Файл: Иноземцев Г.Г. Обработка цилиндрических зубчатых колес фрезерными головками методом непрерывного деления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лучается меньше, чем у цельных фрез. Для устранения этого иногда пазы под рейки и переднюю поверхность зубьев (как об этом говорилось) располагают 'параллельно оси фрезы.

В практике применяются различные конструкции сборных червячных фрез [22, 51, 60].

Конструкцию стандартных червячных фрез, с точки зрения их эксплуатационных качеств, нельзя считать совершенной. При суммарной длине режущих кромок стандартной червяч­ ной фрезы, в несколько раз большей, чем у любого другого 'Инструмента, лишь сравнительно небольшая ее часть (У зо— V 2 5 ) принимает участие в работе.

Периферийные и боковые режущие кромки зубьев фрезы загружены неодинаково. При обработке зубчатых колес с большим числом зубьев объемы металла, удаляемые перифе­ рийной и обеими боковыми режущими кромками, примерно равны. Но если учесть, что суммарная длина двух боковых ре­ жущих кромок значительно больше длины периферийной кромки, то становится очевидным, что толщина стружки, снимаемой периферийной кромкой, в несколько раз больше

толщины стружки, снимаемой боковой

режущей

кромкой

(рис. 3). Здесь Цср — средняя толщина стружки [30].

 

В силу большей загрузки периферийных режущих кромок

износ их в несколько раз больше износа

боковых

режущих

2. Заказ 1826

кромок. Загрузка отдельных зубьев фрезы также неравно­ мерна. Последнее объясняется тем, что в процессе зубонарезапня между вращением заготовки и вращением фрезы уста­ навливается жесткая кинематическая связь. В силу этого каж­ дый зуб червячной фрезы в каждой обрабатываемой впадине срезает слой определенной формы и размера.

Исследованием кинематики процесса резания червячными фрезами занимались многие авторы. Наиболее полно этот во­ прос освещен в работах Г. И. Когана [30] и А. Г. Шмулевича [83, 84, 85, 86, 87].

Во всех исследованиях наибольшее внимание уделялось черновой обработке, поскольку она занимает значительное время всей обработки зубчатых колес и ее интенсивность силь­ но влияет на производительность зубофрезерования.

На рис. 4 приведены схемы срезания слоев металла пери­ ферийными кромками зубьев фрезы при нарезании прямозу­ бых колес со встречной (рис. 4, а) и с попутной (рис. 4, б) по­ дачей [52].

Здесь 1 — поверхность резания, 2 — траектории средних периферийных кромок, 3 — направление подачи фрезы, 4 — на­ правление вращения фрезы, 5 — последовательные положения зубьев фрезы в процессе обкатки. Схемы построены по графо­ аналитическому методу.

Положения траекторий средних точек периферийных зубь­ ев фрезы показаны в плоскости, проведенной через ось сим­ метрии впадины колеса. С этой плоскостью условно совмеще­ ны траектории отдельных зубьев на всем их протяжении, а также положения мгновенных центров этих траекторий (точки Оо, Оі, Ог...). Криволинейные полоски, ограниченные двумя смежными траекториями, изображают слои металла, срезае­ мые отдельными периферийными кромками.

Схемы, прежде всего, различаются тем, что при встречной подаче слои срезаются от дна впадины, а при попутной — от наружного цилиндра заготовки. При рассмотрении схем среза­ ния слоев видно, что слои наибольшей толщины срезаются зубьями, первыми вступающими в резание. Толщина слоев, срезаемых последующими зубьями, уменьшается.

В пределах практически применяемых подач, при прочих равных условиях, максимальные толщины срезаемых слоев при работе с попутной подачей получаются несколько мень­ шими, чем при работе со встречной подачей. Однако углы кон­ такта зубьев фрезы с заготовкой, а следовательно длины сре-


Рис.

2

19


заемых слоев при попутном зубофрезеровании увеличиваются по сравнению со встречным.

Врезание зубьев фрезы в тело заготовки с малым углом врезания при встречном зубофрезеровании происходит с по­ явлением значительных радиальных усилий, резко падающих после образования стружки. Это явление увеличивает вибра­ ции, которые в сильной мере ограничивают .величины подач, а также усиливают износ задних поверхностей зубьев фрезы.

При попутном зубофрезеровании все стружки имеют про­ стую форму в виде отдельных завитков.

При встречном зубофрезеровании наиболее загруженные зубья снимают стружки сложной Г- и /7-образной формы, что также вызывает повышенный износ у уголков зубьев фрезы.

При работе со встречной подачей в случае обработки сталь­ ных колес затрудненные условия стружкообразования в зна­ чительно большей степени вызывают износ, чем удар при вре­ зании с максимальной толщиной среза и увеличение углов контакта зубьев фрезы с заготовкой, имеющие место при рабо­ те с попутной подачей.

Как отмечают различные исследователи, при нарезании стальных прямозубых колес суммарная стойкость фрез при попутной подаче примерно в два раза больше, чем при встреч­ ной. '

При обработке чугунных колес, когда не образуется слож­ ных стружек, а остальные недостатки встречного зубофрезерования выражены слабее, износ зубьев фрез при встречном и попутном зубофрезеровании почти одинаков.

Отмечается также, что в общем попутное зубофрезерование дает уменьшение крутящих моментов по сравнению со встречным на 20—25%, меньше также и колебание крутяще­ го момента. Это, по-видимому, обусловлено наличием при встречном зубофрезеровании скольжения при врезании зубь­ ев, упрочнением поверхностного слоя, затрудненными условия- ■Міи етруж коо:бразования.

Однако главные недостатки стандартных

червячных

фрез — нерациональное использование

длины

и неравномер­

ная загрузка их режущих кромок — остаются

при работе и с

попутной и со встречной подачами.

 

 

 

Сам метод зубонарезания червячными фрезами достаточ­

но хорошо исследован и различными

авторами

предложено

много способов, сглаживающих

и частично устраняющих ос­

новные недостатки червячных

фрез, повышающих стойкость

инструмента и производительность зубофрезерования.

20


При черновой обработке колес зубья червячной фрезы, как известно, прорезают впадины, а также производят предвари­ тельную обкатку по профилю. Часть зубьев выполняет только одну из этих операций, другая часть — обе, а некоторые зубья вообще не участвуют в обработке.

Неработающие зубья у фрез могут оказаться при фрезеро­ вании колес малых модулей с небольшим числом зубьев. При

.нарезании же крупно-модульных зубчатых колес с большим числом зубьев (;п > 8, 2>50), а в случае косозубых колес со значительными углами ß наклона зубьев — и при среднем зна­ чении in и г стандартная длина фрезы может оказаться .недо­ статочной. Это приведет к перегрузке первых вступающих в резание зубьев фрезы. Поэтому при черновом зубонарезании в данном случае фрезу устанавливают не симметрично отно­ сительно межосевого перпендикуляра, а со сдвигом вдоль оси. Этим самым увеличивают ее активно режущую часть, остав­ ляя на профилирующую часть участок фрезы, равный пример­ но 3,5 т. Это делается с расчетом, что неполное профилирова­ ние будет исправлено при чистовом нарезании.

При встречном зубофрезеровании такой сдвиг производит­ ся в направлении, противоположном обкаточному движениюколеса, при попутном— в направлении обкаточного движения.

Однако и при наличии сдвига, если число зубьев обраба­ тываемого колеса г> 80, то стандартной длины червячной фре­ зы не хватает. Тогда во избежание перегрузки первого всту­ пающего в резание зуба фрезы рекомендуется входную ее часть выполнять конусной. Конус образуется за счет уменьше­ ния высоты режущих зубьев. Для обеспечения резания и для сохранения профиля зубьев при переточках затылование на этой части инструмента сохраняется.

Создание конуса на входной части фрезы позволяет, хотя и не совсем равномерно, перераспределить нагрузку на все расположенные на конической части фрезы зубья [86].

При нарезании колес малого и среднего модулей с неболь­ шим числам 'зубьев (z<j50), как об этом упоминалось выше, часть зубьев фрезы в работе не участвует. Поэтому стойкость фрезы может быть повышена за счет ее осевых перемещений, в результате которых в работу вводится незатупле-нная и ма­ ло затупленная части фрезы. (Перемещения могут быть перио­ дическими или непрерывными.

При непрерывной осевой подаче фрезы повышение стойко­ сти является результатом увеличения используемой длины инструмента. Стойкость повышается также вследствие вырав­

21


нивания износа режущих кромок, ß этом случае .каждый уча­ сток режущей кромки последовательно проходит все стадии натружения н поэтому .износ режущих кромок протекает более равномерно.

Применение обработки методом двух подач увеличивает стойкость фрез в 1,5—3 раза, что, в свою очередь, позволяет повышать режимы резания и обеспечивать рост производи­ тельности зуібофрезерования.

Зубофрезерованне методом двух подач дает наибольший эффект при применении червячных фрез, удлиненных в 1,5— 2 раза по сравнению с нормальным [88].

Объем металла, удаляемого червячной фрезой из впадин между зубьями нарезаемого колеса в единицу времени (произ­ водительность зубофрезеров'ания), как известно, зависит от подачи, скорости резания и скорости вращения изделия.

Стремление к повышению производительности за счет увеличения скорости вращения изделия привело к созданию многозаходных червячных фрез, из которых наибольшее рас­ пространение получили фрезы двухзаходные.

Замена однозаходных чер'вячных фрез мнотозаходнымн одновременно с увеличением скорости вращения изделия при­ водит к увеличению толщины срезов металла, снимаемых ре­ жущими кромками инструмента. Последнее происходит вслед­ ствие того, что у многозаходных фрез ход витка больше и при прорезании впадины участвует .меньшее количество зубьев.

Увеличение толщин срезов, снимаемых зубьями •многоза­ ходных червячных фрез, в некоторых случаях желательно, в большинстве же случаев это усугубляет основной недостаток червячных фрез, неравномерную загрузку их режущих кромок.

С целью уменьшения толщин срезов при работе миогозаходными червячными фрезами приходится снижать вертикаль­ ную подачу. В результате этого несмотря на то, что с примене­ нием многозаходных фрез скорость вращения изделия увели­ чивается кратно числу заходов фрезы, получить такого же увеличения производительности зубофрезерования не удается.

При обработке мелкоімодульных колес (т^.3 .мм) однозаходными фрезами с обычно применяемыми подачами струж­ ка чрезмерно измельчается, что приводит к неприятным по­ следствиям— возрастанию удельной силы резания, повышен­ ному износу фрез и т. д. Поэтому замена однозаходных фрез двухзаходными в этом случае желательна.

Использование двухзаходных червячных фрез повышает производительность по сравнению с однозаходными .на 30—

22