Файл: Моляков Д.С. Планирование и использование прибыли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Реализация продукции

Прибыль от реализации товарной продукции составляет основную часть общей суммы прибыли и определяется как разность между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью. Осуществление поставленных задач по созданию материально-технической базы коммунизма тре­ бует высоких темпов развития промышленного производства и повышения его эффективности.

Для ускорения темпов развития и роста эффективности общественного производства решением сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС изменены методы руководства промышленностью. Было признано целесообразным резуль­ таты деятельности предприятий оценивать не по валовой, а по реализованной продукции. Объем реализации стал од­ ним из важнейших показателен оценки работы предприятия.

Практика показала, что оценка работы предприятий по валовой продукции не ориентировала их на выпуск изделий, действительно необходимых народному хозяйству и насе­ лению, и во многих случаях сдерживала улучшение ассор­ тимента и качества продукции. Оценка результатов дея­ тельности по выполнению задания по реализации продукции побуждает предприятия улучшать ассортимент выпускае­ мой продукции и ее качество.

Для предприятий, переведенных на новую систему пла­ нирования и экономического стимулирования, объем реа­ лизуемой продукции в действующих оптовых ценах пред­ приятия утверждается вышестоящей организацией. Этот показатель исчисляется исходя из количества поставляе­ мых и оплачиваемых в данном году потребителями го­ товой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг промыш­ ленного характера. Кроме того, учитывается реализация продукции для капитального строительства и непромыш­ ленным хозяйствам предприятия. Объем реализуемой про­ дукции предприятия определяется без стоимости внутри­ заводского оборота, т. е. без учета изделий собственного производства, предназначенных для дальнейшей перера­ ботки внутри предприятия. Исключение составляют пред­ приятия, у которых в объем товарной продукции вклю­ чается внутризаводский оборот. Изделия, вырабатываемые из сырья и материалов заказчика, оплачиваемых пред- • приятиями-изготовителями, входят в объем реализуемой продукции с учетом стоимости сырья и материалов заказ­ чика.

37


В отдельных отраслях промышленности объем реали­ зуемой продукции рассчитывается иначе. Например, з угольной промышленности объем товарной продукции уменьшают на сумму планируемых убытков от продажи топлива трудящимся по льготным ценам или бесплатной выдачи. В судостроении в объем реализуемой продукции включают стоимость оплаченных заказчиком работ по эта­

пам постройки корабля.

Реализация продукции — не только основной показатель оценки деятельности предприятия, но и основной истопник его доходов. Денежные средства, поступающие предприя­ тию за реализованную продукцию и оказанные услуги, на­ зываются выручкой от реализации. Кроме выручки от реа­ лизации основной продукции, предприятия получают часть доходов в виде поступлений от подсобных хозяйств (ком­ мунального и жилищного, автотранспорта и др.), выручки от реализации ненужных материалов, выбывшего иму­ щества и прочих внереализационных доходов.

Поступление выручки—важная стадия кругооборота средств предприятия, имеющая огромное значение для нор­ мальной его деятельности. Если план реализации выпол­ няется и выручка поступает своевременно, то предприятие располагает денежными средствами, достаточными для его хозяйственной деятельности. Несвоевременное поступление выручки приводит к финансовым затруднениям, нарушает работу предприятия.

Из выручки от реализации продукции предприятия возмещают произведенные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и другие виды материальных цен­ ностей, а также образуют амортизационный фонд в доле износа основных средств за данный период. Оставшаяся часть выручки, заключающая в себе вновь созданную стои­ мость, является валовым доходом предприятия. Большая часть валового дохода предприятия направляется на вы­ плату заработной платы, на социальное страхование, упла­ ту в бюджет налога с оборота; остаток образует прибыль предприятия.

Планирование выручки от реализации продукции необ­ ходимо для определения плана прибыли, а также для со­ ставления оперативных финансовых планов предприятия. На размер выручки оказывает влияние количество, ассор­ тимент и качество реализуемой продукции, а также установ­ ленные цены. Количество реализованной продукции зависит от объема производства, размера переходящих остатков

38


готовой продукции на

складе предприятия, в

отгрузке я

определяется по формуле

 

 

 

Р

= о , + В — Ог,

 

 

 

где Р — объем реализации

(количество реализуемой продукции);

О] — остатки нереализованной продукции

на

начало

планируемого

года.

 

 

 

 

В — выпуск продукции по плану;

на

конец

планируемого

Ог — остатки нереализованной продукции

года.

 

 

 

 

План производства важнейших видов продукции в нату­ ральном выражении устанавливается предприятию выше­ стоящей организацией. Более детально ассортимент рас­ сматривается предприятием при составлении техпромфинплана. Ассортимент продукции, намеченный в техпромфинплане к выпуску, берется за основу при расчете выручки от реализации.

Выручка на планируемый год рассчитывается в конце текущего года. Поэтому к моменту ее определения отсут­ ствуют данные о фактических остатках готовой продукции на складе и в отгрузке на начало планируемого года. В свя­ зи с этим для расчета применяется оценка ожидаемых остатков нереализованной продукции на начало планируе­ мого года. Ожидаемые остатки определяются по каждой статье отдельно (по готовым изделиям на складе, товарам отгруженным, товарам, не оплаченным в срок, и товарам на ответственном хранении у покупателей) на основе фак­ тических остатков на последнюю отчетную дату и их ожи­ даемого изменения до конца текущего года.

На конец планируемого года остатки готовой продук­ ции на складе принимаются в размере установленного нор­ матива по оборотным средствам, а минимальные остатки товаров отгруженных определяются исходя из условий по­ ставки продукции, а также сроков пробега и оплаты доку­ ментов. У предприятий, имеющих сезонные запасы готовой продукции, покрываемые плановыми ссудами Госбанка, остатки готовой продукции на складе на ко'нец планируе­ мого года увеличиваются на сумму переходящих сезонных запасов.

Для определения плановой прибыли выручка от реали­ зации продукции рассчитывается в ценах, по которым пред­ приятие продает продукцию. Большинство промышленных предприятий реализует ее по оптовым ценам предприятия и иногда по оптовым ценам промышленности, розничным или расчетным ценам.

39


Оптовая цена предприятия включает среднеотраслевую себестоимость и плановую прибыль. В добывающих отрас­ лях промышленности при определении цены учитывают не среднеотраслевую себестоимость, а среднюю по отдельным районам добычи. По этой цене предприятия реализуют свою продукцию сбытовым организациям и промышленным пред­ приятиям.

Оптовая цена промышленности состоит из оптовой цены предприятия, сбытовой скидки и налога с оборота. По этим ценам сбытовые организации, а в некоторых случаях и сами промышленные предприятия реализуют продукцию потре­ бителя. Структура оптовых цен промышленности не оди­ накова. В ряде отраслей промышленности (металлургия, лесная промышленность и др.) эта цена не содержит нало­ га с оборота.

Розничная цена включает оптовую цену промышлен­ ности и торговую скидку. Применяется она в торговле при продаже товаров населению, а иногда и при реализации их для промышленного потребления.

Расчетная цена устанавливается для каждого предприя­ тия или группы предприятий исходя из плановой себестои­ мости и плановой прибыли. По этим ценам производятся расчеты между предприятиями, вырабатывающими данную продукцию, и сбытовыми организациями своей системы. Применение внутриотраслевых расчетных цен позволяет перераспределять доходы между предприятиями и обеспе­ чивать рентабельную работу каждому нормально работаю­ щему предприятию при значительных колебаниях в себе­ стоимости продукции вследствие различных природных и

.транспортных условий, а также влияния других объектив­ ных факторов.

В новых условиях планирования и экономического сти­ мулирования роль цены резко повышается. Она должна как можно точнее выражать общественно необходимые за­ траты. В соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС разработаны и введены в действие с 1 июля 1967 г. новые оптовые цены на продукцию тяжелой индустрии, а несколько раньше на товары легкой, текстиль­ ной и пищевой промышленности. Введение новых цен дало возможность'ликвидировать плановую убыточность отдель­ ных отраслей промышленности (угольной, горнорудной, гор­ ной химии) и обеспечить достаточный уровень рентабель­ ности, способствующий осуществлению полного хозяйствен­ ного расчета на каждом предприятии.

40

В зависимости от цен реализации продукции различают два вида выручки: от реализации по оптовым ценам пред­ приятия (или по расчетным ценам) и от реализации по оп­ товым ценам промышленности (или по розничным ценам за минусом торговой скидки). В первом случае вся выручка поступает в распоряжение предприятия, во втором — часть выручки предприятие вносит в государственный бюджет в виде налога с оборота.

Выручка от реализации продукции планируется по це­ нам франко-вагон станция отправления. В тех случаях, когда цены установлены франко-вагон станция назначения, из них исключаются стоимость перевозки и сбытовые рас­ ходы.

Рассмотрим методику расчета плановой выручки от реа­ лизации продукции промышленного предприятия на сле­ дующем примере:

 

О с т а т к и

 

О с т а т к и

П л а н р е а ­

О п т о в а я

 

н е р е а л и ­

П л ан

н е р е а л и ­

л и з а ц и и

ц е н а п р о ­

Н а и м е н о в а н и е

зо в а н н о й

зо в а н н о й

в т

м ы ш л е н ­

и з д е л и й

п р о д у к ц и и

в ы п у с к а

п р о д у к ц и и

( г р . 2 +

н о сти

в т

 

н а н а ч а л о

н а к о н е ц

+ гр . 3 -

з а е д и н и ц у

 

го д а в т

 

г о д а в т — гр . 4 )

в р у б .

Вы р у ч к а

от р е а л и з а ­

ци и в ты с . р у б .

( г р . 6 X X г р . 5)

г

2

3

4

5

в

7 х

А

800

9 700

500

10 000

1200

12000

Б

. 400

3 800

200

4 000

2500

10 000

В

500

5 900

400

6 000

1500

9000

Г

100

3100

200

3 000

1000

3 000

 

1800

22 500

1300

23 000

34 000

В таком же порядке можно определить плановую вы­ ручку от реализации и по другим ценам. Приведенный ме­ тод исчисления носит название прямого расчета. Он рас­ пространен на предприятиях с небольшим ассортиментом продукции.

По предприятиям с большой номенклатурой изделий, а также в целом по министерству или управлению плановую выручку целесообразно определять в целом по всей про­ дукции исходя из планируемого объема ее выпуска в опто­ вых ценах предприятия и изменения суммы остатков гото­ вой продукции и товаров отгруженных в оптовых ценах на начало и конец планируемого года. Рассчитаем выручку от реализации указанным методом;

41


 

Показатели

 

 

 

С у м м а в

 

 

 

 

т ы с . р у б .

п п

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Остатки

нереализованной

продукции

на

начало

 

 

планируемого года

в оптовых

ценах

пред-

1420

2

приятия ..................................................................

 

 

 

 

 

 

Выпуск товарной продукции в планируемом го-

12 785

3

ду в оптовых ценах предприятия

на................

конец

Остатки

нереализованной

 

продукции

 

 

планируемого года в оптовых ценах предприя-

1 318

 

тия .............................................

между оптовыми

ценами...........................

предприятия

4

Разница

+386

5

и реализационными

ценами ...................

 

 

... .

Выручка

от реализации

в

планируемом году

13 273

 

(строки

1 + 2 — 3 +

4)

 

...................................

 

 

 

При расчете необходимо иметь в виду, что цены реали­ зации могут отличаться от принятых для определения объема выпуска товарной продукции. В некоторых отрас­ лях промышленности выпуск планируется в оптовых ценах предприятия, а реализуется продукция по розничным ценам за вычетом торговой скидки и налога с оборота или по рас­ четным ценам, которые не совпадают с оптовыми ценами. В этом случае разница в ценах образуется как разность между оптовой ценой предприятия и розничной ценой (за вычетом налога с оборота, торговой и сбытовой скидки) или расчетной.

В отдельных отраслях промышленности, реализующих продукцию по поясным оптовым ценам, выпуск плани­ руется по цене пояса местонахождения предприятия-по­ ставщика, а реализация осуществляется по ценам пояса местонахождения потребителя. При несовпадении пояса реализации и пояса местонахождения предприятия-постав­ щика образуется разница в ценах, на которую надо скор­ ректировать выручку.

Для определения суммы отклонений необходимы дан­ ные о номенклатуре и плановом объеме продукции, реали­ зуемой по ценам, отличным от оптовых цен предприятияпоставщика. Затем исчисляется разница между оптовыми ценами предприятия и реализации в расчете на единицу продукции и на весь объем реализуемой продукции. На эту сумму увеличивается или уменьшается выручка от реализа­ ции товарной продукции. При отсутствии тех или иных данных составляют так называемый товарный баланс за

42