Файл: Иноземцев Г.Г. Обработка цилиндрических зубчатых колес фрезерными головками методом непрерывного деления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
4Q% и эффект от их использования тем выше, чем меньше модули обрабатываемых .колес [З'О, 63, 74].
•Начиная с модуля 4 мм и выше, абсолютные величины до пускаемых подач для наиболее часто встречающихся чисел зубьев колес резко уменьшаются. По этой причине примене ние многозаходных фрез т > 1 0 мм не дает заметного повыше ния производительности зубофрезероваиия.
Повышение производительности зубообіработки червячны ми фрезами за счет увеличения подачи привело к созданию фрез с распределенной загрузкой режущих кромок.
Метод фрезерования зубчатых колес с -применением боль- * ших подач был предложен -К. А. Корниловым и заключается он в изменении характера загрузки отдельных элементов зу бьев червячной фрезы с целью равномерного ее распределения на участвующие в работе режущие кромки. Метод возник в ре зультате анализа процесса резания червячными фрезами.
С тех пор не прекращались исследования в этом направ лении. Были разработаны методики проектирования различ ных видов корректированных фрез и проведена эксперимен тальная проверка выводов теоретических работ.
Разработкой отдельных -вопросов проблемы повышения производительности зубофрезероваиия червячными фрезами за счет увеличения подачи занимались как научно-исследова тельские организации [77], так и отдельные исследователи — такие, как Г. И. Коган [30], А. К. Сидоренко [62, 63], С. Н. Медведицков [45] и другие.
Первыми фрезами с равномерно нагруженными зубьями явились улиточные фрезы конструкции ЦНИИТМАШ и ЗНіИМС, которые впервые применялись для обработки колес с внутренними зубьями в 4941 —1943 годах [29].
Расчеты показывают, что если нарезать заготовку с боль шим числом зубьев нормальной фрезой с -одним или двумя витками, то основную работу резания будет выполнять первый вступающий в резание зуб, а остальные будут попадать в уже прорезанную впадину и срезать тончайшие стружки. Условия, при которых режущие кромки каждого зуба фрезы снимают срезы определенной заданной толщины, создаются изменением формы зубьев фрезы путем постепенного уменьшения разме ров их от калибрующего зуба (расположенного симметрично оси заготовки и прорезающего впадину полного профиля) к первым режущим зубьям.
У улиточной червячной фрезы конструкции ПНИИТіМАШ зубья как по высоте, так и по толщине изменяются рав-номер-
23.
но. Благодаря этому стружки снимаются всеми тремя .режу щими кромками зубьев, с равномерным распределением ме талла, заключенного между любыми двумя контурами, проре заемыми последовательно работающими зубьями.
Главным недостатком этих фрез является то, что 'боковы ми режущими кромками металл снимается со значительным измельчением стружки, что вызывает большой расход мощ ности и быстрый износ кромок.
Несколько иной метод изменения формы зубьев имеет ули-
. точная червячная фреза конструкции ЭНИМ.С. Зубья этой фрезы равной толщины, последовательно уменьшенные толь ко по высоте. Несколько первых зубьев имеют неравномерные, крупные перепады по высоте и снимают короткие, но толстые срезы лишь боковыми режущими кромкам«. Основная же часть зубьев имеет равномерные незначительные перепады по высоте. Эти зубья снимают срезы своими периферийными ре жущими кромками.
Данный метод изменения размеров зубьев имеет преиму щества перед описанным выше, заключающимся в том, что здесь металл снимается сравнительно толстыми короткими срезами. Вследствие этого уменьшается расход мощности и износ инструмента, что позволяет увеличивать подачи.
Кроме улиточных червячных фрез, разработаны другие кон струкции червячных фрез с распределенной нагрузкой режу щих кромок. Поскольку с увеличением подачи увеличивается нагрузка на первые активно режущие зубья (особенно на пер вый вступающий в резание зуб), то для обеспечения спокой ной работы фрезы и предотвращения снижения ее стойкости с увеличением подачи посредством различных видов коррек ции передают часть нагрузки с зубьев наиболее нагруженных на мало нагруженные центральные.
Так как наибольшая нагрузка падает на периферийные режущие кромки зубьев, то в первую очередь перераспреде ляют нагрузку именно «а них.
Г. И. ІКогаи предложил фрезы, которые названы им «фре зы с конусом» [30]. В зависимости от характера загрузки пе риферийных кромок фрезы им выведено три типа коррекции высот ее зубьев. Прямозубые колеса фрезами с конусом реко мендуется обрабатывать е попутной подачей, а косозубые (при малом угле наклона зубьев колеса) —со встречной. Типы коррекций червячных фрез с конусом являются частными слу чаями коррекции, разработанной ЭІТИіМіС.
А. К- Сидоренко спроектировал фрезы с распределенной
24
нагрузкой режущих кромок, названные им фрезами «Про гресс» [62]. При выводе расчетных формул коррекции зубьев, этих фрез процесс зубофрезерования сводится к раосмотрениіо области контакта в сопряжении поверхностей фрезы и заго товки.
Как известно, линия пересечения наружных цилиндров, фрезы и заготовки, ограничивающая контактное поле снизу,, является кривой.
Коррекция зубьев по высоте осуществляется выпрямле нием этого участка контактнаго поля. При этом образующая фрезы, рассчитанная для конкретных условий работы (пода ча, число нарезаемых зубьев, число зубьев фрезы, глубина фрезерования и др.), становится вогнутой. Периферийныекромки такой фрезы начинают срезать полоски равной шири ны на .наружном цилиндре зубчатого колеса.
Так как толщина срезов (при работе со встречной подачей) у входа зубьев в заготовку больше, у выхода меньше и зубья снимают срезы различной длины, то процесс резания фрезами «•Прогресс» протекает при неравномерной загрузке ее зубьев.
Наиболее нагруженными, т. е. снимающими наиболее тол стые и длинные срезы, оказываются зубья, имеющие наиболь шие углы контакта с заготовкой. Тем не менее, фрезы «Про гресс» по сравнению со стандартными червячными фрезами обеспечивают более высокую стойкость и производительность.
В ЭНИіМС разработаны конструкции фрез, названные «па раболическими» и фрезами равного износа» [75, 77]. В отли чие от фрезы »Прогресс», у которой зубья снимают срезы одинаковой толщины у выхода из контакта с заготовкой, у параболической фрезы максимальная толщина срезов одина кова у входа в контакт с заготовкой (рис. б, г).
Толщины срезов в зависимости от материала, модуля и числа зубьев обрабатываемого колеса, а также от мощности и жесткости станка принимаются равными 0,15—0,'25 мм. За грузка зубьев фрезы срезами равной толщины обеспечивается изменением высот ее зубьев по кривой, близкой к параболе. Наибольшая толщина среза, снимаемого первым входящим в резание зубом (зуб большого номера), расположена в плоско сти, характеризуемой максимальным углом контакта.
Наибольшая толщина среза, снимаемого центральным (ну левым) зубом, являющимся установочным, располагается в плоскости, близкой к торцу колеса. Между этой плоскостью и плоскостью, характеризуемой максимальным углом контакта, последовательно располагаются наибольшие толщины сре-
25
Р и с .
9 f O 7 3
26
зов, снимаемых зубьями фрезы от нулевого до первого, входя щего в резание, зуба.
Испытания параболических фрез показали, что износ режу щих кромок ее зубьев не одинаков. Наибольший износ имеют режущие кромки центральных зубьев. Зубья, входящие первы ми в резание, почти не имеют следов износа. Объясняется это тем, что зубья параболической фрезы снимают срезы хотя и постоянной толщины, но различной длины. Центральные зу бья, снимающие наиболее длинные срезы, находятся большее время в работе, а следовательно больше иаиашив'аются. В свя-
.зи с этим в координаты кривой изменения высот зубьев пара болической фрезы были внесены 'поправки, учитывающие дли ну среза, снимаемого каждым зубом.
Толщины срезов, снимаемых зубьями такой фрезы, раз личны и уменьшаются от первого входящего в резание зуба к центральному (рис. 5, д). Однако в противоположность стан дартной червячной фрезе у фрезы данного вида нет зубьев, снимающих очень тонкие срезы, и нет зубьев перегруженных. Фрезы, построенные по такому принципу, названы «фрезами равного износа». іПри расчете фрез равного износа толщина среза, снимаемого нулевым зубом, должна быть не менее -0,08 мм. Толщина среза, снимиемого первым входящим в реза ние зубом, не должна превышать 0,35 мм. Толщины срезов, снимаемых промежуточными зубьями фрезы, назначаются в зависимости от их длины по формуле
|
V |
где Іп— длина среза |
(длина дуги контакта зуба), |
и —постоянный |
коэффициент (условный объем среза, |
снимаемого единицей длины периферийной кромки зуба фрезы).
■Приняв для простоты расчета в первом приближении х — \, можно определить для нулевого зуба aol0= v . Длина среза /о определяется промером по схеме срезания слоев или аналити чески, а толщина среза а0 принимается равной 0,08—0,1 мм.
■В зависимости от технологических и эксплуатационных условий расчетная кривая параболической фрезы или фрезы равного износа может быть заменена приближенно дугой ■окружности (радиусная фреза) или даже наклонной прямой ■(конусная фреза).
При этом отклонении толщин срезов от расчетных должны ■находиться в допустимых пределах, а для зубьев, первыми
27
входящих в резание, максимальная толщина срезаемых слоевне должна превышать 0,3 мм.
Замену кривой изменения высот зубьев наклонной прямой целесообразно производить в случае, если фреза предназна чается для нарезания колес с большим числом зубьев. Однакопри этом приходится идти на большое понижение подачи из-за значительного изменения толщин срезов.
На рис. 5 для сравнения приведены схемы срезания слоев-
зубьями фрез различных конструкций: а — стандартная |
фреза |
||||
s = 3 мм/об; б = |
то же, s •—9,6 мм/об; |
в — конусная |
фреза, |
||
s= 4,8 |
мм/об; |
г — параболическая фреза, s= 9,6 |
мм/об,. |
||
д — фреза |
равного износа, s = 9,6 мм/об; |
е —радиусная фре |
|||
за, s= 9 ,6 |
мм/об. (работа с попутной подачей). |
номера- |
|||
На |
схемах срезания слоев цифрами |
обозначены |
|||
зубьев |
[75]. |
|
|
|
Корректирование высот зубьев червячных фрез с цельюуменьшения толщин срезов наиболее напруженных зубьев ре комендуется для модулей /п > 4 мм. Что же касается фрез ма лых модулей, то здесь -корректирование высот зубьев также имеет смысл, но не в целях уменьшения толщин срезов, сни маемых режущими кромками, а с целью увеличения этой тол щины. Последнее позволит избежать чрезмерного измельчения-: стружки, что в конечном счете повысит стойкость инструмента.
Форма образующей у фрез с корректированной высотой зубьев сообщается им затылованием широким кругом, заправ ленным по профилю, или узким кругом — по копиру.
Производительность корректированных фрез значительновыше производительности стандартных червячных фрез и эта разница тем значительнее, чем больше разность рабочих подач.
Наибольшую .производительность из 'всех типов корректи рованных фрез обеспечивают фрезы равного износа [25, 75].
Корректированные фрезы являются фрезами постоянной, установки. Широкого распространения они не получили глав ным образом по той причине, что повышение производительно сти от их -применения достигается в диапазоне определенного числа зубьев нарезаемых колес, для которых рассчитана дан ная фреза. Проектирование и изготовление их более сложно.
Повышение производительности зубофрезерования за счет увеличения скорости резания в настоящее -время -достигается применением сборных червячных фрез с затылованными -и с острозаточеннымн зубьями и фрез с поворотными рейками.
Конструкция фрез с поворотными рейками обеспечивает
28