Файл: Граменицкий В.Н. Грузопоршневые измерительные приборы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
метрического поршня — соответствующего |
количества грузов |
(из |
комплекта весов) . |
|
|
Дополнительно д л я достижения равновесия на платформу |
весов |
|
или грузоприемное устройство манометра |
н а к л а д ы в а ю т с я в |
необ |
ходимом количестве образцовые гири (разновески) . При этом зна
чения массы гирь и грузов д о л ж н ы быть известны с |
погрешностью, |
|||
составляющей не более 0,1 допустимой |
погрешности |
весов. |
||
|
Перед наложением гирь и уравновешиванием нагруженных ве |
|||
сов |
они д о л ж н ы быть оттарированы, |
т. е. п л а т ф о р м а |
и поршень |
|
приведены в равновесие. |
|
|
|
|
|
Постоянная весов kx вычисляется по формуле |
|
|
|
|
К = - , |
|
|
(Хі.3) |
|
ОТ] |
|
|
|
где |
М, и /П| — массы гирь или грузов, |
наложенных на |
грузоприем |
ное устройство соответственно силового и манометрического порш
ней. |
|
|
|
|
|
|
|
Д л я определения |
порога |
чувствительности |
на |
платформу |
весов |
||
н а к л а д ы в а ю т с я грузы, составляющие 50 или |
100% |
максимальной |
|||||
нагрузки. П л а т ф о р м а |
уравновешивается с соответственно |
нагружен |
|||||
ным поршнем. З а т е м |
на платформу накладывается |
дополнительная |
|||||
гиря, в ы з ы в а ю щ а я заметное |
на глаз нарушение |
равновесия. Поро |
|||||
гом чувствительности |
(или порогом реагирования) называется |
мас |
|||||
са наименьшей гири, вызвавшей это нарушение. |
|
|
|
|
|||
Государственная |
поверка |
грузопоршневых |
|
весов |
проводится |
в метрологических институтах по методике, изложенной в методиче
ских |
у к а з а н и я х [54]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
В |
заключение следует |
остановиться |
на влиянии |
|
температуры |
|||||
поршневых пар грузопоршневых весов на |
точность измерения. |
|
|||||||||
|
П р и изменении температуры |
поршневых пар, как |
и |
всех грузо |
|||||||
поршневых приборов, изменяются приведенные площади |
силового |
||||||||||
Fe |
и |
манометрического |
Рмал поршней. |
Следовательно, |
изменение |
||||||
температуры |
повлечет |
за |
собой |
соответствующее |
изменение |
по |
|||||
стоянной k\, |
а это в свою |
очередь вызовет погрешность |
измерения |
||||||||
массы. Эту погрешность можно рассчитать по формуле |
|
|
|||||||||
8,иг |
= |
100 [(«„„„ + Р„а „) |
(7-2 |
— Г 0 ) |
— («с -f- рс ) (7-х — Г 0 ) 1 %. |
(XI.4) |
|||||
где |
амап и ас — коэффициенты линейного |
расширения |
|
материала |
|||||||
соответственно манометрического и силового поршней; |
ßM an и |
ß c — |
коэффициенты линейного расширения материалов цилиндра соот
ветственно манометрической и силовой пары; Тх и Т2 |
— |
температура |
||
соответственно силовой и манометрической пары; Т0 |
— |
температура |
||
поршневых пар, при которой определялась постоянная |
|
k. |
||
Из формулы |
(XI.4) видно, что если элементы обеих |
|
поршневых |
|
пар изготовлены из одного м а т е р и а л а с коэффициентом |
линейного |
|||
расширения а, |
то |
|
|
|
|
ЬМт = 2 0 0 а ( Т 2 — Tj). |
|
|
(XI.5) |
133
И если при этом температура |
силовой |
и манометрической |
пар |
||||||
одинакова, хотя |
может |
быть |
и не |
равна |
начальной |
температуре |
|||
То, то |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8лгг = |
0. |
|
|
|
|
|
.Это показывает, |
что при a M a n = ß M a n |
= ac = ßo = a |
и Т\ = Т2 |
показания |
|||||
весов не зависят |
от температуры о к р у ж а ю щ е й |
среды. |
|
|
|||||
Следует отметить, что практически при длительной |
работе |
ве- |
|||||||
•сов элементы |
силовой поршневой пары |
нагреваются |
и разность |
||||||
Т2—Т1 может |
достигнуть |
нескольких градусов. В этом |
случае |
б м г |
может стать соизмеримой с пределом допускаемой погрешности ве сов. Поэтому при работе с весами необходимо включать механизм принудительного вращения силового поршня только на время урав
новешивания |
поршней и снятия показаний. |
Во время |
нагружения |
весов или их |
разгрузки п л а т ф о р м а д о л ж н а |
быть арретирована, а |
|
механизм вращения цилиндра выключен. |
|
|
|
Весы ОГВ (п) с отсчетным устройством |
поверяются |
по той ж е |
методике. Ш к а л а отсчетного устройства градуируется по методике, аналогичной методике градуировки ш к а л ы показывающих грузо поршневых манометров ( с м . г л а в у I V ) .
ИСПЫТАНИЯ, АТТЕСТАЦИЯ И ПОВЕРКА
ГРУЗОПОРШНЕВЫХ ДИНАМОМЕТРОВ |
|
|
|
|
|||
Грузопоршневые динамометры |
с верхними пределами |
измерения |
10 |
||||
и 50 тс поверяются с помощью |
образцовых динамометров |
1-го раз |
|||||
ряда |
по методике, изложенной в Г О С Т 14017—68 [59]. |
|
|
|
|
||
При определении постоянной |
грузопоршневых |
динамометров |
|||||
(при |
аттестациях, испытаниях |
и поверках) применяется |
поэлемент |
||||
ный |
метод, разработанный в М Г И М И П [46]. |
|
|
|
|
||
Постоянная динамометра при поверке поэлементным |
методом |
||||||
определяется следующим образом . |
|
Fc и |
FKaB. |
||||
Н а х о д я т раздельно значения приведенных площадей |
|||||||
Приведенная п л о щ а д ь Fс силового поршня определяется путем мно |
|||||||
гократных измерений диаметра |
поршня и внутреннего |
|
диаметра |
цилиндра в различных поперечных сечениях и по различным на правлениям .
Величина Fc |
вычисляется по формуле |
|
|
|
|||
|
|
|
|
FZ = ^-DBDW |
|
|
(XI.6) |
где Д і и £>ц — средние значения диаметров |
поршня |
и цилиндра со |
|||||
ответственно. |
|
|
|
|
|
||
Д и а м е т р ы поршня |
измеряются в трех |
поясах, |
расположенных |
||||
1 |
1 |
3 |
|
|
|
|
|
н а — , — |
и — в ы с о т ы |
поршня, по трем направлениям, |
расположен |
||||
ным |
под углом |
120° друг к другу, с погрешностью, |
не |
превышаю |
|||
щей |
± 2 5 мкм. |
|
|
|
|
|
134
Д л я измерения |
диаметров |
поршня применяется |
скоба |
с |
конце |
|||||||||||||
выми мерами 3-го |
р а з р я д а . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Внутренние |
диаметры |
цилиндра |
измеряются |
в |
той |
его |
части, |
|||||||||||
в которой |
располагается |
силовой |
поршень, по |
двум |
поясам, нахо |
|||||||||||||
д я щ и м с я |
на |
р а с с т о я н и я х — и — в ы с о т ы |
цилиндра |
(считая |
от |
его |
||||||||||||
к р а я ) , и |
по |
трем |
направлениям |
(через |
120°) |
с |
погрешностью, |
не |
||||||||||
превышающей |
± 5 0 |
мкм. Д л я |
измерения |
внутренних |
диаметров |
ци |
||||||||||||
линдра применяется |
индикаторный |
нутромер с концевыми |
|
мерами |
||||||||||||||
4-го разряда . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Приведенная площадь |
F M a n манометрического |
поршня |
|
опреде |
||||||||||||||
ляется методом |
сличения |
с образцовым |
грузопоршиевым |
маномет |
||||||||||||||
ром МП - 60 1-го |
р а з р я д а при |
давлениях |
15, 30, |
45 |
и 60 |
кгс/см2 . Д л я |
||||||||||||
определения |
FMan |
пользуются |
методикой, применяемой |
при |
|
поверке |
||||||||||||
манометров |
МП - 60 |
2-го р а з р я д а [20]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Среднее значение / " " м а й |
вычисляется по формуле |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Y |
F |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ м а „ = |
~—. |
|
|
|
|
|
|
|
(XI.7) |
|||
Полученное |
значение FM!m |
может |
быть использовано |
д л я |
вычис |
|||||||||||||
ления постоянной |
k, |
если |
к а ж д о е |
из четырех |
значений |
FU№ |
будет |
|||||||||||
отличаться |
от |
среднего |
FMaa |
на |
величину, |
|
не |
превышающую |
±0 , 0 2 % .
Ра д и а л ь н ы е зазоры в силовой и манометрической поршневых парах определяются гидродинамическим методом.
Дл я определения ширины зазора в манометрической паре на ма нометрический поршень н а г р у ж а ю т с я грузы в количестве, соответ
ствующем |
половине максимального давления |
( / п ^ 5 0 |
кг), и |
изме |
|||||||
ряется скорость |
опускания |
манометрического |
поршня |
и М а н . |
|
||||||
Ширина / г М а п |
зазора |
вычисляется по |
формуле |
|
|
|
|||||
|
|
|
и |
|
-1 / б^маіі^ман^маіі^ман |
|
|
|
/ Ѵ Т Q\ |
||
|
|
|
"•ман |
— |
у |
|
|
. |
|
|
( Л і . й ) |
где Р^50 |
кгс/см2 ; |
( х м а н |
— динамическая |
вязкость |
жидкости, |
запол |
|||||
няющей манометрическую |
пару; |
г м а и |
— радиус |
поршня; |
/ м а н — |
||||||
длина части поршня, погруженной |
в цилиндр. |
|
|
|
|
||||||
Ширину зазора |
hc в силовой паре определяют |
косвенным |
путем. |
||||||||
Д л я этого |
на место |
поверяемого динамометра |
устанавливается ме |
таллическая болванка или пружинный динамометр, на манометри ческий поршень (нагрузчик) навешиваются грузы в количестве, со
ответствующем 50% |
максимального давления в приборе. |
|||||
В |
приборе создается заданное |
давление и измеряется скорость |
||||
и' |
опускания манометрического |
поршня |
при |
этих условиях. |
||
Ширина |
зазора |
в силовой поршневой |
паре, |
соответствующая |
||
указанной |
нагрузке |
на поршень, |
|
|
|
135
|
|
V |
|
Pk |
ѵит) |
|
|
|
|
|
Зіхс /-с /гс ( и ы а п — |
|
(ХІ.9) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
где |x0 — динамическая |
вязкость |
жидкости, |
заполняющей |
силовую |
|||
пару; г с — радиус |
силового |
поршня; Ігс — высота |
силового |
поршня; |
|||
Р — давление под |
поршнем. |
|
|
|
|
||
Масса грузов и поршня с грузоприемный устройством |
опреде |
||||||
ляется на образцовых |
весах с погрешностью, |
не превышающей |
|||||
± 0 , 0 1 % . |
|
|
|
|
|
|
|
П р и аттестации |
или поверке динамометров поэлементным мето |
||||||
дом в а ж н о е значение приобретает определение |
порога |
чувстви |
|||||
тельности динамометра, |
так |
как |
в случае некачественного |
изготов |
ления или порчи поршневых пар поэлементный метод не позволяет обнаружить возможные дефекты прибора.
В динамометре ДСГ - 50, представляющем собой прибор с неурав новешенным силовым поршнем, м о ж н о определить порог чувстви тельности системы динамометр Д С Г - 5 0 — пружинный динамометр .
Порог чувствительности определяют при нагрузке, |
равной |
50 |
тс. |
||||||||
Н а динамометре Д С Г - 5 0 устанавливается |
образцовый |
пружин |
|||||||||
ный динамометр 3-го р а з р я д а с верхним пределом |
измерения |
50 тс, |
|||||||||
имеющий |
свидетельство |
о государственной |
поверке. |
|
|
|
|||||
После создания указанной нагрузки на грузоприемное устрой |
|||||||||||
ство |
манометрического |
поршня |
н а к л а д ы в а ю т с я |
дополнительные |
|||||||
гири |
массой |
40 г. Н а л о ж е н и е указанной |
гири д о л ж н о |
вызывать |
|||||||
заметное |
на |
глаз перемещение |
(около |
0,2 |
деления) стрелки |
пру |
|||||
жинного |
динамометра . |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Эксплуатационные качества |
динамометра |
проверяются |
путем |
||||||||
пробной |
поверки группы |
образцовых |
пружинных |
динамометров |
|||||||
3-го |
разряда . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. M. К- Ж о X о в с к п. н. Теория и расчет приборов с неуплотненным порш
нем. М., Изд-во стандартов, 1966.
2. Е. Ф. Д о л и и с к и й, М. К- Ж о X о в с к и й. Успехи и проблемы метрологии
в области измерения давлений. «Измерительная техника», 1967, № 11.
3. Н. П. П е т р о в . Гидродинамическая теория смазки. Изд. АН СССР, 1948.
4.К. И. X а н с у в а р о в. О гидродинамических силах в поршневых системах приборов с неуплотненным поршнем. «Измерительная техника», 1962, № 11.
5.Н. Г. Б о б р о в н и к о в, Р. Н. К у з н е ц о в. Распределение давления в пе ременном зазоре систем с неуплотненным поршнем. «Измерительная техника», 1968, № 10.
6.В. В. Б а X в а л о в а, М. К. Ж о х о в с к и й. Манометр с неизменяемой от
давления эффективной площадью поршня. В сб.: «Исследования в области измере ний высоких давлений». Труды ВНИИФТРИ, вып. 75 (135). М., Изд-во стандартов, 1964.
7. В. В. Б а X в а л о в а, М. К. Ж о х о в с к и й. Экспериментальное |
исследова |
||
ние деформационных погрешностей |
поршневых манометров при давлении до |
||
10000 кгс/см2 . В сб.: «Исследования |
в области измерений высоких давлений». Тру |
||
ды ВНИИФТРИ, вып. 75 (135). М., Изд-во стандартов, |
1964. |
|
|
8. В. В. Б а х в а л о в а, В. П. С е м и н . Установка |
с образцовым |
поршневым |
манометром для давления .до 20000 кгс/см2 . В сб.: «Исследования в области изме рений высоких давлений». Труды ВНИИФТРИ, вып. 75 (135). М., Изд-во стандар тов, 1964.
9. В. В. Б а х в а л о в а. Эффективная площадь недеформированного поршня в поршневой системе искаженной формы. «Измерительная техника», 1966, № 1.
10. В. В. Б а X в а л о в а. Эффективная площадь деформированного поршня
впоршневой системе искаженной формы. «Измерительная техника», 1966, № 3.
11.В. В. Б а X в а л о в а. Эффективная площадь поршня реальных поршневых
систем. В сб.: «Исследования в области высоких давлений». Труды ВНИИФТРИ, вып. 104 (164). М., Изд-во стандартов, 1969.
12. В. В. Б а х в а л о в а . Экспериментальное исследование деформационных погрешностей поршневых манометров. В сб.: «Исследования в области высоких давлений». Труды ВНИИФТРИ, вып. 104 (164). М., Изд-во стандартов, 1969.
13. В. В. Б а X в а л о в а. Поршневой манометр на 15000 кгс/см2 с исключенной
деформационной погрешностью. В сб.: «Исследования в области высоких давле ний». Труды ВНИИФТРИ, вып. 5 (35). М., Изд-во стандартов, 1971.
137