ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
На рис. 8, ÎÎ-7 представлен расходомер, в котором закрутка потока пропзодится направляющим сотовым
аппаратом, установленным в |
роторе электродвигателя |
с катящимся ротором. Ротор |
установлен в проточной |
части расходомера на гибком элементе, который одно временно защищает статор двигателя от измеряемой сре ды. О величине массового расхода судят либо по величине •крутящего момента, прикладываемого к сотовому аппа
рату, расположенному за |
колеблющейся |
крыльчаткой, |
||
либо по амплитуде момента, прикладываемого |
к |
.набо |
||
ру параллельных пластин, |
расположенных за |
ротором. |
||
В этом .приборе сотовые направляющие ротора |
соверша |
|||
ют колебания постоянной |
амплитуды и |
частоты, |
при |
которой ось симметрии двигается по цилиндрической поверхности, а две взаимно перпендикулярных плоско сти симметрии совершают параллельные перемещения относительно своего первоначального положения [Л. 21].
Определенную группу в представленной таблице за нимают расходомеры, использующие электромеханиче ские тормозные устройства, определенным образом свя занные с вращающимися в потоке чувствительными крыльчатками. На рис. 8. Ш-1 представлена принци пиальная схема массового расходомера, спиральная крыльчатка которого притормаживается магнитным устройством, тормозной момент которого пропорциона лен ее оборотам. Спиральная крыльчатка, притормаживаясь, закручивает протекающий через нее поток веще ства. Угловая скорость потока, покидающего спираль ную крыльчатку, определяется свободно вращающейся прямолопасной крыльчаткой.
Так как момент внешних сил, приводящий ,к закрут ке потока Mi = kpvm, равен моменту, создаваемому тор мозным устройством ЛІ2=/г'ІІсо2, можно записать:
где |
AGcùi=A'nCù2 или |
G=à'n(ùzlkai, |
враще |
toi и Ш2 — соответственно |
угловые скорости |
||
ний |
прямололастной и спиральной крыльчаток; |
/е'п — |
|
коэффициент пропорциональности [Л. 30]. |
|
В данном устройстве величина массового расхода измеряемого вещества пропорциональна отношению угло вых скоростей спиральной и прямолопастиой крыльча ток. Измерение отношения производится во вторичном преобразователе при делении двух частот.
В массовом расходомере, принципиальная схема ко торого представлена на рис. 8, ІП-2, применяется гисте-
42
9
резинное тормозное устройство, создающее постоянный момент независимо от угловой скорости. В приборе по следовательно расположены неподвижный шнек, свобод но вращающаяся крыльчатка и прямолопастная крыль чатка, снабженная гистерезисной муфтой. Закрученный шнеком поток, воздействуя на лопасти первой крыльчат ки, приводит ее во вращение с угловой скоростью ші. Во второй крыльчатке поток частично выпрямляется, так как последняя притормаживается гистерезисной муфтой. Так как момент муфты постоянен и не зависит от угловой скорости вращения второй крыльчатки, можно записать:
|
|
|
|
yHrc = |
G ( f t ) i ^ ( û 2 ) / e , |
|
|
||
где |
Мгс — момент, |
прикладываемый гистерезисной |
муф |
||||||
той |
к |
крыльчатке; |
ішг — угловая |
скорость |
второй |
крыль |
|||
чатки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Запишем это уравнение в другом виде |
|
|
||||||
|
|
|
|
G = k |
M r |
a |
=kT, |
|
|
где |
Т — период |
частоты |
СО, — |
Cû2 |
частот, |
пропорциональ |
|||
биений |
|||||||||
ных Cûi И CÛ2- |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
В |
массовом |
расходомере, |
принципиальная |
схема |
которого представлена на рис. 8, ПІ-3, вращаемая по током спиральная крыльчатка притормаживается также
гистерезисной муфтой. Последняя состоит |
из статора |
с постоянными магнитами, неподвижно |
связанными |
с корпусом прибора, и ротора, установленного на спи ральной крыльчатке, образующего гистерезисную тормо зящую муфту. При вращении ротора статор развивает тормозной момент, величина которого постоянна и не зависит от величины угловой скорости. Величина инер ционного момента потока, закрученного спиральной крыльчаткой, равна величине момента, возникающего между статором и ротором. Поэтому лоток жидкости, прошедший через приторможенную спиральную крыль чатку, совершает вращательное движение с постоянной величиной момента массового расхода.
Последовательно за приторможенной спиральной крыльчаткой расположена свободно вращающаяся пря молопастная крыльчатка. Угловая скорость ее измеря ется с помощью магнитоиндукционного датчика. В дан ном расходомере величина массового расхода пропорци ональна периоду вращения прямрлопаетнор крыльчатки. •
43
Действительно, так как величина инерционного мо мента равна Мгс = Ігрѵы, то
G = J^-=T |
(при і М г с = const). |
Таким образом, измеряя .период вращения свободно вращающейся прямолопастной крыльчатки, измеряют тем самым массовый расход контролируемого вещества.
Рассмотрим приборы этого типа с электроприводом [Л. 31]. На рис. 8, ІѴ-2 показана принципиальная схема расходомера, в котором прямолопастная крыльчатка связана с вращающимся ротором экранированного элек тродвигателя с помощью гистерезисной муфты. Так как момент, прикладываемый к потоку прямолопастной крыльчаткой, .постоянен, то момент количества движения потока, проходящего через расходомер и получающего закрутку, равен
, |
, s. ~ const |
k |
. *r |
kpvw = |
const или G = — : |
= — = |
kJ . |
r
«CÙ CO
Таким образом, величина массового расхода пропорци ональна величине периода вращения прямолопастной крыльчатки.
На рис. 8, ІѴ-1 показана схема расходомера, в кото ром притормаживание спиральной крыльчатки осущест вляется электромагнитным устройством, расположенным снаружи корпуса расходомера. Нетрудно видеть, что основные кинематические зависимости такого расходо
мера остаются те же. |
|
|
||
В |
приборе последовательно |
расположены |
вращаю |
|
щаяся |
спиральная |
крыльчатка и свободно вращающая |
||
ся прямолопастная |
крыльчатка. |
Спиральная |
крыльчат |
ка тормозится специальным электромагнитным устрой ством.
Ток, протекающий через обмотку электромагнита, регулируется специальной схемой так, чтобы прямоло пастная крыльчатка вращалась с постоянной угловой скоростью, вне зависимости от величины расхода. При этом имеет место следующая зависимость:
М = Ігрѵа
и так как со = const, то
M=kpv = kG.
Таким образом, величина момента, возникающего на приторможенной спиральной крыльчатке, лропорциональ-
44
на массовому расходу, о величине которого судят по току, подаваемому на электромагнитное тормозное устройство.
Принципиальная схема массового расходомера Кориолиса (рис. 8, Ѵ-1) отличается от рассмотренных турборасходомеров конструкцией чувствительного элемента. В этих приборах измерительные крыльчатки снабжают ся не продольными, а радиальными каналами. Это об стоятельство приводит к повышению чувствительности и точности прибора при измерении малых расходов. В рас ходомерах Кориолиса чувствительный элемент воспри нимает момент, равный M=kpv<ù. Поэтому измеритель ная зависимость приборов этого типа может быть пред ставлена следующим образом:
(О ш
В этом выражении в коэффициент /г входит наиболь ший радиус вращающейся крыльчатки, что определяет
повышенную чувствительность датчика [Л. 32]. Таким образом, промежуток времени между импульсами, гене
рируемыми в магнитоиндукционных датчиках ведущей и ведомой крыльчаток, пропорционален величине массово го расхода измеряемого вещества.
Рассмотренные расходомеры применяются в основ ном для автоматического контроля массовых расходов веществ, вязкость которых остается практически посто янной в широком диапазоне изменения температуры. Когда вязкость измеряемых веществ значительно меня ется с изменением температуры, целесообразнее для точ ного автоматического контроля расходов применение дифференциальных массовых расходомеров.
Вэтом случае последовательно чувствительному эле менту устанавливается идентичная компенсационная крыльчатка, роль которой сводится к корректированию выходного сигнала прибора по вязкости, и, кроме того, эта крыльчатка увеличивает чувствительность прибора (рис. 8, Ѵ-2).
Вкориолисовых расходомерах с электроприводом (рис. 8, VI) в случае синхронного вращения крыльчаток
также, как и в ранее рассмотренных приборах, возмож но получение информации о расходе при измерении мо мента, а в случае асинхронного привода по временному промежутку -At ![Л. 33]. В приборе (рис. 8, ѴІ-3) массо вый расход определяется по разности потребляемых электроприводами токов [Л. 1].
45
. Гироскопические массовые расходомеры применяют ся, как правило, с синхронным электроприводом. На рис. 8, V I I I показаны основные типы таких расходоме ров. В этих приборах первичный преобразователь пред ставляет собой петлеобразный трубопровод, вращаемый с постоянной скоростью. Характер движения жидкости по трубопроводу соответствует вращению ротора гиро скопа. При этом момент .прецессии гироскопа пропорци онален массовому расходу.
Вначале рассмотрим участок трубопровода а, изо браженный на рис. 8, ѴІІІ-1. Принимаем, что поток вхо дит в преобразователь незакрученным и угловая ско рость потока на выходе пренебрежимо мала но отноше нию к окружной скорости потока на расстоянии г от оси вращения. В этом случае можно сказать, что изме нение секундного количества движения в участке а рав
но F\ —Gm. |
Точно |
такое |
же |
изменение |
количества |
дви |
|||||||
жения Fi будет и на |
участке |
трубопровода |
б, |
но |
|||||||||
силы |
Fi и Fi будут направлены |
в |
противоположные |
||||||||||
стороны. Таким |
образом, |
момент |
пары |
сил Fi и |
F 2, дей |
||||||||
ствующих |
вокруг |
оси |
|
Y—Y, |
равен |
M = 2FL |
или |
||||||
M = |
2GarL. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Возможны конструкции |
расходомеров, |
занимающие |
|||||||||||
промежуточное |
положение |
в |
приведенной |
классифика |
|||||||||
ции. В |
качестве |
примера |
рассмотрим прибор на рис. 8, |
||||||||||
ѴІІІ-3, |
который |
по |
своему |
принципу может |
относиться |
как к кориолисовым расходомерам, так и к гироскопи ческим [Л. 30]. Это обстоятельство подтверждает общ ность физических явлений в рассматриваемых массовых расходомерах. В этом расходомере измеряемый поток проходит по вращающемуся петлеобразному трубопро воду, в котором П-образный участок имеет упругое сое динение с остальной конструкцией. При движении жи дкости по трубопроводу на" него действует момент M=Ga(ri—r2)L, который при постоянной угловой ско рости пропорционален массовому расходу и служит ме рой массового расхода [Л. 34].
В настоящее время разработан обширный класс массовых расходомеров, в которых момент количества движения измеряется при колебательном движении крыльчаток. Эти приборы имеют ту же схемусилового взаимодействия с измерительными устройствами и мо гут быть также разделены по предлагаемой классифц* кации,
46
Рассмотренные аналитические выражения взаимодей ствия потока и элементов расходомеров применены для этих приборов на основании струйной теории,- по кото рой рассматриваются траектории отдельно движущихся частиц, не изменяющиеся во времени и совпадающие с линиями тока. Иначе говоря, крыльчатки расходомеров
должны иметь бесконечно |
большое число лопастей. |
В действительности при |
конечном числе лопастей |
давление с передней стороны лопатки выше, чем с зад
ней, причем благодаря этой |
разности |
давлений |
крыль |
|||||||
чатка и сообщает потоку дополнительное движение. |
|
|||||||||
Расчет момента внешних сил в массовых расходоме |
||||||||||
рах, закручивающих |
измеряемый |
поток, |
. по |
средней |
||||||
струйке потока |
или |
средней |
скорости |
дает |
приближен |
|||||
ное значение. Точный расчет |
следует |
производить |
по |
|||||||
всему сечению |
каналов крыльчаток. |
В |
общем |
случае |
||||||
выражение момента |
записывается: |
|
|
|
|
|
|
|||
M |
= [wuradSt- |
|
J p t ^ / . d S ^ |
|
|
|
||||
|
s, |
|
|
s, |
|
|
|
|
|
|
=>2J" ?ѴЛ dSz —ш і \ PUS* dSlt |
|
|
|
|
||||||
|
s, |
|
|
|
|
|
|
|
|
's, |
где v2-—осевые |
составляющие |
скоростей |
потока; си |
— |
||||||
проекция абсолютной скорости |
на |
окружную |
составляю |
щую; со — угловая скорость; г — радиус крыльчатки; S— площадь сечения проточной части.
Нижние индексы обозначают: /—входную грань ло пасти; 2 — выходную грань лопасти; I и I I номер крыль чатки по порядку прохождения потока.
Приведенное выражение показывает, что на точность измерения будут оказывать влияние любые перестройки
потока в каналах расходомера из-за изменения |
эпюры |
|
его скоростей до входа в крыльчатку и |
на выходе из |
|
нее. Любое -вихревое движение и срывы |
потока |
также |
могут влиять на точность, ибо это приведет к изменению профиля скоростей.
Интегрирование выше приведенного выражения за труднительно, так как в нем действительное распределе ние скоростей потока в зоне крыльчатки остается неиз вестным.
Для выяснения влияния распределения скоростей по сечению канала воспользуемся коэффициентом неравно мерности потока k\. Под этим коэффициентом принято
47