Файл: Усов С.В. Основы эксплуатации электрических станций конспект лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
соидальную нагрузку, при которой добавочные потери в ро торе от токов высших гармоник будут не выше потерь несим метричного режима, допускаемого Правилами технической эксплуатации.
/ о2/'2э> 2 ВН
ЕСЛИ принять, что приведенное активное сопротивление ро тора высшим гармоникам тока гч приблизительно равно ак тивному сопротивлению обратной последовательности г2э, то критерий допустимости несинусоидального режима по ротору примет вид
V Р С Р
2 j 1 V ^ 1 2доп‘
При определении допустимой несинусоидальной нагрузки турбогенератора по статору по выражению (12) необходимо учитывать добавочные потери главным образом в верхних стержнях обмотки, в которых эти потери во много раз выше потерь в нижних стержнях из-за сильного вытеснения тока высших гармоник.
В табл. 15 приведены значения эквивалентной несиммет ричной нагрузки при работе турбогенератора на несинусои дальную нагрузку [17].
|
|
|
|
Т а б л и ца 15 |
Схема питания |
А — / в)1/А |
|
k lh |
У 'н |
выпрямителей |
|
|||
6-фазная ..................... |
0,330 |
1,49 |
0,233 |
0,30 |
12-ф азная..................... |
0,135 |
1,155 |
0,095 |
0,73 |
24-фазиая ..................... |
0,035 |
1,035 |
0,024 |
1,00 |
§ 39. Асинхронный режим
Под асинхронным режимом, вообще говоря, понимают кратковременную работу системы при несинхронной скорости одного или нескольких генераторов, что может быть вызвано либо нарушением их устойчивости, либо потерей возбуждения.
В первом случае генераторы не теряют возбуждения, но выходят из синхронизма по отношению к остальной части си стемы и работают с переменным скольжением, находясь то в генераторном, то в двигательном режиме (качания). Такой режим является тяжелой аварией и часто влечет за собой полный распад системы. Подобные аварии и способы их пред отвращения подробно рассматриваются в курсах устойчивости.
Во втором случае генератор теряет возбуждение и перехо дит из синхронного в устойчивый асинхронный режим с по
151
стоянным скольжением и отдачей некоторой активной мощ ности в систему. При этом возбуждение генератора осуществ ляется за счет потребления реактивной мощности из системы.
Причины потери возбуждения разнообразны. Это и повреж дения в цепях возбуждения (обрыв), и неисправность вторич ных цепей защиты и управления и, наконец, ошибочные дей ствия персонала.
Во многих случаях возбуждение может быть быстро вос становлено и нормальная работа генератора возобновляется.. В других случаях требуется переход на резервное возбужде ние и, хотя такой переход занимает некоторое время, оста новку генератора производить нецелесообразно, учитывая трудности последующего пуска горячей турбины, а также углубление аварийного состояния в системе при отключении мощности. Вот почему Правилами технической эксплуатации, разрешается кратковременная работа турбогенераторов в асинхронном режиме без возбуждения. Величина асинхронной мощности и допустимая продолжительность режима зависят от конструкции генератора, состояния цепи возбуждения в мо мент перехода в асинхронный режим и от возможностей энер госистемы компенсировать довольно значительную дополни тельную реактивную мощность по сравнению с предаварийным режимом (например, при переходе в асинхронный режим турбогенератора 300 МВт дополнительная реактивная мощ ность от сети должна составить 400—600 Мвар, в противном случае напряжение на шинах станции может понизиться до недопустимых значений).
При потере возбуждения исчезает с постоянной времени об мотки возбуждения т / синхронный момент нормального ре жима и турбогенератор сбрасывает активную нагрузку до нуля. Если в результате потери возбуждения обмотка возбуж дения окажется разомкнутой, то переходный процесс исчезно вения потока ротора будет происходить с постоянной времени массивной бочки ротора Тб'. По мере уменьшения синхронного тормозящего момента на валу генератора возникает избыточ ный момент, скорость вращения агрегата возрастает и он переходит в асинхронный режим со все увеличивающимся скольжением. При этом замкнутые контуры ротора начинают пересекать магнитное поле в зазоре машины, создаваемое м. д. с. статора, и в них индуктируется переменный ток часто ты скольжения
который и обусловливает появление асинхронного тормозя щего (генераторного) момента на валу Масх.
Одновременно под действием первичного регулятора тур
152
бины, уменьшающего впуск пара, падает вращающий момент турбины до величины, при которой он будет уравновешен воз росшим асинхронным моментом (рис. 105). Из-за одноосности обмотки возбуждения и неодинаковости магнитной проводи мости в продольной и поперечной осях машины этот асинхрон ный момент не остается постоянным, а колеблется около сред него значения Масхср по закону [21] (рис. 106)
УИасх = М й sin2о -)- M qcos2о,
где б — угол сдвига продольной оси ротора относительно маг
нитного потока |
в зазоре; |
М.& и Mq— момент на валу, соответ |
|||||
ствующий |
максимуму тока |
М |
|||||
в продольной |
и |
поперечной |
|||||
осях. |
|
|
|
|
измене |
|
|
Периодическое |
|
||||||
ние Л4асх приводит к колеба- |
|
||||||
ниям |
мощности |
(5—7%) и |
|
||||
скольжения |
генератора, |
и, |
|
||||
таким |
образом, |
можно |
|
||||
лишь условно • считать, |
что |
|
|||||
асинхронный ход без воз |
|
||||||
буждения |
является |
устано |
|
||||
вившимся режимом. |
|
|
|
||||
Вид |
характеристики |
|
|||||
Масx(s%) |
и |
максимальная |
|
||||
величина момента определя |
|
||||||
ются состоянием цепи воз |
|
||||||
буждения |
при |
переходе ге |
|
нератора в асинхронный ре жим. При разомкнутой
обмотке возбуждения токи частоты скольжения наводятся в-- массиве ротора, который ведет себя при этом как многофаз ный ротор. По мере увеличения скольжения глубина проник новения токов уменьшается и активное сопротивление ротора растет, растут также потери в роторе ДРасх> причем, как и при несимметричном режиме, распределение их по поверхности ро тора неравномерно. Наибольшие потери выделяются в торцо вой зоне, и поэтому именно там наблюдаются наибольшие температуры, ограничивающие асинхронную мощность генера тора.
Несмотря на то что реактивное сопротивление рассеяния ротора с ростом скольжения падает (рис. 107), значительное увеличение эквивалентного активного сопротивления ротора обусловливает увеличение его полного сопротивления и срав нительно пологий подъем моментной характеристики с увели чением скольжения (кривая 1 рис. 108). Как видно из этой кривой, установившийся асинхронный режим достигается при
153
■сравнительно больших скольжениях (0,8 — 0,9%), при кото рых потери в роторе могут оказаться больше допустимых:
^Расх доп ^ ^^возб II-
•Если частота скольжения ротора относительно потока статора
г |
_ _ р \ п |
|
Js |
60 ’ |
|
где р — число пар полюсов |
ротора; |
Ап — разность синхрон |
ной и асинхронной скоростей, то скольжение |
||
s = 1 — <•>* = |
-j- |
154
и допустимая мощность генератора в асинхронном режиме без возбуждения
Расх доп |
ДД)ОЗб II |
5 |
/ А Р р о з б н
Л
Другой характер приобретает режим работы генератора без возбуждения при замкнутой обмотке ротора. Такой слу чай возможен при потере возбуждения возбудителя, когда об мотка ротора остается замкнутой на якорь возбудителя, или в случае отключения автомата гашения поля, когда обмотка ротора замыкается на гасительное сопротивление. В, этом слу чае процессы в роторе усложняются за счет наводимого в об мотке возбуждения однофазного переменного тока, имеющего частоту скольжения и соз дающего пульсирующее поле той же частоты. Это магнитное поле по общим правилам может быть разложено на два вра щающихся в разные сто роны поля половинной амплитуды. Обратное по
ле, вращающееся |
против |
движения ротора с угло |
|
вой скоростью s |, |
будет |
неподвижно относительно вращающегося поля ста тора и создаст тормо зящий (генераторный) момент, который сло жится с моментом от то
ков, наведенных в массиве ротора полем статора, и, таким об разом, результирующий асинхронный момент при данном скольжении значительно увеличится. Моментная характери стика генератора станет более «жесткой» (кривая 2 рис. 108).
Прямое поле наводит в статоре токи частоты ( l + 2s), маг нитное поле которых находится в противофазе с прямым по-
.лем, и поэтому дополнительного момента вращения не соз дает. Однако эти токи, замыкаясь через сеть, на которую ра ботает генератор, вызовут значительные колебания (пульса
ции) токов |
статора |
с двойной частотой |
скольжения |
(2 5 -3 0 % ). |
|
является неприятной |
особенностью |
Это обстоятельство |
асинхронного режима турбогенератора с замкнутой обмоткой ротора (рис. 109).
Существует промежуточный режим у машин, имеющих ■•схему возбуждения, выполненную на выпрямителях (рис. НО).
155
Выпрямительное устройство, на которое оказывается замкну той обмотка ротора, пропускает ток только в одном направле нии, указанном стрелкой. Поэтому переменный однофазный ток частоты скольжения, возникающий в обмотке возбужде ния турбогенератора при асинхронном режиме, прерывается каждый полупериод при переходе тока через нуль, что экви валентно периодическому размыканию и замыканию обмотки
возбуждения. Помимо того, что такой режим привел бы к не желательному периодическому резкому изменению асинхрон ного момента, он еще и опасен для изоляции ротора из-за перенапряжений, появляющихся на обмотке возбуждения и на выпрямительном мосте в моменты обрыва цепи тока. При меняя постоянно включенное параллельно обмотке возбужде
ния сопротивление тиритового типа, величина которого зави сит от приложенного напряжения, избегают этих неприятных последствий.
На рис. 108 приведен еще третий вид характеристики асин хронного момента в зависимости от скольжения, когда обмот ка возбуждения замкнута на гасительное сопротивление (кри вая 3). Как видно, из-за наличия в цепи возбуждения неболь шого дополнительного сопротивления (3—5-кратное сопротив ление обмотки возбуждения) асинхронные моменты умень шаются и характеристика становится более пологой (менее «жесткой»).
156
Как указывалось выше, переход турбогенератора в асин хронный режим сопровождается увеличением потребления реактивной мощности. Генератор, потеряв возбуждение, вопервых, перестает выдавать в систему реактивную мощность, которая в нормальном режиме обычно составляет 0,6 — 0,65 Ракт (например, для блока 300 МВт около 200 Мвар), и, во-вторых, начинает потреблять из сети реактивный ток. Вели чина его в начале перехода в асинхронный режим, т. е. при нулевом скольжении, определяется напряжением сети Uc и суммой реактивных сопротивлений: внешнего хвн и синхрон ного Xd или хд. Этот ток равен 0,4—0,6 /н у турбогенераторов
0 5 |
t O |
it5 |
Рис. |
Ш |
Рис. И2 |
разных типов. При увеличении скольжения потребление тока из сети возрастает из-за повышения асинхронной нагрузки турбогенератора и может достигнуть даже при относительно
малых скольжениях очень больших значений (рис. 111). |
|
|||
Сказанное |
иллюстрируется |
векторной |
диаграммой |
|
рис. 112 [16], |
построенной для схемы замещения турбогенера |
|||
тора, работающего в асинхронном |
режиме без возбуждения |
|||
при разомкнутой обмотке ротора. |
Как видно, ток статора |
|||
равен геометрической сумме намагничивающего |
тока |
и |
||
приведенного тока ротора Д/ и при увеличении |
последнего |
|||
ток статора также увеличивается. |
Как ток намагничивания, |
так и приведенный ток ротора могут быть вычислены по изве стному скольжению. Однако ввиду того, что зависимость тока ротора от скольжения очень сложна, формулы для его опре деления здесь не приводятся [20].
157