ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
2. Реализация продукции
Прибыль от реализации товарной продукции составляет основную часть общей суммы прибыли и определяется как разность между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью. Осуществление поставленных задач по созданию материально-технической базы коммунизма тре бует высоких темпов развития промышленного производства и повышения его эффективности.
Для ускорения темпов развития и роста эффективности общественного производства решением сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС изменены методы руководства промышленностью. Было признано целесообразным резуль таты деятельности предприятий оценивать не по валовой, а по реализованной продукции. Объем реализации стал од ним из важнейших показателен оценки работы предприятия.
Практика показала, что оценка работы предприятий по валовой продукции не ориентировала их на выпуск изделий, действительно необходимых народному хозяйству и насе лению, и во многих случаях сдерживала улучшение ассор тимента и качества продукции. Оценка результатов дея тельности по выполнению задания по реализации продукции побуждает предприятия улучшать ассортимент выпускае мой продукции и ее качество.
Для предприятий, переведенных на новую систему пла нирования и экономического стимулирования, объем реа лизуемой продукции в действующих оптовых ценах пред приятия утверждается вышестоящей организацией. Этот показатель исчисляется исходя из количества поставляе мых и оплачиваемых в данном году потребителями го товой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг промыш ленного характера. Кроме того, учитывается реализация продукции для капитального строительства и непромыш ленным хозяйствам предприятия. Объем реализуемой про дукции предприятия определяется без стоимости внутри заводского оборота, т. е. без учета изделий собственного производства, предназначенных для дальнейшей перера ботки внутри предприятия. Исключение составляют пред приятия, у которых в объем товарной продукции вклю чается внутризаводский оборот. Изделия, вырабатываемые из сырья и материалов заказчика, оплачиваемых пред- • приятиями-изготовителями, входят в объем реализуемой продукции с учетом стоимости сырья и материалов заказ чика.
37
В отдельных отраслях промышленности объем реали зуемой продукции рассчитывается иначе. Например, з угольной промышленности объем товарной продукции уменьшают на сумму планируемых убытков от продажи топлива трудящимся по льготным ценам или бесплатной выдачи. В судостроении в объем реализуемой продукции включают стоимость оплаченных заказчиком работ по эта
пам постройки корабля.
Реализация продукции — не только основной показатель оценки деятельности предприятия, но и основной истопник его доходов. Денежные средства, поступающие предприя тию за реализованную продукцию и оказанные услуги, на зываются выручкой от реализации. Кроме выручки от реа лизации основной продукции, предприятия получают часть доходов в виде поступлений от подсобных хозяйств (ком мунального и жилищного, автотранспорта и др.), выручки от реализации ненужных материалов, выбывшего иму щества и прочих внереализационных доходов.
Поступление выручки—важная стадия кругооборота средств предприятия, имеющая огромное значение для нор мальной его деятельности. Если план реализации выпол няется и выручка поступает своевременно, то предприятие располагает денежными средствами, достаточными для его хозяйственной деятельности. Несвоевременное поступление выручки приводит к финансовым затруднениям, нарушает работу предприятия.
Из выручки от реализации продукции предприятия возмещают произведенные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и другие виды материальных цен ностей, а также образуют амортизационный фонд в доле износа основных средств за данный период. Оставшаяся часть выручки, заключающая в себе вновь созданную стои мость, является валовым доходом предприятия. Большая часть валового дохода предприятия направляется на вы плату заработной платы, на социальное страхование, упла ту в бюджет налога с оборота; остаток образует прибыль предприятия.
Планирование выручки от реализации продукции необ ходимо для определения плана прибыли, а также для со ставления оперативных финансовых планов предприятия. На размер выручки оказывает влияние количество, ассор тимент и качество реализуемой продукции, а также установ ленные цены. Количество реализованной продукции зависит от объема производства, размера переходящих остатков
38
готовой продукции на |
складе предприятия, в |
отгрузке я |
||
определяется по формуле |
|
|
|
|
Р |
= о , + В — Ог, |
|
|
|
где Р — объем реализации |
(количество реализуемой продукции); |
|||
О] — остатки нереализованной продукции |
на |
начало |
планируемого |
|
года. |
|
|
|
|
В — выпуск продукции по плану; |
на |
конец |
планируемого |
|
Ог — остатки нереализованной продукции |
||||
года. |
|
|
|
|
План производства важнейших видов продукции в нату ральном выражении устанавливается предприятию выше стоящей организацией. Более детально ассортимент рас сматривается предприятием при составлении техпромфинплана. Ассортимент продукции, намеченный в техпромфинплане к выпуску, берется за основу при расчете выручки от реализации.
Выручка на планируемый год рассчитывается в конце текущего года. Поэтому к моменту ее определения отсут ствуют данные о фактических остатках готовой продукции на складе и в отгрузке на начало планируемого года. В свя зи с этим для расчета применяется оценка ожидаемых остатков нереализованной продукции на начало планируе мого года. Ожидаемые остатки определяются по каждой статье отдельно (по готовым изделиям на складе, товарам отгруженным, товарам, не оплаченным в срок, и товарам на ответственном хранении у покупателей) на основе фак тических остатков на последнюю отчетную дату и их ожи даемого изменения до конца текущего года.
На конец планируемого года остатки готовой продук ции на складе принимаются в размере установленного нор матива по оборотным средствам, а минимальные остатки товаров отгруженных определяются исходя из условий по ставки продукции, а также сроков пробега и оплаты доку ментов. У предприятий, имеющих сезонные запасы готовой продукции, покрываемые плановыми ссудами Госбанка, остатки готовой продукции на складе на ко'нец планируе мого года увеличиваются на сумму переходящих сезонных запасов.
Для определения плановой прибыли выручка от реали зации продукции рассчитывается в ценах, по которым пред приятие продает продукцию. Большинство промышленных предприятий реализует ее по оптовым ценам предприятия и иногда по оптовым ценам промышленности, розничным или расчетным ценам.
39
Оптовая цена предприятия включает среднеотраслевую себестоимость и плановую прибыль. В добывающих отрас лях промышленности при определении цены учитывают не среднеотраслевую себестоимость, а среднюю по отдельным районам добычи. По этой цене предприятия реализуют свою продукцию сбытовым организациям и промышленным пред приятиям.
Оптовая цена промышленности состоит из оптовой цены предприятия, сбытовой скидки и налога с оборота. По этим ценам сбытовые организации, а в некоторых случаях и сами промышленные предприятия реализуют продукцию потре бителя. Структура оптовых цен промышленности не оди накова. В ряде отраслей промышленности (металлургия, лесная промышленность и др.) эта цена не содержит нало га с оборота.
Розничная цена включает оптовую цену промышлен ности и торговую скидку. Применяется она в торговле при продаже товаров населению, а иногда и при реализации их для промышленного потребления.
Расчетная цена устанавливается для каждого предприя тия или группы предприятий исходя из плановой себестои мости и плановой прибыли. По этим ценам производятся расчеты между предприятиями, вырабатывающими данную продукцию, и сбытовыми организациями своей системы. Применение внутриотраслевых расчетных цен позволяет перераспределять доходы между предприятиями и обеспе чивать рентабельную работу каждому нормально работаю щему предприятию при значительных колебаниях в себе стоимости продукции вследствие различных природных и
.транспортных условий, а также влияния других объектив ных факторов.
В новых условиях планирования и экономического сти мулирования роль цены резко повышается. Она должна как можно точнее выражать общественно необходимые за траты. В соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС разработаны и введены в действие с 1 июля 1967 г. новые оптовые цены на продукцию тяжелой индустрии, а несколько раньше на товары легкой, текстиль ной и пищевой промышленности. Введение новых цен дало возможность'ликвидировать плановую убыточность отдель ных отраслей промышленности (угольной, горнорудной, гор ной химии) и обеспечить достаточный уровень рентабель ности, способствующий осуществлению полного хозяйствен ного расчета на каждом предприятии.
40
В зависимости от цен реализации продукции различают два вида выручки: от реализации по оптовым ценам пред приятия (или по расчетным ценам) и от реализации по оп товым ценам промышленности (или по розничным ценам за минусом торговой скидки). В первом случае вся выручка поступает в распоряжение предприятия, во втором — часть выручки предприятие вносит в государственный бюджет в виде налога с оборота.
Выручка от реализации продукции планируется по це нам франко-вагон станция отправления. В тех случаях, когда цены установлены франко-вагон станция назначения, из них исключаются стоимость перевозки и сбытовые рас ходы.
Рассмотрим методику расчета плановой выручки от реа лизации продукции промышленного предприятия на сле дующем примере:
|
О с т а т к и |
|
О с т а т к и |
П л а н р е а |
О п т о в а я |
|
|
н е р е а л и |
П л ан |
н е р е а л и |
л и з а ц и и |
ц е н а п р о |
|
Н а и м е н о в а н и е |
зо в а н н о й |
зо в а н н о й |
в т |
м ы ш л е н |
||
и з д е л и й |
п р о д у к ц и и |
в ы п у с к а |
п р о д у к ц и и |
( г р . 2 + |
н о сти |
|
в т |
||||||
|
н а н а ч а л о |
н а к о н е ц |
+ гр . 3 - |
з а е д и н и ц у |
||
|
го д а в т |
|
г о д а в т — гр . 4 ) |
в р у б . |
Вы р у ч к а
от р е а л и з а
ци и в ты с . р у б .
( г р . 6 X X г р . 5)
г |
2 |
3 |
4 |
5 |
в |
7 х |
А |
800 |
9 700 |
500 |
10 000 |
1200 |
12000 |
Б |
. 400 |
3 800 |
200 |
4 000 |
2500 |
10 000 |
В |
500 |
5 900 |
400 |
6 000 |
1500 |
9000 |
Г |
100 |
3100 |
200 |
3 000 |
1000 |
3 000 |
|
1800 |
22 500 |
1300 |
23 000 |
— |
34 000 |
В таком же порядке можно определить плановую вы ручку от реализации и по другим ценам. Приведенный ме тод исчисления носит название прямого расчета. Он рас пространен на предприятиях с небольшим ассортиментом продукции.
По предприятиям с большой номенклатурой изделий, а также в целом по министерству или управлению плановую выручку целесообразно определять в целом по всей про дукции исходя из планируемого объема ее выпуска в опто вых ценах предприятия и изменения суммы остатков гото вой продукции и товаров отгруженных в оптовых ценах на начало и конец планируемого года. Рассчитаем выручку от реализации указанным методом;
41
№ |
|
Показатели |
|
|
|
С у м м а в |
|||
|
|
|
|
т ы с . р у б . |
|||||
п п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Остатки |
нереализованной |
продукции |
на |
начало |
|
|||
|
планируемого года |
в оптовых |
ценах |
пред- |
1420 |
||||
2 |
приятия .................................................................. |
|
|
|
|
|
|
||
Выпуск товарной продукции в планируемом го- |
12 785 |
||||||||
3 |
ду в оптовых ценах предприятия |
на................ |
конец |
||||||
Остатки |
нереализованной |
|
продукции |
|
|||||
|
планируемого года в оптовых ценах предприя- |
1 318 |
|||||||
|
тия ............................................. |
между оптовыми |
ценами........................... |
предприятия |
|||||
4 |
Разница |
+386 |
|||||||
5 |
и реализационными |
ценами ................... |
|
|
... . |
||||
Выручка |
от реализации |
в |
планируемом году |
13 273 |
|||||
|
(строки |
1 + 2 — 3 + |
4) |
|
................................... |
|
|
|
При расчете необходимо иметь в виду, что цены реали зации могут отличаться от принятых для определения объема выпуска товарной продукции. В некоторых отрас лях промышленности выпуск планируется в оптовых ценах предприятия, а реализуется продукция по розничным ценам за вычетом торговой скидки и налога с оборота или по рас четным ценам, которые не совпадают с оптовыми ценами. В этом случае разница в ценах образуется как разность между оптовой ценой предприятия и розничной ценой (за вычетом налога с оборота, торговой и сбытовой скидки) или расчетной.
В отдельных отраслях промышленности, реализующих продукцию по поясным оптовым ценам, выпуск плани руется по цене пояса местонахождения предприятия-по ставщика, а реализация осуществляется по ценам пояса местонахождения потребителя. При несовпадении пояса реализации и пояса местонахождения предприятия-постав щика образуется разница в ценах, на которую надо скор ректировать выручку.
Для определения суммы отклонений необходимы дан ные о номенклатуре и плановом объеме продукции, реали зуемой по ценам, отличным от оптовых цен предприятияпоставщика. Затем исчисляется разница между оптовыми ценами предприятия и реализации в расчете на единицу продукции и на весь объем реализуемой продукции. На эту сумму увеличивается или уменьшается выручка от реализа ции товарной продукции. При отсутствии тех или иных данных составляют так называемый товарный баланс за
42