ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОГРЕШНОСТИ РАСХОДОМЕРОВ
Методические погрешности массовых расходомеров определяются при гидродинамическом исследовании фор мы движения невязкой жидкости и выявлении сил взаи модействия между рабочей жидкостью и чувствительными элементами расходомера. В гл. 2 был введен коэффи циент А, определяющий влияние неравномерности рас пределения скоростей потока на момент массового рас хода. При равномерном распределении скоростей А = \. Чем больше изменение неравномерности потока в про цессе измерения расходов, тем большие изменения вно сятся в градуировочную характеристику, прибора.
Рассматривая турбулентное течение жидкости через прямоугольные каналы расходомера как плоскопарал лельное, воспользуемся законом распределения скоростей по формуле Никурадзе для прямоугольных трубопрово дов. В этом случае безразмерная скорость может быть записана:
Ä I = |
J L = |
« ± ± A _ _ % L V ' , |
||
1 |
fcp |
т |
\ |
b J |
где m — число, |
зависящее |
от числа |
Рейнольдса; у—те |
кущая координата. Тогда
г макс
_ | _ |
Г |
т |
+ |
Г3 M _ |
'макс + Гщщ — 2Г У ' " dr. |
|
|
|
1 |
|
MUH
При десятикратном изменении значения расхода и вязкости реальное изменение чисел Рейнольдса можно считать стократным.
Изменение плотности обычно меняет скорость на 10— 12% и, следовательно, не оказывает значительного влия ния на числа Рейнольдса. Поэтому можно принять из менение чисел Рейнольдса в каждой точке шкалы расхо домера десятикратным, которые будут определяться
80
лишь изменением вязкости измеряемого потока. В этом случае число m изменяется от 8 до 10.
Большинство других случаев измерения массовых расходов потоков с большим изменением плотности по тока относятся к двухфазным потокам. Как будет пока зано ниже, для этих сред турборасходомеры мало при
годны изтза сепарации потока в поле центробежных |
сил, |
в связи с чем для таких сред необходимо применять |
иные |
конструкции приборов. |
|
Очевидно, разность коэффициентов А для различных расходов будет определять погрешность турборасходомера от изменения эпюры скоростей потока в каналах расходомера. Эта погрешность, которая будет наиболь; шей при максимальном расходе, определяется по фор муле
оз= (1—Лиемин/Лнемако) • Ю0%.
На рис. 19 показано изменение погрешности оз в за висимости ОТ /"мин H Ѵ7'= ГМ іШ /Гм а к с . Очевидно, что увеличе ние ѵ,- является мерой уменьшения рассматриваемой по грешности. Погрешность оз можно уменьшить установкой концентрических перегородок в проточной части расходо мера. Очевидно, что массовые расходомеры должны ра ботать, только на одном режиме течения потока — ла минарном или турбулент ном.
Предыдущие рассуждения относились к режимам тече ния в расходомере без ка ких-нибудь перестроек пото ка. В действительности эле менты лопастей, находящие ся на различных расстояниях от центра, вращаются с не одинаковыми окружными скоростями. Это приводит к
радиальным перемещениям частиц жидкости в зоне крыль чаток и вызывает неравномерное распределение скоро стей потока в каналах крыльчатки и может привести даже к отрыву потока у корня лопастей крыльчатки. Та кая возможная перестройка потока при различных ре жимах и, следовательно, неравномерность скоростей по тока в крыльчатке может вызывать определенные по грешности расходомера.
6—197 |
81 |
Пренебрегая силами вязкости жидкости, установим условия радиального равновесия. После закручивания потока, считая что на элемент объема жидкости действу ют центробежная сила от проекции абсолютной скорости на окружную составляющую си и давление р, распреде ленные равномерно по цилиндрическим поверхностям, ограничивающим этот объем, условие радиального рав новесия записывается:
1 dp |
си |
1 др |
рdr^ — г" ИЛИ р -дгf- = (ü-r.
Чувствительность массовых расходомеров в общем случае зависит от величины со2/-. Поэтому при конструи ровании приборов наиболее рациональным путем с точ ки зрения сохранения равномерной эпюры скоростей по тока в каналах крыльчатки следует считать увеличение радиуса г при сохранении минимальной угловой скоро сти закручивания потока. Сравнивая расходомеры с электро- и гидроприводом и введя параметр r) = G/Gmm, можно указать на качественное различие в изменении центробежной силы. С точки зрения распределения эпю ры скоростей потока по высоте канала в диапазоне из меряемых расходов (рис. 20,а) рационально применение турборасходомеров с электроприводом.
При наклонных в сторону вращения крыльчатки лопа стях уравнение радиального равновесия запишется:
1 àp |
I с |
|
В 2 |
— |
і с « |
||
~~ЬТ~т~ |
Г г |
~Г' |
где Fr — проекция силы воздействия лопаток на поток по радиальному направлению.
Она связана с проекцией силы воздействия на поток
по окружному направлению выражением |
|
|
||||||||
где к — угол наклона |
iFr=tg %FV, |
|
|
|
|
|||||
лопастей. |
|
|
|
|
||||||
Сила Fv=vdcu/dr, |
тогда |
1/рдр/дг=с2и/г |
— |
tgKvdcu/dr. |
||||||
При условии постоянной плотности потока и парал |
||||||||||
лельности |
хорд |
лопастей |
крыльчаток |
1/р |
|
др/дг=<а2г— |
||||
—tgKva, |
условие |
постоянства |
давления |
по |
сечению ка |
|||||
нала |
запишется |
tg%=wfv. |
|
|
м— k^Q скорость |
|||||
В |
расходомерах с гидроприводом |
|||||||||
в чувствительной |
крыльчатке |
v=Q/S. |
Тогда |
|
|
|||||
|
|
|
г2 |
л-г2 |
мин |
г |
г |
_ |
\ |
|
|
|
|
' м а к с ~ |
/ _ |
— |
|||||
|
|
/ |
|
— 2 |
|
| _ « ( W c |
+ |
^мин) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
82
где z — число лопастей крыльчатки.
Из рис. 20,а ясно, что наклон лопастей прямолопастных крыльчаток наиболее рационален при гидроприводе [Л. 37].
Ввиду неравенства давлений со стороны передней и задней стенок лопасти через зазор между корпусом и крыльчаткой перетекает жидкость, что нарушает струк туру потока, вызывает вихреобразования в каналах и часть жидкости проходит через прибор незакрученной [Л. 38].
При выборе конструкции первичного преобразовате ля независимо от того, вращаются или неподвижны его элементы, охватывающие измерительные крыльчатки,
Рис. 20.
предпочтительно применять крыльчатки без радиальных зазоров, т. е. охваченные жестко установленным бан дажом.
Учитывая, что сечение потока в зоне измерительной крыльчатки сужается по отношению к сечению перед крыльчаткой, имеем:
у |
у |
7 1 (г макс Ч~ г мпн) |
|
|
В |
п (''маке ~\~ 'мкн) |
dz |
где d— толщина лопасти крыльчатки.
Изменение сечения потока будет обусловливать воз можность появления удара, для уменьшения влияния ко торого необходимо величину толщины лопасти d в нор мальном сечении выбирать наименьшей. Полностью из бежать влияния конечной толщины лопасти нельзя,
6* |
83 |
однако выполнение заостренными торцовых концов ло пастей существенно уменьшает ударные нагрузки. Абсо лютно безударный вход потока при конечной толщине лопастей вообще невозможен.
Для компенсационных расходомеров при близком рас положении двух крыльчаток число лопастей одной и дру гой крыльчаток не должно иметь общего множителя. В противном случае при угловом смещении крыльчаток •изменение средней меридиональной скорости на участке перехода потока из одной крыльчатки в другую будет зависеть от относительного углового положения крыль чаток. Очевидно, что в компенсационных расходомерах необходимо соблюдение условия
dizZii = diiiZm.
При течении жидкости через расходомер возникают потери вследствие отклонения набегающего потока от направления входных элементов лопастей. Это равно сильно обтеканию профилей решеток лопастей под опре деленным углом атаки.
Потери на удар обычно определяются выражением hyn=îyjtàcz/2g, где £у д —некоторый постоянный коэффи циент «пропорциональности, называемый коэффициентом потерь на удар; Ас — геометрическая разность между скоростью жидкости с'ь входящей на лопатку, и ско ростью си направленной по касательной к скелетной ли нии входного элемента лопатки и соответствующей без ударному входу, т. е. ДС = СІ—c'j.
В настоящее время |
нет уста но вившегося |
представле |
ния ни о величине £у я , |
ни о самой методике |
определения |
потерь на удар, что объясняется сложностью протекаю щих в этом случае явлений.
Рассматривая схему массовых расходомеров, содер жащих последовательно по потоку несколько измери тельных крыльчаток, можно утверждать, что явления удара будут возникать на входе © крыльчатку, где изме няется угловая скорость потока. Следовательно, в ком пенсационных расходомерах удар жидкости при входе будет на первой измерительной крыльчатке, а в сечении между первой и компенсационной крыльчатками удара не будет.
Судя по исследованиям турбомашин, потери «а удар обусловлены отрывом потока от поверхности лопастей и интенсивным вихреобразованием. Следовательно, суще ствует возможность уменьшения влияния удара на ра-
84
боту массовых расходомеров. По методам, разработан ным для понижения потерь на удар в турбомашинах, входные кромки лопастей крыльчаток, работающих при различных углах входа потока на крыльчатку, рекомен дуется выполнять утолщенными.
Для безударного входа входной угол лопаток расхо домеров определяется выражением
tg а' = G/ршг {-к ( г 2 ш к с - Г J - zd (rmw - /•„„„)].
Ввиду того, что в расходомерах с гидроприводом ско ростная зависимость в общем случае выражается как co='&nQ, формула примет вид:
tg а' = {kar [« (г2тк~ |
Г J - zd ( г м а к о - гм и п )]} - \ |
В этом выражении входной угол 'а' не зависит от расхода. Следовательно, потери на удар во всем диапа зоне изменений расхода будут •постоянными, а в .расхо домерах с правильно спрофилированными входными участками крыльчатки эти потери 'будут минимальными. На рис. 20,6 показано качественное изменение погреш ности удара в расходомерах с гидроприводом / и в рас ходомерах с электроприводом 2. Из графика видно, что в расходомерах с электроприводом профилировку крыль чатки рационально производить по среднему 'расходу требуемого диапазона измерений 3, так как в этом слу чае максимальная величина вариаций оЧ будет в 4 раза меньшей. В расходомерах с асинхронным электроприво дом крыльчаток удар на компенсационной крыльчатке из-за незначительной разности скольжений крыльчаток очень мал. В этой связи обращают на себя внимание схемы кориолиеовых расходомеров, в которых в измери тельном тракте отсутствуют потери на удар ввиду того, что на чувствительные крыльчатки поток поступает за крученным.
В крыльчатках этих приборов ноток поворачивает на 90° по отношению к осевому направлению. (При отклоне нии потока возникают такие же условия, как и при по вороте в колене (возможен срыв потока). Поскольку при отрыве потока только часть ширины канала заполняет ся активным потоком, в этой части меридиональная ско рость больше предусмотренной расчетом. Поэтому воз никают явления.' подобные гидравлическому удару.
85
В оставшейся части ширины канала может возник нуть обратное течение (рис. 21). Следовательно, струк тура потока во входной части расходомера будет нару шаться и зависеть от числа Re, т. е. от 'параметров пото ка измеряемого вещества: его скорости и вязкости. Отме ченные явления приводят к изменению градуировочной характеристики расходомера.
Необходимо избегать отрыва потока на вход в крыль чатку, чему может способствовать ускорение осиового
Рис. 21
потока. Следовательно, площадь сечения крыльчатки при изменении направления потока должна быть меньше се чения предыдущей (входной) зоны.
Обозначим отношение площадей
s |
|
(''макс |
_ _ _ _ _ |
_ |
г м і ш ) |
, |
|
|
я |
гшя) |
^ |
(г иакс |
|
По аналогии с турбомашинами принимаем е=1,2. Тогда изменение высоты каналов расходомера в зависи мости от радиуса представляется формулой
L 7 1 (Г макс Tum) z d ('"макс |
^мЧн) |
|
1,2(2*/- — Zd) |
|
|
При окружных скоростях крыльчаток кориолисовых |
||
расходомеров порядка 120—150 секгх |
переток на |
входе |
может исчезать. Тогда можно принять е = 1 и даже |
мень |
|
ше (-рис. 21). |
|
|
При наличии перетока происходит изменение поля скоростей и, как следствие, возникает погрешность 'Изме рения расхода.
Отрыву потока от стенки лопатки соответствует усло вие, когда относительная скорость iTs^O или
^ Ä — s i n » ft.
86
Если в крыльчатке изменяется число лопастей, то любое ее сечение необходимо рассчитывать на условие безотрывного течения. Для крыльчатки кориолиеова рас ходомера условие безотрывного течения обеспечивается
при 2 > 2 я г а / у о р . |
расходомера с приводом от 'потока, |
||||
Для массового |
|||||
для которого существует |
зависимость (ù = knucpS, |
это |
|||
условие имеет вид |
z>2nrSkn. |
|
|
||
•На рис. 22,а показана зависимость числа лопастей от |
|||||
соотношения радиусов |
кориолисова |
расходомера |
при |
||
условии S = const |
во |
всех |
сечениях |
крыльчатки, |
где |
Рис. 22.
ѵг=|Гмин/'"макс «ли /'І/''2 — отношение наименьшего радиуса к наибольшему. Заштрихованная часть графика показы вает область необходимого числа лопастей. С помощью подобного графика определяется необходимое количе ство лопастей крыльчатки для любого сечения расходо мера.
Для расходомеров с синхронным или асинхронным приводом необходимое количество лопастей рассчитыва
ется |
для |
условия |
минимального измеряемого расхода, |
|||
так |
как |
условия |
безотрывного |
течения |
жидкости на |
|
больших |
расходах |
будут |
заведомо |
выполняться |
||
(рис. 22,6;. |
|
|
|
|
•При постоянной высоте лопасти крыльчатки Ь мери диональная скорость потока падает к периферии крыль чатки. В этом случае при cû = const условия безотрывного течения 'без учета сужения потока лопастями крыльчат ки записываются в виде z>4nzr2<ab$/G. Следовательно, в таких устройствах по мере увеличения радиуса крыль чатки необходимо более точно соблюдать требования по количеству лопастей (рис. 22,в).