Файл: Моляков Д.С. Планирование и использование прибыли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

делий, плановая прибыль уменьшается. Для определения влияния ассортимента продукции на изменение средней рентабельности в планируемом году составляют расчет:

 

П р е д ш е с т в у ю щ и й го д

 

П л а н и р у е м ы й го д

 

Н а и м е н о -

у д е л ь н ы й в е с

п р о ц е н т

 

к о э ф ф и ц и е н т

 

у д е л ь н ы й в е с

 

к о э ф ф и ц и е н т

 

в а н н е

и з д е л и я в о б -

р е н т а б е л ь - р е н т а б е л ь н о с т и

и з д е л и я в о б -

р е н т а б е л ь н о с т и

и з д е л и й

щ е м о б ъ е м е

н о ст и к

/’гр . 3 X г р . 2 \

щ е м о б ъ е м е

( гр . 3 X г р . 5 \

 

п р о д у к ц и и

с е б е с т о и ­

1

100

)

п р о д у к ц и и

1

100

)

 

. в %

м о сти

в %

1

2

3

 

4

 

5

 

6

 

Л

35

10

 

3,5

 

45

 

4,5

 

Б

40

12

 

4,8

 

40

 

4,8

 

В

25

8

 

2,0

 

15

 

1,2

 

 

100

X

 

10,3

 

100

 

10,5

 

В нашем примере в связи с увеличением удельного веса более рентабельных изделий средняя рентабельность срав­ нимой продукции в планируемом году возрастает с 10,3 до

10,5%.

Расчет влияния ассортимента продукции на изменение средней рентабельности можно сделать и по такой форме:

 

У д е л ь н ы й в е с в о б щ е м

И зм е н е н и е

 

в ы п у с к е п р о д у к ц и и в м

у д е л ь н ы х

Н а и м е н о в а н и е

 

 

в е с о в

и з д е л и й

в п р е д ш е с т ­

в п л а н и р у е м о м

( г р . 3 —

 

— г р . 2)

 

в у ю щ е м го д у

го д у

в %

1

2

3

4

А

35

45

+10

Б

40

40

В25 15 —10

100

100

X

Р е н т а б е л ь ­ н о ст ь в

пр е д ш е с т ­

ву ю щ е м

го д у в %

5

10

12

8

X

Из м е н е н и е

ре н т а б е л ь н о с т и

з а с ч е т а с с о р ­

 

т и м е н т а

 

^ г р .

5 X гр . 4 'j

1

100

)

6

+ 1 ,0

0 , 8

+0 ,2

Применяя эту форму расчета, мы получим тот же ре­ зультат— увеличение рентабельности в планируемом году в среднем по всей сравнимой продукции на 0,2 пункта'

Влияние структурных сдвигов на среднюю рентабель­ ность объединения, отрасли промышленности или министер­ ства определяют по следующему расчету:

25


Н а и м е н о в а н и е

пр е д п р и я т и й ( о т р а с л е й ) ,

в х о д я щ и х в

да н н о е о б ъ е д и ­

не н и е (о т р а с л ь )

ил и м и н и с т е р ­

ст в о

У д е л ь н ы й е ес п р о д у к - ц и и п р е ;ш р и я т и я (о т р а с л и ) в о б щ е м

в ы п у с <е

в %

в п р е д -

в п л а н и ­

ш е с т в у ю -

р у е м о м

• щ е м го д у

го д у

1

2

3

1

2 0

18

2

25

2 2

3

32

35

4

23

25

 

1 0 0

1 0 0

Р е н т а б е л ь н о с т ь п р е д п р и я т и я ( о т р а с л и ) к

се б е с т о и м о с т и

вп р е д ш е с т ­

в у ю щ е м го д у

4

К о э ф ф и ц и е н т

 

 

К о э ф ф и ц и е н т

 

р е н т а б е л ь н о с т и

р е н т а б е л ь н о с т и

в п р е д ш е с т ­

 

в п л а н и р у е м о м

в у ю щ е м г о д у

 

 

г о д у

 

/'гр .

4 X гр .

2

\

('гр . 4 X гр . 3

\

1

100

 

)

1

100

)

 

5

 

 

 

6

 

15

3,0

2,70

1 2

3,0

2,64

1 0

3,2

3,5

2 0

4,6

5,0

X

13,8

13,84

Из рассмотренного нами расчета видно, что предпола­ гаемые структурные сдвиги в планируемом году в незначи­ тельной степени скажутся на изменении средней рентабель­ ности по объединению. В данном примере коэффициент рен­ табельности в среднем по объединению повысится с 13,8 до 13,84, т. е. на 0,04 пункта. Прибыль по несравнимой продук­ ции, выпуск которой намечается в планируемом году, целе­ сообразно определять исходя из плановой себестоимости этой продукции и оптовых цен предприятия, а также коли­ чества, намеченного к реализации в планируемом году.

3. Качество продукции и рентабельность

Одной из главных задач промышленных предприятий в текущей пятилетке является улучшение качества выпускае­ мой продукции, приведение ее ассортимента в соответствие со спросом потребителей. В Обращении к партии, к совет­ скому народу ЦК КПСС призывает шире развернуть со­ циалистическое соревнование за досрочное выполнение пла­ новых заданий под лозунгом — дать продукции больше, лучшего качества, с меньшими затратами. Качество про­ дукции оказывает серьезное влияние на уровень ее рента­ бельности и размер балансовой прибыли предприятия. С одной стороны, выпуск продукции высокого качества свя­ зан с дополнительными производственными затратами предприятия, что влечет за собой некоторое повышение се­ бестоимости продукции и снижение уровня рентабельности,


С другой стороны, устанавливаемая оптовая цена и поощ­ рительные надбавки к оптовым ценам на изделия повы­ шенного качества не только возмещают дополнительные затраты, но и увеличивают рентабельность производства. Так, в машиностроении к оптовой цене новых и модернизи­ рованных изделий, которым присвоена высокая категория качества, устанавливается поощрительная надбавка за эко­ номический эффект, полученный от производства и исполь­ зования в народном хозяйстве этих изделий. Размер над­ бавки устанавливается по специальной шкале и состав­ ляет 0,5—.1,0 норматива рентабельности, принятого для оп­ товых цен соответствующей группы изделий, но не более 50% экономического эффекта, получаемого в народном хо­ зяйстве от данного изделия.

Минимальный уровень надбавки должен обеспечить пред- приятию-производителю дополнительную прибыль в раз­ мере до 30% этого эффекта. Такая надбавка применяется до получения предприятием разрешения на выпуск данного изделия со Знаком качества. Затем она заменяется надбав­ кой за государственный Знак качества. Перечисленные надбавки к оптовой цене нового изделия, равные по своей величине, являются только поощрительными. Они не пред­ назначены для возмещения дополнительных затрат на производство, так как все необходимые текущие затраты, соответствующие условиям второго (третьего) года серий­ ного выпуска, полностью компенсируются оптовой ценой. Назначения их различны. Надбавка за эффективность предназначена главным образом для поощрения институ­ тов или организаций, разработавших новое изделие. Им на­ правляется до 60% этой надбавки, а остальная часть — заводу-производителю. Надбавка за Знак качества исполь­ зуется прежде всего для поощрения коллектива предприя­ тия, обеспечившего устойчивое серийное производство но­ вого изделия на высоком уровне и в срок, установленный министерством. До 70% дополнительной прибыли, полу­ ченной от реализации надбавки за Знак качества, направ­ ляется в фонды экономического стимулирования.

Различие в целевом использовании этих поощритель­ ных надбавок при одинаковом их размере повышает мате­ риальную заинтересованность коллектива предприятия в скорейшем освоении серийного выпуска новых изделий со Знаком качества.

По предприятиям швейной, трикотажной, обувной и ме­ бельнойпромышленности выпуск новых изделий лучшего

27


качества и ассортимента поощряется дополнительными над­ бавками к оптовым и розничным ценам.

Изделия, признанные новыми видами изделий лучшего качества и ассортимента, выпускаются со знаком И (но­ винка) и продаются по повышенной цене, которая устанав­ ливается временно, сроком до одного года. Средства, полу­ чаемые предприятиями от применения этих временных над­ бавок к оптовым и розничным ценам, частично используют­ ся на премирование-работников, участвующих в создании и изготовлении новых видов изделий. Например, предприя­ тия обувной промышленности могут направлять на преми­ рование работников, участвующих в разработке и изготов­ лении новых видов обуви, до 15% размера надбавки к по­ стоянным розничным ценам или соответственно до 25% размера надбавки к постоянной оптовой цене.

Дополнительная выручка от реализации продукции со знаком Н выделяется в бухгалтерских отчетах предприятий отдельной строкой: «Выручка от реализации изделий луч­ шего качества».

Многие изделия легкой, текстильной, пищевой и мясо-мо­ лочной промышленности подразделяются в зависимости от их качества по сортам — экстра, высший, первый и т. д. Оптовые цены предприятия, как правило, устанавливаются на изделие наивысшего сорта с указанием определенной скидки с цены первого или высшего ■сорта. При выпуске предприятием изделий пониженной сортности на сумму скидок уменьшаются объем выпуска продукции в ценност­ ном выражении и размер выручки от реализации. Но так как затраты на изготовление данного вида продукции лю­ бого сорта по существу одинаковы, то это приводит к сни­ жению рентабельности и уменьшению суммы прибыли из-за допущенных потерь по сортности. Повышение удельного веса в общем выпуске изделий первого и высшего сорта увеличивает размер выручки предприятия и средний уро­ вень рентабельности продукции, и, наоборот, снижение удельного веса в общем выпуске изделий первого и высше­ го сорта уменьшает размер выручки предприятия и сокра­ щает средний уровень рентабельности продукции. Качест­ венный уровень всего объема выпущенной продукции, под­ разделяемой по сортам, определяется средневзвешенным коэффициентом сортности.

По многим отраслям промышленности качество выпу­ скаемой продукции определяется ГОСТ и техническими условиями. В текущей пятилетке все более широкое приме­

28


нение находит принцип комплексной стандартизации про­ дукции, который позволяет обеспечить единовременное по­ вышение качества сырья, материалов, комплектующих и готовых изделий. При выпуске изделий с нарушением тре­ бований ГОСТ или технических условий на предприятие накладываются экономические санкции. Полученная пред­ приятием дополнительная прибыль за счет выпуска продук­ ции с отступлением от стандартов и технических условий вносится в доход бюджета и не включается в отчетные дан­ ные о выполнении плана по реализации продукции.

Повышение эффективности общественного производства во многом зависит от использования современного произ­ водительного оборудования. Предприятиям машиностроения установлены плановые сроки снятия с производства уста­ ревших машин, станков и оборудования. Для усиления эко­ номической заинтересованности предприятий в выпуске эф­ фективной техники введена система специальных скидок с оптовой цены на изделия, подлежащие снятию с производ­ ства. По истечении планового срока снятия их с производ­ ства устанавливаются скидки с оптовых цен в размере фак­ тической (но не ниже плановой) прибыли, полученной пред­ приятием от их реализации. Скидки применяются только для предприятий-изготовителей, потребители покупают эти изделия по оптовым ценам. Сумма скидок вносится в госу­ дарственный бюджет. Планы по реализации продукции, прибыли, уровню рентабельности, платежам в государствен­ ный бюджет и фондам экономического стимулирования утверждаются для предприятий без учета скидок. В то же время скидки необходимо учитывать при оценке выполнения планов и начислении фондов экономического стимулирова­ ния. Суммы надбавок и скидок указываются в соответству­

ющих формах статистической и бухгалтерской отчетности предприятий отдельно.

По предприятиям угольной промышленности качество реализуемой продукции оценивается процентом содержания золы. За каждый процент снижения зольности против уста­ новленной нормы предприятие получает 3% надбавки к цене, и, наоборот, за каждый процент превышения золь­ ности применяется скидка с цены в размере 3%.

Практика показывает, что на некоторых предприятиях задачи повышения качества продукции решаются неудов­ летворительно. Вследствие этого потери от снижения сорт­ ности и качества продукции еще велики. Например, в 1972 г. на оптовых базах торговли при контрольных проверках

29