Файл: Караваев М.М. Промышленный синтез метанола.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в течение некоторого времени, конец которого определяют по уменьшению коли­ чества выделяющейся воды. Дальнейшее повышение температуры до 220 РС про­ водят со скоростью 0,5—2 ?С в 1 ч (в зависимости от количества реакционной во­ ды), от 220 до 250 °С — со скоростью 2—5 “С в 1 ч и от 250 °С до рабочих тем­ ператур со скоростью 10—30 °С в 1 ч. Одновременно в системе повышают давле­ ние до рабочего. Подачу исходного газа* начинают при 320—330 °С. Весь про­ цесс продолжается 7—8 суток.

Более' прогрессивным способом является восстановление цинкхромового катализатора вне колонны синтеза при атмосферном давлении. Этот способ имеет ряд преимуществ перед восстановле­ нием непосредственно в колонне: формирование катализатора про­ ходит в оптимальных условиях, лучше используется объем поковок высокого давления (объем катализатора при восстановлении уменьшается на 10—15%) и увеличивается пробег колонн синтеза метанола.

Режим восстановления вне колонны синтеза примерно следующий. Восста­ новление сухой азото-водородной смесью ведут при 210—220 РС. Состав газавосстановителя меняется от 5 до 100% Н2. Катализатор разогревают до 170 °С, примерно с такой же скоростью, как при восстановлении под давлением в колон­ нах синтеза метанола. В интервале 170—220 °С скорость разогрева составляет 2 °С в 1 ч. По мере повышения температуры содержание водорода в газе увеличи­ вается. Объемная скорость газа составляет 3600—4000 ч . После выделения всей воды (300—350 л с 1 м3 катализатора) температура контактной массы повы­ шается до 400 °С, причем до 260 °С со скоростью 5 °С в 1 ч, выше 260 °С— 10 °С в I ч. При 400 °С катализатор выдерживают 5—10 ч, затем охлаждают со скоро­ стью 20—30 °С в 1 ч до 200 °С азото-водородной смесью и до температуры окру­ жающей среды только азотом.

При восстановлении цинк-хромового катализатора вне колонны синтеза в кипящем слое перед таблетированием обеспечивается хороший контакт газа с катализатором и интенсивный отвод тепла.

В последнее время внедрен в промышленность способ восста­ новления цинк-хромового катализатора (СМС-4) парами метанола при 170—230 °С II атмосферном или повышенном давлении. Про­ должительность восстановления 8—36 ч. При использовании в ка­ честве восстановителя паров метанола уменьшается опасность перегрева катализатора, кроме того, процесс восстановления мож­ но вести без циркуляционных компрессоров.

Пробег ** промышленного цинк-хромового катализатора в зна­ чительной степени определяется условиями восстановления ката­ лизатора и процесса синтеза метанола на нем. В начальной стадии развития производств метанола, когда в качестве сырья использо­ вали водяной газ со значительным количеством примесей и про­ цесс проводили при отношениях Нг : СО не выше 4, пробег катали­ затора не превышал 4—5 месяцев. При использовании природного газа и отношении Н г: СО в цикле выше 6 цинк-хромовый катали­ затор практически не снижает активность в течение года. Обычно

*Исходным газом называют очищенный конвертированный газ, поступаю­ щий при высоком давлении в агрегат синтеза.

**Т. е. время эксплуатации катализатора, в течение которого выход мета­ нола соответствует средним величинам по проекту.

2*

19


отработанный цинк-хромовый катализатор не регенерируют. Для стабилизации работы цннк-хромового катализатора во времени в него вводят трудновосстанавливаемые окислы металлов VI группы периодической системы, например окислы молибдена, вольфрама

и др.

Низкотемпературные катализаторы могут быть получены раз­ нообразными способами и из различного сырья. При приготовле­ нии катализаторов предпочтение отдается методу соосаждения. Выпускают такие катализаторы в таблетках размером 5X5 мм.

Восстановление низкотемпературных катализаторов сложнее, чем цинк-хромовых и требует большой осторожности. Катализато­ ры восстанавливают в узком интервале температур (ПО—1І5°С), при этом выделяется большое количество тепла. Восстановление можно проводить при атмосферном и повышенном давлениях — важно обеспечить отвод тепла от катализатора. Необходимо за­ метить, что низкотемпературный катализатор обладает пирофор­ ными свойствами, и при выгрузке из колонн синтеза возможен его сильный разогрев и даже воспламенение. Поэтому до выгрузки катализатор пассивируют, т. е. обрабатывают паром или азотом, содержащим до 5 объемн.% О2.

Доля установок, работающих на низкотемпературных катали­ заторах, в производстве метанола пока незначительна. Однако пе­ ревод производств на природный газ, разработка методов очистки газа от сернистых соединений и простота конструкции аппаратуры синтеза при низком давлении расширяет перспективу использова­ ния этих катализаторов в промышленности.

Влияние различных параметров на процесс синтеза метанола

В процессе синтеза метанола с течением времени активность катализатора снижается. Чтобы обеспечить нормальные условия синтеза метанола и достичь оптимальных технико-экономических показателей производства, корректируются технологические пара­ метры процесса—температура, давление, отношение Н г: СО, объ­ емная скорость и содержание инертных компонентов в газе.

Производительность катализатора является показателем, ко­ торый может быть применен для оценки активности катализатора

иэффективности его работы. Производительность катализатора — это количество продукта (метанола), получаемого с единицы объ­ ема катализатора за единицу времени, например т СН3ОН/м3 ката­ лизатора в сутки. Кроме температуры, давления, объемной скоро­ сти и состава исходного газа на производительность влияет также

иразмер зерна катализатора. Рассмотрим влияние всех этих па­ раметров на процесс синтеза метанола.

Производительность цинк-хромового катализатора с повышени­ ем температуры от 310 до 360—380°С возрастает до определенного предела. Дальнейшее увеличение температуры приводит к сниже-

20


нею производительности катализатора. Это явление объясняется увеличением скорости побочных реакций. Действительно, в усло­ виях работы цинк-хромового катализатора выход метанола зна­ чительно ниже по сравнению с равновесным выходом. Так, при 380°С он составляет всего 27% от теоретического. Вследствие низкой степени превращения окиси углерода и водорода синтез метанола осуществляют по циклической схеме. После выделения метанола в сепараторах газ компримируют в циркуляционных ком­ прессорах, смешивают с поступающим из отделения конверсии исходным газом и подают на вход в колонну синтеза.

Оптимальная температура процесса синтеза метанола на цинк-

хромовом катализаторе

находится

в пределах 360—380 °С. При

более высоких температурах

создаются благоприятные условия

для реакций метанирования

 

 

СО +

ЗН2

^

СҢ, + Н20 + 49,2 ккал

С02 +

4Н2

- f . >-

СН4 +

2Н20 + 39,1 ккал

которые протекают с большим выделением тепла. В результате этих реакций возможны местные перегревы и спекание (порча) катализатора. Это вызывает нарушение герметичности коммуника­ ций и аппаратов, т. е. создается аварийная обстановка в цехе.

При повышении давления про­

^

 

 

 

 

 

 

 

 

изводительность

катализатора

 

 

 

 

 

Л/ /

 

увеличивается.

Однако

влияние §

 

 

 

 

 

 

давления выражено менее резко, ^

 

 

 

 

 

 

чем влияние температуры, что .Ц. 4,2

 

 

 

 

Ф /

 

 

подтверждается данными рис. 3. |

 

 

 

У/уV

 

 

Одновременно с ростом давления §

 

 

 

 

 

область оптимальных температур ^ ^

 

 

А

 

 

 

 

процесса синтеза

метанола

су-

|

 

 

 

 

 

 

 

 

жается (см. рис. 2,

стр.

15).

 

^

 

 

 

 

 

 

 

 

С увеличением объемной ско- ^

 

 

 

 

 

 

 

 

рости газа содержание метанола ^

 

 

 

ъ у

 

 

в газе снижается. Однако за счет і§

 

 

у

 

 

большого объема газа, прохо-

^

^

 

 

 

 

 

 

дящего в единицу времени через о* '

 

/

 

 

 

 

 

одинаковый объем катализатора, |

м

 

 

 

 

 

 

производительность

последнего ^

 

200

23Ö

 

300

300

увеличивается. Более интенсив-

§

' 130'

 

ный рост производительности на- %

 

 

Дадлеше, кгс/смг

 

 

блюдается при увеличении объем­

 

Рис.

3.

Зависимость

производитель­

ной

скорости

от 10 000

до

 

30 000

ч-1.

 

 

 

 

 

ности

катализатора

при различной

 

 

 

 

 

 

температуре

от

давления.

 

Состав газовой смеси сущест­

 

 

 

 

Объемная

скорость

40 000

ч-1,

отношение

венно

влияет

на производитель­

 

Н2 : СО— 2,2—2,3, размер

зерна

4—5

мм.

ность катализатора. При увеличе­ нии отношения Н г: СО производительность катализатора снижает­

ся при любых технологических параметрах (табл. 1). Максималь­

21:


ная производительность наблюдается при отношении Н2 : СО = 4. Увеличение производительности катализатора с ростом парциаль­ ного давления окиси углерода больше в интервале оптимальных температур 360—380 °С. С уменьшением размера зерна катализа­ тора производительность его увеличивается и максимум произво­ дительности смещается в сторону более высоких температур.

Та б л и ц а 1. Зависимость производительности цинк-хромового катализатора и концентрации СН3ОН в газе при 250 кгс/см3

иразмере зерна 1—2 мм от отношения Н2:СО

Объемная

Но:СО = 4

Но:СО =9

 

 

 

 

скорость.

производи-

объемн. %

производи-

объемн. %

ч“ 1

тельность,

тельность,

 

ч/(смЗ*ч)

 

г/(смЗ-ч)

 

и* п О II

производительность, г/(смЗ*ч)

=19

объемн. %

 

 

Т е м п е р а т у р а

360

°С

 

 

20 000

3,0

10,5

1,9

 

6,7

1,0

 

40 000

5,0

8,8

3,2

 

5,6

1,9

 

60 000

6,4

7,5

4,4

 

5,1

2,7

 

80 000

7,7

6,7

5,4

 

4,7

3,4

 

 

 

Т е м п е р а т у р а

380

°С

 

 

20 000

2,5

8,8

1,8

 

6,3

0,9

3,2

40 000

4,7

8,2

3,0

 

5,3

1,7

3.0

60 000

6,5

7,6

4,2

 

4,9

2,6

3.0

80 000

7,9

6,9

5,2

 

4,6

3,3

2,9

 

 

Т е м п е р а т у р а

400

°С

 

 

20 000

1,5

5,3

1,1

 

3,9

0,8

2.5

40 000

2,9

5,1

2,1

 

3,7

1,4

60 000

4,2

4,9

3,2

 

3,7

2,1

2.5

80 000

5,3

4,6

 

2,8

4,2

 

3.7

2,7

2,4

Рассматривая влияние состава газа на активность и селектив­ ность катализатора, обычно имеют в виду концентрацию окиси углерода и водорода. В промышленных условиях в газе присутст­ вуют по крайней мере еще два компонента, которые могут участ­ вовать в процессах синтеза на цинк-хромовом катализаторе, — дву­ окись углерода и пары воды.

Двуокись углерода может быть переработана в метанол по следующей схеме: восстановление С02 до окиси углерода и гидри­ рование окиси углерода до метанола. Вследствие восстановления двуокиси углерода концентрация ее в циркуляционном газе в зави­

симости от отношения Н2: СО колеблется от 0,3 до

1,0 объемн.%,

а в смешанном газе (исходный и циркуляционный)

обычно не пре­

вышает 1,3 объемн.%. При таких концентрациях двуокись углеро­ да не влияет на скорость образования метанола. Однако реакция восстановления двуокиси углерода в условиях синтеза на цинк-хро­ мовом катализаторе протекает практически до равновесия, это вы­ зывает повышение парциального давления окиси углерода.

.22


Из рис. 4 видно, что при изменении парциального давления окиси углерода от 20 до 40—50 кгс/см2 производительность ката­ лизатора, независимо от концентрации двуокиси углерода (в пре­ делах 0,5—3,9 объемн.% С02) увеличивалась. При дальнейшем повышении парциального давления окиои углерода от 40—50 до 70 кгс/см2 производительность катализатора проходит через мак­ симум. Положение последнего с увеличением концентрации СО?

.смещается в сторону меньших парциальных давлений окиси угле­ рода (кривая AB).

Рис. 4.

Зависимость

производительности

катализатора

при

380 °С,

310 кгс/см2 и

объемной скорости

40 000

ч_І от

пар­

 

циального давления окиси углерода.

1 — 2 кгс/см2;

Начальное парциальное

давление СОг соответственно:

2 — 4 кгс/см2; 3 — б кгс/см2; 4 — 8 кгс/см2; 5 — 10 кгс/см2;

6 — 12 кгс/см2.

Таким образом, несмотря на то что двуокись углерода не влия­ ет на скорость образования метанола, использование ее в про­ мышленных условиях при работе на цинк-хромовом катализаторе

не всегда эффективно (относительно производительности катали­ затора). Границы оптимальных концентраций двуокиси углерода могут быть определены по рис. 4.

Опыт эксплуатации производств метанола подтверждает воз­

можность проведения синтеза в присутствии повышенного количе­ ства двуокиси углерода. Так, при содержании в исходном газе до 2,5—2,8 объемн.% С02 катализатор работает без заметного снижения активности от 12 до 18 месяцев, а в отдельных случаях

23-

и более длительный срок. Примерно такой же пробег (и даже вы­ ше) имеет катализатор, работающий при содержании в исходном газе 4—6 объемн.% С02. Производительность катализатора в этих двух случаях примерно одинакова; агрегаты синтеза работают до­ статочно устойчиво и автотермично. С увеличением отношения Н2 : СО в циркуляционном газе степень превращения С 02 за один проход газовой смеси через колонну возрастает (табл. 2).

Т а б л и ц а

2. Зависимость степени превращения углеродсодержащего

сырья

 

при 290—300 кгс/сма и объемной

скорости 25 000—28 000 ч-1

 

 

от содержания С02 в исходном газе и отношения Н2:СО

 

 

 

 

в циркуляционном газе

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в газе

Отношение

Содержа­

Содержание в циркуляционном

Степень

на входе

в колонну,

Н2:СО

ние СО-2 в

 

 

 

газе, объемн. %

 

превращения, %

объемн. %

в циркуля-

исходном

 

 

 

 

н 2

CHa+ N 2

 

 

 

 

ционном

газе,

 

 

 

 

 

 

со2

со

газе

объемн. %

со2

 

со

со.

со

 

 

 

 

 

Природный газ (со ста ди ей о ч ис т

 

и газа

от С02)

1,04

10,9

7,65

2,4

0,90

 

9,26

70,7

19,14

13,5

15,0

8,93

 

 

к

23,60

0,78

9,15

2,8

0,60

 

7,50

68,3

23,1

16,0

0,70

7,60

12,5

2,5

0,54

 

5,95

74,0

19,51

23,9

21,7

0,60

6,40

16,1

2,6

0,41

 

4,66

75,0

19,93

31.7

27,2

0,50

5,80

18,1

2,4

0,34

 

4,10

74,5

20,71

32,0

29,3

0,90*

9,06

20,0

2.5

0,30

 

3,70

73,8

22,20

66,7

59,4

0,82*

7,40

22,7

2,5

0,20

 

3,20

72,8

23,80

75,5

56,5

 

 

Природный

газ

(бе 3

очистки

о т

С02)

 

 

1,33

9,60

10,6

5,0

0,80

 

7,3

77,4

14,5

39,8

24,0

1,15

8,45

12,3

4,3

0,70

 

6,0

73,9

19,4

45,5

29,0

1,17

7,82

15,0

4,2

0,70

 

5,2

78,1

16,0

40,0

33,5

 

 

К о к с о в ы й

г а з

 

(без

о ч и с т к и

от

С 02)

 

8,6

2,15

11,6

6,0

5,2

1,8

10,6

63,0

24,6

16,3

1,66

10,1

8,3

4,4

1,3

 

8,7

71,7

18,3

21,7

13,9

1,51

8,75

10,4

5,0

1.0

 

6,8

70,5

21,7

33,8

22,3

1,77

7,77

12,0

5,0

0,1

 

6,0

72,0

21,3

40,0

22,8

* При 370 кгс/смЗ и объемной

скорости

14 000—18 000 ч 1.

 

 

 

 

 

Однако вопрос об экономически целесообразной концентрации двуокиси углерода должен рассматриваться в каждом отдельном случае конкретно. В присутствии двуокиси углерода в газе расход его увеличивается соответственно количеству восстановленной дву­ окиси углерода; одновременно образуется эквивалентное количест­ во воды. Вследствие этого снижается производительность компрес­ соров, увеличиваются затраты энергии на сжатие газа и ректифи­ кацию метанола-сырца. При наличии же в исходном газе избытка водорода (например, при паро-углекислотной конверсии природ­

24