ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
делий, плановая прибыль уменьшается. Для определения влияния ассортимента продукции на изменение средней рентабельности в планируемом году составляют расчет:
|
П р е д ш е с т в у ю щ и й го д |
|
П л а н и р у е м ы й го д |
|
|||||
Н а и м е н о - |
у д е л ь н ы й в е с |
п р о ц е н т |
|
к о э ф ф и ц и е н т |
|
у д е л ь н ы й в е с |
|
к о э ф ф и ц и е н т |
|
в а н н е |
и з д е л и я в о б - |
р е н т а б е л ь - р е н т а б е л ь н о с т и |
и з д е л и я в о б - |
р е н т а б е л ь н о с т и |
|||||
и з д е л и й |
щ е м о б ъ е м е |
н о ст и к |
/’гр . 3 X г р . 2 \ |
щ е м о б ъ е м е |
( гр . 3 X г р . 5 \ |
||||
|
п р о д у к ц и и |
с е б е с т о и |
1 |
100 |
) |
п р о д у к ц и и |
1 |
100 |
) |
|
. в % |
м о сти |
в % |
||||||
1 |
2 |
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
Л |
35 |
10 |
|
3,5 |
|
45 |
|
4,5 |
|
Б |
40 |
12 |
|
4,8 |
|
40 |
|
4,8 |
|
В |
25 |
8 |
|
2,0 |
|
15 |
|
1,2 |
|
|
100 |
X |
|
10,3 |
|
100 |
|
10,5 |
|
В нашем примере в связи с увеличением удельного веса более рентабельных изделий средняя рентабельность срав нимой продукции в планируемом году возрастает с 10,3 до
10,5%.
Расчет влияния ассортимента продукции на изменение средней рентабельности можно сделать и по такой форме:
|
У д е л ь н ы й в е с в о б щ е м |
И зм е н е н и е |
|
|
в ы п у с к е п р о д у к ц и и в м |
у д е л ь н ы х |
|
Н а и м е н о в а н и е |
|
|
в е с о в |
и з д е л и й |
в п р е д ш е с т |
в п л а н и р у е м о м |
( г р . 3 — |
|
— г р . 2) |
||
|
в у ю щ е м го д у |
го д у |
в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
А |
35 |
45 |
+10 |
Б |
40 |
40 |
— |
В25 15 —10
100 |
100 |
X |
Р е н т а б е л ь н о ст ь в
пр е д ш е с т
ву ю щ е м
го д у в %
5
10
12
8
X
Из м е н е н и е
ре н т а б е л ь н о с т и
з а с ч е т а с с о р
|
т и м е н т а |
|
^ г р . |
5 X гр . 4 'j |
|
1 |
100 |
) |
6
+ 1 ,0
—
—0 , 8
+0 ,2
Применяя эту форму расчета, мы получим тот же ре зультат— увеличение рентабельности в планируемом году в среднем по всей сравнимой продукции на 0,2 пункта'
Влияние структурных сдвигов на среднюю рентабель ность объединения, отрасли промышленности или министер ства определяют по следующему расчету:
25
Н а и м е н о в а н и е
пр е д п р и я т и й ( о т р а с л е й ) ,
в х о д я щ и х в
да н н о е о б ъ е д и
не н и е (о т р а с л ь )
ил и м и н и с т е р
ст в о
У д е л ь н ы й е ес п р о д у к - ц и и п р е ;ш р и я т и я (о т р а с л и ) в о б щ е м
в ы п у с <е |
в % |
в п р е д - |
в п л а н и |
ш е с т в у ю - |
р у е м о м |
• щ е м го д у |
го д у |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 0 |
18 |
2 |
25 |
2 2 |
3 |
32 |
35 |
4 |
23 |
25 |
|
1 0 0 |
1 0 0 |
Р е н т а б е л ь н о с т ь п р е д п р и я т и я ( о т р а с л и ) к
се б е с т о и м о с т и
вп р е д ш е с т
в у ю щ е м го д у
4
К о э ф ф и ц и е н т |
|
|
К о э ф ф и ц и е н т |
|
||
р е н т а б е л ь н о с т и |
р е н т а б е л ь н о с т и |
|||||
в п р е д ш е с т |
|
в п л а н и р у е м о м |
||||
в у ю щ е м г о д у |
|
|
г о д у |
|
||
/'гр . |
4 X гр . |
2 |
\ |
('гр . 4 X гр . 3 |
\ |
|
1 |
100 |
|
) |
1 |
100 |
) |
|
5 |
|
|
|
6 |
|
15 |
3,0 |
2,70 |
1 2 |
3,0 |
2,64 |
1 0 |
3,2 |
3,5 |
2 0 |
4,6 |
5,0 |
X |
13,8 |
13,84 |
Из рассмотренного нами расчета видно, что предпола гаемые структурные сдвиги в планируемом году в незначи тельной степени скажутся на изменении средней рентабель ности по объединению. В данном примере коэффициент рен табельности в среднем по объединению повысится с 13,8 до 13,84, т. е. на 0,04 пункта. Прибыль по несравнимой продук ции, выпуск которой намечается в планируемом году, целе сообразно определять исходя из плановой себестоимости этой продукции и оптовых цен предприятия, а также коли чества, намеченного к реализации в планируемом году.
3. Качество продукции и рентабельность
Одной из главных задач промышленных предприятий в текущей пятилетке является улучшение качества выпускае мой продукции, приведение ее ассортимента в соответствие со спросом потребителей. В Обращении к партии, к совет скому народу ЦК КПСС призывает шире развернуть со циалистическое соревнование за досрочное выполнение пла новых заданий под лозунгом — дать продукции больше, лучшего качества, с меньшими затратами. Качество про дукции оказывает серьезное влияние на уровень ее рента бельности и размер балансовой прибыли предприятия. С одной стороны, выпуск продукции высокого качества свя зан с дополнительными производственными затратами предприятия, что влечет за собой некоторое повышение се бестоимости продукции и снижение уровня рентабельности,
С другой стороны, устанавливаемая оптовая цена и поощ рительные надбавки к оптовым ценам на изделия повы шенного качества не только возмещают дополнительные затраты, но и увеличивают рентабельность производства. Так, в машиностроении к оптовой цене новых и модернизи рованных изделий, которым присвоена высокая категория качества, устанавливается поощрительная надбавка за эко номический эффект, полученный от производства и исполь зования в народном хозяйстве этих изделий. Размер над бавки устанавливается по специальной шкале и состав ляет 0,5—.1,0 норматива рентабельности, принятого для оп товых цен соответствующей группы изделий, но не более 50% экономического эффекта, получаемого в народном хо зяйстве от данного изделия.
Минимальный уровень надбавки должен обеспечить пред- приятию-производителю дополнительную прибыль в раз мере до 30% этого эффекта. Такая надбавка применяется до получения предприятием разрешения на выпуск данного изделия со Знаком качества. Затем она заменяется надбав кой за государственный Знак качества. Перечисленные надбавки к оптовой цене нового изделия, равные по своей величине, являются только поощрительными. Они не пред назначены для возмещения дополнительных затрат на производство, так как все необходимые текущие затраты, соответствующие условиям второго (третьего) года серий ного выпуска, полностью компенсируются оптовой ценой. Назначения их различны. Надбавка за эффективность предназначена главным образом для поощрения институ тов или организаций, разработавших новое изделие. Им на правляется до 60% этой надбавки, а остальная часть — заводу-производителю. Надбавка за Знак качества исполь зуется прежде всего для поощрения коллектива предприя тия, обеспечившего устойчивое серийное производство но вого изделия на высоком уровне и в срок, установленный министерством. До 70% дополнительной прибыли, полу ченной от реализации надбавки за Знак качества, направ ляется в фонды экономического стимулирования.
Различие в целевом использовании этих поощритель ных надбавок при одинаковом их размере повышает мате риальную заинтересованность коллектива предприятия в скорейшем освоении серийного выпуска новых изделий со Знаком качества.
По предприятиям швейной, трикотажной, обувной и ме бельнойпромышленности выпуск новых изделий лучшего
27
качества и ассортимента поощряется дополнительными над бавками к оптовым и розничным ценам.
Изделия, признанные новыми видами изделий лучшего качества и ассортимента, выпускаются со знаком И (но винка) и продаются по повышенной цене, которая устанав ливается временно, сроком до одного года. Средства, полу чаемые предприятиями от применения этих временных над бавок к оптовым и розничным ценам, частично используют ся на премирование-работников, участвующих в создании и изготовлении новых видов изделий. Например, предприя тия обувной промышленности могут направлять на преми рование работников, участвующих в разработке и изготов лении новых видов обуви, до 15% размера надбавки к по стоянным розничным ценам или соответственно до 25% размера надбавки к постоянной оптовой цене.
Дополнительная выручка от реализации продукции со знаком Н выделяется в бухгалтерских отчетах предприятий отдельной строкой: «Выручка от реализации изделий луч шего качества».
Многие изделия легкой, текстильной, пищевой и мясо-мо лочной промышленности подразделяются в зависимости от их качества по сортам — экстра, высший, первый и т. д. Оптовые цены предприятия, как правило, устанавливаются на изделие наивысшего сорта с указанием определенной скидки с цены первого или высшего ■сорта. При выпуске предприятием изделий пониженной сортности на сумму скидок уменьшаются объем выпуска продукции в ценност ном выражении и размер выручки от реализации. Но так как затраты на изготовление данного вида продукции лю бого сорта по существу одинаковы, то это приводит к сни жению рентабельности и уменьшению суммы прибыли из-за допущенных потерь по сортности. Повышение удельного веса в общем выпуске изделий первого и высшего сорта увеличивает размер выручки предприятия и средний уро вень рентабельности продукции, и, наоборот, снижение удельного веса в общем выпуске изделий первого и высше го сорта уменьшает размер выручки предприятия и сокра щает средний уровень рентабельности продукции. Качест венный уровень всего объема выпущенной продукции, под разделяемой по сортам, определяется средневзвешенным коэффициентом сортности.
По многим отраслям промышленности качество выпу скаемой продукции определяется ГОСТ и техническими условиями. В текущей пятилетке все более широкое приме
28
нение находит принцип комплексной стандартизации про дукции, который позволяет обеспечить единовременное по вышение качества сырья, материалов, комплектующих и готовых изделий. При выпуске изделий с нарушением тре бований ГОСТ или технических условий на предприятие накладываются экономические санкции. Полученная пред приятием дополнительная прибыль за счет выпуска продук ции с отступлением от стандартов и технических условий вносится в доход бюджета и не включается в отчетные дан ные о выполнении плана по реализации продукции.
Повышение эффективности общественного производства во многом зависит от использования современного произ водительного оборудования. Предприятиям машиностроения установлены плановые сроки снятия с производства уста ревших машин, станков и оборудования. Для усиления эко номической заинтересованности предприятий в выпуске эф фективной техники введена система специальных скидок с оптовой цены на изделия, подлежащие снятию с производ ства. По истечении планового срока снятия их с производ ства устанавливаются скидки с оптовых цен в размере фак тической (но не ниже плановой) прибыли, полученной пред приятием от их реализации. Скидки применяются только для предприятий-изготовителей, потребители покупают эти изделия по оптовым ценам. Сумма скидок вносится в госу дарственный бюджет. Планы по реализации продукции, прибыли, уровню рентабельности, платежам в государствен ный бюджет и фондам экономического стимулирования утверждаются для предприятий без учета скидок. В то же время скидки необходимо учитывать при оценке выполнения планов и начислении фондов экономического стимулирова ния. Суммы надбавок и скидок указываются в соответству
ющих формах статистической и бухгалтерской отчетности предприятий отдельно.
По предприятиям угольной промышленности качество реализуемой продукции оценивается процентом содержания золы. За каждый процент снижения зольности против уста новленной нормы предприятие получает 3% надбавки к цене, и, наоборот, за каждый процент превышения золь ности применяется скидка с цены в размере 3%.
Практика показывает, что на некоторых предприятиях задачи повышения качества продукции решаются неудов летворительно. Вследствие этого потери от снижения сорт ности и качества продукции еще велики. Например, в 1972 г. на оптовых базах торговли при контрольных проверках
29