ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
Для кориОл-исовых расходомеров с гидроприводом
условие безотрывного течения г>АлгЧпЬ |
будет |
анало |
||||
гично |
показанному на |
рис. |
22,е. |
Графики |
показы |
|
вают, что в ряде случаев с увеличением |
радиуса |
|||||
крыльчатки рационально |
увеличивать |
скорость |
потока |
|||
в ее зоне. |
|
|
|
|
|
|
Из-за различных скоростей потока по сторонам ло |
||||||
пасти |
крыльчатки на ее выходе |
поток отклоняется в сто |
||||
рону, |
противоположную |
вращению. |
При |
этом |
момент |
количества движения жидкости, покидающей измери тельную .крыльчатку, будет меньше. Исходя из условия, что крыльчатки расходомеров имеют большое количе ство лопастей, можно считать, что рабочий процесс крыльчатки подобен рабочему процессу компрессорных колес. На основании этого для учета влияния конечного числа лопаток в роторах расходомера можно применять формулы, которые используются в теории турбомашин [Л. 29].
Тогда относительная погрешность измерения от влияния конечного числа лопастей выражается зависи мостью 05 = —n/z -100, которая показывает, что прогрешность os зависит только от геометрии крыльчатки и не зависит от расхода.
Выражения, учитывающие влияние конечного числа лопастей, несовершенны,- так так в них не учитывается влияние длины лопасти на отклонение струи, которое по даннькм экспериментальных работ в гидромашинострое нии имеет большое значение. Эти эксперименты показы вают, что необходимо иметь отношение длины канала к его ширине, равное 1,6—2.
Возникновение погрешности может быть объяснено следующим. При движении потока через вращающиеся радиальные каналы теоретически все частицы должны получить угловую скорость на максимальном радиусе крыльчатки. В действительности только часть жидкости
вступает во взаимодействие с максимальным |
радиусом; |
||
другая часть |
потока покидает крыльчатку |
при |
угло |
вой скорости |
крыльчатки, несколько меньшей |
макси |
мальной.
Таким образом,- для уменьшения погрешности ôs на максимальном радиусе крыльчатки кориолисова расхо домера следует иметь как можно большее количество лопастей с указанным выше 'геометрическим соотноше нием ширины к длине.
88
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПОГРЕШНОСТИ РАСХОДОМЕРОВ
9. Влияние моментов трения на точность измерения
В большинстве массовых расходомеров чувстви тельные крыльчатки вращаются в потоке измеряемого вещества и -к ним прикладывается момент, зависящий от вязкости жидкости. Вязкость же изменяется в зави симости от изменения температуры потока. Так, напри мер, температура авиационных топлив может изменять ся за время работы расходомера от —60 до +60°С. Очевидно, что при конструировании массовых расходоме ров такие условия эксплуатации определяют необходи мость учета изменения момента трения вращающейся крыльчатки в вязкой жидкости.
Для турборасходомеров момент вязкого трения опре деляется моментами, прикладываемыми к цилиндриче ской поверхности, вращающейся в неподвижном цилин дре, и дискам или конусам, вращающимся около непод вижных плоскостей [Л. 39].
В расходомерах при небольших угловых скоростях приблизительно до 1 500 об[мин этот момент пропорцио нален первой степени угловой скорости и выражается для цилиндрических поверхностей:
|
My п = |
2u\iLw |
,2 |
|
|
|
|
вн |
|
где L—длина цилиндрической поверхности; Rn |
и RBs— |
|||
наружный |
и внутренний |
радиусы |
зазора соответственно. |
|
В приведенной формуле предполагается, что крыль |
||||
чатка по |
отношению к |
'корпусу |
расходомера |
идеально |
центрирована. Однако при изготовлении расходомеров (особенно в случае малых типоразмеров) трудно избе жать эксцентриситета оси одной из поверхности по отно шению к другой, что также может привести к ухудше нию метрологических характеристик расходомера.
Для кольцевых дисков момент вязкого трения выра
жается зависимостью |
|
|
(R* - |
R* ) . |
|
4 |
и |
вн' |
89
Для вращающегося конуса с углом при вершине на оси вращения, равным 2а, момент вязкого трения запи сывается:
Л . „ -
3 sin3 a I COS а — sin2 а In tg -g" J
где Гиб — наибольший радиус диска или конуса, вращаю щегося в жидкости.
В рассматриваемых приборах в измерительную зави симость входит общий момент, действующий на чувстви тельную крыльчатку и .равный
где MG — функция от величины массового расхода G. Тогда суммарная погрешность, определяемая изме
нением жидкостного трения вращающихся элементов, запишется:
'тР •'"м-KcG
где Д2МТ р — максимальные вариации моментов трения на эксплуатационных режимах, причем это выражение для погрешности относится ко всем расходомерам, вклю чая компенсационные.
Основным конструктивным .решением с точки зрения исключения влияния вязкости потока является необходи мость охватить чувствительную крыльчатку элементами конструкции, вращающимися с угловой скоростью крыльчатки, так как У И - р возникает только при относи тельном их движении. Другим распространенным путем является уменьшение по возможности сопряженных по верхностей с соответствующим увеличением момента массового расхода.
В табл. 4 массовые расходомеры .разделены в зависи мости от конструктивных методов борьбы с влиянием вязкости потока на четыре группы с обозначением рас сматриваемых типов приемных преобразователей в со ответствии с принятыми на рис. 8.
В расходомерах группы IV уменьшение влияния вяз кости достигается только путем уменьшения площадей вращающихся элементов, в связи с чем эти приборы при годны для измерения потоков с очень ограниченным измененияем вязкости. Однако конструкция этих прибо-
90
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
|
Tim привода |
|
Группы |
расходомеров |
|
|
I |
11 |
ill |
IV |
||
|
|||||
Электропривод |
11 -1 |
П-2; ІІ-З; |
II-4; II-6; |
— |
|
|
|
VI-1; ѴІ-2 |
VI-3; VI-4 |
|
|
Гидропривод |
|
1-5; V-l |
1-6; VI-2 |
1-4; III-2 |
|
|
|
|
|
IV-1 ;V-3 |
ров является наипростейшей, т. е. наиболее надежной,
что и определяет |
области их 'применения. |
Для кориолисовых расходомеров, выделенных в груп |
|
пу I I I , наиболее |
радикальным методом исключения |
влияния вязкости является применение дифференциаль ной пли компенсационной схемы измерения, когда в про точной части .прибора предусмотрены две идентичные чувствительные крыльчатки. В этом случае разность сигналов, получаемых с крыльчаток, не имеет состав ляющей, зависящей от вязкости измеряемого потока, в связи с чем в таких приборах основное внимание сле дует обращать на обеспечение идентичности геометри ческих размеров обеих крыльчаток. Уменьшение же аб
солютной величины |
вариации моментов |
трения |
А2/Ит р |
в компенсационных |
расходомерах может |
быть |
достиг |
нуто за счет уменьшения поверхностей крыльчаток и зазоров между ними и охватывающими их элементами.
В ряде случаев при обеспечении одинаковых условий входа потока экспериментальным критерием компенса ции вязкости является совпадение градуировочных ха рактеристик расходомера при движении потока в двух противоположных направлениях: от входа к выходу и от выхода к входу.
I Компенсационные 'расходомеры являются приборами, пригодными для измерения потоков с изменениями вяз кости в широких пределах, но имеющими повышенную конструктивную сложность, перепады давления и потреб ляемую мощность.
В расходомерах групп I и I I также применяются меры борьбы с вязкостью, выражающиеся в охвате чувстви тельной крыльчатки неподвижным по отношению к этой крыльчатке элементом (экраном). Кроме того, на вход ном торце чувствительной крыльчатки обычно устанавли-
91
вается обтекатель, также вращающийся со скоростью крыльчатки. Экраны, охватывающие крыльчатки, не должны изменять основной траектории движения жидко сти в приборе, а непроточные полости между экрани рующими элементами и чувствительными крыльчатка ми должны быть по объему минимальными. Последнее требование диктуется возможностью возникновения раз личных течений измеряемой ЖИДКОСТИ , вызываемых цен тробежными силами и 'приводящих к возникновению до полнительных моментов сопротивления. Указанное об стоятельство является крайне нежелательным для конструкции расходомера и может свести на нет преиму щества группы I I расходомеров, выражающиеся в удоб стве измерения At, как выходной величины датчика рас ходомера.
Указанный недостаток отсутствуете расходомере груп пы'!, в котором чувствительная крыльчатка заторможе на упругим элементом. Для исключения момента вязкого трения но входному торцу чувствительной крыльчатки между ней и вращающейся крыльчаткой устанавливает ся неподвижный диск, радиус которого равен минималь ному радиусу каналов чувствительной крыльчатки. Кон струкция расходомера группы I наиболее проста, а по зависимости показаний от вязкости измеряемого потока этот прибор уступает только массовым компенсационным расходомерам группы I I I .
•В расходомерах ' с асинхронным приводом чувстви тельных крыльчаток, в которых массовый расход пропор ционален энергии или току, потребляемым электропри водом, влияние вязкости на работу прибора является повышенным.
Это обстоятельство объясняется тем, что чувстви тельная и компенсационная крыльчатки нагружаются разными моментами и поэтому имеют различные угло вые скорости. Следовательно, и моменты на крыльчат ках, обусловленные вязким трением, будут различными.
Рассмотрим влияние вязкого трения на компенсационный рас ходомер, подробно описанный в книге Г. П. Катыса [Л. Л], с асин
хронным электроприводом в сравнении с турборасходомером, имею щим тот же электропривод.
При малых скольжениях принимаем M=k'sn, Ai=k"M и Ді= =k'k"sa. Ввиду того что моменты массового расхода и моменты сил вязкого трения зависят от оборотов крыльчатки или, что то же
самое, от sÄ |
электропривода, |
измерительные |
зависимости |
могут |
быть представлены как функции скольжения электроприводов. |
При |
|||
действующем |
на ротор моменте |
вязкого трения |
зависимость |
сколь- |
92