Файл: Караваев М.М. Промышленный синтез метанола.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

скорости реакции в зависимости от начальных условий (темпера­ туры, давления, концентрации веществ, времени контакта* газа с катализатором) позволило вывести кинетическое уравнение. По­ следнее используют при моделировании процесса и разработке промышленных реакторов.

В результате изучения скорости химического взаимодействия окиси углерода и водорода на медьсодержащем катализаторе СНМ-1 получено кинетическое уравнение:

„0,5

 

„0,34

 

\

Рсо Рщ

Р сн 3о н

I)

„0,6

б

 

„0,5 „

is

 

РсН 3ОН

РсоРн/^р)

где w — скорость реакции, кгс/(см2-с);

k — константа скорости

прямой реакции; Кр — константа равновесия реакции синтеза мета­

нола; рсо, Рна, Рендон — парциальные давления СО,

Н2 и СН3ОН,

кгс/см2.

 

 

на

электронно-

 

 

 

 

 

Проведенные

 

 

 

 

 

вычислительной машине

расчеты

 

 

 

 

 

по кинетическому уравнению по­

 

 

 

 

 

казали, что оно хорошо описыва­

 

 

 

 

 

ет процесс образования метанола

 

 

 

 

 

на катализаторе СНМ-1 и может

 

 

 

 

 

быть

использовано

для расчета

 

 

 

 

 

промышленных реакторов, рабо­

 

 

 

 

 

тающих при 50 кгс/см2. По рас­

 

 

 

 

 

считанным

зависимостям

можно

 

 

 

 

 

определить

оптимальные

пара­

 

 

 

 

 

метры

 

процесса

и

равновесные

 

 

 

 

 

условия. Наибольший выход ме­

 

 

 

 

 

танола

 

наблюдается

при

255—

 

 

 

 

 

270° С, что согласуется с экспери­

 

 

 

 

 

ментальными данными. С умень­

 

 

 

 

 

шением

парциального

давления

 

 

 

 

 

окиси

углерода (повышение от­

 

 

 

 

 

ношения Н2: СО)

максимум

ак­

 

 

 

 

 

тивности

катализатора

смещает­

 

 

 

 

 

ся в сторону более низких темпе­

Рис.

2. Зависимость

выхода

мета-^

ратур

(рис.

2). В соответствии с

расчетом при 300 °С реакция син­

иола от температуры и парциально-'

го давления окиси углерода:'

теза метанола протекает практи­

1, 2,

3 — при

времени

контакта

0,29 с;

чески до равновесия уже при вре­

4,

5, 6 — при

времени

контакта

0,10 с.

мени контакта 0,1 с (при объем­

 

 

 

 

 

ной скорости газа ~ 35000

ч-1).

 

 

 

 

 

* Время, в течение которого газовая смесь соприкасается с катализатором. Время контакта — величина обратная объемной скорости газа. Объемной ско­ ростью газа называется количество газа, пропущенного через единицу объема катализатора за 1 ч.

15


Катализаторы синтеза метанола

При взаимодействии окиси углерода и водорода качественный состав продуктов реакции определяется видом используемого ка­ тализатора. Так, в зависимости от состава катализатора из окиси

углерода и водорода при соответствующих условиях

(температу­

ра, давление и концентрация)

можно получить метанол, высшие

спирты, углеводороды, альдегиды и кислоты.

(см. стр. 11

При синтезе метанола, кроме основных реакций

и 12), протекают следующие процессы:

 

СО + ЗН3

СҢ, + НаО

 

2СО + 2Н2 + = £ СН4 -f С02

 

2СО + 4Нг

(СН3)„0 + Н20

 

4СО + 8Н2 цу С4Н9ОН + ЗН20

 

Метанол может также реагировать с окисью углерода и во­ дородом, образуя ряд побочных веществ.

Основные требования, предъявляемые к катализатору синтеза метанола: высокая активность и селективность (направлять про­ цесс в сторону преимущественного образования метанола), ста­ бильность в работе, стойкость к колебаниям температуры и боль­ шая механическая прочность. Катализаторы для синтеза метанола подразделяются на две группы: цинк-хромовые и медьсодержа­ щие (цинк-медь-алюминиевые и цинк-медь-хромовые). На отечест­ венных производствах метанола в основном используют активный

цинк-хромовый

катализатор

при 250—400 кгс/см2 и

380—400 °С.

Цинк-хромовый

катализатор

состоит из окиси цинка

и хромита

цинка. Химический состав его следующий: ZnO-ZnCr20.j, 2,3ZnO- -ZnCr204, 3,3ZnO-ZnC^C^.

В настоящее время внедряется катализатор СМС-4 (Северодо­ нецкий метанольный среднетемпературный). Этот катализатор бо­ лее активен, чем обычный промышленный цинк-хромовый катали­ затор; технико-экономические показатели работы на нем предпоч­ тительнее: снижается расход исходного газа, увеличивается степень превращения окиси и двуокиси углерода, на 5—10°С снижается температура процесса синтеза.

В последнее время в связи с изменением сырьевой базы (пере­ вод на природный газ), совершенствованием методов очистки газа й развитием техники в ряде стран используют цинк-медь-алюми­ ниевые и цинк-медные катализаторы. Катализаторы, имеющие в своем составе медь, более активны, чем цинк-хромовые, причем максимальная активность их наблюдается при 220—260 °С. В силу этой особенности катализаторы на основе меди обычно называют низкотемпературными. Высокая активность их при низких темпе­ ратурах позволяет проводить процесс при давлении ниже 200 кгс/см2, что значительно упрощает аппаратурное оформление процесса.

16


Разработан и освоен в промышленном масштабе катализатор СНМ-1 (Северодонецкий низкотемпературный метанольный). Хи­ мический состав невосстановленного образца следующий: 52—54%

СиО, 26—28% ZnO, 5—6% А120 3, насыпная масса* 1,3—1,5 кг/м3,

удельная поверхность 80—90 м2/г, пористость ~50% .

Необходимо отметить, что медьсодержащие катализаторы по сравнению с цинк-хромовыми обладают малой термостойкостью и более чувствительны к каталитическим ядам. Медьсодержащий катализатор быстро снижает активность при перегревах, а в при­ сутствии сернистых соединений необратимо отравляется (обра­ зуется неактивный сульфид меди).

Сырье, используемое для производства низкотемпературных катализаторов, должно содержать минимальное количество приме­ сей, поскольку наличие последних снижает селективность контак­ та и ухудшает качество метанола-сырца (особенно жесткие тре­ бования предъявляют к содержанию мышьяка, серы и железа). Поэтому при использовании сырья, загрязненного различными при­ месями, в том числе и сернистыми соединениями, медьсодержащие катализаторы практически не могут быть применены.

Производство катализаторов состоит из двух основных стадий: приготовление катализатора и восстановление его до активного ■состояния. В промышленности цинк-хромовые катализаторы могут быть приготовлены «сухим» и «мокрым» методами.

При «сухом» методе приготовления предварительно измельчен­ ные окись цинка и хромовый ангидрид, взятые в определенном соот­ ношении, тщательно перемешивают на бегунах сначала в сухом виде, затем с увлажнением дистиллированной водой. В полученную смесь вводят до 1 % мелкодисперсного графита и формуют таб­ летки размером 5 x5 или 9X9 мм. По так называемому «мокрому» способу к суспензии окиси цинка добавляют раствор хромового ангидрида. Процесс проводят в специальных аппаратах-смесите­ лях с последующим отделением воды. Полученную пасту последо­ вательно сушат, смешивают с графитом и таблетируют. Приготов­ ленный «мокрым» способом катализатор более однороден по хи­ мическому составу, более пористый, а также имеет высокую механическую прочность. Активность катализатора, приготовлен­ ного по «мокрому» способу, на 10—15% выше полученного «сухим» способом.

Цинк-хромовый катализатор получают также соосаждением из азотнокислых солей цинка и хройа. В растворе при взаимодейст­ вии этих солей с карбонатом аммония в осадок выпадают основ­ ные углекислые соли. При прокаливании осадка в атмосфере водорода получающиеся окислы цинка и хрома взаимодействуют с образованием хромита цинка. Полученную контактную массу после измельчения смешивают с графитом и таблетируют. Приго-

*. Насыпная масса — количество катализатора

(в форме

гранул

или табле­

ток определенных размеров) в единице объема;

измеряется

в г/см3,

кг/м3.

2 —2402

17



товленные катализаторы имеют высокоразвитую внутреннюю по­ верхность (более 100 м2/г), меньшую на 30—36% насыпную массу и более высокую активность, чем катализаторы, полученные по «сухому» способу.

Катализатор марки СМС-4 получают по так называемому «по­ лумокрому» методу. Причем его можно приготовить на оборудова­ нии, предназначенном для производства по «сухому» способу, без существенного усложнения технологии процесса приготовления.

Приготовление катализаторной массы в любом случае сопро­ вождается взаимодействием хромового ангидрида с окисью цинка:

2ZnO + Сг03 + Н„0 Zn2(0H)2Cr04

По техническим условиям невосстановленные образцы катали­ заторов должны содержать 55±1,5% ZnO, 34±1,0% СгОз, не бо­

лее '1,3% графита, не более 2,0%

воды гигроскопической (осталь­

н о е-во да кристаллизационная).

Невосстановленный катализатор-

представляет собой малопористое вещество с небольшой удельной: поверхностью 10—15 м2/г.

Активная форма цинк-хромового катализатора образуется в процессе его восстановления различными газами-восстановителя­ ми, например водородом. Удельная поверхность восстановленного катализатора 100—120 м2/г (по «сухому» методу) и 196 м2/г (по «мокрому» методу). Восстановление цинк-хромового катализатора сопровождается большим выделением тепла. Обычно восстановле­ ние проводят при медленном подъеме температуры до 190—210 °С. При неосторожном ведении процесса возможны самопроизволь­ ные, в отдельных случаях местные, перегревы катализатора, кото­ рые приводят к потере его активности в результате спекания.

При восстановлении катализатора окисью углерода интенсив­ ность восстановления замедляется выделяющейся двуокисью, угле­ рода. При местных перегревах катализатора возможно образова­ ние метана и как результат резкое повышение температуры. При восстановлении же водородом тормозящее действие на процесс оказывают пары воды. Для снижения скорости восстановления газ-восстановитель разбавляют инертным газом (обычно азотом)..

В промышленных условиях цинк-хромовый катализатор можновосстанавливать непосредственно в колонне синтеза продувочным газом* при 100—150 кгс/см2 и 190—210 °С. Содержание водорода в газе обычно поддерживают не выше 70 объемн. %. Процесс кон­ тролируют по количеству сливаемой воды, образующейся в ре­ зультате восстановления: не более 5—8 л/ч с 1 м3 катализатора.

Порядок и режим работы следующий.

Поднимают давление до 100 —

160 кгс/см2 и просушивают катализатор газом,

подогретым через электроподогре­

ватель. Скорость разогрева катализатора до

160 °С составляет ~ 20 °С в 1 ч,

от 160 до 180 °С — 5 °С в 1 ч. В интервале 180—195 °С (198 °С) скорость разогре­ ва снижают до 0,5—1,0 °С в 1 ч. При этой температуре катализатор выдерживают

* Газ, выводимый из цикла синтеза метанола с целью снижения содержа­ ния инертных компонентов в системе.

18