Файл: Соколов В.И. Электроснабжение промышленных предприятий и строительств [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.07.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
Локомобильные электроотан* ц и и выполняются или передвижными - мощностью до 5? кв
(75. л.о,)» или как временные стационарные - мощноотью д 530 квт (700 л,о.) с числом генераторов от I до 3. Локом бильный агрегат оостоит из котла, паровой турбины, раб щей при давлении пара 3-3,5 атм.;и генератора с номиналь напряжением 0,23; 0,4; 3,15 или 6,3 кв. Локомобильные эле тростанции прооты в эксплуатации, быстро вводятся в дейс вие на новом месте и могут.работать на любом топливе: ком, твердом, газообразном. Недостатками ихявляются: тру доемкая топливоподготовка, ненадежный ременный Привод ге раторов, необходимость значительного количества охлаждающе воды и медленный ввод в работу из резерва.
Электростанции о двигателя ми внутреннего сгорания мощностью, до 230 квт выполняются передвижными и до 800 квт - време ными стационарными^ Работают только на жидком топливе ( зин, моторное топливо, ооляровое масло) При удельном расх де его 250 - 500 г/квт.ч. Дизельные электростанции более экономичны, чем локомобильные, быстрее включаютоя в работу из резерва (10-12 минут), для них не требуется котельной установки и топливоподготовки. Но они дороже отоят и тр ют хорошего жидкого топлива.
•.Энергопоезда представляют собой передви ную паротурбинную электростанцию мощностью до 5000 квт, скомплектованную в 3-12 железнодорожных вагонах. Энергопо езд останавливается около природного или искусственного доема на открытом воздухе. После прибытия на заранее товленную площадку энергопоезд через '2-3 недели может включен в работу. На энергопоездах устанавливаются паровые турбины и котлоагрегаты, работающие на угле, мазуте или зе. Обслуживание энергопоезда ведет постоянный персонал количестве 50-80 человек.
При вводе, временных источников электроэнергии небо шой мощности на срок до I года рекомендуется применять редвижные локомобильные или дизельные электростанции. П недостатке охлаждающей воды - дизельные станции. Если 18
требуется мощность 1500-2000 квт и более, то иопольауют энергопоезда или стационарные дизельные агрегаты. Стоимость установки энергопоезда при наличии желеаной дороги в 2-3 pasa дешевле, чем стоимость отационарной электростанции. Типы выпускаемых промышленностью передвижных электростанций и энергопоездов приведены в /Л.2/..
Основными недостатками оиотем электроснабжения с пе редвижными электростанциями являются высокая стоимость их электроэнергии (в 2-5 раз выше, чем в энергосистеме) и низ кое качество электроэнергии по напряжению и частоте. Выбор источника ^электроснабжения объекта производится на основа нии технико-экопомичеокого сравнения всех возможных вариан тов.
- § 1-5. Схемы распределения электроэнергии
Передачу электроэнергии от источника к электроприемникам можно осуществить по различным схемам их электричес кого соединения. При этом схема должна обеспечивать.доста точно надежное электроснабжение потребителей в соответствии с их категорией и быть наиболее экономичной при сооружении и в эксплуатации.
Электроснабжение объектов осуществляется от энергосис темы обычно на напряжении 6-II0 кв. Согласно выражению II выбор номинального напряжения линий и подстанций, по кото рым передается электроэнергия на ГПП объекта, зависит от мо мента нагрузки. Момент нагрузк.и - это произведение передаваемой мощности Р (квт) на расстояние передачи £ (км). Чем больше момент нагрузки, тем выше * напряжение, выбираемое для электропередачи. Ориентировочные значения дальности и мощности электропередачи по воздушным линиям при различных напряжениях приведены в табл. 3.
Связующим звеном между питающей сетью 110-220 кв(внешним электроснабжением)' и внутренней сетью предприятия 6-10 кв является или главная понизительная подстанция (ГПП), или
же главное (центральное) распределительное |
устройство (ГРП, |
|
19 |
| |
ГОС. f!v<um'.4»:-1 |
;i научно-! оккмчес |
|
S |
библиотека СМ, |
ЦРП). Последнее применяется в тех случаях, когда и питаю щая, и внутренняя оеть предприятия имеют одно и то же нальное напряжение. Устройства и схемы подстанций и расп делительных уотройотв рассматриваются далее, в главе 2.
Таблица 3
Напряжение,квМощность, Расстояние,Максимальный момент |
||||
|
КВТ |
км |
? |
квт»км. |
6 |
1000 |
4-6 |
|
4000-6000 |
|
2000 |
2-3 |
|
|
10 |
1000 |
12-18 |
|
I200D-IB000 |
|
3000 |
4-6 |
|
|
|
3000 |
40-60 |
|
I20000-I80000 |
|
ioobo |
12-18 |
|
|
НО |
10000 |
до 200 |
|
2000000-2500000 |
: |
25000 |
до 100 |
|
|
|
|
|
|
.Внутренней сетью горного предприятия, стройплощадки^ завода.является распределительная сеть 6-Ю кв, служащая для передачи и распределения электроэнергии с шин ГПП и по Территории данного объекта. К линиям 6-10 кв распреде тельной сети подключаются ТП - трансформаторные пункты 6- 0,4-0,69 кв. В зависимости от расположения нагрузок и от
.категории электропотребителей внутренние электрические сх мы строятся по радиальному или магистральному типу, с од сторонним или с двухсторонним питанием.
О д и но чная магис тр альная с х е - м а (рис. 5) применяется для электроснабжения потребител 3-Й категории. Схема требует минимального количества эл трических линий и выключателей 6-10 кв. Например, на рис.5 для питания 4: * ТП требуется одна линия, разделенная на участки разъединителями, и один выключатель 6-10 кв. Недос таток схемы - отсутствие резервного пути электроснабжени на случай повреждения линии.
20
' Рис. 5. Рис. 6.
Одиночная магистральная бхеКольцевая магистральная схе
ма электрической сети 6-10кв |
ма 6-10 кв |
Схема кольцевой |
магиотрали |
(рис. 6) удобна для электроснабжения потребителей 2-й катего рии. В нормальном режиме кольцо разомкнуто и питание под станции осуществляется одностороннее, как на рис. 5, Но при выходе любого участка цепи 6-10 кв иэ работы 'питание ТП п рывается лишь навремя, необходимое для отключения повреж денного участка цепи идлн включения разъединителя с друго стороны кольца.
Удорожание этой схемы по сравнению со схемой одиноч ной магиотрали - только на отоимость перемычки, замыкающей две одиночные магистрали в кольцо. Боли Питающие линии 6-10 кв подключены нек одной подстанции^ как Нарис. 6, а к рав ным, то получится схема одиночной магистрали с двумя источ никами питания, Такая схема также применяется для потреби телей 2-й;категории.
Двойная м а г н 6 т р а л ь йа я о х i н а
(рис.?) достаточно надежна и для питания потребителей 1-й к
о
твгории.так как при любом Повреждении на линии или в трансфо маторе вое нагрузки получают электроэнергию по второй мая тралй. Такая схема дороже,чем одиночная или кольцеввя^так ка расходы на сооружение линий 6,-10 квудваиваются. Но эта схе ма надежней и в ней достаточно легко выполнить автоматиза-
цию ввода в работу второго траноформатора для питания пер вой секции шин 380 в в олучае повреждения первого трансфор матора на данном ТП (и наоборот). Эта автоматика называет ся автоматическим вводом резерва (АВР). При исчезновении напряжения на одной из секций шин АВР включает секционный автомат шин 380 в (ом. рис. 7) и обеспечивает питание воех потребителей данного ТП от одного трансформатора.
.Описание АВР дано в /Л.1/, § 8-V," стр.' 186-190
Рис. 7. |
Рис. 8. |
Двойная магистральная схема |
Радиальная схема 6-10кв. |
электрической сети 6-10 кв. |
|
Радиальная схема (рис. 8). Применя ется для питания крупных потребителей и мощных высоковольт ных двигателей, если расположение их на стройплощадке тако во, что магистральную схему строить невыгодно или невозмож но по условиям прокладки линий. Для питания нагрузок I и 2-й категории предусматриваются/ двухцепные радиальные линии, а для 3-й категории - одноцепные липни.
В любой из этих схем (рис. ,5-8) в начале каждой линии устанавливается выключатель и комплект аппаратов ячейки ра пределительного устройства, обеспечивающий отключение и включение линий при повреждениях элементов электросети, при выводе их в ремонт, при изменении схемы. Конструкция аппара тов распределительных устройств рассматривается далее в
22
§ 2-2. В магистральных схемах ввод линий 6-10 кв в ТП и вы ход линий иэ ТП осуществляется через разъединители. Благо даря этому можно вывести в ремонт любой участок линии или ТП. Перед каждым трансформатором устанавливается разъедини тель в комплекте о плавким предохранителем или выключатель. При повреждении траноформатора эти аппараты автоматически отключают его.
Схемы |
сетей 380/220 в строятоп |
также по |
радиальному и |
магистральному принципу (рио. 9 |
и 10). Для |
питания крупных электродвигателей (I) или групповых распре делительных щитов (2) отроятся радиальные линии 3 от шин 380/220 в ТП^как показано на рис. 9. От распределительных щитов через рубильники и предохранители или через автоматы низкого напряжения (описание этого оборудования дано частич нов § 2-2 и в/Л.6/ питаются по линиям 4 более мелкие элек троприемники.
ЧЕ>г=5
Рис. 9. Рйс. 10.
Радиальная схема электричесСхема блока трансформатор - кой сети 380/660 в магистраль ЗВО/ббОв
Для питания электроприемников, распределенных по пло щади цеха, строительной площадки, или полигона, применяются магистральные схемы 380/;660в. Нарис. 10 показана магист ральная схема, в которой от трансформатора ТП отходит одна магистральная линия I (схема блока трансформатор-магистраль).
23
В любой точке магистрали можно подключить на ответвлен электроприводы технологического оборудования 3. Перемеще ние оборудования (например, настройплощадке) не вызывает изменения схемы,так кан изменяется лишь точна подключени ответвления 2.Между магистралями различных трансформаторов осуществляется взаимное резервирование путем включения п ремычек 4. В цехах заводов применяют шинные магистрали.
На практике широко применяются омешанные схемы, в к торых крупные машины и групповые щиты имеют радиальные хающие линии с шин ТП или ГВП, а питание мелких электро потребителей осуществляется и по магистральному,и по рад альному принципу. Выбор схемы зависит от расположения эл троприемников и от их мощности.
,При выборе номинального напряжения внутренней сети требуется решить какое напряжение следует выбрать для вой ступени распределения - б или 10 кв идля цеховых се тей низкого напряжения - 380 или 660 в. Напряжение 10 кв и'вновь введенное в ГОСТ напряжение 20 кв рекомендуется менять в электросетях тех предприятий, на которых мало дв гателей 200-1000 квт. Эти двигатели обычно имеют номиналь ное напряжение 6 кв.
Выбор напряжения 380 в или 660 в также зависит от минального напряжения электроприемников, а последнее - от их номинальной мощности. Так, в шахтах, карьерах, на нефте промыслах мощности двигателей и их распределение по учас кам таковы, что выгоднее номинальное напряжение 660 в. В металлурпии, машиностроении, на строительствах более рацио нально применение напряжения 380/220 в с общей сетью для силовых и осветительных нагрузок.
Опыт проектных организаций показывает, что по номина ным параметрам двигателей целесообразно применять в сетях предприятий напряжение 660 в в сочетании с 10 кв, а напря жение 380 в - с напряжением 6 кв.
24