Файл: Чернявский И.Я. Износоустойчивые металлошлаковые трубы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
разделено на четыре прямых элемента с наклонными торцами (рис. 73). При такой схеме разделения допу стимый угол между осями соприкасающихся частей не должен превышать 15°. Это связано с необходимостью уменьшения угла встречи потока при переходе от одно го элемента к другому, так как дальнейшее увеличение его вызывает ускоренный износ шлаковой футеровки [6]. На торцах металлического кожуха перед заливкой приваривали соединительные фланцы или бурты.
Основное требование к торцам футерующего слоя — возможно более плотное прилегание друг к другу. Ров ная торцевая поверхность футерующего шлакового слоя обеспечивается отсекателем, устанавливаемым при намо раживании между металлическим кожухом и надстав ками. Однако на отсекателе намерзает шлаковый слой, вызывающий некоторое уменьшение внутреннего диамет ра футеровки на торце элемента. Иногда эта выступаю щая часть шлакового слоя, а также другие неровности футеровки препятствуют плотному прилеганию торцов соединяемых элементов и должны быть устранены ска лыванием. Таким же образом могут быть устранены не большие местные утолщения на внутренней поверхности шлакового слоя, образовавшиеся в результате попадения
твердых кусков в массу расплава или натеков |
при сли |
|||||||||
ве жидкого |
остатка шлака. Скалывание, |
как |
правило, |
|||||||
не ведет к разрушению |
футерующего |
шлакового |
слоя. |
|||||||
Как видно, соединение |
труб |
(колен, отводов и т. п.), |
||||||||
изготовленных |
способом |
намораживания, |
значительно |
|||||||
легче; пригодны |
и буртовые и фланцевые |
соединения. |
||||||||
Однако, как уже говорилось, бурты и фланцы |
должны |
|||||||||
быть |
приварены |
до намораживания |
шлакового |
слоя. |
||||||
При |
этом |
фланцы |
могут |
быть |
выполнены |
по |
||||
ГОСТ |
1255—67, |
а бурты — быть нестандартными |
в со |
ответствии с требованиями, описанными ранее. Фланцы можно применять не только для болтового соединения, но и для сварки. Поскольку длина труб, изготовляемых намораживанием, достигает 2—4 м, стыкование их с по мощью муфт менее эффективно.
Сочленение труб и колен должно обеспечивать не только прочность и плотность, но и определенные удоб ства монтажа, неотъемлемым условием которого явля ется быстрота крепления, позволяющая оперативно сме нить вышедшее из строя звено или повернуть его па оп ределенный угол. Таким соединением является буртовое
с помощью |
хомутов, вполне |
оправдавшееся |
на прак |
тике. |
|
мы применяли не |
только |
Для плотности стыковки |
|||
резиновые |
прокладки, но и обмазку, содержащую |
||
(в вес. %): |
порошка из шлаковых отливок 100, кремне |
||
фтористого |
натрия 6 и жидкого стекла 37,5. |
Следует |
отметить, что хотя такая обмазка и обеспечивает плот ность стыка, она вызывает неудобства при повторном использовании трубы: обмазку надо удалять и наносить новую. Но при длительной эксплуатации трубопроводов без отделения звеньев и их поворачивания применение обмазки целесообразно.
В практике бывает, когда металлошлаковые трубы приходится врезать в уже действующий трубопровод нз металлических труб. В этом случае мы применяли пере ходники, т. е. короткие (100—150 мм длиной) металли ческие патрубки, имеющие с одной стороны бурт для сое динения с металлошлаковой трубой, а с другой — глад кий торец для приваривания к металлической трубе.
Оптимальные размеры пролетов трубопровода
Нередко технологические трубопроводы вследствие специфического назначения или по условиям удобства
монтажа и |
наблюдения |
прокладываются |
по воздуху, |
||
чаще |
всего |
на |
опорах. |
Стоимость сооружения таких |
|
опор |
составляет |
весьма |
значительную часть |
капитало |
вложений при прокладке трубопроводов. С другой стороны, слишком редко поставленные опоры могут при вести к провисаниям и даже разрушениям трубопрово дов. Поэтому расчет пролетов между опорами и, следо вательно, их число на 1 км трубопровода в зависимо сти от диаметра имеет немаловажное значение.
В литературе этот вопрос недостаточно разработан даже для стальных трубопроводов. Имеются лишь «Ру ководящие указания по проектированию тепловых се тей», согласно которым определяется длина пролета и стрела прогиба [162]. Каких-либо норм не приводится.
В ряде |
источников [163] |
указано, что максимальные |
пролеты |
трубопроводов должны составлять: для труб |
|
диаметром 100 мм — 4 м, |
диаметром 200 мм — 5 м и |
диаметром 300—500 мм — 8 м. Однако опыт эксплуата ции показал, что эти расчетные величины значительно
занижены и нс исчерпывают несущей способности тру бопроводных систем.
Все эти нормы относятся к трубопроводам из сталь ных труб. Для двухслойных металлошлаковых труб, ес тественно, нет даже и таких, неточных расчетов.
5; |
воî |
|
|
|
|
|
|
|
р |
3 6 0 Ute |
|
|
|
|
60 |
П (XfCC |
__ L |
|
|
|
|
|
P |
S7&KZC |
|
|
|
|
|
моря |
|
|
|
|
•V- |
|
|
|
|
|
|
I |
40 |
|
|
Рис. |
74. |
Влияние |
120 |
|
|
длительности испы |
|||
|
|
тания на изменение |
||||
I |
|
|
|
стрелы прогиба 5- |
||
|
|
|
метрового (а) и 6- |
|||
|
|
|
|
метрового |
(б) про- |
|
|
|
Вре/чя, с(/гг/ |
Ю |
лета |
трубопровода |
|
|
|
|
|
|
|
Теоретическое решение этой задачи довольно сложно. Представлялось, что более целесообразна постанов ка натурных экспериментальных исследований, которые позволили бы надежно оценить предельную несущую способность трубопроводов из двухслойных труб и про следить все стадии их работы вплоть до разрушения. Методика исследований состояла в том, что из отдель ных секций труб собирали участки различной длины,
две крайние трубы опирали иа стопки, над всей плетью натягивали струну и по провисанию трубопровода оп ределяли стрелу прогиба.
Испытаниям подвергались два типа крепления труб в трубопровод, разработанные и рекомендованные на
ми для промышленного использования: |
I — соединение |
||||
двухбуртовых |
(один |
бурт литой, |
другой — приклеен |
||
ный) |
труб хомутами; |
II — соединение |
однобуртовых |
||
труб |
с одного |
конца |
хомутами, а с |
другого муфтами. |
Испытывали пролеты длиной: для I типа крепле ния— 5, 6 и 7 м; для II типа крепления—-8 и 6 м.
Испытаниями устанавливали разрушающие усилия для выбранных длин пролетов, а также оценивали за висимость стрелы прогиба от величины нагрузки в про цессе испытаний.
Результаты работ показали следующее:
1) 8-метровый пролет разрушался уже при нагруз ке ниже нормативной в 1,3 раза. Основным дефектом трубопровода являлся скол литого чугунного бурта. Видимо, чугун, не обладая пластическими свойствами, не выдержал предельно изгибающих нагрузок;
2)6-метровый пролет выдержал нагрузки, превы шающие максимальные в 1,4 раза, причем трубопровод не доведен до предельно разрушающей нагрузки;
3)7- и 6-метровые пролеты разрушались при на грузке в 1,5—1,02 раза ниже нормативной. Слабым ме стом являлся приклеенный бурт, который в процессе ис пытаний отклеивался;
4)5-метровый пролет разрушался при предельной
нагрузке, превышающей максимальную расчетную в ■1,6 раза.
Эти исследования позволили заключить, что расчет ная длина пролета (8,5 м) не может быть рекомендо вана для промышленного использования. Это объясня ется, по-видимому, тем, что трубопровод из металло шлаковых труб нецельный, места соединения отдельных звеньев ослабляют его несущую способность.
При дальнейших испытаниях были приняты длины пролетов 5 и 6 лк Для установления зависимости стрелы прогиба от нагрузки (нормативной и расчетной макси мальной) плети были поставлены на длительные испы тания. Полученные результаты представлены на рис. 74.
Как видно, стрела прогиба под нагрузками РЫорм и Рмакс в начальный момент резко возрастала, а затем в процессе испытаний изменялась незначительно, и через определенный промежуток времени рост ее прекра щался.
Таким образом, установлена максимально разруша ющая нагрузка пролетов для различных длин, а также характер изменения стрелы прогиба от двух основных нагрузок — Л,орм и Р,максПолученные результаты поз волили дать предварительные рекомендации в отноше нии длины пролета между опорами трубопровода из металлошлаковых труб диаметром (в свету) 8 дюймов для крепления: типа I — 5, а типа II — 6 м [164].
Окончательные коррективы приведенных характери стик трубопровода, безусловно, сделает длительная практика их эксплуатации в промышленных условиях.
Результаты промышленной эксплуатации трубопроводов
Испытание металлошлаковых труб в промышленных условиях началось в 1966 г. на 1-й Обогатительной фаб рике Магнитогорского металлургического комбината. В действующий трубопровод было вмонтировано два экс периментальных участка: горизонтальный и наклонный с внутренней футеровкой труб из шлаков ММК и БГМКПо трубам транспортировалась пульпа с размером ча стиц до 10 мм, соотношением твердой и жидкой фаз 1 : 4 и давлением 2—3 атм.
Для установления характера и величины износа ис следуемый трубопровод после полугодового срока служ бы был вскрыт в двух звеньях. При осмотре было уста новлено следующее.
1. Шлаковая футеровка истирается неравномерн как по длине, так и по сечению. Наибольшему износу подвергаются торцовые части труб за счет нарушения соосности при монтаже. Поэтому необходимо обращать внимание на то, чтобы у монтируемых труб был одина
ковый диаметр с допустимым |
отклонением |
не выше |
|||
± (2 —4) |
мм на диаметр; в противном случае перемеща |
||||
ющийся |
материал |
наталкивается на выступы, |
в этих |
||
местах образуются |
локальные |
завихрения |
транспорти |
||
руемого |
материала |
и возникает опасность |
выкрашива |
||
ния краев труб. |
|
|
|
|