Файл: Соколов В.И. Электроснабжение промышленных предприятий и строительств [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.07.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Локомобильные электроотан* ц и и выполняются или передвижными - мощностью до 5? кв

(75. л.о,)» или как временные стационарные - мощноотью д 530 квт (700 л,о.) с числом генераторов от I до 3. Локом бильный агрегат оостоит из котла, паровой турбины, раб щей при давлении пара 3-3,5 атм.;и генератора с номиналь напряжением 0,23; 0,4; 3,15 или 6,3 кв. Локомобильные эле тростанции прооты в эксплуатации, быстро вводятся в дейс вие на новом месте и могут.работать на любом топливе: ком, твердом, газообразном. Недостатками ихявляются: тру­ доемкая топливоподготовка, ненадежный ременный Привод ге раторов, необходимость значительного количества охлаждающе воды и медленный ввод в работу из резерва.

Электростанции о двигателя ­ ми внутреннего сгорания мощностью, до 230 квт выполняются передвижными и до 800 квт - време ными стационарными^ Работают только на жидком топливе ( зин, моторное топливо, ооляровое масло) При удельном расх де его 250 - 500 г/квт.ч. Дизельные электростанции более экономичны, чем локомобильные, быстрее включаютоя в работу из резерва (10-12 минут), для них не требуется котельной установки и топливоподготовки. Но они дороже отоят и тр ют хорошего жидкого топлива.

•.Энергопоезда представляют собой передви ную паротурбинную электростанцию мощностью до 5000 квт, скомплектованную в 3-12 железнодорожных вагонах. Энергопо езд останавливается около природного или искусственного доема на открытом воздухе. После прибытия на заранее товленную площадку энергопоезд через '2-3 недели может включен в работу. На энергопоездах устанавливаются паровые турбины и котлоагрегаты, работающие на угле, мазуте или зе. Обслуживание энергопоезда ведет постоянный персонал количестве 50-80 человек.

При вводе, временных источников электроэнергии небо шой мощности на срок до I года рекомендуется применять редвижные локомобильные или дизельные электростанции. П недостатке охлаждающей воды - дизельные станции. Если 18

требуется мощность 1500-2000 квт и более, то иопольауют энергопоезда или стационарные дизельные агрегаты. Стоимость установки энергопоезда при наличии желеаной дороги в 2-3 pasa дешевле, чем стоимость отационарной электростанции. Типы выпускаемых промышленностью передвижных электростанций и энергопоездов приведены в /Л.2/..

Основными недостатками оиотем электроснабжения с пе­ редвижными электростанциями являются высокая стоимость их электроэнергии (в 2-5 раз выше, чем в энергосистеме) и низ­ кое качество электроэнергии по напряжению и частоте. Выбор источника ^электроснабжения объекта производится на основа­ нии технико-экопомичеокого сравнения всех возможных вариан­ тов.

- § 1-5. Схемы распределения электроэнергии

Передачу электроэнергии от источника к электроприемникам можно осуществить по различным схемам их электричес­ кого соединения. При этом схема должна обеспечивать.доста­ точно надежное электроснабжение потребителей в соответствии с их категорией и быть наиболее экономичной при сооружении и в эксплуатации.

Электроснабжение объектов осуществляется от энергосис­ темы обычно на напряжении 6-II0 кв. Согласно выражению II выбор номинального напряжения линий и подстанций, по кото­ рым передается электроэнергия на ГПП объекта, зависит от мо­ мента нагрузки. Момент нагрузк.и - это произведение передаваемой мощности Р (квт) на расстояние передачи £ (км). Чем больше момент нагрузки, тем выше * напряжение, выбираемое для электропередачи. Ориентировочные значения дальности и мощности электропередачи по воздушным линиям при различных напряжениях приведены в табл. 3.

Связующим звеном между питающей сетью 110-220 кв(внешним электроснабжением)' и внутренней сетью предприятия 6-10 кв является или главная понизительная подстанция (ГПП), или

же главное (центральное) распределительное

устройство (ГРП,

 

19

|

ГОС. f!v<um'.4»:-1

;i научно-! оккмчес

S

библиотека СМ,



ЦРП). Последнее применяется в тех случаях, когда и питаю­ щая, и внутренняя оеть предприятия имеют одно и то же нальное напряжение. Устройства и схемы подстанций и расп делительных уотройотв рассматриваются далее, в главе 2.

Таблица 3

Напряжение,квМощность, Расстояние,Максимальный момент

 

КВТ

км

?

квт»км.

6

1000

4-6

 

4000-6000

 

2000

2-3

 

 

10

1000

12-18

 

I200D-IB000

 

3000

4-6

 

 

 

3000

40-60

 

I20000-I80000

 

ioobo

12-18

 

 

НО

10000

до 200

 

2000000-2500000

:

25000

до 100

 

 

 

 

 

 

.Внутренней сетью горного предприятия, стройплощадки^ завода.является распределительная сеть 6-Ю кв, служащая для передачи и распределения электроэнергии с шин ГПП и по Территории данного объекта. К линиям 6-10 кв распреде тельной сети подключаются ТП - трансформаторные пункты 6- 0,4-0,69 кв. В зависимости от расположения нагрузок и от

.категории электропотребителей внутренние электрические сх мы строятся по радиальному или магистральному типу, с од сторонним или с двухсторонним питанием.

О д и но чная магис тр альная с х е - м а (рис. 5) применяется для электроснабжения потребител 3-Й категории. Схема требует минимального количества эл трических линий и выключателей 6-10 кв. Например, на рис.5 для питания 4: * ТП требуется одна линия, разделенная на участки разъединителями, и один выключатель 6-10 кв. Недос таток схемы - отсутствие резервного пути электроснабжени на случай повреждения линии.

20


' Рис. 5. Рис. 6.

Одиночная магистральная бхеКольцевая магистральная схе­

ма электрической сети 6-10кв

ма 6-10 кв

Схема кольцевой

магиотрали

(рис. 6) удобна для электроснабжения потребителей 2-й катего­ рии. В нормальном режиме кольцо разомкнуто и питание под­ станции осуществляется одностороннее, как на рис. 5, Но при выходе любого участка цепи 6-10 кв иэ работы 'питание ТП п рывается лишь навремя, необходимое для отключения повреж­ денного участка цепи идлн включения разъединителя с друго стороны кольца.

Удорожание этой схемы по сравнению со схемой одиноч­ ной магиотрали - только на отоимость перемычки, замыкающей две одиночные магистрали в кольцо. Боли Питающие линии 6-10 кв подключены нек одной подстанции^ как Нарис. 6, а к рав­ ным, то получится схема одиночной магистрали с двумя источ­ никами питания, Такая схема также применяется для потреби­ телей 2-й;категории.

Двойная м а г н 6 т р а л ь йа я о х i н а

(рис.?) достаточно надежна и для питания потребителей 1-й к

о

твгории.так как при любом Повреждении на линии или в трансфо маторе вое нагрузки получают электроэнергию по второй мая тралй. Такая схема дороже,чем одиночная или кольцеввя^так ка расходы на сооружение линий 6,-10 квудваиваются. Но эта схе­ ма надежней и в ней достаточно легко выполнить автоматиза-

цию ввода в работу второго траноформатора для питания пер­ вой секции шин 380 в в олучае повреждения первого трансфор­ матора на данном ТП (и наоборот). Эта автоматика называет­ ся автоматическим вводом резерва (АВР). При исчезновении напряжения на одной из секций шин АВР включает секционный автомат шин 380 в (ом. рис. 7) и обеспечивает питание воех потребителей данного ТП от одного трансформатора.

.Описание АВР дано в /Л.1/, § 8-V," стр.' 186-190

Рис. 7.

Рис. 8.

Двойная магистральная схема

Радиальная схема 6-10кв.

электрической сети 6-10 кв.

 

Радиальная схема (рис. 8). Применя­ ется для питания крупных потребителей и мощных высоковольт­ ных двигателей, если расположение их на стройплощадке тако­ во, что магистральную схему строить невыгодно или невозмож­ но по условиям прокладки линий. Для питания нагрузок I и 2-й категории предусматриваются/ двухцепные радиальные линии, а для 3-й категории - одноцепные липни.

В любой из этих схем (рис. ,5-8) в начале каждой линии устанавливается выключатель и комплект аппаратов ячейки ра пределительного устройства, обеспечивающий отключение и включение линий при повреждениях элементов электросети, при выводе их в ремонт, при изменении схемы. Конструкция аппара­ тов распределительных устройств рассматривается далее в

22


§ 2-2. В магистральных схемах ввод линий 6-10 кв в ТП и вы­ ход линий иэ ТП осуществляется через разъединители. Благо­ даря этому можно вывести в ремонт любой участок линии или ТП. Перед каждым трансформатором устанавливается разъедини­ тель в комплекте о плавким предохранителем или выключатель. При повреждении траноформатора эти аппараты автоматически отключают его.

Схемы

сетей 380/220 в строятоп

также по

радиальному и

магистральному принципу (рио. 9

и 10). Для

питания крупных электродвигателей (I) или групповых распре­ делительных щитов (2) отроятся радиальные линии 3 от шин 380/220 в ТП^как показано на рис. 9. От распределительных щитов через рубильники и предохранители или через автоматы низкого напряжения (описание этого оборудования дано частич нов § 2-2 и в/Л.6/ питаются по линиям 4 более мелкие элек­ троприемники.

ЧЕ>г=5

Рис. 9. Рйс. 10.

Радиальная схема электричес­Схема блока трансформатор - кой сети 380/660 в магистраль ЗВО/ббОв

Для питания электроприемников, распределенных по пло­ щади цеха, строительной площадки, или полигона, применяются магистральные схемы 380/;660в. Нарис. 10 показана магист­ ральная схема, в которой от трансформатора ТП отходит одна магистральная линия I (схема блока трансформатор-магистраль).

23

В любой точке магистрали можно подключить на ответвлен электроприводы технологического оборудования 3. Перемеще­ ние оборудования (например, настройплощадке) не вызывает изменения схемы,так кан изменяется лишь точна подключени ответвления 2.Между магистралями различных трансформаторов осуществляется взаимное резервирование путем включения п ремычек 4. В цехах заводов применяют шинные магистрали.

На практике широко применяются омешанные схемы, в к торых крупные машины и групповые щиты имеют радиальные хающие линии с шин ТП или ГВП, а питание мелких электро потребителей осуществляется и по магистральному,и по рад альному принципу. Выбор схемы зависит от расположения эл троприемников и от их мощности.

,При выборе номинального напряжения внутренней сети требуется решить какое напряжение следует выбрать для вой ступени распределения - б или 10 кв идля цеховых се­ тей низкого напряжения - 380 или 660 в. Напряжение 10 кв и'вновь введенное в ГОСТ напряжение 20 кв рекомендуется менять в электросетях тех предприятий, на которых мало дв гателей 200-1000 квт. Эти двигатели обычно имеют номиналь ное напряжение 6 кв.

Выбор напряжения 380 в или 660 в также зависит от минального напряжения электроприемников, а последнее - от их номинальной мощности. Так, в шахтах, карьерах, на нефте­ промыслах мощности двигателей и их распределение по учас кам таковы, что выгоднее номинальное напряжение 660 в. В металлурпии, машиностроении, на строительствах более рацио­ нально применение напряжения 380/220 в с общей сетью для силовых и осветительных нагрузок.

Опыт проектных организаций показывает, что по номина ным параметрам двигателей целесообразно применять в сетях предприятий напряжение 660 в в сочетании с 10 кв, а напря жение 380 в - с напряжением 6 кв.

24