Файл: Усов С.В. Основы эксплуатации электрических станций конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Математическое описание различных вариантов процеду­ ры прогнозирования для каждой составляющей нагрузки и для суммарного графика системы приведено в [1].

Осветительно-бытовой график сильно влияет на число и расположение пиков на системном графике и на его конфигу­ рацию. Чем больше относительная величина осветительной нагрузки, тем неспокойней характер суммарного графика си­ стемы. Осветительная нагрузка зависит от времени дня, сезо­ на года и подвержена значительному влиянию внешних слу­ чайных воздействий, например погоды. Все эти влияния от­ ражаются на системном графике.

При соотношении осветительной нагрузки и промышленной нагрузки 1 :5 системный график уже приобретает выражен­

ную пиковость,

а его коэффициент неравномерности kB=

""" ■

приближается

к 50%. Система, имеющая такой график

“макс

на­

грузки, носит название системы городского типа со смешанной нагрузкой.

При соотношении осветительно-бытовой и промышленной нагрузки 1:10 коэффициент неравномерности графика kB пре­ восходит значение 85—90% и пики нагрузки сглаживаются. Систему с такой нагрузкой называют промышленной систе­ мой.

Таким образом, относительное увеличение промышленной нагрузки оказывает благоприятное влияние на конфигурацию суммарного графика, выравнивая его и уменьшая пики на­ грузки.

§ 2. Скорость изменения нагрузки

Очень важной динамической характеристикой графика, в особенности с точки зрения его регулирования, является ско­ рость изменения нагрузки dP/dx. Этот показатель обычно вы­ ражают в процентах включенной мощности машин станции или системы и определяют изменения нагрузки в минуту. Только тогда получается полное представление о напряжен­ ности работы машин станции или системы при регулировании графика. Конечно, в этом случае необходимо учитывать не только изменения усредненной нагрузки, но и накладываю­ щиеся на них флуктуационные колебания.

С точки зрения скорости изменения нагрузки на графике различают несколько периодов, в течение которых эти ско­

рости заметно отличаются друг от друга

(рис. 1). Как видно,

наименьшая скорость изменения нагрузки

имеет место в ноч­

ные часы. Средняя скорость между 1.00

и

6.00 часами равна

0,008 — 0,010% в минуту. При переходе

от

ночной нагрузки

к дневной в период времени от 6.00 до 8.00 имеет место значи­ тельно большая скорость повышения нагрузки. Она составляет

10


на рис. 1 около 0,2% в минуту. Очень быстрые изменения на­ грузки возникают при понижениях графика, вызванных пауза­

ми в работе

производственных

Р /р манс

 

 

предприятий, в особенности около

 

 

■9.00. Здесь средняя

скорость из-

100

 

 

менения

нагрузки

составляет

 

 

 

около 0,4 — 0,5%

в минуту.

 

 

 

 

Действительная

скорость из­

 

 

 

менения нагрузки с учетом флук­

 

 

 

туаций мощности и толчков на­

 

 

 

грузки

крупных

 

потребителей

 

 

 

может

оказаться

значительно

 

 

 

выше. На рис. 2

показана часть

 

 

 

графика нагрузки с точками, запи­

 

 

 

санными через одну минуту.

Ско­

 

18

2Ьч

рость изменения

нагрузки

в от­

 

 

Время

 

дельных точках этого графика до­

 

 

 

 

 

стигает 2,2%

в минуту. В некото­

Рис.

1

 

рых случаях приходится счи­

 

 

на­

таться с еще большими скоростями. При сбросе мощности,

пример,

из-за ошибки персонала

регулирующих

станций или

МВт

1800 —

мин

из-за отключения межсистемной линии связи наблюдались скорости изменения графика в 20—25% в минуту (!).

§ 3. Колебания нагрузки

Точные измерения показывают, что кривая изменения на­ грузки не остается спокойной и плавной, как это указано на суточном графике, выполненном обычными способами, а всегда сопровождается колебаниями большей или меньшей

амплитуды (рис. 3).

Причинами появления этих колебаний, накладывающихся

на основной график, служат:

а) толчки нагрузки крупных потребителей с мощными

11


токоприемниками

(электрические

печи, прокатные станьг,

электролизные ванны и т.

п.). Период таких колебаний может'

а) .

6)

быть относительно большим —

порядка

нескольких

минут'

 

 

(рис.

3,а) или же эти колеба­

 

 

ния могут быть быстрыми, с

 

 

периодом

в

несколько секунд,

 

 

(рис.

3, б) .

Приведенные

на

 

 

рис. 3 колебания нагрузки име­

 

 

ют амплитуду до 50 МВт и. ча­

 

 

стоту до 7 колебаний в минуту;-

 

 

б)

 

многочисленные'

толчки

 

 

включений и отключений ма­

 

 

лых потребителей, которые на­

 

 

кладываются друг на друга по

 

 

статистическим

законам.

Ам­

 

 

плитуда этих колебаний,

кото­

 

 

рые часто называют флуктуа­

 

 

цией нагрузки или «шумом на­

 

 

грузки» (по аналогии с радио­

 

 

техническими шумами, мешаю­

 

 

щими приему полезных сигна­

 

 

лов),

зависит

от соотношения

 

 

осветительно-бытовой и мотор­

 

 

ной нагрузки и от средней мощ­

 

 

ности двигателей и может быть

 

 

приближенно

 

определена

по

 

 

эмпирической формуле

 

 

&== Т^^-^макс.

МВт —►

Рис з где Рыме — максимальная включенная мощность системы; т — коэффициент, характеризующий относительную величину

промышленной нагрузки,

",= 2 О -

р‘ \

Р‘

р

Р/уст )

Р макс

<С^

Здесь Рмакс — суммарная нагрузка системы, МВт; Р*— мотор­

ная Рдв или осветительно-бытовая

Р0св

нагрузка, МВт;.

Р%уст —установленная мощность двигателей

Рдвуот или осве­

тительно-бытовых приборов Роев уст.

МВт;

Pi op — средняя,

мощность двигателя Рдв Ср или осветительно-бытового прибора Росв ср. МВт.

Коэффициент т изменяется вместе с изменениями соотно­ шения моторной и осветительно-бытовой нагрузки, и его вела-

12


чина, как правило, больше днем и меньше ночью и больше в рабочий день, чем в субботу и воскресенье. Для одной круп­ ной системы, например, коэффициент т равен 0,03 МВт для рабочего дня и 0,01 для воскресенья;

в) быстрые колебания с очень малой амплитудой и перио­ дом в 1—2 секунды, вызванные разной нечувствительностью первичных регуляторов отдельных турбин и качаниями рото­ ров при изменениях нагрузки генераторов. Эта третья катего­ рия колебаний принадлежит также к флуктуационным коле­ баниям нагрузки и отмечается регистрирующими приборами, ■однако ввиду малости их амплитуды с ними не считаются и не пытаются их устранить.

Так как мощность энергетической системы обычно увели­ чивается значительно быстрее, чем средняя мощность единич­ ного двигателя и осветительно-бытового прибора, относитель- -ная величина коэффициента т и амплитуды флуктуаций е с ■ростом мощности системы падает.

Если Ро — начальная мощность энергосистемы, а% — сред­ ний процент увеличения нагрузки в год, А — число лет, то мощность системы Р через А лет достигнет значения

Ял = Л,(1 + а ) л МВт.

’За тот же период времени коэффициент т увеличится до зна­ чения

111а — Ю-о(1 4~ а) ).

.-.а амплитуда флуктуационных отклонений нагрузки — до зна­ чения

eA= e0(l + а)°’75А.

-§ 4. Выравнивание графиков нагрузки

Под выравниванием графиков нагрузки здесь понимается -активное воздействие на режим потребления, приводящее к уменьшению максимумов нагрузки, увеличению ночной на-

.грузки и уменьшению скорости изменения графика во все часы суток, т. е. к облегчению регулирования нагрузки систе­ мы или станции.

Выравнивание трафиков не только облегчает работу обо­ рудования станций, но и повышает экономичность и рацио­ нальность его использования.

Понижения максимумов и повышения ночных минимумов нагрузки достигают увеличением числа смен на предприятиях, д также введением поощрительных ночных тарифов на ^энергию.

Эффективным средством уменьшения вечернего максимума

13

нагрузки явилось передвижение часовой стрелки вперед по отношению к истинному астрономическому времени. При этом фактический максимум промышленной составляющей графика наступает раньше, а осветительно-бытовой максимум оста­ ется во времени на своем месте. В результате они перестают накладываться друг на друга и общий максимум значительно уменьшается. Такое передвижение стрелки часов на 1 час вперед, декретированное правительством СССР в 1930 году, уменьшило вечерний максимум наших энергосистем приблизи­ тельно на 8%.

Несовпадение максимальной нагрузки в энергосистемах, находящихся в различных часовых поясах, обусловливает по­ нижение суммарного максимума при объединении этих систем на 6—9% (межсистемный эффект).

Уменьшение скорости изменения графика системы достига­ ется в основном раздвижением начала смен предприятий. При. этом одновременно уменьшается несколько и максимум на­ грузки, однако главное значение этого мероприятия заключа­ ется в уменьшении крутизны подъема графика нагрузки.

Уменьшение неравномерности графика нагрузки возможно также за счет повышения ночного провала при работе в ноч­ ные часы в режиме потребления гидроаккумулирующих элек­ тростанций (ГАЭС), которые затем в часы наибольшей на­ грузки системы помогут пиковым станциям.

Очень большое значение для выравнивания графиков на­ грузки могут иметь так называемые потребители-регуляторы,, часы работы которых и величина потребляемой мощности за­ даются энергосистемой. Последние два мероприятия в наших, энергосистемах пока применяются недостаточно.

Следует упомянуть в заключение, что в случае аварийной необходимости (при недостатке мощности из-за выпадения крупных агрегатов и даже целых электростанций либо из-за недостатка топлива на ТЭС и воды на ГЭС) производится аварийное ограничение потребления энергии, плановое, а в не­ отложных случаях — аварийное, выполняемое путем отключе­ ния потребителей на срок, необходимый для полного восста­ новления нормального положения в энергосистеме. Аварийные отключения производятся вручную либо автоматами аварий­ ной разгрузки по частоте, настроенными обычно на несколькоступеней понижения частоты в системе и имеющими различ­ ные выдержки времени.

§ 5. Регулирующий эффект нагрузки

При отклонениях частоты и напряжения от нормы потреб­ ление как активной, так и реактивной мощности в системе изменяется, и эти изменения отражаются на суммарном гра-

14