Файл: Чернявский И.Я. Износоустойчивые металлошлаковые трубы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

до нуля, как, например, для шлака БГМК (рис. 20). Отрыв при этом может происходить по массе шлаково­ го стекла, а не по поверхности соприкосновения. Про­ ходящая в стекле кристаллизация упрочняет структуру

 

 

 

 

Рис. 20. Адгезия шлака БГМК

 

 

 

 

к

металлу в

зависимости

от

 

 

 

 

температуры

граничной зоны

7 У------- й__QCflr I____ Qllû-Qg-_С

/ — температуры

соприкосновения

J с,

выдержки

Т в и испытания

7*и

Ш

500

700

900 t,°C

 

равны; 2 — 7^ = 7 * ^ Г

 

шлака

и делает

возможным

определение

ааДг этим

ме-

тодом вплоть до плавления шлака. Увеличение выдерж­

ки

образца

при соприкосновении способствует этому

и позволяет

избежать

в некоторых случаях

влияния

пластических

свойств

на

результаты

измерений

(см.

рис. 19).

 

 

 

Рис. 21. Влияние време­ ни соприкосновения (при P=const) на прочность сцепления шлака с ме­ таллом

Величина адгезионной прочности при прочих равных условиях зависит от времени выдержки в состоянии соприкосновения и прижимного давления (рис. 21 и 22). В изученных пределах для приведенных условий изме­ рения адгезионная прочность может быть описана сле­ дующими зависимостями от названных факторов:

аалг = 28 lg р — 4- ІО4(Н,М2)

(1.1 1)

°адг —(25 lg т + 28) • Ь D{н лг).

(1.12)

Здесь Р — прижимное давление в н/лі2; т — время соприкосновения в

мин.


Максимальная величина адгезионной прочности ос­ теклованного шлака с окисленной металлической по­ верхностью, полученная в результате этих эксперимен­ тов, достигает 80 • 10п н/м2, в то время как адгезионная

Рис. 22. Зависимость прочности сцепления от прижимного давления

прочность силикатных эмалей с поверхностью металла оценивается в (500—600) ІО5 н/м2 [63].

Вследствие значительного различия коэффициентов термического расширения шлакового стекла и метал­ л а — (6—9) 10~6 и 11,9 ■10-6 — следует ожидать, что ад­ гезионная прочность будет падать с понижением темпе­ ратуры; это подтверждается поставленными опытами. Однако при охлаждении образцов аадг изменяется не­ равномерно; сначала происходит даже некоторое повы­ шение адгезионной прочности, а затем — падение прак­ тически до нуля (см. рис. 20). Для шлака БГМК такое самопроизвольное разрушение сцепления происходит при 300—400° С. Таким образом, сцепление шлака с ме­ таллом нарушается при понижении температуры, и од­ на из причин этого — различие в коэффициентах тер­ мического расширения.

Особенностью взаимодействия шлакового стекла с металлом является участие в процессе окисной пленки на металле. Затрудненные условия для диффузионных процессов при температуре ниже температуры солидуса шлака приводят к тому, что между металлом и шлаком при постановке опытов в воздушной среде всегда при­ сутствует слой окислов. После испытания на поверхно­ сти отрыва шлакового образца остаются адгезирован­ ные окислы металла, поверхность которого также ока-

зывается

покрытой

окисным слоем.

Такой характер раз­

рушения

сцепления

металл — шлак

по о к и с н о й

пленке

качественно согласуется

с наблюдениями и

выводами

об

ослаблении прочности

сцепления пригара

с

отлив­

кой

при

окислении

поверхности металла [69,

70].

Рис. 23. Микроструктура граничной зоны металл — шлак X Х136

1 — окисная пленка; 2 — шлак ММК

На шлифе шлакового образца после отрыва (рис. 23) видно, что граница раздела остеклованного шлака с окислами металла четкая, хотя и может быть сильно деформированной. Толщина адгезировавшего слоя окис­ лов от десятков до сотен микрон.

Опыты, поставленные при различных условиях, по­ казывают, что, как и в случае прилипания [68], проч­ ность адгезионного сцепления практически не зависит от степени окисленности поверхности металла. Так, от­ рыв шлакового образца после 3-минутной выдержки в соприкосновении при 880° С показывает, что а аДг при различных условиях окисления металлической поверх­ ности равна в среднем 30 • ІО5 н/м2.


Прочность сцепления между двумя окисленными ме­

таллическими

образцами при 800—850° С и выдержке

до 1 ч близка

к значению сгадг металл — шлак [(11 —

15) Ю5 н/мг], что также подтверждает возможность опре­ деления аадг окисным слоем на металле.

Фазовый и минералогический состав

Исследуемые шлаки (см. табл. 1) различаются не только по химическому, но н по фазовому и минерало­ гическому составу. Известен ряд исследований фазово­ минералогического состава доменных и медных шлаков [71—77]. В доменных шлаках, отобранных из отвалов, кристаллизация не доходит до конца. Обычно в них ус­ певают закристаллизоваться в той или иной степени сульфиды, мелилит, ранкпнпт и несколько хуже псевдоволластонпт [71].

Доменные шлаки ММК также представляют собой совокупность различных минералов. Петрографические и

рентгенографические

исследования

показали,

что ос­

новной кристаллической фазой их

является

мелилит,

кроме того, имеется

небольшое количество

анортита

(до 10%), псевдоволластонита и девнтрпфицированного стекла.

Как указывает Ю. Д. Кручинии [78], при кристал­ лизации шлаков ММК образуется обычно два типа структур: порфировая и дендритная. Последняя обла­ дает, как правило, более высокой механической прочно­ стью. Шлаки, на которых мы отрабатывали технологию изготовления труб, имели дендритную структуру.

Исследования [79, 80] показали что температурный режим кристаллизации не оказывает существенного влияния на минералогический состав шлаковых отли­ вок. Что касается структуры шлакового камня, то она зависит от температурного режима кристаллизации. Так, кристаллизация поверхностных слоев шлака ММК на границе двух фаз (расплав — воздух) начинается очень рано, а фронт затвердевания быстро продвигает­ ся к центру. В этих частях наблюдается небольшое ко­

личество

мелкозернистого мелилита с большим объемом

денитрифицированного стекла.

Центральная часть со­

держит

наиболее крупные

кристаллы — Х-образные,

конвертообразные и призматические, как правило, весь­ ма плотно расположенные, с небольшим количеством


промежуточного стекла. Размеры кристаллов

0,3—

0,4 мм.

БГМК

Основной минералогической фазой шлаков

является пнроксен-дпопсид-гедеибергптового ряда, кро­ ме того, имеются оливин, фаялит, магнетит, псевдоволластонпт и сульфиды. Как видно, состав этого шлака тоже полиминеральный. Однако всех перечисленных минералов значительно меньше, чем пироксена (послед­ него до 75%). Следовательно, все технические свойства шлака должны в основном определяться свойствами пироксена.

Шлаки эти имеют мелкозернистую структуру с раз­ мером зерен от долей микрона до 0,03 мм. Такую мел­ кую кристаллизацию, по всей вероятности, можно объ­ яснить высоким содержанием закиси железа (до 30%), которая, как уже указывалось выше, разжижает рас­ плав, уменьшает размеры кремпекпслородных комплек­ сов, что, в свою очередь, делает их более подвижными, способными к образованию мельчайших кристалличе­ ских агрегатов [81]. Кроме того, наличие большого ко­ личества закиси-окиси железа в шлаке приводит к об­ разованию магнетита, который является центром кри­ сталлизации пироксена.

Пироксеновое литье, как правило, имеет более высо­ кие физико-механические показатели, чем мелплптовое, особенно по истираемости — основной характеристики металлошлаковых изделий. Это зависит от ряда причин, связанных как со свойствами самих минералов, напри­ мер с твердостью, так и с режимами термической обра­ ботки самих отливок.

Кристаллизация шлаков

Изучаемые шлаки по своей способности к кристал­ лизации из расплава находятся между стеклами и ме­ таллами. Силикатные расплавы, имеющие состав обыч­ но применяемых в промышленности стекол, в отличие от большинства металлов, как правило, плохо кристал­ лизуются из расплава. Шлаки ММК и БГМК относят­ ся к силикатам, хорошо кристаллизующимся, и в то же время их можно в определенных условиях переохладить до чистого стекла. Склонность к кристаллизации из расплава у шлаков ММК выше, чем у шлаков БГМК. Разработку технологии изготовления металлошлаковых

труб мы вели с использованием именно этих свойств исследуемых шлаков.

Как и при исследовании любых силикатов, различа­ ют кристаллизацию из расплава и стекла. Особый ин­ терес для нас представляла способность данных шла­ ков к кристаллизации из расплава, точнее кинетика их кристаллизации. Это диктовалось как условиями техно­ логии изготовления металлошлаковых труб, так и сте­ пенью изученности этого вопроса. К сожалению, очень немногие работы посвящены кинетике кристаллизации шлаковых расплавов. По доменным шлакам известны исследования Ю. Д. Кручинина [82, 83], по каменному литью — работы А. А. Леонтьевой [84], Б. X. Хана [85, 86], А. Г. Котловой [87].

Согласно представлениям, развитым Я- И. Френке­ лем [88], жидкое состояние любого вещества представ­

ляет собой слабо упорядоченную систему,

где

сущест­

вуют

«осколки» кристаллов

[89]

в виде

частиц

веще­

ства (так называемый ближний порядок,

который

с по­

вышением

температуры

разрушается).

Следовательно,

переход из

жидкого состояния

в

твердое

заключается

в образовании

правильного

расположения

атомов

(ио­

нов),

простирающихся

на

большое расстояние,

т. е.

в установлении дальнего порядка.

 

 

 

 

 

Процесс кристаллизации, обычно разделяется на два

этапа: образование зародышей (с. о. ц.)

и рост кристал­

лов

(л. с. к.).

Вследствие

гетерофазиых

флюктуаций

возникают

небольшие участки,

имеющие

такое

же рас­

положение

ионов (атомов),

как

и в кристалле.

Возник­

новение кристаллика в переохлажденной жидкости вы­ зывает затрату энергии на образование поверхности раздела [90]. При этом если размер кристаллика мень­ ше критического, то энергетически более выгодно его разрушение, так как поверхностная энергия превышает выигрыш в энергии перехода в более устойчивое со­ стояние. Если же кристалл больше критического, то энергетически более выгоден будет его рост.

Для скорости образования центров кристаллизации (с. о. ц.) существует следующая зависимость:

U

Во*

 

/= А ,е RTe

?'(а7т;

(1.13)

где В =

■; АТ = Т — 7),;