Файл: Ильинский В.М. Измерение массовых расходов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сти увеличивает нежелательные гидродинамические яв­ ления в проточной части прибора, увеличивающие по­ грешности измерения, которые рассмотрены в гл. 3 на­ стоящей работы.

Ввиду того, что в труборасходомерах с гидроприво­ дом выходным сигналом является время, в выраже­ нии чувствительности для таких приборов угловая ско­ рость отсутствует:

S =

Ak-

'лмакс ~I 'льшн

 

 

где k— коэффициент

пропорциональности.

Интересно отметить также, что в выражение чувстви­ тельности для турборасходомеров с измерением At не входит коэффициент передачи, определяющий зависи­ мость угловой скорости измерительных крыльчаток от скорости потока [Л. 27].

Для расходомеров, воспринимающих усилие F, про­ порциональное скоростному напору, и отмеченных зна­ ком (*), Fq — kpv2 и (ù = k'nv чувствительность выражает­ ся как

k

7 * Ѵ

Коэффициент формы k зависит от конструкции расхо­ домера и определяется опытным путем. Для расходомера с двумя упругосвязанными спиральными крыльчатками

k = Д =-tg *2 ~~tg Фі tg Ф3

Для расходомеров с заторможенной крыльчаткой ко­ эффициент k пропорционален тангенсу угла атаки лопа­ стей.

В кориолисовых расходомерах увеличение чувстви­ тельности определяется также геометрическими параме­ трами крыльчатки и главным образом наибольшим ра­ диусом закрутки потока. В большинстве кориолисовых расходомеров поток поступает на измерительную крыль­ чатку незакрученным и тогда величина AGmh — O. В об­ щем же случае чувствительность для кориолисовых рас­ ходомеров с гидроприводом выражается как

À г2 А г2

52

ас электроприводом

~~Я

Всвязи с вопросом увеличения чувствительности из­ мерителей расхода представляют интерес дифференци­ альные кориолисовые расходомеры, в которых чувстви­

тельность при том же максимальном

радиусе закрутки,

но при наличии дифференциальной

крыльчатки может

увеличиваться почти в 2 раза. В этих приборах в изме­ рении участвует не только поток, движущийся от мень­

шего радиуса к большему, но

и

поток,

двигающийся

в дифференциальной

крыльчатке

от большего радиуса

к меньшему (уменьшающий свой радиус

закрутки).

В формулах чувствительности компенсационных мас­

совых расходомеров

член A^rh

показывает, что в изме­

рении расхода в компенсационной крыльчатке не участ­ вует лишь вращающийся поток в сечении выходного па­ трубка расходомера.

Для группы расходомеров с гистерезисными тормоз­ ными устройствами независимо от вида привода крыль­

чаток

(электрического

или гидравлического) выражение

имеет

вид:

А (г2

 

 

 

о

4 - г 2

Ï

 

V макс ~

ыщі

 

ù

 

M

'

Таким образом, можно отметить, что чувствитель­

ность

этих приборов,

аналогично

предыдущим, зависит

от геометрии проточной части чувствительной крыльчат­ ки расходомера, но и обратно пропорциональна моменту гистерезисной муфты М. Это объясняется тем, что во всех расходомерах этой группы выходной величиной является период вращения крыльчатки, т. е. величина, обратная ее угловой скорости. Характерно, что в выра­ жение чувствительности для расходомеров с гистерезис­ ной муфтой совершенно не входят ни характеристика

электропривода, ни параметры

спиральных крыльчаток

(в приборах с гидроприводом)

ввиду того, что измеряе­

мая закрутка потока определяется лишь величиной по­ стоянного гистерезисного момента. Очевидно, что при малых окружных скоростях приводящих элементов рас­ ходомера может возникнуть несоответствие между по­ стоянным моментом массового расхода и угловой скоро­ стью крыльчатки, что приводит к появлению зоны нечув­ ствительности в области малых расходой.

63


В расходомере с тормозным устройством, развиваю­ щим момент, пропорциональный угловой скорости крыль­

чатки,

коэффициент преобразования k'n — M/a; так же

как и

в расходомерах с гистерезисными тормозными

устройствами, уменьшает чувствительность. В этих при­ борах аналогично предыдущим на чувствительность не сказываются параметры, определяющие скоростную ха­

рактеристику

крыльчатки.

В

отличие

от

расходомеров

 

 

 

с

гистерезисными

муфта­

 

 

 

ми эти приборы не имеют

 

 

 

зоны

нечувствительности.

 

 

 

 

Гироскопические

 

рас­

 

 

 

ходомеры имеют наиболь­

 

 

 

шую

 

чувствительность,

 

 

 

которая

определяется

не

 

 

 

только угловой

скоростью

 

 

 

вращения

рамки

и

нали­

 

 

 

чием

наибольшего

радиу­

 

 

 

са

закрутки

 

потока,

но

 

 

 

и расстоянием

между пле­

 

 

 

чами

трубопровода,

под­

 

 

 

водящими

и

 

отводящими

 

 

 

поток

от

оси

 

вращения.

 

 

 

Это

свойство

 

гироскопи­

 

 

 

ческих

расходомеров

в

 

 

 

значительной

 

степени

оп­

 

 

 

ределяет

возможность

их

 

 

 

применения

для

измере­

Рис. 11.

 

ния малых

расходов.

 

 

 

Определенный

интерес

 

 

 

 

 

 

 

представляют

схемы

мас­

совых расходомеров, позволяющих

измерять

разность

двух расходов,

например

при

измерении

потребляемого

современными реактивными и дизельными двигателями топлива. Такая задача возникает в связи с тем, что из топлива, подаваемого к двигателю, примерно лишь 20% поступает в форсунки, а остальное возвращается в топ­ ливную систему для охлаждения впрыскивающего аппа­ рата и других целей.

Применение двух преобразователей расхода для та­ кого случая отрицательно сказывается на точности изме­ рения, так как возрастают инструментальные и методи­ ческие погрешности, а измерительная система дополня­ ется блоком вычитания показаний двух расходомеров,


Что также обусловливает дополнительную погрешность. Кроме того, увеличивается масса и снижаются показате­ ли надежности системы измерения.

Автором был разработан специальный преобразова­ тель расхода [Л. 4], измеряющий разность двух расходов жидких потоков, подводимых к противоположным сторо­ нам двусторонней симметричной крыльчатки кориолисо-

вого расходомера.

 

 

 

 

Первичный преобразователь

такого

расходомера

(рис. 11) состоит из корпуса

15, в котором

на

подшипни­

ках 3 и 12 установлена ось

14. На

оси 14

на

подшипни­

ках 13 и 77установлена двусторонняя крыльчатка 8, свя­ занная с осью пружиной 16. Для устранения влияния мо­ ментов вязкого трения по периферии крыльчатки 8 по­ следняя устанавливается внутри экранирующего элемен­ та 6, который лопастями 9 и 19 закручивает измеряемые потоки на входе в крыльчатку 8.

При вращении подвижной системы расходомера че­ рез магнитную муфту 2 от электроили гидропривода / общий поток и0проходит через патрубок 18 и, закру­ чиваясь лопастями 19, поступает в левую половину крыльчатки 8, которую нагружает моментом

Часть жидкости, возвращаемой в топливную систему Gвозш поступает в прибор через патрубок 7 и, получив закрутку лопастями 9 элемента 6, подается на правую половину измерительной крыльчатки 8, которую нагру­ жает моментом:

•Мвозв = Овозвш(4~ Г 2 і ) -

В связи с полной идентичностью геометрии правой и левой сторон крыльчатки 8 г 1 с р = г2ср и Г2і=г1 2 можно на­ писать:

ЛГвозв = - О в о з в < « ( 4 ! - Г 1 С р ) -

Тогда суммарный момент, действующий на крыльчат­ ку 8, равен:

Мг

== Л4

 

+ ^возв = (Сбщ - GB 0 3 B ) со (г\2~

г

]ср ) .

 

 

0 б І Д

0

2

 

Таким образом, на крыльчатку действует разность двух моментов. Угол рассогласования или промежуток времени между экранирующим и чувствительным эле-

55


ментами измеряется посредством двух установленных на них отметчиков 5 и 10 во взаимодействии с двумя мапштоиндукциониыми преобразователями 4 и 11, установ­ ленными на корпусе. Для исключения перетечек жидко­ сти в зазорах корпус — экран и экран — крыльчатка из полости Ообщ в полость GB03D в корпусе прибора 15 и в крыльчатке 8 применены лабиринтные уплотнения. Так как перетечки будут только из области большего давле­

ния,

соответствующей <30бщ> они не будут сказываться

на

точности измерения израсходованного двигателем

топлива. Лабиринтные уплотнения в свою очередь не

сказываются

на точности измерения, так как зазор

экран — крыльчатка

образуется синхронно

вращающи­

мися элементами, а

момент вязкого трения в зазоре

корпус — экран

лишь нагружает привод

расходомера.

Указанные обстоятельства допускают любое исполнение лабиритных уплотнений, позволяющих снижать до пре­ небрежимо малых значений перетечки жидкости.

Чувствительность такого расходомера имеет выраже­ ние

У

2

2

 

_ (Г І2 — г 1ср) и

Ообд — GB 0 3 I )

q

*

где q> — угол поворота крыльчатки

8

относительно экра­

нирующего элемента 6; q— жесткость пружины 16.

В подобных системах

измерения

массового расхода

жесткость любого упругого элемента выбирается из усло­ вия максимальной закрутки пружины, которая не долж­ на превышать 360°.

При раздельном же измерении двух расходов двумя приборами выражение для чувствительности системы за­

писывается

как

 

 

 

g _

(Уі f a)

 

 

^общ

о\о э в

Если Своэв составляет

80%

G O Ö H D угол срі—ф2 будет

равен 20%

360° и тогда

 

 

Таким образом, при соответствующем выборе жест-, кости упругого элемента расходомер с двусторонней крыльчаткой позволяет измерить разность двух массовых расходов с более высокой точностью и будет иметь по­ вышенную чувствительность.

56


В выражениях моментов массовых расходов, дейст­ вующих с двух сторон на чувствительную крыльчатку этого расходомера, постоянные величины каждого рав­ ны, что и создает возможность вычитания моментов на одной крыльчатке при противоположном движении пото­ ков. При симметричном направлении движения двух по­ токов по двусторонней крыльчатке массовые расходы двух потоков будут складываться и при соответствующем коэффициенте пропорциональности S, вычитание или сложение потоков будет осуществляться в приборе с тем же коэффициентом для одного потока:

Mz = ЛГо б щ +

/WB 0 3 B = (Go 6 u ; -

SGB 0 3 B ) CD (г*, - r]cp )

при /•icp=Sr2cp и

r 2 1 =Sr 1 2 .

 

6. Энергоемкость массовых

расходомеров

Важной характеристикой

массовых расходомеров

является показатель энергоемкости. На примере турборасходомеров видно, что чувствительность прибора уве­ личивается за счет увеличения радиуса закрутки потока, угловой скорости крыльчатки или, что то же самое, мо­ мента массового расхода. В то же время увеличивается и момент внешних сил или мощность, необходимая для привода крыльчатки. Для сравнения приборов по этому показателю принят коэффициент В, равный отношению

момента внешних сил Мѣ.с к моменту

массового расхода

Мв для данного прибора: В = Мв.саІМаа.

Следовательно,

этот коэффициент будет характеризовать одно из качеств массового расходомера: лучшей системе прибора соот­ ветствует меньшая величина коэффициента В. В табл.2 приведена классификация механических массовых расхо­ домеров по коэффициенту энергоемкости. Обозначения рассматриваемых типов приемных преобразователей со­ ответствуют принятым на рис. 8.

Сравнение проводим для случая идеальной несжимае­

мой жидкости1 без учета

моментов внешних сил, необхо­

димых для преодоления

различных

потерь,

связанных

с вращением крыльчаток

в потоке

жидкости

(основным

из которых является момент вязкого трения). Для боль­ шинства расходомеров это допущение вполне оправдано ввиду того, что суммарный момент трения обычно со­ ставляет несколько процентов от момента массового рас-

57