга не ведет к снижению повреждаемости пальцев и поверхностей отверстий главного шатуна, а для других пар опти­ мальная величина натяга может быть иной. Поэтому определять ее следует экспериментально исходя из условий -нагружения па­ ры при эксплуатации.

В малоподвижных соединениях полезными оказываются лако­ вые и клеевые пленки, покрытия на основе графита и дисульфида молибдена, специальные битумные, нейритовые, а также фторо­ пластовые и иные прокладки и т. д. В определенных условиях эф­ фективными против фреттинг-коррозпи являются поверхностные об­ работки: фосфатирование, оксидирование, анодирование детален из алюминиевых сплавов. Эти виды обработок, разобщая контакти­ рующие поверхности, иногда полностью устраняют фреттинг-кор- розию между стальной деталью и из алюминиевого сплава.

Хорошие результаты дают некоторые гальванические покрытия свинцом, оловом, кадмием. Широко распространенное хромовое покрытие, по-видимому, не 'предотвращает фіреттинг-коррозпп.

Обобщая используемые на практике, а также рекомендуемые в литературе методы защиты от фреттинг-коррозии, можно выделить следующие основные направления повышения износостойкости де­ талей, работающих при малых взаимных перемещениях:

1. Предотвращение относительного проскальзывания контакти­ рующих деталей за счет увеличения нормальной нагрузки или уменьшения тангенциальной силы. Это может быть достигнуто увеличением затяжки болтов, увеличением натяга при прессовых посадках и т. д.

2. Предотвращение сродства металлов контактирующих деталей путем применения в паре разнородных по свойствам металлов, создания поверхностных слоев, не склонных к адгезионному взаи­ модействию, осаждения на поверхность одной из деталей пары тонкого слоя мягкого металла — медных сплавов, олова, серебра, золота, свинца, индия и т. д., а также путем пассивации исходно­ го металла или нанесенного слоя гальванического покрытия.

3. Уменьшение коэффициента трения в паре путем применения смазок, металлических мыл, лаковых пленок на основе синтетиче­ ских смол, композиций с дисульфидом молибдена и т. д.

Целесообразнее, по-видимому, применять пластичные смазки, так как жидкие масла при тех скоростях перемещения поверхно­ стей, которые имеют место при фреттинге, не могут устранить пол­ ностью непосредственный контакт металлов.

Применяя пластичную смазку, следует иметь в виду, что со временем она может выдавливаться из зоны контакта, высыхать, терять свои свойства, что ухудшает ее защитное действие против фреттинг-коррозии.

4. Разделение контактирующих поверхностей сопряженных де­ талей прокладками: паронитовыми, резиновыми, фторопластовыми и т. д. Иногда, как это бывает, например, при перевозке дюралю­ миниевых листов, полезными могут быть прокладки из мягкой бу­

136


маги. Пока прокладка не повреждена и разделяет поверхности, ад­ гезионное взаимодействие между ними не может возникнуть. За­ дача состоит, следовательно, в обеспечении длительной сохранно­ сти прокладки в узле.

5. Повышение твердости поверхностного слоя деталей путем их термической, химико-термической или механической обработки. Твердые поверхности пластически деформируются труднее. При возникновении адгезионного взаимодействия уменьшается вырыв частиц металла, а если он и будет, то частицы будут меньше по размеру, так как для твердого материала меньше будет сте­ пень упрочнения. Твердые поверхности будут меньше страдать от абразивного действия вырванных частиц.

Для предохранения контактирующих поверхностей от фреттпнгкоррозин рекомендуют пропускать через зону контакта электриче­ ский ток определенной плотности и добиваться за счет химических реакций, протекающих непосредственно в зоне контакта, получе­ ния мягких продуктлп износа и т. д. [33].

Систематизация опубликованных в литературе предложений по предупреждению фреттинг-коррозии и их классификация при­ ведены в работе А. Я- Алябьева [6]. В этой работе показано, что для рационального выбора метода борьбы с фреттинг-коррозией необходимо определить ведущий процесс, приводящий к поврежде­ нию поверхностей, а затем уже принимать те или иные меры ло­ кализации или полного устранения фреттинг-коррозии.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. А й н б ни д е р

С. Б., К л о к о в а

Э. Ф.

О механизме

возникновения

сцепления при холодной сварке металлов.

Рига,

«Известия

АН

ЛССР», 1954,

№ 10,

87, с. і13—>128.

Влияние несоосности сопрягаемых

детален шлицевого

2.

Б а к и и ге м Э.

соединения на его прочность. М., «Машиностроение», 1961, т. 67, № 12, с. 19—'25,

т. 68. -V“ 1, с. 10—15.

Авиационные

топлива,

смазочные

материалы и спе­

3. А к с е н о в

А. Ф.

циальные жидкости. М., «Транспорт», 1970. 256 с.

Т е р е х и н

В. II. и др. Ус­

4. А к с е н о в

А. Ф.,

Л и т в и н о в

А. А.,

тановки и методы -для исследования противоизносных свойств и контактно-тер­ мической стабильности реактивных топлив. В кн.: Эксплуатационные свойства авиационных топлив, Киев, Труды КИИ ГА, 1969, с. 25—34.

5. А к с е н о в А. Ф„ Л и т в и н о в А. А., Б о р о д и и А. Е. и др. Не­ которые результаты исследования путей повышения износостойкости деталей топливных агрегатов, работающих при трешш качения в топливных средах. В' кн.: Повышение износостойкости и срока службы машин. Сб. статей. Вып. 2, Киев, КИИ ГА, 1970, с. 5—7.

6. А л я б ь е в А. Я.'Методы защиты деталей от фреттинг-коррозин. В кн.: Надежность и долговечность авиационных газотурбинных двигателей. Сб. ста­

тен. Вып. 1, Киев, КИИ ГА, 1971, с. 58—62.

Исследование

7. А л я б ь е в

А. Я.,

К р ы л о в К. А., К л ю ч к о М. Г.

фрегтннг-коррозип

в узле

кривошипно-шатунного механизма

авиадвигателя

АШ-624'IP. В кн.: Прикладная механика. Вып. 3. Киев, КИИ ГА, 1970, с. 59—63' 8. А л я б ь е в А. Я., К р ы л о в К. А., О н о п р и е н к о В. П. Влияние внешних факторов на фреттинг-коррозшо ар.м«о-железа и стали. В кн.: Надеж­

ность и долговечность авиационных газотурбинных

двигателей. Вып. 1. Киев,

КИИ ГА, 1971, с. 51—55.

Гидравлические приводы летательных аппаратов. М.,

9. Б а ш т а Т. М.

«Машиностроение», 1967.

496 с.

Г. С. Исследование пит­

10. Б е з б ор о д ы< о

М. Д., К р и в о ш е и н

тинга на четырехшариковой машине. В кн.: Трение и износ в машинах. Сб. ста­

тей. Вып. 16. АН СССР, 1962, с. 5—23.

 

 

 

 

с.

 

11. В е н т ц е л ь

Е. С.

Теория вероятностей. М., «Наука», 1964. 571

и

Ій. В и н о г р а д о в а

И. Э.

Присадки к

маслам для

снижения

треиия

износа. М„ Гостоптехиздат, 1963. НО с.

 

 

деталей

самолетов.

13. Г а р к у н о в

Д.

Н.

Повышение износостойкости

М., Оборонгиз, 1960. 139 с.

К р а г е л ь с к и й

 

 

 

 

 

14. Г а р к у н о в

Д.

Н.,

И. В. Об атомарном схватыва­

нии материалов при

трении. М.,

Доклады

АН

СССР. Т. 113, 1957,

2,

с. 326—327.

Д.

Н.,

К р а г е л ь с к и й И.

В.,

П о л я к о в

А.

А.

15. Г а р к у н о в

.Избирательный перенос в узлах треиия. М., «Транспорт», 1969. ЮЗ с.

:138



16.

Ге-ннч Б. А.,

К у з н е ц о в

В. Г., А к б а ш е в Б. 3. Предотвра­

щение

фреттинг-кОіррозші в буксах

с роликовыми

подшипниками. — «Труды

ВНИИ железнодорожного транспорта», 1959. Выи. 171, с. 67—90.

17.

Г е р а с и м о в а

Н. Н. Влияние некоторых

технологических факторов

на срок службы шариковых радиальных подшипников. В кн.: Качество поверх­

ности детален машин. Сб. статен. Вып. 5. АН СССР,

1961, с. 5—8.

Г8. Г е р ц б а х

И. Б., Ко р д о п е к и ü X. Б.

Модели отказов. М., «Со­

ветское радио», 1966.

166 с.

 

19.Ко л е г о Н. Л. Технологические мероприятия, по борьбе с износом в машинах. Киев, Маштиз, 1961. 191 с.

20.Г о л е г о Н. Л. Схватывание металлов в высоком вакууме. — «Авто­

матическая сварка», 1965, № 3, с. 18—20.

устранения.

21Г. Г ол его

Н. Л.

Схватывание

в машинах и методы его

Киев, «Техника», 1965. 230 с.

 

 

22. Г о л е г о

Н. Л.

Внешние признаки видов изнашивания деталей машин.

Киев, РИО КИ ГВФ, 1961, 133 с.

А. Я., Ш е в е л я В. В.

и др. Повре­

2ß. Г о л е г о

Н. Л.,

А л я б ь е в

ждение авиационных детален при фреттннг-коррознп. В кн.: Вопросы повыше­

ния надежности и долговечности деталей и узлов

авиационной

техники.

Сб.

статен. Вып. 1. Киев, КИИ ГА, 1969, с. 176—187.

 

 

 

 

24.

Д е р я г и н

Б. В.

Что такое трение? АН СССР, 1963. 229 с.

М.,

25.

Д е м к и и

Н. Б.

Контактирование

шероховатых

поверхностей.

«Наука», 1970. 228 с.

Качество поверхности

деталей

авиационного

мото-

26.

Д ь я ч е н к о

П. Е,

р'а. АН СССР, 1946. 71 с.

 

В. Э.,

Ч и р к о в а

Е. А.

Зави­

27.

Д ь я ч е н к о

П. Е., В а й н ш т е й н

симость

износа металлов от

мнкрогеометрни

поверхности. В кн.:-Трение и износ

вмашинах. Т. I. АН СССР, 1947, с.. 258—266.

28.Е л и н Л. В. Прочность масляной пленки и износ металлов при не­ совершенной смазке. В кн.: Т-реиие и износ в машинах. Сб. статей. Вып. 5. АН

СССР, 1950, с. 5—17.

Взаимное

внедрение

поверхностных слоев металлов, как

29. Е л и и Л. В.

одна из причин изнашивания при несовершенной

смазке. В кн.: Трение

и износ

в машинах. Сб. статен. Вып. 13. АН СССР, 1959, с. 48—58.

 

 

30. Е л и з а в е т и н

М. А.,

С а т е л ь

Э. А.

Технологические способы по­

вышения долговечности машин. М., «-Машиностроение», 1969. 400 с.

машин.

'31. З а й ц е в

А. К.

Основы учения о

трении, износе

и смазке

М.-Л., Машгиз, 1947. Ч. II. 220 с.

 

И. А.

Усталость металлов при контакт­

32. И в а н о в а

В. С.,

Од н и г

ном трении. ^Известия» АН СССР, ОТН, 1937, № 1, с. 95—102.

 

33. Усталость и хрупкость металлических материалов.

М., «Наука», 1968.

215 е. Авт.: Иванова В. С.,

Гуревич С. Е.,

Копьев И. М., Кудряшов В. Г. и др.

34.- К а м е и ев

Н. А.

Выбор и

получение

оптимальной чистоты

поверх­

ности хромированных цилиндров двигателей. Труды семинара по качеству по­ верхности. АН СССР, 1955, с. 17—29.

-35. К а щ е е в

В.

И. Разрушение поверхности металла в зависимости от

угла удара абразивной

частицы. — «Журнал технической физики», т. XXV, 1955,

вып. 13, с. 13—17.

 

 

 

 

 

36. К л е м у ш и н

 

Ф. М.

К вопросу расчета на износ деталей судовых дви­

гателей внутреннего

сгорания. — «Судостроение»,

1963, № 7, с. 56—59.

іЗ>7. К л ей с И. Р. Некоторые исследования

по абразивной эрозии. Реферат

докторской диссертации. Таллин, 1971. 44 с.

 

38. К о р а б л е в

 

А. И.

Влияние некоторых конструктивных и сборочных

факторов

на условия

 

работы зубчатых (шлицевых) соединений, Рига, Труды

РИИ ГА,

1965' вы-п. 53, 55. с. 34—47, 45—76.

 

39. К о р а б л е в

 

А. И.

Особенности изнашивания шлицев в дисковых тор­

мозных фрикционных муфгах, нагружаемых знакопеременным крутящим момен­ том. Ри-га, Труды РИИ ГА, 1968, вып. М8, с. 64—76.

40. ІК о с т е ц-к и й Б. И. Сопротивление изнашиванию деталей машин. М. — Киев, .Машгиз, 1959. 478 с.

139


41.

К о с т е ц к и іі

Б. И.

Трение,

смазка н износ в машинах. Киев, «

ника», 1970. 394 с.

 

 

 

 

 

43.

 

О подборе присадок к смазочным маслам. В кн.: Теория смазочного

действия

іі новые материалы. М., «Наука», 1965, с. 57—60. Авт.: Костеиклй

Б. И.,

Натансон

М. Э., Скарчемкои К. 3.,

Топеха

П. К.

1968

43.

К р а г е л ь с к и й

И. В.

Трение и

износ. М., «Машиностроение»,

480 с.

:К р а г е л ь с к п н

И. В.

Об

усталостной природе износа твердых

тел.

44.

В кн.: Вопросы механической усталости. М., «Машиностроение», 1964, с. 355—369. 45. К р ы л о в К. А. Определение износа гильз цилиндров и поршневых колец авиационных двигателей. В кн.: Определение износа деталей машин за

короткие периоды работы. М., «Машиностроение», 1965, с. 22'—29.

46. К р ы л о в

К. А.

Противонзносные

свойства масла, содержащего твер­

дые присадки. — «-Вестник машиностроения»,

1964, № 12, с. 28—30.

 

металлов

47. К р ы л о в

К. А.

Установка для исследования схватывания

 

при возвратно-вращательном движении. — «Заводская лаборатория»,

1960,

№ 6,

с. 764—765

К.

А.,

X а й м з о н

М.

Е.

Прогнозирование износа

кон­

48. К р ы л о в

кретного экземпляра шлицевого соединения.

М.,

Труды

ГосНИИ

ГА,

1972,

вып. 77, с. 32:—40.

 

В. Д.,

К а щ е е в

В. Н.

Твердость

металлов

н их

из­

49. К у з н е ц о в

 

нос в потоке абразивных

частиц. — «Инженерно-физический

журнал»,

том

II,

Минск, АН БССР. 1959. № ,ю. с. 93—96.

 

и долговечность

золотниковых

и

50. Л о з о в с к и й

В. Н.

Надежность

плунжерных пар. М., «Машиностроение», 1971. 230 с.

 

стальных

деталей.

51. Л о з о в с к и й

В.

Н.

Фрикционное

латунирование

 

В кн.: Передовой научно-технический и производственный опыт. М.. ЦИНДИМаш, 1961, вып. 6.

52. Л о ц м а н о в

 

Г.

С.,

К P ы л о в

К. А.,

В е р х о в и и

Л. Г. Восстанов­

ление бронзовых

втулок

гальванодиффузиопным методом при

ремонте. — «Лис­

ток технической

информации». Рига, 1971, ЛатТІНТИ. 5 с.

 

 

хода.

М,

«Ма­

53. - Ма л ь це в

В. Ф.

Роликовые

механизмы свободного

шиностроение», 1968. 416 с.

 

Х р у щ о в

 

М. М.

Исследование

изнашива­

54. М а т в е е в с к и й

Р. М.,

 

ния деталей шарнира

при

отсутствии

смазки. — «Вестник

машиностроения».

1959. № 7, с. 42—45.

 

 

Р. М.

Температурная

стойкость

граничных смазоч­

55. М а тв е е в с к іі и

ных слоев и твердых

смазочных

покрытий при

трений металлов

п сплавов. М.,

«Наука». 1971. 226 с.

 

 

Р. М. Температурный метод оценки предельной

56. М а т в е е в с к и и

смазочной способности

машинных масел. АН СССР, 1957,

143 с.

 

 

Киев,

57. Н о с о в с к и й

И. Г. Влияние газовой

среды

на

износ

металлов

«Техника», 1968. 179 с.

 

М.

С.,

А н д р е е в с к и й

В. М.

Влияние

факторов

58. Ос т р о в с к и . й

внешнего воздействия

на

фреттингостойкость

стальных

пар.

 

В

кн.:

Расчет и

конструирование горных машин. М., «Недра»,

1969, с. 21—33.

 

 

 

 

 

59. П іі н е г и н

С. В.

Контактная

прочность

в

машинах.

М.,

«Машино­

строение», 1965. 191 с.

В. А.,

З р е л о в

В. Н.

Абразивные

свойства

мнкроза-

60. ' П и с к у н о в

 

грязнений и продуктов окисления реактивных

 

топлив. — «Химия

и технология

топлив и масел», 1965, № 5, с. 49—51.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

61. П р о н и к о в

 

А.

С.

Методика

расчета

сопряжений

 

на

изнашивание

на примере нецентрально нагруженных дисков. В кн.: Основные вопросы надеж­ ности и долговечности машин. М, MATH, 1969, с. 107—11117.

62. П р о н и к о в А. С. Классификация и расчет сопряжений деталей ма­ шин на изнашивание. В кн.: Трение п износ в машинах. Сб. статей. Выл. 11, АН СССР. 1956, с. 121—181.

63. Проект терминологии «Геометрия поверхностей деталей машин» и «Из­ нашивание в машинах». В кн.: Трение и износ в машинах. Сб. статен. Вып. 17, АН СССР, 1962, с. 223—232.

140