ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
сти увеличивает нежелательные гидродинамические яв ления в проточной части прибора, увеличивающие по грешности измерения, которые рассмотрены в гл. 3 на стоящей работы.
Ввиду того, что в труборасходомерах с гидроприво дом выходным сигналом является время, в выраже нии чувствительности для таких приборов угловая ско рость отсутствует:
S = |
Ak- |
'лмакс ~I 'льшн |
|
|
2д |
где k— коэффициент |
пропорциональности. |
Интересно отметить также, что в выражение чувстви тельности для турборасходомеров с измерением At не входит коэффициент передачи, определяющий зависи мость угловой скорости измерительных крыльчаток от скорости потока [Л. 27].
Для расходомеров, воспринимающих усилие F, про порциональное скоростному напору, и отмеченных зна ком (*), Fq — kpv2 и (ù = k'nv чувствительность выражает ся как
k
7 * Ѵ
Коэффициент формы k зависит от конструкции расхо домера и определяется опытным путем. Для расходомера с двумя упругосвязанными спиральными крыльчатками
k = Д =-tg *2 ~~tg Фі tg Ф3
Для расходомеров с заторможенной крыльчаткой ко эффициент k пропорционален тангенсу угла атаки лопа стей.
В кориолисовых расходомерах увеличение чувстви тельности определяется также геометрическими параме трами крыльчатки и главным образом наибольшим ра диусом закрутки потока. В большинстве кориолисовых расходомеров поток поступает на измерительную крыль чатку незакрученным и тогда величина AGmh — O. В об щем же случае чувствительность для кориолисовых рас ходомеров с гидроприводом выражается как
À г2 — А г2
52
ас электроприводом
~~Я
Всвязи с вопросом увеличения чувствительности из мерителей расхода представляют интерес дифференци альные кориолисовые расходомеры, в которых чувстви
тельность при том же максимальном |
радиусе закрутки, |
но при наличии дифференциальной |
крыльчатки может |
увеличиваться почти в 2 раза. В этих приборах в изме рении участвует не только поток, движущийся от мень
шего радиуса к большему, но |
и |
поток, |
двигающийся |
|
в дифференциальной |
крыльчатке |
от большего радиуса |
||
к меньшему (уменьшающий свой радиус |
закрутки). |
|||
В формулах чувствительности компенсационных мас |
||||
совых расходомеров |
член A^rh |
показывает, что в изме |
рении расхода в компенсационной крыльчатке не участ вует лишь вращающийся поток в сечении выходного па трубка расходомера.
Для группы расходомеров с гистерезисными тормоз ными устройствами независимо от вида привода крыль
чаток |
(электрического |
или гидравлического) выражение |
||
имеет |
вид: |
А (г2 |
|
|
|
о |
4 - г 2 |
Ï |
|
|
V макс ~ |
ыщі |
||
|
ù— |
|
M |
' |
Таким образом, можно отметить, что чувствитель |
||||
ность |
этих приборов, |
аналогично |
предыдущим, зависит |
от геометрии проточной части чувствительной крыльчат ки расходомера, но и обратно пропорциональна моменту гистерезисной муфты М. Это объясняется тем, что во всех расходомерах этой группы выходной величиной является период вращения крыльчатки, т. е. величина, обратная ее угловой скорости. Характерно, что в выра жение чувствительности для расходомеров с гистерезис ной муфтой совершенно не входят ни характеристика
электропривода, ни параметры |
спиральных крыльчаток |
(в приборах с гидроприводом) |
ввиду того, что измеряе |
мая закрутка потока определяется лишь величиной по стоянного гистерезисного момента. Очевидно, что при малых окружных скоростях приводящих элементов рас ходомера может возникнуть несоответствие между по стоянным моментом массового расхода и угловой скоро стью крыльчатки, что приводит к появлению зоны нечув ствительности в области малых расходой.
63
В расходомере с тормозным устройством, развиваю щим момент, пропорциональный угловой скорости крыль
чатки, |
коэффициент преобразования k'n — M/a; так же |
как и |
в расходомерах с гистерезисными тормозными |
устройствами, уменьшает чувствительность. В этих при борах аналогично предыдущим на чувствительность не сказываются параметры, определяющие скоростную ха
рактеристику |
крыльчатки. |
В |
отличие |
от |
расходомеров |
||||||||
|
|
|
с |
гистерезисными |
муфта |
||||||||
|
|
|
ми эти приборы не имеют |
||||||||||
|
|
|
зоны |
нечувствительности. |
|||||||||
|
|
|
|
Гироскопические |
|
рас |
|||||||
|
|
|
ходомеры имеют наиболь |
||||||||||
|
|
|
шую |
|
чувствительность, |
||||||||
|
|
|
которая |
определяется |
не |
||||||||
|
|
|
только угловой |
скоростью |
|||||||||
|
|
|
вращения |
рамки |
и |
нали |
|||||||
|
|
|
чием |
наибольшего |
радиу |
||||||||
|
|
|
са |
закрутки |
|
потока, |
но |
||||||
|
|
|
и расстоянием |
между пле |
|||||||||
|
|
|
чами |
трубопровода, |
под |
||||||||
|
|
|
водящими |
и |
|
отводящими |
|||||||
|
|
|
поток |
от |
оси |
|
вращения. |
||||||
|
|
|
Это |
свойство |
|
гироскопи |
|||||||
|
|
|
ческих |
расходомеров |
в |
||||||||
|
|
|
значительной |
|
степени |
оп |
|||||||
|
|
|
ределяет |
возможность |
их |
||||||||
|
|
|
применения |
для |
измере |
||||||||
Рис. 11. |
|
ния малых |
расходов. |
|
|||||||||
|
|
Определенный |
интерес |
||||||||||
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
представляют |
схемы |
мас |
||||||||
совых расходомеров, позволяющих |
измерять |
разность |
|||||||||||
двух расходов, |
например |
при |
измерении |
потребляемого |
современными реактивными и дизельными двигателями топлива. Такая задача возникает в связи с тем, что из топлива, подаваемого к двигателю, примерно лишь 20% поступает в форсунки, а остальное возвращается в топ ливную систему для охлаждения впрыскивающего аппа рата и других целей.
Применение двух преобразователей расхода для та кого случая отрицательно сказывается на точности изме рения, так как возрастают инструментальные и методи ческие погрешности, а измерительная система дополня ется блоком вычитания показаний двух расходомеров,
Что также обусловливает дополнительную погрешность. Кроме того, увеличивается масса и снижаются показате ли надежности системы измерения.
Автором был разработан специальный преобразова тель расхода [Л. 4], измеряющий разность двух расходов жидких потоков, подводимых к противоположным сторо нам двусторонней симметричной крыльчатки кориолисо-
вого расходомера. |
|
|
|
|
Первичный преобразователь |
такого |
расходомера |
||
(рис. 11) состоит из корпуса |
15, в котором |
на |
подшипни |
|
ках 3 и 12 установлена ось |
14. На |
оси 14 |
на |
подшипни |
ках 13 и 77установлена двусторонняя крыльчатка 8, свя занная с осью пружиной 16. Для устранения влияния мо ментов вязкого трения по периферии крыльчатки 8 по следняя устанавливается внутри экранирующего элемен та 6, который лопастями 9 и 19 закручивает измеряемые потоки на входе в крыльчатку 8.
При вращении подвижной системы расходомера че рез магнитную муфту 2 от электроили гидропривода / общий поток и05щ проходит через патрубок 18 и, закру чиваясь лопастями 19, поступает в левую половину крыльчатки 8, которую нагружает моментом
Часть жидкости, возвращаемой в топливную систему Gвозш поступает в прибор через патрубок 7 и, получив закрутку лопастями 9 элемента 6, подается на правую половину измерительной крыльчатки 8, которую нагру жает моментом:
•Мвозв = Овозвш(4:р ~ Г 2 і ) -
В связи с полной идентичностью геометрии правой и левой сторон крыльчатки 8 г 1 с р = г2ср и Г2і=г1 2 можно на писать:
ЛГвозв = - О в о з в < « ( 4 ! - Г 1 С р ) -
Тогда суммарный момент, действующий на крыльчат ку 8, равен:
Мг |
== Л4 |
|
+ ^возв = (Сбщ - GB 0 3 B ) со (г\2~ |
г |
]ср ) . |
|
|
0 б І Д |
0 |
2 |
|
Таким образом, на крыльчатку действует разность двух моментов. Угол рассогласования или промежуток времени между экранирующим и чувствительным эле-
55
ментами измеряется посредством двух установленных на них отметчиков 5 и 10 во взаимодействии с двумя мапштоиндукциониыми преобразователями 4 и 11, установ ленными на корпусе. Для исключения перетечек жидко сти в зазорах корпус — экран и экран — крыльчатка из полости Ообщ в полость GB03D в корпусе прибора 15 и в крыльчатке 8 применены лабиринтные уплотнения. Так как перетечки будут только из области большего давле
ния, |
соответствующей <30бщ> они не будут сказываться |
на |
точности измерения израсходованного двигателем |
топлива. Лабиринтные уплотнения в свою очередь не
сказываются |
на точности измерения, так как зазор |
||
экран — крыльчатка |
образуется синхронно |
вращающи |
|
мися элементами, а |
момент вязкого трения в зазоре |
||
корпус — экран |
лишь нагружает привод |
расходомера. |
Указанные обстоятельства допускают любое исполнение лабиритных уплотнений, позволяющих снижать до пре небрежимо малых значений перетечки жидкости.
Чувствительность такого расходомера имеет выраже ние
У |
2 |
2 |
|
_ (Г І2 — г 1ср) и |
|||
Ообд — GB 0 3 I ) |
q |
* |
|
где q> — угол поворота крыльчатки |
8 |
относительно экра |
|
нирующего элемента 6; q— жесткость пружины 16. |
|||
В подобных системах |
измерения |
массового расхода |
жесткость любого упругого элемента выбирается из усло вия максимальной закрутки пружины, которая не долж на превышать 360°.
При раздельном же измерении двух расходов двумя приборами выражение для чувствительности системы за
писывается |
как |
|
|
|
g _ |
(Уі — f a) |
|
|
|
^общ |
о\о э в |
Если Своэв составляет |
80% |
G O Ö H D угол срі—ф2 будет |
|
равен 20% |
360° и тогда |
|
|
Таким образом, при соответствующем выборе жест-, кости упругого элемента расходомер с двусторонней крыльчаткой позволяет измерить разность двух массовых расходов с более высокой точностью и будет иметь по вышенную чувствительность.
56
В выражениях моментов массовых расходов, дейст вующих с двух сторон на чувствительную крыльчатку этого расходомера, постоянные величины каждого рав ны, что и создает возможность вычитания моментов на одной крыльчатке при противоположном движении пото ков. При симметричном направлении движения двух по токов по двусторонней крыльчатке массовые расходы двух потоков будут складываться и при соответствующем коэффициенте пропорциональности S, вычитание или сложение потоков будет осуществляться в приборе с тем же коэффициентом для одного потока:
Mz = ЛГо б щ + |
/WB 0 3 B = (Go 6 u ; - |
SGB 0 3 B ) CD (г*, - r]cp ) |
при /•icp=Sr2cp и |
r 2 1 =Sr 1 2 . |
|
6. Энергоемкость массовых |
расходомеров |
|
Важной характеристикой |
массовых расходомеров |
является показатель энергоемкости. На примере турборасходомеров видно, что чувствительность прибора уве личивается за счет увеличения радиуса закрутки потока, угловой скорости крыльчатки или, что то же самое, мо мента массового расхода. В то же время увеличивается и момент внешних сил или мощность, необходимая для привода крыльчатки. Для сравнения приборов по этому показателю принят коэффициент В, равный отношению
момента внешних сил Мѣ.с к моменту |
массового расхода |
Мв для данного прибора: В = Мв.саІМаа. |
Следовательно, |
этот коэффициент будет характеризовать одно из качеств массового расходомера: лучшей системе прибора соот ветствует меньшая величина коэффициента В. В табл.2 приведена классификация механических массовых расхо домеров по коэффициенту энергоемкости. Обозначения рассматриваемых типов приемных преобразователей со ответствуют принятым на рис. 8.
Сравнение проводим для случая идеальной несжимае
мой жидкости1 без учета |
моментов внешних сил, необхо |
||
димых для преодоления |
различных |
потерь, |
связанных |
с вращением крыльчаток |
в потоке |
жидкости |
(основным |
из которых является момент вязкого трения). Для боль шинства расходомеров это допущение вполне оправдано ввиду того, что суммарный момент трения обычно со ставляет несколько процентов от момента массового рас-
57