Файл: Чернявский И.Я. Износоустойчивые металлошлаковые трубы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
ющих первичную мелкозернистую кристаллизацию по всей толщине шлакового слоя. Для получения такого шлакового слоя требуется соблюдение необходимых па раметров заливки и намораживания и применение шла ка постоянного химического состава.
Вобщем случае, как было показано, в наморожен ном слое шлака имеется остеклованная зона, характе ризующаяся повышенной истираемостью. Кристаллиза ция такого слоя существенно повышает его износоус тойчивость.
Всвязи с тем что при кристаллизации остеклован ного шлакового слоя получается ситалловидная струк тура, отличающаяся более высокой износоустойчиво
стью, чем |
частично закристаллизованная |
из |
расплава |
|
и дополнительно |
отожженная, намороженный |
шлако |
||
вый слой |
имеет |
различную истираемость |
по толщине |
|
(рис. 69). |
Как следует из рисунка, после |
термической |
обработки истираемость шлака ММК по глубине слоя практически не меняется; износоустойчивость шлака БГМК на рабочей поверхности ниже, чем вблизи метал лического кожуха, и должна повышаться по мере выра ботки первично закристаллизованного слоя. Следует от метить, что достигаемая при этом истираемость (0,05— 0,09 см3/см2) приближает по износоустойчивости изде лия из металлургических шлаков к некоторым видам каменного литья.
Виды брака и меры борьбы с ним
На различных технологических этапах изготовления намораживанием металлошлаковых элементов трубо проводов возможны отклонения, вызывающие несоот ветствие получаемого изделия предъявляемым к нему требованиям. Так, повышенная температура заливки шлакового расплава, а также изменение его химическо го состава могут привести к появлению на внутренней поверхности шлакового слоя наростов, бугров, местных изменений внутреннего диаметра шлаковой футеровки (рис. 70). Это явление описано выше.
Намораживание длинных, склонных к стеклованию шлаков характеризуется продолжительным стеканием его (до 1—1,5 мин); это вызывает уменьшение внутрен него диаметра элемента трубопровода у торца сливного отверстия за счет намерзания стекающего сюда шлака.
Явление усиливается при увеличении времени выдерж ки в процессе намораживания, так как проходящее во времени уменьшение температурного перепада по стен
ке отливки приводит |
к возрастанию вязкости подвиж |
||
ного |
шлакового |
слоя |
и, следовательно, к замедлению |
его |
стенания при |
сливе жидкого остатка. Понижение |
температуры заливаемого шлака н уменьшение време
ни |
намораживания способствуют |
снижению |
иеравно- |
||||||||
|
|
|
|
стенности по высоте изде |
|||||||
|
|
|
|
лия. В некоторых случаях |
|||||||
|
|
|
|
достаточно для остановки |
|||||||
|
|
|
|
процесса |
натекания |
по |
|||||
|
|
|
|
вернуть |
отливку па 180°. |
||||||
|
|
|
|
А |
вообще избежать |
это |
|||||
|
|
|
|
явление |
можно |
корректи |
|||||
|
|
|
|
ровкой |
химического |
сос |
|||||
Рис. 70. Характерные виды дефек |
тава |
шлака, |
переводя |
его |
|||||||
тов |
металлошлаковых труб, полу |
из |
длинного |
в |
короткий. |
||||||
|
ченных намораживанием |
|
При |
отжиге |
металло |
||||||
а — бугристость |
рабочей |
поверхности; |
шлаковых |
изделий, |
осо |
||||||
б — провисание |
шлакового |
слоя в ре |
бенно |
|
если |
шлаковый |
|||||
зультате пластических деформаций |
|
||||||||||
|
|
|
|
слой |
остеклован, |
возмож |
|||||
на пластическая деформация футеровки |
(см. рис. 70,6). |
Деформированный участок футеровки может в эксплуа тации выкалываться движущейся по трубопроводу аб разивной средой, что приводит к постепенному выкра шиванию H разрушению всего футерующего слоя. В частности, к деформации такого характера может при вести повышенная температура отжига, и предупредить ее можно точным соблюдением режима отжига, опреде ленного для данного шлака. Вероятность деформации уменьшается при отжиге элемента трубопровода в вер тикальном положении. Эффективным средством может служить также кристаллический каркас в шлаковом слое, который можно создать соответствующими условия ми намораживания и корректировкой химического со става шлака.
В случае неравномерного охлаждения по высоте от ливки и резкого охлаждения торцов развитие термиче ских напряжений вызывает посечки (иногда мелкие трещины) в шлаковом слое. Появление трещин может быть вызвано также фазовыми и структурными напря жениями в футерующем слое при кристаллизационном отжиге некоторых шлаков. Обжатие шлакового слоя ме-
таллическпм кожухом, как уже отмечалось, предотвра щает выкрашивание отдельных кусков шлаковой футе ровки даже в случае ее частичного растрескивания; по этому наличие мелких посечек и трещин не является основанием для их браковки.
В производственных условиях трудно соблюдать все параметры заливки и намораживания. Но, как показы вает опыт, толщина шлакового слоя 10—20 мм может отклоняться иа 1—2 мм. Поэтому несоответствие внут реннего диаметра шлаковой футеровки заданному в указанных пределах также не является основанием для браковки. Возможны случаи, когда вследствие коробле ния отсекающего кольца торцы труб (со стороны шла кового слоя) неровны, что, конечно, нежелательно, так как усложняет стыковку труб. Но этот дефект не явля ется браковочным, ибо неровность при стыковке обычно компенсируется обмазкой пли мягкой резиной, служа щей прокладкой.
Г Л А В А III
ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТАЛЛОШЛАКОВЫХ ТРУБ
Способы соединения металлошлаковых труб и элементов в трубопровод
Как уже упоминалось в начале главы II, известные хорошо зарекомендовавшие себя способы соединения металлических труб в трубопровод не всегда, к со жалению, применимы к двухслойным металлошлако вым трубам, особенно изготовленным центробежным способом, наружной оболочкой которых служит чугун.
Сварка — наиболее экономичный и надежный способ соединения металлических труб — неприемлема по двум обстоятельствам: во-первых, для сварки чугуна долж
ны использоваться |
особые приемы (предварительный |
||||
нагрев, |
сварка |
постоянным током) и специальные элек |
|||
троды, |
что |
не |
всегда |
и не везде доступно; |
во-вторых, |
в местах |
стыка создается резкий перепад |
температур, |
Что па большинство шлаков действует отрицательно — футеровка трескается и отваливается. Второе обстоя тельство делает сварку как способ соединения труб в большинстве случаев неприемлемой и для элементов, изготовленных способом намораживания.
Широко используемое в практике болтовое сочле нение металлических труб для чугунной оболочки так же мало пригодно: необходимо изготовить на концах трубы специальные фланцы с отверстиями для болтов. Отливка трубы заодно с двумя фланцами сопряжена с дополнительным расходом чугуна и техническими труд ностями при изготовлении кокиля и крышек к нему, причем эти трудности неизмеримо выше, чем при отлив ке буртов.
Соединение встык, практикуемое обычно при сборке водопроводных и канализационных трубопроводов, при годно лишь для низких давлений.
Исходя из того, что в основу разработанной нами технологии получения труб центробежным способом заложен принцип отливки однобуртовых труб, нами предложено два способа соединения их в трубопровод:
трубы длиной 1—1,5 м соединяют хомутами. По это му способу должна быть однобуртовая труба превра щена в двухбуртовую, второй бурт (обычно стальной) крепится к трубе после ее изготовления;
трубы соединяют гладкими концами с муфтами. Для использования первого способа мы опробовали
и экспериментально проверили три вида крепления: сварку, приклеивание и навинчивание. Каждое крепление оценивали по прочности и экономической целесообраз ности.
Что касается первого условия, то все три вида креп ления оказались надежными. Но у каждого из них вы явились технологические и экономические недостатки. Приваривание надо производить сразу же после отлив ки трубы, пока она еще имеет высокую температуру, специальными электродами для получения доброкаче ственного шва, а затем трубу следует помещать для от пуска сварочного шва в камеру самоотжига. Приклеи вание требует дорогостоящих материалов на основе смол ЭД-5 или ЭД-6; способ лимитируется и длительным циклом твердения смол. Навинчивание связано с нали чием дополнительного станочного парка, оно повышает трудозатраты.
Экономический расчет показал, что стоимость при варки одного бурта составила 18,7, навинчивания его 11,9 и приклеивания 9,8 коп. Учтя все особенности тех нологического и экономического характера, мы остано вились иа крепление бурта приклеиванием.
Стыкование двух труб осуществляли с помощью за тягивающихся хомутов, надеваемых на стык двух буртов (рис. 71). Хомут состоит из двух полуколец, на внут-
по Ай
______ ______ j t j |
Рис. |
71. |
Способ соединения |
||
ч"^ |
| |
^ |
труб |
с |
помощью хомутов |
ренней поверхности которых имеется паз, воспроизводя щий профиль обоих буртов. Полукольца стягиваются болтами. Плотность стыковых соединений достигается резиновыми прокладками, а герметичность стыка обес печивается осевым усилием, возникающим при натяги вании болтов. Надежность этого способа крепления проверена экспериментально при промышленном испы тании трубопроводов. Способ предполагает стягивание труб хомутами на каждом звене.
В целях ускорения и удешевления процесса стыков ки труб и удлинения стыкуемого звена до 2—3 м мы испытали другой способ — соединение двух труб глад-
коми торцами с помощью муфт. Соединение производи ли следующим образом (рис. 72). Две трубы состыко вали в вертикальном положении. На нижней трубе за крепляли ограничитель для муфты. Сама муфта пред ставляла собой металлический кожух цилиндрической формы из листового железа толщиной 1,5—2 и длиной 120—150 мм. Кольцевой зазор между муфтой и трубой равнялся 15—18 мм. Этот зазор набивали цементным
раствором, |
приготовленным, |
согласно ГОСТ |
310—41, |
|||||
|
|
|
из цемента марки не ни |
|||||
|
|
|
же 400 и песка, взятых в |
|||||
|
|
|
соотношении |
1 : 3. |
|
Для |
||
|
|
|
этой цели пригодна и ас |
|||||
|
|
|
боцементная |
смесь, |
ис |
|||
|
|
|
пользуемая для |
соедине |
||||
|
|
|
ния |
водопроводных |
чу |
|||
|
|
|
гунных труб |
[161], |
состо |
|||
|
|
|
ящая |
из 30% |
(по весу) |
|||
|
|
|
асбестового |
волокна |
не |
|||
|
|
|
ниже IV сорта и 70% це |
|||||
Рис. 72. Способ соединения труб |
мента марки не ниже 400 |
|||||||
с добавкой 30—40% воды |
||||||||
с помощью муфт |
б — |
к весу сухой смеси. |
|
|
||||
а— состыковка |
гладкими концами; |
|
|
|||||
фиксация муфты; в — заполнение |
про |
Описанные |
способы |
|||||
странства между трубой и муфтой це |
соединения |
труб, |
исходя |
|||||
ментным раствором |
|
|||||||
|
|
|
из условий |
эксплуатации |
и монтажа, проверены на прочность при гидравлическом давлении на сдвиг и на изгиб в смонтированном трубо проводе различной длины. Испытание на гидропрочность показало, что стык при муфтовом соединении начинает «потеть» при давлении 20—22 атм, других дефектов при
этом не |
наблюдалось. Прочность на сдвиг составляла |
(3 — 3,5) |
• ІО5 н/м2 при приклеивании бурта и (2 — |
2,5) • ІО5 н/мг при муфтовом соединении. При испытании на изгиб оказалось, что второй способ позволяет удли нить рабочий пролет трубопровода, что делает его более приемлемым в промышленных условиях. Этот способ оказался и более экономичным.
Элементы, изготовленные намораживанием, в трубо провод собирают только при помощи соединительных деталей металлического кожуха, поэтому подготовка его к монтажу начинается уже в период изготовления. Сварка непосредственно по металлическому кожуху вы зывает местный разогрев футерующего шлакового слоя,
что может привести к его растрескиванию и даже вы крашиванию; вырезание необходимого элемента из ме таллошлаковой трубы возможно лишь с помощью спе циального режущего инструмента, например алмазных кругов. Таким образом, одно из основных требований к металлическому кожуху — точное соответствие его монтажным размерам. Однако при изготовлении метал лического кожуха резка и сварка вполне допустимы, так как для намораживания могут применяться и гнутые металлические кожухи, и сварные, составленные из от дельных частей.
Одной из характерных особенностей намораживания шлакового слоя является тенденция к выравниванию поверхности металлического кожуха: небольшие углуб ления и неровности металлического кожуха не повторя ются шлаковым слоем, а сглаживаются. Речь идет, ко нечно, об углублениях и неровностях, сопоставимых с толщиной намороженного шлакового слоя.
При изготовлении больших сложных элементов тру бопроводов иногда целесообразно разбить их на более мелкие и простые. Например, колено трубопровода диа метром 200 мм и радиусом закругления 2 м было нами