Файл: Моляков Д.С. Планирование и использование прибыли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

древесины; коэффициент погашения затрат на горноподго­ товительные работы, на рекультивацию земли и т. п.

Методика определения их влияния на себестоимость товарной продукции дана в соответствующих отраслевых инструкциях.

При планировании себестоимости в виде затрат в копей­ ках на 1 руб. товарной продукции необходимо учитывать, что, кроме рассмотренных выше факторов, существенное влияние может оказать и изменение структуры производ­ ственной программы в результате ассортиментных сдвигов или изменения в распределении производственных заданий между отдельными предприятиями, вырабатывающими оди­ наковые виды продукции, но с различным уровнем себе­ стоимости в силу особых условий производств^. В целом по министерству сдвиги могут быть и за счет изменения удельных весов в общем объеме производства продукции отдельных отраслей промышленности, входящих в данное министерство, например изменение удельного веса продук­ ции стекольной или цементной промышленности в составе производственной программы Министерства промышлен­ ности строительных материалов.

Влияние структурных сдвигов на размер затрат на 1 руб. товарной продукции в планируемом году можно рас­ считать следующим образом:

 

 

К о л и ч е с т в о

и ­

 

и я

 

 

е д

 

е н

 

 

з а

Н а и м е н о в а н и е и з д е л и й

Е д и н и ц а и з м е р

в б а з о в о м го д у

в п л а н и р у е м о м го д у

О п т о в а я ц е н а н и ц у в р у б .

1

2

3

4

5

А

т

150

500

130

Б

 

2000

3000

17

В

 

___

500

50

 

 

 

 

Г

 

5000

8

д

0

700

800

200

 

 

X

X

X

и ­

 

Т о в а р н а я

д и н о м

п о с т р у к т у р е

е м

б а з о в о г о го д а

т ь у е

в

р у б .

С е б е с т о и м о с ц ы в п л а н и р г о д у в р у б .

в о п т о в ы х ц е н а х

п о п л а н о ­ во й с е б е ­ с т о и м о с т и

6

7

8

100

19 500

15 000

12

34 000

24 000

40

6

40 000

30 000

190

140 000

133 000

X

233 500

202 000

п р о д у к ц и я

по с т р у к т у р е п л а н и р у е м о г о го д а

в

р у б .

в ы х

н о ­ б е ­ с т и

о п т о е н а х

о п л а о й с е т о и м о

в ц

п в с

9

10

65 000

50 000

51 000

36 000

25 000

20 000

160 000

152 000

301 000

258 000

Из приведенного расчета видно, что затраты на 1 руб. товарной продукции в планируемом году по структуре про-

21


по сравнению- с базовым периодом— 110%, а принятый нами темп прироста условно-постоянных расходов —405% :

У „~ e X O l O .ZLlOS U 5,7%.

Относительная экономия на условно-постоянных расхо­ дах в результате увеличения объема производства опреде­ ляется по формуле

 

о _

ТХСв ХУи

 

100 X ЮО ’

где Эп — экономия на

условно-постоянных расходах в тыс. руб.;

Св — себестоимость

товарной продукции или отдельных элементов

затрат в базовом году в тыс. руб.;

Уп — удельный вес

приведенных 'постоянных расходов в себестои­

мости товарной продукции или отдельных элементов затрат

базового года

в процентах;

Т— темп прироста товарной продукции в планируемом году по сравнению с базовым годом в процентах.

Внашем примере себестоимость товарной продукции в базовом году составляла 4182 тыс. руб. Следовательно,

экономия на условно-постоянных расходах будет равна

о с

*

/

110X4182X5,7

\

2*6 тыс-

Р У 6-

(

......100X100

' ) •

Борьба за дальнейшее снижение себестоимости продук­ ции требует от предприятий соблюдения строгого режима экономии и устранения всякого рода непроизводительных расходов и потерь. Непроизводительные расходы, относи­ мые предприятием на себестоимость продукции, обычно состоят из следующих потерь: оплаты простоев; недостачи и порчи материальных ценностей в незавершенном произ­ водстве; сверхплановых потерь от брака продукции и др.

Экономия от ликвидации непроизводительных расходов и потерь определяется как произведение суммы этих расхо­ дов и потерь в базовом году на темп роста объема товарной продукции в планируемом году. В нашем примере эти рас­ ходы и потери в базовом году составляли 40 тыс. руб. Зна­ чит, экономия по себестоимости от ликвидации этих расхо­ дов в планируемом году должна составлять 44 тыс. руб. (40 тыс. руб. X 110%).

В горнорудной, угольной и других отраслях добывающей промышленности на себестоимость влияют: содержание металла в руде и зольность добываемых и обогащаемых углей; использование попутных компонентов в минераль­ ном сырье; способы добычи и обогащения минерального сырья; структура лесосечного фонда, расстояние вывозки

20


древесины; коэффициент погашения затрат на горноподго­ товительные работы, на рекультивацию земли и т. п.

Методика определения их влияния на себестоимость товарной продукции дана в соответствующих отраслевых инструкциях.

При планировании себестоимости в виде затрат в копей­ ках на 1 руб. товарной продукции необходимо учитывать, что, кроме рассмотренных выше факторов, существенное влияние может оказать и изменение структуры производ­ ственной программы в результате ассортиментных сдвигов или изменения в распределении производственных заданий между отдельными предприятиями, вырабатывающими оди­ наковые виды продукции, но с различным уровнем себе­ стоимости в силу особых условий производства. В целом по министерству сдвиги могут быть и за счет изменения удельных весов в общем объеме производства продукции отдельных отраслей промышленности, входящих в данное министерство, например изменение удельного веса продук­ ции стекольной или цементной промышленности в составе производственной программы Министерства промышлен­ ности строительных материалов.

Влияние структурных сдвигов на размер затрат на 1 руб. товарной продукции в планируемом году можно рас­ считать следующим образом:

 

 

К о л и ч е с т в о

и ­

 

и я

 

 

е д

Н а и м е н о в а н и е и з д е л и й

Е д и н и ц а и з м е р е н

в б а з о в о м г о д у

в п л а н и р у е м о м го д у

О п т о в а я ц е н а з а н и ц у в р у б .

1

2

3

4

5

А

т

150

500

130

Б

 

2000

3000

17

В

 

500

50

Г

 

5000

8

д

в

700

800

200

 

 

X

X

X

т ь е д и н и - у е м о м

С е б е с т о и м о с ц ы в п л а н и р г о д у в р у б .

' ; 6

То в а р н а я

по с т р у к т у р е

б а з о в о г о го д а

в

р у б .

о в ы х

а н о - е б е - о с т и

т х

л с м

о п е н а

о п о й т о и

в ц

п в с

 

| ! !

7

8

п р о д у к ц и я

п о с т р у к т у р е п л а н и р у е м о г о го д а

в

р у б .

в о п т о в ы х ц е н а х

п о п л а н о - в о й с е б е ­ с т о и м о с т и

 

| I

9

10

100

19 500

15 000

65 000

50 000

12

34 000

24 000

51 000

36 000

40

25 000

20 000

6

40 000

30 000

_

190

140 000

133 000

160 000

152 00О

X

233 500

202 000

301 000

258 000

Из приведенного расчета видно, что затраты на 1 руб. товарной продукции в планируемом году по структуре про­

21


изводства базового года составят 86,5 коп. (^33 500)> а по

плановой структуре — 85,7 коп. ( зоГМт) • Следовательно,

в данном случае вследствие изменения структуры произ­ водственной программы затраты на 1 руб. товарной про­ дукции снизятся на 0,8 коп. (86,5—85,7).

Рассмотренные нами методы расчетов влияния на себе­ стоимость промышленной продукции важнейших технико­ экономических факторов могут быть применены и при ана­ лизе фактической себестоимости продукции. Такой анализ рекомендуется проводить систематически как в период рас­ смотрения годовых отчетов, так и в период, предшествую­ щий разработке плана. Изучение влияния отдельных фак­ торов на себестоимость продукции данного предприятия или отрасли промышленности, анализ содержания экономи­ ческой целесообразности и динамики отдельных видов за­ трат, а также уровня себестоимости отдельных видов про­ дукции позволят полнее вскрыть имеющиеся в хозяйстве внутренние резервы.

2. Ассортимент продукции и прибыль

Хозяйственный расчет требует, чтобы каждое нормаль­ но работающее предприятие получало прибыль по всем ви­ дам изделий и было материально заинтересовано в произ­ водстве продукции нужного народному хозяйству ассорти­ мента. Но это ни в коей мере не означает, что размер при­ были, получаемой предприятием от выпуска каждого вида изделий, должен быть одинаков. Уровень рентабельности отдельных видов изделий разный. Есть более и менее рен­ табельные изделия и даже убыточные. Отклонения в уровне рентабельности различных видов изделий обусловлены мно­ гими причинами объективного и субъективного характера. Новые виды продукции, выпуск которых еще недостаточно освоен предприятием, как правило, имеют более низкую рентабельность по сравнению со старыми изделиями. В ряде случаев для стимулирования производства особо важной для народного хозяйства продукции при установлении на нее цены предусматривают повышенный уровень плановой рентабельности. Во многом уровень рентабельности изде­ лия зависит и от работы самого предприятия. Системати­

22

ческое снижение себестоимости продукции, повышение ка­ чества и сортности изделий ведет к росту рентабельности и, наоборот, наличие перерасхода по себестоимости, ухуд* шение качества и сортности продукции снижает рентабель­ ность этих изделий, а порой превращает их в убыточные для предприятия изделия.

Как показывают отчетные и плановые данные, внутри каждой отрасли промышленности наблюдается большая дифференциация рентабельности одной и той же продук­ ции на разных -предприятиях. Особенно значительны коле­ бания в уровне рентабельности единицы однородной про­ дукции на предприятиях нефтяной, угольной, цементной, лесной, горнорудной и металлургической промышленности. Одной из главных причин такого колебания является то, что оптовые цены предприятия на большинство видов изде­ лий основываются не на индивидуальных, а на средних издержках производства отрасли. При этом внутри каждой отрасли промышленности индивидуальная себестоимость отличается от среднеотраслевой вследствие разных естест­ венных условий работы предприятий; неодинаковой уда­ ленности предприятий от источников снабжения сырьем и топливом; разной технической оснащенности; неодинако­ вого объема производства данного вида продукции; разной

степени выявления и мобилизации внутрихозяйственных ре­ зервов.

Уровень рентабельности отдельных изделий можно опре­ делить по следующей формуле:

о _ (О — С) х юо

с

где Р — уровень рентабельности; О — оптовая цена предприятия на данное изделие;

С — полная себестоимость данного изделия.

По изделиям, себестоимость которых выше оптовой це­ ны предприятия, показатель рентабельности будет с отри­

цательным знаком, что означает убыточность данного из­ делия.

Вновых условиях хозяйствования учет ассортиментных

иструктурных сдвигов в плановой прибыли приобретает особое значение в связи с осуществлением экономического

стимулирования коллективов предприятий за прирост при­ были и рентабельности в планируемом году по сравнению

23


с предыдущим годом. В связи с этим учет в плане ассорти­ ментных и структурных сдвигов в прибыли и рентабель­ ности весьма важен. Надо четко разграничить эти понятия. Изменение ассортимента относится к конкретному пред­ приятию, объединению или отрасли и означает изменение удельного веса отдельных видов сравнимой продукции в общем выпуске. В понятие ассортиментного сдвига не должна включаться несравнимая (новая) продукция. Под структурными сдвигами объединения или отрасли понимают изменение удельных весов отдельных предприятий, выра­ батывающих одинаковые виды продукции с различным уровнем рентабельности в силу особых условий производ­ ства на разных предприятиях, и промышленного министер­ ства— изменение удельных весов отдельных отраслей про­ мышленности, входящих в данное министерство (например, изменение удельного веса кондитерской или пивоваренной промышленности в общем объеме выпуска и реализации продукции по Министерству пищевой промышленности).

В условиях хозяйственной реформы при планировании прибыли необходимо учитывать влияние трех факторов: из­ менение ассортимента, структурный сдаиг и несравнимую продукцию. Выделение несравнимой (новой) продукции из ассортиментных и структурных сдвигов в самостоятельный фактор, влияющий на изменение рентабельности, объяс­ няется применением в финансовом' планировании единого метода расчета влияния ассортиментных и структурных сдвигов исходя из сложившейся в базовом периоде рента­ бельности, исключающего возможность учета новой про­ дукции, по которой отсутствует базовая рентабельность.

Кроме того, объединение же в одном факторе изменения под действием спроса соотношений в выпуске старых и новщх видов продукции лишило бы нас возможности анали­ зировать влияние технического прогресса на рентабель­ ность предприятий, объединений и отраслей промышленно­ сти. Влияние несравнимой продукции на изменение рента­ бельности определяется по сметным калькуляциям на эти виды изделий.

Рентабельность продукции за прошедший год, принимае­ мая за основу при расчете прибыли, может повыситься или снизиться в планируемом году в зависимости от изменения ассортимента выпускаемой и реализуемой продукции. При увеличении удельного веса изделий с более высокой рента­ бельностью возрастает средняя рентабельность и прибыль. Если увеличивается удельный вес менее рентабельных из­

24