Файл: Усов С.В. Основы эксплуатации электрических станций конспект лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
Математическое описание различных вариантов процеду ры прогнозирования для каждой составляющей нагрузки и для суммарного графика системы приведено в [1].
Осветительно-бытовой график сильно влияет на число и расположение пиков на системном графике и на его конфигу рацию. Чем больше относительная величина осветительной нагрузки, тем неспокойней характер суммарного графика си стемы. Осветительная нагрузка зависит от времени дня, сезо на года и подвержена значительному влиянию внешних слу чайных воздействий, например погоды. Все эти влияния от ражаются на системном графике.
При соотношении осветительной нагрузки и промышленной нагрузки 1 :5 системный график уже приобретает выражен
ную пиковость, |
а его коэффициент неравномерности kB= |
""" ■ |
приближается |
к 50%. Система, имеющая такой график |
“макс |
на |
грузки, носит название системы городского типа со смешанной нагрузкой.
При соотношении осветительно-бытовой и промышленной нагрузки 1:10 коэффициент неравномерности графика kB пре восходит значение 85—90% и пики нагрузки сглаживаются. Систему с такой нагрузкой называют промышленной систе мой.
Таким образом, относительное увеличение промышленной нагрузки оказывает благоприятное влияние на конфигурацию суммарного графика, выравнивая его и уменьшая пики на грузки.
§ 2. Скорость изменения нагрузки
Очень важной динамической характеристикой графика, в особенности с точки зрения его регулирования, является ско рость изменения нагрузки dP/dx. Этот показатель обычно вы ражают в процентах включенной мощности машин станции или системы и определяют изменения нагрузки в минуту. Только тогда получается полное представление о напряжен ности работы машин станции или системы при регулировании графика. Конечно, в этом случае необходимо учитывать не только изменения усредненной нагрузки, но и накладываю щиеся на них флуктуационные колебания.
С точки зрения скорости изменения нагрузки на графике различают несколько периодов, в течение которых эти ско
рости заметно отличаются друг от друга |
(рис. 1). Как видно, |
|
наименьшая скорость изменения нагрузки |
имеет место в ноч |
|
ные часы. Средняя скорость между 1.00 |
и |
6.00 часами равна |
0,008 — 0,010% в минуту. При переходе |
от |
ночной нагрузки |
к дневной в период времени от 6.00 до 8.00 имеет место значи тельно большая скорость повышения нагрузки. Она составляет
10
на рис. 1 около 0,2% в минуту. Очень быстрые изменения на грузки возникают при понижениях графика, вызванных пауза
ми в работе |
производственных |
Р /р манс |
|
|
||||
предприятий, в особенности около |
|
|
||||||
■9.00. Здесь средняя |
скорость из- |
100 |
|
|
||||
менения |
нагрузки |
составляет |
|
|
|
|||
около 0,4 — 0,5% |
в минуту. |
|
|
|
|
|||
Действительная |
скорость из |
|
|
|
||||
менения нагрузки с учетом флук |
|
|
|
|||||
туаций мощности и толчков на |
|
|
|
|||||
грузки |
крупных |
|
потребителей |
|
|
|
||
может |
оказаться |
значительно |
|
|
|
|||
выше. На рис. 2 |
показана часть |
|
|
|
||||
графика нагрузки с точками, запи |
|
|
|
|||||
санными через одну минуту. |
Ско |
|
18 |
2Ьч |
||||
рость изменения |
нагрузки |
в от |
|
|||||
|
Время |
|
||||||
дельных точках этого графика до |
|
|
||||||
|
|
|
||||||
стигает 2,2% |
в минуту. В некото |
Рис. |
1 |
|
||||
рых случаях приходится счи |
|
|
на |
|||||
таться с еще большими скоростями. При сбросе мощности, |
||||||||
пример, |
из-за ошибки персонала |
регулирующих |
станций или |
МВт
1800 —
мин
из-за отключения межсистемной линии связи наблюдались скорости изменения графика в 20—25% в минуту (!).
§ 3. Колебания нагрузки
Точные измерения показывают, что кривая изменения на грузки не остается спокойной и плавной, как это указано на суточном графике, выполненном обычными способами, а всегда сопровождается колебаниями большей или меньшей
амплитуды (рис. 3).
Причинами появления этих колебаний, накладывающихся
на основной график, служат:
а) толчки нагрузки крупных потребителей с мощными
11
токоприемниками |
(электрические |
печи, прокатные станьг, |
||||||
электролизные ванны и т. |
п.). Период таких колебаний может' |
|||||||
а) . |
6) |
быть относительно большим — |
||||||
порядка |
нескольких |
минут' |
||||||
|
|
(рис. |
3,а) или же эти колеба |
|||||
|
|
ния могут быть быстрыми, с |
||||||
|
|
периодом |
в |
несколько секунд, |
||||
|
|
(рис. |
3, б) . |
Приведенные |
на |
|||
|
|
рис. 3 колебания нагрузки име |
||||||
|
|
ют амплитуду до 50 МВт и. ча |
||||||
|
|
стоту до 7 колебаний в минуту;- |
||||||
|
|
б) |
|
многочисленные' |
толчки |
|||
|
|
включений и отключений ма |
||||||
|
|
лых потребителей, которые на |
||||||
|
|
кладываются друг на друга по |
||||||
|
|
статистическим |
законам. |
Ам |
||||
|
|
плитуда этих колебаний, |
кото |
|||||
|
|
рые часто называют флуктуа |
||||||
|
|
цией нагрузки или «шумом на |
||||||
|
|
грузки» (по аналогии с радио |
||||||
|
|
техническими шумами, мешаю |
||||||
|
|
щими приему полезных сигна |
||||||
|
|
лов), |
зависит |
от соотношения |
||||
|
|
осветительно-бытовой и мотор |
||||||
|
|
ной нагрузки и от средней мощ |
||||||
|
|
ности двигателей и может быть |
||||||
|
|
приближенно |
|
определена |
по |
|||
|
|
эмпирической формуле |
|
|
&== Т^^-^макс.
МВт —►
Рис з где Рыме — максимальная включенная мощность системы; т — коэффициент, характеризующий относительную величину
промышленной нагрузки,
",= 2 О - |
р‘ \ |
Р‘ |
р |
Р/уст ) |
Р макс |
<С^ |
Здесь Рмакс — суммарная нагрузка системы, МВт; Р*— мотор
ная Рдв или осветительно-бытовая |
Р0св |
нагрузка, МВт;. |
Р%уст —установленная мощность двигателей |
Рдвуот или осве |
|
тительно-бытовых приборов Роев уст. |
МВт; |
Pi op — средняя, |
мощность двигателя Рдв Ср или осветительно-бытового прибора Росв ср. МВт.
Коэффициент т изменяется вместе с изменениями соотно шения моторной и осветительно-бытовой нагрузки, и его вела-
12
чина, как правило, больше днем и меньше ночью и больше в рабочий день, чем в субботу и воскресенье. Для одной круп ной системы, например, коэффициент т равен 0,03 МВт для рабочего дня и 0,01 для воскресенья;
в) быстрые колебания с очень малой амплитудой и перио дом в 1—2 секунды, вызванные разной нечувствительностью первичных регуляторов отдельных турбин и качаниями рото ров при изменениях нагрузки генераторов. Эта третья катего рия колебаний принадлежит также к флуктуационным коле баниям нагрузки и отмечается регистрирующими приборами, ■однако ввиду малости их амплитуды с ними не считаются и не пытаются их устранить.
Так как мощность энергетической системы обычно увели чивается значительно быстрее, чем средняя мощность единич ного двигателя и осветительно-бытового прибора, относитель- -ная величина коэффициента т и амплитуды флуктуаций е с ■ростом мощности системы падает.
Если Ро — начальная мощность энергосистемы, а% — сред ний процент увеличения нагрузки в год, А — число лет, то мощность системы Р через А лет достигнет значения
Ял = Л,(1 + а ) л МВт.
’За тот же период времени коэффициент т увеличится до зна чения
111а — Ю-о(1 4~ а) ).
.-.а амплитуда флуктуационных отклонений нагрузки — до зна чения
eA= e0(l + а)°’75А.
-§ 4. Выравнивание графиков нагрузки
Под выравниванием графиков нагрузки здесь понимается -активное воздействие на режим потребления, приводящее к уменьшению максимумов нагрузки, увеличению ночной на-
.грузки и уменьшению скорости изменения графика во все часы суток, т. е. к облегчению регулирования нагрузки систе мы или станции.
Выравнивание трафиков не только облегчает работу обо рудования станций, но и повышает экономичность и рацио нальность его использования.
Понижения максимумов и повышения ночных минимумов нагрузки достигают увеличением числа смен на предприятиях, д также введением поощрительных ночных тарифов на ^энергию.
Эффективным средством уменьшения вечернего максимума
13
нагрузки явилось передвижение часовой стрелки вперед по отношению к истинному астрономическому времени. При этом фактический максимум промышленной составляющей графика наступает раньше, а осветительно-бытовой максимум оста ется во времени на своем месте. В результате они перестают накладываться друг на друга и общий максимум значительно уменьшается. Такое передвижение стрелки часов на 1 час вперед, декретированное правительством СССР в 1930 году, уменьшило вечерний максимум наших энергосистем приблизи тельно на 8%.
Несовпадение максимальной нагрузки в энергосистемах, находящихся в различных часовых поясах, обусловливает по нижение суммарного максимума при объединении этих систем на 6—9% (межсистемный эффект).
Уменьшение скорости изменения графика системы достига ется в основном раздвижением начала смен предприятий. При. этом одновременно уменьшается несколько и максимум на грузки, однако главное значение этого мероприятия заключа ется в уменьшении крутизны подъема графика нагрузки.
Уменьшение неравномерности графика нагрузки возможно также за счет повышения ночного провала при работе в ноч ные часы в режиме потребления гидроаккумулирующих элек тростанций (ГАЭС), которые затем в часы наибольшей на грузки системы помогут пиковым станциям.
Очень большое значение для выравнивания графиков на грузки могут иметь так называемые потребители-регуляторы,, часы работы которых и величина потребляемой мощности за даются энергосистемой. Последние два мероприятия в наших, энергосистемах пока применяются недостаточно.
Следует упомянуть в заключение, что в случае аварийной необходимости (при недостатке мощности из-за выпадения крупных агрегатов и даже целых электростанций либо из-за недостатка топлива на ТЭС и воды на ГЭС) производится аварийное ограничение потребления энергии, плановое, а в не отложных случаях — аварийное, выполняемое путем отключе ния потребителей на срок, необходимый для полного восста новления нормального положения в энергосистеме. Аварийные отключения производятся вручную либо автоматами аварий ной разгрузки по частоте, настроенными обычно на несколькоступеней понижения частоты в системе и имеющими различ ные выдержки времени.
§ 5. Регулирующий эффект нагрузки
При отклонениях частоты и напряжения от нормы потреб ление как активной, так и реактивной мощности в системе изменяется, и эти изменения отражаются на суммарном гра-
14