Файл: Граменицкий В.Н. Грузопоршневые измерительные приборы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

•fr

(1.1)

 

где P — избыточное давление на уровне торца поршня; G и G 0

вес (в воздухе) соответственно груза и поршня с грузоприемным

устройством;

/ т — сила

гидравлического трения,

действующая на

боковую

поверхность

поршня в

направлении,

противоположном

действию

сил

G и G0 ;

г — радиус

поршня.

 

Сила

/ т складывается

из двух

составляющих.

При протекании

жидкости через зазор между поршнем и цилиндром под действием

давления

Р возникает сила fx

гидравлического

трения,

действую­

щ а я на

боковую

поверхность

поршня. Согласно

теории

приборов

с неуплотненным

поршнем [1]

 

 

 

 

 

fi

= *rhP,

 

(1.2)

где h — ширина радиального зазора между поршнем и цилиндром.

Если при этом поршень опускается с «собственной»

скоростью,

т. е. со скоростью, необходимой для компенсации

вытекающей через

зазор жидкости, то возникает дополнительная

сила

гидравличе­

ского трения Ï2, вызываемая движением поршня относительно ци­

линдра

(в осевом направлении) .

 

Д л я

определения / 2 воспользуемся

общей формулой, определяю ­

щей силу гидравлического трения,

возникающую при взаимном

перемещении поршня и цилиндра с некоторой скоростью Ѵ\. Соглас ­

но

теории [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ , =

^

ь

(1.3)

 

 

 

 

 

 

h

 

 

где

/ — длина притертой

части

цилиндра (в осевом

направлении),

І-і динамическая

вязкость жидкости, заполняющей

зазор м е ж д у

поршнем и цилиндром.

 

 

 

 

 

 

Если скорость V] принять равной «собственной» скорости ѵ опу­

скания поршня

и

учесть,

что в этом

случае

 

 

 

 

 

«

=

- ^ ,

 

(1.4)

 

 

 

 

 

 

КГ*

 

 

где

Q — расход

жидкости

через

зазор, определяемый по формуле

 

 

 

 

Q

=

^

,

(1.5)

 

 

 

 

 

 

OU./

 

то

из выражений

(1.3), (1.4) и

(1.5)

получим:

 

 

 

 

 

/* =

т р

-

( L 6 )

Следовательно,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G f G 0 —кгЛЯ—

 

 

 

 

Р =

 

 

 

 

(1.7)

9



Р е ш ив это уравнение относительно давления Р и приняв во вни­ мание, что

G—mg [\ - - ^ ) и G0 = m,g (\ -

(1.8)

где m и т0 — соответственно масса груза и поршня с грузоприемным устройством, g— ускорение свободного падения тел; q соответственно плотность воздуха и материала, из которого изго­ товлены грузы и поршень, получим

(m + '"o)g (\

Рв А

(1.9)

Рм

здесь

F — приведенная (эффективная) площадь поршня:

F = ТТЛ2 + 7Г/-Л + — .

(1.10)

3

Обычно при расчетах, кроме расчетов, связанных с аттестацией •первичных эталонов давления, величиной третьего члена в выра­ жени и (1.10) ввиду его малости пренебрегают, что позволяет при­ менять формулу в более простом виде:

Р:=КГ{Г-+/1). (1.11)

Введение понятия приведенной площади поршня позволило при расчетах поршневых пар и при определении давления, измеряемого грузопоршневым манометром, не выполнять вычислений, связанных с учетом сил гидравлического трения /, и / 2 - Следует отметить, что необходимость вычислять F по формуле (1.11) возникает весьма редко . Обычно при аттестациях, испытаниях и поверках образцо­ вых грузопоршневых манометрических приборов эта величина оп­ ределяется экспериментально (за некоторыми исключениями) — методом сличения аттестуемого или поверяемого прибора с грузо­ поршневым прибором более высокого класса точности.

Множитель ( 1 — — ) в формулах (1.8) и (1.9) учитывает но­ рм .

терю веса грузов и поршня с грузоприемным устройством в воз­ духе .

Формула (1.9) справедлива при условии, что между поршнем п цилиндром отсутствуют силы нежидкостного трения. Поэтому в грузопоршневых измерительных приборах применяются поршневые л а р ы с неуплотненными поршнями, а поршню или цилиндру в мо­ мент измерения сообщается вращательное движение.

К а к следует из гидравлической теории смазки [3, 4, 5], при вра­ щении в случае возникновения эксцентриситета во взаимном рас- •положении поршня и цилиндра возникает « о т ж и м а ю щ а я » сила Go™,

направленная на его устранение.

Согласно

теории [1, 3],

 

Gor* = - ^ — -

 

. ,

(1.12)

"

(24-я2 )

( / 1 - й 2

 

30


где il — число оборотов поршня или цилиндра в единицу време-

ни; h —среднее значение ширины зазора; а — — ( е — эксцентри­

ситет расположения поршня и ц и л и н д р а ) .

Формула (1.12) позволяет при разработке приборов наиболее рационально выбирать конструктивные параметры, при эксплуата­ ции определять оптимальные значения скорости вращения поршня или цилиндра, а т а к ж е вязкость рабочей жидкости, обеспечивая возникновение в поршневых парах о т ж и м а ю щ и х сил, достаточных для обеспечения нормальной работы приборов.

Кроме того, из

формулы

(1.12), в частности, следует,

что у при­

боров с поршнем,

имеющим

большой

радиус и обычно

заполняе­

мых жидкостью большой вязкости, скорость вращения

п поршня

или цилиндра может быть

очень мала

и,

наоборот,

у

приборов

с поршнями малых размеров и заполняемых

маловязкой

 

жидкостью

д л я обеспечения необходимой величины

о т ж и м а ю щ и х

сил следует

сообщать поршням (или цилиндрам) достаточно большую скорость вращения .

В поршневых парах, заполненных жидкостью, при взаимном пе­

ремещении

поршня и цилиндра в тангенциальном

(при

вращении)

и осевом (при вертикальном

перемещении)

направлениях

возни­

кают силы

гидравлического

трения. Однако

эти

силы,

как

будет

показано далее, в отличие от сил нежидкостного трения не влияют на точность прибора.

Сила гидравлического трения между поверхностями поршня и цилиндра пропорциональна скорости их взаимного перемещения. В момент измерения давления при приближении поршня к положе­

нию статического равновесия скорость перемещения поршня

в осе­

вом направлении уменьшается, п р и б л и ж а я с ь к нулю.

 

Следова­

тельно, т а к ж е стремится

к нулю и сила

гидравлического

 

трения,

действующая на поверхность поршня в

осевом

направлении.

Таким образом, если

грузопоршневой

прибор,

например

мано­

метр, применять в статических условиях, т. е. проводить

измере­

ния в момент статического равновесия,

и принять во

внимание,

что силы гидравлического

трения fi и / 2 ,

вызываемые

протеканием

жидкости через зазор и опусканием поршня, как показано выше, учтены введением в уравнение измерения приведенной площади поршня, определяемой формулой (1.10), то сила гидравлического трения может быть принята равной нулю и, следовательно, давле ­ ние, измеряемое грузопоршневым манометром, полностью опреде­ лится уравнением (1.9).

Сила гидравлического трения, возникающая при вращении поршня (или цилиндра) и действующая в тангенциальном, направ ­ лении, вызывает лишь затухание свободного вращения поршня. Характер затухания, согласно теории приборов с неуплотненным поршнем (для манометров с простым поршнем), может быть оценен формулой

11


 

 

;

= - ^

- 1 п

А

 

(1.13)

 

 

 

2ТІ/І*ГЗ

п

 

 

где

t— продолжительность

свободного

вращения поршня

от на­

чальной скорости По до некоторой конечной скорости п; J — момент

инерции поршня, грузоприемного

устройства и грузов.

 

 

Следует

однако иметь в

виду,

что формула (1.13) действитель­

на

лишь при условии полного отсутствия

нежидкостного

трения

между поршнем и цилиндром, т. е. только дл я тех значений

скоро­

сти

п, при

которых о т ж и м а ю щ а я сила

Go™, определяемая фор ­

мулой (1.12), обеспечивает такое взаимное положение поршня и

цилиндра, при котором возможность непосредственного

контакта

их поверхностей

полностью исключена.

 

 

 

З а последние

десятилетия получили

большое

распространение

грузопоршневые

приборы с принудительным вращением

поршня .

П р и принудительном вращении поршня

в месте

контакта

с приво­

дом возникает (обычно небольшая) сила нежидкостного трения, что требует применения соответствующих устройств, позволяющих снизить до пренебрежимо малых значений вызываемую этой силой погрешность.

Д л я оценки момента Mf

сил гидравлического трения,

возникаю ­

щих при вращении поршня

или цилиндра, применяется

формула

'h

Формулы (1.1) — (1.14) могут быть применены для расчетов грузопоршневых приборов, работающих при таких давлениях, ког­ д а можно пренебречь влиянием деформаций элементов поршневых пар на работу приборов и на их точность.

В тех случаях,

когда давления, действующие на поршень, до ­

стигают сотен или тысяч килограммов на

квадратный сантиметр,

приведенные выше

зависимости

несколько

усложняются .

Основной метрологический

параметр

грузопоршневого прибо­

ра — приведенная

площадь поршня — под действием высоких дав­

лений изменяется и дл я определения величины измеряемого давле ­

ния к величинам F или

Р, входящим в формулу

(1.9), д о л ж н ы

вво­

диться соответствующие

поправки.

 

 

 

В теории приборов с неуплотненным поршнем показано,

что

приведенная площадь

поршня

(F)

при высоком

давлении опреде­

ляется формулой

 

 

 

 

 

 

 

 

F' =

F +

^F,

(1.15)

где AF — приращение

приведенной

площади поршня, вызванное

действием высокого давления на элементы поршневой пары.

 

Приращение AF состоит из трех

составляющих:

 

AF

= *F1

+ *Ft + àFa.

(1.16)

П е р в а я составляющая характеризует приращение приведенной площади поршня из-за деформации торца поршня:

12