Файл: Ильинский В.М. Измерение массовых расходов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

жемия ротора от момента запишется:

K[Giùc(l

ад) +/C2 p-lûc(l— Su)

=k'Sn,

где Ki и K2 — коэффициенты

пропорциональности, характеризующие

геометрию крыльчатки:

 

 

 

 

 

Л І г 2

Л-

г 2 \-

к — W

^Н^ВН

Кі = " Y " ( Г м а к с + г м н н ) ' Л 2 =

^

Я н - Яви

 

 

 

 

 

Полученную зависимость можно

переписать :

 

 

 

1

Л д

 

Таким образом, в турборасходомере

при

асинхронном приводе

измеряется сумма момента массового расхода и момента сил вяз­ кого трения, причем мерой расхода служит выражение A'=ss /1—sÄ .

Влияние момента сил вязкого трения на показания расходо­ мера выразим как относительную погрешность прибора при одина­

ковой величине массового расхода и различных вязкостях среды

ц и ц':

1 — s'

Vi

K&1

K1Gwc + K№<û0

Очевидно, что при переменной вязкости показания такого рас­ ходомера не будут однозначно определять расход и вариации пока­ заний 'будут зависеть от соотношения коэффициентов КгІКі и изме­ нений G и и..

В компенсационном расходомере с асинхронным электроприводом чувствительных крыльчаток, принимая коэффициент k' одинаковым

для обоих электроприводов, аналогичные зависимости при скольже­ ниях первой и второй крыльчаток 5 Д І и Sm запишутся для идеального

расходомера без момента сил вязкого трения:

 

KiG(ùc(i— АДІ) =А ' 5 д і ; /CiGcoc (sÄ i—5Д 2 ) =^'« Д 2 ;

I

/CiGcOc(l—2sn i+Sfl2 )=&'(sÄi—sR i ).

И для расходомера с действующими моментами вязкого трения

K I G C Ù 0 (1 sRi) + К > ш 0

 

(1

= Ä ' S , ;

ft,Gco0

(s„, — sÄ 2 ) +

ан-сое (1 — sB 2 ) =

é ' s j 2 ;

KiG(ùa (1 2sÄ l

+ s„2 ) + KuV-Vc (s„2 — s S I ) =

W (sB 1 — sB 2 );

r

 

(/;' +

Л > с о с

)

(sH 1

— Sg2) .

A,C)c =

i _

о ,

 

:r—

>

 

 

 

1

"Д1

А Д2

 

 

^ді

Д д г

 

 

 

/C1Gcûe

 

 

1 — 2s„, +

s Ä 2

 

é' +

/C2|J-tûc

 

93


Выразим величину погрешности компенеациоиного расходомера (см. рис. 8, П-6) рассматриваемого типа от моментов сил вязкого трения при условии одинаковых величин расходов в приборе и раз­ личных влзкостях |х и |л':

1 — 25Д 1 +

1 — 2А'Д,

4-

s'R2

Vu =

г-=гг

 

 

 

 

I — 2яД 1 +

sa

 

 

k' + К2\*-и>0

 

 

 

 

 

1

х

^

-

Выражение для погрешности от вязкости в компенсационных рас­ ходомерах с асинхронным приводом показывает, что уменьшение по­ грешности измерения прибора зависит от величины отношения k ІКг

и повышения жесткости механической характеристики электроприво­

да. Сравнение погрешностей 8 , и S

показывает, что если в тур-

борасходомере погрешность зависит от отношения чувствительности массового расходомера и геометрии ротора, влияющей на момент сил вязкого трения, то в компенсационном расходомере геометрические параметры влияют на погрешность в зависимости от жесткости меха­ нической характеристики. В турборасходомере относительная погреш­ ность при увеличивающейся вязкости отрицательна и уменьшается с увеличением расхода. В компенсационном расходомере погрешность является постоянной во всем диапазоне измеряемых расходов.

Испытания компенсационного расходомера с асинхронным элек­ троприводом чувствительных крыльчаток {Л. 1] на средах с различ­ ной вязкостью подтвердили незначительность влияния вязкости на работу прибора. Конструкция разработанного в Институте проблем управления и технической кибернетики (ИПУ ТК) первичного преоб­ разователя расхода представляет собой две геометрически и электри­ чески идентичные половины, каждая из которых состоит из статора, расположенного снаружи трубопровода, я ротора, в расточке которо­ го помещалась прямолопастиая крыльчатка. Привод роторов осуще­ ствлялся через стенку трубопровода, изготовленного из нержавеющей стали марки 1X13 толщиной 1 мм. В этом приборе были использова­ ны асинхронные двигатели ДВА-УЗ, внутри роторов которых поме­ щалась крыльчатка, имеющая

- ^ ( 4 к с + г м н Н ) т 2 ' 3 1 с м 2 -

Электропривод первого ротора будет потреблять большую мощ­ ность, чем электропривод второго, так как на первом роторе осуще­ ствляется придание потоку вращательного движения, а на второй ро­ тор поток поступает уже вращающимся. Вследствие того, что мощ­ ность и ток, потребляемые двигателем, зависят от приложенного к ротору момента, мерой массового расхода в приборе является раз­ ность токов, потребляемых первым и вторым электроприводами.

94


Для

выяснения

зависимо­

 

 

 

 

сти

потребляемого

тока

и

 

 

 

 

скольжения

двигателей

от .при­

 

 

 

 

ложенного

момента

массового

 

 

 

 

расхода

каждая

половина при­

 

 

 

 

бора

исследовалась

на

уста­

 

 

 

 

новке,

имитирующей

условия,

 

 

 

эн

подобные

 

условиям

 

работы

 

 

 

расходомера

при

протекании

 

 

 

ЩмА

через него жидкости: на каж­

 

 

 

 

дый ротор

расходомера

 

уста­

 

 

 

 

навливался

алюминиевый

диск.

 

 

 

 

Диски

вращались

в

зазорах

 

 

 

 

магнитопроводов

 

двух

 

элек­

кг/с

16

 

 

тромагнитов. При

изменении

 

 

тока

электромагнита

/Э м изме­

 

 

 

 

няется нагрузка

иа ротор рас-

Рис. 23.

 

 

ходомѳра. Одновременно с на­

 

 

 

 

грузкой

роторов

 

измерялись

 

 

 

 

обороты

диска.

Зная

зависимость тока двигателя

от

расхода

A / = / ( G ) ,

графически

строились характеристики

G = / ( / 0 M )

И G =

=f(sn)

(рис. 23). Для исследуемого расходомера при измерении мас­

сового

расхода 0=4,5

кг/сек

скольжение

составило sÄ =0,2,

момент

Мо = 1 410 и £ ' = 7 050

г-см.

 

 

 

 

 

Для

прибора

с такими

параметрами

зависимость

погрешностей

от переменной вязкости потока показана на рис. 24. Из графика вид­

но, что погрешность

практически неизменна и не превышает величи­

ны ±0,15% 'Для вязкостен

в пределах от 1 до

7 спз.

Из зависимости

S^j от

вязкости измеряемого

потока очевидна

необходимость применения в этих расходомерах компенсационной схе­ мы измерения. С целью подтверждения незначительного влияния вязкости на показания прибора автором были проведены испытания расходомера на маслокеросииовой смеси при изменении вязкости от 3 до 6 ест с соответствующим изменением плотности от 1 до 0,76, а также иа воде и водоглицериновой смеси при изменении лишь вяз­ кости (от 1 до 8 ест), которые подтвердили незначительность влияния вязкости на показания прибора.

Расход жидкости изменялся от 0 до Ом а кс и от ОИ П цс до 0 ступенчато. Градуировочные характеристики испытаний расходомера на водоглицериновой смеси представленыы на рис. 24,6", из которых следует, что приведенная погрешность расходомера не превышает 1,5%. Предельные погрешности градуировок определялись обычным статистическим путем по отношению к коэффициенту /CG=A'7G. Пре­ дельная погрешность коэффициента KG С доверительной вероятно­

стью 0,95 будет не больше ±1,2%.

Электрическая схема расходомера представлена на рис. 25. На­ грузочные характеристики обоих электроприводов регулируются пу­ тем подбора дополнительных сопротивлений R{ и R%. Разность по­ требляемых токов определялась по разности показаний амперметров ЙП2 и ИП3, измеряющих потребляемые электроприводами токи, и по показаниям милливольтметра ИПі, измеряющим разность потребляе­ мых токов. Для выделения полезного сигнала производится вычита­ ние токоп с помощью двух измерительных трансформаторов тока, включенных последозательно с соответствующим электроприводом первичного преобразователя расхода. Выпрямленные токи вторичных

95


 

О

 

G

 

г

з кг/с

а)

 

 

б)

 

 

 

 

 

Рис. 24.

 

 

обмоток трансформаторов вычитаются на миллиамперметре ИП,. Для исключения разброса параметров элементов электрической схемы и некоторого одвига фаз вычитаемых токов при холостом ходе прибора в схеме предусмотрена установка указывающего прибора на «нуль» путем подачи на указатель ИПі дополнительного тока противопо­ ложной полярности току разбаланса, который дополнительно стаби­ лизировался стабмловольтом СГ-4С.

Рассматривая влияние вязкости на погрешность измерения мас­ совых расходомеров, можно сказать, что вязкость потока сказывается также и при входе потока на крыльчатку, при движении жидкости по каналам крыльчатки и при перетекании жидкости из одного кана­ ла в другой. Хотя эти моменты вязкого трения в большинстве слу­ чаев и незначительны по величине, рекомендуется предусматривать в конструкциях расходомеров меры по уменьшению этих нежелатель­ ных явлений. С этой точки зрения предпочтительными являются кориолисовые расходомеры, в которых путем закрутки потока до угло­ вой скорости крыльчатки возможна организация безударного входа потока на чувствительную крыльчатку расходомера при всех режи­ мах измерения. При применении закрытых по периферии каналов крыльчаток перетекание жидкости нз одного канала в другой отсут­ ствует и, следовательно, этот вид влияния вязкости в таких конструк­ циях расходомеров исключен. Осевое усилие на крыльчатках, оказы-

Рис. 25.

96

вая влияние на момент на подшипниках, изменяет линейность, ста­ бильность характеристики расходомера, а также уменьшает ресурс его работы. Для уменьшения осевого усилия необходимо различными конструктивными мерами уменьшать перепад давления на крыль­ чатках.

Силу профильного сопротивления крыльчатки можно разложить на две составляющие: результирующую касательных сил — сопротив­ ления трения и результирующую нормальных сил — сопротивление давления. Для профилей хорошо обтекаемой формы основным явля­ ется сопротивление трения. Потерю напора, обусловленную сопро­ тивлением трения, определяем как потерю давления в канале по­ стоянного сечения, образованном сторонами двух близлежащих лопа­ ток, корпусом прибора и втулкой рабочего колеса. В подобных случаях потери давления можно вычислить по формуле Дарси — Вейсбаха:

.

À

S C I . K

pa2

û ^ » =

4

SK

2 '

где S к площадь поперечного

канала;

S C T . K поверхность трения

стенок канала; % — коэффициент сопротивления трения единицы дли­ ны канала; ѵ — средняя по сечению канала скорость.

Результаты экспериментов показали, что в диапазоне чисел Рей­ нольдса Re=4000-^-80 ООО с достаточной степенью точности можно определять осевое усилие, используя коэффициент сопротивления л, подсчитанный по закону Блазиуса для гладких труб À=0,3164/Re0 '2 5 . Начиная с Re=80 ООО, можно считать A.=const. В этом случае число Рейнольдса

v0Dr

_ 4Q

R e = —

-ff-

Здесь De=ASK/n — гидравлический диаметр сечения;

Л = 2лТМакс Sin Рманс + 2л;Гміш Sin ßM iin—

—2rdu-\-2z(rмакс—f мин) ,

где ißsiaKc, мин угол

установки профиля

лопатки

«а г м л к с и гМ 1 ,п ;

йл — толщина

лопатки в передней части

профиля '[Л. 40].

 

Известно

применение е конструкциях

преобразовате-

лей

расхода

специальных

 

 

редукторов; кривошипов и

 

 

соединительных

деталей,

 

 

которые

за

счет

энергии

 

 

электродвигателя

приво­

 

 

дят

в колебательное дви­

 

 

жение ось измерительной

 

 

крыльчатки,

благодаря

 

 

чему уменьшается трение

 

 

в подшипниках. Для этих

 

 

же

целей

в

конструкции

Рис.

126.

7—197

97


расходомеров

применяются

дополнительные крыльчат­

ки, приводимые

во вращение энергией контролируе­

мого потока

и

имеющие

различные наклоны лопа­

стей (рис. 26). Подвижная система такого расходомера состоит из измерительных крыльчаток 5, связанных уп­ ругим элементом 6 .и вращающихся в подшипниках 1. Наружные обоймы подшипников приводятся во враще­ ние дополнительными крыльчатками 3, имеющими раз­ личный угол наклона лопастей ік оси. Эти обоймы опира­ ются через подшипники 2 и опоры 4 на корпус прибора. Крыльчатки 3 вращаются в противоположные стороны, в результате чего моменты трения в опорных подшип­ никах взаимно компенсируются [Л. 41].

Учитывая, что момент вязкого трения по поверхности крыльчат­ ки оказывает сопротивление ее вращению, крыльчатка с увеличением вязкости должна была бы уменьшать свою скорость. Однако экспери­ менты показывают обратное: с увеличением вязкости измеряемого вещества скорость вращения крыльчатки возрастает. В связи с тем, что к крыльчатке турбинного объемного расходомера энергия извне не подводится, то объяснение результатов экспериментов может дать рассмотрение гидродинамики течения жидкости в зоне крыльчатки.

Так как сечения лопастей

винтовой крыльчатки при

развертке

на плоскости представляют

прямолинейные решетки

профилей,

то рассмотрение обтекания решетки плоских пластин потоком вязкой жидкости показывает, что вследствие действия сил гидравлического трения, относительная скорость жидкости изменяется от нуля на по­ верхности лопасти до максимума в середине меж.лопастного канала. Образование пограничного слоя, скорость течения жидкости в кото­ ром меньше, чем в зоне невозмущенного потока, изменяет геометриче­ ские размеры межлопастных каналов, сужая площадь невозмущеиного потока. Это сужение характеризуется толщиной вытеснения, т. е. расстоянием, на которое отодвигаются от лопасти линии тока внеш­ него невозмущенного течения.

Таким образом, из-за образования на лопастях пограничного слоя площадь невозмущенного потока в зоне крыльчатки непостоянна и зависит от значений числа Рейнольдса, что существенно влияет на точность работы расходомера. Как показали опыты, это геометриче­ ское влияние вязкости является определяющим фактором градуировочной характеристики большинства типоразмеров турбинных расхо­ домеров.

Имеются различные способы компенсации влияния вязкости, однако применение этих способов ухудшает ряд технико-эксплуата­ ционных характеристик турбинных расходомеров. Известно устрой­ ство, представляющее собой барабан, жестко связанный с крыльчат­ кой и вращающийся в цилиндре, заполненном измеряемой жидкостью. Сопротивление вращению барабана пропорционально вязкости жидко­ сти. Очевидно, что этот способ понижает динамические свойства, чув­ ствительность и ряд других качеств расходомера. Выполнение преоб­ разователей с термокомпенсаторами или дополнительными крыльчат­ ками обеспечивает только частичную компенсацию влияния вязкости, ухудшая при этом другие важные технические характеристики при­ бора: инерционность, потери напора, ресурс работы и т. п. [Л. 51].

98