Файл: Сооружение высокодебитных водозаборных и дренажных скважин..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.07.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
иые нагрузки, воспринимаемые ротором при проходке галечниковых и трещиноватых пород, передавались на главный вал и ударные нагрузки разрушающе дейст вовали на всю систему передачи.
У модификации УКС-ЗОМ-ОП тот же основной не достаток— низкое положение ротора (1,5 м ) —-исклю чает возможность вести бурение с обратной промывкой при залегании уровня грунтовых вод на глубине меньше
3 м.
Потребление электроэнергии станком УКС-ЗОМ-ОП в сумме с двумя насосами для подачи воды превышает 50 кВт. Для привода ено необходимы передвижные электростанции мощностью 75—100 кВт или требуется линия электропередачи, что крайне ограничивает при менение станка.
Бурение скважин глубиной до 200 м и диаметроам 820 мм надежно обеспечивается модификациями УКС22М, поэтому работы по модификации станка УКС- ЗОМ-ОП более ;не продолжались.
УКС-22М наиболее приспособлен к вращательному бурению с обратной промывкой, и дальнейшие конструк торские работы были направлены на создание роторной приставки, обеспечивающей бурение при положении грунтовых вод на любой глубине, вплоть до их залега ния у поверхности земли.
На первом этапе работ в этом направлении была создана роторная приставка на специальной эстакаде высотой 5,2 м (УКС-22М-ОППР). Стол ротора поднят над поверхностью земли на 6,5 м. Эстакада изготовлена из труб диаметром 102—115 мм, соединяемых на болтах. ■Привод ротора (250—310 мм) осуществлялся от индиви дуального электромотора А-72-8 мощностью 13 кВт с числом оборотов 760 в минуту. Включение и выключение ротора происходило через муфту сцепления с верхней площадки эстакады.
Высота эстакады (5,2 м) позволяла поднять кондук торную колонну скважины на высоту до 4,5—5 м. Под держание в кондукторной колонне на этой высоте уров ня воды, закачиваемой насосом, создавало в стволе скважины дополнительное гидростатическое давление (до 0,5 атм), обеспечивающее устойчивость стенок сква жины.
Серьезный недостаток станка УКС-22М-ОППР — не обходимость на каждой скважине монтировать и демон
37
тировать эстакаду. Эти операции занимали значительно больше времени, чем все остальные, в связи с чем эта модификация не могла быть рекомендована к внедре нию.
В дальнейшем разработана модификация станка УКС-22М-РПМ, в которой устранен отмеченный недо статок и внесены существенные конструктивные улуч шения. Заводские и производственные испытания под твердили, что эта модификация вполне отвечает требованиям, предъявляемым к станкам для бурения способом обратной промывки, имеет значительные пре имущества по сравнению с другими типами УРБ и УКС и поэтому рекомендована для серийного производства.
Ниже дано описание станка УКС-22М-РПМ и разра ботанного к нему бурового оборудования.
Станок УКС-22М-РПМ. Базой буровой установки служит серийный станок УКС-22М. Станком с пристав кой можно вести бурение как ударно-канатным, так и вращательным способами с прямой или обратной про мывкой.
|
|
|
Техническая характеристика |
|||||||
Глубина бурения: |
|
|
|
|
|
м |
|
300 |
||
ударно-канатным способом, |
. |
|||||||||
вращательным |
способом, |
м . . . . |
. |
200 |
||||||
Диаметр бурения: |
способом, |
м м |
|
600 |
||||||
ударно-канатным |
|
|||||||||
вращательным способом |
с |
обратной промыв |
|
|||||||
кой, м м ................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
900 |
|
Габариты площадки роторной приставки, мм . |
|
2800X2200 |
||||||||
Грузоподъемность |
площадки |
|
(с максимальной |
10 |
||||||
кратковременной |
нагрузкой до |
15т) ................... |
|
|
||||||
Вес площадки |
с ротором |
Р-250, |
т ........................ |
|
1,75 |
|||||
Привод ротора — электродвигательЛО-2-71-8, кВт |
|
13 |
||||||||
Число оборотов электродвигателя в минуту . . |
|
760 |
||||||||
Напряжение, к В т |
............................................... |
|
|
|
|
: |
|
|
220/380 |
|
Мачта: |
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
12 |
грузоподъемность, |
................................................ |
|
|
|
|
|
||||
высота, м (удлинение на 2 м ) ........................ |
|
14,25 |
||||||||
Высота стола ротора от поверхности земли, м: |
|
|
2 |
|||||||
рабочее положение |
I |
I |
...................................... |
|
|
|
|
|||
» |
» |
|
I |
I...................................... |
|
|
|
|
3,5 |
|
» |
» |
|
I |
I |
|
|
|
|
4,5 |
Устройство роторной приставки (рис. 25). Основны ми частями роторной приставки являются рама пло щадки с ротором, нижняя рама и выбросные секцион
38
ные стойки. На раме площадки уложен дощатый на стил, установлен ротор (Р-250 или Р-130), электро мотор, клиноременная передача и вал с муфтой сцеп ления.
Роль одной из опор роторной площадки выполняет мачта станка, на которой в трех разных по высоте ме-
Рнс. 25. Комбинированный буровой станок УКС-22М-РПМ:
1 — уровень |
грунтовых |
вод; S — кронштейны; 3 |
— ротор; 4 — мачта; 5 — ра |
ма |
площадки; |
6 — стойки; 7 — уровень |
воды в кондукторе. |
39
стах (2; 3,5 и 4,5 м) прикреплены кронштейны; на раме роторной площадки также имеется кронштейн.
Роторная площадка присоединяется к мачте станка при помощи шарнира, состоящего из кронштейна пло щадки, одного из кронштейнов мачты и шкворня с осью в горизонтальной плоскости. Такое соединение позволя ет не отсоединять роторную площадку при опускании мачты для перевода станка в транспортное положение. Станок транспортируется вместе с роторной площадкой, находящейся в горизонтальном положении на мачте станка.
Вторая плоская опора состоит из нескольких секций, каждая из которых имеет две стойки, жестко соединен ные между собой уголками. Секции соединяются между собой, а также с рамой роторной площадки и с нижней рамой при помощи фланцев. Стойки выполнены из труб диаметром 108 мм.
Прикрепляя роторную площадку к тому или иному кронштейну на мачте и изменяя число секций опоры, можно установить роторную площадку на одном из трех положений от поверхности земли. Роторную площадку в разное положение по высоте устанавливают с мачты при помощи лебедок станка. Все вертикальные нагрузки при спуско-подъемных операциях передаются через стол ротора на роторную площадку и воспринимаются мач той станка и выбросными секционными стойками (нога ми). Реактивный крутящий момент воспринимается роторной площадкой и передается от нее на мачту станка, а через выбросные стойки и нижнюю раму пло щадки— также и на раму самого станка.
Для направления квадрата предусмотрены тросовые направляющие, стяжные болты которых установлены на швеллерах роторной площадки.
Ротор включают и выключают при помощи муфты сцепления, рычаг от которой находится на роторной площадке и выведен вниз к пульту управления станка, так же как и кнопка включения электромотора. Эта дублированная система облегчает управление в процес се бурения.
Если во время вращательного бурения нужно пройти ударно-канатным способом слои крепких пород с валу нами или спустить в скважину обсадные трубы или фильтры диаметром до 800 мм, ротор легко снимают (он прикреплен четырьмя болтами) без демонтажа ро
40
торной приставки. Так же быстро можно вновь перейти и на бурение вращательным способом, поставив ротор обратно.
Бурильная колонна. ПНИИИС в процессе модерни зации станков ударно-канатного бурения для бурения способом обратной промывки опробовал и провел произ водственные испытания ряда модификаций бурильной колонны с отсосом пульпы эрлифтом.
На первом этапе применяли бурильную колонну из труб диаметром 168 мм на замковых соединениях ЗШ-203 с внутренней подачей воздуха по трубам диа метром 50 мм с ниппельным соединением и левой резь бой. Внутреннее сечение замков ЗШ-203 расточено до диаметра 140—144 мм.
Эта конструкция обеспечивает необходимую герме тичность замковых соединений и имеет требуемую проч ность. К недостаткам относится сложность спускно подъемных операций с одновременным свинчиванием (развинчиванием) бурильных и воздухоподающих труб, а также сужение проходного отверстия, ограничивающе го вынос с пульпой крупных частиц породы. В процессе бурения внутренние воздухоподводящие трубы не вра щаются, поэтому засасываемые в колонну обломки по род нередко заклиниваются между трубами, что приво дит к обрыву воздухоподводящих труб и падению их в скважину. Как показал опыт, такая система не может быть рекомендована для бурения с обратной промывкой в породах, включающих крупный щебень и гравий. При бурении с указанной колонной труб применяют вертлюгсальник с внутренней подачей воздуха.
В последующем разработана, изготовлена и подверг нута производственным испытаниям бурильная колонна из труб диаметром 219 мм с наружной подачей воздуха по двум боковым трубкам диаметром 25,6 мм. Буриль ные трубы снабжены фланцевыми соединениями с гер метизирующими прокладками, воздушные—-муфтами с резиновыми уплотнителями. Вертлюг-сальник обеспечи вал непрерывную подачу воздуха к боковым воздухотюдводящим трубкам.
Но здесь выявилась ненадежность соединений в экс плуатации из-за частой поломки наружных воздухопод водящих трубок и нарушения герметичности, особенно при бурении на глубину свыше 50—70 м, в связи с чем дальнейшие работы с этой колонной бурильных труб
41
|
|
|
|
|
па фланцевых соединениях |
были |
||||||
|
|
|
|
|
прекращены. |
внедряется |
||||||
|
|
|
|
|
С 1970 |
г. |
широко |
|||||
|
|
|
|
|
бурильная |
колонна с замковыми |
||||||
|
|
|
|
|
соединениями ЗШ-210, трубами с. |
|||||||
|
|
|
|
|
наружными |
размерами 168X8 н |
||||||
|
|
|
|
|
внутренними |
пульпоподъемнымп |
||||||
|
|
|
|
|
127X4,5 (рис. 26). Трубы соеди |
|||||||
|
|
|
|
|
нены с бурильными |
замками |
па |
|||||
|
|
|
|
|
сварке, что обеспечивает необхо |
|||||||
|
|
|
|
|
димую жесткость всей колонны и |
|||||||
|
|
|
|
|
предельно упрощает ее свинчи |
|||||||
|
|
|
|
|
вание п развинчивание. |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
Воздух из компрессора посту |
|||||||
|
|
|
|
|
пает через вертлюг в кольцевой |
|||||||
|
|
|
|
|
зазор |
между трубами диаметром |
||||||
Рис. 26. Двойная бу |
168 II |
127 мм. В торцевой |
части |
|||||||||
рильная |
колонна: |
наппеля п муфты бурового зам |
||||||||||
127; |
3 — пшшель |
буриль |
ка есть |
сквозные воздухопрово- |
||||||||
/ —трубы 168; 2 |
— трубы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
ного |
замка; |
4 — воздухо- |
дящпе |
каналы, обеспечивающие |
||||||||
проводящий |
канал; |
5 — |
свободный |
|
проход |
воздуха |
по |
|||||
резиновые прокладки; 6”— |
|
|||||||||||
ка; |
7 — шариковый |
об |
всей |
длине |
колонны |
бурильных |
||||||
муфта бурильного |
зам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
ратный |
клапан. |
|
труб. |
|
нормальной |
работы |
эр |
||||
|
|
|
|
|
Для |
лифта колонна труб должна быть герметична. Это обес печивается при помощи резиновых прокладок, заложен ных в специальные кольцевые проточки на торцевых плоскостях ниппеля н муфты замкового соединения.
Внижней трубе бурильной колонны в зазоре между наружной и внутренней трубами встроен смеситель эр лифта. При прекращении подачи воздуха пульпа будет поступать через отверстия смесителя, что может приве сти к его засорению. Для предупреждения этого явле ния во всех каналах смесителя установлены обратные шариковые клапаны.
Вкаждой секции бурильных труб (в нижней части пульпоподъемной трубы) есть отверстие — дополнитель ный аэратор, что обеспечивает насыщение пульпы в пульпоподъемной колонне воздухом в течение всего периода работы эрлифта. Одно отверстие пропускает воздух по 1—1,5 м3/мин. При длине каждой трубы в 4—4,5 м воздух (9 м3/мин) пропускается 6—9 отвер стиями в интервале глубин 30—50 м. При достижении скважиной глубины 50—60 м воздух уже не поступает
42
до смесителя и весь выходит через отверстия в пульпоподъемной колонне, обеспечивая работу эрлифта. При подобном распределении воздуха отдельными порциями улучшается работа эрлифта.
Как показал опыт, при такой системе эрлифта шлам поднимается с забоя при глубине бурения 200 м и более.
Во И'Зібежание попадания пульпы в воздухопровод ное межтрубное кольцевое пространство при прекращении
подачи воздуха во всех |
отверстиях |
пульпоподъем |
ной колонны установлены |
обратные |
шариковые кла |
паны. |
|
|
Для механизации свинчивания и развинчивания бурильных труб с помощью ротора на верхнем и ниж нем концах каждой секции бурильной трубы приварены два отрезка швеллера. При свинчивании колонны швел лерные отрезки нижней трубы ставят во вкладыши, а на швеллеры верхней трубы накладывают специальный ключ, рукоятку которого упирают в мачту станка, после чего сообщают ротору левое вращение (при развинчи вании — правое).
Основные преимущества двойной бурильной колонны со специальными замковыми соединениями ЗШ-210 по сравнению с другими системами следующие:
обеспечение герметизации бурильной колонны для надежной работы эрлифта;
полная механизация свинчивания и развинчивания бурильной колонны, что резко повышает производитель ность труда и улучшает технику безопасности;
свободное сечение пульпоподъемной колонны, что обеспечивает подъем пульпы с включениями породы диаметром до ПО—115 мм.
Квадрат. Рабочая труба (квадрат) состоит из двух труб. К наружной трубе по всей ее длине -с противопо ложных сторон приварены два швеллера, создающие необходимые грани, соответствующие сечению вклады шей ротора.
На нижнем конце квадрата есть ниппель замкового соединения, на верхнем — фланец для крепления к верт люгу-сальнику.
Вертлюг-сальник. Для бурильной двойной колонны вертлюг имеет наружный подвод воздуха к межтрубно му кольцевому зазору. В верхней части между шпинде лем и корпусом вертлюга устроена специальная каме-
43