Файл: Граменицкий В.Н. Грузопоршневые измерительные приборы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

метрического поршня — соответствующего

количества грузов

(из

комплекта весов) .

 

 

Дополнительно д л я достижения равновесия на платформу

весов

или грузоприемное устройство манометра

н а к л а д ы в а ю т с я в

необ­

ходимом количестве образцовые гири (разновески) . При этом зна­

чения массы гирь и грузов д о л ж н ы быть известны с

погрешностью,

составляющей не более 0,1 допустимой

погрешности

весов.

 

Перед наложением гирь и уравновешиванием нагруженных ве­

сов

они д о л ж н ы быть оттарированы,

т. е. п л а т ф о р м а

и поршень

приведены в равновесие.

 

 

 

 

Постоянная весов kx вычисляется по формуле

 

 

 

К = - ,

 

 

(Хі.3)

 

ОТ]

 

 

 

где

М, и /П| массы гирь или грузов,

наложенных на

грузоприем­

ное устройство соответственно силового и манометрического порш­

ней.

 

 

 

 

 

 

 

Д л я определения

порога

чувствительности

на

платформу

весов

н а к л а д ы в а ю т с я грузы, составляющие 50 или

100%

максимальной

нагрузки. П л а т ф о р м а

уравновешивается с соответственно

нагружен ­

ным поршнем. З а т е м

на платформу накладывается

дополнительная

гиря, в ы з ы в а ю щ а я заметное

на глаз нарушение

равновесия. Поро ­

гом чувствительности

(или порогом реагирования) называется

мас ­

са наименьшей гири, вызвавшей это нарушение.

 

 

 

 

Государственная

поверка

грузопоршневых

 

весов

проводится

в метрологических институтах по методике, изложенной в методиче­

ских

у к а з а н и я х [54].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

заключение следует

остановиться

на влиянии

 

температуры

поршневых пар грузопоршневых весов на

точность измерения.

 

 

П р и изменении температуры

поршневых пар, как

и

всех грузо­

поршневых приборов, изменяются приведенные площади

силового

Fe

и

манометрического

Рмал поршней.

Следовательно,

изменение

температуры

повлечет

за

собой

соответствующее

изменение

по­

стоянной k\,

а это в свою

очередь вызовет погрешность

измерения

массы. Эту погрешность можно рассчитать по формуле

 

 

8,иг

=

100 [(«„„„ + Р„а „)

(7-2

Г 0 )

с -f- рс ) (7-х Г 0 ) 1 %.

(XI.4)

где

амап и ас коэффициенты линейного

расширения

 

материала

соответственно манометрического и силового поршней;

ßM an и

ß c

коэффициенты линейного расширения материалов цилиндра соот­

ветственно манометрической и силовой пары; Тх и Т2

температура

соответственно силовой и манометрической пары; Т0

температура

поршневых пар, при которой определялась постоянная

 

k.

Из формулы

(XI.4) видно, что если элементы обеих

 

поршневых

пар изготовлены из одного м а т е р и а л а с коэффициентом

линейного

расширения а,

то

 

 

 

 

ЬМт = 2 0 0 а ( Т 2 Tj).

 

 

(XI.5)

133


И если при этом температура

силовой

и манометрической

пар

одинакова, хотя

может

быть

и не

равна

начальной

температуре

То, то

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8лгг =

0.

 

 

 

 

.Это показывает,

что при a M a n = ß M a n

= ac = ßo = a

и Т\ = Т2

показания

весов не зависят

от температуры о к р у ж а ю щ е й

среды.

 

 

Следует отметить, что практически при длительной

работе

ве-

•сов элементы

силовой поршневой пары

нагреваются

и разность

Т2—Т1 может

достигнуть

нескольких градусов. В этом

случае

б м г

может стать соизмеримой с пределом допускаемой погрешности ве­ сов. Поэтому при работе с весами необходимо включать механизм принудительного вращения силового поршня только на время урав ­

новешивания

поршней и снятия показаний.

Во время

нагружения

весов или их

разгрузки п л а т ф о р м а д о л ж н а

быть арретирована, а

механизм вращения цилиндра выключен.

 

 

Весы ОГВ (п) с отсчетным устройством

поверяются

по той ж е

методике. Ш к а л а отсчетного устройства градуируется по методике, аналогичной методике градуировки ш к а л ы показывающих грузо­ поршневых манометров ( с м . г л а в у I V ) .

ИСПЫТАНИЯ, АТТЕСТАЦИЯ И ПОВЕРКА

ГРУЗОПОРШНЕВЫХ ДИНАМОМЕТРОВ

 

 

 

 

Грузопоршневые динамометры

с верхними пределами

измерения

10

и 50 тс поверяются с помощью

образцовых динамометров

1-го раз ­

ряда

по методике, изложенной в Г О С Т 14017—68 [59].

 

 

 

 

При определении постоянной

грузопоршневых

динамометров

(при

аттестациях, испытаниях

и поверках) применяется

поэлемент­

ный

метод, разработанный в М Г И М И П [46].

 

 

 

 

Постоянная динамометра при поверке поэлементным

методом

определяется следующим образом .

 

Fc и

FKaB.

Н а х о д я т раздельно значения приведенных площадей

Приведенная п л о щ а д ь Fс силового поршня определяется путем мно­

гократных измерений диаметра

поршня и внутреннего

 

диаметра

цилиндра в различных поперечных сечениях и по различным на­ правлениям .

Величина Fc

вычисляется по формуле

 

 

 

 

 

 

 

FZ = ^-DBDW

 

 

(XI.6)

где Д і и £>ц — средние значения диаметров

поршня

и цилиндра со­

ответственно.

 

 

 

 

 

Д и а м е т р ы поршня

измеряются в трех

поясах,

расположенных

1

1

3

 

 

 

 

 

н а — , —

и — в ы с о т ы

поршня, по трем направлениям,

расположен ­

ным

под углом

120° друг к другу, с погрешностью,

не

превышаю ­

щей

± 2 5 мкм.

 

 

 

 

 

134


Д л я измерения

диаметров

поршня применяется

скоба

с

конце­

выми мерами 3-го

р а з р я д а .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутренние

диаметры

цилиндра

измеряются

в

той

его

части,

в которой

располагается

силовой

поршень, по

двум

поясам, нахо­

д я щ и м с я

на

р а с с т о я н и я х — и — в ы с о т ы

цилиндра

(считая

от

его

к р а я ) , и

по

трем

направлениям

(через

120°)

с

погрешностью,

не

превышающей

± 5 0

мкм. Д л я

измерения

внутренних

диаметров

ци­

линдра применяется

индикаторный

нутромер с концевыми

 

мерами

4-го разряда .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведенная площадь

F M a n манометрического

поршня

 

опреде­

ляется методом

сличения

с образцовым

грузопоршиевым

маномет­

ром МП - 60 1-го

р а з р я д а при

давлениях

15, 30,

45

и 60

кгс/см2 . Д л я

определения

FMan

пользуются

методикой, применяемой

при

 

поверке

манометров

МП - 60

2-го р а з р я д а [20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднее значение / " " м а й

вычисляется по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Y

F

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ м а „ =

~—.

 

 

 

 

 

 

 

(XI.7)

Полученное

значение FM!m

может

быть использовано

д л я

вычис­

ления постоянной

k,

если

к а ж д о е

из четырех

значений

FU№

будет

отличаться

от

среднего

FMaa

на

величину,

 

не

превышающую

±0 , 0 2 % .

Ра д и а л ь н ы е зазоры в силовой и манометрической поршневых парах определяются гидродинамическим методом.

Дл я определения ширины зазора в манометрической паре на ма­ нометрический поршень н а г р у ж а ю т с я грузы в количестве, соответ­

ствующем

половине максимального давления

( / п ^ 5 0

кг), и

изме­

ряется скорость

опускания

манометрического

поршня

и М а н .

 

Ширина / г М а п

зазора

вычисляется по

формуле

 

 

 

 

 

 

и

 

-1 / б^маіі^ман^маіі^ман

 

 

 

/ Ѵ Т Q\

 

 

 

"•ман

у

 

 

.

 

 

( Л і . й )

где Р^50

кгс/см2 ;

( х м а н

— динамическая

вязкость

жидкости,

запол­

няющей манометрическую

пару;

г м а и

— радиус

поршня;

/ м а н

длина части поршня, погруженной

в цилиндр.

 

 

 

 

Ширину зазора

hc в силовой паре определяют

косвенным

путем.

Д л я этого

на место

поверяемого динамометра

устанавливается ме­

таллическая болванка или пружинный динамометр, на манометри­ ческий поршень (нагрузчик) навешиваются грузы в количестве, со­

ответствующем 50%

максимального давления в приборе.

В

приборе создается заданное

давление и измеряется скорость

и'

опускания манометрического

поршня

при

этих условиях.

Ширина

зазора

в силовой поршневой

паре,

соответствующая

указанной

нагрузке

на поршень,

 

 

 

135


 

 

V

 

Pk

ѵит)

 

 

 

 

 

Зіхс /-с с ( и ы а п

 

(ХІ.9)

 

 

 

 

 

 

 

где |x0 — динамическая

вязкость

жидкости,

заполняющей

силовую

пару; г с — радиус

силового

поршня; Ігс — высота

силового

поршня;

Р — давление под

поршнем.

 

 

 

 

Масса грузов и поршня с грузоприемный устройством

опреде­

ляется на образцовых

весах с погрешностью,

не превышающей

± 0 , 0 1 % .

 

 

 

 

 

 

 

П р и аттестации

или поверке динамометров поэлементным мето­

дом в а ж н о е значение приобретает определение

порога

чувстви­

тельности динамометра,

так

как

в случае некачественного

изготов­

ления или порчи поршневых пар поэлементный метод не позволяет обнаружить возможные дефекты прибора.

В динамометре ДСГ - 50, представляющем собой прибор с неурав­ новешенным силовым поршнем, м о ж н о определить порог чувстви­ тельности системы динамометр Д С Г - 5 0 — пружинный динамометр .

Порог чувствительности определяют при нагрузке,

равной

50

тс.

Н а динамометре Д С Г - 5 0 устанавливается

образцовый

пружин ­

ный динамометр 3-го р а з р я д а с верхним пределом

измерения

50 тс,

имеющий

свидетельство

о государственной

поверке.

 

 

 

После создания указанной нагрузки на грузоприемное устрой­

ство

манометрического

поршня

н а к л а д ы в а ю т с я

дополнительные

гири

массой

40 г. Н а л о ж е н и е указанной

гири д о л ж н о

вызывать

заметное

на

глаз перемещение

(около

0,2

деления) стрелки

пру­

жинного

динамометра .

 

 

 

 

 

 

 

 

Эксплуатационные качества

динамометра

проверяются

путем

пробной

поверки группы

образцовых

пружинных

динамометров

3-го

разряда .

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Л И Т Е Р А Т У Р А

1. M. К- Ж о X о в с к п. н. Теория и расчет приборов с неуплотненным порш­

нем. М., Изд-во стандартов, 1966.

2. Е. Ф. Д о л и и с к и й, М. К- Ж о X о в с к и й. Успехи и проблемы метрологии

в области измерения давлений. «Измерительная техника», 1967, № 11.

3. Н. П. П е т р о в . Гидродинамическая теория смазки. Изд. АН СССР, 1948.

4.К. И. X а н с у в а р о в. О гидродинамических силах в поршневых системах приборов с неуплотненным поршнем. «Измерительная техника», 1962, № 11.

5.Н. Г. Б о б р о в н и к о в, Р. Н. К у з н е ц о в. Распределение давления в пе­ ременном зазоре систем с неуплотненным поршнем. «Измерительная техника», 1968, № 10.

6.В. В. Б а X в а л о в а, М. К. Ж о х о в с к и й. Манометр с неизменяемой от

давления эффективной площадью поршня. В сб.: «Исследования в области измере­ ний высоких давлений». Труды ВНИИФТРИ, вып. 75 (135). М., Изд-во стандартов, 1964.

7. В. В. Б а X в а л о в а, М. К. Ж о х о в с к и й. Экспериментальное

исследова­

ние деформационных погрешностей

поршневых манометров при давлении до

10000 кгс/см2 . В сб.: «Исследования

в области измерений высоких давлений». Тру­

ды ВНИИФТРИ, вып. 75 (135). М., Изд-во стандартов,

1964.

 

8. В. В. Б а х в а л о в а, В. П. С е м и н . Установка

с образцовым

поршневым

манометром для давления .до 20000 кгс/см2 . В сб.: «Исследования в области изме­ рений высоких давлений». Труды ВНИИФТРИ, вып. 75 (135). М., Изд-во стандар­ тов, 1964.

9. В. В. Б а х в а л о в а. Эффективная площадь недеформированного поршня в поршневой системе искаженной формы. «Измерительная техника», 1966, № 1.

10. В. В. Б а X в а л о в а. Эффективная площадь деформированного поршня

впоршневой системе искаженной формы. «Измерительная техника», 1966, № 3.

11.В. В. Б а X в а л о в а. Эффективная площадь поршня реальных поршневых

систем. В сб.: «Исследования в области высоких давлений». Труды ВНИИФТРИ, вып. 104 (164). М., Изд-во стандартов, 1969.

12. В. В. Б а х в а л о в а . Экспериментальное исследование деформационных погрешностей поршневых манометров. В сб.: «Исследования в области высоких давлений». Труды ВНИИФТРИ, вып. 104 (164). М., Изд-во стандартов, 1969.

13. В. В. Б а X в а л о в а. Поршневой манометр на 15000 кгс/см2 с исключенной

деформационной погрешностью. В сб.: «Исследования в области высоких давле­ ний». Труды ВНИИФТРИ, вып. 5 (35). М., Изд-во стандартов, 1971.

137