ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
скорости реакции в зависимости от начальных условий (темпера туры, давления, концентрации веществ, времени контакта* газа с катализатором) позволило вывести кинетическое уравнение. По следнее используют при моделировании процесса и разработке промышленных реакторов.
В результате изучения скорости химического взаимодействия окиси углерода и водорода на медьсодержащем катализаторе СНМ-1 получено кинетическое уравнение:
„0,5 |
|
„0,34 |
|
\ |
Рсо Рщ |
Р сн 3о н |
I) |
||
„0,6 |
б |
|||
|
„0,5 „ |
is |
|
|
РсН 3ОН |
РсоРн/^р) |
|||
где w — скорость реакции, кгс/(см2-с); |
k — константа скорости |
прямой реакции; Кр — константа равновесия реакции синтеза мета
нола; рсо, Рна, Рендон — парциальные давления СО, |
Н2 и СН3ОН, |
||||||||||||
кгс/см2. |
|
|
на |
электронно- |
|
|
|
|
|
||||
Проведенные |
|
|
|
|
|
||||||||
вычислительной машине |
расчеты |
|
|
|
|
|
|||||||
по кинетическому уравнению по |
|
|
|
|
|
||||||||
казали, что оно хорошо описыва |
|
|
|
|
|
||||||||
ет процесс образования метанола |
|
|
|
|
|
||||||||
на катализаторе СНМ-1 и может |
|
|
|
|
|
||||||||
быть |
использовано |
для расчета |
|
|
|
|
|
||||||
промышленных реакторов, рабо |
|
|
|
|
|
||||||||
тающих при 50 кгс/см2. По рас |
|
|
|
|
|
||||||||
считанным |
зависимостям |
можно |
|
|
|
|
|
||||||
определить |
оптимальные |
пара |
|
|
|
|
|
||||||
метры |
|
процесса |
и |
равновесные |
|
|
|
|
|
||||
условия. Наибольший выход ме |
|
|
|
|
|
||||||||
танола |
|
наблюдается |
при |
255— |
|
|
|
|
|
||||
270° С, что согласуется с экспери |
|
|
|
|
|
||||||||
ментальными данными. С умень |
|
|
|
|
|
||||||||
шением |
парциального |
давления |
|
|
|
|
|
||||||
окиси |
углерода (повышение от |
|
|
|
|
|
|||||||
ношения Н2: СО) |
максимум |
ак |
|
|
|
|
|
||||||
тивности |
катализатора |
смещает |
|
|
|
|
|
||||||
ся в сторону более низких темпе |
Рис. |
2. Зависимость |
выхода |
мета-^ |
|||||||||
ратур |
(рис. |
2). В соответствии с |
|||||||||||
расчетом при 300 °С реакция син |
иола от температуры и парциально-' |
||||||||||||
го давления окиси углерода:' |
|||||||||||||
теза метанола протекает практи |
1, 2, |
3 — при |
времени |
контакта |
0,29 с; |
||||||||
чески до равновесия уже при вре |
4, |
5, 6 — при |
времени |
контакта |
0,10 с. |
||||||||
мени контакта 0,1 с (при объем |
|
|
|
|
|
||||||||
ной скорости газа ~ 35000 |
ч-1). |
|
|
|
|
|
* Время, в течение которого газовая смесь соприкасается с катализатором. Время контакта — величина обратная объемной скорости газа. Объемной ско ростью газа называется количество газа, пропущенного через единицу объема катализатора за 1 ч.
15
Катализаторы синтеза метанола
При взаимодействии окиси углерода и водорода качественный состав продуктов реакции определяется видом используемого ка тализатора. Так, в зависимости от состава катализатора из окиси
углерода и водорода при соответствующих условиях |
(температу |
|
ра, давление и концентрация) |
можно получить метанол, высшие |
|
спирты, углеводороды, альдегиды и кислоты. |
(см. стр. 11 |
|
При синтезе метанола, кроме основных реакций |
||
и 12), протекают следующие процессы: |
|
|
СО + ЗН3 |
СҢ, + НаО |
|
2СО + 2Н2 + = £ СН4 -f С02 |
|
|
2СО + 4Нг |
(СН3)„0 + Н20 |
|
4СО + 8Н2 ц— у С4Н9ОН + ЗН20 |
|
Метанол может также реагировать с окисью углерода и во дородом, образуя ряд побочных веществ.
Основные требования, предъявляемые к катализатору синтеза метанола: высокая активность и селективность (направлять про цесс в сторону преимущественного образования метанола), ста бильность в работе, стойкость к колебаниям температуры и боль шая механическая прочность. Катализаторы для синтеза метанола подразделяются на две группы: цинк-хромовые и медьсодержа щие (цинк-медь-алюминиевые и цинк-медь-хромовые). На отечест венных производствах метанола в основном используют активный
цинк-хромовый |
катализатор |
при 250—400 кгс/см2 и |
380—400 °С. |
Цинк-хромовый |
катализатор |
состоит из окиси цинка |
и хромита |
цинка. Химический состав его следующий: ZnO-ZnCr20.j, 2,3ZnO- -ZnCr204, 3,3ZnO-ZnC^C^.
В настоящее время внедряется катализатор СМС-4 (Северодо нецкий метанольный среднетемпературный). Этот катализатор бо лее активен, чем обычный промышленный цинк-хромовый катали затор; технико-экономические показатели работы на нем предпоч тительнее: снижается расход исходного газа, увеличивается степень превращения окиси и двуокиси углерода, на 5—10°С снижается температура процесса синтеза.
В последнее время в связи с изменением сырьевой базы (пере вод на природный газ), совершенствованием методов очистки газа й развитием техники в ряде стран используют цинк-медь-алюми ниевые и цинк-медные катализаторы. Катализаторы, имеющие в своем составе медь, более активны, чем цинк-хромовые, причем максимальная активность их наблюдается при 220—260 °С. В силу этой особенности катализаторы на основе меди обычно называют низкотемпературными. Высокая активность их при низких темпе ратурах позволяет проводить процесс при давлении ниже 200 кгс/см2, что значительно упрощает аппаратурное оформление процесса.
16
Разработан и освоен в промышленном масштабе катализатор СНМ-1 (Северодонецкий низкотемпературный метанольный). Хи мический состав невосстановленного образца следующий: 52—54%
СиО, 26—28% ZnO, 5—6% А120 3, насыпная масса* 1,3—1,5 кг/м3,
удельная поверхность 80—90 м2/г, пористость ~50% .
Необходимо отметить, что медьсодержащие катализаторы по сравнению с цинк-хромовыми обладают малой термостойкостью и более чувствительны к каталитическим ядам. Медьсодержащий катализатор быстро снижает активность при перегревах, а в при сутствии сернистых соединений необратимо отравляется (обра зуется неактивный сульфид меди).
Сырье, используемое для производства низкотемпературных катализаторов, должно содержать минимальное количество приме сей, поскольку наличие последних снижает селективность контак та и ухудшает качество метанола-сырца (особенно жесткие тре бования предъявляют к содержанию мышьяка, серы и железа). Поэтому при использовании сырья, загрязненного различными при месями, в том числе и сернистыми соединениями, медьсодержащие катализаторы практически не могут быть применены.
Производство катализаторов состоит из двух основных стадий: приготовление катализатора и восстановление его до активного ■состояния. В промышленности цинк-хромовые катализаторы могут быть приготовлены «сухим» и «мокрым» методами.
При «сухом» методе приготовления предварительно измельчен ные окись цинка и хромовый ангидрид, взятые в определенном соот ношении, тщательно перемешивают на бегунах сначала в сухом виде, затем с увлажнением дистиллированной водой. В полученную смесь вводят до 1 % мелкодисперсного графита и формуют таб летки размером 5 x5 или 9X9 мм. По так называемому «мокрому» способу к суспензии окиси цинка добавляют раствор хромового ангидрида. Процесс проводят в специальных аппаратах-смесите лях с последующим отделением воды. Полученную пасту последо вательно сушат, смешивают с графитом и таблетируют. Приготов ленный «мокрым» способом катализатор более однороден по хи мическому составу, более пористый, а также имеет высокую механическую прочность. Активность катализатора, приготовлен ного по «мокрому» способу, на 10—15% выше полученного «сухим» способом.
Цинк-хромовый катализатор получают также соосаждением из азотнокислых солей цинка и хройа. В растворе при взаимодейст вии этих солей с карбонатом аммония в осадок выпадают основ ные углекислые соли. При прокаливании осадка в атмосфере водорода получающиеся окислы цинка и хрома взаимодействуют с образованием хромита цинка. Полученную контактную массу после измельчения смешивают с графитом и таблетируют. Приго-
*. Насыпная масса — количество катализатора |
(в форме |
гранул |
или табле |
ток определенных размеров) в единице объема; |
измеряется |
в г/см3, |
кг/м3. |
2 —2402 |
17 |
товленные катализаторы имеют высокоразвитую внутреннюю по верхность (более 100 м2/г), меньшую на 30—36% насыпную массу и более высокую активность, чем катализаторы, полученные по «сухому» способу.
Катализатор марки СМС-4 получают по так называемому «по лумокрому» методу. Причем его можно приготовить на оборудова нии, предназначенном для производства по «сухому» способу, без существенного усложнения технологии процесса приготовления.
Приготовление катализаторной массы в любом случае сопро вождается взаимодействием хромового ангидрида с окисью цинка:
2ZnO + Сг03 + Н„0 Zn2(0H)2Cr04
По техническим условиям невосстановленные образцы катали заторов должны содержать 55±1,5% ZnO, 34±1,0% СгОз, не бо
лее '1,3% графита, не более 2,0% |
воды гигроскопической (осталь |
н о е-во да кристаллизационная). |
Невосстановленный катализатор- |
представляет собой малопористое вещество с небольшой удельной: поверхностью 10—15 м2/г.
Активная форма цинк-хромового катализатора образуется в процессе его восстановления различными газами-восстановителя ми, например водородом. Удельная поверхность восстановленного катализатора 100—120 м2/г (по «сухому» методу) и 196 м2/г (по «мокрому» методу). Восстановление цинк-хромового катализатора сопровождается большим выделением тепла. Обычно восстановле ние проводят при медленном подъеме температуры до 190—210 °С. При неосторожном ведении процесса возможны самопроизволь ные, в отдельных случаях местные, перегревы катализатора, кото рые приводят к потере его активности в результате спекания.
При восстановлении катализатора окисью углерода интенсив ность восстановления замедляется выделяющейся двуокисью, угле рода. При местных перегревах катализатора возможно образова ние метана и как результат резкое повышение температуры. При восстановлении же водородом тормозящее действие на процесс оказывают пары воды. Для снижения скорости восстановления газ-восстановитель разбавляют инертным газом (обычно азотом)..
В промышленных условиях цинк-хромовый катализатор можновосстанавливать непосредственно в колонне синтеза продувочным газом* при 100—150 кгс/см2 и 190—210 °С. Содержание водорода в газе обычно поддерживают не выше 70 объемн. %. Процесс кон тролируют по количеству сливаемой воды, образующейся в ре зультате восстановления: не более 5—8 л/ч с 1 м3 катализатора.
Порядок и режим работы следующий. |
Поднимают давление до 100 — |
160 кгс/см2 и просушивают катализатор газом, |
подогретым через электроподогре |
ватель. Скорость разогрева катализатора до |
160 °С составляет ~ 20 °С в 1 ч, |
от 160 до 180 °С — 5 °С в 1 ч. В интервале 180—195 °С (198 °С) скорость разогре ва снижают до 0,5—1,0 °С в 1 ч. При этой температуре катализатор выдерживают
* Газ, выводимый из цикла синтеза метанола с целью снижения содержа ния инертных компонентов в системе.
18