Файл: Граменицкий В.Н. Грузопоршневые измерительные приборы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
•fr |
(1.1) |
|
|
где P — избыточное давление на уровне торца поршня; G и G 0 — |
вес (в воздухе) соответственно груза и поршня с грузоприемным
устройством; |
/ т — сила |
гидравлического трения, |
действующая на |
|||
боковую |
поверхность |
поршня в |
направлении, |
противоположном |
||
действию |
сил |
G и G0 ; |
г — радиус |
поршня. |
|
|
Сила |
/ т складывается |
из двух |
составляющих. |
При протекании |
жидкости через зазор между поршнем и цилиндром под действием
давления |
Р возникает сила fx |
гидравлического |
трения, |
действую |
|
щ а я на |
боковую |
поверхность |
поршня. Согласно |
теории |
приборов |
с неуплотненным |
поршнем [1] |
|
|
|
|
|
|
fi |
= *rhP, |
|
(1.2) |
где h — ширина радиального зазора между поршнем и цилиндром.
Если при этом поршень опускается с «собственной» |
скоростью, |
|
т. е. со скоростью, необходимой для компенсации |
вытекающей через |
|
зазор жидкости, то возникает дополнительная |
сила |
гидравличе |
ского трения Ï2, вызываемая движением поршня относительно ци
линдра |
(в осевом направлении) . |
|
Д л я |
определения / 2 воспользуемся |
общей формулой, определяю |
щей силу гидравлического трения, |
возникающую при взаимном |
перемещении поршня и цилиндра с некоторой скоростью Ѵ\. Соглас
но |
теории [1] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ , = |
^ |
ь |
(1.3) |
|
|
|
|
|
|
|
h |
|
|
где |
/ — длина притертой |
части |
цилиндра (в осевом |
направлении), |
||||
І-і — динамическая |
вязкость жидкости, заполняющей |
зазор м е ж д у |
||||||
поршнем и цилиндром. |
|
|
|
|
|
|||
|
Если скорость V] принять равной «собственной» скорости ѵ опу |
|||||||
скания поршня |
и |
учесть, |
что в этом |
случае |
|
|||
|
|
|
|
« |
= |
- ^ , |
|
(1.4) |
|
|
|
|
|
|
КГ* |
|
|
где |
Q — расход |
жидкости |
через |
зазор, определяемый по формуле |
||||
|
|
|
|
Q |
= |
^ |
, |
(1.5) |
|
|
|
|
|
|
OU./ |
|
|
то |
из выражений |
(1.3), (1.4) и |
(1.5) |
получим: |
|
|||
|
|
|
|
/* = |
т р |
- |
( L 6 ) |
|
Следовательно, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
G f G 0 —кгЛЯ— |
|
|||
|
|
|
Р = |
|
|
|
|
(1.7) |
9
Р е ш ив это уравнение относительно давления Р и приняв во вни мание, что
G—mg [\ - - ^ ) и G0 = m,g (\ - |
(1.8) |
где m и т0 — соответственно масса груза и поршня с грузоприемным устройством, g— ускорение свободного падения тел; q соответственно плотность воздуха и материала, из которого изго товлены грузы и поршень, получим
(m + '"o)g (\ |
Рв А |
(1.9) |
Рм
здесь
F — приведенная (эффективная) площадь поршня:
F = ТТЛ2 + 7Г/-Л + — . |
(1.10) |
3
Обычно при расчетах, кроме расчетов, связанных с аттестацией •первичных эталонов давления, величиной третьего члена в выра жени и (1.10) ввиду его малости пренебрегают, что позволяет при менять формулу в более простом виде:
Р:=КГ{Г-+/1). (1.11)
Введение понятия приведенной площади поршня позволило при расчетах поршневых пар и при определении давления, измеряемого грузопоршневым манометром, не выполнять вычислений, связанных с учетом сил гидравлического трения /, и / 2 - Следует отметить, что необходимость вычислять F по формуле (1.11) возникает весьма редко . Обычно при аттестациях, испытаниях и поверках образцо вых грузопоршневых манометрических приборов эта величина оп ределяется экспериментально (за некоторыми исключениями) — методом сличения аттестуемого или поверяемого прибора с грузо поршневым прибором более высокого класса точности.
Множитель ( 1 — — ) в формулах (1.8) и (1.9) учитывает но рм .
терю веса грузов и поршня с грузоприемным устройством в воз духе .
Формула (1.9) справедлива при условии, что между поршнем п цилиндром отсутствуют силы нежидкостного трения. Поэтому в грузопоршневых измерительных приборах применяются поршневые л а р ы с неуплотненными поршнями, а поршню или цилиндру в мо мент измерения сообщается вращательное движение.
К а к следует из гидравлической теории смазки [3, 4, 5], при вра щении в случае возникновения эксцентриситета во взаимном рас- •положении поршня и цилиндра возникает « о т ж и м а ю щ а я » сила Go™,
направленная на его устранение. |
Согласно |
теории [1, 3], |
|
Gor* = - ^ — - |
|
. , |
(1.12) |
" |
(24-я2 ) |
( / 1 - й 2 |
|
30
где il — число оборотов поршня или цилиндра в единицу време-
ни; h •—среднее значение ширины зазора; а — — ( е — эксцентри
ситет расположения поршня и ц и л и н д р а ) .
Формула (1.12) позволяет при разработке приборов наиболее рационально выбирать конструктивные параметры, при эксплуата ции определять оптимальные значения скорости вращения поршня или цилиндра, а т а к ж е вязкость рабочей жидкости, обеспечивая возникновение в поршневых парах о т ж и м а ю щ и х сил, достаточных для обеспечения нормальной работы приборов.
Кроме того, из |
формулы |
(1.12), в частности, следует, |
что у при |
|||
боров с поршнем, |
имеющим |
большой |
радиус и обычно |
заполняе |
||
мых жидкостью большой вязкости, скорость вращения |
п поршня |
|||||
или цилиндра может быть |
очень мала |
и, |
наоборот, |
у |
приборов |
|
с поршнями малых размеров и заполняемых |
маловязкой |
|
жидкостью |
|||
д л я обеспечения необходимой величины |
о т ж и м а ю щ и х |
сил следует |
сообщать поршням (или цилиндрам) достаточно большую скорость вращения .
В поршневых парах, заполненных жидкостью, при взаимном пе
ремещении |
поршня и цилиндра в тангенциальном |
(при |
вращении) |
|||
и осевом (при вертикальном |
перемещении) |
направлениях |
возни |
|||
кают силы |
гидравлического |
трения. Однако |
эти |
силы, |
как |
будет |
показано далее, в отличие от сил нежидкостного трения не влияют на точность прибора.
Сила гидравлического трения между поверхностями поршня и цилиндра пропорциональна скорости их взаимного перемещения. В момент измерения давления при приближении поршня к положе
нию статического равновесия скорость перемещения поршня |
в осе |
|||||
вом направлении уменьшается, п р и б л и ж а я с ь к нулю. |
|
Следова |
||||
тельно, т а к ж е стремится |
к нулю и сила |
гидравлического |
|
трения, |
||
действующая на поверхность поршня в |
осевом |
направлении. |
||||
Таким образом, если |
грузопоршневой |
прибор, |
например |
мано |
||
метр, применять в статических условиях, т. е. проводить |
измере |
|||||
ния в момент статического равновесия, |
и принять во |
внимание, |
||||
что силы гидравлического |
трения fi и / 2 , |
вызываемые |
протеканием |
жидкости через зазор и опусканием поршня, как показано выше, учтены введением в уравнение измерения приведенной площади поршня, определяемой формулой (1.10), то сила гидравлического трения может быть принята равной нулю и, следовательно, давле ние, измеряемое грузопоршневым манометром, полностью опреде лится уравнением (1.9).
Сила гидравлического трения, возникающая при вращении поршня (или цилиндра) и действующая в тангенциальном, направ лении, вызывает лишь затухание свободного вращения поршня. Характер затухания, согласно теории приборов с неуплотненным поршнем (для манометров с простым поршнем), может быть оценен формулой
11
|
|
; |
= - ^ |
- 1 п |
А |
|
(1.13) |
|
|
|
2ТІ/І*ГЗ |
п |
|
|
|
где |
t— продолжительность |
свободного |
вращения поршня |
от на |
|||
чальной скорости По до некоторой конечной скорости п; J — момент |
|||||||
инерции поршня, грузоприемного |
устройства и грузов. |
|
|||||
|
Следует |
однако иметь в |
виду, |
что формула (1.13) действитель |
|||
на |
лишь при условии полного отсутствия |
нежидкостного |
трения |
||||
между поршнем и цилиндром, т. е. только дл я тех значений |
скоро |
||||||
сти |
п, при |
которых о т ж и м а ю щ а я сила |
Go™, определяемая фор |
мулой (1.12), обеспечивает такое взаимное положение поршня и
цилиндра, при котором возможность непосредственного |
контакта |
|||
их поверхностей |
полностью исключена. |
|
|
|
З а последние |
десятилетия получили |
большое |
распространение |
|
грузопоршневые |
приборы с принудительным вращением |
поршня . |
||
П р и принудительном вращении поршня |
в месте |
контакта |
с приво |
дом возникает (обычно небольшая) сила нежидкостного трения, что требует применения соответствующих устройств, позволяющих снизить до пренебрежимо малых значений вызываемую этой силой погрешность.
Д л я оценки момента Mf |
сил гидравлического трения, |
возникаю |
щих при вращении поршня |
или цилиндра, применяется |
формула |
'h
Формулы (1.1) — (1.14) могут быть применены для расчетов грузопоршневых приборов, работающих при таких давлениях, ког д а можно пренебречь влиянием деформаций элементов поршневых пар на работу приборов и на их точность.
В тех случаях, |
когда давления, действующие на поршень, до |
||
стигают сотен или тысяч килограммов на |
квадратный сантиметр, |
||
приведенные выше |
зависимости |
несколько |
усложняются . |
Основной метрологический |
параметр |
грузопоршневого прибо |
|
ра — приведенная |
площадь поршня — под действием высоких дав |
лений изменяется и дл я определения величины измеряемого давле
ния к величинам F или |
Р, входящим в формулу |
(1.9), д о л ж н ы |
вво |
|||
диться соответствующие |
поправки. |
|
|
|
||
В теории приборов с неуплотненным поршнем показано, |
что |
|||||
приведенная площадь |
поршня |
(F) |
при высоком |
давлении опреде |
||
ляется формулой |
|
|
|
|
|
|
|
|
F' = |
F + |
^F, |
(1.15) |
|
где AF — приращение |
приведенной |
площади поршня, вызванное |
||||
действием высокого давления на элементы поршневой пары. |
|
|||||
Приращение AF состоит из трех |
составляющих: |
|
||||
AF |
= *F1 |
+ *Ft + àFa. |
(1.16) |
П е р в а я составляющая характеризует приращение приведенной площади поршня из-за деформации торца поршня:
12