Файл: Ильинский В.М. Измерение массовых расходов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рис. 8, ÎÎ-7 представлен расходомер, в котором закрутка потока пропзодится направляющим сотовым

аппаратом, установленным в

роторе электродвигателя

с катящимся ротором. Ротор

установлен в проточной

части расходомера на гибком элементе, который одно­ временно защищает статор двигателя от измеряемой сре­ ды. О величине массового расхода судят либо по величине •крутящего момента, прикладываемого к сотовому аппа­

рату, расположенному за

колеблющейся

крыльчаткой,

либо по амплитуде момента, прикладываемого

к

.набо­

ру параллельных пластин,

расположенных за

ротором.

В этом .приборе сотовые направляющие ротора

соверша­

ют колебания постоянной

амплитуды и

частоты,

при

которой ось симметрии двигается по цилиндрической поверхности, а две взаимно перпендикулярных плоско­ сти симметрии совершают параллельные перемещения относительно своего первоначального положения [Л. 21].

Определенную группу в представленной таблице за­ нимают расходомеры, использующие электромеханиче­ ские тормозные устройства, определенным образом свя­ занные с вращающимися в потоке чувствительными крыльчатками. На рис. 8. Ш-1 представлена принци­ пиальная схема массового расходомера, спиральная крыльчатка которого притормаживается магнитным устройством, тормозной момент которого пропорциона­ лен ее оборотам. Спиральная крыльчатка, притормаживаясь, закручивает протекающий через нее поток веще­ ства. Угловая скорость потока, покидающего спираль­ ную крыльчатку, определяется свободно вращающейся прямолопасной крыльчаткой.

Так как момент внешних сил, приводящий ,к закрут­ ке потока Mi = kpvm, равен моменту, создаваемому тор­ мозным устройством ЛІ2=/г'ІІсо2, можно записать:

где

AGcùi=A'nCù2 или

G=à'n(ùzlkai,

враще­

toi и Ш2 — соответственно

угловые скорости

ний

прямололастной и спиральной крыльчаток;

/е'п

коэффициент пропорциональности [Л. 30].

 

В данном устройстве величина массового расхода измеряемого вещества пропорциональна отношению угло­ вых скоростей спиральной и прямолопастиой крыльча­ ток. Измерение отношения производится во вторичном преобразователе при делении двух частот.

В массовом расходомере, принципиальная схема ко­ торого представлена на рис. 8, ІП-2, применяется гисте-

42

9


резинное тормозное устройство, создающее постоянный момент независимо от угловой скорости. В приборе по­ следовательно расположены неподвижный шнек, свобод­ но вращающаяся крыльчатка и прямолопастная крыль­ чатка, снабженная гистерезисной муфтой. Закрученный шнеком поток, воздействуя на лопасти первой крыльчат­ ки, приводит ее во вращение с угловой скоростью ші. Во второй крыльчатке поток частично выпрямляется, так как последняя притормаживается гистерезисной муфтой. Так как момент муфты постоянен и не зависит от угловой скорости вращения второй крыльчатки, можно записать:

 

 

 

 

yHrc =

G ( f t ) i ^ ( û 2 ) / e ,

 

 

где

Мгс — момент,

прикладываемый гистерезисной

муф­

той

к

крыльчатке;

ішг угловая

скорость

второй

крыль­

чатки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишем это уравнение в другом виде

 

 

 

 

 

 

G = k

M r

a

=kT,

 

 

где

Т — период

частоты

СО, —

2

частот,

пропорциональ­

биений

ных Cûi И CÛ2-

 

 

 

 

 

 

 

 

В

массовом

расходомере,

принципиальная

схема

которого представлена на рис. 8, ПІ-3, вращаемая по­ током спиральная крыльчатка притормаживается также

гистерезисной муфтой. Последняя состоит

из статора

с постоянными магнитами, неподвижно

связанными

с корпусом прибора, и ротора, установленного на спи­ ральной крыльчатке, образующего гистерезисную тормо­ зящую муфту. При вращении ротора статор развивает тормозной момент, величина которого постоянна и не зависит от величины угловой скорости. Величина инер­ ционного момента потока, закрученного спиральной крыльчаткой, равна величине момента, возникающего между статором и ротором. Поэтому лоток жидкости, прошедший через приторможенную спиральную крыль­ чатку, совершает вращательное движение с постоянной величиной момента массового расхода.

Последовательно за приторможенной спиральной крыльчаткой расположена свободно вращающаяся пря­ молопастная крыльчатка. Угловая скорость ее измеря­ ется с помощью магнитоиндукционного датчика. В дан­ ном расходомере величина массового расхода пропорци­ ональна периоду вращения прямрлопаетнор крыльчатки. •

43


Действительно, так как величина инерционного мо­ мента равна Мгс = Ігрѵы, то

G = J^-=T

(при і М г с = const).

Таким образом, измеряя .период вращения свободно вращающейся прямолопастной крыльчатки, измеряют тем самым массовый расход контролируемого вещества.

Рассмотрим приборы этого типа с электроприводом [Л. 31]. На рис. 8, ІѴ-2 показана принципиальная схема расходомера, в котором прямолопастная крыльчатка связана с вращающимся ротором экранированного элек­ тродвигателя с помощью гистерезисной муфты. Так как момент, прикладываемый к потоку прямолопастной крыльчаткой, .постоянен, то момент количества движения потока, проходящего через расходомер и получающего закрутку, равен

,

, s. ~ const

k

. *r

kpvw =

const или G = — :

= — =

kJ .

r

«CÙ CO

Таким образом, величина массового расхода пропорци­ ональна величине периода вращения прямолопастной крыльчатки.

На рис. 8, ІѴ-1 показана схема расходомера, в кото­ ром притормаживание спиральной крыльчатки осущест­ вляется электромагнитным устройством, расположенным снаружи корпуса расходомера. Нетрудно видеть, что основные кинематические зависимости такого расходо­

мера остаются те же.

 

 

В

приборе последовательно

расположены

вращаю­

щаяся

спиральная

крыльчатка и свободно вращающая­

ся прямолопастная

крыльчатка.

Спиральная

крыльчат­

ка тормозится специальным электромагнитным устрой­ ством.

Ток, протекающий через обмотку электромагнита, регулируется специальной схемой так, чтобы прямоло­ пастная крыльчатка вращалась с постоянной угловой скоростью, вне зависимости от величины расхода. При этом имеет место следующая зависимость:

М = Ігрѵа

и так как со = const, то

M=kpv = kG.

Таким образом, величина момента, возникающего на приторможенной спиральной крыльчатке, лропорциональ-

44


на массовому расходу, о величине которого судят по току, подаваемому на электромагнитное тормозное устройство.

Принципиальная схема массового расходомера Кориолиса (рис. 8, Ѵ-1) отличается от рассмотренных турборасходомеров конструкцией чувствительного элемента. В этих приборах измерительные крыльчатки снабжают­ ся не продольными, а радиальными каналами. Это об­ стоятельство приводит к повышению чувствительности и точности прибора при измерении малых расходов. В рас­ ходомерах Кориолиса чувствительный элемент воспри­ нимает момент, равный M=kpv<ù. Поэтому измеритель­ ная зависимость приборов этого типа может быть пред­ ставлена следующим образом:

(О ш

В этом выражении в коэффициент /г входит наиболь­ ший радиус вращающейся крыльчатки, что определяет

повышенную чувствительность датчика [Л. 32]. Таким образом, промежуток времени между импульсами, гене­

рируемыми в магнитоиндукционных датчиках ведущей и ведомой крыльчаток, пропорционален величине массово­ го расхода измеряемого вещества.

Рассмотренные расходомеры применяются в основ­ ном для автоматического контроля массовых расходов веществ, вязкость которых остается практически посто­ янной в широком диапазоне изменения температуры. Когда вязкость измеряемых веществ значительно меня­ ется с изменением температуры, целесообразнее для точ­ ного автоматического контроля расходов применение дифференциальных массовых расходомеров.

Вэтом случае последовательно чувствительному эле­ менту устанавливается идентичная компенсационная крыльчатка, роль которой сводится к корректированию выходного сигнала прибора по вязкости, и, кроме того, эта крыльчатка увеличивает чувствительность прибора (рис. 8, Ѵ-2).

Вкориолисовых расходомерах с электроприводом (рис. 8, VI) в случае синхронного вращения крыльчаток

также, как и в ранее рассмотренных приборах, возмож­ но получение информации о расходе при измерении мо­ мента, а в случае асинхронного привода по временному промежутку -At ![Л. 33]. В приборе (рис. 8, ѴІ-3) массо­ вый расход определяется по разности потребляемых электроприводами токов [Л. 1].

45

. Гироскопические массовые расходомеры применяют­ ся, как правило, с синхронным электроприводом. На рис. 8, V I I I показаны основные типы таких расходоме­ ров. В этих приборах первичный преобразователь пред­ ставляет собой петлеобразный трубопровод, вращаемый с постоянной скоростью. Характер движения жидкости по трубопроводу соответствует вращению ротора гиро­ скопа. При этом момент .прецессии гироскопа пропорци­ онален массовому расходу.

Вначале рассмотрим участок трубопровода а, изо­ браженный на рис. 8, ѴІІІ-1. Принимаем, что поток вхо­ дит в преобразователь незакрученным и угловая ско­ рость потока на выходе пренебрежимо мала но отноше­ нию к окружной скорости потока на расстоянии г от оси вращения. В этом случае можно сказать, что изме­ нение секундного количества движения в участке а рав­

но F\ Gm.

Точно

такое

же

изменение

количества

дви­

жения Fi будет и на

участке

трубопровода

б,

но

силы

Fi и Fi будут направлены

в

противоположные

стороны. Таким

образом,

момент

пары

сил Fi и

F 2, дей­

ствующих

вокруг

оси

 

Y—Y,

равен

M = 2FL

или

M =

2GarL.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможны конструкции

расходомеров,

занимающие

промежуточное

положение

в

приведенной

классифика­

ции. В

качестве

примера

рассмотрим прибор на рис. 8,

ѴІІІ-3,

который

по

своему

принципу может

относиться

как к кориолисовым расходомерам, так и к гироскопи­ ческим [Л. 30]. Это обстоятельство подтверждает общ­ ность физических явлений в рассматриваемых массовых расходомерах. В этом расходомере измеряемый поток проходит по вращающемуся петлеобразному трубопро­ воду, в котором П-образный участок имеет упругое сое­ динение с остальной конструкцией. При движении жи­ дкости по трубопроводу на" него действует момент M=Ga(ri—r2)L, который при постоянной угловой ско­ рости пропорционален массовому расходу и служит ме­ рой массового расхода [Л. 34].

В настоящее время разработан обширный класс массовых расходомеров, в которых момент количества движения измеряется при колебательном движении крыльчаток. Эти приборы имеют ту же схемусилового взаимодействия с измерительными устройствами и мо­ гут быть также разделены по предлагаемой классифц* кации,

46


Рассмотренные аналитические выражения взаимодей­ ствия потока и элементов расходомеров применены для этих приборов на основании струйной теории,- по кото­ рой рассматриваются траектории отдельно движущихся частиц, не изменяющиеся во времени и совпадающие с линиями тока. Иначе говоря, крыльчатки расходомеров

должны иметь бесконечно

большое число лопастей.

В действительности при

конечном числе лопастей

давление с передней стороны лопатки выше, чем с зад­

ней, причем благодаря этой

разности

давлений

крыль­

чатка и сообщает потоку дополнительное движение.

 

Расчет момента внешних сил в массовых расходоме­

рах, закручивающих

измеряемый

поток,

. по

средней

струйке потока

или

средней

скорости

дает

приближен­

ное значение. Точный расчет

следует

производить

по

всему сечению

каналов крыльчаток.

В

общем

случае

выражение момента

записывается:

 

 

 

 

 

 

M

= [wuradSt-

 

J p t ^ / . d S ^

 

 

 

 

s,

 

 

s,

 

 

 

 

 

 

=>2J" ?ѴЛ dSz ш і \ PUS* dSlt

 

 

 

 

 

s,

 

 

 

 

 

 

 

 

's,

где v2-—осевые

составляющие

скоростей

потока; си

проекция абсолютной скорости

на

окружную

составляю­

щую; со — угловая скорость; г — радиус крыльчатки; S— площадь сечения проточной части.

Нижние индексы обозначают: /—входную грань ло­ пасти; 2 — выходную грань лопасти; I и I I номер крыль­ чатки по порядку прохождения потока.

Приведенное выражение показывает, что на точность измерения будут оказывать влияние любые перестройки

потока в каналах расходомера из-за изменения

эпюры

его скоростей до входа в крыльчатку и

на выходе из

нее. Любое -вихревое движение и срывы

потока

также

могут влиять на точность, ибо это приведет к изменению профиля скоростей.

Интегрирование выше приведенного выражения за­ труднительно, так как в нем действительное распределе­ ние скоростей потока в зоне крыльчатки остается неиз­ вестным.

Для выяснения влияния распределения скоростей по сечению канала воспользуемся коэффициентом неравно­ мерности потока k\. Под этим коэффициентом принято

47