Файл: Иноземцев Г.Г. Обработка цилиндрических зубчатых колес фрезерными головками методом непрерывного деления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на периферийной режущей кромке, но и для любой другой" точки боковых режущих кромок, удаленной от оси фрезы на расстояние гх.

Преобразуем уравнение (1 0 1 ) следующим образом

2 sin|^sin g^-tga— c o s^ -2 sin^ - ] = 0

Приравнивая нулю сомножители, определим граничные значения фх, при которых разнос впадины будет отсутствовать-

2 sin |2 = 0

при

Фх=0

(102)

Действительно, в плоскости, проходящей через ось враще­ ния головки и радиус-вектор, для которого фх = 0 , боковое сме­ щение точек режущих кромок равно нулю и разноса впадины здесь не будет.

s in ^ -tg a --cos|^-2sin j - = 0

Для конкретных случаев обработки угол установки голов­ ки б имеет постоянное значение, а при черновом зубонарезании фрезами с прямолинейным очертанием режущих кромок для всех их точек постоянным будет также и значение угла профиля а, поэтому, поделив правую и левую части последнего-

равенства на tga-cos ту и обозначив

 

2sln^-

 

.

 

t g a

 

получим

фх=2агс tgb

(103)

Таким образом, мы определили два крайних значения фх>. в пределах которых возможен разнос впадины зуба.

Теперь определим значение фх, при котором разность меж­ ду правой и левой частью уравнения (1 0 1 ) будет иметь макси­ мальное значение, т. е. значение фх, при котором разнос впа­ дины будет максимальным (при определенных значениях Дф,. а и б). .. . .

Для этого уравнение (101) запишем в таком виде и возьмем производную U = f(\px) по фх.

g U = ( 1—cos фх) -tga —sin фх-2 sing-

108

Сделав соответствующие преобразования и введя принятое ранее обозначение, получим

cpx= a rc tg ö

(104)

Анализируя зависимости (101) и (1), молено сделать вы­ вод, что при определенных конструктивных параметрах голов­ ки Rr, фрезы и угле профиля зуба фрезы а, разнос впадины ■будет увеличиваться с увеличением угла установки головки б, т. е. согласно формуле (1 ) с увеличением k и т.

Для определения величины разноса впадин предваритель­ но определяется значение срх по формуле (104). Далее, значе­ ние фх и известные значения б и а подставляются в уравнение (101). Из правой части этого уравнения вычитывается его ле­ вая часть и полученное значение умнолоется на произведение •rx -'COsS. Это и будет величина разноса впадин (на сторону) в точках, профилируемых точкой рел<ущей кромки фрезы, уда­ ленной от оси вращения последней на расстояние гх.

Наибольший разнос бу­ дут давать точки, у кото­

рых rx= R ф.

Расчеты

пока­

зывают, что

разнос

имеет

место, но величина его не­ значительна.

На рис. 27 приведен гра­ фик зависимости разноса владин Д (на две стороны)

от модуля

обрабатываемых

колес т

при

У? г = 1

0 0

мм,

Дф=60 мм, а ='2 0 °,

для

то­

чек, расположенных

на

де­

лительной

окружности.

 

На графике кривая 1

для £ = 1 ,

2 — для

k=2 а

кривая 3 — для k=3.

что

Из графика

видно,

при /п=б

мм и k = l

разнос

равен 0,093 мм. При том же модуле, но k —3, разнос ра­ вен 0 , 8 6 мм.

Разное впадин можно уменьшить применяя голов­ ку с большим значением Rг, в фрезу с меньшим значе­ нием Яф.

109



При обработке колес больших модулей и &>1 следует учитывать величину разноса при проектировании фрезы, т. е_ занижать, ее зубья по толщине на величину разноса.

3. ПРОФИЛИРОВАНИЕ ИНСТУМЕНТА ДЛЯ ЧИСТОВОГО ЗУБОНАРЕЗАНИЯ

Ранее было установлено, что при зубофрезеровании колес данным методом фрезой с прямолинейными режущими кром­ ками получить зубья эвольвентного профиля невозможно. Про­ исходит это, во-первых, по той причине, что угол поворота за­ готовки за время контакта зубьев фрезы с ней незначителен. Вследствие этого при непрерывном вращении заготовки про­ исходит не полное, а только частичное огибание профиля зуба колеса. Во-первых, что более важно, в плоскости, проходящей через оси вращения головки и фрезы в момент максимального приближения оси фрезы к оси заготовки, может находиться только один зуб фрезы.

Траектории точек режущих кромок других зубьев фрезы-, контактирующих с заготовкой как до, так и после этого зуба будут расположены от оси вращения заготовки дальше и, следовательно, эти зубья не будут производить окончательное профилирование впадины.

Однако, при обработке колес относительно невысоких сте­ пеней точности новый метод зубофрезерования может приме­ няться как окончательный. Для этого необходимо-иметь соот­ ветствующим образом спрофилированный инструмент.

Очевидно, для получения теоретически правильного про­ филя нарезаемых зубьев в каждом отдельном случае (т. е. для каждого модуля, заданного числа зубьев и коэффициента сме­ щения для корригированных колес) требуется специальная фреза.

Анализ кинематики резания позволил установить, что для получения зубьев колеса эвольвентного профиля, профиль зубьев фрезы должен отличаться от эвольвентного-

Коррекцию координат точек, по которым профилируются зубья фрезы, необходимо производить по той причине, что при зубофрезеровании колес данным методом имеет место разнос впадин. При определении величины коррекции, учитывающей разнос, нужно помнить, что различные участки профиля зуба имеют различные профильные углы и, следовательно, разнос впадины на них будет также различным. ■

Определение координат эвольвентной части профиля фрезы

по

(без учета коррекции) удобнее всего производить в торцевомсечении впадины зубчатого колеса. Если расположить оси ко-

У

а)

Рис. 28 ординат так, как показано на рис. 28, то координаты х и у то­

чек профилирования определяются

по известным зависи­

мостям

 

х = /'х ‘ sin ®х

(105)

 

m


У = г х -cos Ѳх

 

(106)

Ѳх= Ѳ 0+іпѵ ах

 

(107)

Ѳ0 =

Ѳд—іпѵ а0

 

(108)

0

_0|5~

2jj-tg а0

IASa

(109)

д

z

 

z

‘ mz

 

 

 

r0

 

 

( 1 1 0 )

COS ctx=

 

 

 

 

r*

 

 

 

f o—

m-z

 

COS Cto

 

(Hl)

~ 2

'

 

Угол Ѳх по уравнению

(107) определяется в радианах. Для

лодстановки в уравнения (105) и (106) его необходимо пере­ вести в градусы.

Профильный угол в заданной точке определяется по фор­ муле

a ' = 0 o + t g a x

( 1 1 2 )

После перевода угла а' из радианного измерения в градус- ,ное определяется величина разноса впадины. Для этого значе­ ние а' в заданной точке подставляется в уравнение (1 0 1 ) вместо а, выполняются указанные ранее операции подсчета, а затем производится коррекция абсциссы данной точки.

Расчеты показали, что величина коррекции точек профиля •фрезы незначительна.

Согласно формуле (101) величина коррекции точки профи­ ля зависит от ее профильного угла а' и от угла фх, при котором величина разноса будет максимальной. Значение фх, опреде­ ляемое по формуле (104), с учетом принятых обозначений на­ ходится также в зависимости от а'.

Анализ формул (101) и (104), а также расчеты показыва­ ют, что наибольшая величина коррекции будет у точек про­ филя, имеющих наименьшие профильные углы. Таким обра­ зом, наименьшую величину коррекции, будут иметь точки ре­ жущих кромок зубьев фрезы, профилирующие точки боковых -поверхностей зубьев, расположенные около окружности вы­ ступов обрабатываемых зубьев и на переходных кривых у их ножек. Наименьшее значение профильного угла имеют точки,

.расположенные около основной окружности, поэтому и вели­ чины их коррекции будут наибольшими.

Так например, у фрезы для нарезания» колеса модуля

.112


т = 5 мм, 2 = 20, g = 0, ad=20°, h— 2,25 m, Д5д=0,1 мм голов­ кой с конструктивным параметром /?г=100 мм, при k = 1 для точек режущих кромок, профилирующих точки боковых сто­ рон зубьев, расположенных на основной окружности, величи­ на коррекции А = 0,242 мм, для точек, расположенных на дели­ тельной окружности А= 0,067 мм и для точек, расположенных на окружности выступов — А = 0,028 мм.

На рис. 28, б пунктиром схематично показана величина от­ клонения профиля впадин зубьев в случае, если обработку вести фрезой с теоретически правильным профилем, а на рнс. 28, в сплошной линией показан корректированный профиль зубьев фрезы, учитывающий разнос обрабатываемых впадин и позволяющий получить впадины теоретического профиля.

Таким образом, точность чистовой обработки при зубофрезеровании колес новым методом в первую очередь, очевидно, зависит от точности профилирования инструмента.

Но поскольку обработка ведется фасонной фрезой, то не меньшее влияние на точность зубонарезания будет оказывать точность ее установки относительно заготовки. Фрезу необхо­ димо устанавливать в такое положение, чтоб плоскость ее сим­ метрии совпадала с межосевым перпендикуляром фрезозаго­ товки, глубина фрезерования должна быть выдержана также достаточно точно.

При всяком изменении глубины установки фрезы или сме- ' щении ее вдоль оси меняется положение центра основной ок­ ружности эвольвентой части профиля нарезаемого зуба от­ носительно центра вращения этого колеса, т. е. каждая пара профилей, образующих данную впадину, имеет свой собствен­ ный центр основной окружности. Другими словами говоря, возникает эксцентриситет единичных профилей, что ухудшает качество зацепления и может привести к появлению кромоч­ ного зацепления.

Изменение глубины установки фрезы или смещение ее

вдоль оси вызывает также перемещение профиля

обрабаты­

ваемого зуба.

 

Величину перемещения по направлению нормали к профи­

лю в данной точке можно определить по формулам

 

Ay= l/-sina'

(113)

A n=7/-cosa'

(114)

В этих формулах

 

V — величина изменения глубины фрезерования,

 

Заказ I82G

; н