Файл: Черникова П.Д. Технико-экономические расчеты и обоснования в дипломных проектах (при разработке, производстве и эксплуатации новых радиоэлектронных приборов и устройств) [методические рекомендации].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
В результате приведенные затраты по вариантам составят:
Зх = 120 + 0,2-0,685-150 = 140,6 руб/год;
32 = 90 + 0,2-0,680-200= 117,2 руб/год.
Таким образом, более эффективным является второй вариант. Этот же вывод подтверждается и расчетом срока окупаемости, так как Т~/1 < Та:
Тг/ = |
0,680-200 — 0,685-150 |
х 1 год. |
----------- ---------------- |
Л120 — 90
Годовая экономия приведенных затрат, получаемая на одном новом приборе, составит
Д3э = 31 — 3 „ = 140,6— 117,2 = 23,4 руб/год.
Таким образом, повышение надежности и долговечности новых приборов должно преследовать строго определенные, экономически обоснованные задачи.
3.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Количество деталей в конструкции и их соотношение по конструктивному назначению как фактор технологичности
По своему конструктивному назначению детали могут быть распределены на три основные группы:
1)основные детали, служащие для выполнения опре деленных функций (кинематической, динамической, элек трической и т. п.), непосредственно связанных со слу жебным назначением изделия (например, лампы, полу проводниковые приборы, интегральные схемы, сопротив ления, провода, шестерни и т. д.); обозначим их коли чество в изделии через /госн;
2)дополнительные детали, служащие для простран ственной компоновки изделия (каркасы, шасси, панели),
атакже такие детали, как крышки, колпаки, кожухи й
т. Д-, |
йдОП, |
3) |
крепежные нормализованные детали — /гкр. |
Экономичность конструктивного оформления изделия
в целом можно охарактеризовать при помощи показа теля
h _ ^доп
"•эк —
^осн
57
При сопоставлении двух конструкций более техноло гичной окажется та, у которой показатель k3K будет ни же. При расчете показателя крепежные детали не учи тываются.
Экономичность конструкции можно повысить также, если уменьшить общее количество деталей в ней, как ос новных, так и дополнительных. При разработке электри ческой схемы желательно свести к минимуму число ис пользуемых в ней номиналов деталей, ламп и других готовых изделий. В этих же целях необходимо применять такие методы изготовления деталей, как холодная вы тяжка, литье под давлением, точное литье, прессование деталей из пресспорошка и металлопорошка и т. д., ко торые создают предпосылки для сокращения числа детал *й.
Таким образом, конструкция, которая образуется из меньшего количества основных и дополнительных дета лей, более технологична.
Конструктивные формы детали как фактор технологичности
Обеспечить технологичность детали можно, если до биться, чтобы ее конструктивные формы представляли собой сочетание наиболее простых и удобных для обра ботки поверхностей путем, например, штамповки, чекан ки, обработки на автоматах, револьверных, фрезерных и других станках. При этом долю сложных деталей, тре бующих для своего изготовления специальных или слож ных приспособлений, надо по возможности снижать. Упростив форму детали, мы сокращаем время ее обра ботки, уменьшаем сроки технической подготовки произ водства, а также уменьшаем потребность в специальной технологической оснастке.
Важным признаком технологичности конструкций яв ляется уровень требований, предъявляемых к точности исполнения деталей и чистоте обрабатываемых поверх ностей. Чем выше требования к точности размеров дета лей, тем выше себестоимость их изготовления, так как в этом случае необходима более сложная конструкция инструментов, возникает надобность в более частых и тщательных заточках инструмента, большая вероят ность появления брака, необходимо вводить стопроцеит-
58
ный контроль размеров после каждой операции. Так, перевод детали средней сложности из четвертого в тре тий класс точности повышает себестоимость штампа в 2—3 раза и снижает, срок его службы в 3—4 раза [20]. Поэтому назначение допусков на размеры каждой дета ли и класса чистоты обработки поверхностей должно производиться после глубокого и всестороннего анализа конструируемой детали. В результате такого анализа должны быть выбраны оптимальные классы точности и чистоты обработки деталей, которые обеспечивали бы соответствующие качество и точность изделия в целом при минимальных затратах на его производство.
Следовательно, по данному фактору технологичности показателями сравнения вариантов конструкции могут
быть:
а) количество деталей с удобными поверхностями об работки;
б) количество специальных и сложных деталей, тре бующих сложной обработки;
в) средний класс точности обработки деталей; г) средний класс чистоты поверхностей обрабатывае
мых деталей.
Средний класс точности и средний класс чистоты обработки поверхностей следует определять по чертежам как средневзвешенные величины. Определение среднего класса точности и среднего класса чистоты обработки по изделию в целом ведется только по оригинальным дета лям (стандартные, нормализованные и унифицированные детали при этом не учитываются).
Преемственность конструкции как фактор технологичности
При сравнении вариантов конструкции по степени конструктивной преемственности могут быть использо ваны следующие коэффициенты.
Коэффициент преемственности
(, Ян.с ~Ъ Яуи ^пр »
По
где лн.с — количество нормализованных и стандартизо ванных деталей и узлов;
59
• Пуп — количество унифицированных деталей и уз лов; '
п0 —. общее число деталей и узлов в изделии (без крепежных деталей).
Покупные изделия (узлы, блоки), комплектующие данный прибор (аппарат), учитываются в /гн.с пли пуи по количеству их наименований без учета входящих в них деталей (например, трансформатор — 5 шт., конденса тор — 8 шт. и т. д.). Чем выше коэффициент преемствен ности knp, тем более технологична конструкция.
Коэффициент нормализации и стандартизации
Чем выше коэффициент нормализации и стандартиза ции kn.c, тем более технологична конструкция.
Коэффициент повторяемости
ЛП »
П0
где /г„ — общее количество наименований деталей и уз лов в изделии.
Чем меньше коэффициент повторяемости kn, тем бо лее технологична конструкция, так как в такой конструк ции максимально сокращается количество применяемых наименований и типоразмеров деталей и узлов при одно временном увеличении количества их по каждому наиме нованию и каждому типоразмеру, что способствует по вышению типа производства. И наоборот, чем ближе коэффициент повторяемости k„ к единице, тем хуже, так как в этом случае большинство наименований деталей (узлов) представлено в изделии в количестве пе более одной штуки, что увеличивает номенклатуру деталей в производстве и снижает, следовательно, тип производ ства.
Унификация деталей и узлов приборов, уменьшая но менклатуру вновь осваиваемых деталей, сокращает объ ем и сроки проектных работ, способствует увеличению массовости и углублению специализации производства, внедрению поточных и автоматических поточных линий.
Кроме того, унификация дает возможность в значи
60
тельной степени использовать для производства новой продукции имеющуюся оснастку — инструмент, приспо собления, штампы и т. д., сокращая тем самым затраты на освоение новой продукции. Все это улучшает исполь зование производственных мощностей, повышает произ водительность труда, снижает себестоимость изделий.
Повышение уровня нормализации и стандартизации еще в большей степени, чем унификация, сокращает за траты на производство новых радиоэлектронных изделий.
Однако не всякая преемственность деталей и узлов для новой конструкции целесообразна. Механическое пе ренесение в новые конструкции деталей и узлов уста ревших изделий может привести к ухудшению показате лей нового изделия: завышенному весу, избыточной тру доемкости его изготовления и т. д. Вот почему, прежде чем использовать освоенные детали и узлы для вновь проектируемого изделия, необходимо провести тщатель ный отбор только таких из них, которые отвечают пере довой технике, технологии и экономике производства.
При экономическом обосновании оптимальной унифи кации деталей и узлов надо учитывать ее влияние не только на затраты, связанные с проектированием и из готовлением приборов (аппаратов), но и на расходы по их эксплуатации. При осуществлении унификации дета лей и узлов во многих случаях могут экономиться не только капитальные вложения (затраты, связанные с производством изделий), но и эксплуатационные рас ходы.
Применяемые материалы как фактор технологичности
Выбор материала значительно влияет на технологич ность изготовления изделия. Конечно, марка материала определяется в первую очередь технико-эксплуатацион ными соображениями, конструктивными требованиями и требованиями технической эстетики, т. е. стремлением обеспечить надлежащее качество работы и надежность изделия в эксплуатации, придав ему одновременно кра сивый внешний вид. Но если этим требованиям удовле творяют две, три и больше различных марок материа лов, то выбрать следует ту из них, которая обеспечит наибольшее снижение себестоимости изделия. Таким ма
61
териалом не обязательно окажется самый дешевый из них. Иногда выгоднее применять более дорогой матери ал, если он легче поддается обработке. Вот почему при выборе материала следует учитывать, помимо техникоэксплуатационных качеств, требований технической эсте тики и цены, еще и фактор технологичности обработки.
Существенных результатов в повышении технологич ности изделий можно добиться путем сокращения рас хода материалов на единицу продукции и уменьшения веса радиоэлектронных приборов. Так, например, замена в разъемах гетинакса на пластмассу АГ-4 позволяет уменьшить вес его на 30—50 г [12]. Алюминий, особенно анодированный, успешно заменяет дефицитную медь как проводниковый и конструкционный материал, позволяя значительно снизить вес и стоимость проводников и кон струкций при одновременном повышении их нагревостойкости.
Для сокращения расхода материалов на изделие не обходимо также уменьшать габариты деталей и узлов, рационально выбирать их электрические и механические параметры. В ряде случаев детали и узлы утяжеляются потому, что при конструировании электрическую проч ность изделия и стабильность его параметров пытаются обеспечить не созданием рациональной конструкции и использованием наиболее подходящих материалов, а бо лее легким путем — увеличением габаритов и примене нием целого ряда вспомогательных деталей, предназна ченных для компенсации нестабильного качества основ ных деталей. Прочность и жесткость деталей, выполняющих механические функции, иногда обеспечи вают не подбором наиболее рациональных форм и се чений, а увеличением этих сечений и утолщением стенок. В процессе конструирования не всегда учитывают возможности оптимального раскроя материалов. Все это — резервы дальнейшего повышения технологичности конструкций.
Важным фактором повышения технологичности явля ется и всемерное сокращение номенклатуры и типораз меров применяемых материалов, ибо многообразие наи менований и марок материалов не только затрудняет ма териально-техническое снабжение производства, но и усложняет процесс производства, поскольку разные мар ки материалов требуют разной термической обработки,
62
различной геометрии инструментов и различных режи мов обработки. Многообразие наименовании и марок ма териалов ведет к увеличению складских запасов, а сле довательно, и оборотных средств предприятия.
При проектировании нового изделия выявляется воз можность сокращения сортамента используемых мате риалов по отношению к исходному варианту и замены дефицитных материалов полноценными заменителями. Для характеристики применяемых материалов и степени их использования в проектируемом изделии составляется спецификация материалов. Обобщающий анализ можно провести на основе следующих показателей.
Коэффициент применяемости материалов
k |
П" |
j |
'<п.м — |
«т |
|
|
|
где /гн —■количество наименований деталей (оригиналь ных и унифицированных) в изделии;
пг — количество типоразмеров материалов. Повышение коэффициента &п.м свидетельствует о
лучшей применяемости материалов; &Пм=1 является наи худшим — это означает, что каждое наименование де тали должно выполняться из другого (нового) вида ма териалов, что в свою очередь приводит к усложнению организации производства на заводе и увеличению за пасов материальных ценностей на складах завода.
Коэффициент использования материалов
иёчист
/< п — |
, |
ёчерн
где £ч„ст — чистый вес готовых деталей (за исключе нием покупных), кг;
£чеРн — черный вес тех же деталей, кг.
Чем больше коэффициент использования материалов, т. е. чем ближе ku к единице, тем более технологична конструкция, тем меньше материалов уходит в отходы при раскрое, в стружку при резании и т. д.
Коэффициент дефицитности материалов
ёд еф
^деф
йчист
63
где "д,ф — вес дефицитных материалов, применяемых в конструкции, кг (определяется по черте жам вариантов конструкции).
При выборе рода материалов необходимо правильно учитывать сравнительную их дефицитность и по возмож ности уменьшать коэффициент дефицитности.
Расчлененность конструкции как фактор технологичности
Среди требовании, предъявляемых к новой конструк ции прибора, имеются такие, как минимальная длитель ность производственного цикла изготовления, простота сборки, монтажа, обслуживания при эксплуатации и ре монте. Для удовлетворения этих требований конструк ция должна быть максимально расчленена на состав-, ляющие ее сборочные соединения.
Наибольшей расчлененности конструкции можно до биваться, применив функционально-узловой принцип кон струирования, при котором прибор (аппарат) разбивают на отдельные функционально законченные блоки и суб панели, соединенные между собой кабелями. В свою оче редь блоки разбивают на функционально законченные узлы, выполняемые в виде легкосъемных конструкций.
С точки зрения сборки технологичной будет такая конструкция, которая расчленена на максимальное коли чество сборочных единиц, что обеспечивает возможность параллельной и независимой их сборки, функциональную законченность отдельных узлов, наименьшее число и наи большую простоту межузловых связей.
Расчленение конструкции радиоэлектронных приборов на возможно большее количество сборочных элементов облегчает задачи унификации этих элементов и, следова тельно, расширяет возможности использования их в раз личных изделиях, а также улучшает возможности спе циализации и кооперирования производства.
В качестве показателей для сопоставления вариантов конструкции по этому фактору технологичности могут быть: количество функционально законченных узлов в изделии; трудоемкость сборки, монтажа и регулировки изделия в нормо-часах.
64
Взаимозаменяемость элементов конструкции как фактор технологичности
В качестве показателей взаимозаменяемости элемен тов конструкции можно применять:
коэффициент геометрической взаимозаменяемости
где |
Тпр — трудоемкость пригоночных (слесарных) ра |
|
бот на изделие, нормо-час; |
|
Гсб — трудоемкость сборки и монтажа изделия, |
|
нормо-час; |
|
коэффициент физической взаимозаменяемости |
|
kфмз --- |
где |
Грег — трудоемкость регулировки, настройки изде |
|
лия, нормо-час. |
|
Здесь имеется в виду взаимозаменяемость элементов |
по физическим параметрам. |
|
|
Чем больше эти показатели, тем меньше взаимозаме |
няемость элементов конструкции, тем меньше возможно стей применения в производстве высокопроизводительной оснастки, а также механизированных и автоматизирован ных технологических процессов, тем, следовательно, ху же технологичность конструкции и все ее экономические показатели.
Все рассчитанные показатели технологичности сле дует свести в итоговую таблицу (см. форму табл. 3.6).
Таблица 3.6
Показатели технологичности прибора
Показатели технологичности |
Обозначение |
Значение показателя |
показателя |
расчетное предельное |
|
|
|
Дипломник должен не только определить те или иные показатели технологичности по сравниваемым ва-
5 Заказ 1792 |
65 |